сестры стучиловы актрисы судьба
Цветы паранойи, игры в декаданс и загнивающий Запад: краткая история русского нуара
Существовать в СССР нуар не мог. Нуар циничен и пессимистичен, а советские фильмы указывали народу светлый путь к коммунизму. Нуар темен и мрачен, а у нас с каждым днем всё радостнее жить. Нуар проповедует фатализм, а русская пословица гласит: «Всяк своего счастья кузнец». И все-таки ростки нуара пробились и на нашем экране, впитали национальный колорит и дали мощные плоды. Об эволюции этого американского жанра в отечественном кинематографе рассказывает на «Ноже» Елена Кушнир.
Мой нежно любимый детектив
У советского детектива было честное, открытое, успокаивающее лицо. Следователь — плакатное воплощение здорового образа жизни, а не какой-нибудь присосавшийся к бутылке Филип Марлоу или нервный наркоман Холмс (британского сыщика в нашем кино избавили от дурной привычки). Кадры не темные и мрачные, а залитые солнечным светом, да и как иначе: сотрудники органов работают днем. В конце фильма зритель испытывает чувство глубокого удовлетворения. Если кто-то у нас порой и не хочет жить честно, с этим разберутся. Спи спокойно, дорогой товарищ.
Но с 1970-х годов появляются ленты, порывающие с советской традицией. «Опасный поворот» (1972) Владимира Басова по пьесе Пристли — угрюмый психологический детектив, в котором импровизированное расследование разрушает буржуазное благополучие чопорных англичан. Один за другим вскрываются гнойники: ложь, измены, воровство… «Изящно упакованная мерзость», — говорит Роберт (Юрий Яковлев), когда узнает, что его покойный брат, считавшийся ангелом, спал с его женой и ее братом, местный «гений чистой красоты» вымогала деньги и подарки у любовника, а самый честный человек в компании — убийца.
Басов оказался смелее американцев, которые первыми экранизировали пьесу в период действия пуританского Кодекса Хейса: в отечественном фильме упоминаются наркотики и однополые связи (классический нуар трактовал гомосексуальность как тьму и порок). Разумеется, всё это было возможно только на «загнивающем Западе», но по меркам советского кино 1970-х затрагивание подобных тем считалось революционным шагом — Басов снял первый советский фильм-нуар.
Еще одно не столько разоблачение, сколько наслаждение пороками британской аристократии состоялось в «Чисто английском убийстве» (1974) по одноименному роману Сирила Хейра. Аристократы мрут как мухи. По холодному старинному особняку, отрезанному снежной лавиной от мира, снует Ирина Муравьева в микроюбке — хищница и золотоискательница, сбежавшая из американского неонуара. Эстонская топ-модель Файме Юрно не по-советски вешается мужчине на шею и говорит: «Напьюсь!» Георгий Тараторкин во всём своем невротическом великолепии бьет хрусталь. Снова секреты, обманы и крушение иллюзий. Правда, в финале дом отрывают из-под снега и заполняют темные аристократические углы родным оптимистическим светом, сведя проделанную работу по нагнетанию обстановки на нет.
Источник
В 1983 году зрителей приковал к экранам телефильм «Мираж» — прибалтийская экранизация романа Чейза «Весь мир в кармане». Группа неудачников грабит инкассаторский фургон, но до денег не добирается: все персонажи погибают. Очередной портрет «загнивающего Запада», написанный в социалистических тонах. Но когда в финале влюбленная, хотя и преступная пара, взявшись за руки, прыгала с обрыва, редкий зритель мог сдержать слезу. Образ врага получился симпатичным, и прописанную Чейзом обреченность, пользуясь идеологической индульгенцией, авторы сохранили.
Во времена перестройки, когда исчезла цензура, Станислав Говорухин снял «Десять негритят» (1987) по самому мрачному роману Агаты Кристи, в котором не выживает ни один персонаж. Многие не без основания считают фильм первым советским хоррором. Говорухин перещеголял Кристи, подпустив модной мистики: героям являются их мертвые жертвы.
Поиграем в декаданс
Источник
Точно так же исчезли дебютантки Ольга и Елена Стучиловы из темных, вязких «Сестричек Либерти» (1990) Владимира Грамматикова по сценарию Людмилы Улицкой. Иногда кажется, что их полудетской красоты не существовало в природе: сестры материализовались для съемок и канули в мифический русский модерн. Здесь тоже плескались черные мистические воды и убивали с помощью реалистичного до дрожи колдовства. Сестры Вера и Люба, хабалки-пэтэушницы, превращенные фотографом-эстетом в богинь Серебряного века, губят друг друга. «Есть Любовь и Вера, а Надежды в России как не было, так и нет», — такой посыл считывался на терминальной стадии существования СССР.
Источник
Оба фильма — фантасмагорическая, почти бессюжетная мозаика, распадающаяся на фрагменты.
Период полураспада
В эпоху первоначального накопления капитала стал популярным образ благородного бандита, почти Робин Гуда — таким был Артур в первом отечественном фильме об организованной преступности «Воры в законе» (1988) Юрия Кары. В белом костюме, с интеллигентным лицом Валентина Гафта и верной ему роковой брюнеткой (Анна Самохина) этот крестный отец грабит только богатых, а бедных никогда не обидит. Родная милиция еще хуже бандитов: один честный следователь на всех, да и того убивают. В финальных кадрах со стены снимают портрет Брежнева, а мертвая красавица в красном платье глядит в небо. Конец эпохи — «дальше будет хуже». И действительно, потом придут веселые отморозки из «Жмурок», о которых группа «Кровосток» поет: «Никого не жалко, жизнь — большая свалка».
Источник
В фильме о картежной мафии «Катала» (1989) Сергея Бодрова шулер Грек (Валерий Гаркалин) завязал с игрой и за карты снова садится только ради женщины. Благородный поступок маскирует нуарный фатализм. Беспомощная красавица оказывается обманщицей, ради которой антигерой ныряет в темный преступный мир и погибает.
В картине впервые в отечественном неонуаре показывается сцена молитвы и церковного покаяния в грехах, ставшая впоследствии особенностью жанра.
Идет в церковь и героиня Ирины Метлицкой в rape-and-revenge-драме «Палач» (1990). Став жертвой изнасилования, она обращается за помощью в организации мести к криминальному авторитету. Холодный насмешник по имени Вольдемар (отсылающем к Воланду), российский собрат Луиса Сайфера из «Сердца ангела», он впервые появляется на зловещем красном фоне. Очевидно, что с ним нельзя заключать договор, но Фатум не позволяет героине остановиться.
Источник
«Палач» — один из первых отечественных феминистских фильмов. Главная героиня — решительная женщина с авторитарным характером, способная постоять за себя и физически: в ответ на пощечину и оскорбление она бьет мужчину ножом.
По заказу молодых миллионеров
На самом изломе СССР, в 1990–1991 годах, были сняты рекордные 513 фильмов всевозможных жанров. В период «кооперативного кино» съемками занялись какие-то студии-однодневки, банки, даже бандиты, однажды давшие денег Юрию Мамину.
В титрах могло появиться: «Снято по заказу Клуба молодых миллионеров». Эта сюрреалистическая надпись предваряет режиссерский дебют Ивана Охлобыстина «Арбитр» — нечто среднее между нуаром, комедией гротеска и слэшером (то-то молодые миллионеры обрадовались). Ролан Быков учит Охлобыстина ловить маньяков. Федор Бондарчук с волосами играет гея. Звучат «Пикник», «Оберманекен» и шизофренические мудрости.
«Это цветы паранойи, — вещает за кадром теплый, ламповый советский голос Евгения Евстигнеева. — Они зацветают в предчувствии двух солнц».
Весело, если не перегружать происходящее смыслами.
Источник
Источник
Валерий Тодоровский первым опробовал минимализм, опередив — видимо, в силу скромности бюджета — голливудские неонуары второй половины 1990-х годов вроде «Идеального убийства» с Гвинет Пэлтроу. «Подмосковные вечера» (1994) — сдержанный и элегантный триллер. В главной роли снялась первая нордическая красавица СССР и СНГ Ингеборга Дапкунайте. В пару ей для контрастности подобран «русский Бандерас» Владимир Машков. За традиционным сюжетом о злополучных любовниках не сразу угадывается фабула «Леди Макбет Мценского уезда»: классика замечательно ложится на бытовые убийства, не говоря о crime passionnel.
Источник
Что мы делаем в тени
Российское кино свято чтит главное правило неонуаров «нового Голливуда»: во всём виновато государство, занявшее место Фатума.
Но в 2010-х классический нуар возрождается в сериальном формате. С того света вернулся советский честный следователь. Это единственный приличный человек среди змей «Садового кольца» (2018). Как и в «Опасном повороте», перед нами предстает картина обывательского райка. Но в первые же десять экранных минут начинается аутодафе персонажей, за которыми со стороны наблюдает скорбно качающий головой детектив в старомодной кепке (Федор Лавров). Опять секреты, измены, подлость и ложь. Но разлагается не проклятый Запад, а российская бизнес-элита, отгороженная от реальности стенами таунхаусов: дети советских диссидентов и бандитов 1990-х, психотерапевтки, возглавляющие центр помощи жертвам домашнего насилия, и прочие либералы. Следователь — единственный, кто пытается помочь Вере (Мария Миронова), чья благополучная жизнь разваливается на глазах. Наша милиция снова нас бережет.
Источник
«Мертвое озеро» (2018) режиссера «Духless» Романа Прыгунова так сильно хочет быть российским «Твин Пиксом», что не стесняется «черпать вдохновение» у Линча большим половником.
В Заполярье находят мертвой дочку местного олигарха. Расследовать это дело приглашают неистово галлюцинирующего московского детектива (Евгений Цыганов с кислой миной). Он встречает сиамских близнецов (сестры Кутеповы), представляющих сразу всех линчевских карликов и великанов. Шаманы, ритуалы, очень странные дела. Всё это было бы даже здорово, если бы сериал снимали без звука, позволяя спокойно любоваться северным великолепием.
Людей здесь нет, только картонные типажи. Следователь (на самом деле он хороший) хамит людям, что должно означать хмурую скандинавскую сложность, но такой сложности и у любой кассирши «Магнита» в избытке. Его сопровождает розовощекий юный полицейский, восторженно комментирующий окружающую действительность: «Это наш главный памятник, а это — отец убитого браконьера». Жаль богатой фактуры, испорченной сценарным косноязычием. Белое безмолвие бы всех спасло.
В «Хорошем человеке» (2020) Константина Богомолова, снятого по мотивам реальной истории «ангарского маньяка», вновь на нашей почве разыгрывается скандинавский детектив. Не меняясь в лице, вещая монотонными голосами, безжизненная московская сыщица (Юлия Снигирь) и более оживленный серийный убийца, работающий в органах (Никита Ефремов), между назойливыми черно-белыми флешбэками ведут друг с другом психологическую борьбу. Богомолов номинально работает в фем-тренде: поднимается тема домашнего насилия и презрения к женщине в патриархальном обществе. Но считающаяся блестящей специалисткой, «сильная» следовательница не проявляет своей якобы гениальности. Ее авторитет в местной полиции обеспечен бумажкой из Москвы. Такой скрытый сексизм ожидаем от режиссера, считающего главной проблемой современного мира «квир-активистов, фем-фанатиков и экопсихопатов».
Источник
В сериале ужасные постшутки («Ну не маньяк же я»), введенная для галочки социальная проблематика, снятая на уровне сюжетов НТВ, и нет ни малейшего интереса к России, поэтому невозможно выделить какие-то особенности работы с жанром. Место действия — штрихпунктирная провинция, увиденная глазами московского сноба: завод, сакральный камень, полицейский участок. Нарисовал бы Богомолов эту Россию мелом, как фон Триер американский городок в «Догвилле», хотя бы честнее было.
Стартовавший в марте первый российский пародийный нуар «Вампиры средней полосы» с ходу высмеивает сериальные клише: заснеженная глубинка, суровая сыщица и надменный московский дознаватель в дорогом пальто, за каким-то чертом приехавший в Замкадье. Местные снисходительно похлопывают его по плечу:
«Уважаемый, мы на прошлой неделе аппендицит при свечах вырезали, как в старые времена, а вы говорите: камеры наблюдения».
Детективная интрига тут вполне крепкая, и первый сюжетный твист происходит еще до вступительных титров пилота. Но это не детектив и даже не локализация вампирского жанра в духе Тайки Вайтити, а оптимистическая трагедия об условиях жизни в средней полосе России, где народную кровь досуха пьют совсем не вурдалаки — отсюда и нескончаемый нуар по-русски.
«Сестрички либерти» (СССР, 1990) и «Высший класс» (СССР, 1991): фильмы на излете СССР
Сестрички либерти. СССР-Дания, 1990. Режиссер Владимир Грамматиков. Сценарист Людмила Улицкая. Актеры: Ольга Стучилова, Елена Стучилова, Александр Орлов, Евгений Редько, Александр Мартынов, Пётр Кулешов, Александр Васильев, Андрей Жигалов, Елена Караджова, Игорь Ясулович и др.
Лента вроде бы снята с потугами на стилизацию под русский «модерн» начала ХХ века. Однако камере одного из самых блестящих операторов Александра Антипенко («Мольба») так и не удается создать на экране изысканное зрелище.
Тут есть дьявол-искуситель. Да и некий мистический налет имеет место. Рассказ о бывших пэтэушницах-близняшках, ставших фотомоделями, вкусивших сладкой жизни, которая их и погубила, выглядит манерно и претенциозно.
Картина Грамматикова («Усатый нянь», «Шла собака по роялю») напоминает раскрашенную и отлакированную матрешку. Вроде тех, что пытаются всучить иностранцам арбатские торговцы.
К тому же фильм примитивен по мысли и актерской игре, безвкусен и просто скучен.
Высший класс. СССР, 1991. Режиссер Михаил Мельниченко. Сценаристы Михаил Мельниченко, Сергей Гурзо (мл.). Актеры: Ирина Алфёрова, Ксения Алфёрова, Всеволод Шиловский, Евгений Герасимов, Вячеслав Невинный, Анатолий Ромашин и др.
Б.У. Бывшее в употреблении, то есть кино не первой свежести. Такой вердикт напрашивается после просмотра криминальной мелодрамы Михаила Мельниченко, хотя картина и носит гордое название «Высший класс».
И когда коварный представитель спецслужб вынуждает главную героиню заняться промышленным шпионажем, вопреки авторскому желанию не возникает желания ей, бедняжке, посочувствовать.
Непрофессионализм создателей «Высшего класса», как мне кажется, оказал дурную услугу Ирине Алферовой. Даже эффектно показать ее несомненную красоту они не смогли как следует: то ли пленка попалась некачественная, то ли на макияже и осветительных приборах экономили.
Впрочем, и вся картина поставлена экономно: набор штампованных банальностей вперемешку с показом красивой жизни в крымском отеле.
Скучно это, дамы и господа.
Александр Федоров, 1992
Найдены возможные дубликаты
Всё о кино
11.2K поста 39.8K подписчиков
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег «видеообзор». Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фейки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
Ох, я смотрел «Высший класс» в кинотеатре. Насколько я помню, это последний фильм, который я смотрел в кинотеатре, больше я в эти заведения не ходил )
Какая же редкостная муть )) Вышли из зала в полном недоумении, как сейчас помню )
Красивые линогравюры
Зырянов Александр Петрович (1928 г.р.) – график, выдающийся мастер линогравюры, Народный художник РСФСР, профессор Уральского филиала Российской Академии живописи, ваяния и зодчества.
Многие проблемы, которые волнуют общество сегодня: коррупция в суде, безконтрольная продажа природных ресурсов за границу, снос исторических зданий, существовали и в СССР и даже нашли свое отражение в официальных плакатах объединения художников «Боевой карнадаш»
Улучшил качество «Республика ШКИД»
По просьбам подписчиков(опрос проводился в тележке) выполнил небольшое улучшение знакового советского фильма «Республика ШКИД». В целом, фильм итак был в весьма недурном качестве (720p), я лишь почистил от шумов, царапин и пыли, и слегка прибавил четкости, ну и апскейл небольшой оформил.
Сравнить до/после можно по ссылкам:
Ну и по трейлеру ниже:
Советский кофе
Разбирал квартиру после смерти бабушки. Нашел много интересного из советской эпохи. Как большого любителя кофе, порадовала вот такая находка:
Интересно, можно ли его попробовать!?) Или лучше и не открывать.
Ремешок для часов Ракета Коперник ночь. Два варианта, один ошибочный
Ремешок для часов Ракета Коперник ночь.
Первый раз попались мне эти часы и очень бвл удивлён. мне казалось, что они большего размера, а на самом деле не очень большие.
Может это всё из за высоко поднятого стекла и отсутствия безеля, как на Командирских часах.
Интересный вид, придают не обычные стрелки.
Испытание советского скафандра «Кречет» для выхода на поверхность Луны
«Кречет», так же как и его сегодняшний аналог скафандр «Орлан», представлял собой очень сложное устройство. Он не надевался на человека, а наоборот, человек входил в скафандр — для этого в задней части данной конструкции предусмотрен люк.
Для НПП «Звезда» это был уже третий тип скафандра, который создавался в стенах предприятия, однако предназначенный для исторической цели — высадки человека на Луне.
До 1969 года полный цикл испытаний прошли два варианта скафандров для лунной экспедиции: «Кречет» — для выхода на другую планету и «Орлан» — для орбитальной работы. Системы «Кречета» обеспечивали рекордно автономное пребывание человека на Луне — до 10 часов, в течение которых исследователь мог совершать работы с большими физическими нагрузками. Для терморегуляции использовали костюм водяного охлаждения. Было создано 2 контура: контур циркуляции и регенерации воздушной среды внутри скафандра, а также запас кислорода для компенсации утечек и контур водяного охлаждения.
Фотография скафандра, выставленного в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне, вид сбоку
В скафандре исследователь Луны должен был сохранить такие двигательные и рабочие способности, которые на Земле считаются элементарными. Например, перемещаться по лунной поверхности с учётом того, что «прогулки» могут совершаться на разном рельефе; иметь возможность встать на ноги в случае падения, осуществлять контакт с лунным грунтом, температура которого колеблется в очень широких пределах (от −130 ° С до +160 ° С); работать с приборами, собирать образцы лунных пород и осуществлять примитивное бурение. У космонавтов должна была быть возможность подкрепиться специальной жидкой пищей, а также выводить из скафандра мочу. Словом, вся система жизнеобеспечения рассчитывалась на более тяжёлые условия работы, чем те, что существовали во время орбитальных выходов исследователей.
«Кречет» имел собственные системы радиосвязи, телеметрии, устройство обеспечения питьевой водой и удаления жидких отходов. Однако, к большому сожалению всех участников советской лунной программы, она была закрыта, несмотря на полную готовность скафандров к экспедиции. Если в лунной гонке победили американцы, то в области развития космических станций условным лидером считался Советский Союз. И тут весьма пригодился опыт создания полужёсткого скафандра.
Комбинированные съёмки в советском кино 1964
Советский архитектурный модернизм
1) Краснодарская Аврора, 1967 год.
2) Ресторан «Жемчужина» в Баку, 1962 год.
3) Новгородский академический театр драмы имени Ф.М.Достоевского 1987 год.
4) Гостиница «Турист» в Баку, 1974 год
5) Дворец торжественных обрядов в Тбилиси, 1985 год.
6) Историко-этнографический музей на горе Сулайман-Тоо в Киргизии, 1978 год
7) Столовая в доме отдыха Союза писателей Армении, 1969 год
8) Санаторий «Дружба» в Ялте,1985 год
9) Музей-заповедник «Сталинградская битва» в Волгограде, 1985 год
Такие шашки я не вывезу.
Советские игрушки завод Радуга
10 интересных фактов о фильме «Пираты XX века»
Режиссёр Станислав Говорухин написал сценарий приключенческого боевика «Пираты XX века» по мотивам газетной заметки о нападении пиратов на итальянское судно. Команда корабля, перевозившего уран по Средиземному морю, погибла, а 200 тонн груза бесследно исчезли… Сам Говорухин был занят на съёмках фильма «Место встречи изменить нельзя», поэтому предложил снять «пиратский» фильм своему другу и соавтору Борису Дурову. Вместе они дописали сценарий, и Дуров отправился в Госкино — получать разрешение на съёмки.
«Пираты XX века» стал первым советским боевиком и первым советским фильмом, где показывались приёмы карате. Этот вид боевого искусства долгое время был под запретом, так как считался слишком травмоопасным, а его философия не соответствовала советской идеологии. Спортсмены тренировались в подпольных секциях, часто выдавая себя за легальных дзюдоистов, но этих секций было так много, что в конце концов Спорткомитет СССР издал приказ о формировании спортивной федерации, и в 1978 была создана Центральная школа карате. Благодаря этому карате в «Пиратах XX века» прошло цензуру, но количество зрелищных сцен пришлось сократить до минимума. Постановщиком боев был мастер восточных единоборств Тадеуш Касьянов, который играл в фильме боцмана Матвеича. В эпизодах снимались его ученики из Центральной школы карате — индийские, казахские и узбекские спортсмены.
Сыгравшего главную роль Николая Ерёменко режиссёр сначала даже пробовать не хотел — за актёром тянулся шлейф романтических героев, и Дуров не представлял его в боевике. На роль механика Сергея он хотел взять малоизвестного литовского актёра Костаса Марининаса, но для Ерёменко «Пираты XX века» были как раз шансом вырваться из лирического образа, который он не хотел упускать. Ерёменко убеждал режиссёра, что тут важна не столько актёрская, сколько спортивная подготовка, а плавает и дерётся он гораздо лучше. В качестве последнего аргумента актёр подошёл к Дурову и предложил пощупать бицепсы…
Вместе с Ерёменко снимался его друг и однокурсник Талгат Нигматулин, который был просто находкой для фильма — актёр серьёзно занимался карате, а его коронным номером были удары в прыжке, которые очень эффектно выглядели в кадре. После роли пирата Салеха Нигматулин моментально стал звездой, а в Узбекистане — почти что культовой фигурой. С ним заводили дружбу люди из партийной верхушки, цеховики и тёмные личности, которым был очень нужен человек с такой спортивной подготовкой, да ещё и знаменитый. Именно из-за интереса таких людей жизнь Талгата Нигматулина трагически оборвалась спустя шесть лет после премьеры.
Морской съёмочной площадкой стал порт Мариуполя (тогда ещё Жданова), а руководство Черноморского флота выделило для съёмок несколько кораблей. Главную роль исполнил сухогруз «Фатеж» — в фильме это советский корабль «Нежин», на котором происходит основное действие. По сюжету он гибнет в огне, но на самом деле судно не пострадало и потом ещё много лет служило в Севастополе. Пиратский корабль Mercury — это теплоход «Адмирал Лунин», который после съёмок продали в Грецию, где спустя двадцать лет его затопили, чтобы не тратиться на ремонт.
Остров туземцев снимали на восточном берегу Крыма, где выстроили бутафорскую деревню ловцов жемчуга. Раньше на этом месте был режимный военный городок, поэтому съёмочная площадка легко закрывалась от лишних глаз шлагбаумами и заборами. Высаживались советские моряки на «остров» в районе Карадага, а пиратский дозор при этом стоял в другом месте — на мысе Капчик. Эпизод с тонущим сухогрузом «Нежин» снимали в бассейне гостиницы «Ялта-Интурист» — там сделали декорации затопленных коридоров, по которым плавал Николай Ерёменко. Пожар на «Нежине» на самом деле кораблю не угрожал — горела всего лишь смола в поставленных на палубу тазах.
Для съёмок крымские декораторы сделали пять деревянных макетов донных мин. Съёмочная группа плыла к месту съёмок с «минами» на борту, когда начался шторм и один макет смыло волной. О происшествии было сразу доложено руководству Черноморского флота, которое чуть не снесло голову режиссёру — на стратегически важном участке с активным судоходством вдруг плавает «мина»! На её поиски отправилось несколько катеров, но муляж так и не нашёлся.
Талгат Нигматулин и Николай Ерёменко сразу сказали, что дублёры им не нужны и они все будут делать сами. Потом Ерёменко рассказывал, что полученные травмы сказывались ещё долго — целый день они с Талгатом швыряли друг друга на бетонный пол, и половина синяков с ссадинами у Сергея и Салеха были настоящими. А вот одну историю актёры придумали, чтобы придать фильму больше приключенческой романтики и героизма. Говорили, что когда Николай Ерёменко прыгал со скалы на пиратское судно, то промахнулся, упал в воду и чуть не попал под винт! На самом деле актёр и должен был падать в воду, на палубе он появлялся уже после монтажа — внизу его ждали водолазы, винты корабля не работали, а в скале вырубили нишу на случай, если судно притрётся бортом к камням…
Боевик «Пираты Х Х века» возглавил рейтинг самых кассовых фильмов за всю историю СССР! На захватывающую приключенческую историю с мужественными героями зрители ходили по несколько раз. Популярность карате достигла таких высот, что приёмы «как в кино» разучивали даже дети во дворах, а потом бежали записываться в секции. Удивительно, но самый кассовый фильм СССР не получил ни одной официальной награды, кроме почётного диплома на Всесоюзном кинофестивале в Душанбе… Чуть позже Станислав Говорухин написал сценарий продолжения истории команды «Нежина», но актёры идею не поддержали и отказались от съёмок. Тогда сценарий переписали под других героев и в 1986 году режиссёр Степан Пучинян снял по нему приключенческий фильм «Тайны мадам Вонг».
Грузинские «дорожные» короткометражки, добрые и не забытые
Грузинское кино – яркое и своеобразное явление в советском кинематографе, которое отличает национальный колорит, добрый юмор и веселая ирония. Цикл комедийных короткометражных фильмов «Дорога», рассказывающих о веселых приключениях дорожных мастеров, снят по сценарию Резо Габриадзе, а главные роли в нем исполняли Баадур Цуладзе, Кахи Кавсадзе и Гиви Берикашвили.
Предоставьте себе.
В сапсан взял книжку. Но вдруг увидел: на мониторах начался фильм «Отроки во Вселенной». Отложил книжку, начал смотреть. То есть я знаю его наизусть, но пропустить не мог. Великое кино.
И подумал: а можно ведь снять продолжение. Сиквел.
Как эти советские ребята возвращаются на Землю. В наши дни. Им так же по четырнадцать лет, а здесь – ну то, что здесь.
Они комсомольцы, они улетали к созвездию Кассиопеи, давая клятву Ленину у мавзолея, они романтики, они чисты душой.
А здесь – инстаграм и моргенштерн, фудкорты и скутеры, все матерятся и зарабатывают бабло, девушки ходят с зелеными волосами, Украинская ССР – теперь враг, а Брежнев стал Верой.
Про них давно забыли, их миссия никому не интересна. Они вернулись на чужую планету. Где они ни черта не понимают, где куда опасней, чем там, во Вселенной.
И теперь они пытаются встроиться в эту дикую жизнь. Где уже нет в живых их родителей, на месте их хрущоб новые дома, они никому не нужны, они вызывают лишь смех, наивные подростки из 1974 года. ©Алексей Беляков
Смета на оплату актерам за кинопробы на фильм «Собака Баскервилей», 1981 год
Перестройка
«Изделие номер два»
Презервативы в СССР массово начали производиться примерно в 1930-е годы — вслед за пропагандируемой «сексуальной свободой» 1920-х годов в стране начался рост венерических заболеваний, и власти начали задумываться над тем, как бы предотвратить их распространение.
В тридцатые годы советские презервативы выпускались на заводе «Красный резинщик», который сейчас находится в Киеве и называется ОАО «Киеврезина», а позже стали производиться на Баковском резиновом заводе, что был открыт в 1936 году.
Впрочем, появление советских презервативов на рост венерических заболеваний в целом не повлияло никак — абсолютным большинством малообразованного населения презервативы воспринимались как непонятная и ненужная диковинка, и использовались лишь в редких случаях. Кроме того — все советские годы презервативы были весьма дефицитным продуктом, да и их «тактико-технические характеристики» оставляли желать лучшего.
Откуда же, собственно, пошло название «изделие номер два»?
Одна из версий гласит, что якобы по некому классификатору изделием номер один был противогаз, изделием номер два — презерватив, изделием номер три — ластик, а изделием номер четыре — галоши.
Однако это не более чем городская легенда, всё гораздо проще — в первое время презервативы выпускались в трёх размерах. Номер один — был слишком мелкий, и брать его считалось «некомильфо». Номер два — был средним и, соответственно, самым ходовым. Номер три был гигантским — и по этой причине также залёживался на прилавках.
В общем, в итоге в продаже остался только второй размер (остальные никто не брал), а надпись «Изделие резиновое. Номер два» начали читать как одно предложение, отчего и родилась легенда о неком «классификаторе».
«Изделие номер два» 1973 года выпуска.
Что представляло из себя то самое «изделие номер два», которое выпускалось на том самом Баковском заводе и с которым были знакомы многие советские граждане?
Модель в этом обзоре — выпущена в августе 1973 года и представляет собой сдвоенную пачку презервативов, каждый из которых стоил две копейки. Презервативы продавались именно в такой двойной упаковке, стоившей четыре копейки — советскому мужчине давали две попытки.
За 45 лет презерватив ожидаемо высох — чему, кстати, в немалой степени способствовала бумажная упаковка.
Даже во время срока годности «изделия номер два» презервативы нередко теряли свои защитные свойства — из-за того, что бумажная упаковка надрывалась (например, в кармане верхней одежды), внутрь попадал воздух, и презерватив терял свои защитные свойства.
На одном из форумов была душещипательная история о том, как во время скандала в одной из семей отец, признался сыну, что он у него — плод вот такого не вовремя порвавшегося презерватива. В комментах была Драма ).
Несмотря на хрупкость 45-летней резины, ближе к основанию осталось кое-что, что сохранило первоначальные пластические свойства и позволяет оценить реальные качества советского презерватива.
По сравнению с современными изделиями — резина советского презерватива была очень толстой.
Согласно столь любимого фанатами СССР советского ГОСТа, толщина стенок советского презерватива должна была быть не менее 0,09 миллиметра, тогда как современные презервативы имеют толщину не более 0,05 миллиметров.
То есть, советские презервативы были в два раза толще современных. «В рабочем состоянии» остатки советского презерватива 1973 года выглядят вот так — невооруженным глазом заметно, что резина очень толстая, «бронебойная».
Если сравнивать советский презик с современными резиновыми изделиями — то по своим свойствам он больше всего напоминает напальчники или медицинские перчатки — резина лишь немногим тоньше и примерно так же тянется.
Кстати, продавался советский презерватив в обсыпке тальком. Возможно поэтому, не в последнюю очередь такие низкие эксплутационные качества советского презерватива послужили тому, что он был непопулярным — использование такой штуки должно было доставить немало страданий в процессе секса и мужчинам, и женщинам.
Советский презерватив конца восьмидесятых.
Взглянем на советский презерватив производства восьмидесятых годов. Точной даты выпуска на пачке нет — указано лишь, что презерватив годен до 1990 года. С учетом того, что срок годности презервативов обычно составляет 3-5 лет — то эта модель была выпущена не раньше 1985 и не позже 1988 года, как раз во времена Перестройки.
Здесь уже заметно, что сексуальная революция постепенно стала приходить в СССР — во-первых, презервативы стали продаваться не скромными упаковками по две штуки, а вот такими бумажными «патронташами» по десятку изделий в каждом. Не известно, можно ли было покупать презервативы поштучно, либо только «патронташ» целиком.
Открываем упаковку — презерватив сохранился намного лучше. Разумеется, он на 15 лет моложе «изделия номер два» 1973 года, но такому сохрану способствовало ещё и то, что бумажная упаковка изнутри покрыта слоем целлофана — что создавало герметичность и препятствовало доступу воздуха.
На упаковке написано «проверено электроникой», а ещё указано, что презервативы обработаны латексом — на шестидесятом году советской власти до производителей наконец-то дошло, что высушивающий всё на свете тальк — не лучший аккомпанемент для секса.
Сам презерватив представляет собой вот такое вытянутое колечко, которое кстати заметно больше «изделия номер два» из предыдущего раздела — то ли дело в том, что более старые презервативы больше усохли, то ли советский «размер номер два» был настолько мелким.
Оценить габариты позднесоветского «изделия номер два» можно по вот этому снимку. Старые презервативы 1973 года на вид были поменьше
Ещё существовала легенда о так сказать «двойном назначении» советских презервативов — якобы во время войны они вполне могут использоваться как кровеостанавливающий жгут либо ведро для переноски 2-5 литров воды.
Для проверки последнего утверждения, наполнив презерватива водой из-под крана — он лопнул после попадания внутрь примерно 500 миллилитров воды.
Было ли так задумано изначально, или прсто советский презерватив утратил за 30 лет свои свойства — решайте сами)