схиигумения макария травина биография

Житие схимонахини Макарии и чудеса матушки, о чем просят и тексты молитв

Святые праведники жили и продолжают жить среди людей. Духовные труженики молятся Господу за православных верующих, просят простить грехи и наделить милостью Божией. О схимонахине Макарии, угоднице Божьей, пятьдесят лет исцелявшей людей по благословению Богородицы, остались свидетельства очевидцев и духовных детей, собранные в книге «Богом данная».

Происхождение матушки Макарии

11 июня 1926 года на Смоленщине, в деревне Карпово в семье Артемьевых родилась двойня: мальчик и девочка. Родители были в годах (по 50 лет), имели уже многочисленное семейство (16 детей). Малыши родились слабенькими, особенно мальчик.

На другой день детей окрестили, после чего новоокрещенный Иван умер. Девочку назвали Феодосией, в память мученицы Феодосии. Передавая ребенка крестной матери, священник предрек, что девочка выживет, но не будет ходить.

Ранние детские годы

Отец Феодосии работал на железной дороге. Мать, чтобы прокормить семью, брала работу на дом: шила на заказ, ткала холсты. Из-за постоянной занятости на девочку мало обращали внимания. В 1,5 года Феодосия, вставшая уже на ноги, заболела неизвестной болезнью и не могла более стоять и ходить до конца жизни. В некоторые дни она оставалась голодной потому как ее забывали покормить. Феодосия ползала на коленях по дому, по двору, подбирая упавшие крошки хлеба.

С ранних лет единственным утешением Феодосии была молитва, которую она творила по своему детскому разумению. Огромное впечатление на ребенка произвело посещение службы в храме. Бездетная сестра Софья жалела младшую больную сестренку больше всех в семье. Однажды она взяла трехлетнюю Феодосию в церковь на службу. По окончании богослужения Феодосию долго искали, пока священник не обнаружил ее спящей под престолом, в алтаре. Дома спальное место ребенка было на полу, под кроватью.

Больную дочь родители хотели сдать в приют, считая ее обузой. Но однажды к ним под видом печника явился преподобный Тихон Калужский. Он прочел над Феодосией молитву и посоветовал матери оставить ребенка в семье. Феодосия поняла, что к ним пришел не простой человек, и стала просить его вылечить ножки. Преподобный ответил, что надо терпеть, так как это угодно Господу.

схиигумения макария травина биография

(Святой Тихон Калужский был основателем первого монастыря в Калужской земле в XV веке. По молитвам чудотворца излечивались детские болезни. Явление и слова святого свидетельствуют, что судьба Феодосии была предрешена Небесным Покровителем с детских лет).

Летаргический сон и благословление

В 8 лет Феодосия однажды не проснулась. Она заснула летаргическим сном. Думая, что дочь умерла, родители отвезли Феодосию в мертвецкую при районной больнице. Внешний вид ребенка вызывал у врачей сомнения в смерти. Феодосии не стали делать вскрытие, чтобы установить причину смерти. Две недели девочка пролежала в холодном помещении рядом с покойниками, пока не пришло время проснуться.

По словам блаженной, эти дни она провела в раю с ангелом и Божьей Матерью, которые показали ей Небесное Царство, а Богородица учила молитвам. Феодосия просила Матерь Божью вылечить ей ножки или оставить в раю, но услышала в ответ, что ее место на земле. Очнувшуюся от летаргического сна девочку вернули в семью. Ее словам никто из близких не придал значения.

Во время войны

Во время войны она оказалась в одиночестве на оккупированной немцами территории. Братьев забрали по призыву. Родители и сестры эвакуировались. Беспомощная Феодосия пряталась в сарае, в поле. Едой для нее был снег (зимой), трава и цветы (летом), кусочки хлеба от добрых людей. За два года оккупации на ней истлела одежда, кожа огрубела от холода и грязи.

схиигумения макария травина биография

Монахиня Наталия

В 1943 году Феодосию приютила у себя добросердечная женщина из деревни Ларинки. Здесь ее увидела бывшая монахиня Наталья из прекратившей в 1922 году существование женской обители в городе Вязьме. Женщине было видение, что ее земное существование сохранится, если она станет верной сиделкой у беспомощной больной. Увидев Феодосию, Наталия осознала, что ей предначертано свыше заботиться о блаженной.

Они купили на окраине деревни Темкино недостроенный дом и стали там жить. Так прошло 17 лет. В 93 года Наталия умерла. Феодосия снова осталась одна. Две женщины согласились ухаживать за старицей.

Постриг в монахи

В 50 лет блаженная постриглась в монахини под именем Тихона. Спустя 2 года, в 1978 году, приняла схиму под именем Макария, раннехристианского святого (Макария Египетского).

Целительский дар

В конце 1944 года девушке было видение, в котором Богородица благословила ее на целительство. Феодосия, «Богом данная» (значение имени) встала на путь служения людям во имя Господа. Из близлежащих поселений к Феодосии стали приходить страдающие физическими недугами люди. Она лечила молитвой, освященной водой и елеем. Блаженная помогала излечиться от телесных болезней и обрести душевное равновесие. Обладая даром прозорливости, советовала, как поступить в том или ином случае.

схиигумения макария травина биография

Блаженная помогала излечиться не только от телесных болезней, но и обрести душевное равновесие. Обладая даром прозорливости, она советовала, как поступить в том или ином случае. Главным условием для выздоровления она называла обращавшимся к ней больным веру в Бога, чтение молитвы «Отче наш», «Богородицу», употребление святой воды, елея и соблюдение поста.

Дальнейшее житие, чудеса и пророчества

Слава о Темкинской целительнице разошлась далеко за пределы Смоленщины. Ежедневно к схимонахине Макарии приезжали десятки людей. Никому не было отказа до наступления позднего вечера, когда усталая старица принимала пищу, молилась.

Приезжала к старице мать первого космонавта. Наведывался в 1968 году с врачами Ю. А. Гагарин, желая облегчить ее болезненное состояние. Схимонахиня Макария вспоминала, что просила его не летать больше. После смерти Гагарина просила отпеть заочно в ее доме.

Блаженная ежедневно молилась Иверской Божьей Матери, объясняя это тем, что Иверская – защитница Москвы, главного православного города. В своих молитвах она просила милости Божьей за столицу, Россию, всех людей. Сохранились сведения об исцелениях и пророчествах при жизни схимонахини Макарии:

схиигумения макария травина биография

Матушка советовала своим духовным детям ежедневно молиться, поститься. Она говорила, что достаточно знать одну молитву, но возносить ее каждый день, и Господь услышит и поможет. Освящение воды и масла блаженная Макария проводила дома. Каждый вечер около кровати старицы ставили два бака с водой и банку с елеем. Одной ей известными молитвами она просила Господа наделить их Божьей благодатью.

Кончина старицы

В последние годы матушка была изнурена болезнями. Богородица до смерти не оставляла старицу, утешая и давая наставления. Умерла блаженная Макария в возрасте 67 лет со словами: «Поститесь, молитесь, и будет вам спасение». В память о блаженной Макарии был открыт музей, в котором собраны личные вещи, предметы быта, фотографии и портреты подвижницы. Ежегодно в день памяти (18 июня) в Темкино приезжает Калужский архиерей, чтобы отслужить молебен на могилке блаженной Макарии.

Посмертные чудеса

Матушка продолжает помогать страждущим, обращающимся к ней с молитвой на могилке. Паломники едут в Темкино, чтобы на деревенском кладбище поклониться и попросить помощи у усердной молитвенницы перед Богом, старицы Макарии.

Посмертные чудеса схимонахини Макарии со слов очевидцев описаны в книге Г. П. Дурасова «Богом данная» (издана в 1994, 2000 году в Санкт-Петербурге и Воронеже):

схиигумения макария травина биография

Вернувшись домой, женщина почувствовала, что прошли боли в руке, мучившие ее из-за травмы в шейном отделе позвоночника, исчезли болезненные уплотнения на стопе.

Женщина, вместе с ребенком, помолилась матушке Макарии, трижды поклонилась. Масло нанесла на больное место свечкой, взятой с могилки старицы. Через несколько дней она снова повторила процедуру. Третий раз смазывать больное место не пришлось: опухоль исчезла.

Над источником, откуда брала воду старица, построили часовню в память о пророке Илии. Здесь набирают святой воды паломники, приезжающие помолиться схимонахине Макарии.

Местоположение могилы

Похоронили старицу Макарию на деревенском кладбище деревни Темкино. На могилке лежит гранитная плита с выгравированным крестом. На надгробии всегда лежат свежие цветы, горят свечи.

схиигумения макария травина биография

Текст молитв

Старице Макарии молятся на ее могилке.

В молитвенных обращениях просят помощи:

В источнике верующие могут набрать освященной воды, чтобы подкрепить слова молитвы матушке Макарии.

Первая

Ты сама с детских лет терпела нужду, и голод, и холод, и бесприютные скитания, навсегда болезнью приковавшие тебя к постели.

Ты сама всю жизнь терпеливо, безропотно и смиренно несла крест любви своей к Богу и ближним, потому и была для многих светочем, излучающим пример терпения, смирения и любви.

Ты сама в скорбной беспомощности своей обретала облегчение, утешение и радость только в Божественной благодати, даруемой за смиренную непрестанную молитву ко Христу Богу и Его Пречистой Матери, Приснодеве Марии.

И знаем мы, как многих скорбящих ты утешала, малодушных наставляла и направляла ко Христу и Церкви Православной. Знаем и то, что молитва твоя о болящих и бедствующих всегда по вере приходящих была и целительной, и благодетельной.

Веруем мы, что и ныне за свое смирение, за свою праведность ты, Матушка, удостоена от Господа блаженного пребывания со святыми в обителех небесных. Веруем мы, что и ныне ты не оставляешь безутешными всех просящих твоей помощи и твоих святых молитв.

О, Праведная мати Макария!

Вознеси ныне ко Господу свою дерзновенную молитву о нас, многогрешных, да помилует Он нас, по велицей милости Своей, и да простит грехи наши. Да укрепит Господь волю нашу, чтобы жить по заповедям Его и пребывать верными чадами в Церкви Православной.

Помоги нам, Матушка, своими святыми молитвами, чтобы неуклонно шествовать по спасительному пути, указанному Христом, и все в жизни творить во славу Божию. Аминь.

схиигумения макария травина биография

Вторая

О прелюбимая и блаженнейшая мати наша Макария!

Прими от верных сердец наших умильное моление сие:

Сохрани мир и благочестие в семье нашей, умножи нашу веру в Бога, надежду на Него и любовь к Нему, Отцу нашему Небесному, испроси нам у Господа молитву горячую и сердечную, уврачуй нас, болезнующих душею же и телом, умасти раны наши елеом милости твоея, и напои нас, жаждущих, мудростию словес твоих. Избави дом наш и всех ближних рода нашего от враг видимых и невидимых, огради нас от всякого обстояния, належащего на ны, и умоли Господа нашего Иисуса Христа помиловати и спасти нас, грешных. Аминь.

Источник

В Макариево-Писемском женском монастыре почтили память схиигумении Макарии (Травиной)

25 февраля 2021 года исполнилось 100 лет со дня рождения приснопамятной схиигумении Макарии (Травиной).

В этот день в Преображенском храме Спасо-Преображенского Макариево-Писемского женского монастыря Буйского района была совершена Божественная литургия, которую возглавил насельник Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря иеромонах Тимон (Яковлев) в сослужении клирика Рыбинской епархии, настоятеля Введенского храма с. Павловка иеромонаха Сергия (Дебабова).

Множество паломников из Буя, Костромы, Москвы, Санкт-Петербурга, окормлявшихся у матушки Макарии, собралось в святой обители, чтобы почтить её светлую память.

На богослужении молились также: настоятельница Богоявленско-Анастасиина монастыря города Костромы игумения Иннокентия (Травина), сёстры Богоявленско-Анастасиина монастыря, настоятельница Макариево-Писемского монастыря игумения Нина (Карпова) с сестрами обители, настоятельница Паисиево-Галичского женского монастыря игумения Наталия (Василенок).

По окончании Литургии была совершена панихида, на которой вознесены молитвы об упокоении приснопамятной схиигумении Макарии (Травиной).

Схиигумения Макария (в миру – Травина Валентина Ивановна) родилась 25 февраля 1921 года в деревне Лобановка Буйского района Костромской области. Работала заведующей молочной фермой. В 1940 году начала церковное служение, исполняла обязанности псаломщицы в разных храмах епархии.

С 1991 по 1995 год находилась в числе первых сестер возрожденного Богоявленско-Анастасииного женского монастыря города Костромы, несла труды по восстановлению обители. С 1995 года – настоятельница Макариево-Писемского женского монастыря.

Будучи коренной костромичкой, схиигумения Макария прошла большой жизненный путь. Претерпев много скорбей в период гонений на Русскую Православную Церковь, она более 20 лет совершала подвиг восстановления древней святыни Костромской земли – Макариево-Писемского монастыря в Буйском районе Костромской области.

Несмотря на преклонный возраст, схиигумения Макария самоотверженно несла труды по реставрации обители и возрождению в ней монашеской жизни. Под ее руководством отреставрированы памятники архитектуры XVIII-XIX веков – каменный Преображенский храм и деревянная Макарьевская церковь, построены монастырские корпуса и новая церковь во имя благоверного великого князя Александра Невского и праведной Ангелины Сербской, приведена в порядок часовня над святым источником преподобного Макария Писемского.

Благодаря усердным трудам матушки Макарии избежало забвения и возродилось одно из традиционных мест духовной культуры Костромского края. Деятельность возрожденного Макариево-Писемского монастыря имеет большое значение для духовно-нравственного воспитания костромичей, укрепления в них чувства любви к родному краю, к истории и культуре Отечества.

Своим многолетним подвижническим трудом схиигумения Макария являла пример самоотверженного служения Родине и соотечественникам. Ее отличала большая человеческая доброта и отзывчивость, она пользовалась заслуженным авторитетом среди земляков.

Труды схиигумении Макарии в деле возрождения духовной жизни на Костромской земле отмечены высокими государственными и церковными наградами. 25 февраля матушка отметила свое 95-летие. В 2011 году за подвижнический труд в деле возрождения духовно-нравственной жизни и восстановления памятников архитектуры, в связи с 90-летием со дня рождения, ей было присвоено звание «Почетный гражданин Костромской области».

21 июня 2016 года на 96-ом году жизни схиигумения Макария преставилась ко Господу.

Источник

Преставилась ко Господу настоятельница Спасо-Преображенского Макариево-Писемского монастыря Костромской епархии

схиигумения макария травина биография

21 июня 2016 года на 96-ом году жизни отошла ко Господу одна из старейших монахинь Костромской епархии, настоятельница Спасо-Преображенского Макариево-Писемского женского монастыря схиигумения Макария (Травина).

Отпевание матушки Макарии будет совершено в четверг 23 июня в 14.00 управляющим Костромской епархией епископом Ферапонтом.

Схиигумения Макария (в миру – Травина Валентина Ивановна) родилась 25 февраля 1921 года в деревне Лобановка Буйского района Костромской области. Работала заведующей молочной фермой. В 1940 году начала церковное служение, исполняла обязанности псаломщицы в разных храмах епархии.

С 1991 по 1995 год находилась в числе первых сестер возрожденного Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы, несла труды по восстановлению обители. С 1995 года – настоятельница Макариево-Писемского женского монастыря.

Будучи коренной костромичкой, схиигумения Макария прошла большой жизненный путь. Претерпев много скорбей в период гонений на Русскую Православную Церковь, она более 20 лет совершала подвиг восстановления древней святыни Костромской земли – Макариево-Писемского монастыря в Буйском районе Костромской области.

Несмотря на преклонный возраст, схиигумения Макария самоотверженно несла труды по реставрации обители и возрождению в ней монашеской жизни. Под ее руководством отреставрированы памятники архитектуры XVIII–XIX веков – каменный Преображенский храм и деревянная Макарьевская церковь, построены монастырские корпуса и новая церковь во имя Благоверного великого князя Александра Невского и Праведной Ангелины Сербской, приведена в порядок часовня над святым источником преподобного Макария Писемского.

Благодаря усердным трудам матушки Макарии избежало забвения и возродилось одно из традиционных мест духовной культуры Костромского края. Деятельность возрожденного Макариево-Писемского монастыря имеет большое значение для духовно-нравственного воспитания костромичей, укрепления в них чувства любви к родному краю, к истории и культуре Отечества.

Своим многолетним подвижническим трудом схиигумения Макария являла пример самоотверженного служения Родине и соотечественникам. Ее отличала большая человеческая доброта и отзывчивость, она пользовалась заслуженным авторитетом среди земляков.

Труды схиигумении Макарии в деле возрождения духовной жизни на Костромской земле отмечены высокими государственными и церковными наградами. 25 февраля матушка отметила свое 95-летие. В 2011 году за подвижнический труд в деле возрождения духовно-нравственной жизни и восстановления памятников архитектуры и в связи с 90-летием со дня рождения ей было присвоено звание «Почетный гражданин Костромской области».

Источник

Схиигумения Макария (Травина)

Схиигумения Макария (Травина)

21 июня мирно почила о Господе старейшая настоятельница женского монастыря в Русской Православной Церкви игумения Макариево-Писемского монастыря Костромской епархии схиигумения Макария (Травина).

Схиигумения Макария (в миру Травина Валентина Ивановна) родилась 25 февраля 1921 года в деревне Лобановке Буйского района Костромской области.

Детство и юность Валентины Травиной прошли на Костромской земле, вблизи Макариево-Писемского монастыря. Сюда вместе со своими тетушками девочка пешком ходила молиться с ранних лет. Ездили они «поговеть» и в другие дальние и ближние монастыри и в святые места. Еще в школьные годы, придя с тетушками-монахинями к своему духовному отцу архиепископу Варлааму (Ряшенцеву), тогда еще Валентина Травина, услышала от него удивительные слова: «Нас тогда только будут оценивать на небе, когда мы что-нибудь потерпим с тобою со смирением и безропотно. Без страдания и без креста никто не войдет в рай».

На долю будущей игумении выпали нелегкие испытания, во многом связанные с происходившими в то время гонениями на Церковь. Но тем не менее матушка вспоминала свою трудную и рабочую молодость как время, когда любые невзгоды были ей по силам и ничто не смогло ожесточить ее сердце. У нее была большая, искренне верующая семья с большим хозяйством и с семерыми детьми, где Валентина была старшей дочерью. Когда же внезапно умерла мама, все младшие дети (самому младшему из которых было полтора года) оказались на попечении Валентины. Вскоре семью раскулачили, отобрали всё хозяйство и увели скот.

Окончив семь классов, Валентина пришла к сумароковской монахине Михаиле, которую считали прозорливой старицей. Девочка просила благословения учиться дальше, но получила ответ: «Не учиться; ты будешь хорошая учительница». Возвращаясь от нее, Валентина недоумевала: «Как же это я буду хорошей учительницей, если не буду учиться?» Однако вышло именно так.

С 15 лет Валентина стала заведующей молочно-товарной фермой: смышленую и ответственную девушку на эту должность избрали сельчане, сказав: «Валюша, мы тебе поможем!» Но, главное, ей, не утратившей веру, пришлось своим личным примером учить вере в Господа других людей.

Свое церковное служение матушка начала в селе Дор Буйского района Костромской области. С шести лет она читала в храме Трисвятое и Апостол, для чего девочку ставили на стул. C 1940 года Валентина трудилась псаломщицей в разных храмах Костромской земли, в селе Княжеве, в Нерехте и в подмосковной Кашире, где она приняла монашеский постриг по благословению схиигумении Варвары (Трофимовой), настоятельницы Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря. Тем самым молодая монахиня, нареченная Ангелиной, исполнила волю своей матери Александры, которая всю свою жизнь сама думала о монашестве — если не для себя, то хотя бы для кого-нибудь из своих детей.

В 1991 году дочь матушки монахиня Иннокентия из Пюхтицкого монастыря получает благословение на игуменское служение в Костроме. Вместе с матерью ей предстояло, казалось, невозможное — полное возрождение Богоявленско-Анастасииного Костромского женского монастыря.

О необычайном благолепии храмов этой некогда славной обители говорил сам Иоанн Кронштадтский. Новоприбывшим монахиням было трудно. В воссозданной обители она занимала должность благочинной, а в созданном Успенском подворье в селе Домнине Сусанинского района — должность старшей сестры.

В 1994 году монахиня едет в родные буйские боры — в Макариево-Писемский монастырь, куда еще в детстве приходила молиться. И опять перед ней встала непростая задача — воссоздать по воле священноначалия обитель. При этом не просто управлять монастырем, но попытаться вернуть ему утраченное значение одного из духовных центров края.

Главный храм обители — Спасо-Преображенская церковь — один из немногих на Костромской земле, который действовал даже в военные годы. Многие приходили к мощам преподобного Макария помолиться о судьбе родных-фронтовиков. Однако и эту церковь не миновала общая печальная участь.

В 1951 году с формулировкой «изолировать подход к могиле преподобного Макария и в деревянный храм» церковь закрыли. Долгие годы храм пустовал, ветшал. Даже когда двадцать лет спустя Преображенский приход обрел своего постоянного настоятеля — подвижника, проведшего более десяти лет в ссылках, героя Великой Отечественной войны архимандрита Михаила (Беляева), всё равно говорили, что храм вот-вот закроется. Деревни вокруг обезлюдели, и всё же в середине 1990-х годов свершилось невероятное. По благословению митрополита Александра на Макариевом погосте открылся женский монастырь.

Игумения Ангелина часто повторяла, что только по молитвам ко Господу, Божией Матери и преподобному Макарию и с их помощью последние двадцать лет возрождался Макариево-Писемский монастырь.

Духовные силы и большой хозяйственный опыт помогали матушке Ангелине справляться с непосильными подчас хозяйственными и строительными работами в удаленном от города месте, называвшемся ранее Макариевой пустынью.

Одновременно с восстановлением Макариево-Писемского монастыря матушка Ангелина по-прежнему продолжала нести послушание и на монастырском подворье Богоявленско-Анастасииного монастыря в селе Домнине.

Однажды, когда матушку спросили: «Матушка, а где ваш дом?» — она, улыбаясь, ответила: «Один в “газике”, другой — в “уазике”!»

На подворье матушке Ангелине самой приходилось иногда доить коров, следить за стройкой, ухаживать за курами. И хотя мать-настоятельница, как и сестры обители, любила уединение и молитвенный покой, но каждого паломника она встречала с открытой душой. «Нам хочется, чтобы у тех, кто здесь побывал, появилось чувство радости! Радость от того, что они ощутили здесь благодать Божию!»

И это особое чувство возникало во время тихой молитвы в монастырском храме при посещении этой дивной пустынной обители среди лесов. Мир Божий приходил в сердца людей при обычной беседе с матушкой с глазу на глаз и даже по телефону. В свои девяносто пять матушка отвечала на все звонки, днем и ночью летевшие к ней просьбы и вопросы со всех концов земли.

Бывало, звонил человек из-за границы, через несколько часовых поясов, у него — день, а у матушки уже — ночь. Она и выслушает, и ободрит, и утешит. А потом помолится и поплачет за всех и скажет: «Всех жалко».

В Синодике схиигумении Макарии более трех тысяч имен. Удивительно, как она всех помнила по имени и отчеству и фамилии. Память у нее была такая, что матушка подсказывала сестрам, где и на какой полке, например, лежат гвозди.

Матушка Макария имела особый дар слова и дар искренней любви к людям, чему имеется много свидетельств от самых разных паломников. Когда-то за 25 лет до принятия ею монашества архимандрит Иоанн (Крестьянкин) предсказал матушке игуменский подвиг, повелев изготовить игуменский жезл. В 2011 году владыка архиепископ Алексий (Фролов) постриг матушку в великую схиму с именем Макарии, напомнив ей пророчество архимандрита Иоанна.

Труды схиигумении Макарии неоднократно отмечались священноначалием и общественностью. В связи с 95-летием со дня рождения 25 февраля 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил схиигумению Макарию орденом преподобного Серафима Саровского (II степени). При жизни матушка часто получала благодарности от Святейших Патриархов Алексия I, Пимена и Алексия II.

Напутствованная Святыми Таинами и пособорованная, матушка мирно предала свою душу Господу, к Которому стремилась всю свою жизнь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *