сестра ся на ютубе биография
Liziqi / китайская традиционная кухня /
Liziqi / китайская традиционная кухня / запись закреплена
Кто ты такая, Liziqi? Девушка из Китая, похожая на океан спокойствия. Канал с удивительно расслабляющим и умиротворяющим контентом. Более 16 млн подписчиков!
Для русскоязычной публики личность автора остаётся некоторой загадкой. В России она практически не известна. На Ютубе есть ссылки на странички, напрямую связанные с каналом. Лично связаться с Лизики можно в Weibo.
Мне очень нравится такой спокойный, красивый и лёгкий контент, в противовес динамичным и насыщенным видео, которые приходится смотреть намного чаще.
Liziqi / китайская традиционная кухня / запись закреплена
Пожалуй, канал этой китаянки может перевернуть чьё-то восприятие действительности. Мир в гармонии с собой, природой и традициями своего народа.
ОСОБЕННОСТИ ВИДЕО И ФОРМАТ КАНАЛА
Если описать канал в целом, то он показывает традиционный быт китайцев. Не знаю, в какой провинции она живёт, да это и не так важно. Девушка в видео молчит, ничего не рассказывает. По сути камера просто следит за её действиями.
Всё это снято в очень высоком качестве, с потрясающим естественным цветом и с хорошим звуком. Обычно накладывается нейтральная традиционная мелодия поверх звуков природы и действий Зичи. Успокаивает не только видеоряд, но и аудио..
Готовит она традиционными способами в традиционном доме. Одежда обычно простая. Не всегда традиционная, обычно что-то похожее на крестьянскую одежду. Часто она в резиновых сапогах. Периодически в видео появляется пожилая женщина. Возможно, это её бабушка.
Сейчас я расскажу немного о формате роликов. Например, в этом видео она готовит Мапо Тофу. Это такое традиционное китайское блюдо провинции Сычуань. Представляет собой тофу в остром соусе, является одним из самых известных блюд китайской кухни.
И видео начинается с того. что Зичи собирает соевые бобы в поле. Она ведь не может пойти купить их в магазин. Транслируя жизнь предков, надо показывать всё от и до, чтобы зритель понимал, сколько труда раньше в это всё вкладывали люди и вкладывают сейчас те, кто живёт в деревне.
Она не просто срывает бобовые стручки, а вырубает сразу весь побег. Мне нравится наблюдать за тем, как в разных видео она собирает корешки, выкапывает клубни, что-то рубит, выкорчёвывает и т. д. Возможно, есть что-то умиротворяющее в том, чтобы смотреть на то, как работает другой человек) Шучу. Просто я люблю смотреть на работу руками, меня это вдохновляет.
Потом бобы перемалываются в пюре с помощью специального приспособления, напоминающего мне наши жернова. Зичи периодически использует какие-то такие «вековые» предметы. Конечно, всё можно быстрее сделать блендером, но над блендером так не позалипаешь)
А дальше всё очень напоминает то, как мы готовим обычный творог из коровьего молока. Я люблю сравнивать её способы приготовления с тем, как что-то готовят у нас. Иногда находишь похожее, а иногда узнаёшь что-то новое.
Но только если мы делаем творог обычно в форме шара и подвешиваем для того, чтобы стекла сыворотка, то с тофу всё происходит немного иначе. Сначала надо убрать остатки бобов, чтобы использовался только сок. Для этого массу процеживают через марлю и в дело пускают только свежее соевое «молоко». Это его потом нагревают с добавлением чего-то (скорее всего уксуса), сгустки собирают и складывают в плоский ящик, а потом отправляют под пресс. Именно поэтому молочный творог обычно делают в «головах», а тофу в пластинках.
А дальше тофу обжаривается с фаршем, овощами и специями в большом количестве масла.
И вот готовое блюдо
КТО ЖЕ ТАКАЯ LIZIQI?
Я не нашла ни одной толковой статьи про неё. Знаю, что она активный пользователь китайской соцсети weibo. Кто-то в комментариях к видео писал, что раньше со съёмками ей помогал муж сестры и что она сама об этом говорила. Также неизвестно, постоянно ли она живёт в деревне или нет. Если учесть качество аппаратуры, то она определённо зарабатывала где-то помимо Ютьюба уже с самого начала. Её каналу примерно полтора года, тогда же и загружено первое видео, по которому я её нашла. Возможно, у неё уже была аудитория на другой платформе ранее и она перешла на ЮТ.
В видео есть встроенная реклама, обычно 2 рекламных блока в начале видео и в конце. Нет интеграций с рекламодателями. С таким контентом это выглядело бы очень странно, но мне нравится, что она не портит образ.
Liziqi / китайская традиционная кухня / запись закреплена
Дрова, рис, масло, соль, соевый соус, уксус и чай—
Семь предметов первой необходимости для китайцев, чтобы начать день
Человек не может жить без соли.
А «вкус» соли возглавляет список всех вкусов.
Если верить в легенду, то первым человеком, давшим людям соль бы вождь пдемени Суша, который вскипяиил морскую воду, чтобы выделить соль из воды, а в дальнейшем дал людям попробовать пищу, приготовленную с солью, при этом посвятив в немудрёный секрет добычи этого минерала, который теперь есть у каждого на кухне.
Предлагаю вам познакомиться с этим процессом поподробнее, как это сделала я.
Liziqi / китайская традиционная кухня / запись закреплена
Потрясающе изящный и красивый YouTube-канал 李子柒/ Liziqi рассказывает о Sustaibable-технологиях естественной жизни, которые при прежнем укладе составляли повседневность китайцев. Эти знания и практики все еще в ходу у людей, живущих в контакте с природой.
На YouTube есть как минимум два замечательных китайских канала, посвященных естественной жизни и технологиям натурального хозяйства.
Показать полностью.
В частности, канал 李子柒, где китайская девушка, предположительно по имени Li Ziqi, показывает свою повседневную жизнь на природе. Происхождение канала неясно. Он выглядит как созданный профессионалами и похож на государственный образовательный проект для популяризации культурного наследия. Но в Сети есть информация о том, что Li Ziqi –реальная девушка, которая создает все видео сама и загружает ролики на Weibo, а ее друзья аплодят их на YouTube (в Китае этот ресурс официально недоступен).
Пишут, что у девушки было непростое детство; что в 14 лет она потеряла возможность ходить в школу, а в ранней юности боролась за выживание и много работала – продавала ханьфу, диджеила и др.; что она какое-то время жила в городе, а потом вернулась в деревню, чтобы ухаживать за бабушкой; что дедушка был поваром – и это объясняет сложность ее рецептов; что строить, делать мебель из бамбука, шелковые одеяла и одежду, заготовки на зиму и многое другое – всему этому тоже научили бабушка с дедушкой. Еще пишут, что видео сняты на айфон со специальной линзой SLR, поэтому качество видео такое высокое. Неизвестно, насколько правдива эта информация – это то, что доступно в Интернете. Из-за незнания китайского и Digital-закрытости Китая довольно сложно определять достоверность таких данных.
Так или иначе, в 2017 году Li Ziqi стала онлайн-селебрити, видео с YouTube-канала 李子柒 чрезвычайно популярны – от них действительно сложно оторваться.
Эти видео похожи на почти идеальный мир, где человек почти способен жить в согласии с природой. Девушка, одетая то в приятную рабочую одежду, то в изящные шелковые платья, близкие к традиционному стилю ханьфу, ведет хозяйство. Она очень много работает: таскает бревна и строит беседку; рубит бамбук для дивана, стола и кушетки; пряморуко мастерит мебель; обустраивает ванную; плетет инструмент для сбора памело на сладости; окрашивает ягодами ткань для лилового платья принцессы; варит сахар из тростника; готовит лапшу; ухаживает за огородом; выращивает шелкопрядов, вручную получает шелк, ловко шьет из него одеяла и одежду; лакирует древесину; делает традиционную обувь; собирает в лесу хурму и вялит ее на зиму; заваривает чай, производит косметику и сладости из роз; запекает китайский плов в собранных листьях лотоса; ловит рыбу; добывает мед; готовит сложносочиненный традиционный ужин для Нового года и украшает дом. Она даже умеет печатать тексты традиционным способом, получать бумагу из пеньки и выкладывать печь в виде кошачьей головы с ушками-дымоходами.
В принципе, если бы Ли не использовала кур и рыбу для готовки, ее лайфстайл был бы в идеальной гармонии с природой. Так или иначе, он абсолютно самодостаточный и Sustainable – устойчивый. Если представить, что в какой-то момент во всем «цивилизованном» мире произойдет шатдаун Интернета, электричества и саплай-сетей, Ли даже не заметит. Потому что ее натуральное хозяйство работает в своем роде высокотехнологично.
В ее видео нет пластика и крайне мало современных технологий. Там хорошо показано, что природа располагает всем, что нам необходимо для довольно комфортной и очень здоровой жизни. Просто надо уметь пользоваться благодарно и разумно – применять инженерное мышление, хранить традиции и технологии, грамотно обустраивать лайфстайл.
Все, что делает Liziqi, выглядит так ловко, потому что для всего есть инструменты и технология. Например, на кухне и во дворе очень много функционального инструментария для любой итерации: разных форм кадки и ножи, подносы, доски, корзины для парового приготовления, хитроумно сделанные инструменты для сбора и мытья фруктов и шелка и т. д. Когда Ли строит, она окрашивает нить чернилами, оттягивает ее и отпускает – и нить моментально рисует линию на древесине. Видео показывают много таких инженерных моментов и остроумных решений.
В рационе Ли много whole food – естественной еды, которая растет в ее огороде и в лесу. Если и есть processed food, то это еда, которую она перерабатывает самостоятельно. Ли не нужно искать время и места для прогулок, а также фитнес-зал, потому что она все время работает, а гуляет по пути за медом, фруктами или листьями лотоса. Ее жизнь наполнена порядком, знаниями о натуральных рецептах и хитроумных древнекитайских технологиях, красотой природы и самостоятельностью, способностью обеспечить себя всем необходимым – а также уважением.
В серии видео есть лейтмотив почтения к страшим, заботы о близких и одиноких; лейтмотив уважения к традициям и природе. Эти вещи хорошо понятны зрелым людям, у которых есть о ком и о чем заботиться, которые уже научились понимать чудо природы. Есть и такие лейтмотивы, как забота о себе, забота о природе и забота о хозяйстве. Хочется, чтобы хозяйство стало удобным, – Ли Цзы Чи мастерит водопровод на столе для мытья продуктов. Хочется платье принцессы – она красит для него ткань в нежный оттенок и шьет. Хочется в сельской местности выглядеть красиво – она носит красный плащ в лесу, а дома для трапезы и чая переодевается в шелковые ханьфу-наряды и делает прическу.
Есть такой занятный момент из серии про сбор ягод в лесу: Ли находит часть бревна, чтобы сбить ягоды, а, уходя, убирает деревяшку на прежнее место – в этот момент мы понимаем, что это тоже инструмент и часть ее хозяйства: все на своем месте, все довольно удобно, ресурсы берутся в той мере, в какой достаточно для текущей потребности, и берегутся.
Мы не знаем, действительно ли это самостоятельно сделанный лайстриминг-влог реальной девушки. Но так или иначе это выдающийся канал с классным сторителлингом и эстетичной, уютной, затягивающей визуальностью. Он, кстати, не единственный по этой теме. Есть еще интересный канал «滇西小哥 Dianxi Xiaoge» о жизни китайской семьи в сельской местности и натуральном хозяйстве. Он тоже чрезвычайно популярен.
Понятно, что все, что мы видим в видео Li Ziqi, до какой-то степени идеализация. Предполагается, что за кадром она режет птицу для приготовления еды. И в целом вся эта ловкая работа – монтаж. Любой из нас знает по личному опыту, что домохозяйство наполнено огромным количеством малоприятной и растянутой во времени работы. Уже более-менее сложные работы, такие как шитье или мелкое строительство, растянуты во времени, полны неудачных попыток и микротравм. Обрабатывать огород, строить, пилить дерево, забивать гвозди, мыть овощи в холодной воде, чистить и нарезать продукты – надо понимать, какие руки у человека после такой обильной работы. Натуральное хозяйство – это работа нонстоп, ее цели – самообслуживание, заготовки, удовлетворение потребностей домохозяйства, увеличение степени идеальности домашней системы натурального хозяйства. Ничто не стоит идеализировать. Но красота цветов, за которыми ухаживает Ли Цзы Чи / 李子柒 / Li Ziqi, рассветы и закаты на природе, дымка над озером и живое дыхание леса – все это действительно доступно в ее мире, это уже не идеализация.
Изучать натуральное хозяйство и естественную жизнь полезно. Знания о натуральном хозяйстве – это возможности для заботы о себе и других. Это означает, что в любых обстоятельствах вы сможете позаботиться о себе, понимая Sustainable-технологии. Ли Цзы Чи / 李子柒 / Li Ziqi показывает технологии, которыми китайцы пользовались в древности. Многие в сельской местности пользуются ими и сейчас. Климатическая разница имеет значение: понятно, что в России не собрать хурму в лесу. Но как много локальных технологий натурального хозяйства знает любой из нас? Как много любой из нас знает о травах и ягодах, о вкусных заготовках, о строительстве дома и печи? Зачем нам печь, когда есть искусственный камин из молла, плита, горячая вода, центральная система отопления и нарезанный батон из сетевого магазина на углу? На самом деле есть зачем: печь чудесно пахнет, обогревает дом, выпекает потрясающий хлеб, в ней уютно трещат дрова, на ней спит кот, она шипит, если поддать пара в бане. Но печь иногда надо перекладывать и белить, для нее нужны дрова, нужно уметь обращаться с ней, чтобы «не угореть».
Натуральное хозяйство как раз про эту диалектику: приятного и неприятного; ритмов продолжительного физического труда – и последующих моментов невероятного удовольствия; визуально красивого, «инстраграммабл» – и всего того неприятного, что «за кадром». Натуральное хозяйство – про диалектику непрерывных итераций, повторяющихся циклов ответственности и заботы.
Канал Ли Цзы Чи / 李子柒 / Li Ziqi показывает нам, что натуральное хозяйство не примитивно. Оно совершенно далеко от примитивности. Ведь оно почти освобождает человека от паттернов кредитно-денежной экономики. Оно создает безотходный лайфстайл, где все ресурсы используются разумно и максимально эффективно. В то же время, натуральное хозяйство берет человека в свой плен. А значит истина где-то посередине.
Мы переходим в цифровое общество. «Словив макконахи», вы, возможно, возвращаетесь к идее из «Настоящего детектива» о том, что природа ошиблась, сделав человека слишком самоосознанным, потому что он оторвался от природы. Наши города расползаются. Там, где раньше были леса и поля, вырастают торговые базы – этот процесс хорошо видно. Человек наступает на природу, наша цивилизация непрерывно генерит новые дороги, развязки, здания, жилые кварталы и обслуживающую их инфраструктуру, сдирая природу. Красивые закаты, горизонты, дымчатые леса, поля с душистым разнотравьем, весеннее брачное пение птиц в рощах – все это уходит. В городах остаются только невнятные эпизоды природы. Живая, самодостаточная и самовоспроизводящаяся экосистема природы оттесняется линией генерируемого города. Однажды территории природы будут полностью захвачены псевдоэкосистемой городов.
Очевидно, что технологии необходимы современному человеку. Мы можем растить мясо в лабораториях и почти подошли к продаже лабстейков в сетях. Осознанный современный человек не готов весь день работать на самообслуживание – но контринтуитивно и тратить целую жизнь на мечту заработать достаточно, чтобы наконец жить на природе. Нам нужны технологии, но после серии «15 миллионов бонусов» из сериала «Черное зеркало» мы можем оценить, хотим ли мы прийти к овертехнологичному миру, где природа – только LED-обои псевдопентхауса, а сделанные человеком оригами – «мусор».
Срединный путь – развивая технологии, поддерживать уважительную связь с природой, саму природу, ремесла и навыки. Канал 李子柒 и аналогичные YouTube-каналы – это полезные влоги или проекты, которые воссоединяют нас с природой, обогащают личный мир, передают навыки и технологии натурального хозяйства. Возможно, натуральное хозяйство – не предыдущая ступень развития цивилизации, а идейная основа для следующей ступени, где может возникнуть гибридная модель: природа + высокие технологии + современный лайфстайл + ремесла и натуральное хозяйство.
Привнести натуральное хозяйство в свою жизнь не означает перейти на непрерывный изнуряющий труд, грязную работу, самообслуживание как самоцель и рабочую одежду. Жить в загородном доме и держать пару куриц не означает, что они в итоге пойдут на суп и жаркое. А зачем? Пусть живут, им хорошо – и вам хорошо. Просто у вас всегда будет пара яиц на изящно сервированный завтрак. К тому же, они не особо много едят, и сейчас существуют высокотехнологичные материалы для ухода за животными. Никто не отнимет у нас ноутбук и смартфон – мы можем установить солнечную панель на крыше красивого современного дома в скандинавском стиле и получать чистую энергию. А в свободное время сажать немного зелени, пряных трав и цветов для пчел, варить варенье, срывать яблоки и вялить их ломтики на печи для компота. Ради удовольствия и с почтением к природе и технологиям натурального хозяйства. Есть много навыков и практик, которые могут украсить нашу жизнь, привнести в нее чувство гармонии, порядка и заботы о себе, друге, других и природе.
Лечить любовью
Будущие интернет-миллионеры 34-летняя Анна и 42-летний Юрий Радзинские начали встречаться благодаря сайту знакомств. Несколько месяцев общались на расстоянии, а потом Анна перебралась из родного города Туапсе в Краснодарском крае в Грецию, где тогда жил Юрий. Он еще в конце 90-х переехал на остров Наксос вместе с родителями, где развивал несколько небольших бизнесов («то тут, то там, ничего конкретного»), а Анна устроила себе каникулы в честь успешного окончания института. «Год купалась и загорала», — вспоминает девушка.
В 2008 году пара решила вернуться в Россию, чтобы запустить семейный бизнес. Анна и Юрий переехали в Туапсе, поженились и открыли компанию по сдаче в аренду строительного инструмента. Вскоре этот бизнес перерос в строительную компанию: Юрий руководил бригадой, которая выполняла заказы на подряде. Анна запустила собственный проект по организации праздников, а потом еще и свадебный салон. Каждый бизнес приносил по несколько миллионов рублей выручки в год, супруги чувствовали себя стабильно.
При рождении маленькой Насте диагностировали тяжелую форму ДЦП — врачи говорили, что девочка не будет ходить и разговаривать
В 2014 году у них родилась дочь Настя. Врачи поставили страшный диагноз — тяжелая форма ДЦП, возникшая из-за внутриутробной травмы. «Нам говорили, что Настя не будет ходить и говорить», — вспоминает Анна. Вместе с мужем они бросили все силы на лечение дочери — возили по врачам, круглые сутки общались с ребенком. К двум годам стало ясно, что девочка развивается нормально. «То ли лечение и наша любовь помогли, то ли врачи ошиблись с диагнозом», — пожимает плечами Радзинская.
Малышка на миллион
К 2016 году детский сегмент YouTube уже был довольно хорошо развит — только в России существовало больше десятка каналов, на которых мальчики и девочки распаковывали подарки. «Детский сегмент на YouTube — это огромное направление с многочисленной лояльной аудиторией. Специально для детской аудитории мы запустили отдельное приложение YouTube Kids», — говорит Елизавета Лыхина, руководитель направления по работе с партнерами YouTube в России и СНГ. «Мы не были первыми, но очень быстро начали набирать популярность. Думаю, помогло то, что Настя всегда естественно вела себя в кадре. Это ребенок, который полностью вовлечен в процесс, который искренне получает удовольствие. На нее было приятно смотреть», — считает Анна. Зрителями в основном были дети, которые смотрели ролики о жизни Насти вместо надоевших мультиков.
Канал начал приносить небольшую прибыль. Рекламодателей Радзинские не искали — по правилам, действующим тогда на YouTube, площадка автоматически интегрировала прероллы (рекламные ролики перед началом основного видео) в видео, которые набирали больше 10 000 просмотров, а затем отправляли автору часть полученных от рекламодателей денег.
«Настю стали узнавать на улицах: детки из Таиланда, Малайзии, Индонезии показывали на дочку и говорили: «О, ты с YouTube!»
Они решили, что уже достаточно встали на ноги, чтобы развивать более креативные форматы. Разнообразить контент помогло путешествие по Азии. «В России зима, холодно, ребенок еще в школу не ходит, мы мобильны — почему бы не поехать в теплую страну?» — поясняет свое решение Анна. Поездка затянулась на 9 месяцев, за которые Радзинские полностью перекроили блог: стали снимать сюжетные ролики о том, как Настя катается на аттракционах, выбирает, что надеть, пробует местную еду. Количество подписчиков достигло миллиона, а доходы стали исчисляться десятками тысяч долларов. «Настю даже на улицах стали узнавать: детки из Таиланда, Малайзии, Индонезии — везде, где мы были, — показывали на дочку и говорили: «О, ты с YouTube!», называли по имени, просили сфотографироваться», — рассказывает Анна.
«Ты можешь сценарий за минуту придумать, а можешь месяц над ним сидеть»
К тому моменту свадебный салон и компанию по организации праздников супруги закрыли — проекты отнимали много времени и сил, а прибыли практически не приносили. Строительная компания осталась, но управление ею отдали менеджеру. Основным источником дохода семьи стал канал трехлетней Насти.
Американская мечта
После азиатского отпуска стало ясно, что видео с Настей интересны детям со всего мира. «Детский контент мультиязычный. Несмотря на то, что ролик может быть снят на русском языке, дети из других стран тоже будут его смотреть, для них важны эмоции», — поясняет этот феномен основатель блогерского агентства WildJam Ярослав Андреев, более известный как «Эльф-торговец». Сюжет роликов действительно был понятен и без слов, но чтобы увеличить лояльность зарубежной аудитории, Радзинские стали переводить каждое видео. Для этого нанимали переводчиков, которые дублировали реплики Насти и ее папы Юрия — еще одного постоянного героя сценок — и заново озвучивали видео. Начали с английского, затем добавили испанский, чтобы охватить Латинскую Америку, и арабский. «В настоящее время экспорт контента является очень важным направлением для русскоязычных креаторов. Необходимо не только переводить свой контент на глобальные языки, но и также локализовывать его с учетом специфики аудитории на новых рынках, — предупреждает Елизавета Лыхина из YouTube. — В частности, становится особенно важным фокус на качестве контента: на конкурентных англоязычных рынках аудитория очень придирчиво относится к этому и имеет очень высокие ожидания».
Из кустарного семейного видео процесс съемок превратился в полноценный бизнес: Радзинские стали выпускать ролики каждый день, нанимать монтажеров и специалистов по спецэффектам, искать подходящий реквизит — необычные игрушки, одежду, аксессуары, манекены. «В России с этим большие проблемы: ничего не найти, крупные площадки вроде Amazon нам почти никаких товаров не доставляют», — жалуется Анна. Устав от ограниченного ассортимента и русской зимы, Радзинские в конце 2017 года решили перебраться в Америку. «Мы рассматривали еще и Лондон, так как там очень сильное образование, но мерзнуть не хочется. В Майами нет зимы, резких перепадов температур, есть Amazon, на котором мы все закупаем. Так что пока греемся и учимся», — говорит мама Насти.
«Рекламодатели хотят, чтобы было как в телевизоре: «Наш товар самый лучший, покупайте его скорее». А мы не хотим зрителя ни к чему принуждать»
Приручить YouTube
В 2018 году стабильную работу видеоблога пошатнули новые правила YouTube, введенные в отношении детского контента. Платформа стала блокировать каналы, которые, по ее мнению, пропагандировали нездоровый образ жизни и жестокость. Like Nastya тоже попал под блокировку — по словам Анны, из-за ролика, где Настя ела торт. «Площадка посчитала, что это вредно для детей и что мы пропагандируем вредную еду», — поясняет предпринимательница. Изменились и правила монетизации контента. Раньше было достаточно набрать 10 000 просмотров, чтобы получать от YouTube процент от интеграции рекламы. Теперь, чтобы получить это право, канал должен набрать 4000 часов просмотра и 1000 подписчиков за последний год.
«В одном из роликов Настя прыгала на батуте, и на видео засветился краешек нижнего белья. Наш юрист сразу сказал, что это не пропустят, надо переснимать»
Чтобы пережить время блокировки (через несколько месяцев YouTube вернул Like Nastya право работы), Радзинские зарегистрировали несколько новых каналов. По словам Анны, просадки по просмотрам они практически не почувствовали. «Маленький ребенок — главный зритель Насти — не будет заходить и вбивать точное название канала в строку поиска. Он может написать «Настя» или просто возьмет в руки iPad и будет жать на знакомую картинку в «рекомендованном», — говорит Анна.
В тот же период Радзинские решили делегировать работу с YouTube посреднику — партнерской сети Yoola, которая берет на себя все взаимодействие с площадкой: решение конфликтов, общение с рекламодателями, дает подсказки по контенту. «На YouTube тысячи правил, которые неопытный блогер может нарушить, сам того не подозревая. Например, в одном из роликов Настя прыгала на батуте, и на видео засветился краешек нижнего белья. Наш юрист отсмотрел ролик и сразу сказал, что это не пропустят, надо переснимать», — рассказывает операционный директор Yoola Анна Градиль. По ее словам, с Yoola сотрудничают многие крупные YouTube-блогеры России: Ивангай, Саша Спилберг, Марьяна Ро, Юрий Дудь и другие.
Девочка, живущая в сети
Сегодня основной канал Like Nastya Vlog насчитывает 34,3 млн подписчиков, рекордное количество просмотров одного видео — 724 млн раз. Таким образом, Настя лидирует не только в российском сегменте YouTube, но и стабильно входит в десятку самых популярных блогеров мира. «Like Nastya — безусловно, одна из самых успешных детских креаторов в мире, — подтверждает Елизавета Лыхина из YouTube. — Этот канал был одним из первых, который начал активно производить контент на детскую тему. Когда они начинали, конкуренции на этом поле было гораздо меньше, и канал очень быстро вырос». По словам Анны Радзинской, они ни разу не закупали рекламу для блога и рост подписчиков всегда был органическим. Контент канала все больше меняется в сторону образовательного — как собираться в школу, чтобы ничего не забыть, как вести себя в автомобиле, как не навредить зрению, когда смотришь видео на планшете.
«Это только кажется со стороны, что вести блог просто. Стоит только пропустить один день, сразу падает количество просмотров, а значит, и доход»
Тот факт, что их дочь зарабатывает больше, чем когда-либо приносили их бизнесы, Радзинских не удивляет. «Это только кажется со стороны, что вести блог просто. На самом деле этот бизнес в сто раз сложнее строительного и свадебного, — считает Анна. — Во-первых, здесь творческий процесс — ты можешь сценарий за минуту придумать, а можешь месяц над ним сидеть. Дальше приходится совмещать работу сценариста, режиссера, монтажёра и оператора. К тому же в любой другой работе можно устроить себе выходной, отключить телефон и уехать отдыхать, оставить все на управляющих. А здесь стоит только пропустить один день, сразу падает количество просмотров, а значит, и доход».
«Ситуация такая же, как с детьми-кинозвездами. Зачастую это рушит их судьбу: резко свалившаяся популярность может сильно отразиться на том, как ребенок воспринимает мир»
День мамы юной блогерши расписан по минутам: ранний подъем, написание сценария, съемка, организационные вопросы, отсмотр видеоматериала. «Вот все удивляются — ребенок ничего не делает и зарабатывает миллионы. А ребенок ведь только актер, — говорит предпринимательница. — Наш канал — это наша работа от рассвета до заката, это труд огромной команды, без которой ничего бы не было».
Михаил Карпушин из GetBlogger предупреждает, что стремление заработать на визуальном образе ребенка может быть чревато психологическими проблемами для самого ребенка. «Ситуация такая же, как с детьми-кинозвездами. Зачастую это рушит их судьбу: резко свалившаяся популярность может сильно отразиться на том, как они воспринимают мир, через какую призму смотрят на него, — считает он. — Да, детский YouTube — это прибыльный бизнес, но я бы, например, не хотел, чтобы мои дети стали блогерами». Родители Насти на этот счет не переживают: по их словам, девочка получает удовольствие от процесса и никаких негативных последствий своей популярности не испытывает. «Мы снимаем только те видео, в которых дочь хочет участвовать. Показываем ей: Настя, сегодня мы будем снимать про платья, ты будешь их менять. Все, она уже счастливая бежит, ей уже ничего не нужно», — уверяет Анна. По словам самой Насти, когда вырастет, она мечтает стать «бизнесменом и, может быть, актрисой».