система представлений о внутреннем мире об устройстве психической жизни человека которая позволяет

Тезаурус: Психология развития

Психология развития

Психология развития (или возрастная психология) — отрасль психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере взросления. Психология развития исследует человека, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы. Раздел науки состоит из трех подразделов: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии.

Высшие психические функции

Высшие психические функции — это сложноорганизованные психофизиологические процессы. Понятие введено психологом Львом Семеновичем Выготским, в дальнейшем его разрабатывали Александр Романович Лурия, Алексей Николаевич Леонтьев, Петр Яковлевич Гальперин. Выготский выделял натуральные психические функции, формирующиеся под воздействием наследственных факторов. Культурные (высшие) психические функции формируются под влиянием социокультурной среды в процессе взаимодействия между ребенком и взрослым на основе натуральных психических функций.

К высшим психическим функциям традиционно относят воображение, память, мышление. Но в последнее время говорят также об эмоциональности, телесности как высших психических функциях.

Мышление — это познавательная деятельность человека, результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). Воображение — способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании представлений, идей, образов объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств. Память — это понятие, которое означает сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.

Важной особенностью этих сложных психических процессов является опосредованность. Основное средство опосредования высших психических функций — речь.

Речь — это вид деятельности человека, при котором он использует средства языка для общения с другими людьми. Под речью понимают как процесс говорения, так и его результат. Благодаря речи человек не ограничивается личным опытом, ему доступен опыт многих других людей.

Интеллект

Интеллект — это устойчивая структура умственных способностей человека. Интеллект позволяет человеку решать различные задачи и адаптироваться в обществе. Выделяют различные виды интеллекта, каждый из которых обычно является способностью решать задачи определенного типа.

Эмоции

Эмоции — это особый вид психических процессов человека, которые проявляются в переживании событий в течение жизни. Эмоции возникают в процессе практически любой активности человека и выполняют оценочную, коммуникативную, сигнальную, информирующую и другие функции. Выделяют базовые эмоции, которые присущи всем людям в разных культурах: радость, отвращение, страх, удивление и другие.

Иногда эмоциями называют чувства, но у них более сложная природа и структура: гордость, вина, зависть, достоинство, любовь и ненависть. Есть сложные чувства, которые требуют соединения нескольких компонентов, к ним относится гордость. Если человек испытывает две противоположные эмоции или два противоположных чувства одновременно, то говорят об их амбивалентности. Радость и грусть — в одной ситуации, по поводу одного и того же объекта.

Модель психического

Модель психического — система представлений о внутреннем мире, об устройстве психической жизни человека, она позволяет понимать свои психические состояния и психические состояния других. Под психическими состояниями понимают мысли, намерения, эмоции, чувства, убеждения. Мы не узнаем точно, о чем думает другой человек, но можем строить предположения. Такие предположения — это модели психического состояния других людей.

Эмоциональный интеллект

Это способность человека понимать свои эмоции, распознавать намерения и мотивацию других людей, способность управлять эмоциями и использовать их в решении практических задач. Для оценки уровня развития эмоционального интеллекта есть тест Мейера — Сэловея — Карузо, тест Дэниела Гоулмана, модель социального интеллекта Рувена Бар-Она.

Привязанность

Привязанность — это характеристика эмоциональных отношений между человеком и людьми, к которым он испытывает симпатию, преданность. У ребенка возникает привязанность к матери или человеку, который за ним ухаживает, а затем к другим воспитателям. Привязанность указывает на доверие ребенка к миру. Формирование привязанности завершается ближе к году. Выделяют безопасный, небезопасный и тревожный типы привязанности.

Эмпатия

Эмпатия — это способность понимать и эмоционально отзываться на переживания других людей. Обычно выделяют два компонента эмпатии: когнитивный и эмоциональный. Когнитивный компонент помогает понять состояние другого человека и причину его чувств. Эмоциональный компонент эмпатии связан с тем, что ты в определенной степени начинаешь испытывать те же чувства, что и другой человек, а также откликаешься с сочувствием, заботой, жалостью или даже гневом на переживание другого.

Копинг

Копинг — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом, трудными ситуациями. Выделяются когнитивные, эмоциональные, продуктивные и непродуктивные стратегии. Дети учатся таким стратегиям постепенно. Копинг-поведение помогает преодолеть негативные переживания и приступить к поиску решения проблемы, например избегание или поиск социальной поддержки.

Источник

Система представлений о внутреннем мире об устройстве психической жизни человека которая позволяет

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

система представлений о внутреннем мире об устройстве психической жизни человека которая позволяет

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

система представлений о внутреннем мире об устройстве психической жизни человека которая позволяет

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

система представлений о внутреннем мире об устройстве психической жизни человека которая позволяет

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

система представлений о внутреннем мире об устройстве психической жизни человека которая позволяет

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

система представлений о внутреннем мире об устройстве психической жизни человека которая позволяет

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

система представлений о внутреннем мире об устройстве психической жизни человека которая позволяет

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

система представлений о внутреннем мире об устройстве психической жизни человека которая позволяет

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

Добавить в закладки

Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте новости о последних проектах, мероприятиях и материалах ПостНауки

Источник

Тезаурус: Психология развития ребенка

система представлений о внутреннем мире об устройстве психической жизни человека которая позволяет

Базовые понятия, связанные с особенностями социально-эмоционального развития ребенка.

Еще больше материалов на тему «Психология развития ребенка» вы найдете в нашей библиотеке. Подборка из статей, видеолекций, мультфильмов, интервью, тестов, списков полезной литературы подготовлена для вас нашим фондом в сотрудничестве с сайтом «ПостНаука».

Тезаурус: Психология развития

Высшие психические функции

Высшие психические функции — это сложноорганизованные психофизиологические процессы. Понятие введено психологом Львом Семеновичем Выготским, в дальнейшем его разрабатывали Александр Романович Лурия, Алексей Николаевич Леонтьев, Петр Яковлевич Гальперин. Выготский выделял натуральные психические функции, формирующиеся под воздействием наследственных факторов. Культурные (высшие) психические функции формируются под влиянием социокультурной среды в процессе взаимодействия между ребенком и взрослым на основе натуральных психических функций.

К высшим психическим функциям традиционно относят воображение, память, мышление. Но в последнее время говорят также об эмоциональности, телесности как высших психических функциях.

Мышление — это познавательная деятельность человека, результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). Воображение — способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании представлений, идей, образов объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств. Память — это понятие, которое означает сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.

Важной особенностью этих сложных психических процессов является опосредованность. Основное средство опосредования высших психических функций — речь.

Речь — это вид деятельности человека, при котором он использует средства языка для общения с другими людьми. Под речью понимают как процесс говорения, так и его результат. Благодаря речи человек не ограничивается личным опытом, ему доступен опыт многих других людей.

Интеллект — это устойчивая структура умственных способностей человека. Интеллект позволяет человеку решать различные задачи и адаптироваться в обществе. Выделяют различные виды интеллекта, каждый из которых обычно является способностью решать задачи определенного типа.

Эмоции — это особый вид психических процессов человека, которые проявляются в переживании событий в течение жизни. Эмоции возникают в процессе практически любой активности человека и выполняют оценочную, коммуникативную, сигнальную, информирующую и другие функции. Выделяют базовые эмоции, которые присущи всем людям в разных культурах: радость, отвращение, страх, удивление и другие.

Иногда эмоциями называют чувства, но у них более сложная природа и структура: гордость, вина, зависть, достоинство, любовь и ненависть. Есть сложные чувства, которые требуют соединения нескольких компонентов, к ним относится гордость. Если человек испытывает две противоположные эмоции или два противоположных чувства одновременно, то говорят об их амбивалентности. Радость и грусть — в одной ситуации, по поводу одного и того же объекта.

Модель психического — система представлений о внутреннем мире, об устройстве психической жизни человека, она позволяет понимать свои психические состояния и психические состояния других. Под психическими состояниями понимают мысли, намерения, эмоции, чувства, убеждения. Мы не узнаем точно, о чем думает другой человек, но можем строить предположения. Такие предположения — это модели психического состояния других людей.

Это способность человека понимать свои эмоции, распознавать намерения и мотивацию других людей, способность управлять эмоциями и использовать их в решении практических задач. Для оценки уровня развития эмоционального интеллекта есть тест Мейера — Сэловея — Карузо, тест Дэниела Гоулмана, модель социального интеллекта Рувена Бар-Она.

Привязанность — это характеристика эмоциональных отношений между человеком и людьми, к которым он испытывает симпатию, преданность. У ребенка возникает привязанность к матери или человеку, который за ним ухаживает, а затем к другим воспитателям. Привязанность указывает на доверие ребенка к миру. Формирование привязанности завершается ближе к году. Выделяют безопасный, небезопасный и тревожный типы привязанности.

Эмпатия — это способность понимать и эмоционально отзываться на переживания других людей. Обычно выделяют два компонента эмпатии: когнитивный и эмоциональный. Когнитивный компонент помогает понять состояние другого человека и причину его чувств. Эмоциональный компонент эмпатии связан с тем, что ты в определенной степени начинаешь испытывать те же чувства, что и другой человек, а также откликаешься с сочувствием, заботой, жалостью или даже гневом на переживание другого.

Копинг — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом, трудными ситуациями. Выделяются когнитивные, эмоциональные, продуктивные и непродуктивные стратегии. Дети учатся таким стратегиям постепенно. Копинг-поведение помогает преодолеть негативные переживания и приступить к поиску решения проблемы, например избегание или поиск социальной поддержки.

Читать статью на сайте Постнауки.

Еще больше материалов на тему «Психология развития ребенка» вы найдете в нашей библиотеке. Подборка из статей, видеолекций, мультфильмов, интервью, тестов, списков полезной литературы подготовлена для вас нашим фондом в сотрудничестве с сайтом «ПостНаука».

Источник

К вопросу о понятии «душа» в психологии

Во все времена человечество интересовал конкретный человек, его мысли и переживания, причины и закономерности его поступков. Человеку интересно знать, что движет им самим и окружающими, как возникает сознание, что такое душа. Исследованием именно таких проблем и занимается психология. Слово «психология» было введено в научный оборот немецким философом Христианом Вольфом в ХVIII в. Само это слово, возникшее из греческих словpsuchиlogoz, переводится на русский язык как «наука о душе». Однако в современной психологии зачастую термин «душа» используется только при объяснении и переводе этого слова, но в дальнейшем фактически элиминируется из содержания науки.

Сегодня термин «психология» используется, во-первых, для обозначения целой группы наук: общей психологии, психофизиологии, социальной психологии, возрастной психологии, психологии личности и других отраслей психологического знания. Во-вторых, этот термин используется в психологической науке для фиксации, описания, анализа структурных элементов человеческого отражения и взаимодействия человека с самим собою и с миром. Это понятие позволяет дифференцировать различные психические элементы: ощущения, восприятия, сознание, мышление, память, воображение и тому подобное. Данный термин позволяет не только дифференцировать, но и выделить отдельные элементы и свойства психики. Человек рассматривается с точки зрения того, в какой степени присутствуют, насколько развиты элементы и свойства психического, как они осуществляются и развиваются, на основании чего и «оценивается» человек. Реальный же человек в стихии его существования, его жизни исчезает из психологического анализа. Вернуться к изучению человека в реальности его бытия можно, лишь используя понятие души, которое, безусловно, не отрицает и не устраняет понятия психики, а дополняет его.

Обращение к понятию души в современной психологии не может произойти легко и автоматически. В период господства в нашей стране марксистской, атеистической идеологии использование понятия души не поощрялось в его традиционном позитивном смысле. Человек сравнительно легко познает материальную оболочку природы, но у него нет доступа к невидимым сущностям духа и души. Это привело к тому, что в ХIХ в. понятие души стало вытесняться понятием психики, которому экспериментальная психология и материалистическая философия придавали весьма узкое, операциональное значение. Поэтому нередко возникал соблазн отрицать существование скрытых миров души и духа, что вело вообще к непринятию понятия души и замене его понятием психики. В соответствии с учениями И. П. Павлова и И. М. Сеченова психика понималась как особая форма отражения, высший тип интеграции нейрофизиологических процессов в организме, как субъективный способ переработки информации. Позитивистская, а затем и марксистская философия сводили понятие психики к понятию сознания, отказавшись от анализа неосознаваемых влечений души.

Сегодня времена изменились, у общества возникает интерес к традиционным философским и религиозным понятиям. По-видимому, назрела необходимость анализа понятия души с позиции современной психологии, с учетом богатства всего его содержания, наработанного в философии и религиоведении, с точки зрения уточнения уже существующих и используемых в психологии категорий, позволяющих изучить человека в его бытии.

Целью нашей статьи является выявление содержания понятия души во всем богатстве накопленного психологического научного знания и соотнесение этого понятия с понятием психики, а на основе этого — рассмотрение форм проявления души в жизнедеятельности человека. Системное описание и анализ содержания понятия «душа» в психологии позволит не только «вернуть» в психологию живую жизнь индивида, но и рассмотреть материальное бытие человека как некий текст, знаки которого воплощают в себе сверхчувственное значение. В этом смысле развертывание бытия человека выступает как духовное искание, позволяющее человеку развиваться, социализироваться и становиться универсальным существом, стремящимся к самореализации и познанию сокровенных сущностей.

Мы основывались на классических философских работах, в том числе и на работах русских философов, занимающихся психологической проблематикой. Это работы В. Соловьева [1989], Н. Лосского [1917], С. Франка [1917], Б. Вышеславцева [1984] и др. Так, согласно С. Л. Франку первичное существо реальности — человек, «я», чье «…переживание есть по существу нечто большее, чем субъективное “душевное” состояние: оно есть именно духовное состояние, как единство жизни и знания. “Пережить”, “прочувствовать” что-либо — значит знать объект изнутри, в силу своей объединенности с ним в общей жизни…». [Франк, 1956, 206—207].

В отечественной психологии задача анализа бытия человека в мире, поиск им смысла в бытии, на наш взгляд, в определенном отношении перекликается по своему содержанию с изучением души человека. Мы обращались к работам Л. С. Выготского [1956], С. Л. Рубинштейна [1957], К. А. Абульхановой-Славской [1980], А. Г. Асмолова [1990]. Что касается зарубежных психологов, то это работы В. Франкла [1990], С. Московичи [1998], К. Юнга [1995, 1996] и др.

Становление психологии как науки шло под воздействием самых разных влияний. Истоки этого влияния восходят к древнегреческой философии. Фактически психология развивалась вплоть до первой половины ХIХ в. в русле философского знания. Поэтому, чтобы понять содержание тех или иных психологических понятий, необходимо обратиться к истории философии, т. е. общим истокам и философии, и психологии. Обращение к истории илософии позволит понять не только происхождение и эволюцию понятий, но и представить себе дальнейший ход развития науки. В значительной степени это относится и к понятию «душа».

В философии и психологии обычно душа понимается как нематериальная сущность человека, сопряженная с его индивидуальностью; в богословии же она рассматривается как бессмертная часть человека, пронизанная Божественным духом.

Исследователь первобытной культуры Э. Б. Тайлор следующим образом описывает понятие души: «Душа есть тонкий, невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тела. Она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. Она независимо и нераздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного обладателя в прошлом и настоящем. Она способна покидать тело и переноситься быстро с места на место» [Тайлор, 1989, 213]. Аналогичное представление о душе как тени, воздухе сложилось и у древних славян. Известный исследователь русского фольклора А. Афанасьев пишет: «…душа понималась, как существо воздушное, подобное дующему ветру. Язык сблизил оба эти понятия, что наглядно свидетельствуется следующими словами: душа, дышать, воз(вз)дыхать… дух (ветер), дуть, дунуть, духом — быстро, скоро, воздух, воздыхание, вздох » [цит. по: Вулис, 1991, 80—81].

В представлениях древних душа, с одной стороны, обладает особой энергией, является силой, организующей тело изнутри. С другой стороны, душа существует как что-то внешнее по отношению к человеку и его судьбе, как опасная сила, которая может воздействовать на судьбу человека. Подобные представления о душе характерны не только для первобытных народов, но сохраняются и в современной культуре. Они проявляются в предрассудках людей, отражаются в литературных произведениях. Например, в повести Н. В. Гоголя «Портрет» или в «Портрете Дориана Грея» О. Уайльда реальная судьба героя зависит от происходящего с изображением героя на полотне. Портрет выступает как отчужденное отражение, как отчуждение души и становится дверью в неизвестное, таинственное, неизученное и опасное для человека. В психологии отчуждение представляется как раздвоение души, как существование множественности личностей в душе человека, что сопряжено с отказом от себя, потерей собственного «я», что может вести к возникновению психических заболеваний или к гибели индивида.

В греческой философии можно проследить эволюцию понятия души. В философии Гераклита впервые появляется идея диалектической связи души и мира. Душа по Гераклиту глубока и беспредельна. «Идя к пределам души, их не найдешь, даже если пройдешь весь путь: таким глубоким она обладает логосом» [цит. по: Чанышев, 1981, 135]. Идея о безразмерности пространства души приводит к пониманию того, что в реальности существуют все возможные пути развития. В бытии есть все, но каждый индивид извлекает свое индивидуальное понимание, свое чувствование, свое предназначение, которое в то же время и всеобщее, ибо оно всегда существовало и существует и дает возможность осуществить его. Отсюда вырастает представление о душе как индивидуальности, лежащей в основе неповторимости судьбы, жизненного пути человека. В то же время душа имеет всеобщую природу. Это означает, что каждый человек, в силу того что он человек, имеет общую природу, но каждый человек выражает эту всеобщность в уникальной форме, тем самым изменяя и внося разнообразие во всеобщее развитие.

Платон рассматривает душу как бессмертную. Вселенская душа выступает неизменной основой всего сущего. Человек получает частичку этой вселенской души как свою неизменную основу. Душа как нечто основополагающее в человеке есть проявление идеи. Душа у Платона сопричастна идее как некому конструирующему началу, но она причастна и миру телесному, вещественному, чувственному, «…она вся проникнута телесным: их срастили постоянное общение и связь с телом и долгие заботы о нем» [Платон, 1965, 362]. Но душа способна «повернуть глаза души», чтобы получить знание и о мире, и о самом человеке в их единстве. Поскольку душа соразмерна «постоянству и неизменности», она способна воспринимать не только преходящие вещи, но способна понимать мир в его полноте, как пишет Платон, «вспоминая» то, что она уже знала. Единственная реальность, которая существует, это и есть реальность настоящего, «здесь и теперь», а душа выступает как элемент непреходящего вечного смысла или идеи, через душу вечный смысл жизни прорывается в хаос существования, придавая реальности осмысление и смысл.

Именно с именем Платона (диалог «Менон») связана постановка проблемы познания и открытия априорного знания. Душа имеет бессмертную, всеобщую природу, поэтому ей доступны все реалии мира как по ту, так и по другую сторону. Следовательно, душа может «вспомнить», т. е. извлечь из самое себя знание и истину, которые уже существуют в душе человека, даже если человек и не подозревает об этом. Значит, чтобы познать мир, человеку необходимо познать самого себя: только в познании самого себя человек «получает» свою сущность. Эти идеи Платона перекликаются с пониманием современной психологией такой формы знания, как непосредственное (интуитивное) знание.

Размышления Платона о душе как «непреходящем мире идей» перекликаются с размышлениями К. Юнга о душе и переживании человеком собственной жизни. Собственно говоря, бессознательное К. Юнгом рассматривается в духе платоновских идей — как мира, который непосредственно не осознается человеком, но определяет его. Прорывы в обыденный мир человеческого бытия, мира вечного, непреходящего выступают важнейшим событием в жизни человека, поскольку только эти прорывы и позволяют человеку понять самого себя. «Я могу понять себя, — пишет К. Юнг, — только в свете внутренних событий. Именно они составляют уникальность моей жизни…» [Юнг, 1998, 19]. Речь здесь, безусловно, идет не просто о внутренних событиях жизни как личных переживаниях или чувствах человека, а о том, что наиболее значимые уникальные переживания и мысли появляются не из внешних событий жизни (хотя они могли быть и скорее всего были каким-либо толчком дальнейших событий), а из их сцепления с тем, что К. Юнг называл бессознательным.

Большинство исследователей связывают с именем Аристотеля понимание души как предмета психологического знания. В трактате «О душе» Аристотель пишет: «…душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же есть энтелехия: стало быть, душа есть энтелехия такого тела» [Аристотель, 1976, 394]. Материальная оболочка (тело) есть лишь форма, потенциал, акт которого есть душа. Поскольку различаются феномены жизни, различаются и формы души. Аристотель делит душу на вегетативную, чувственную и рациональную. Чтобы обладать рациональной душой, человек должен иметь две другие — вегетативную и чувственную. Содержание рациональной души — это мысль и операции с нею. Интеллект дан человеку извне, он связан с Богом и остается в душе человека в течение всей его жизни, он трансцендентен по отношению к чувственному, где сверхчувственное и есть Божественное в человеке.

В греческой философии возникает еще одна проблема, решение которой для психологии актуально и сегодня, — проблема связи души и духа. Именно у Плотина возникает такой полюс существования и функционирования души, как дух. У Плотина появляется понятие Мировой души как некой самостоятельной сущности. «Сама душа, имеющая Божественную природу, всегда остается в покое и пребывает в самой себе» [Плотин, 1994, 15]. Плотин выделяет разные виды души: душа как чистая ипостась, остающаяся в тесном союзе с духом, — это «высшая душа», далее — «душа всего» как творящая сила, создающая космос, и, наконец, душа, которая оживляет и создает отдельные тела. Все эти души связаны с Мировой душой, которая понимается Плотином как «самопродуцированная активность», или благо, которое само себя творит. Плотин выделяет два вида Мировой души. Одна из них заключается в бытии, а другая выходит из обособленного бытия каждой вещи. Таким образом, индивидуальная душа оказывается как бы посредником между бытием и Мировой душой.

Древние мыслители открыли особую реальность психического как реальность души. Они намекнули в метафорической форме на методы описания этой ненаблюдаемой реальности исходя из интроспекции и косвенных умозаключений, наблюдений за поведением человека. Древние догадывались о сложном и противоречивом взаимодействии родового и видового в душе (например, идея Платона о душе как родовой для всех видов душ, где всякая индивидуальная душа отклоняется от идеальной идеи души).

В средневековой философии человек, чтобы перейти к познанию самого себя, должен был осознать, что все, чем он обладает, это не его, все, чем он одарен, дано Богом. В момент познания человек возвращает это знание тому, кто его этим одарил. У Августина душа — высшая сущность, она выше физических объектов, за ней стоит некий Закон как умопостигаемая бестелесная реальность, определяющая реальный мир. Теория же «воспоминания» Платона как теория познания мира трансформируется им в теорию иллюминации, прозрения, озарения (теория открытия истины). Причем «прозреть» может лишь та душа, которая чиста и свята и имеет «сродство» с идеями. Тем самым открывался еще один путь познания души, религиозный — Откровение, открывающее прямой путь к духу.

То «отрицание» по отношению к понятию души, которое мы имеем сегодня в психологии, начиналось с введения принципа «cogito» Р. Декартом в философии Нового времени. Именно в принципе «Cogito ergo sum» Р. Декарта провозглашается изначальность бытия как сознания. Согласно Декарту, человек и есть мыслящая реальность. «Но что же я такое? — задает вопрос Декарт. — Мыслящая вещь. А что такое Мыслящая вещь? Это вещь, которая сомневается, понимает, утверждает, отрицает, желает, не желает, представляет и чувствует» [Декарт, 1950, 345]. Само же содержание души человека становится эквивалентным содержанию сознания. Декарт в «Метафизических размышлениях» описывает сознание как пред-ставление и чувствование. Сознание выступает началом мира в силу своей активности, подчиняет мир господству разума.

Размышления Декарта приводят к тому, что в психологии начинает возобладать редукционистское объяснение души, пытающееся свести душевные процессы к вещественно-телесному, физиологическому началу у материалистов ХVIII в., а у К. Фогта, Я. Молешотта, Л. Бюхнера в ХIХ в. — к специфической функции деятельности головного мозга. Аналогично рассматривал этот процесс И. М. Сеченов. Отказ от понятия «душа» связан во многом с тем, что душа не могла рассматриваться как биологическая реальность, ее невозможно было изучать «научными» методами. Такой подход привел к пониманию психологии как науки о наглядном, науки о поведении, деятельности, и это, в свою очередь, сформировало такие направления в психологии, как бихевиоризм и рефлексология. Подобные взгляды существовали в психологии до ХХ в.

Понятие души, безусловно, не может не иметь общего содержания с понятием психики, что позволяет в определенном отношении использовать их в качестве синонимов. Хотя, на наш взгляд, понятие «душа» существенно шире понятия психики.

Во-первых, душа имеет целостную природу, не сводимую к какому-либо элементу психики, что позволяет противостоять претензиям редукционизма, заставляет рассматривать человека в тотальности его проявлений, в комплексе взаимодействия его психического, телесного и духовного начал.

Во-вторых, введение и использование понятия души позволяет проанализировать и понять различие душевного и духовного начал в человеке. В отличие от понятия психики, понятие души включает в свое содержание идею воздействия на нее духа как некоего свободного, творящего начала всего космоса и каждой отдельной вещи. Дух понимается как подлинное бытие, соприкосновение души с которым и созидает экзистенцию человека. «Не получая долгое время живительных импульсов духа, душа увядает, выпадает из общей бездны сущего. Оплодотворяясь же духом, душа расцветает и совершенствуется. Таким образом, взаимосвязь бытия духа и экзистенция души может быть конкретизирована понятиями духовности и бездуховности души», — подчеркивает современный исследователь [Пивоваров, 2000, 111]. Введение в научный оборот психологии понятия «душа» позволяет понять влияние духовного начала на душу человека с точки зрения формирования разных типов человека («духовный человек» и «душевный человек»), что имеет и практическое значение, например, в практике воспитания человека. Анализ понятия «душа» в психологии позволит преодолеть заблуждение о непримиримом антагонизме между наукой и религией, позволит выработать критерии понимания духовных ценностей, проанализировать состояния, которые испытывает верующий человек.

Анализ влияния духа, духовного начала на душу человека позволяет понять основу интерсубъективной природы человека, связать в едином существовании сознание и бессознательное как полюсы души и понять развертывание жизненной перспективы человека под влиянием душевных и духовных устремлений.

В-третьих, понятие души, в отличие от понятия психики, позволяет «индивидуализировать» психологию, т. е. обратиться к изучению индивида в конкретности его существования. Обращение к понятию души тем самым ставит перед современной психологией задачу индивидуализации человеческого существования в процессе жизни человека как развертывании субъективных переживаний. Л. С. Выготский отмечал: «…Нельзя жить, не осмысливая духовно жизнь… Что может поколебать человека, ищущего истину? Сколько в самом этом искании внутреннего света, теплоты, поддержки! А потом самое главное — сама жизнь — небо, солнце, любовь, люди, страдание. Это не слова, это есть. Это подлинное. Это воткано в жизнь. Кризисы — это не временное состояние, а путь внутренней жизни. Когда мы от систем перейдем к судьбам… к рождению и гибели систем, мы увидим это воочию» [Выготский, 1990, 93—94]. В этих словах Л. С. Выготского подчеркивается необходимость исследования и процесса жизни, и человека как процесса, т. е. динамики его переживаний, становление душевных движений. Такой подход, на наш взгляд, перекликается с одной из задач психологии в ХХI в., как ее сформулировал А. Г. Асмолов: «Психология тогда и только тогда станет наукой о человеке, когда она вторгнется в мир и начнет понимать, подчеркиваю — понимать, происходящее в этом мире» [Асмолов, 2002, 460]. Понятие души, включающее описание и чувствование человеком нюансов своей жизни, ее кризисов, ее этапов и позволяет связать воедино понимание двух процессов — процесс течения жизни и процесс формирования человека. Это единство и отражается в содержании понятия души как движение и сотворение человека в непосредственности его жизни в определенных исторических, культурных условиях его жизни и как отражение в той или иной форме рефлексии этого сотворения себя. Понятие души как некой представленности субъективных образов, сложившихся в результате накопленного жизненного опыта, влечений, установок, позволит рассмотреть проблему врожденного и приобретенного в восприятии человека.

В-четвертых, душа выступает как некое объединяющее начало, единство сознательных образов и смутных переживаний и установок, формирующихся под влиянием бессознательного у отдельного человека. Душевное начало (то, что апостол Павел называл «плотским началом» души) выступает как взаимосвязь телесного, сознательного и бессознательного в образах и переживаниях человека.

Понятие души позволяет понять человека не как изолированное существо, а как существо, вписанное в мир его существования, как «производителя» этого мира, а тем самым — и созидателя самого себя в той мере, в какой он понимает и принимает мир, осмысляя этот мир и создавая его образ в своей душе. Психология как наука о существовании человека через его смысловые образования, образы души требует рассмотрения человека в его интерсубъективности через призму коммуникационного взаимодействия с миром, в который он включен и который он воспроизводит в своей душе как осознанно, так и бессознательно.

В-пятых, различие между понятием души и психики заключается в следующем: понятие психики может быть использовано для описания состояния субъекта в каждый данный момент, как пиковых переживаний человека; понятие души связано с тем, каким образом человек переживает это состояние. С помощью понятия души можно проанализировать процесс, который мы называем «работой души» — сложный, трудный, наполненный противоречиями процесс переработки критических состояний. Переживание таких состояний связано с двумя основными стратегиями, которые выбирает человек. Первая стратегия связана с усилиями души, с переработкой переживания, с принятием его как части биографии, получением личного знание и развития личности. Вторая стратегия связана с тем, что человек старается «забыть», отделить от себя свое же переживание, формируя некий психологический «контейнер» («Мне надо взять себя в руки и успокоиться»). Такая «работа» приводит к нарушению целостности личности, в результате чего диссоциированная личность кардинально меняется, становится травмированной. Поэтому столь важно обращать внимание на работу души в сложных для человека ситуациях, в результате которых меняются стереотипы, установки человека на мир и самого себя.

Рассматривая становление и использование понятия души в философии и психологии, мы пытались подчеркнуть, что понятие души позволяет продемонстрировать диалектическое единство различных противоположных начал психики человека в развертывании процесса его жизни и деятельности.

Если попытаться представить категории, с помощью которых можно выразить понятие души в его функционировании, то можно выделить такие пары категорий, как сознание и бессознательное (противоположные полюсы души), а также субъект и объект.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *