сейфулла керимов композитор биография
Керимов, Сейфулла Асадуллаевич
род. 14 ноября 1921 в с. Уллу-Гатаг Касумкентского р-на Даг. АССР. Композитор. Нар. арт. ДагАССР (1960). Окончил в 1938 муз. училище в Махачкале по кл. скр., в 1941—Одесское муз. училище по кл. скр., в 1958—заочно историко-теоретич. ф-т Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных в Москве (занимался в кл. Г. И. Литинского и Т. В. Поповой). В 1941—1948 скрипач, затем дирижер в Даг. ансамбле песни и пляски. С 1948 ред. муз. вещания, с 1960 дирижер симф. орк. Даг. радио и телевидения. С 1952 преподает теоретич. предметы в муз. училище. В 1964—1971 директор муз. школы в Махачкале. Автор исследования «Музыкальная культура лезгин» (Махачкала, 1958), очерка «Музыкальная культура Дагестанской АССР» (в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР. М., 1957), статей, рецензий, теле- и радиопередач, посв. творчеству даг. композиторов. Гос. премия Даг. АССР (1973).
Соч.: для солистов, хора и симф. орк. — оратория Портрет Ильича (по поэме Р. Гамзатова «Горцы у Ленина», 1970), кантата Мы — пионеры (сл. даг. поэтов, 1966), сюиты: I (1961), II (Мы славим Дагестан, 1963); для симф. орк. — Фантазия на темы песен А. Цурмилова (1962), сюита Даргинские эскизы (1963), Две миниатюры (1965); для орк. нар. инстр. — Шествие (1962), две фантазии на темы песен А. Абрамянца и X. Ханукаева (1966), Увертюра (1970), Танец ритмов (1970), Лезгинская рапсодия (1972); Струн. квартет (1960, 2-я ред. 1962); для скр. и ф-п. — Народная песня, Колыбельная, Шутка (1964); для ф-п. — Две прелюдии (1972), Альбом для детей и юношества (1973); для голоса и ф-п. — два цикла романсов на сл. из даг. нар. лирики (1965), Десять романсов на сл. Е. Эмина (1975); хоры, в т. ч. Песня ковровщиц (сл. А. Джафарова, 1962), Любимый образ (сл. А. Сеидова, 1963), Гордость поколений (сл. Ш. Кафланова, 1967), Журавли (сл. К. Джамалдина, 1967), Ногайская песня о любви (сл. нар., 1972), Скоро вернется домой (сл. А. А. Луначарского, 1975); музыка к драм. спектаклям, в т. ч. «Ашуг сайд» (1960), «Цветок России» (1964).
Лезги ким
с Майрудином Бабахановым
БИОГРАФИЯ С. А. КЕРИМОВА
Сейфулла Асадуллаевич Керимов родился 14 ноября года в лезгинском селении Уллугатаг Касум-кентского района Дагестанской АССР в семье крестьянина. В предреволюционные годы семья жила в Баку, где отец будущего музыканта работал на нефтепромыслах. «Но это не была постоянная работа,— рассказывает С. А. Керимов, — поэтому родители больше вели кочевой образ жизни, поселяясь то в родном селении, то на хуторе близ железнодорожной станции Самур».
Детские годы композитора прошли в Самуре и Дербенте. После смерти отца мать с четырьмя детьми вернулась в Уллугатаг.
С 1942 года он работает артистом оркестра в Ансамбле песни и танца народов Дагестана. В соста ве специальной фронтовой бригады молодой музыкант выступает в частях действующей армии.
После окончания войны Керимов переходит на работу в Комитет по радиовещанию, где в течение почти 20 лет работает редактором и художественным ру ководителем музыкального вещания, а потом дириже ром оркестра дагестанских народных инструментов и, наконец, дирижером симфонического оркестра.
Одновременно С. А. Керимов ведет (с 1952 года) ряд теоретических предметов, в том числе курс народн ого музыкального творчества, в музыкальном учили ще, а с 1964 года возглавляет Махачкалинскую музыкальную школу.
К послевоенным годам относится и начало компо зиторской и музыковедческой деятельности Керимова. Интерес к сочинению у него возник под влиянием созданной в 1948 году композиторской студии, которой руководил московский композитор Г. П. Фельдман.
В 1956—1958 годах он совершает фольклорные экспедиции в Касумкентский, Ахтынский, Магарам кентский районы Дагестана, собирая материал для своей наиболее значительной музыковедческой работы «Народное музыкальное творчество лезгин» (издана в Махачкале в 1961 году). В 1956 году Керимов пишет очерк о музыкальной культуре Дагестана для книги «Музыкальная культура автономных республик РСФСР» («Музгиз», 1956 год).
В 1958 году С. А. Керимов закончил институт имени Гнесиных, а в 1969 году стал членом Союза компо зиторов СССР.
Заслуги С. А. Керимова неоднократно отмечались правительственными наградами. В 1960 году ему было присвоено почетное знание народного артиста Дагестанской АССР.
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ С. А. КЕРИМОВА
«Дорогу юным» (1948), сл. С. Маршака; «Ожидание» (1949), •сл. А. Ибрагимовой; «Песня о Родине» (1950), сл. Т. Хрюгского; «Три девушки» (1950), сл. Ш.-Э. Мурадова; «Аварская песня о мире» (1951, хоровая аранжировка Г. А. Гасанова); «Песня об Избербаше» (1956), сл. Т. Хрюгского; «Привет», «Сон» (1957, лакский текст Г. Саидова); лезгинская песня «Ты нравишься мне» (1957); кумыкская песня «Ты цветок моей души» (1959); «В горном ауле» и «Дороги мира» (1957), сл. Абигасанова; «Огни маяков» (1961), сл. А. Саидова; «Песня строителей» (1961), сл. Ш.-Э. Мурадова; «Город дружбы»; «Мы славим Дагестан»; «Песня о черешне»; шуточная песня «Назму Хайбай»; цикл «10 песен о Ленине и Октябре» (1957), сл. А. Саидова, А. Дмафарова, Ш.-Э. Мурадова; «Баллада о Казимагомеде» (1967); 15 песен для голоса с фортепиано (тексты на русском языке) и мн. др.
ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН
«Десять хоров без сопровождения на темы дагестанских народных песен» (1958): лезгинские — «Мулейли», «О мои горы», «Я-ле-ле», «Пери-зада»; аварские — «Песня без слов», две лирические песни; кумыкские — «Сад яблонь», «Ассай», «Суйдум-таяк» («Палочка любви»).
Три лезгинские свадебные песни в обработке для смешанного хора (1967): «Суваллай-яр» («Возлюбленный на лугу»), «Лагь бала («Скажи, дитя»), «Загъа-дур-загъа» (непереводимое сравнение любимого с самым прекрасным и дорогим сердцу существом).
Лезгинская свадебная песня «Вили-виледа»; песни «Аман адахлы», «Ксан я, гада, ксан я » и мн др.
ДЛЯ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
«Фантазия на темы песен Ахмеда Цурмилова» (1962). «Фантазия на темы современных песен Дагестана» (1967). «Фантазия на темы песен Хизгила Ханукаева» (1968). «Три эскиза» (1964), сюиты, танцы и т. д.
«Моя Родина» — вокально-симфоническая сюита в четырех частях (1961): «Песня ковровщиц», «Ночь», «Утро», «Песня дружбы».
«Пионерская кантата» в пяти частях (1965).
«Портрет Ленина» — оратория по поэме Р. Гамзатова «Горцы у Ленина» (в работе).
Квартет фа мажор для двух скрипок, альта и виолончели: (1960—1961).
ДЛЯ ОРКЕСТРА ДАГЕСТАНСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
«Праздничная увертюра» (1957).
«Концертная лезгинка» (1957).
«Два танца Дагестана» (1958): «Лезгинский танец», «Даргинская мелодия и танец»
«Дагестанский марш» (1953, совместно с Б. Кулиевым).
«Второй Дагестанский марш» (1954, совместно с С. Агабабовым).
Ряд переложений классической музыки (Моцарт, «Маленькая ночная серенада» и др.)
МУЗЫКА К СПЕКТАКЛЯМ
«Счастливые», «Волшебные тыквы», «Нур-Эддин — золотые руки» (1959), «Ашуг Саид» (1959), «Цветок России» (1961), «Первый камень» (1967), «Доктор Тавриз» (1967), «Фатима» (1967).
Лезгинский культурный журнал
Сейфулла Асадулаевич Керимов относится к первому поколению Дагестанских профессиональных композиторов, творчество которых в 1950-70-е годы прославило наш Дагестан не только на великую тогда страну Советский Союз, но и далеко за её пределами. В эти годы свои лучшие произведения создавали — основоположник дагестанской профессиональной музыки, заслуженный деятель искусств РСФСР Г.А.Гасанов, выдающиеся композиторы: народный артист РСФСР Н.С. Дагиров, заслуженный деятель искусств ДАССР С.А.Агабабов. И в наши дни создают свои высокоталантливые произведения народный артист СССР М.М.Кажлаев и народный артист РФ Ш.Р.Чалаев. В эти же годы создавал свои произведения в различных жанрах и заслуженный деятель искусств РСФСР С.А.Керимов.
Керимов С.А. родился в сел. Уллу-Гатаг Касумкентского (ныне С.-Стальского) района. В 1935г. поступил в Махачкалинское музыкальное училище по классу скрипки педагога Ханукаева Х.М. Но больше всего его влечет к оркестру народных инструментов, к его коллективу и он пробует свои силы в оркестре народных инструментов дагестанского радио, играя на кяманче. В те годы, из-за отсутствия педагогов по специальным предметам, в училище не велись занятия по многим теоретическим предметам. В силу этих обстоятельств ему как ученику, обладавщему абсолютным музыкальным слухом, организатор училища и завучебной частью Г.А.Гасанов предложил перевестись в Одесский музыкальный техникум. После техникума С.Керимов поступает в Одесскую государственную консерваторию. Великая Отечественная война застаёт юношу на первом курсе консерватории.
Керимов С.А. приезжает в Махачкалу и поступает на работу в Национальный ансамбль песни и танца Дагестана в качестве солиста-кяманчиста. Здесь С.А.Керимов становится ведущим музыкантом, а впоследствии и дирижёром ансамбля. В то же время он принимает активное участие и в общественной жизни республики. В 60-е годы он поступает на работу редактором в Дагестанский радиокомитет при Совете министров Дагестанской АССР, а затем становится дирижёром оркестра народных инструментов при радио. В эти годы Керимов С.А. активно занимается и композиторским творчеством. И первая его песня, написанная на слова певицы Аминат Ибрагимовой, «Ожидание» уже подкупает слушателей своей простотой, яркостью мелодического рисунка. Следующая песня молодого композитора на слова Т.Хрюгского «О Родине» была впервые исполнена, в то время ещё народной артисткой Дагестана Рагимат Гаджиевой. Эта песня до сих пор остаётся одной из лучших песен, посвящённых нашему Дагестану. Ещё. В 1958 в республике был создан новый коллектив — Государственный ансамбль танца «Лезгинка» под художественным руководством Танхо Израилова. Вот уже более 50-ти лет этот всемирно известный Дагестанский Государственный заслуженный академический ансамбль танца «Лезгинка» во всех странах мира свои выступления начинает мелодией песни С.Керимова «О Родине». Если бы у нас в стране работали законы об Авторских правах, С.Керимов, а сейчас его потомки были бы миллионерами.
В 1958 г. С.Керимов окончил (заочно) Московский государственный музыкально-педагогический институт им.Гнесиных. И одна из лучших исследовательских работ, посвящённых народному творчеству, является дипломная работа С.Керимова «Народное музыкальное творчество лезгин». В 1964г. Керимова С.А. принимают в Союз композиторов СССР. С этого года он возглавляет Детскую махачкалинскую музыкальную школу №1 и продолжает работать ответственным секретарём Правления Союза композиторов Дагестана.
Основные произведения композитора: фантазии на темы песен А.Цурмилова, Х.Ханукаева, на темы современных песен Дагестана, «Три эскиза», сюиты, танцы для симфонического оркестра, вокально-симфонические сюиты — «Моя Родина» и «Горцы у Ленина», оратория по поэме Р.Гамзатова «Портрет Ильича», Квартет для двух скрипок, альта и виолончели, «Праздничная увертюра», «Концертная лезгинка», «Лезгинская рапсодия» для оркестра народных инструментов. Музыка к спектаклям лезгинского государственного музыкально-драматического театра им. С.Стальского: «Фатима», «Цветок России», «Ашуг Саид» и др. Он является, также автором многочисленных песен и хоровых произведений на стихи дагестанских поэтов, камерных пьес. Среди лучших обработок лезгинских народных песен хочу выделить обработки песен для смешанного хора с оркестром народных инструментов «Милый на поляне», «Загадур-зага» и песню на стихи Т.Хрюгского «Хорошо парень, хорошо». Эти сочинения композитора можно смело отнести к образцам бережного отношения к народной музыке и композиторского мастерства.
За выдающиеся заслуги композитор Керимов С.А. награждён медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд в ВОВ в 1941-1945гг.», «За трудовую доблесть». Композитор удостоен званий «Заслуженного деятеля искусств Дагестана», «Народного артиста ДАССР», «Заслуженного деятеля искусств РСФСР», Лауреата Государственной премии ДАССР. Именем Керимова С.А. названа улица в г.Махачкале и его имя носит Детская музыкальная школа№6 г.Махачкалы.
Ответственный секретарь СК РД С.Керимов на авторском вечере композитора М.Гусейнова. ДГУ 1983 г.
Как человек, Сейфулла Керимов был удивительно простым и добродушным. Все люди, которые знали С. Керимова, высоко ценили в нём не только эти качества. Он любил неподдельный, добрый юмор. А, как известно, человек, который любит юмор, умеет шутить и посмеяться даже над собой, как правило, всегда добрый человек. Здесь хочу вспомнить случай, описанный мною в литературных юморесках «Дагестанские музыканты ещё улыбаются», связанный с С.А.Керимовым.
Завидую твоему росту
1960-е годы.Махачкала. Дом радио на ул.Котрова 24.
Заседание художественного Совета по обсуждению новых музыкальных произведений. За длинным столом сидят председатель худсовета, респектабельный Гасанов Г.А. Рядом с ним коренастый, всегда с милой улыбкой на лице Дагиров Н.С., строгий на вид, совсем небольшого роста Керимов С.А.
На обсуждение выносится одна из песен, почти двухметрового роста, всегда экспрессивного композитора Зейнала Гаджиева. По разным причинам песня З.Гаджиева единогласно была отклонена. Как всегда, не выдержанный Зейнал шумно, стремительно подошёл к столу и почти угрожающим тоном объявил:
— Я лучше вас пишу и поэтому вы все мне завидуете!
— Зейнал, лично я завидую только твоему высокому росту.
Никогда не было случая, чтобы Керимов С.А. нетактично выражался или без основания на то критиковал кого-то из начинающих композиторов. Вспоминается еще такой случай. В 1970-е годы я впервые написал две эстрадные песни на лезгинском языке: «Песня Саяд» на слова И.Гусейнова и «Край мой-Дагестан» на слова Т.Хрюгского. На русском языке уже прозвучали несколько песен дагестанских композиторов, а на национальном языке эти песни были первые эстрадные. На худсовете запись этих песен с эстрадно-симфоническим оркестром прозвучала в исполнении талантливой и популярной тогда солистки С.Гаджиевой. В то время мне повезло, С.Гаджиева тогда ещё не создавала «свои» песенные опусы. Одна из самых известных в республике солисток — член художественного Совета, выступила против принятия этих песен в долгосрочный фонд Гостелерадио. Это было обычным явлением. Некоторые завистливые коллеги всячески старались помещать появлению новой яркой песни у другой исполнительницы. Не умея квалифицированно анализировать произведение, она громко сказала, что песня похожа на азербайджанскую. Её робко старались поддержать и некоторые другие коллеги.
Слово берёт Керимов С.: — Эта музыка южного Дагестана. И как хорошо, что наконец-то появились эстрадные песни на национальном языке. Эта песня не только лезгинская, в ней даже есть интонации и рутульской музыки, откуда её автор.
В заключение Керимов С.А. деликатно предложил аранжировщику песни М.Абакарову сделать проигрыш песни более прозрачным.
Таким был Керимов С.А.- обаятельный человек, талантливый композитор, музыковед, дирижёр — глубоко знающий и искренне любящий дагестанскую музыкальную культуры, внёсший значительный вклад в её развитие и пропаганду.
М.Гусейнов,
Заслуженный деятель искусств РФ
Керимов Сейфулла Асадуллаевич
Родился 14 ноября 1921 года в лезгинском селении Уллугатаг Касумкентского района Дагестанской АССР в семье крестьянина. В предреволюционные годы семья жила в Баку, где отец будущего музыканта работал на нефтепромыслах. Детские годы композитора прошли в Самуре и Дербенте. После смерти отца мать с четырьмя детьми вернулась в Уллугатаг. В 1935 году, после окончания сельской школы, Керимов поступил в Махачкалинское музыкальное училище (до этого он самостоятельно научился играть на народных инструментах, легко импровизировал на кеманче).
Его первым педагогом был X. М. Ханукаев, обучивший его игре на скрипке. В 1938 году Керимов по совету своего учителя перевелся в Одесский музыкальный техникум, где работал знаменитый педагог профессор Столярский. В 1941 году стал студентом Одесской консерватории, но начавшаяся война прервала учебу. С 1942 года он работал артистом оркестра в Ансамбле песни и танца народов Дагестана. В составе специальной фронтовой бригады выступал в частях действующей армии.
После окончания войны Керимов переходит на работу в Комитет по радиовещанию, где в течение почти 20 лет работал редактором и художественным руководителем музыкального вещания, а потом дирижером оркестра дагестанских народных инструментов и, наконец, дирижером симфонического оркестра. С 1952 года Керимов ведет ряд теоретических предметов в музыкальном училище, а с 1964 года возглавляет Махачкалинскую музыкальную школу.
В 1951 году Сейфулла Керимов стал студентом-заочником Московского музыкально-педагогического института имени Гнесиных. В 1956-1958 годах он совершает фольклорные экспедиции в Касумкентский (ныне Сулейман-Стальский), Ахтынский, Магарамкентский районы Дагестана, собирая материал для своей наиболее значительной музыковедческой работы «Народное музыкальное творчество лезгин». В 1956 году написал очерк о музыкальной культуре Дагестана для книги «Музыкальная культура автономных республик РСФСР».
В 1958 году окончил институт имени Гнесиных, а в 1969 году стал членом Союза композиторов СССР. В 1960 году ему было присвоено почетное звание Народного артиста Дагестанской АССР.
Керимов, Сейфулла Асадуллаевич
Род. 14 ноября 1921 в с. Уллу-Гатаг Касумкентского р-на Даг. АССР. Композитор. Нар. Арт. ДагАССР (1960). Окончил в 1938 муз. Училище в Махачкале по кл. Скр., в 1941—Одесское муз. Училище по кл. Скр., в 1958—заочно историко-теоретич. Ф-т Муз.-пед. Ин-та им. Гнесиных в Москве (занимался в кл. Г. И. Литинского и Т. В. Поповой). В 1941—1948 скрипач, затем дирижер в Даг. Ансамбле песни и пляски. С 1948 ред. Муз. Вещания, с 1960 дирижер симф. Орк. Даг. Радио и телевидения. С 1952 преподает теоретич. Предметы в муз. Училище. В 1964—1971 директор муз. Школы в Махачкале. Автор исследования «Музыкальная культура лезгин". (Махачкала, 1958), очерка «Музыкальная культура Дагестанской АССР". (в кн. Музыкальная культура автономных республик РСФСР. М., 1957), статей, рецензий, теле- и радиопередач, посв.
Творчеству даг. Композиторов. Гос. Премия Даг. АССР (1973).Соч. Для солистов, хора и симф. Орк. — оратория Портрет Ильича (по поэме Р. Гамзатова «Горцы у Ленина», 1970), кантата Мы — пионеры (сл. Даг. Поэтов, 1966), сюиты. I (1961), II (Мы славим Дагестан, 1963). Для симф. Орк. — Фантазия на темы песен А. Цурмилова (1962), сюита Даргинские эскизы (1963), Две миниатюры (1965). Для орк. Нар. Инстр. — Шествие (1962), две фантазии на темы песен А. Абрамянца и X. Ханукаева (1966), Увертюра (1970), Танец ритмов (1970), Лезгинская рапсодия (1972). Струн. Квартет (1960, 2-я ред. 1962). Для скр. И ф-п. — Народная песня, Колыбельная, Шутка (1964). Для ф-п. — Две прелюдии (1972), Альбом для детей и юношества (1973). Для голоса и ф-п. — два цикла романсов на сл.
Из даг. Нар. Лирики (1965), Десять романсов на сл. Е. Эмина (1975). Хоры, в т. Ч. Песня ковровщиц (сл. А. Джафарова, 1962), Любимый образ (сл. А. Сеидова, 1963), Гордость поколений (сл. Ш. Кафланова, 1967), Журавли (сл. К. Джамалдина, 1967), Ногайская песня о любви (сл. Нар., 1972), Скоро вернется домой (сл. А. А. Луначарского, 1975). Музыка к драм. Спектаклям, в т. Ч. «Ашуг сайд". (1960), «Цветок России". (1964)..
Член-корреспондент РАН (1966), главный научный сотрудник Института государства и права РАН, председатель Комитета международного гуманитарного сотрудничества. Родился 18 июля 1923 г. В г. Баку. Окончил Всесоюзный юридический заочный институт в 1946 г., доктор юридических наук, профессор. 1951—1969 — заведующий кафедрой, 1964—1969 — проректор ЛГУ. 1967—1969 — директор НИИ комплексных социальных исследований при ЛГУ. 1969—1991 — заведующий кафедрой в АОН при ЦК КПСС. Академик Азербайджанской, Серб..
Род. 9 ноября 1932 в Баку. Музыковед. Кандидат искусствоведения (1972). В 1957 окончил Азерб. Конс. По кл. Влч. С 1962 науч. Сотрудник Ин-та архитектуры и искусства АН АзССР. Автор статей, посв. Истории азерб. Симф. Музыки, творчеству сов. Азерб. Композиторов, в т. Ч. «Композитор Зульфугар Гаджибеков". (журн. «Литературный Азербайджан», 1965, № 2), «К истории становления и развития симфонической культуры в Азербайджане". (в кн. Искусство Азербайджана, т. 12, Баку, 196..
Род. 8 февр. 1924 в Баку, ум. 30 мая 1977 там же. Композитор. Участник Великой Отечественной войны. В 1962 окончил Азерб. Конс. По кл. Композиции К. Караева. В 1945—1946 артист ансамбля нар. Инстр. В Баку. В 1946—1955 артист орк. Нар. Инстр. Азерб. Радио и телевидения. С 1957 преподаватель Муз. Училища им. А. Зейналлы.Соч. Для хора и орк. — Песня о партии (1954), кантата Азербайджан (сл. С. Вургуна, 1961), ода Нефтяные камни (сл. Р. Зека, 1966). Для симф. Орк. — поэма 1941—1945 (1962). Для кларн..
Дополнительный поиск Керимов, Сейфулла Асадуллаевич