северные воды 2021 актеры
«Медведи рядом ходили, из воды вылезали эти чёртовы моржи»: интервью создателей мини-сериала «Северные воды» Статьи редакции
DTF единственный в России поучаствовал в круглом столе с режиссёром Эндрю Хэем и актёром Джеком О’Коннеллом — о трудностях съёмок за Полярным кругом, отличиях экранизации от книги и о том, как сериал рассказывает о мужском обществе.
«Северные воды» — мини-сериал по одноимённой книге о бывшем военном враче, примкнувшем к китобоям. Экранизация выйдет в Европе и России в сентябре (в РФ — на «КиноПоиске HD»), но мы её уже посмотрели, а также приняли участие в интервью с режиссёром мини-сериала и одним из его ключевых актёров.
Читали ли вы книгу перед тем, как приступить к съёмкам экранизации?
Эндрю Хэй: Я слышал о книге, хотел её прочесть, но руки никак не доходили. Прочитал только тогда, когда мне предложили её экранизировать — и влюбился в «Северные воды» после первых 10 страниц. Не знаю, что это обо мне говорит, всё-таки у романа достаточно жёсткое начало. Снять сериал согласился, конечно, потому что история меня зацепила.
Джек О’Коннелл: Я сперва прочитал сценарий Эндрю, а потом уже книгу. На роль Самнера согласился без всяких сомнений: раньше мне не доводилось играть подобного персонажа, к тому же я был наслышан об Эндрю, хотел с ним поработать. Хотя вообще у актёров такое редко бывает — чтобы роль и режиссёр подошли сразу.
В сериале вы, мистер Хэй, и писали сценарий, и снимали все эпизоды, и потом их монтировали. Что было самым сложным?
Эндрю Хэй: Хороший вопрос. Везде были свои сложности: скажем, когда я писал сценарий, то испытывал огромное давление, потому что нужно было адаптировать книгу так, чтобы по ней получилось снять кино. Необходимо было помнить о первоисточнике, о романе, и в то же время рассказывать ту историю, которую хотел рассказать я сам.
Снимать было непросто, потому что съёмки проходили на натуре. Бывало так: нужно объяснить актёрам, как ведут себя их персонажи, а перед тобой стоит 15 человек, и все вы на льдине, и надо как-то побыстрее соображать.
И в монтажной возникали трудности. Там нужно было понять, как лучше всего распорядиться отснятым материалом, как показать историю, чтобы она не утратила того смысла, который я хотел в неё вложить. В общем, на каждом этапе были и светлые моменты, и сложности.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о съёмках на севере, с какими ещё сложностями вы сталкивались?
Джек О’Коннелл: Полно было трудностей, там же в целом не слишком дружелюбная среда для людей и для работы. Думаю, даже настоящие китобои согласились бы с этим. Но съёмки в таких условиях, конечно, помогли добиться убедительности, создать ощущение реальности происходящего.
Медведи рядом ходили, из воды вылезали и мешали работать эти чёртовы моржи. Было чувство опасности. Где-то в середине съёмок многие начали нервничать, думать о том, сколько времени ещё понадобится на производство. Отмечу, что вся съёмочная группа работала профессионально, спасибо всем, кто помогал нам, оберегал нас.
Эндрю Хэй: Сложно было, но снимать «Северные воды» иначе я не хотел. Да, работать приходилось в снегу, во льдах, в холодной воде. Но благодаря этому, я надеюсь, и картинка в сериале выглядит реалистично, и история чувствуется реальной.
Насколько мне известно, мистер Хэй не особенно любит устраивать репетиции во время съёмок. Много ли вы репетировали во время производства «Северных вод»? И много ли импровизировали?
Джек О’Коннелл: Нет, на съёмках «Северных вод» мы почти не репетировали. Хотя мне-то как раз нужны три-четыре пробных дубля, чтобы понять хореографию сцены, сориентироваться в декорациях и реквизите — а его в сериале было достаточно. Ну и чтобы унять волнение, конечно, перед съёмками всегда нервничаешь. Стало быть, у нас с Эндрю возник эдакий конфликт интересов. Не подумайте ничего такого, это я в шутку.
Импровизировать приходилось, да, и это даже хорошо: в таких случаях нужно всё время следить за действием, запоминать, что было в предыдущем эпизоде, чтобы потом правильно отреагировать, продолжить сцену. Эндрю учит работать подобным образом, и я ему за это благодарен.
Эндрю Хэй: Я не то чтобы против репетиций, на них просто нужно время. А у нас времени не было вообще. И я согласен с Джеком, что актёры один-два дубля обычно ищут свой подход к сцене, я сам во время первых дублей пытаюсь понять, как именно нужно снять эпизод. Я просто люблю работать над первыми дублями со всеми актёрами в кадре и включенной камерой. Чтобы мы все вместе разбирались, что нам делать.
Мне нравится, что нас это держит в тонусе, периодически думаешь про себя: «Боже, что это сейчас было? Ерунда получилась? Или нормально?». Порой благодаря такому подходу получается снять интересный, неожиданный материал.
Важно при этом помнить и актёрам, и режиссёру, что ошибаться — это нормально. Но нам довольно часто удавалось снять сцены с первого дубля, потому что именно в первом дубле чувствовалась свежесть, или страх, или что-то иное, что было нужно в соответствующей сцене. А иногда приходилось снимать восемь дублей.
Обсуждали ли вы экранизацию с Иэном Макгвайром, автором оригинальной книги? Сценарий в целом и те изменения, которые вы внесли, в частности, в концовку?
Эндрю Хэй: Иэн хотел увидеть, каким будет наш взгляд на его работу, и ограничений не ставил. Он читал сценарий, был пару раз на площадке, был страшно рад, что Самнера сыграл Джек.
Я старался, чтобы сериал соответствовал духу романа, Иэну было интересно, как актёры воплотят в жизнь придуманных им персонажей. Сериал он уже посмотрел, остался им очень доволен.
На вас повлияли какие-нибудь фильмы о мореплавании? Ориентировались на какой-нибудь из них? Мне показалось, что «Северные воды» получились похожими на фильм «Хозяин морей: На краю земли».
Эндрю Хэй: Перед съёмками мы посмотрели, само собой, много фильмов, действие которых происходит на парусном корабле. Это чисто технически было необходимо, особенно нашему оператору.
Потому что, скажем, сцены в трюме корабля пришлось снимать не на корабле, а на обычной съёмочной площадке. А в павильоне же нет качки, ничего не двигается — но нужно, чтобы было это ощущение движения.
В общем, я посмотрел кое-что, прочитал достаточно книг о китобойном промысле. Но ориентироваться на стиль других фильмов о мореплаваниях я изначально не планировал. Мне не нравится делать отсылки, подражать кому-то, зачем ограничивать этим собственный взгляд.
В предыдущих своих работах вы, мистер Хэй, показывали маскулинность хрупкую, эмоциональную, а в «Северных водах» она у вас иная: грубая, я бы даже сказал токсичная. Как вам дался такой резкий переход?
Эндрю Хэй: Мне интересна эта тема, да: чувства мужчин, их поведение, тяготы их жизни. Особенно в условиях, которые предлагают «Северные воды», — в закрытом мужском обществе, на корабле.
И в сериале я старался показать маскулинность так же, как она показана в книге, сбалансированно, с её светлыми и тёмными сторонами. Мужчины в «Северных водах», как вы сказали, проявляют токсичность — но они проявляют и сострадание, и доброту. Некоторые из них ведут себя с остальными ужасно, стремятся превзойти их, подавить своей силой. Но бывают и такие моменты, когда они заботятся друг о друге, бьются друг за друга, когда им становится нужна мужская дружба.
Показывать мужчин однобоко, исключительно плохими и токсичными, я не собирался. И актёрам это тоже было неинтересно. Назвать всех мужчин токсичными злодеями было бы большим упрощением.
В сюжетной линии вашего героя, Патрика Самнера, есть переломный момент — схватка с белым медведем. В книге Самнер говорит, что он после этого не изменился, остался прежним, но мы видим, что поведение его стало иным.
Когда вы играли Самнера, вы разграничивали его на двух персонажей — до и после встречи с медведем? Или для вас его образ был цельным?
И хотя я не разделял Самнера на двух разных персонажей, я думал о его противоречивости. Потому что, на мой взгляд, Самнер часто чувствует себя самозванцем, обманщиком. А после встречи с медведем он, может быть, и не меняется радикально, но ему приходится измениться. Всё, что Самнер пережил в этих льдах, отражается на нём, и в жизни его начинается новая глава.
Я пытался понять Самнера и на физическом уровне, и на интеллектуальном, и Эндрю очень помог мне. Благодаря ему, скажем, я добавил такую деталь: Самнер, когда у него заканчивается лауданум, берёт в рот курительную трубку — зная при этом, что табака тоже не осталось. Потому что организм по привычке реагирует даже на пустую трубку, настолько сильна у него потребность в очередной дозе.
Я позаимствовал эту деталь из книги, которую прочёл по совету Эндрю. В ней люди, однажды застрявшие во льдах на год или того больше, рассказывают, каково это. И вот они пишут, что без еды можно обойтись, без воды. Но когда заканчивается табак — всё, п****ц, терять больше нечего.
Для удобства чтения интервью отредактировано и незначительно сокращено. Участие в беседе принял Александр Омолоев (ник на DTF — Сэм Спейд).
Мой отзыв на мини-сериал «Северные воды»
Действия сериала происходят в 1850 году, когда бывший военный хирург Патрик Самнер находит работу корабельным врачом и отправляется в китобойную экспедицию в Арктику. Вторым значимым персонажем является Генри Дракс, гарпунер и жестокий убийца, который также отправляется в эту же самую экспедицию, и вот два главных героя, две противоположности оказываются в замкнутом пространстве в открытом море. Я не буду пересказывать вам, что произойдёт дальше, чтоб хоть немного напустить интриги, хотя создатели сериала уже в первом эпизоде добавят к этой интриге еще несколько для того, чтобы зритель концентрировался не только на основной сюжетной линии.
В сериале всего пять эпизодов, которые длятся почти по часу каждый, и это я сейчас веду не к тому, что это минус, а подвожу вас к тому, что создатели уделили достаточно времени тому, чтобы погрузить зрителя в леденящую атмосферу «Северных вод». Да, в разгар весьма знойного лета даже в северной части нашей страны от этого сериала у меня были мурашки по коже. Я «замерзала» вместе с главными героями, чувство пронзительного холода не покидало меня во время просмотра всех пяти эпизодов. Я могу с уверенностью сказать, что картинкой тут можно было вдоволь насладиться, и особенно она придется по вкусу тем, кто любит холодные тона и Англию 19 века.
Я уже выше вам упомянула, что актерский состав мне тут приглянулся, так как главные роли исполняют Колин Фаррелл и Джек О’Коннелл. К последнему я уже давно хотела присмотреться, ибо он молодой и перспективный британский актер. В сериале он играет доктора Самнера, который с одной стороны и является положительным персонажем истории, но мы все же понимаем, что как и все другие персонажи он является весьма противоречивым. Я считаю, что Джеку удалось раскрыть своего героя, доктора, терзаемого ошибками прошлого. Но поистине яркий персонаж в данной истории принадлежит Колину Фарреллу, который мастерски перевоплотился в жестокого убийцу, от которого у вас замирает сердце. И все же несмотря на, что персонаж Фаррелла – это четко выраженный отрицательный персонаж, в нем зритель тоже сумеет найти особые грани.
Сюжет сериала базируется не столько на идее распутывания интриг, все же это не детектив, а скорее суровая драма, сколько на выживании. Когда человек попадает в жестокие условия, природа проверяет его личность на прочность, демоны берут над ним верх, потому что единственное, о чем думает человек в такой момент – это выживание, но главный вопрос в том, как при этом не растерять человеческий облик?
Сюжетная линия не оставляет вопросов, и хоть финал для меня и получился немного скомканным, все же ответы на все вопросы были даны. Но я бы жирным плюсом шоу назвала не погоню за разгадками интриг и истиной, а именно ощущения, которые вызывает атмосфера сериала, а также размышления, на которые сериал обрекает зрителя. Для тех, кто любит смотреть в оригинале, будет отдельным удовольствием слушать размышления персонажей с их британским акцентом.
В итоге я б не назвала «Северные воды» сериалом для каждого. Это сериал для тех, кто любит насладиться неспешной картинкой, поразмышлять над происходящим на экране, поставить себя на место героев. Поэтому каждому из вас я и не стану его советовать к просмотру. В моей душе он все же нашел отклик, потому что я насладилась игрой актеров, прекрасным английским и леденящей душу картинкой. Если вы находите удовольствие в тех же самых вещах, то смело включайте «Северные воды».
Обзор 1 серии «Северных вод». Брутальная историческая драма об охоте на китов с Колином Фарреллом
Литературная основа
Роман решили экранизировать ещё в 2016 году. Но только в 2019-ом проект начал подавать признаки жизни: Колину Фарреллу («Залечь на дно в Брюгге») досталась роль гарпунщика Генри Дракса, Джека О’Коннелла («Юнайтед. Мюнхенская трагедия») выбрали на роль отставного военного врача Патрика Самнера. За съёмки взялся Эндрю Хэй – номинант на премию Веницианского кинофестиваля за фильм «Положитесь на Пита», режиссёр сериала «В поиске».
Сюжет и атмосфера
Великобритания, 1859 год. Хирург и бывший солдат Патрик Самнер недавно вернулся с войны из Индии, где сильно травмировал ногу в бою. Самнеру очень нужны деньги, поэтому он соглашается стать врачом на борту китобойного судна «Доброволец», не заметив в предложении его владельца Бакстера (Том Кортни) никакого подвоха.
А подвох, определённо, есть: уже на борту «Добровольца» моряки рассказывают Самнеру, что их путешествие многие заранее считают гиблым делом. Совсем недавно капитан Браунли (Стивен Грэм) утопил свой корабль: судно налетело на айсберг, все моряки погибли, а сам он выжил только чудом. Зная об этом случае, Бакстер всё равно позвал его управлять «Добровольцем».
Успеху миссии угрожает не только репутация капитана, но и нрав одного из китобоев. Генри Дракс (Фарелл) – неуправляемый, жестокий человек, способный убивать человека из-за пары шиллингов. Дракса интересуют только выпивка, женщины и охота на китов, при первом удобном случае он развязывает драку в пабе. Гарпунер хорош в своём деле, но доставляет остальным морякам много неудобств. Самнер, явно слишком квалифицированный и умный для работы на китобойном судне, тут же привлекает внимание Дракса. Вполне возможно, что живым домой вернётся только один – во время первого выхода на охоту за тюленями хирург, не подготовленный к тяжелому труду, падает под лёд, и Дракс отказывается приходить ему на помощь.
«Северные воды» могут навевать ассоциации с культовым «Моби Диком» американского писателя Германа Мелвилла. Оба романа (как и их экранизации) детально показывают жизнь китобоев, все перипетии и сложности этого бизнеса, но в сути рассказывают о разном. Герман Мелвилл наполнил свою книгу религиозным контекстом, оставив отсылки к Библии в именах, названиях и событиях. А образ Белого кита из «Моби Дика» имеет множество трактовок: от злого рока до символа борьбы со своими внутренними демонами.
С первой же серии авторы «Северных вод» размышляют на куда более приземлённые темы. В центре сериала оказывается столкновение двух миров – цивилизованного общества, из которого вытеснили Самнера, и дикого, необузданного мира китобоев, к которому относится Дракс.
Такой реализм наглядно показывает, как складывается характер персонажей вроде Дракса: в нечеловеческих условиях моряки тоже постепенно перестают быть людьми, постоянно копаются в грязи и крови и развлекают себя только алкоголем. Если ориентироваться на сюжет книги, дальше это впечатление будет только усугубляться.
Персонажи
На борту «Добровольца» нет ни одного порядочного человека – каждый скрывает свою тайну, темнит с прошлым, пытается обмануть других. Например, Самнер явно умалчивает о событиях в Индии, мало общается с другими моряками, употребляет наркотики, страдает от странных видений и никому не может объяснить, почему выбрал работу именно на этом судне. Владелец корабля Бакстер и капитан Браунли заботятся только о своей выгоде и врут нанятому экипажу о реальной цели путешествия. Все секреты рано или поздно раскроются – героям негде прятаться друг от друга вдали от цивилизации, в замкнутом пространстве одного корабля.
Особенно интригующим получился образ Дракса. В «Северных водах» он как пороховая бочка, готовая взорваться в самый неподходящий момент. Первый эпизод сразу показывает его не с лучшей стороны, хотя по уровню жестокости сериал отстает от книги (так, в сценарий не попал момент с изнасилованием ребёнка). Колин Фаррелл отлично вжился в роль угрюмого, диковатого мужчины, который всем своим видом сигнализирует об опасности. На фоне Самнера он выглядит неандертальцем.
Патрик Самнер пока похож на типичного персонажа из литературы XIX века. Это мужчина из приличной семьи, образованный и привыкший к хорошей жизни, но разочаровавшийся в человечестве после неких тяжёлых событий (в его случае – после войны). Самнер сбегает на борт «Добровольца» из-за крайней необходимости и явно не понимает, на что подписался. Интереснее всего в сериале будет наблюдать за тем, как жестокие обстоятельства – стихия, грубые моряки, грязная и кровавая работа – ломают романтического страдающего героя, напоминающего Эйдана Тёрнера из британского сериала «Полдарк».
Смотреть ли дальше?
По первой серии «Северные воды» выглядят очень сдержанной исторической драмой без попытки модернизировать сюжет и добавить более современные декорации или темы. На протяжении пяти эпизодов герои будут одновременно пытаться вывести друг друга на чистую воду, извлечь выгоду из путешествия и банально выжить – как если бы действие «Выжившего» с Леонардо Ди Каприо происходило не в лесах, а во льдах Гренландии.
Амплуа злодея для Колина Фаррелла уже привычно, как и роли в остросюжетных триллерах (хотя бы «Роковое искушение» и «Убийство священного оленя»). Но в «Северных водах» есть шанс увидеть его как окончательно потерявшего человечность героя, игнорирующего мораль и этику. Вместе с Джеком О’Коннеллом и Стивеном Грэмом в сериале подобрался отличный актёрский состав – очень подходящий для брутальной и кровавой мужской драмы.
Северные воды 2021 2 серия 1 сезон
В 1 сезоне 2 серии сериала «Северные воды» путешествие главного героя превращается в дикий кошмар, когда один из членов экипажа оказывается убит. Доказательств нет, но Самнер не может избавиться от ощущения, что Генри Дракс является истинным виновником.
Авторизация по email
«Лучше следи за собой»: Тарасова унизила Муцениеце на «Ледниковом периоде»
Повзрослевшая дочь затмила умершую Началову
Открестившийся от Малиновского Лазарев ошеломил странным заявлением: «Не топчите любовь!»
«Не успело остыть тело»: Садальский смачно плюнул в Шаляпина
Повторит участь Фриске? Мечтающую о ребенке Азизу предупредили о смертельном риске
«Фриске и рядом не стояла»: новой женой Шепелева восхитились в сети
«Сейчас все вывалится»: Чехова показала экстремальное декольте
Спустя 25 лет: как сейчас выглядят герои культового фильма «Гордость и предубеждение»
«Уфотошопилась»: 66-летняя Долина выглядит моложе 38-летней дочери
Барановская рассказала об уходе спивающегося Гордона
«Испражняется в душу зрителей»: известный актер унизил мужа Собчак
Не только Охлобыстин: 4 актера, плохая дикция которых стала их фишкой
Зная всё о кино, хочется поделиться этим с другими. Делитесь фильмами, трейлерами, персонами и новостями в социальных сетях, присваивайте рейтинги фильмам и обсуждайте их с друзьями и подписчиками!
Интересные фильмы, ближайшие кинотеатры и любимых актеров можно добавлять в «Избранное». Система покажет все связанные с ними новости и новые трейлеры, подскажет, когда можно купить билет в кино на интересующую премьеру. Присоединяйтесь!
Капиталистическая полынья
Татьяна Алешичева о «Северных водах», как бы «Моби Дике», если бы «Моби Дик» был про деньги
На канале BBC Two вышел викторианский сериал «Северные воды» об арктической экспедиции, заранее обреченной на провал
«Северные воды» — это никогда не замерзающая полоса открытой воды между Канадой и Гренландией, то есть по-нашему — арктическая полынья. Туда в 1859 году из английского порта Халл направляется китобойное судно «Охотник» под командованием опытного капитана Браунли (Стивен Грэм) с разношерстной командой на борту, наполовину состоящей из всякого сброда. Но даже на таком фоне особенно выделяется гарпунщик Генри Дракс (Колин Фаррелл, заросший бородой по самые брови) — зловещий персонаж с темным прошлым: ходят слухи, что он прожил несколько лет среди каннибалов на островах Океании. Благодаря своей профессии он обладает огромной силищей и при этом совершенно лишен нравственного начала, что делает его человеком, мягко говоря, опасным. Кажется, что такой типаж автор одноименного романа Иэн Макгуайр срисовал прямиком у Конан Дойля из рассказа «Черный Питер» (русский перевод вышел в том же 2016 году, что и оригинал, и называется «Последний кит. В северных водах»).
Главный положительный герой этой истории, военный хирург Патрик Самнер (Джек О’Коннелл),— носитель другого викторианского литературного клише: во время восстания сипаев он принимал участие в осаде Дели, был ранен, натерпелся там всякого ужаса и конечно же пристрастился к лаудануму. Эта зависимость характеризует его как человека трудной судьбы и сложной душевной организации — надо ли говорить, что, нанимаясь на корабль, он рассказывает капитану какую-то удобоваримую байку, скрывая, что из армии был разжалован. У капитана Бринли и судовладельца Бакстера (Том Кортни), разумеется, тоже есть свой грязный секрет. Они задумали аферу и на самом деле снаряжают арктическую экспедицию, которая не должна вернуться назад,— коллизия, знакомая каждому русскому школьнику по роману «Два капитана». Только в русской книжке погубившим экспедицию злодеем отчасти управлял романтический мотив, а тут он корыстный: потопив корабль, Бакстер получит 14 тысяч фунтов страховки. «Деньги управляют нами, перед ними мы бессильны»,— заявляет Бакстер, низводя себя самого до уровня ничтожного слуги провидения. Но для читателя провиденциальных романов тут с самого начала все очевидно: супостаты, конечно же, сами себя перехитрят, и все пойдет не так — но тут важны детали.
В сериале по неовикторианскому роману Макгуайра эти детали крайне живописны: чего стоит одна сцена охоты, когда Дракс, стоя на спине у кита, всаживает ему гарпун в самое сердце и мрачно скалится, с ног до головы облитый кровью жертвы. В отличие от недавнего арктического сериала «Террор», целиком сделанного в студии, «Северные воды» англичане снимали на натуре, недалеко от Шпицбергена, и арктические виды в нем самые настоящие. И впереди чего только нет — от галлюцинаторных видений опьяненного опиумной настойкой хирурга до его былинной схватки с белым медведем, когда режиссер Эндрю Хей не стесняясь заваливает в кадре горизонт набок.
Когда сбывается коварный план судовладельца и моряки без корабля остаются зимовать на льду, горстка отчаявшихся героев жмется друг к другу, приговоренные к отрезанному от цивилизации белому безмолвию. Да и цивилизации никакой больше нет, есть лишь эпическое противостояние героя и злодея. Хирург Самнер — персонаж страдательный, как гонимая провидением щепка на ветру. Во все трагические приключения его загоняет совестливость и вера в закон и справедливые основы бытия, и ему всякий раз приходится все начинать сначала. Его зловещий антагонист Дракс стоит на иных позициях, считая, что закон установил над собой человек или горстка влиятельных людей, лишь исходя из собственного удобства. А значит, сам человек может этот закон не преступить даже, а попросту изменить, исходя из вновь возникших потребностей. «Я деятель, а не мыслитель. Я следую своим наклонностям»,— говорит Дракс. Пришедший в ужас от этого кровавого нигилизма Самнер понимает, что говорить с таким человеком — все равно что кричать в темноту и ожидать, что темнота ответит тем же.
Практически ни одна рецензия на «Северные воды» не обходится без самых очевидных отсылок: «Моби Дик», мол, встречается тут с «Сердцем тьмы». Только борьба человека с роком и самим собой на фоне равнодушной природы в данном случае лишь живописная оболочка, а подоплека происходящего куда проще. Дракс, конечно, злодей отменный (и сам себе Моби Дик), только нанял этого монстра и поощрял его злодейства не кто иной, как корыстный судовладелец. Так что речь тут о вполне приземленных материях — извечной борьбе за наживу и схватке труда, закона и капитала. А сердце тьмы оказывается и вовсе по другому адресу — не в арктической полынье, а в сейфе судовладельца Бакстера.