сейдулла молдаханов биография личная жизнь
Молдаханов Сейдулла Абдуллаевич
Сейдулла Молдаханов родился 24 мая 1958 года в городе Ташкент, Узбекистан. Первые десять лет провел в Казахстане, куда семья попала по распределению, так как отец работал инженером-геофизиком. Мальчик с детства мечтал стать актером. В семнадцать лет юноша отправился покорять Москву, однако поступление в ГИТИС завершилось неудачей.
Молодой человек вернулся на родину и пошел работать на тракторный завод, где записался в ряды агитбригады. Благодаря полученному опыту в кружке сумел поступить на подготовительный курс режиссерского отделения Института культуры. И уже потом отобрался в национальную группу Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова.
В кино Сейдулла Молдаханов начал сниматься в 1982 году. Первая заметная роль досталась актеру в фильме Ивана Горобца «Действуй по обстановке». Затем сыграл в приключенческой картине «Сердца трех» с Дмитрием Харатьяном и Сергеем Жигуновым.
В 1988 году Молдаханова пригласили в Ташкентский театр Марка Вайля «Ильхон». Вскоре стал одним из ведущих артистов труппы и является частью труппы театра более тридцати лет. Играл в таких спектаклях, как «Счастливые нищие», «Привидения», «Дождь за стеной», «Подражания Корану», «Глиняные буквы, плывущие яблоки» и других.
В начале 1990-х годов Сейдулла получил роль китайского промышленника Чжоу-Николая, влюбленного в русскую женщину, в ленте «На Муромской дорожке». Попал в этот фильм случайно. Проект задумывался как международный, главная роль предназначалась китайскому актеру. Но после путча 1991 года китайцы отказались участвовать в проекте.
Помимо актерской деятельности Сейдулла Абдуллаевич активно занят педагогической деятельностью. В Ташкентском институте искусств имени Маннона Уйгура и в Студии драматического искусства театра «Ильхом» преподает пластику.
В 2018 году Молдаханова пригласили в новую историческую сагу «Годунов» режиссера Алексея Адрианова. Актеру достался персонаж крымского хана Казы-Гирея. Вместе с ним в съемках приняли участие Сергей Безруков, Светлана Ходченкова, Андрей Мерзликин.
Сейдулла Молдаханов исполнил одну из ролей в художественном фильме Александра Лунгина «Большая жизнь», премьера в широком прокате которого состоялась 28 ноября 2019 года.
Лауреат премии «Ильхом» имени Марка Вайля, в номинации «Приз зрительских симпатий» (2009)
Международный фестиваль актеров кино «Созвездие» (г. Тверь) получил диплом в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» (2006)
Заслуженный артист Республики Узбекистан (2003 год)
Мавр в спектакле «Петрушка» по мотивам оперы И. Ф. Стравинского
Милиционер в «Прошло двести лет» А. А. Кима
Головастый в «Прощай, овраг» К. К. Сергиенко
Саэд в «Счастливых нищих» Карло Гоцци
Саид в спектакле «Белый белый чёрный аист» Абдуллы Кадыри
Курильщик в спектакле «Подражания Корану» А. Пушкина
Продюсер (в «Хламе» М. Дурнёнкова (режиссёр В. Михельсон)
Старый Учитель в спектакле «Глиняные буквы, плывущие яблоки» С. Афлатуни (режиссёр А. Пахомов, 2008)
Мани в спектакле «Семь лун» А. Навои (режиссёр В. Панков, 2010)
Сейдулла молдаханов биография личная жизнь
Узбекский актер театра и кино
Биография
Сейдулла родился в Узбекистане, но первые десять лет провел в Казахстане. Его отец был инженером-геофизиком, и по распределению семья Молдахановых попала в поселок Рудник.
Сейдулла с детства мечтал стать актером. В семнадцать лет юноша отправился покорять Москву, однако поступление в ГИТИС завершилось неудачей. Молодой человек вернулся на родину. Он пошел работать на тракторный завод, где записался в ряды агитбригады. Благодаря полученному опыту в кружке будущий актер сумел поступить на подготовительный курс режиссерского отделения Института культуры. И уже потом отобрался в национальную группу ВГИКа.
В 1983 году Сейдулла Молдаханов окончил ВГИК под руководством профессора Бориса Чиркова.
Театр
Актер начал свой творческий путь в возрасте 30 лет. Его пригласили в Ташкентский театр Марка Вайля «Ильхон». И до сих пор он является одним из ведущих артистов труппы.
Театральные работы
Ташкентский театр Марка Вайля «Ильхон»:
Кинематограф
Сейдулла Молдаханов начал сниматься в кино в 1982 году. Первая заметная роль досталась актеру в фильме Ивана Горобца «Действуй по обстановке». Затем он сыграл в приключенческой картине «Сердца трех» с Дмитрием Харатьяном и Сергеем Жигуновым.
«Годунов»
В 2018 году Молдаханова пригласили в новую историческую сагу «Годунов» режиссера Алексея Адрианова. Актеру достался персонаж крымского хана Казы-Гирея.
Педагог
Личная жизнь
Интервью
Об имени
О ролях
«Помимо представителей Дальнего Востока, я играл индейцев…Недавно в одной короткометражке я сыграл селькупа. Знаете, кто такие селькупы? Я тоже не знал. Открыл Википедию: селькупы — малый народ, живущий на севере Западной Сибири. Их всего четыре с половиной тысячи человек. Там и фотографии есть; я посмотрел — и как в зеркало заглянул! А в прошлом году сыграл таджика… Но я счастлив, что через профессию во мне сходятся все национальности».
Ну, и конечно, первая роль, где я был еще студентом. Фильм называется «Бардош». Это была моя первая главная роль, а у Шукура Бурханова, который сыграл со мной, это была последняя. Вместе с нами снялись Гани Агзамов, Хамза Умаров, Тути Юсупова. Целое созвездие! Этот фильм каждый год показывают на 9 мая. Я там был молодой и красивый».
О работе на радио
«13 января, в Старый Новый год – день рождения радио «Максима». И они пригласили меня, предложили стать «генеральным» голосом радио «Максима». Я озвучиваю и рекламу, говорю точное время, песни… Я, допустим, прихожу туда раз в 3 месяца, раз в полгода. Могу уехать. Но в эфире мой голос. Но, правда, там жесткий контракт – я не могу работать на другом радио, не могу читать рекламу, которая там звучит. Могу читать только рекламу в театре. Могу озвучивать документальные фильмы и художественные».
x_oksana
Оксана Хрипун
внутренняя эмиграция
Природа подчас наделяет нас вещами, которые мы не всегда умеем, понимаем, можем применить. Зачастую остается загадкой – почему это дано или не дано мне?
Как там было у классика? «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…»
Но, с природой спорить чревато, она обидеться может, дав пинка и тебе и последующим за тобой поколениям – с огромным удовольствием «отдохнув на них». Поэтому, чтобы такой неприятности вдруг не случилось, реализовываться надо по полной и, в первую очередь, слушать и слышать свой внутренний голос…
Сейдулла Молдаханов человек с безусловным Голосом.
Для начала он просто услышал себя. Еще в юности. Можно говорить – судьба вела. Но ее нужно уметь услышать и протянуть, не оборвать событийную цепочку: институт культуры, театральный, романтичное знакомство с собственной женой на студенческом субботнике строительства ташкентского метро, поступление во ВГИК, работа, приход в театр «Ильхом», работа, верные друзья, съемки. И все это без остановки, без передышек, без успокоенности – в постоянном напряженном закручивании спирали собственной жизни. Всегда. Даже тогда, когда многим его коллегам казалось, что театр умер, кино кончилось, перспектив больше нет – в смутные 90-ые прошлого века. К этому времени Сейдулла уже имел в себе твердую константу – настоящий мужской характер с жестким внутренним стержнем, что уж там говорить, не всегда свойственным мужчинам, выбравшим подневольный труд артиста. У него была семья, маленькая дочь и он стал заниматься совсем другой профессией, чтобы прокормить семью. Но всегда мечтая вернуться. Потому что…
Наверно с ним – со стержнем – нужно родиться, хорошо если его от рождения, как и многое другое, передадут по наследству мама с папой, люди, своей простой, нормальной жизнью безусловно оказавшие влияние на мировосприятие и характер. Но немаловажно, когда на жизненном пути встречаются те, кого есть за что уважать, просто потому что они такие. У Саши Молдаханова в его человеческой копилке таких людей немного, но тем, наверно они и ценны. Немногочисленные друзья, но, в первую очередь те, у кого он учился, а, порой, несмотря на то, что их уже нет, учится до сих пор, перечитывая статьи, интервью, записи: Борис и Людмила Чирковы, Марк Вайль, и, к счастью живущий и активно работающий, преподающий – выдающийся ВГИКовский педагог по сценической пластике Олег Кисилев, оказавший и оказывающий чрезвычайное влияние, несмотря на то, что живет он сейчас на другом континенте – в Канаде.
Не думаю, что все было именно так плохо, как говорит Саша. Эта скорее его своеобразная манера шутить. Делает он это всегда серьезно, даже слишком, настолько, что те, кто не знает, принимают все за «чистую монету». А это и есть высший пилотаж природной комедийности. К сожалению, в актерском творчестве Сейдулле Молдаханову не часто приходилось проявлять это свое дарование. Среди более чем пятидесяти фильмов, больше на память приходят те, в которых на плечах артиста надеты погоны: милицейские или военные. Если в Интернете задать поиск на его имя, то он выдаст информацию о том, что искать его нужно по «линкам»: «драма», «военный», «боевик»… Конечно, среди этих ролей есть совершенно замечательные: бывший комбриг Шарипов в «Дне победы», Хасан в фильме «Адмиралъ». Есть и роли, безусловно и навсегда любимые зрителями: индеец Рудольфо в «Сердцах трех» и китаец Николай в фильме «На Муромской дорожке». А вот по-настоящему характерных, к моему личному большому сожалению, немного. Хотя сам актер твердо говорит, что «погонные» роли ему не надоели, что ему всегда важен диапазон: комедийные, трагедийные, роли героев-любовников, пусть и в пагонах.
Но! Немногочисленные комедийные образы – какие они классные! Милиционер Салим, помешанный на боксе из фильма Джаника Файзиева «Сиз ким сиз»: какую бы работу он не делал, он делал ее в одной боксерской перчатке, а вторая висела привязанной. Понятно же, что перчатки предназначены для бокса, а здесь перчатки были для того, чтобы взять горячий чайник, или использовалась как подушку, а если даже надо было кого-то ударить, то не надетой перчаткой, а привязанной. Как учил своих студентов и Джаника Файзиева и Сейдуллу Молаханова во ВГИКе Олег Кисилев: смешно бывает тогда, когда предмет не несет своего прямого назначения. Так что эта роль – своеобразное посвящение-благодарность Учителю.
А затем случилась роль Учителя в «Глиняных буквах, плывущих яблоках» по повести Сухбата Афлатуни в постановке Антона Пахомова.
С.М. Я люблю работать с молодыми режиссерами. И в кино и, теперь вот в театре. Причем в кино я всегда это делаю бесплатно. За такси, за тарелку супа – у дебютантов. Потому что я считаю, что им надо помогать. Дальше, потом, станут большими известными режиссерами, будут большие бюджеты – вернут. И ролями и деньгами. А работа, которая случилась с Антоном Пахомовым важна была вдвойне. И что было более важным сказать сложно. Во-первых, я чувствовал ответственность перед этим курсом (6 Студия Школы драматического искусства Театра Марка Вайля «Ильхом»). А во-вторых, так сложилось, что у меня после спектакля «Подражания Корану» в театре давно не было ролей. Было кино («Адмирал», сериал «След саломандры» и другие), куда меня официально отпустил Марк Вайль, поэтому, несмотря на то, что я был распределен на роли в его последних спектаклях: «Радение с гранатом» и «Орестея», поработать параллельно не получилось. О чем я сейчас очень сожалею. Пожалуй, это одно из самых больших разочарований в моей жизни. За двадцать лет работы в театре, встретится с Мастером в большой работе, не в вводах, мне довелось лишь однажды в спектакле «Подражания Корану». А он был и режиссером, и отцом, и педагогом – о работе с ним всегда было можно только мечтать… Не случилось. Сейчас остается только вспоминать, перечитывать, поклоняться ему.
Возвращаясь к «Глиняным буквам…»
Старый Учитель в исполнении Сейдуллы Молаханова – это квинтэссенция учительства, как понятия. Он может быть комично-смешным и вечно устрашающим для учеников, сколько бы лет им не было, и сколько бы лет не было ему самому: неловкими, старческими движениями гонять палкой нерадивых и нести свет простыми афоризмами. Он учил всех столетиями и веками: вдохновляя на жизненный подвиг, отрезвляя зарвавшихся неучей под флагом самого любимого поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова.
«Почти все побывали когда-то в учениках у Старого Учителя и его палки, и дорогое имя Михаила Юрьевича намертво въелось в их головы. Все помнили, что это был русский космонавт, которого уважал и чтил Старый Учитель. » (С.Афлатуни. «Глиняные буквы, плывущие яблоки»)
В театральной «копилке» артиста, есть еще две роли, не вспомнить которые – преступление! Они появились почти в одно время, персонажи носят созвучные имена Саэд и Саид. Но на этом схожесть и заканчивается. Они абсолютно разноплановы: гротесковая, комедийная роль бывшего военного, заторможенного и влюбленного нищего Саэда в «Счастливых нищих», и драматичный, резкий, жесткий, а временами жестокий образ Саида – в «Белом белом черном аисте». Эти роли принято называть ролями второго плана, но истинное мастерство артиста зачастую проявляется именно в том, чтобы донести их до зрители так ярко и выпукло, чтобы они долго оставались в памяти, чтобы хотелось их вспоминать, хотелось размышлять о них.
С.М.: Есть критерии. Я не подпишусь на заведомо пошлую роль и мне, к счастью такие и не предлагают. Я вообще не очень хорошо разбираюсь в людях, привык очаровываться, но откажу всегда режиссеру, который уже когда-то подвел меня: пригласил, утвердил на роль, ты сидишь готовишься, что-то придумываешь, а потом оказывается, что фильм уже снимается, и он втихаря отдал роль другому, тебе об этом даже не сообщив, не извинившись, мог бы даже наврать что-нибудь, но сообщить.
Вот и не верь после этого гороскопам! Ведь голос у Саши это…
Его голос, как самостоятельный и совершенно отдельный актер. Голос, могущий существовать совершенно отдельно от человека, владеющего им. Однажды он сказал, что этим даром он обязан маме с папой. И любая женщина в нашей стране, думается, не раз мысленно, пусть и неосознанно, благодарила его родителей за это. Его чарующие, притягательные голосовые модуляции – такие бархатные, настоящие мужские (подарок для рекламщиков) ласкают наш слух и «преследуют» круглые сутки: по радио, ТВ, в сериалах и большом кино и, конечно же, в зале его родного театра – Театра Марка Вайля «Ильхом».
Сейдулла Молдаханов
Сейдулла Абдуллаевич Молдаханов (Moldahanov). Родился 24 мая 1958 года в Ташкенте. Советский и узбекский актер театра и кино. Заслуженный артист Республики Узбекистан (2003 год).
Сейдулла Молдаханов родился 24 мая 1958 года в Ташкенте.
Отец был инженером-геофизиком, после окончания вуза его направили в поселок Рудник в Казахстане, где Сейдулла Молдаханов прожил до десяти лет.
С ранних лет мечтал стать актером. После окончания школы отправился поступать в Москву, подавал документы в ГИТИС, но провалился.
Вернувшись домой, работал на тракторном заводе. Там был участником самодеятельности, выступал в агитбригаде. Затем поступил на подготовительный курс режиссерского отделения Института культуры. Далее был принят в национальную группу ВГИКа.
В 1983 году окончил ВГИК, актёрский факультет, мастерская профессора Бориса Чиркова.
Актер ташкентского театра «Ильхом».
Театральные работы Сейдуллы Молдаханова:
В июне 2009 года стал лауреатом Премии «Ильхом» им. Марка Вайля в номинации «Приз зрительских симпатий».
В кино начал сниматься с 1981 года, дебютировав в фильме «Встреча у высоких снегов». Далее были работы в лентах «Роща памяти» (Хайдарали), «Действуй по обстановке. » (Булат), «Савой» (Хамид-воин), «Сердца трёх» (Рудольфо), «Аляска Кид» (Чин).
Сейдулла Молдаханов в фильме «Сердца трёх»
Сейдулла Молдаханов в фильме «Аляска Кид»
В начале 2000-х активно снимался в узбекских фильмах.
В 2006 году на международном фестивале актёров кино «Созвездие» в Твери получил диплом в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» за роль Узбека в фильме «День Победы».
Сейдулла Молдаханов в фильме «Дом для русалок»
Часто снимается в различных российских исторических проектах. Сыграл в сериалах «София» (Тимур Беклембей), «Екатерина. Взлёт» (Чаракой), «Золотая Орда» (Рафик), «Годунов» (Казы-Гирей), «Тобол» (Пантилла Аракчеев) и др.
Сейдулла Молдаханов в сериале «Екатерина. Взлёт»
Сейдулла Молдаханов в сериале «Годунов»
Снимался в видеоклипах Эркина Нуржанова «Кеш мені» и Шахзоды «Yomg’ir».
Член союза кинодеятелей Республики Узбекистан. Член Гильдии актёров кино России.
Работает педагогом в театрах Узбекистана и Казахстана, преподает пластику.
Рост Сейдуллы Молдаханова: 175 сантиметров.
Личная жизнь Сейдуллы Молдаханова:
В браке родилась дочь Александра. Она подарила актеру внука.
Фильмография Сейдуллы Молдаханова:
Озвучивание Сейдуллы Молдаханова:
Сейдулла Молдаханов
Биография
Сейдулла Молдаханов — советский и российский актер, играющий роли японцев, китайцев, бурятов и так далее. У самого артиста мать узбечка, а отец казах, и на вопросы о национальности мужчина в шутку отвечает, что он «казбек».
Детство и юность
Сейдулла Абдуллаевич Молдаханов родился 24 мая 1958 года в Ташкенте, СССР. Ранние годы провел в казахстанском поселении, где жили ссыльные, во время войны вернувшиеся из немецкого плена.
Кроме Сейдуллы в семье было еще двое детей: брат Сейфулла и сестра Гульнара. По словам Молдаханова, его детство было сытым и беззаботным. В школе мальчик учился на одни пятерки и уже в 10 лет начал мечтать о карьере артиста, хотя в художественной самодеятельности не участвовал.
В 17 лет Молдаханов поехал в Москву поступать в Российский институт театрального искусства, но провалил экзамены. Вернулся в Ташкент и снова получил отказ в театральной студии при ТЮЗе, после чего пошел работать на тракторный завод. Там юноша попал в агитбригаду, где разыгрывали скетчи, бичующие пороки современного общества: пьянство, тунеядство и так далее. Команда участвовала в районных, областных и всесоюзных конкурсах и стала лучшей в Узбекистане.
В 1983 году Сейдулла Абдуллаевич окончил Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова, мастерскую Бориса Петровича Чиркова, вместе с однокурсниками отыграв 7 дипломных спектаклей. С 1986 года служил в Театре Марка Вайля «Ильхом».
Фильмы
Актерская биография Сейдуллы Абдуллаевича началась в 1982 году ролью красного командира в многосерийном фильме Зиновия Ройзмана «Встреча у высоких снегов». В проекте артист оказался случайно: с однокурсниками устроился на съемочную площадку простым рабочим и попался на глаза режиссеру.
В 1992 году актеру довелось сыграть индейца в приключенческом сериале по роману Джека Лондона «Сердца трех», где также снимались Сергей Жигунов, Владимир Шевельков и Алена Хмельницкая.
Особое место в фильмографии Молдаханова занимала картина 1993 года «На Муромской дорожке», где он воплотил на экране образ Чжоу Ю Лана, азиатского предпринимателя, влюбленного в женщину из Советского Союза во времена НЭПа. Изначально предполагалось участие в проекте китайцев, но после смены режима в России дипломатические отношения были разорваны, и роль досталась Сейдулле Абдуллаевичу. Съемки планировались в пяти странах, так что ему пришлось срочно оформлять загранпаспорт.
Сейдулла Молдаханов в фильме «Сердца трех»
После долгого простоя в 90-е Молдаханов вновь начал появляться на экранах. В 2008-м снялся в ленте «Адмиралъ», играл врача в картине «Высоцкий. Спасибо, что живой».
В 2018-м артист снялся в сериале «Годунов», где его партнерами по съемочной площадке были Сергей Безруков, Светлана Ходченкова, Андрей Мерзликин. Сам Молдаханов сыграл крымского хана Газы II Герая. В следующем году актер был занят в исторической драме «Тобол».
В сериале «Пустыня» артист играл беженца из коммунистического Китая, который помогал советскому офицеру бороться с арабскими террористами. Режиссер Мурад Алиев в разговоре с продюсерами настоял, что эту роль нужно отдать именно Молдаханову.
20 февраля 2020 года в прокат вышла биографическая драма Константина Буслова «Калашников» об изобретателе легендарного автомата. Исполнитель главной роли Юрий Борисов получил за эту работу «Золотого орла», а Сейдулла Абдуллаевич появился в образе проверяющего из Алматы Басарова.
Личная жизнь
С женой Надеждой Максимовной, хореографом по профессии, Молдаханов познакомился в 1977 году. Влюбился сразу, но подойти осмелился только через год, а она на юношу не обращала внимания: слишком уставала после занятий, чтобы думать о личной жизни. Родители девушки жили в Фергане, артист поехал туда и сделал предложение… которое отвергли, потому что Надежда была еще слишком юной. Сыграть свадьбу отец невесты разрешил только после окончания ВГИКа. В 1982 году у супругов родилась дочь Александра, которая сейчас живет в Москве. В 2016-м она подарила отцу внука Даниила.