сибирский цирюльник актеры фильма фото
За кадром «Сибирского цирюльника»: Почему самый высокобюджетный фильм провалился в прокате
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Над сценарием фильма работали Никита Михалков, Рустам Ибрагимбеков и Роспо Палленберг. Однако с момента его написания и до окончания съемок в общей сложности прошло 10 лет – это было связано с трудностями финансирования невероятно масштабного проекта. В съемках было задействовано 250 актеров и несколько тысяч актеров массовки, большое количество техники, несколько самолетов и вертолетов. Ежедневно съемочную группу обслуживало около 80 автомобилей. Сцены в Сибири снимали в Хакассии, Красноярске и Нижнем Новгороде. Павильонные съемки проходили в Чехии – аренда павильонов там оказалась более дешевой, чем в России. Американский военный лагерь на самом деле был оборудован в Португалии.
Однако даже съемки в Москве потребовали значительных материальных затрат. Зима 1997 г. выдалась на удивление теплой, снега почти не было, поэтому пришлось использовать тонны искусственного снега и соли, а тающий лед в пруду во время съемок сцен масленицы охлаждать жидким азотом. По просьбе Михалкова к президенту Ельцину, специально для съемок на 10 часов отключили внутреннее освещение кремлевских звезд. До этого их отключали всего один раз – в начале Великой Отечественной войны.
В главных ролях были задействованы голливудские артисты – ирландский актер Ричард Харрис, исполнивший роль Маккрекена, изобретателя паровой самоходной лесопилки, и британская актриса Джулия Ормонд, сыгравшая его мнимую дочь, американскую авантюристку. Джулия Ормонд рассказывала, что эти съемки стали для нее совершенно новым опытом – во-первых потому, что они были очень длительными, и съемочных дней в одном этом фильме у нее оказалось больше, чем за всю карьеру в Голливуде, а во-вторых, из-за того, что в условиях ограниченных технических возможностей костюмеры и операторы находили нестандартные и очень интересные художественные решения. « Можно сказать, мой российский опыт во многом сформировал меня и стал частью моей жизни », – признавалась актриса.
На главную мужскую роль Никита Михалков пригласил Олега Меньшикова, с которым уже работал за 4 года до этого на съемках фильма «Утомленные солнцем». Правда, на тот момент актеру было уже 38 лет, а сыграть ему предстояло юношу-юнкера. Но с этой задачей он справился великолепно. Перед съемками все 25 выпускников театральных вузов, игравших юнкеров, и сам Олег Меньшиков 3,5 месяца жили в казарме и проходили обучение по уставу 1885 г. на специально организованных для них курсах – режиссер стремился к максимальной достоверности и не хотел, чтобы актерская игра сводилась к «симуляции». Поэтому актеров обучали верховой езде, фехтованию, бальным танцам, хождению строем и даже Закону Божьему.
Олег Меньшиков по этому поводу говорил: « Михалков гениально сделал, когда отвёз нас в Кострому, в училище. Иначе бы не удалось сначала создать, а потом передать атмосферу юнкерского братства. Такое нельзя сыграть на голом профессионализме. Тут чувства в ход идут. Это был совершенно необычный эксперимент, ничего похожего в моей жизни ещё не случалось. Не скрою, я привык к несколько иным условиям жизни. Хорошим. ».
При бюджете в 40 млн долларов в российском прокате «Сибирский цирюльник» собрал 2,6 млн долларов. Одной из главных причин провала кинокритики называли слишком явную ориентированность фильма на западного зрителя и то, что фильм был снят в голливудской эстетике: сцены широкой русской масленицы казались нашим соотечественникам бутафорскими, «национальная идея» – набором штампов, попросту «клюквой», фамилия главного героя – Толстой – рассчитанной на узнаваемость за рубежом. В прессе фильм называли «комиксом а ля рюс» и «мерседесом, расписанным под хохлому».
« Россия в фильме словно бы увидена чужаком, только выдающим себя за местного. С реальностью страны и истории ее сопоставлять совершенно бессмысленно. С мечтаниями режиссера о том, какой она могла бы быть, – можно, но и это объясняет немногое. Эта Россия действительно состоит из конфеток-бараночек, водочки с икрой, да белоконного царя-батюшки в исполнении замечтавшегося режиссера. Но к «лубку», каким бы сочным и милым, суриковско-кустодиевским он ни был, эту Россию свести нельзя », – писал кинокритик, театровед, кандидат искусствоведения Михаил Брашинский.
Успеха у американских и европейских зрителей тоже не случилось, и на это уже были другие причины. Несмотря на стремление режиссера к максимальной исторической достоверности, именно в этом отношении фильм получил наибольшее количество критических отзывов. Историк и директор информационно-аналитических программ Фонда исторической перспективы Александр Музафаров обратил внимание на несколько несоответствий реалиям.
В первом же кадре с датой 1905 г. показан современный американский флаг – а в ту пору на нем было не 50, а 45 звездочек. Но если эта деталь могла бы остаться незамеченной, то следующая американскому зрителю была явно непонятна: культовое высшее военное учебное заведение «West Point» на самом деле находится в лесу, а не на крутом берегу океана, а форма кадетов была смесью формы, отмененной за 2 года до событий и полевого снаряжения, появившегося только через 3 года. Возможно, это было одной из причин того, что американская публика уходила из кинотеатров, и фильм провалился в прокате и в США. К тому же участвовавшие в съемках зарубежные актеры не были звездами первой величины, а российские не были известны американцам и европейцам.
Музафаров приходит к такому выводу: « Проблема в том, что наши кинематографисты крайне редко пользуются услугами консультантов-историков, историки всегда идут на последнем месте. Да, конечно, фильм – это в первую очередь мастерство режиссера и сценариста, игра актеров… Но даже хорошее кино можно загубить грубыми ляпами. Я специально отматывал фильмы до конца: военно-исторические консультанты идут на последнем месте, после осветителей, административных работников, чуть ли не после водителей! Появляются в самом-самом конце. И пока они занимают такое место, фильмы будут проваливаться в прокатах ». По мнению других критиков, фильм заранее обрекла на провал слишком масштабная рекламная кампания, сулившая зрителям что-то совершенно невероятное – и, как результат, ожидания публики были обмануты.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Содержание фильма «Сибирский цирюльник». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Мелодрама от режиссера Никиты Михалкова.
Между Андреем и Джейн возникают взаимоотношения, на пути которых становится генерал Радлов, в своём почтенном возрасте решивший сделать предложение Джейн. Поступки Толстого, вызванные ревностью, приводят его на каторгу в Сибирь, разлучив с возлюбленной.
Картина была выбрана претендентом на «Оскар» от России. Но в 1999 году была дисквалифицирована по причине того, что так и не вышла в коммерческий прокат в России к сроку, потому что была доработана только в феврале. Создатели пытались симулировать недельный показ картины в московском кинотеатре «Зарядье», однако вести об этом быстро распространились в американских СМИ. Отмечалось тогда и то, что фильм мог претендовать сразу на несколько статуэток, так как снят, в основном, на английском языке.
В 2005 году студия «ТриТэ» сообщила о подготовке телеверсии фильма из пяти часовых серий, однако в 2014 году стало известно, что коробки с плёнкой исчезли при перевозке из Парижа в Рим.
Диск с музыкой Эдуарда Артемьева к фильму «Сибирский цирюльник» продаётся в России как импорт, поскольку он выпускается европейским отделением фирмы «Сони» для Европы.
кадры из фильма «Сибирский цирюльник»
Режиссер: Никита Михалков;
Сценаристы: Никита Михалков, Рустам Ибрагимбеков;
Оператор: Павел Лебешев;
Композитор: Эдуард Артемьев Художники: Владимир Аронин, Владимир Мурзин;
Продюсеры: Никита Михалков, Мишель Сейду, Леонид Верещагин;
Кастинг-директор: Тамара Одинцова;
Страна: Россия, Франция, Италия, Чехия;
Производство: Студия «Тритэ» Никиты Михалкова;
Год: 1998;
Премьера: 30 октября 1998 (Москва), 12 мая 1999 (Париж)
ТЕСТ: Вспомните, из какого фильма-сказки Александра Роу кадр!
Актёрские байки: Евгений Евстигнеев
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»?
Журнал
10 интересных фактов о фильме «Сибирский цирюльник»
Почему режиссёр отказался от голливудских звёзд, зачем на кремлёвских башнях гасили звёзды и какую сцену спародировал Стивен Спилберг.
История «Сибирского цирюльника» началась ещё в 1988 году, когда Никита Михалков и Рустам Ибрагимбеков написали сценарий истории про диковинный механизм, американскую авантюристку и молодого юнкера. С самого начала режиссёр планировал делать масштабный международный проект. Он только что снял советско-итальянскую драму «Очи чёрные», у него был свой агент в Европе, а его брат Андрей Кончаловский уже несколько лет жил и работал в Америке, так что проблем с возможностями и связями не было. Никто не ожидал, что работа пойдет так тяжело и затянется на десять лет.
«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков
Агенту удалось заинтересовать проектом итальянца Анджелло Рицолли, который в своё время работал с Федерико Феллинни. Рицолли был заинтересован в выдвижении фильма на «Оскар», поэтому пригласил в проект американского продюсера Мишеля Сейду и сценариста Роспо Паленберга. Работа над фильмом началась в 1991 году, но через два года проект заморозили из-за нехватки финансирования и разногласий с иностранными партнёрами. Никита Михалков переключился на съёмки фильма «Утомлённые солнцем», получил за него первый российский «Оскар», и после этого вернулся к «цирюльнику». Сценарий переписали, снятый материал перемонтировали, нашли российских спонсоров и дальше справлялись уже своими силами.
«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков
«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков
На главную мужскую роль Никита Михалков пригласил Олега Меньшикова, которого уже снимал в «Родне» и «Утомлённых солнцем». Он оказался самым старшим среди «юнкеров» — ему исполнилось 38 лет, тогда как остальным актёрам было по 20 с небольшим. Перед съёмками их всех отправили в казармы Костромского военного училища — проходить обучение по уставу 1885 года. Актёрам преподавали верховую езду, фехтование, бальные танцы, строевую ходьбу и даже Закон Божий. Уже знаменитый к тому времени Олег Меньшиков в казармы ехал с большой неохотой, но ему и игравшему надзирателя юнкеров Владимиру Ильину сделали поблажки. Они жили в отдельной каморке, два раза в неделю ходили в баню и даже могли слегка нарушать режим.
«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков
Съёмки фильма проходили на восьми площадках. Сибирские сцены снимали в Хакасии, Красноярске и Нижнем Новгороде, часть съёмок проходила в Москве, Горбатове и Костроме, павильоны были выстроены в Праге, а американский военный лагерь оборудовали в Португалии. Самоходную лесопилку «Сибирский цирюльник» специально для съёмок сконструировали на военном заводе под Нижним Новгородом, а после работы агрегат был отвезён на пражскую студию «Баррандов».
«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков
Никита Михалков стал первым человеком, ради которого погасили кремлёвские звёзды! До этого их гасили всего один раз во время начала Великой Отечественной войны… Режиссёру надо было снять ночные сцены на Красной площади, а события фильма разворачивались задолго до появления звёзд на шпилях. Разрешение было получено лично у Бориса Ельцина, и на всю работу на Красной площади Никите Михалкову дали 10 часов. Через Иверские ворота срочно проложили рельсы и отсняли проезд конки, а площадь засыпали солью и искусственным снегом. Снимали зимние сцены, а в Москве, как назло, началась оттепель.
«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков
Сцены Масленицы снимали на озере у Новодевичьего монастыря, где в старину обычно и проходили праздничные гуляния. Февральская оттепель и тут осложнила работу — лёд начал стремительно таять. Чтобы он не провалился вместе с декорациями и съёмочной группой, поверх него выкладывали сухой лёд и поливали жидким азотом. Специально для этого к работе подключились три фабрики мороженого.
«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков
В 2008 году режиссёр Стивен Спилберг спародировал сцену из «Сибирского цирюльника» в фильме «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». По сюжету группа советских военных прорывается через джунгли, а дорогу им расчищает фантастический лесоповальный аппарат на паровой тяге.
На Джулию Ормонд съёмки произвели неизгладимое впечатление. Во-первых, они были очень долгими, она потом рассказывала, что в России у неё было съёмочных дней больше, чем за всю предыдущую карьеру. Во-вторых, она никогда не видела такой изобретательности съёмочной группы и таких нестандартных решений по части костюмов и техники. «Можно сказать, мой российский опыт во многом сформировал меня и стал частью моей жизни», — признавалась актриса.
«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков
«Сибирский цирюльник» должен был претендовать на «Оскар», но не успел выйти в прокат к назначенному сроку и по правилам киноакадемии был дисквалифицирован. Фильм открывал Каннский кинофестиваль, и, хоть его и критиковали за голливудские штампы в изображении русской действительности, зрителям это не помешало получить удовольствие от красивой мелодрамы. В России «Сибирский цирюльник» шёл на протяжении двух лет — сначала в широком, а потом в ограниченном прокате.
Сибирский цирюльник актеры фильма фото
У Костромы много брендов. Один из них – «Кострома кинематографическая». Любят режиссеры снимать на исторической натуре свои фильмы. Список лент внушительный: «Красные дьяволята», «Два капитана», «Жестокий романс», «Очи черные», «Столыпин»… Называют в их числе и «Сибирский цирюльник» Михалкова. Но это не совсем так. Ни одного эпизода этого художественного фильма в Костроме не снято. Тем не менее, «Сибирский цирюльник» имеет к нашему городу непосредственное отношение.
Три месяца казармы
В этом году исполнилось 20 лет с премьеры «Сибирского цирюльника», на которой присутствовали в числе почетных гостей и костромичи, и 70 лет со дня рождения режиссера фильма Никиты Михалкова. Сама же картина снималась, как указано в титрах, в Москве, Красноярском крае, нижегородском Горбатове, Чехии и Португалии, звукозапись производилась в Париже. Четыре страны, четыре времени года, 188 дней съемок, 160 тысяч метров кинопленки – подсчитал потом Н. Михалков. И добавил к этим 188 дням подготовительный этап, который как раз и проходил в Костроме, а конкретно — в Костромском высшем военном командном училище химической защиты (ВВКУХЗ). «Не было бы этих трех месяцев Костромы, — сказал Никита Сергеевич, — не возникло бы этой юнкерской выправки, юнкерской доблести и юнкерского братства».
Артистов, игравших юнкеров, режиссер отправил в училище, чтобы они прониклись жизнью своих героев, вошли в образ. Подъем в 6 утра. Жить — в казарме, носить — юнкерскую форму, обучаться — по дореволюционной программе: Закону Божьему, фехтованию, верховой езде, строевой подготовке, иностранным языкам, бальным танцам, регулярно посещать храм при училище. В город им удавалось выбраться редко – военная дисциплина особо расслабиться не позволяла. Они даже друг друга называли на «вы», как было принято в 19-м веке. В общем, актеры-юнкера Олег Меньшиков, Марат Башаров, Артем Михалков и другие должны были окунуться в атмосферу, понять дух и нравы жизни молодых дворян, мечтавших о первом обер-офицерском чине.
Разрешение на проживание актеров в училище Михалкову дал министр обороны страны Родионов. В Костроме киношников курировал первый зам начальника ВВКУХЗ полковник Василий Сажин. Василий Степанович, к сожалению, рано ушел из жизни. Потому о событиях, связанных с «Сибирским цирюльником», нам рассказала его супруга — Софья Вячеславовна.
С большим воодушевлением восприняли военные появление в училище известных артистов во главе с Михалковым. Интересно было наблюдать за реализацией задумки режиссера – заставить артистов жить по военному уставу 1885 года и учиться всему тому, «что из юнкера делало офицера». Это фильм о взрослении, первой любви, становлении себя как личности. И, конечно, о выборе – самом трудном, с чем сталкивается человек в жизни.
Позднее актер О. Меньшиков вспоминал: «Михалков гениально сделал, когда отвез нас в Кострому, в училище. Иначе бы не удалось сначала создать, а потом передать атмосферу юнкерского братства. Такое нельзя сыграть на голом профессионализме. Тут чувства в ход идут. Это был совершенно необычный эксперимент, ничего похожего в моей жизни еще не случалось».
На полковнике Сажине лежала ответственность за проживание и матобеспечение господ юнкеров. И с ним из всех костромичей они сдружились больше всего. Не только из-за того, что чаще контактировали, а еще и в силу характера Василия Степановича. Он был человеком ярким, интересным, эрудированным. Великолепный рассказчик с отменным чувством юмора. «Удивительный полковник», — называли его артисты. Был он популярен и у курсантов ВВКУХЗ. С необычным полковником подружился и Никита Михалков. Он увидел в нем настоящего русского офицера, защитника Отечества, верного долгу. Кроме того, во время пребывания в Костроме 11-летняя дочь Михалкова Надя простудилась и заболела. Ее мама Татьяна была в Москве, а у Никиты Сергеевича – жесткий рабочий график. Сажины забрали Надю к себе домой, лечили, заботились о девочке.
Я не узнаю Вас в гриме
Живой характер Василия Степановича, видимо, навели Никиту Сергеевича на мысль использовать его в качестве актера. В. Сажин в «Сибирском цирюльнике» сыграл три эпизодические роли: учителя географии, священника и банкира. Из них в фильм попали лишь две. Еще одна – священника – была предназначена для 5-серийной телеверсии «Цирюльника», которая была отснята, но коробки с пленкой исчезли при перевозке из Парижа в Рим, даже Интерпол не нашел концов.
В титрах Василий Степанович указан и как артист, снявшийся в эпизодах, и как военный консультант. В картине засветились в массовках и курсанты «химдыма». А известный костромской композитор Анатолий Документов значится как «учитель пения». Еще в титрах — благодарность создателей фильма ВВКУХЗ.
Снимался в своих ролях Василий Степанович опять-таки не в Костроме, а в Праге, куда он сопровождал задействованных в фильме курсантов. Гримеры поистине творят чудеса – полковника Сажина в гриме не узнать. Особенно хорош священник. В рясе, с окладистой бородой даже взгляд Василия Степановича стал иным, а фигура осанистей. Вот и сногсшибательная красавица Джулия Ормонд, игравшая главную героиню Джейн, к удивлению Софьи Вячеславовны, в жизни оказалась совсем не яркой женщиной, пройдешь – не заметишь.
И погасли кремлевские звезды
Софья вместе с мужем ездила на съемки в Прагу, но была там не три месяца, как наши курсанты, а короткий срок – на работу надо было. Но впечатлений масса. Было интересно наблюдать, как снимается Большое Кино. А «Сибирский цирюльник», действительно, масштабный проект. Бюджет фильма — 40 миллионов долларов. В съемках участвовали российские и зарубежные звезды: Джулия Ормонд, Олег Меньшиков, Леонид Куравлев, Алексей Петренко, Марина Неелова, Владимир Ильин, Евгений Стеблов, Авангард Леонтьев, Ричард Харрис, Даниэль Ольбрыхский, Роберт Харди, Элизабет Сприггс, Марат Башаров, Александр Леньков, Анна Михалкова и др. Никита Михалков тоже снялся — в роли Александра Ш. В фильме звучит музыка знаменитого композитора Эдуарда Артемьева, оператором картины стал человек-легенда — Павел Лебешев. Чтобы доставить съемочную группу в тайгу, были задействованы самолеты МЧС. Чтобы обеспечить льдом съемку эпизодов с Масленицей, работали три фабрики мороженого. Паровую самоходную лесопилку «Сибирский цирюльник», по которой и назван фильм, сконструировали на нижегородском военном заводе. С разрешения президента Б. Ельцина для съемок фильма на 10 часов отключили внутреннее освещение кремлевских
звезд, которые были видны с Васильевского спуска, а также проложены рельсы для конки через Иверские ворота. До этого звезды Кремля отключали лишь во время начала Великой Отечественной войны…
В Чехию, кроме Сажина, курсантов сопровождали офицеры из «химдыма» Анатолий Сапрыкин и Евгений Холодников. Здесь съемки шли на всемирно известной студии «Баррандов». Софье особо запомнились сцены бала. Студия, вспоминает она, небольшая, вроде бы и места мало, но камера ездит по рельсам по кругу и создается иллюзия, что это огромный зал, где танцует много людей.
Вся съемочная группа и костромские военные в Чехии вместе не только работали, но и отмечали праздники, общались в свободное время. Софья вспоминает, как встречали День Победы. Почти в полночь закончились съемки, но вся съемочная группа собралась в гостинице. День Победы в чужой стране, атмосфера непередаваемого родства и близости. Радовались, пели песни, веселились.
На студии «Баррандов» в это время англичане снимали фильм по роману Гюго «Отверженные». Между нашей и английской съемочными группами были организованы спортивные соревнования. Софья была на одном футбольном матче. «Конечно, наши победили!» — сказала она.
Актеры-юнкера ходят по красным ковровым дорожкам, разговаривают на фоне расписанных советской тематикой панно, слушают музыку в Дворянском собрании, изучают интерьер «красного дома»… Это кадры из документального фильма о подготовке актеров в Костроме. В. Сажин в нем говорил о том, что дало общение киногруппы и курсантов. Актеры получили знания о профессиональной воинской службе, а курсанты – знания этикета, которые так необходимы современному офицеру: «Это слияние дало положительный результат. Я думаю, актеры будут вспоминать службу, казарму, жизнь армейскую, а наши ребята будут помнить ту культуру, воспитание, которое было заложено в процессе обучения».
«Вечерний наряд обязателен»
На премьере были Михаил Горбачев с Раисой Максимовной, Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский, Борис Березовский, известные артисты, деятели культуры. Из костромичей — мэр Борис Коробов, начальник училища Николай Волков с супругами и др. «Мне понравилось, что такие известные люди, как Михалков, Башмет, Юрий Николаев и другие, в общении очень простые люди, некичливые», — вспоминает Софья.
После премьеры вышел забавный эпизод. Раиса Максимовна повела Софью по кремлевскому коридору, что-то показывая. А Василий Степанович – это было вполне в его духе — громко вслед: «Не ходи с ней, Соня! Ее муж страну развалил!» Раиса Максимовна и бровью не повела. А Сажин, как многие офицеры, действительно, считал Горбачева предателем.
«Кострома – это не забыть!»
В семье Сажиных хранятся автографы членов съемочной группы. Надписи трогательные, забавные. «Господину полковнику от юнкера Толстого – спасибо за все!» — О. Меньшиков. «Дорогому ЗаСажину – русскому офицеру и моему другу» — Н. Михалков. «Гениальному актеру Сажину от среднего художника» — С. Стручев. «Любимому полковнику и Мюнхгаузену Сажину» – П. Лебешев. «Удивительному полковнику от юнкера» — А. Шутов. А Элизабет Сприггс начертала по-русски: «Будьте готовы!».
Есть там и такие фразы: «Спасибо за незабываемость костромской зимы», «Мы говорим Кострома – подразумеваем Сажин, мы говорим Сажин – подразумеваем Кострома!». Сразу в нескольких автографах упоминаются бани. Видимо, произвели они на киношников, как и казармы, неизгладимое впечатление. «Дорогой, любимый Василий Степанович! – писал актер Ильин. — Никогда не забуду костромские бани, нашу казарму. Ваш Вовка Ильин».
Фото Сергея Калинина и из архива семьи Сажиных.