сети в нашей повседневной жизни
Виртуальный и реальный мир в жизни современного человека
Время чтения 8 минут
Как же научиться правильно использовать ресурсы, которые даёт эра Интернета? В чём преимущества и недостатки виртуального мира? В статье рассмотрим по порядку все актуальные вопросы.
Роль Интернета в жизни современного человека
Виртуальный и реальный мир в жизни человека сейчас поляризуется, бывает и дисбаланс, наблюдается уход от реальности, большое пребывание в сетях Интернета. Кто-то научился находить баланс и использовать Интернет для достижения целей, рекламы, продвижения бизнеса или общения с друзьями, поиска новых знакомых, для кого-то он становится заменой реальной жизни, а не средством для реализации жизненных планов.
Роль Интернета в жизни человека зависит от определённой личности, умения распределять временные ресурсы, делать нужные акценты.
Плюсы виртуальной реальности
Роль Интернета в жизни человека постоянно растёт, преимуществ довольно много, мир стал другим, сейчас невозможно представить жизнь современного человека без Интернета (поиск рецептов, схем для вязания, данных по медикаментам), есть информация обо всём. Почему же психологи бъют тревогу, в чём недостатки влияния Интернета?
Минусы виртуальной реальности
Минусы развития Интернета в жизни людей связаны в основном с психологическими зависимостями и гиподинамией, люди меньше общаются в реальной жизни, падает способность коммуникации. Важно найти баланс между виртуальным и реальным миром.
Исследования определили основные причины потребности молодёжи в Интернете
Таким образом, Интернет в жизни человека имеет и свои преимущества, как правильно использовать виртуальное пространство для самообразования?
Интернет и саморазвитие
Онлайн мир для саморазвития применяют в следующих случаях:
Роль Интернета в жизни человека становится незаменимой и в плане обучения, получения знаний, уже нет необходимости бегать по книжному рынку в поиске нужной литературы, намного проще найти и скачать полезную информацию. Обладая высокой самоорганизованностью, можно достичь блестящих результатов в освоении любой сферы, профессии, иностранных языков.
Предлагаем список ресурсов, позволяющих бесплатно получать ценные знания
Существует много и русскоязычных ресурсов, помогающих в самообразовании и саморазвитии
Специальная интерактивная программа
Огромную помощь в обучении и получении информации играет и YuoTube, ставший незаменимым для прослушивания курсов, лекций, видеоуроков по различным тематикам.
Ошибаются люди, которые считают, что достаточно получить образование в вузе, современный мир стремительно развивается и чтобы успевать за ним, нужно быть в курсе актуальных тенденций в нужных сферах, получать новую информацию, осваивать новые подходы.
Таким образом, Интернет в жизни современного человека имеет многофункциональное значение, способствует общению, обмену информацией, самообразованию. Стоит извлекать максимум пользы и минимизировать вредное влияние. Любое открытие науки и техники может приносить как пользу, так и вред, всё зависит от способов применения и задач, которые ставят перед собой люди.
Роль Интернета в жизни человека нельзя назвать однозначно позитивной или негативной, всё зависит от контекста и использования возможностей виртуального мира, для многих людей открылась масса возможностей: онлайн-профессии, интернет-магазины, доступ к знаниям международных университетов. Каждый человек открывает для себя что-то своё, особое, посредством подключения к
Желаем найти свои способы саморазвития, в том числе, используя виртуальную сеть!
9 доказательств, что после соцсетей наша жизнь больше не будет прежней
Ежедневно инстаграмом, фейсбуком и тиктоком пользуется практически каждый второй житель Земли. Они проникают во все сферы жизни и меняют ее привычный уклад. Для спецпроекта «Синий Монстр» «Афиша Daily» изучила последние исследования и рассказывает, как социальные сети повлияли на общение и нас самих.
У нас появилась «фейсбук-личность»
Еще в 2016 году исследователи заявили, что устройство социальных сетей привело к возникновению социальной межреальности, — нового, более гибкого и динамичного пространства для общения. В этой новой реальности пользователи ведут себя по-другому: они скрывают настоящие личности за виртуальными и формируют альтернативную социальную идентичность. То есть контролируют то, как их увидят другие.
Явление также называют «фейсбук-личностью»: в социальных сетях человек ведет себя не так, как в жизни, — показывает себя более образованным, состоятельным и счастливым. Часто к созданию фейковой личности в интернете склонны люди с низкой самооценкой. «Они используют фейсбук, чтобы развивать и поддерживать социальные связи, которых может недоставать в реальности, — пишут исследователи-психологи из Израиля. — Такое использование социальных сетей помогает им улучшить самочувствие, ослабить чувство одиночества, повысить самооценку и добиться социальной поддержки».
Мы живем в пузыре идентичности
На самовосприятие личности влияет и широкое распространение группового общения. «Даже простых отношений между людьми, возникающих по независящим от них причинам (например, назначение в пару по проекту), достаточно, чтобы увеличить мотивацию во время работы», — замечает доктор психологии Арт Маркман. Социальные сети же дают возможность постоянно объединяться в группы как по общим, так и по нишевым интересам, что помогает повысить продуктивность в целом.
С другой стороны, отмечает он, слишком тесная близость к группе может изменить образ мышления и поведение пользователя. После долгого присутствия в одной и той же группе ее участники начинают подражать поведению друг друга. Это приводит к образованию пузыря идентичности: наше самовосприятие немного стирается и подстраивается под общие характеристики группы.
Больше всего это заметно на примере тиктока. Наверняка за время карантина вы хоть раз делали что‑то, что увидели в своих рекомендациях: пекли хлебную жабу, готовили кофе дальгона или стригли челку. Многочисленный повтор одного тренда в разных вариациях пробуждает желание сделать то же.
Мы стали подстраиваться под чужое мнение
Пользователи стали подвержены влиянию своих подписчиков, утверждает исследование 2011 года, и начали действовать в их интересах даже на личных страницах в соцсетях. Чтобы добиться одобрения, они склонны публиковать только тот контент, который понравится аудитории и, соответственно, соберет много лайков и комментариев, а «неудобные» и «непопулярные» темы — замалчивать.
Страх оказаться изгоями заставляет и не высказываться вовсе, если пользователи понимают, что их мнение не совпадает с точкой зрения большинства. «Носитель непопулярного суждения может даже присоединиться к противоположной стороне, ориентируясь на представителей господствующего мнения, — отмечает российский исследователь в своей статье о феномене спирали молчания в соцмедиа, — тем самым минимизируя свои социальные риски». Так он запускает спираль молчания в интернете: теперь кажется, что сторонников популярного мнения еще больше, а все следующие за первым участником спирали носители непопулярного мнения присоединятся к этой группе, думая, что они в меньшинстве.
Мы стали даже поступать иначе
Боязнь стать изгоем влияет даже на то, как мы лайкаем посты в фейсбуке: «Пользователей заботит собственный статус на платформе, который можно рассматривать как выражение популярности и уважения в глазах других людей. Опасаясь понизить его, они часто не хотят быть первыми, кто лайкнет пост с противоречивым мнением. При этом наличие трех лайков на нем служит надежной подушкой и доказательством потенциального социального одобрения».
Из‑за алгоритмов социальных сетей, которые в основном подбирают посты с точкой зрения, похожую на ту, что пользователь уже лайкнул лента чаще всего сводится к монополярной картине мира: например, приверженцы консервативной политики будут все чаще видеть посты, подтверждающие их точку зрения. Так социальное давление на пользователей лишь увеличивается и заставляет их подчиняться господствующему мнению.
Аналог такого поведения можно найти и в реальном мире. Эксперимент, проведенный в день выборов в США в 2010 году, показал: пользователи, получившие сообщения о количестве проголосовавших друзей, шли на выборы чаще, чем те, кто получил простое напоминание о голосовании.
Возникли новые формы общения
Наш способ общения изменился — оно потеряло временные рамки и ограничения. Раньше сложно было представить, как во время телефонного разговора вы резко бросаете трубку и отключаетесь. Сейчас же совершенно нормально выйти из диалога прямо во время переписки и ответить спустя пару часов или даже на следующий день.
Общение также стало групповым. До появления социальных сетей в большинстве случаев коммуникация была либо частной (телефоны и разговоры один на один), либо массовой — через СМИ. Социальные сети же ввели новый тип коммуникации — в группах и беседах по интересам. «ВКонтакте», твиттер, фейсбук позволяют легко находить людей с общими увлечениями и начинать групповое общение в пабликах и беседах. «Это то, что мы сегодня считаем само собой разумеющимся, но в значительной степени является заслугой социальных сетей, — говорит специалист по маркетингу в социальных сетях Марк Шефер. — Если подумать, легкое групповое общение и сотрудничество, возможно, одно из самых важных последствий эпохи социальных сетей».
Увеличился риск депрессии
Одна из причин популярности соцсетей — желание получить от других участников лайки, комментарии и подписки. Такое одобрение активирует области мозга, отвечающие за вознаграждение. В то же время количество лайков напрямую связано с уровнем самооценки: чем больше лайков вы получаете, тем она выше. Но по тысяче лайков на свои посты получают далеко не все пользователи, поэтому зависимость от такого одобрения ведет к росту риска депрессии.
В социальных сетях мы невольно сравниваем себя с другими пользователями. А учитывая то, что картинка в интернете чаще всего далека от реальности и показывает жизнь с лучшей стороны, это сравнение, как правило, оказывается не в нашу пользу, что тоже приводит к риску развития депрессии. 14-дневное исследование показало, что психическое здоровье испытуемых ухудшалось, когда они проводили в фейсбуке больше двух-трех часов в день. Из‑за постоянного сравнения своих профилей с чужими они начинали хуже относиться к своему социальному положению и жизни.
«Опасность заключается в том, что Facebook и другие соцсети позволяют следить за людьми, с которыми мы мало знакомы и практически не пересекаемся в повседневной жизни, — отмечает одна из авторов исследования Май-Ли Стирс. — Из‑за этого мы судим о них лишь по их публикациям. Большинство пользователей, как правило, делятся лишь хорошими новостями, игнорируя плохие, поэтому, сравнивая себя с друзьями по постам, мы можем решить, что их жизнь лучше, чем она есть на самом деле, и будем думать хуже о собственной».
Врач и киберпсихолог Игорь Пантич подтвердил это открытие. По его словам, длительное использование социальных сетей может вести к появлению депрессии, а регулярное использование нескольких соцсетей увеличивает этот риск в разы. Так, исследование, опубликованное в журнале Computers in Human Behavior, показало, что у людей, которые пользуются семью и более приложениями, уровень тревожности в три раза выше, чем у пользователей одной-двух социальных сетей.
Мы стали по-новому потреблять новости
Социальные сети кардинально изменили медиа за последнее десятилетие — о происходящем чаще узнают из ленты «ВКонтакте» или твиттера, чем из традиционных источников информации. Так, статистика за 2020 год показывают, что больше половины американцев получают последние новости из фейсбука, твиттера, ютьюба и инстаграма вместо традиционных СМИ. В России социальные сети предпочитают меньше — 42% населения. Но всего за три года этот показатель вырос в два раза.
Несмотря на то что люди проводят в соцсетях по 2,5 часа каждый день — что за неделю составит целый день без учета времени на сон, они не доверяют тому, что читают в соцсетях. 59% пользователей соцсетей считают, что прочитанная в них информация окажется или неверной или неточной. При этом такому же числу людей никак не мешает делиться в соцсетях новостями, в которых они прочитали только заголовок.
Бизнес стал пользователем
Сейчас ведение бизнеса невозможно представить без соцсетей: 96% компаний по всему миру ведут страницы в фейсбуке, 82% — в инстаграме, а 53% — в твиттере и на ютьюбе. Профили в социальных сетях позволяют предпринимателям продвигать свои товары и постоянно поддерживать контакт с клиентами. Особенно это помогает малому бизнесу, для которого страница в инстаграме или фейсбуке порой становится главным ключом к аудитории.
«Социальные сети — это не только место для продажи продуктов и услуг, но в первую очередь платформа для общения с клиентами, — подчеркивает Симеон Эдосомван из Государственного университета Северной Дакоты. Влияние соцсетей на бизнес сейчас настолько высоко, что от качества их ведения зависит имидж компании. Если бренд не отвечает пользователю в течение долгого времени или просто игнорирует его сообщение, клиент может счесть компанию ненадежной, а его лояльность и доверие к магазину могут упасть».
Авторский блог Владимира Нечаева
Онлайн-дневник
Социальные сети в нашей жизни
Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь. Сейчас уже никого не удивить дошкольниками с планшетами, да и многие пожилые люди активно пользуются интернетом. У меня, например, одна соседка пенсионного возраста постоянно сидит в Одноклассниках! Причём агитирует посетить свою страничку других соседей. Складывается такое впечатление, что через пару лет все бабушки с лавочек у подъездов перекочуют в интернет.
Также есть категория людей, которые сидят в социальных сетях и на работе. Безусловно, сейчас это настоящая проблема для работодателей. Некоторые борются с этим, закрывая доступ к определённым сайтам, но, насколько мне известно, такие запреты многие работники обходят при помощи специальных онлайн-сервисов. Вот и получается, что рабочее время используется неэффективно.
Конечно, мы живём в современном мире и социальные сети — это хороший способ коммуникации, но не стоит же посвящать им всю свою реальную жизнь. Мне забавно наблюдать, когда в компании молодых людей каждый сидит, уткнувшись в свой смартфон. Да и во дворах по вечерам молодёжи стало гораздо меньше, заметили? Сидят где-нибудь ВКонтакте или в Одноклассниках.
Понятно, что прогресс не остановить и социальные сети стали для нас обычным явлением. Другое дело, для чего и сколько времени мы в них проводим. И ни одна социальная сеть не заменит встречу друзей на природе с шашлыками. Так что почаще встречайтесь у костра, в кино или на спортивной площадке, а не около компьютера.
Просмотров: 8042 Чтобы поделиться записью в социальных сетях и мессенджерах, воспользуйтесь кнопками:
Как социальные сети повлияли на межличностное общение?
Каждый человек так или иначе сталкивается с социумом. Детский сад, школа, работа, досуг – в каждой сфере люди взаимодействуют друг с другом. Общение происходит на разных уровнях: от банального разговора до жестов и телодвижений. Наверно, все проходили в школе термин «межличностные отношения»; к нему относится любое взаимодействие людей, цель которого понятна всем участвующим лицам (хотя бы теоретически).
Но человечество непрерывно развивается, поэтому неизбежно образуются новые языки общения. Настоящий феномен людских отношений – социальные сети. Мы даже не заметили, насколько плотно они вошли в нашу жизнь. Порой мы не задумываемся об их пользе и вреде, влиянии на реальную жизнь и социализацию.
Но насколько сильно сетевое виртуальное общение изменило мир? И стоит ли беспокоиться о будущем? Давайте разбираться!
Что такое межличностные отношения
Сперва вспомним, что означает понятие «межличностные отношения». Может быть, кто-то вспомнил школьные годы и уроки обществознания.
Само понятие делится на несколько характеристик:
Существует два вида отношений – деловые и личные, то есть официальные и неофициальные. Обращаясь за помощью в правоохранительные органы, мы соблюдаем формальности и разговариваем с представителями закона, соблюдая определенную этику. А с друзьями и родными гораздо проще: никаких правил нет, по крайней мере законодательных.
Чувства делятся на симпатию и антипатию. Если человек не желает общаться, значит, он проявляет антипатию к вашей личности. Соответственно, здоровые отношения строятся на симпатии.
Формы отношений разделяются на несколько категорий:
Уверен, читая описание термина, многие подумали о реальных взаимоотношениях между людьми. Знакомый – хоть иногда, но попадающийся на глаза; коллега – вот он, снова пролил кофе на стол; друг – всегда рядом и готов поддержать. Но на самом деле межличностные отношения давно переступили грань обычного общения.
Социальные сети захватили мир, и здесь нет ничего удивительного, ведь с появлением интернета виртуальное общение оставалось лишь вопросом времени. Однако масштабы никто предсказать не мог.
Что такое социальные сети
Изначально словосочетание «социальные сети» не ассоциировалось с интернетом. Социолог Джеймс Барнс охарактеризовал это понятие как структуру, в которой социальные объекты (то есть люди или группы людей) связаны между собой. Проще говоря, каждый участник будет как-то связан со всеми членами социальной группы. Например, начальник знает своих подчиненных – в социальной сети они указаны как «ветви» начальника. У «ветви» есть свои знакомые.
Этот термин обрел популярность и начал активно внедрятся в повседневную жизнь. Социальные сети в первую очередь существуют в реальной жизни. Но сейчас не о них: нас интересует виртуальное общение, хотя принципы обоих понятий в чем-то пересекаются.
И все же интернет-технологии сильно изменили понятие социальной сети. С одной стороны, доступен весь мир и можно знакомиться с кем угодно, с другой – настоящих, живых людей рядом нет, ведь все общение в интернете чаще ограничивается общими интересами. Подробнее об этом после краткой истории сетевого общения.
История виртуальных сетей
Изначально интернет создавался для «профессионального общения», то есть быстрой передачи важных данных, а не изображений милых котиков и щенят. В 1969 году Министерство Обороны США спроектировало ARFANET – внутреннюю военную сеть. Конечно, до виртуального идеала было далеко; только в 1983 году технология научилась работать с маршрутизацией пакетов данных, став первой сетью в мире, использующей протокол IP.
Секретные разработки становились все менее секретными. Интернет постепенно проникал в дома простых граждан. И все же сеть использовалась скорее для коммерческих целей, и большинство пользователей не понимали, зачем им «этот интернет». Но в 1995 году Рэнди Конрадс создает сайт classmates.com, который помогал найти одноклассников, одногруппников, сослуживцев или бывших коллег по работе. Люди получили возможность пообщаться с теми, кого не видели много лет!
Успех был неизбежен. Тот период вообще можно считать «золотым» для многих современных IT-гигантов. В 2004 году появился Facebook, изначально предназначенный для студентов Гарварда. Но идея всем так понравилась, что через два года социальная сеть стала доступна всем пользователям мира старше 16 лет. Сегодня Facebook – один из самых посещаемых сайтов мира.
Какие социальные сети существуют
Российские аналоги Classmates и Facebook – ВКонтакте и Одноклассники – также утвердились в топе посещаемых сайтов среди русскоязычной аудитории (русский язык – восьмой в мире по количеству носителей).
К социальным сетям относятся и прогрессивные ответвления – фотосети, видеохостинги и мессенджеры. Яркие примеры оригинальных комбинаций – Instagram и TikTok; в них выкладываются фотографии или короткие видео, которые можно оценить и обсудить.
Сегодня существует множество сайтов и приложений с функциями общения. Даже форумы, которые были популярны в «бородатые» годы, тоже относятся к межличностному виртуальному общению.
Голые цифры и факты
Статистика поражает: по данным на октябрь 2020 года, во всем мире социальными сетями пользуются 4,14 млрд человек, что на 12,3% выше показателей предыдущего года! Получилось посчитать и среднюю продолжительность увлечения в день – 2 часа 29 минут, при этом 40% используют соцсети в рабочих целях.
Видеохостинг YouTube охватывает 2 млрд человек, из них 80,1 млн – российские пользователи. ВКонтакте уверенно догоняет – 72,9 млн человек в одной только России. В нашей стране также любят Instagram – 54 млн (топ-5 по посещаемости).
Получается, больше половины всех людей на планете в том или ином виде пользуются социальными сетями. Выше я затронул проблемы массовой интеграции социальных сетей, но поверьте – их гораздо больше. Межличностные отношения в интернете порождают множество трудностей, противоречий и неадекватных способов общения. Интернет как сплачивает, так и разделяет людей, как помогает, так и вредит.
Если охватывать полную статистику, то количество активных пользователей интернета за прошлый год увеличилось более чем на 7%, а конкретно в России – на 5%. Согласно исследованиям, каждый год среднее время пребывания в интернете увеличивается на полчаса: в 2015 году оно составляло 6 часов 20 минут в день, а в 2020 – почти 7. Российские пользователи вырвались вперед, проводя в сети около 8 часов в день.
Чем люди занимаются? Чаще всего ищут какую-то информацию, поддерживают связь с родными и друзьями. Замыкает тройку активностей отслеживание новостей (и это еще не упоминая другие популярные способы провести время в интернете). Естественно, постоянно крутясь в информационном поле, человек начинает общаться с другими пользователями сети, то есть заводит межличностные отношения.
Как виртуальные сети меняют межличностные отношения
Раньше никто не мог и представить себе знакомство с человеком, о котором ничего не известно. Если кто-то выдавал себя за того, кем не является, то рано или поздно общество об этом узнало бы. Но в интернете все совершенно по-другому. Даже наши друзья и знакомые в социальных сетях преподносят свою жизнь в ином свете. Общаясь с людьми в комментариях, вы можете удивляться наглости и дерзости пользователя, но на деле это может быть неуверенный в себе человек, страдающий от психологических проблем. Конечно, это всего лишь пример, однако он ярко отражает модифицированность виртуальных межличностных отношений.
Но сначала о явных плюсах общения в интернете:
Безусловно, социальные сети – большой скачок в развитии человечества. Однако проблем возникает не меньше, и порой они затмевают все достоинства виртуального общения.
Страшные болезни информационной революции
У многих людей есть склонность убегать от ответственности. И это проявляется в выборе мнения или веры в какие-то факты. К сожалению, в интернете правды меньше: чаще всего она смешана с личными выдумками или, того хуже, намеренным искажением действительности. И люди верят, особенно доверяют популярным личностям. Вера в добро есть у каждого, но без критического мышления в этом мире никуда. Совместное исследование психологов из США, Франции, Великобритании и Арабских Эмиратов показало, что пользователи сетей больше доверяют виртуальным друзьям и медийным персонам, поэтому, сами того не понимая, распространяют ложную информацию. Сколько раз вы слышали фразу «расходимся, это был фейк»?
К предыдущему пункту относится огромное количество мошеннических действий, к которым пользователи могут быть не готовы. Злоумышленника должны наказать, но как его вычислить?
Социальные сети порождают зависть. И это не просто библейское поучение: выкладывая свои лучшие фото, пользователи создают иллюзию идеальной жизни. И другие, смотря на красивый морской бриз или наблюдая за ужином в дорогом ресторане, начинают считать, что их жизнь скучна и однообразна. Самое страшное, что пользователь может не заметить, как у него появится апатия к простым радостям.
Интернет-зависимость – доказанное психологическое заболевание. Постоянный поток информации становится наркотиком: каждый раз человеку нужно все больше и больше. Поэтому сегодня мы наблюдаем тренд на короткие видео (например TikTok или Youtube Shorts), незатейливый контент и бесконечную ленту фотографий, новостей и шуточек.
Еще одна форма зависимости – удовлетворение потребности быть любимым через социальные сети. Человек может помешаться на количестве лайков под фото и лестных комментариев. Например, практически весь Instagram построен на самолюбовании. Это очень серьезная проблема, так как интернет все равно не сможет заменить реальное признание друзей, родных или коллег. Почему у человека появляется ложное чувство удовлетворения?
Специалисты из университета Джорджия выяснили, что такой пользователь испытывает чувства, похожие на дружеские отношения с людьми, которых мы близко знаем. Поэтому человек испытывает иллюзию постоянной поддержки и связи с понимающими людьми. От этого страдает социализация в реальном обществе, а эмоции становятся более ранимыми; стоит кому-то высказать отрицательное мнение, как человек впадает в уныние и даже депрессию.
Выше я немного затронул тему троллинга. Кто-то может считать это безобидной забавой, но на деле это серьезная проблема, ведь слова могут очень сильно ранить. И если в реальной жизни можно попасть под статью об унижении человеческого достоинства, то в социальных сетях проблематично привлечь пользователя за оскорбительные слова. Под угрозой находятся дети: наткнувшись на «тролля», ребенок может серьезно пострадать и получить психологическую травму.
Еще одна проблема – сотрудничество с правоохранительными органами и передача данных третьим лицам. Хотя вычислить человека в интернете сложно, владельцы сайта владеют информацией о каждом зарегистрированном аккаунте. И если власти хотя бы пытаются ловить преступников, то слив личных данных преступникам – действительно страшная практика. К счастью, многие пользователи фильтруют информацию и думают о безопасности, не выкладывая в интернет всю свою жизнь.
Заключение
Нет, не нужно объявлять войну всем виртуальным сетям и становиться аскетом. Мы, здравомыслящие пользователи интернета, должны учиться грамотному подходу к современным технологиям.
А что думаете вы? Как сильно изменились межличностные отношения с приходом социальных сетей?