система государственных органов исполнительной власти призванных защищать жизнь здоровье
Глава 3. § 3.12.Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.
Государственными службами по охране здоровья и безопасности граждан являются:
Противопожарная служба Российской Федерации
полиция Российской Федерации;
служба скорой медицинской помощи;
государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации;
Противопожарная служба РФ создана в целях защиты граждан, личного, общественного и государственного имущества от пожаров и реализации на территории субъектов Российской Федерации единой государственной политики в области пожарной безопасности. Правовые основы деятельности противопожарной службы РФ заложены в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Государственная противопожарная служба является самостоятельной оперативной службой в составе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Кроме государственной противопожарной службы в систему пожарной охраны входят:
ведомственная пожарная охрана;
добровольная пожарная охрана;
объединения пожарной охраны.
Основными задачами противопожарной службы являются:
организация и осуществление профилактики пожаров на территории субъектов Российской Федерации; организация и осуществление тушения пожаров и про ведение аварийно-спасательных работ на территории субъектов Российской Федерации (рис. 23); спасение людей и имущества при пожарах.
Согласно Федеральному закону «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (действует в последней редакции от 22 декабря 2008 г. № 272-ФЗ) милиция в Российской Федерации — это система «государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения» в пределах, установленных законом (рис. 24).
Задачами милиции являются:
выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.
Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.
Стоящие перед ней задачи российская милиция решает в тесном взаимодействии с другими государственными органами и организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и отдельными гражданами.
Следует различать криминальную милицию (занимается выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений) и милицию общественной безопасности (занимается обеспечением безопасности граждан и общественного порядка).
В своей деятельности криминальная милиция подчиняется Министерству внутренних дел РФ, а милиция общественной безопасности — соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ.
Милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.
Задержанные милицией лица могут реализовать установленное законом право на юридическую помощь. По их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних — в обязательном порядке) о задержании сообщается родственникам либо администрации по месту работы или учебы. Милиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Милиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Служба скорой медицинской помощи — социально значимая служба, представленная в Российской Федерации станциями (отделениями) скорой медицинской помощи, организуемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Служба скорой медицинской помощи является первым звеном медицинского обеспечения при ликвидации медицинских последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Организационно-методическое руководство службой скорой медицинской помощи осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и подчиненными ему органами управления здравоохранения субъектов Российской Федерации с учетом научных разработок научно-исследовательских институтов и профильных кафедр вузов.
Служба скорой медицинской помощи решает следующие задачи:
оказание скорой медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни и здоровью больного;
транспортировка больных по экстренным показаниям в лечебно-профилактические учреждения;
участие в ликвидации медицинских последствий чрезвычайных происшествий, аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Каждый гражданин Российской Федерации и иное лицо, находящееся на ее территории, имеет право на получение бесплатной экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе круглосуточно, во все дни недели. Такая помощь оказывается выездными бригадами «скорой помощи» —основными функциональными единицами службы скорой медицинской помощи.
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации представляет собой систему органов, предприятий и учреждений, действующих к целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и профилактики заболеваний человека.
Существенной задачей Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ является предупреждение, выявление и ликвидация вредного и опасного влияния среды обитания человека на его здоровье.
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба выполняет следующие основные функции:
— подготавливает и вносит предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в органы государственной власти Российской Федерации, в органы власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления;
разрабатывает целевые программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также программы по вопросам охраны здоровья граждан, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека;
разрабатывает и утверждает санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы;
проводит социально-гигиенический мониторинг (оценка состояния здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания);
выявляет причины возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, заболеваний, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды;
осуществляет контроль за выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов при размещении объектов промышленности, планировке и застройке населенных пунктов, реконструкции предприятий и зданий, размещение инженерных сетей и коммуникаций и т.д.;
координирует деятельность предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности в проведении контроля за соблюдением санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, осуществляет методическое руководство по этим вопросам;
проводит работу по гигиеническому воспитанию и образованию граждан;
проводит научные исследования в соответствующей области.
Гидрометеорологическая служба — система функционально объединенных юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии, метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии и гелиогеофизики.
Основное назначение гидрометеорологической службы — мониторинг окружающей природной среды, выявление ее загрязнения, в том числе загрязнение ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды и опасных природных явлениях.
Гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:
единство, глобальность, непрерывность и сопоставимость наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением;
единство методов сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации;
интеграция с внутригосударственными и международными системами мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения;
эффективность использования информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;
обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей);
безопасность проведения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;
соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.
Статья 12. Органы, обеспечивающие безопасность
Информация об изменениях:
Статья 12. Органы, обеспечивающие безопасность
Применение и осуществление мер безопасности возлагается:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
3) утратил силу с 1 июля 2003 г.
Информация об изменениях:
В органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности, органах внешней разведки Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах и органах государственной охраны в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц создаются в установленном порядке специальные подразделения.
Меры безопасности в отношении судей военных судов, судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, прокуроров военной прокуратуры, сотрудников военных следственных органов, а равно в отношении близких таких судей, прокуроров, сотрудников осуществляются также командованием соответствующей воинской части или начальником соответствующего военного учреждения либо соответствующим органом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
Меры безопасности в отношении военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а равно в отношении близких таких военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих с учетом характера и реальности угрозы безопасности защищаемых лиц по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, осуществляются специальным подразделением органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации.
При необходимости к осуществлению органами внутренних дел личной охраны защищаемых лиц, охраны их жилища и имущества привлекаются войска национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Меры безопасности в отношении граждан Российской Федерации, уволенных со службы (работы) в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, в отношении которых осуществлялась государственная защита в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляются теми органами, которыми ранее обеспечивалась государственная защита в отношении указанных лиц.
Статья 14. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья
Статья 14. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья
ГАРАНТ:
Часть 1 статьи 14 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.
1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья относятся:
1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья;
2) защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья;
3) управление федеральной государственной собственностью, используемой в сфере охраны здоровья;
4) организация системы санитарной охраны территории Российской Федерации;
5) организация, обеспечение и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
6) реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 93-ФЗ в пункт 7 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
7) лицензирование отдельных видов деятельности в сфере охраны здоровья, за исключением лицензирования, которое осуществляется в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
ГАРАНТ:
Согласно части 10 статьи 100 настоящего Федерального закона лицензирование медицинской деятельности, предусматривающей оказание услуг по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, является полномочием РФ
8) организация и осуществление контроля в сфере охраны здоровья, в том числе за соблюдением требований технических регламентов в сфере охраны здоровья;
9) ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере здравоохранения, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) установление порядка осуществления медицинской деятельности на принципах государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 418-ФЗ в пункт 11 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.
11) организация оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 418-ФЗ в пункт 11.1 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.
11.1) организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 55-ФЗ часть 1 статьи 14 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 11.2
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 271-ФЗ часть 1 статьи 14 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 11.3
11.3) организация медицинской деятельности, связанной с трансплантацией (пересадкой) органов и тканей человека, в том числе с донорством органов и тканей в целях трансплантации (пересадки), в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в пункт 12 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения
12) организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 6, 11 и 11.1 настоящей части и пунктом 17 части 2 настоящей статьи;
Информация об изменениях:
13) организация медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации;
14) организация и осуществление контроля за достоверностью первичных статистических данных, предоставляемых медицинскими организациями;
Информация об изменениях:
16) обеспечение разработки и реализации программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация;
17) международное сотрудничество Российской Федерации в сфере охраны здоровья, включая заключение международных договоров Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ часть 1 статьи 14 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 18
18) подготовка и представление палатам Федерального Собрания Российской Федерации не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом, ежегодного государственного доклада о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 286-ФЗ часть 1 статьи 14 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 19, вступающим в силу с 1 января 2017 г.
19) организация обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и C, антивирусными лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 286-ФЗ часть 1 статьи 14 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 20, вступающим в силу с 1 января 2017 г.
20) организация обеспечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, антибактериальными и противотуберкулезными лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в часть 2 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 271-ФЗ в пункт 1 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения
1) проведение единой государственной политики в сфере здравоохранения, разработка и реализация программ формирования здорового образа жизни и других программ в сфере охраны здоровья, реализация мер по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, оказанию медицинской помощи, организации медицинской деятельности, связанной с трансплантацией (пересадкой) органов и тканей человека, в том числе с донорством органов и тканей в целях трансплантации (пересадки), санитарно-гигиеническому просвещению;
ГАРАНТ:
Пункт 2 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.
2) установление требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;
ГАРАНТ:
Пункт 3 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.
3) координация деятельности в сфере охраны здоровья федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения;
Информация об изменениях:
3.1) согласование в устанавливаемом Правительством Российской Федерации порядке назначения на должность руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья;
ГАРАНТ:
Пункт 4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.
4) утверждение порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации;
5) утверждение соответствующей номенклатуры в сфере охраны здоровья (медицинских организаций, коечного фонда по профилям медицинской помощи, медицинских услуг, должностей медицинских работников и фармацевтических работников, специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование);
ГАРАНТ:
Пункт 6 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.
6) утверждение типовых положений об отдельных видах медицинских организаций, включенных в номенклатуру медицинских организаций;
ГАРАНТ:
Пункт 7 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.
7) установление общих требований к структуре и штатному расписанию медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения;
ГАРАНТ:
Пункт 8 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.
8) установление порядка организации и проведения медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы);
ГАРАНТ:
Пункт 9 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.
9) утверждение порядка организации и проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий;
ГАРАНТ:
Пункт 10 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.
10) утверждение правил и методик в области статистического учета и отчетности, стандартов информационного обмена в сфере охраны здоровья, применяемых медицинскими организациями и фармацевтическими организациями;
Информация об изменениях:
11) утверждение порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья, унифицированных форм медицинской документации, в том числе в форме электронных документов, порядков их ведения;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 389-ФЗ часть 2 статьи 14 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 11.1, вступающим в силу с 1 января 2016 г.
11.1) организация проведения аккредитации специалистов;
ГАРАНТ:
Пункт 12 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.
12) утверждение порядка аттестации специалистов, имеющих высшее и среднее медицинское и (или) фармацевтическое образование для присвоения им квалификационной категории;
ГАРАНТ:
Пункт 13 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.
13) утверждение порядка организации направления граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
ГАРАНТ:
Пункт 14 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.
14) утверждение порядка проведения медицинских осмотров;
ГАРАНТ:
Пункт 15 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.
15) утверждение перечня профессиональных заболеваний;
Информация об изменениях:
16) утверждение порядка назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядка оформления этих бланков, их учета и хранения;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 418-ФЗ в пункт 17 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.
17) организация медицинской эвакуации граждан медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти;
18) утверждение порядка медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), включающего определение клинических признаков опьянения и правила проведения химико-токсикологических исследований;
19) утверждение правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований;
Информация об изменениях:
19.1) утверждение общих требований к организации посещения пациента родственниками и иными членами семьи или законными представителями пациента в медицинской организации, в том числе в ее структурных подразделениях, предназначенных для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий, при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях;
Информация об изменениях:
20) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями;
Информация об изменениях:
21) организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного) X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона