сфера общественной жизни отражающая взаимодействие классов социальных слоев групп

Социальная сфера общества

сфера общественной жизни отражающая взаимодействие классов социальных слоев групп

Понятие социальной сферы

В широком смысле социальная сфера жизни общества — это система, которая создана для удовлетворения материальных и духовных человеческих потребностей.

Социальная сфера включает в себя:

Образовательные и воспитательные учреждения: детские сады, школы, кружки по интересам, колледжи, университеты.

Организации, которые занимаются медицинским обслуживанием: больницы, госпитали, поликлиники, медицинские центры, лаборатории.

Культурные организации: музеи, дома культуры, парки культуры и отдыха, цирки, театры, концертные залы, ботанические сады, галереи.

Спортивные организации: спортивные клубы, футбольные и хоккейные лиги, спортивные школы, секции, центры.

Социальное обеспечение: организации, которые оказывают материальную помощь старикам, лицам, лишившимся трудоспособности, матерям-одиночкам, безработным, лицам без определенного места жительства.

Коммунальное обслуживание: водоканал, городской транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, электростанции.

Пассажирский транспорт, связь.

Благодаря многочисленным организациям социальная сфера общественной жизни обеспечивает условия труда и отдыха, заботится о физическом развитии человека, его здоровье, образовании.

В узком смысле социальная сфера — это демографические группы населения, которые различаются между собой по возрасту, полу, личным особенностям. Что относится к социальной сфере в этом случае: старики, дети, подростки, мужчины, трудоспособные граждане, женщины, пенсионеры.

сфера общественной жизни отражающая взаимодействие классов социальных слоев групп

Теперь мы знаем, что входит в социальную сферу. Продолжим изучать задачи, функции, элементы и виды соцсферы общества.

Задачи и функции социальной сферы

Главная цель соцсферы — улучшение качества жизни населения. Эта цель может проявлять себя в разных задачах — от решения демографических проблем до улучшения экономической ситуации.

Задачи могут быть как регионального, так и государственного масштаба. То, что важно для одного региона, может быть не актуально для другого.

Функции социальной сферы общества:

регулирование распределения, потребления и обмена производимого продукта или блага;

обеспечение безопасности граждан страны;

предоставление членам общества минимально необходимых потребностей;

поддержка нетрудоспособных слоев населения страны;

обеспечение взаимодействия между различными социальными институтами;

формирование и развитие творческих качеств у граждан страны.

Основным направлением в социальной сфере при этом остается создание оптимальных условий жизни для каждого человека, его здоровья, образования, трудовой деятельности и социальной справедливости для всех слоев населения.

Элементы социальной сферы

У социальной сферы сложная структура, она состоит из наций, групп и классов.

Нация — общность людей, которая возникла на базе общего языка, территории, экономической жизни, психического склада, и проявляется в общности культуры.

Группа — совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом и воспринимаются другими как некое сообщество.

Классы — большие социальные группы, которые формируются и функционируют на основе определенных социальных интересов и при этом различаются по роли во всех сферах жизнедеятельности общества.

Перечислим элементы социальной сферы:

этническая составляющая (народ);

территория (страна, город, поселок);

разделение на классы, которое возникает из-за неравенства доходов и уровня жизни, разделения труда;

экономическая составляющая, которая основана на доходах членов общества и регулируется степенью доходов граждан страны;

профессионально-образовательная составляющая — когда различие между людьми проявляется по социально-профессиональному признаку (умственный или физический труд) и по уровню образования (среднее, высшее);

семейно-брачная составляющая (брак, общая бытовая жизнь, взаимопомощь, ответственность);

демографическая составляющая, к которой относятся:

Виды социальных сфер

Часто социальные отношения называют общественными, так как они возникают во всех сферах жизни общества. Они складываются исходя из образа жизни, социального положения и равенства, а также степени удовлетворения потребностей.

Виды социальных отношений разделяют по субъекту либо носителю на эстетические, моральные, массовые, межгрупповые и межличностные, индивидуальные, международные.

Виды социальных сфер и отношений по объекту: экономические, политические, правовые, религиозные, семейно-бытовые.

По модальности социальные отношения разделяют на сотрудничество, соперничество, субординацию и конфликты.

По степени формализации и стандартизации социальные отношения можно разделить на официальные и неофициальные, формальные и неформальные.

Социальная сфера и благосостояние граждан страны

Благосостоянии граждан страны напрямую зависит от того, на какой ступени развития находится социально-культурная сфера страны.

Именно в этой сфере находятся все отрасли, которые способны повлиять на качество жизнедеятельности людей:

Здравоохранение. Важно качество бесплатного медицинского обслуживания и количество бесплатных больниц и клиник по сравнению с платным медицинским обслуживанием.

Образование. Здесь имеет значение доступность и уровень бесплатного школьного и высшего образования для всех слоев населения.

Социальное обеспечение. Это социальные программы, которые направлены на помощь малоимущим людям или многодетным семьям.

Культура. Посещение объектов культуры с предметами достояния народа должно быть доступно всем слоям населения. Здесь также важна защита интеллектуальной собственности деятелей культуры и достойная оплата их труда и творчества.

Спорт и физическое воспитание. Главной задачей в этой области является поддержание здоровья и красоты, увеличение продолжительности жизни населения.

Таким образом, если во внутренней политике государства социальная сфера занимает одно из ведущих мест, можно делать прогнозы о процветании населения страны.

Проблемы социальной сферы

Главная проблема общества — неравенство доходов населения страны.

В современном мире используют два пути решения этой проблемы:

предоставление равных возможностей каждому члену общества для обустройства своей жизни;

предоставление определенных благ для создания достойной жизни гражданам страны. При этом успех зависит от личных усилий отдельного гражданина.

Кроме того, можно отметить еще одну проблему — достижение равноправия мужчин и женщин. При этом на женщин ложится двойная нагрузка: работа на предприятии и работа по дому. В результате происходит ослабление семейного уклада, сокращается рождаемость, отсутствует должный контроль родителей за поведением детей.

Источник

Сферы общественной жизни

сфера общественной жизни отражающая взаимодействие классов социальных слоев групп

6 класс, 8 класс, 10 класс

Подсистемы общества

Человеческое общество — это сложная система, в которой происходит огромное количество разнообразных процессов.

Для анализа сложноорганизованных систем есть специальное понятие «подсистема».

Подсистемы — это промежуточные комплексы, которые сложнее элементов, при этом менее сложные, чем сама система. Они образуют определенные группы общественных отношений.

По сути термины «сферы общественной жизни» и «подсистемы общества» равнозначны, их можно использовать для обозначения одного и того же.

Сферы жизни общества — это независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности.

Выделяют четыре основные подсистемы или сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная. Рассмотрим каждую из них.

сфера общественной жизни отражающая взаимодействие классов социальных слоев групп

Экономическая сфера общественной жизни

Экономическая сфера — это хозяйственная деятельность страны, общества, семьи и т. д.

Основные элементы экономической сферы:

Эта сфера дает возможность получить средства для организации всех остальных сфер общественной жизни, так как производство материальных благ — это один из основных факторов жизнедеятельности человека.

В экономическую сферу жизни общества входят: сельское хозяйство, промышленность, производство, рыночная и банковская системы и т. п.

Политическая сфера общественной жизни

Политическая сфера — это сфера деятельности людей, которая связана с проблемами реализации властных полномочий, безопасности общества, государственного устройства, судебной системы.

Основные части этой сферы: государство, политические партии и организации, законодательство.

Политическая сфера жизни общества обеспечивает мирную жизнь людей, регулирует их совместную деятельность, определяет направление развития.

Социальная сфера общественной жизни

Социальная сфера — это люди, социальные общности и группы, народы, классы и сословия.

У социальной сферы есть две формы:

Духовная сфера общественной жизни

Духовная сфера — это сфера, которая отражает духовно-нравственную жизнь общества. Ее элементы: культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.

Основная функция духовной сферы — производство и передача новых знаний и ценностей. Благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.

При этом общественное сознание — это совокупность действующих факторов и процессов, которые определяют мировоззрение определенной части населения страны, города, социальной группы.

Поэтому общественное сознание — это основной элемент духовной сферы жизни общества. Общественное сознание можно назвать продуктом культуры. Оно включает в себя философскую, политическую, экономическую, нравственную, эстетическую, правовую, религиозную формы сознания, в каждой из которых есть элементы как идеологии, так и психологии.

Таблица с примерами сфер общественной жизни

Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы

Отношения в процессе производства, обмена и потребления.

Отношения по поводу права собственности.

Отношения в процессе предпринимательской деятельности.

Взаимосвязь государства и экономики.

Заводы, фирмы, банки, биржи и др.

Отношения по поводу власти и управления обществом.

Отношения человека и государства.

Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.

формы государственной власти;

Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.

Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений.

социальная мобильность и социальные лифты;

национальные отношения; семья.

Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.

Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.).

Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.

Источник

Тест с ответами: “Общество и его система”

1. Пример взаимодействие общества и природы:
а) подсечно-огневое земледелие восточных славян +
б) сбор дани с подвластных племен
в) создание славянской азбуки

2. Общество объединяет различные социальные группы и общности, организует их взаимодействие. В этом проявляются черты общества как:
а) культуры
б) системы +
в) части природной среды

3. Какая характеристика общества предполагает наличие системных качеств, которые не присущи отдельным элементам системы:
а) самодостаточность
б) латентность
в) целостность +

4. Системообразующим элементом общественной формации, с точки зрения Маркса, является:
а) способ производства материальных благ +
б) структура социальных классов
в) надстройка

5. Понятия “развитие”, “взаимодействие элементов” характеризуют общество как:
а) окружающий человека материальный мир
б) часть природы
в) динамическую систему +

6. Что из представленного ниже характеризует общество как систему:
а) постоянное развитие
б) наличие сфер и институтов +
в) обособление от природы

7. К общественным отношениям не относится:
а) оформление документов при приеме на работу
б) проведение кандидатом в депутаты предвыборной агитации
в) прогулка по лесу с собакой +

8. Как называется сфера общественной жизни, отражающая взаимодействие классов, социальных слоев и групп:
а) социальная +
б) экономическая
в) политическая

9. Правильны ли представленные суждения об обществе:
1. Системный характер общества проявляется в наличии сфер общественной жизни, объединенных общественными отношениями.
2. Общество является динамической системой, поскольку обособилось от природы
а) только 1 +
б) только 2
в) оба правильны
г) нет правильного ответа

10. Правильны ли представленные суждения:
1. Воздействие природы на развитие общества проявляется в неодинаковом обеспечении ресурсами отдельных территорий мира.
2. Воздействие природы на развитие общества влияет на экономическую специализацию регионов мира.
а) только 1
б) только 2
в) оба правильны +
г) нет правильного ответа

11. Что является примером позитивного влияния общества на природу:
а) совершенствование очистных сооружений предприятий +
б) разрешение зимней охоты на пушных животных
в) создание новой коллекции одежды из синтетических тканей

12. Примером конструктивного взаимодействия человеческого общества с природой является:
а) введение в строй целлюлозно-бумажных комбинатов, загрязняющих химическими отходами водоемы
б) введение экологических стандартов производства топлива +
в) истребление тропических лесов в бассейне Амазонки

13. Какие из ценностей характерны для общества традиционного типа:
а) приоритет коллективизма, принадлежность к общине +
б) независимость личности от государства
в) светский характер образования и культуры

14. Для какого общества характерно экстенсивное развитие производства:
а) постиндустриального
б) индустриального
в) традиционного +

15. К характерным чертам индустриального общества не относится:
а) преобладание общинно-государственных форм собственности +
б) активное участие в международном разделении труда
в) наличие развитых рыночных отношений

16. Как называется общество, в котором знания превращаются в главную социальную ценность, приоритетными становятся фундаментальные исследования, составляющие основу научно-технического и социального развития:
а) нетрадиционное
б) постиндустриальное +
в) индустриальное

17. В 70-80-е годы 20 в. в наиболее развитых странах начался переход к обществу, которое называется:
а) индустриальным
б) техногенным
в) информационным +

18. Правильны ли представленные суждения:
1) «Исторически общество первично, а государство вторично»
2) «Государство порождает общество»
а) только 1 +
б) только 2
в) оба правильны
г) нет правильного ответа

19. Как называется процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленными предыдущими поколениями:
а) наукой
б) искусством
в) образованием +

20. И человеку, и животному свойственна потребность в:
а) общественном признании
б) сохранении потомства +
в) самовыражении

21. Отличительным признаком понятия «личность» является наличие у человека:
а) ответственности за свои действия и их последствия +
б) эмоционально-чувственных реакций на воздействие среды
в) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве

22. К какой сфере общественной жизни относятся художественное творчество, научные исследования:
а) политической
б) духовной +
в) социальной

23. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется этим:
а) организацией массового промышленного производства
б) ограничением социальной мобильности
в) расширением возможностей массовой коммуникации +

24. Природа, в отличие от общества:
а) испытывает влияние человеческой деятельности
б) способна развиваться независимо от человека +
в) изменяется в направлении от низшего к высшему

25. Как деятельность человека, так и деятельность животного характеризуется:
а) осознанным выбором средств
б) выдвижением целей
в) удовлетворением потребностей +

26. Процесс удовлетворения биологических потребностей общества непосредственно относится к сфере общественной жизни:
а) духовной
б) социальной +
в) экономической

27. С социальной сущностью человека связана потребность в:
а) трудовой деятельности +
б) нормальном теплообмене
в) сне и отдыхе

28. Человеку как культурно-историческому существу свойственно (а):
а) наличие головного мозга
б) определенная продолжительность жизни
в) овладение социальными нормами +

29. И общество, и природа:
а) являются динамическими системами +
б) развиваются независимо от сознания людей
в) создаются в процессе целенаправленной деятельности людей

30. При переходе от традиционного общества к индустриальному:
а) личность стала подчиняться общине
б) усилилось внеэкономическое принуждение к труду +
в) выросла социальная мобильность

Источник

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Человек и общество

1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

План.

Общество как система.

Общество – это система, то есть оно состоит из отдельных, но взаимосвязанных частей, элементов. Такими элементами являются сферы общественной жизни (подсистемы), которые, в свою очередь, являются системой для составляющих их элементов.

Общество — динамическая система, то есть оно постоянно развивается, совершенствуется (прогресс) или движется назад, от более совершенного к менее (регресс).

Элементы общества как системы.

Сферы общественной жизни.

Сферы общества – это взаимодействующие его части, его главные составляющие.

Экономическая – создание материальных благ, производственная деятельность общества и отношения, возникающие в процессе производства (в неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение, экономические блага, экономические ресурсы, хозяйствующие объекты).

Политическая – включает отношения власти и подчинения, управления обществом, деятельность государственных, общественных, политических организация (включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп, политические институты, политические организации, политическую идеологию, политическую культуру).

Социальная – внутреннее устройство общества, социальные группы в нём, их взаимодействие (включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга, социальные группы, социальные институты, социальное взаимодействие, социальные нормы).

Духовная – включает в себя создание и освоение духовных благ, развитие общественного сознания, науки, образования, религии, искусства (охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей, духовные потребности, духовное производство, субъекты духовной деятельности, то есть кто создаёт духовные ценности, духовные ценности).

Все четыре сферы взаимодействуют, оказывая влияние друг на друга.

Признаки общества как системы.

Типы заданий по теме.

1.Выявление особенностей той или иной сферы общества.

Задание 1

К какой сфере жизни об­ще­ства не­по­сред­ствен­но от­но­сит­ся де­я­тель­ность на­уч­ных учреждений, ор­га­ни­за­ций куль­ту­ры и образования?

4) духовной

Задание 2.

Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

1) искусство, образование

2) демократия, референдум

Задание 3.

Что относится к экономической сфере жизни общества?

1) производство материальных благ

2) проведение выборов в парламент

3) показ нового художественного фильма

Задание 4.

Что относится к социальной сфере жизни общества?

1)проведение заседания парламента страны

2)открытие Шаляпинского фестиваля.

3)проведение благотворительной акции для людей с ограниченными физическими возможностями.

4)заключение сделки между двумя фирмами.

Задания на взаимосвязь сфер общества.

Задание 1.

Правительство стра­ны Z при­ня­ло ре­ше­ние о повышении пенсий. Дан­ный при­мер сви­де­тель­ству­ет о вза­и­мо­дей­ствии сфер общества

1) политической и экономической

2) экономической и социальной

3) политической и социальной

4) духовной и социальной

Задание 2.

Правительство стра­ны Z при­ня­ло ре­ше­ние о под­держ­ке кон­кур­са юных талантов «Поющая страна». Дан­ный при­мер сви­де­тель­ству­ет о вза­и­мо­дей­ствии сфер общества

1) политической и экономической

2) экономической и социальной

3) политической и духовной

4) духовной и социальной

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Контрольная работа по обществознанию на тему: «Социальные ценности и нормы» 7 класс

Контрольная работа по обществознанию для 7 класса

по теме: «Социальные ценности и нормы» 1 вариант

1. Какое из приведённых положений служит примером формальной социальной нормы?

1) требование этикета уступить место в транспорте пожилому человеку
2) рукопожатие при встрече мужчин
3) предписание правил дорожного движения
4) предписание для мужчины пропустить женщину вперёд

2. Какую функцию выполняют обычаи в обществе?

1) регулируют экономические отношения 2) объединяют людей
3) способствуют развитию науки 4) облегчают принятие политических решений

3. Характерная черта формальных социальных норм заключается в том, что они

1) обеспечиваются силой привычки
2) являются желательными образцами поведения
3) чётко зафиксированы в письменной форме
4) выполняются в силу закрепившегося стереотипа поведения

4. Выполнение этих социальных норм является общеобязательным и гарантируется со стороны государства. Это нормы

1) моральные 2) религиозные
3) правовые 4) эстетические

5.Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) фиксируется в законах и подзаконных актах

Б) регулируется общественные отношения

В) охраняются силой государства

Г) отражают общественное мнение

Д) поведение оценивается с позиции добра и зла

3) и моральные, и правовые

6. В ходе выполнения проектной работы по обществознанию старшеклассники провели опрос обучающихся 7–8 классов о том, кто или что в наибольшей степени влияет на их при вычки и жизненные установки. (При ответе можно было выбрать несколько вариантов.) Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.

сфера общественной жизни отражающая взаимодействие классов социальных слоев групп

1. Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему. 2. Одни люди считают, что в современном обществе наибольшее влияние на формирование жизненных ценностей оказывают различные социальные группы, членом которых человек является; другие, напротив, считают, что в большей степени привычки и жизненные ценности человеку прививают средства массовой информации. Кого из этих групп среди опрошенных больше? Какова роль общественных ценностей в жизни человека?

3. Какой ответ на вопрос Вы дали бы, если бы участвовали в опросе? Почему?

7. Французскому писателю Виктору Гюго принадлежит следующее высказывание: «Будьте человеком прежде всего и больше всего. Не бойтесь слишком отяготить себя гуманностью».

1. Как Вы понимаете слово «гуманность»?

2. Дайте свое объяснение смысла высказывания.

3. Предположите, как изменится мир, если каждый человек не будет бояться «отяготить себя гуманностью».

8. В России на Новый год принято ставить и украшать елку, дарить друг другу подарки. Какие виды социальных норм нашли отражения в данном примере? Укажите цифры, под которыми они указаны.

1) предписывающие нормы 2) запрещающие нормы

3) формальные нормы 4) неформальные нормы

5) обычаи и традиции 6) нормы морали

9. На фотографии изображены две женщины.

сфера общественной жизни отражающая взаимодействие классов социальных слоев групп

1. Как Вы думаете: а) какое качество проявляется у молодой женщины по отношению к пожилой женщине; б) какие социальные нормы, как правило, регулируют такие отношения в ситуации, когда между людьми нет никаких формальных обязательств? (Назовите вид таких социальных норм.)

2. Почему важно, чтобы в семье общались разные поколения родственников?

10. Обучающиеся 7 класса посетили Государственную Третьяковскую галерею. К какой сфере общественной жизни относят музеи, художественные выставки и т. п.?

11. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Самое распространённое движение в таком танце — топанье, возможно, потому, что оно заставляет землю трепетать и покоряться человеку. Танцующие любят кружиться, дёргаться и скакать. Скачки и кружения доводят танцующих до экстатического состояния, заканчивающегося иногда потерей сознания.

Танцы такого рода до сих пор можно увидеть на островах южной части Тихого океана, в Африке и в Центральной и Южной Америке.

1) О каких нормах, регулирующих поведение человека, идёт речь в тексте — о традициях или о ритуалах? Свой ответ аргументируйте двумя доказательствами.

2) Какие черты характерны для норм, упомянутых в тексте? Назовите не менее трёх черт.

12. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение об отклоняющемся поведении, используя все приведённые ниже понятия.

Социальные нормы, отклоняющееся поведение, преступление, наркомания, алкоголизм, моральная ответственность.

Контрольная работа по обществознанию для 7 класса

по теме: «Социальные ценности и нормы» 2 вариант

1.Установленные в обществе правила, образцы поведения людей называются:

1) социальным статусом 2) социальной мобильностью

3) социальной нормой 4) общественным порядком

2.Какому виду норм соответствует следующая характеристика: Они закрепляют представление о «добре и зле» в поведении людей?

1) обычаям и традициям 2) моральным нормам

3)правовым нормам 4) эстетическим нормам

3. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится:

1) всенародная слава 2) всеобщий почёт

3) награждение грамотой 4) доброжелательное отношение

4.Примером негативного отклоняющегося поведения является:

1) повышенный интерес к результатам спортивных достижений

2) фанатическая преданность творчеству музыкальной группы

4) чрезмерное увлечение гуманитарными предметами

5. Установите соответствие между правилами поведения и видами социальных норм, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) При встрече знакомых младший должен первым приветствовать старшего.

Б) При посещении Санкт-Петербурга туристы бросают монетки к скульптуре Чижика-Пыжика и загадывают желания.

В) При входе в помещение мужчина должен пропустить женщину вперёд себя и придержать рукой открытую дверь.

Г) На празднике Масленицы принято сжигать соломенное чучело и печь блины.

Д) Когда встречаются две супружеские пары, сначала здороваются друг с другом женщины, после этого мужчины приветствуют дам, затем здороваются между собой мужчины.

сфера общественной жизни отражающая взаимодействие классов социальных слоев групп

1. Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.

2. Одна группа опрошенных ответила, что наиболее важно соблюдать правовые нормы, а другая — что обычаи и традиции. Кого из этих групп среди опрошенных больше? Какие функции выполняют правовые нормы в современном обществе? (Назовите любые две функции.)

3. Какой ответ на вопрос дали бы Вы, если бы участвовали в опросе? Почему?

7. Русскому писателю XIX в. И. С. Тургеневу принадлежит следующее высказывание: «У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга».

1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «чувство долга»?

2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

3. Как Вы думаете, почему важно, чтобы каждый человек обладал чувством долга?

8. Утверждение: «Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе», – представляет собой формулировку

1) «золотого правила нравственности» 2) права на личную неприкосновенность

3) права на свободу совести 4) принципа правового государства

9. На фотографии изображены люди.

сфера общественной жизни отражающая взаимодействие классов социальных слоев групп

1. Как Вы думаете: а) какой вид социальных норм могут иллюстрировать действия людей, изображённых на фотографии; б) почему важно, чтобы в семье поддерживали такие нормы?

2. Какие ещё виды социальных норм существуют? (Назовите два любых вида.)

10. Коммерческий банк финансировал съёмку цикла телепередач о жизни и творчестве В. В. Маяковского. К какой сфере общественной жизни относят цикл телепередач о жизни и творчестве В. В. Маяковского?

11. Прочитайте текст и выполните задания.

Социальными нормами принято называть установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей. Как и социальные институты, нормы создаются отчасти стихийно, отчасти — сознательно.

Социальная норма… «цементирует» отношения в обществе. Применительно к одному человеку норма служит регулятором его поведения: в информационном аспекте норма предоставляет ему сведения о том, какой вариант поведения общество и государство рассматривают как желательный, допустимый либо запрещённый, в аспекте волевом норма воздействует на мотивацию поведения, так как содержит стимулы (или антистимулы) для соответствующего поступка. Наконец, в аспекте ценностно-ориентационном социальная норма играет воспитательную роль, ориентируя субъекта на некие социальные идеалы.

Социальная норма играет регулятивную роль и для поведения социальных групп… Пронизывая нормативными элементами (дозволениями, предписаниями, запретами) всю общественную жизнь, социальные нормы тесно связаны с социальными институтами. В самом деле: сам институт, как правило, покоится на нормативно-организационных основах, нормативно определён и порядок его деятельности; нормам поведения подчиняются его участники; наконец, взаимодействие института с другими элементами общественной системы тоже обычно нормативно урегулировано.

1) Определите основную мысль текста и озаглавьте его.

2) Объясните, какие социальные нормы создаются отчасти стихийно, а какие — отчасти сознательно.

12. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о социальных нормах, используя все приведённые ниже понятия.

Социальные нормы; виды социальных норм; неформальные нормы; право; мораль; социальные санкции.

ОТВЕТЫ — Контрольная работа работа по обществознанию для 7 класса Социальные нормы
Вариант 1
1-3 5. а-2, б-3, в-2, г-1, д-3
2-2
3-3
8. 145.
4-3

6 1. Ответ на первый вопрос и предположение:

— наибольшая доля опрошенных ответила, что на их привычки и жизненные установки в большей степени влияют друзья;

— в подростковом возрасте общение с друзьями, которые составляют ближайшее окружение человека и выполняют роль первичного агента социализации, занимает значительную часть времени. Вероятно, что большинство опрошенных не только разделяет, но и перенимает привычки и жизненные установки своих друзей.

2. Ответ на второй вопрос с указанием роли общественной ценности:

— больше тех, кто признаёт влияние социальных групп (друзей, семьи, школьного класса и т. п.) На формирование жизненных ценностей;

— общественные ценности являются ориентиром в поведении человека.

7 1. Ответ на первый вопрос, например: человечность, бережное отношение людей друг к другу;

2. Объяснение, например: люди должны добрее относиться друг к другу;

3. Ответ на второй вопрос, например: мир станет добрее, не будет войн, люди будут заботиться об окружающих.

9 1. Ответ на первый вопрос:

а) забота о людях старшего возраста / человечность / милосердие / сострадание / любовь;

2. Старшие родственники могут дать советы, как вести себя в той или иной ситуации, а младшие — помочь сориентироваться старшим в современном мире / для того, чтобы не прерывалась связь поколений.

10 Музеи, художественные выставки и т. п. относятся к духовной сфере жизни.

12. Социальные нормы — это образцы или правила поведения, установленные в обществе и призванные регулировать общественные отношения. Однако существует немало примеров, когда поступки людей не соответствуют общепринятым нормам. Такое поведение называют отклоняющимся. Самыми опасными негативными формами отклоняющегося поведения являются наркомания и алкоголизм. Эти общественные явления страшны тем, что люди попадают в физическую и психическую зависимость от наркотических веществ и алкоголя. Употребление алкоголя и наркотиков постепенно приводит к полному разрушению личности. Человек становится неспособным нести моральную ответственность за свои поступки. В состоянии зависимости люди легко совершают преступления, представляя общественную опасность.

ОТВЕТЫ — Контрольная работа работа по обществознанию для 7 класса Социальные нормы
Вариант 2
1-3 5. а-1, б-2, в-1, г-2, д-1
2-2
3-3
8. 1.
4-3

6 1. Ответ на первый вопрос и предположение:

— наибольшая доля опрошенных ответила, что для благополучного функционирования общества важно в первую очередь соблюдение моральных норм;

— действие моральных норм распространятся на все виды социальных отношений, в том числе и на те, которые не регулируются правом или обычаями.

2. Ответ на второй вопрос с указанием двух функций, например:

— больше тех, кто считает, что важнее соблюдать правовые нормы;

— правовые нормы выполняют регулятивную, охранительную, воспитательную и оценочную функции.

7 1) ответ на первый вопрос, например: внутренне добровольно принимаемое человеком обязательство;

2) объяснение, например: чувство долга держит человека в рамках должного поведения, позволяет ему сознательно и добровольно исполнять моральные и правовые предписания, а также свои обязанности;

3) ответ на второй вопрос, например: чтобы люди относились ответственно к своим обязанностям перед обществом, государством.

9 а) традиции/обычаи;

б) соблюдение традиций объединяет членов семьи, поддерживает связь поколений.

2. Нормы морали, нормы права, религиозные нормы.

10 Моральные нормы — принятые в обществе представления о добре и зле, вытекающие из них нормы поведения

11
1) Основная мысль текста и его заглавие могут быть определены как «Социальные нормы» или в близком по смыслу значении.
2) В качестве стихийно созданных социальных норм могут быть названы традиции и обычаи, правила этикета.
В качестве сознательно созданных — нормы права или нормы религии.

12. В обществе действует много правил, или социальных норм. Выделяют такие виды социальных норм, как правовые, моральные, эстетические, религиозные, традиции и обычаи. По форме все социальные нормы делятся на формальные и неформальные нормы. Главными общественными регуляторами выступает право и мораль. Нормы права имеют письменную форму, общеобязательны и охраняются силой государственного принуждения. За нарушение социальных норм к лицу применяются социальные санкции.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *