сестра людмилы чурсиной биография личная жизнь и дети
Людмила Чурсина: биография, семья, дети, фото, творчество
Самое время рассказать об актрисе, которой восхищалось не одно поколение. Спешим представить вам биографию Людмилы Чурсиной, украсившей своей искренней и трогательной игрой множество киноработ и театральных спектаклей. Вспомним также и замечательные фильмы, где играла эта талантливая актриса.
Краткая справка
Начнем личную биографию Людмилы Чурсиной с краткой справки:
Детство актрисы
Юность и выбор жизненного пути
А что же дальше? Как сложилась творческая и личная жизнь Людмилы Чурсиной? Биография гласит, что девушка надумывала продолжить обучение в одном из технических вузов. Больше ее привлекала авиационная промышленность. Но судьбу великой актрисы разрешил Его Величество Случай.
Начало театрального творчества
Сразу после окончания училища Людмилу приглашает Рубен Симонов в свою художественную труппу в театре имени Вахтангова. На его сцене будущая советская звезда и дебютировала. Сначала это была массовка «Принцессы Турандот», потом уже небольшая роль в «Русском лесе». А затем в «Ричарде Третьем» Людмила предстает уже в образе леди Анны.
Продолжение театральной карьеры
В театре имени Вахтангова Людмилу можно было видеть три года. Затем какое-то время своей жизни она целиком отдала съемкам. В 1974 году актриса вновь возвращается в театр. На этот раз им оказался бывший Александринский, а в советское время Академический драматический театр имени Пушкина. На этой сцене актриса играет 10 лет, совмещая театр с киноработами.
В творческой биографии актрисы Людмилы Чурсиной эта роль одна из самых значимых. Каждый раз ей удавалось представить Настасью Филипповну по-новому, мастерски трансформировать ее образ, привнести новую изюминку. Именно за этим приходили на спектакль восторженные зрители.
Людмила Чурсина на театральной сцене сегодня
И сегодня зритель может увидеть Людмилу Алексеевну на сцене театра Российской Армии в роли Ив в «Боже, храни короля!». Примечательно, что спектакль в репертуаре театра уже более 10 лет, но каждый раз он собирает полный зал зрителей.
Не оставляют равнодушным ее роли величественных царственных особ в «Императрице» и «Павле Первом». Нельзя не выделить сложную психологическую игру актрисы в пьесе «Дуэт для солистки». Там Людмила Алексеевна играет скрипачку, прикованную к инвалидной коляске. Ее героиня весь спектакль находится в кабинете психоаналитика. Талант Людмилы позволяет держать зрителя в напряжении на всем протяжении этого, казалось бы, монотонного действа.
Начало кинотворчества
Продолжаем раскрывать вопрос о биографии, личной жизни актрисы Людмилы Чурсиной. Приглашаем читателя обратить внимание на роль кино в жизни этой замечательной женщины.
Нельзя сказать, что успех в кинематографе ждал Людмилу с первых ролей. Тем не менее она стала самой молодой актрисой, удостоенной звания народной артистки СССР (это случилось в 40 лет).
Людмила Алексеевна дебютировала в «Когда деревья были большими». Хоть роль была маленькой, это ее не расстроило, ведь она была на одной съемочной площадке с настоящими мастерами.
Последний фильм принес актрисе международную славу. Людмила получила Гран-при на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне. Награду вручала сама Одри Хепберн! Далее последовало приглашение в Голливуд. Но Людмилу остановило незнание английского языка и нежелание советских властей отпускать свою гражданку на буржуазную «фабрику грез».
Примечательной была ее кинодеятельность и для советского зрителя. За роль в «Досье на человека в «Мерседесе» она удостоилась премии КГБ. На Аллее Славы в Москве есть отпечаток с руки Людмилы Алексеевны.
Личная жизнь
Театральные работы
Если говорить о послужном списке актрисы Людмилы Чурсиной (о биографии и личной жизни мы уже поведали), то нельзя упустить ее знаменательные театральные роли в ряде спектаклей Театра Российской Армии (Москва):
Знаменательные киноработы
Наряду с рассмотрением биографии Людмилы Чурсиной нельзя не упомянуть о фильмографии замечательной актрисы. Как мы уже упомянули, она сыграла в 134 фильмах на настоящее время! Давайте вспомним некоторые из них:
Вот мы и познакомили читателя с личной жизнью, биографией актрисы Людмилы Чурсиной. Замечательная женщина и сегодня блистает в театре и кино.
Людмила Чурсина
В 1963 году окончила Театральное училище имени Б. В. Щукина.
Кинодебют Чурсиной состоялся в 1961 году в фильме «Когда деревья были большими». Когда она узнала, что ей предстоит сниматься в одном фильме с такими актерами, как Юрий Никулин и Леонид Куравлев, то она отчаянно испугалась. «Я все время боялась сделать что-то не так. Страшно переживала, что Куравлев посмотрит на меня с укоризной и скажет: «Ну, что же ты?».
Однако дебют начинающей актрисы оказался удачным.
Фильм «Виринея» сделал ее лучшей актрисой 1970 года по версии журнала «Советский экран».
Людмила Чурсина в фильме «Виринея»
За участие в кинофильмах «Виринея», «Угрюм-река», «Журавушка» Чурсиной была присуждена Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых.
Также имела премию КГБ СССР за роль в фильме «Досье на человека в «Мерседесе».
Два года служила в Театре имени Е. Б. Вахтангова.
На театральных подмостках прославилась ролями Настасьи Филипповны в «Идиоте» по роману Достоевского, баронессы Штраль в лермонтовском «Маскараде» и Эрнестины Тютчевой в спектакле «Прощальный свет». Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
В 2002 году в Москве на аллее кинематографической славы была заложена плита с отпечатком ее руки.
В 1973 году её подпись была под письмом против деятельности Сахарова и Солженицына. 11 марта 2014 года подписала обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. Путина на Украине и в Крыму.
«Нераскрытые тайны»: Людмила Чурсина
Рост Людмилы Чурсиной: 177 сантиметров.
Личная жизнь Людмилы Чурсиной:
Трижды была замужем. Детей нет.
Людмила Чурсина и Владимир Фетин
В 1983-м вышла замуж за океанолога Владимира Петровского. Но уже через 2 года пара рассталась. О нем Людмила Алексеевна вспоминала как о добром и отзывчивом человеке: «Он никогда не пил. Встречал меня в аэропорту. Конечно, творческого общения у нас не было. От этого человека не следовало ждать понимания. У нас были нормальные годы семейной жизни. Когда узнавание друг друга прекратилось. Оказалось, что больше ничего и не существует. Как раз в это время я стала часто уезжать на съемки. ». В разводе Чурсина винила себя.
Фильмография Людмилы Чурсиной:
Театральные работы Людмилы Чурсиной:
Центральный театр Советской армии:
«Театральный марафон»
«Идеальный муж», реж. П. Сафонов
«Императрица»
Людмила Чурсина
Биография
Ледяная царица. Воплощенная интеллигентность. Невозможная красавица. В этих характеристиках, коими одаривали Людмилу Чурсину, подкрепленных многочисленными фото, нет ни слова неправды, с одним только исключением — Людмила Алексеевна вовсе не «ледяная», а открытый и общительный человек. Термины вроде «легенда» и «звезда» она вообще не принимает, считая их поверхностными.
Детство и юность
По официальной версии, будущая звезда советского кинематографа Людмила Алексеевна Чурсина родилась в Душанбе (тогда Сталинабаде). Неофициальные же источники говорят, что у Геновефы Ивановны Чурсиной роды случились в поезде, когда в июне 1941-го семья эвакуировалась из города Великие Луки Псковской области в Сталинабад. И местом появления на свет будущей актрисы стала деревня Груздово, что на Псковщине. Но зарегистрировать рождение ребенка удалось только по приезде в Таджикистан.
Семья долгое время ездила по стране, что было связано с работой отца. Алексей Чурсин — кадровый офицер. В Сталинабаде Чурсины пережили военные годы, а потом снова отправилась в дорогу. Заполярье, Чукотка, Камчатка, Кавказ — они жили всюду понемногу. На некоторое время семья остановилась в Грузии. В Тбилиси Людмила пошла в школу. Девочка быстро выучила язык и местную культуру, с удовольствием пела грузинские песни. В школе училась хорошо, предпочтение отдавала точным наукам, особенно физике и геометрии.
Начиная с 7-го класса Людмила училась в Великих Луках, где родители жили до войны. Тут актриса окончила школу, причем с золотой медалью, и собиралась получить высшее образование в одном из технических вузов. Как вариант рассматривался авиационный институт. О творческой стезе и не думала, да еще и комплексовала по поводу высокого (177 см) для женщины роста. Хотя в молодости мечтала профессионально петь.
Все решил его величество случай. Вместо того, чтобы отнести документы в намеченный вуз, Людмила Чурсина за компанию с подругой подалась в театральный. Причем не в один, а сразу в три. Примечательно, что девушку приняли во все — ВГИК, ГИТИС и Щукинское. Последнее Люда и выбрала. А вот подруге не повезло — она провалила экзамены.
Во время учебы Чурсиной увлекся преподаватель и актер Владимир Этуш, причем настолько, что собирался бросить жену и малолетнюю дочь. Но вмешалось руководство училища, поставив его перед выбором: либо роман со студенткой, либо карьера. Мужчина выбрал профессию и семью. Позже он признался, что кается, но не жалеет о романе с «русской красавицей».
В 1963 году Людмила получила диплом театрального училища имени Бориса Щукина.
Театр
По окончании вуза Чурсина поступила на службу в Театр имени Е. Б. Вахтангова. В труппу ее пригласил художественный руководитель Рубен Симонов. На этой сцене начинающая актриса и дебютировала — сначала в массовке спектакля «Принцесса Турандот», потом в небольшой роли в постановке «Русский лес». Но вскоре Людмиле уже предлагали более значимые роли. В спектакле «Ричард III» актриса появилась в образе леди Анны.
Партнерами по сцене оказались Михаил Ульянов и Михаил Астангов — уже известные артисты. В театре имени Е. Б. Вахтангова Людмила задержалась на 3 года. Некоторое время она отдала исключительно кино. В 1974-м Чурсина снова вернулась в театр, совмещая съемки в новых фильмах и работу на сцене. Затем Людмила Алексеевна служила в Ленинградском драмтеатре имени А. С. Пушкина (Александринском), где выступала на протяжении 10 лет.
В 1984 году артистка переехала в Москву. В Театре Советской армии ей предложили роль, о которой Людмила Чурсина грезила многие годы. Ради Настасьи Филипповны из «Идиота» она готова была сменить и театр, и город. О сделанном актриса не пожалела. Работа над образом была изнурительной, но чрезвычайно увлекательной. Передать противоречивый характер героини, словно воплотившей в себе все существующие пороки и добродетели, и при этом быть естественной — титанический труд.
Людмила Алексеевна с этим нелегким заданием справилась. Каждый раз Настасья Филипповна в изложении Чурсиной была иная. Каждый раз что-то добавлялось и трансформировалось в этом образе, вызывая сопереживание зрителей и сильнейшие эмоции от увиденного. За героиней романа Достоевского последовали другие образы: баронесса Шталь из «Маскарада» Михаила Лермонтова и Эрнестина Тютчева в постановке «Прощальный свет». Персонажи, которые доставались актрисе, всегда были сложными и многомерными.
Чтобы их сыграть, вжиться в предлагаемые образы, Людмиле Чурсиной приходилось тратить много душевных сил. Зато результат получался ошеломительным. Сейчас артистка продолжает играть на сцене Театра Российской армии. Театралы были в восхищении от ее героини Ив из «Боже, храни короля» по произведению Сомерсета Моэма. Этот спектакль Леонида Хейфица держался в репертуаре театра не один десяток лет, но каждая постановка сопровождалась полным залом зрителей.
Чурсину также можно было увидеть в постановке «Дуэт для солистки», где она сыграла всемирно известную скрипачку Стефани Абрахамс, прикованную к инвалидной коляске. Весь спектакль героиня сидит в кабинете психоаналитика, с которым ведет беседу. Сделать монотонную пьесу захватывающей, чтобы зрители пребывали в напряжении, — эта задача была посильна только для талантливой актрисы — такой, как Людмила Чурсина.
Людмила Чурсина и Алена Водонаева (сходство) / @leonid.varichenko, @Алена-Водонаева
Достойны внимания работы Людмилы Алексеевны в проектах «Императрица» и «Павел I». Здесь героини женщины величественные и царственные. Екатерина II и императрица Мария Федоровна в исполнении артистки выглядели естественно, ведь аристократизм — врожденная черта самой Чурсиной.
Спектакль «Игра на клавишах души» был поставлен Александром Бурдонским специально «под Чурсину». Актриса играла роль знаменитой пианистки, которая после смерти сына стала затворницей. Однажды к ней пришла брать уроки незнакомая девушка и рассказала главной героине о погибшем юноше намного больше того, что знала мать. И к боли утраты добавилось чувство вины, а затем и ненависти ко всему, что в ее понимании забирало сына.
Сейчас актриса занята в спектаклях «Игра на клавишах души», «Элинор и ее мужчины», «Этот безумец Платонов» и «Осенняя история».
Фильмы
Начиная с 1960-го Людмила Чурсина начала появляться на экранах. Нельзя сказать, что с первых же фильмов на нее обрушился невероятный успех. В 1968 году вышла киноэпопея из 4 фильмов «Щит и меч». Людмила Чурсина предстала в 1-м эпизоде «Без права быть собой» как фрейлен-ефрейтор.
Тем не менее Людмила Алексеевна оказалась одной из самых молодых актеров, получивших звание народной артистки СССР. Это случилось в 1981 году, когда ей исполнилось 40 лет. Но до этого актрисе пришлось сыграть немало ролей. Она дебютировала в ленте «Когда деревья были большими» в 1961-м.
Юная актриса не огорчилась, что доставшаяся роль была крошечной. Главное, что она смогла появиться на экране в фильме, где снимались настоящие звезды, такие как Василий Шукшин и Юрий Никулин.
А вот первая серьезная роль досталась Людмиле Алексеевне в картине «Донская повесть». Ее героиня Дарья имела сильный характер и знойный нрав. По сценарию она — невенчанная жена красноармейца Шибалко, которого сыграл Евгений Леонов. В исполнении Чурсиной Дарья получилась такой, как замыслил режиссер: яркой и запоминающейся. После выхода на экраны ленты артистку накрыла волна популярности.
Людмила Чурсина в роли Анфисы в фильме «Угрюм-река»
А дальше были главные роли в картинах, которые по праву занимают место в золотом фонде советского кинематографа: «Виринея», Анфиса в «Угрюм-реке», «Журавушка», «Олеся». В исторической драме «Любовь Яровая» партнером актрисы стал Василий Лановой — красивая пара молодых людей вызвала искреннее восхищение зрителей.
За эти проекты артистка получила первые награды и звания. Фильм «Журавушка» принес ей международную славу и Гран-при на кинофестивале в Сан-Себастьяно. Приз Людмиле Чурсиной вручила сама Одри Хепберн.
Людмила Алексеевна Чурсина так поразила западного зрителя, что удостоилась приглашения в Голливуд. Ей предложили контракт на 3 года и работу в 15 фильмах. Препятствием на пути к «фабрике грез» оказалось незнание языка и нежелание властей отпускать звезду коммунистической державы в колыбель «буржуазного кино».
В 1981-м предстала в купальнике в драме «На Гранатовых островах». Актриса перевоплотилась в Катлен Габю, французскую журналистку. Ее партнерами по площадке стали Кирилл Лавров, Александр Соловьев и Владимир Седов.
Внимание к артистке оказалось более чем пристальным. За работу в фильме «Досье на человека в мерседесе» Чурсиной вручили премию КГБ. В 2002 году на «Аллее славы» в столице появилась плита с отпечатком руки Людмилы Алексеевны.
В 2008 году состоялась премьера комедии «Юбилей», где актриса сыграла Анну Сергеевну Грановскую, которая приехала из-за границы, чтобы отметить с дочерью и сыном знаменательную дату. Взрослые дети получают сюрприз от матери на Рождество в виде правды о своих отцах.
Людмила Чурсина и Василий Лановой в фильме «Любовь Яровая»
В XXI веке у актрисы в приоритете живое общение с театральной сцены, но и в кино она иногда снимается. Звезда экрана сыграла главные роли в сериалах «Горячев и другие», «Дом на Английской набережной», «Маргоша» и «Интерны».
В военной драме «Поединки» предстала в образе советской разведчицы, первой в мире дослужившейся до звания полковника. В молодежном сериале «Закрытая школа» сыграла замаскировавшуюся нацистку, сотрудницу тайной лаборатории.
Затем фильмография актрисы пополнилась комедией «До смерти красива», биографической лентой «Орлова и Александров», ситкомом «Два отца и два сына». Также она поучаствовала в программе «Жена. История любви».
В 2015 году в передаче с Юлией Меньшовой «Наедине со всеми» Чурсина снова подтвердила, что образ сильной женщины в точности отражает ее настоящий характер. По словам Людмилы Алексеевны, «серость мало кого интересует, а лучшая защита — это нападение».
В интервью от 2012 года на вопрос журналиста о том, чем актриса гордится больше всего, та ответила: «Тем, что еще жива!».
Людмила Чурсина в фильме «Щит и меч»
В 2016 году Чурсина стала героиней программы «Идеальный ремонт». Дизайнерам предстояла нелегкая задача — актриса предпочитает классику и минимум деталей. Специально для однокомнатной квартиры была разработана мебель с особым покрытием по индивидуальному эскизу. Единственная комната превратилась в спальню-гостиную, дизайнеры увеличили площадь помещения за счет присоединения балкона.
В том же году актрису пригласили в передачу «Мой герой». В интервью Татьяне Устиновой Людмила Алексеевна рассказала о своем тяжелом пути к славе, на котором Чурсину сопровождали не только трудности в профессии, но и трагедии в личной жизни.
В многосерийной криминальной ленте «Чисто московские убийства», вышедшей на экраны в 2017 году, Людмила Алексеевна предстала в образе суровой бизнесвумен с жесткой хваткой, выстроившей собственную империю. И героиня Чурсиной почивала бы на лаврах, если бы случайно не стала свидетелем преступления.
Сильный характер не позволил остаться в стороне, да и полиция, по ее мнению, не скоро разыскала бы преступника. Женщина превращается в мисс Марпл XXI века и встречает единомышленника в лице Сергея Беляева. В 2019 году вышел 2-й сезон сериала.
Людмила Чурсина и Армен Джигарханян в фильме «Журавушка».
В 2017 году Людмила Чурсина появилась в программе «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым. Актриса поведала, что несколько раз находилась на волоске от смерти, рассказала о мужьях и о том, что за ней ухаживали Армен Джигарханян и Никита Михалков.
Сюжет детектива «Купель дьявола» завязан на таинственных событиях, которые тянутся за картиной голландского художника на протяжении пяти столетий. Считается, что люди, похожие на изображенных на полотне персонажей, умирают не своей смертью. Новая владелица шедевра не верит в легенду. В фильме, помимо Людмилы Чурсиной, задействованы Кирилл Жандаров и Борис Хвошнянский. Главную роль сыграла Полина Толстун, которую прочат в преемницы самой Алисы Фрейндлих на сцене БДТ имени Г. А. Товстоногова. Экранизация мистического романа Виктории Платовой была представлена на суд зрителей в 2018 году.
В копилке Чурсиной уже есть фильм о произведениях живописи — основанный на реальных событиях триллер Рената Давлетьярова «Чистое искусство», в котором она появилась в роли искусствоведа. Сценарий ленты о поддельных картинах русских художников, продававшихся на мировых аукционах, написан журналистом The Sunday Times Марком Франкетти, который уже давно живет в России.
В конце 2018 года состоялся премьерный показ фильма Ольги Субботиной «Чужая кровь». Зрители знают режиссера по проектам «Столица греха» и «Про любоff», последний снят по книге светской дивы Оксаны Робски. В мелодраме Людмила Чурсина исполнила роль бабушки главной героини.
Актриса получила ведущую роль в картине «Чудотворная», рассказывающей об образе Богоматери, похищенном в XVII веке из дома промышленников Морозовых. Икона чудесным образом появляется в XX веке в семье старообрядцев, живущих в сибирской глуши.
Личная жизнь
С первым мужем Владимиром Фетиным актриса познакомилась, когда играла в фильме «Донская повесть». Он был режиссером картины. Вместе супруги прожили 17 лет, но в 1981 году развелись. Известно, что Владимир Фетин имел пристрастие к алкоголю. Людмила Чурсина долгое время боролась за мужа, но в один момент терпение иссякло.
Казалось, личная жизнь наладилась в 1983-м, когда она встретила океанолога Владимира Петровского. Но семейная идиллия продержалась совсем недолго. Через 2 года супруги расстались.
Третий супруг Людмилы Алексеевны, сын генсека Юрия Андропова Игорь, был дипломатом. Вместе они прожили с 1987-го по 1991 год, а потом развелись.
Как объяснила актриса, они встретились уже состоявшимися людьми, которым поздно было менять привычки и образ жизни. Да и свободолюбивый характер Чурсиной не располагал к тихой семейной жизни. Каких-то преференций от высокопоставленных родственников актриса не получала, ушла из семьи с одним чемоданом. Чурсина вообще считает, что то, как сложится биография человека, зависит от него самого, от того, сколько души и сил вложено. «Характер закладывается до 7 лет на примере окружающих. Поэтому важно, получит ли ребенок такое воспитание, чтобы понимать, что всю жизнь надо совершенствоваться, наблюдать, пытаться».
У Людмилы Алексеевны нет детей. Как она говорит, сначала их рождение откладывалось из-за отсутствия жилья, потом появлению ребенка помешала работа. Но актриса не одинока, у нее есть родственники: племянник Алексей, его жена и их дети — двоюродные внуки.
Артистка бережно относится к своему здоровью. Она внимательно следит за собой и предпочитает профилактику: пьет травы, занимается спортом, принимает витамины, мало ест и пьет очищенную воду.
По возможности Чурсина ходит на массаж и накладывает на лицо маски. Пластика в практике актрисы тоже была — она немного подправила нависшие с возрастом веки. Людмила Алексеевна не воспринимает диеты, проблем с лишним весом у нее никогда не было.
У артистки нет своего аккаунта в «Инстаграме», ее фото выкладывают поклонники.
Людмила Чурсина сейчас
В комедии «Спасите Колю!» с Дмитрием Нагиевым в главной роли актриса сыграла родственницу бравого военкома. Премьера фильма состоялась в феврале 2021 года.
Также Людмила Чурсина занята в съемках сериала «Чудотворная».
Неизвестная Чурсина
Она сводила мужчин с ума и сжигала мосты
Она легко сбегает по ступенькам в элегантном платье, не успев смыть грим: только что со съемки. Модельный рост (177 см), тонкая талия, длинные ноги, морская глубина глаз, врожденный аристократизм. И при этом фантастический дар перевоплощения. “Этой актрисе доступны и деревенские бабы, и царицы”, — сказал о Людмиле Чурсиной известный хореограф из Франции. Она и Анфиса из “Угрюм-реки”, и Виринея, и Настасья Филипповна, и Марфа из “Журавушки”, и великая княгиня Ольга. Народную артистку СССР Людмилу Чурсину знают все. Но о ней самой известно очень мало. Она крайне редко дает интервью, не участвует в телешоу, а личную жизнь оберегает от посторонних глаз. Это интервью стало испытанием для нас обеих.
Я не Люсечка!
— Людмила Алексеевна, признайтесь: мужчины, наверное, по-прежнему смотрят вслед? Женщины всегда это чувствуют.
— Не всегда. Когда я поставлю на место лицо и выйду не просто в джинсах и кофте, мужчины, конечно, смотрят, но они не успевают оглянуться. Я очень быстро хожу, буквально несусь: фьють! Когда еду в метро, тоже иногда всматриваются: похожа не похожа? Кто-то, наверное, узнает, а кто-то подходит: “Извините, вам никто не говорил, что вы похожи на одну артистку? “
Моя мама в молодости была невероятно хороша собой. Мы жили в Тбилиси, в районе Аблабара, и когда они с папой шли по спуску, то кинто, которые сидели в своих кепарях и курили трубку, не сдерживали восторга, провожая долгими взглядами мамины ноги необыкновенной красоты. Папе, с одной стороны, было приятно, что женщина рядом с ним вызывает такую реакцию, но, наверное, он ревновал маму.
— У вашей мамы такое редкое имя — Геновефа.
— Ее отец — латгальский латыш, бабушка — русская, а у отца и греки, и турки в роду — в результате мы все русские! Дома маму называли Гена. Для папы она была Генашей. У нас вообще в семье принято давать необычные имена. Когда родилась моя сестра, она на 9 лет младше, в моде были такие имена, как Ленина, Сталина. Мы думали, как назвать сестру, и дали ей имя Эвелина.
— Кстати, имя Люся вам совсем не подходит. Мне кажется, что Люся и Людмила — два разных человека.
— Да. Я — Людмила, а вот Гурченко Люся была. Недавно на юбилее Михаила Михайловича Державина в Театре сатиры ко мне подошел Саша Ширвиндт: “Ну, вот и Люсечка! “Я ему сказала: “Сашенька, лучше Людмилка, Людка, но я не Лю-сеч-ка! “
Фотопортрет Людмилы Чурсиной
Смотрите фотогалерею по теме
— Не родись красивой — это про вас?
— Наверное, Господь меня пощадил. Да, бывали часы, дни, месяцы, даже годы, когда я думала, что я несчастна. Но чтобы осознать, что это совсем не так, нужно помудреть немножко. Уже пора — возраст обязывает. Не одно десятилетие я амортизирую свою внешнюю оболочку и понимаю, что это такое счастье, когда встаешь и идешь, несмотря ни на что: на погоду, недомогание или боль. Господь одаривает нас сразу при рождении огромным подарком — жизнью. У многих сперматозоиды не сошлись, и они не явились на этот свет. Одни родились здоровыми, другие — больными. В последние восемь лет сталкиваюсь с детьми, у которых проблемы опорно-двигательного аппарата, но вы бы видели, какая у них жажда жизни, какие благодарные глаза!
— Общаясь с такими людьми, остро чувствуешь, что многие твои проблемы не стоят выеденного яйца!
— Можно я расскажу один случай? У меня была очередная конфликтная ситуация в семье. Возможно, по моей вине, потому что не хватало мудрости реально посмотреть на некоторые вещи. Я вышла из дома: лицо просто голое, синее. Бегу по Кировскому проспекту на “Ленфильм”, а там арочка, после площади Мира, сейчас это Австрийская площадь. В голове одна мысль: жизнь кончена. И из этой арочки вдруг наперерез мне на деревянном “самокате” — доске на колесиках, с утюжками для отталкивания — выезжает полмужчины: ампутация по пах, крупные плечи, голова породистая, копна волос, вот такие синие глаза! Ему, наверное, было за сорок. И вдруг я увидела его взгляд: такой лучезарный и счастливый! Словно холодный душ по мне!”Ах ты, скотина, — корила я себя, — у тебя какой-то домашний бытовой конфликт! И ты идешь несчастная! “Мы шли вровень, возможно, он узнал меня, улыбнулся: “Может быть, мы еще когда-нибудь пройдемся с вами! “И я повернулась: “Конечно, спасибо! “И с тех пор я поняла мудрость Марка Аврелия: “Не то несчастье, что с нами происходит, а то счастье, с каким достоинством мы можем это пережить”. И вообще, когда тебя кажется, что ты несчастный, оглянись вокруг.
Чурсина выглядит как модель. На Неделе российской моды.
Нельзя выходить замуж за публику!
— Вас называли русской Мэрилин Монро, и вам это не нравилось.
— Хорошо, что Мэрилин Монро, а не какая-нибудь Козявкина! (Смеется. ) Знаете, откуда это пошло? После фильма “Два билета на дневной сеанс”, где я играла Инку-эстонку: “И вообще, я — Мэрилин Монро, у меня такой же размер лифчика, понял! “Там такая прическа была — на минуточку! Акцентик эстонский, панорама: ноги — фигура и т. д. Но когда я иду в свой театр, то Федор Яковлевич Чеханков, который любит шутить, говорит: “Ах, Грета Гарбо! “(произносит с нарочитым придыханием).
“И вообще я — Мэрилин Монро!”
— Грета Гарбо — уже теплее, хотя я не берусь вас вообще с кем-то сравнивать по типажу. Вас, наверное, сразу утверждали на роль?
— Бывало, не утверждали, иногда отказывалась сама. Я помню, был очень хороший, очень! крупный режиссер, но помощница по актерам так суетилась! Дала мне сценарий: “Вы прочтите и постарайтесь уже войти в характер! ““Извините, — возразила я, — мне кажется, интересней естественно войти, чтобы режиссер понял, можно ли из меня слепить героиню. Он видел мои фильмы”. И я ушла. Знаете, так уж принято, что всякой актрисе говорят, что она самая красивая женщина. Слава богу, Господь не лишил меня объективного взгляда на себя, и когда я слышу излишние комплименты и лесть в глаза, у меня всегда ощущение, что меня за такую дуру держат! Думаете, мне это надо? Я-то знаю, какая я, как я сыграла, где я недотянула.
— Людмила Алексеевна, а были случаи, когда вы отказались от роли, а потом, посмотрев картину, жалели?
— Я об этом никогда еще не рассказывала. Андрон Кончаловский снимал “Дворянское гнездо”. Он меня вызвал на кинопробы. Я чувствую, что-то ему не хватает. Опытному режиссеру достаточно посмотреть на актрису в гриме, пообщаться, чтобы понять, подходит она или нет. Но Андрон Сергеевич, он же от головы режиссер, что-то просчитывал — и меня это так раздражило! Я и так пыталась, и так, а потом решилась: “Я только сейчас поняла, что это не моя роль. По-моему, это совпадает и с вашим внутренним ощущением”. Он: “Еще не знаю”. — “Когда узнаете, может быть поздно! “И в этот момент как раз появилась Беата Тышкевич. Когда смотрю фильм, думаю: как жаль. Но это редкий случай. Другое дело, что Беата Тышкевич сыграла замечательно, с ее дородностью, шармом, сексуальностью — я всего этого стеснялась и старалась быть простой советской женщиной. А она это несла в полной мере. Так что все справедливо.
— У “простой советской женщины” соблазнительность била через край, даже тулуп ее не мог скрыть!
— Я никогда не была этим озабочена. Другое дело, что, играя Екатерину I, Екатерину II, Марию Федоровну, великую княгиню Ольгу и тут же рядом тетку в Сибири в картине “Долгая дорога в дюнах”, я понимала, что мне дана очень благодатная внешность Господом Богом, родителями.
— Сыграв Дарью в картине “Донская повесть”, вы околдовали все мужское население СССР. Вам даже пришлось поправиться для роли сочной донской казачки.
— Это было не трудно. Я даже перевыполнила план. Мы жили в доме с террасой, я спала под виноградником. Станица, в которой снимался фильм, богатейшая. Помидоры, арбузы сахарные, сметана в станичной столовой — ложка стоит, шмат мяса — ни в одном самом элитном ресторане не съешь такого вкусного и натурального. Каждый вечер нас приглашали то в один дом, то в другой на разную уху: тройную, четверную!
— Как вам было с Евгением Леоновым сниматься?
— Замечательно! Он человек был с юмором. Умел подкалывать. Даже рыл ямы, когда мы репетировали, чтобы я пониже была, а я ему советовала пользоваться скамеечкой. Он проявил достаточно терпения, помогал, советовал. Я понимала, что мне не хватает жизненного, актерского, женского опыта. Финальную сцену моего расстрела снимали уже в павильоне на “Ленфильме”. К тому моменту я уже вроде бы вошла в роль, превратилась в маститую Дарью и обнаглела. Если Леонов был на крупном плане, я хихикала, кому-то подмигивала, рожи строила. Обычно на съемках так: сделали дело — и кто-то в карты играет, кто-то гуляет, кто-то спит, а здесь все стояли и смотрели. Я поняла, значит, что-то интересное происходит.
С Вячеславом Невинным в картине “Виринея”.
— Выбор Леонова на роль красноармейца — одна из главных удач картины.
— Конечно, Володя (режиссер Владимир Фетин. — Е. С. ) мог Лукьянова Сергея назначить на эту роль: казак, красавец! Но не каждому герою зрители простили бы расстрел любимой женщины, которая родила ему сына. А Леонов так трогательно сыграл, что ему прощается.
— Владимир Фетин недооценен как режиссер. Его “Полосатый рейс” — классика нашего кино. Но жить с гением не просто.
— То, что его забыли, это и моя боль. Надо бы собраться, найти деньги и снять фильм с благодарной памятью. Володя был такой самобытный и бескомпромиссный во всем, что касалось работы. Годами находился в простое, не соглашался ни на что. А в жизни это был большой, добрый ребенок, который не мог отказаться от застолий. А желающие всегда найдутся. Это была большая сложность в нашей жизни.
— Вы из-за этого разошлись?
— Ну, наверное. Мне не хватило мудрости. Мы расстались, потом у меня был второй брак.
— Это была романтическая история?
— Мой второй муж был очень интересный внешне — наш Ален Делон. Но, как мне говорила режиссер Роза Абрамовна Сирота: “Людочка, никогда нельзя выходить замуж за публику! “Я знаю случаи, когда в подобных союзах все было прекрасно. Просто мне тогда захотелось какого-то покоя, чтобы тебя ждали после спектакля, встречали в аэропорту. А он был в этом плане замечательным. Но чего-то не хватило во мне. Мы прожили семь лет, но все-таки меня не покидало ощущение, что мы не вместе, а рядом: по интересам, по запросам в этой жизни — не материальным, нет, — души. Я развелась и переехала в Москву.
— Вы решительный человек. Не боялись сжигать мосты?
— Во всяком случае, раньше не боялась. Сейчас остались мосты с родными — они несжигаемы, потому это единственное, ради чего живешь. Даже иногда с друзьями изживаются отношения, продолжаются звонки по инерции, общение. Но оглянешься назад и понимаешь, что в какой-то момент была и поддержка, и плечо. Вообще сжигать в жизни ничего не надо. Лучше худой мир, чем победоносная война.
— Какие-то мосты можно было сохранить?
— Наверное. В “Супругах Карениных” у нас есть текст Толстого: “А Каренины продолжали жить в одном доме, встречались каждый день и были совершенно чужды друг другу. Алексей Александрович за правило поставил каждый день видеть жену для того, чтобы прислуга не имела права делать предположения…” Сейчас другое время, но все равно очень сложно. Эти несчастные квартиры, когда некуда уйти, вынуждают людей находиться рядом.
— Но вас-то квартирный вопрос никогда не останавливал. Уходили налегке, с чемоданчиком!
— Когда мы разошлись с Володей, он остался на Кировском проспекте, я снимала углы. Но у нас были нормальные отношения. Я знала, что он такой не приспособленный к жизни. И лекарства доставала, когда он болел. Фактически я его и хоронила. Между нами сохранялась какая-то связь. Я снималась в Риге в картине “Помнить или забыть” и вдруг почувствовала: срочно надо в Ленинград! Бросилась к режиссеру: “Умоляю! Отпустите меня на один день! “Сажусь в поезд, открываю журнал “Октябрь”, читаю “Мартовские иды” и вдруг чувствую, как у меня холодеют ноги, руки, сердце. Смотрю на часы: без четверти два. А я знала, что Володя был в больнице. И когда я вышла на перрон, меня встречал второй муж, тоже Володя. Он шел с таким лицом, что я поняла: Володя умер. Утром рано приехала в больницу привести его в порядок, попрощаться, попросить прощения, потому что всегда есть за что просить прощения.
— Вы были замужем за дипломатом Игорем Андроповым — сыном бывшего главы КГБ и генсека и какое-то время носили двойную фамилию Чурсина-Андропова.
— Да, было такое, но, как-то само собой, вторая фамилия отпала. Я с глубочайшим уважением отношусь к главному представителю этой семьи. Игорь очень хотел, чтобы я взяла его фамилию. Мужчине всегда надо как-то обнаружить свое присутствие в жизни женщины, а мне не хотелось его огорчать: не дай бог, подумает, что я его стесняюсь. Поэтому я согласилась. Конечно, это доставляло мне какую-то неловкость. Кто меня знал, тот понимал, а кто не знал — думал: ну вот, решила имидж себе создать! На все ротки не накинешь платки.
— Вы долго прожили вместе?
— Около шести лет. У меня семилетние периоды в браке. (Смеется. ) Я просто ушла от Игоря, потому что обнаружилась очень большая несовместимость. Один возраст, оба свободны — казалось бы, что мешало? Если по молодости притираешься к человеку, то мы встретились, когда характеры уже были сложившиеся, окостеневшие. И искры летели! А в искрах жить все время очень сложно. Хорошо только утро любви. Но сколько можно о личной жизни. А вы не хотите о театре поговорить? Об Александре Бурдонском например?
Наши люди в Голливуде
— Мне посчастливилось посмотреть его спектакль “Та, которую не ждали” по пьесе Алехандро Кассоны. Полтора года прошло, а до сих пор помню пронзительный взгляд вашей Странницы в финале. Мороз по коже!
— Спасибо. Этот спектакль — подарок судьбы. Сейчас мы репетируем “Элинор и ее мужчины”. Это будет наша третья совместная работа с Александром Васильевичем. Роль требует такой энергетики, такого напряжения сил — голоса бы хватило! И партнеры у меня замечательные. Он — уникальная личность в плане служения театру в самом высоком смысле. Он действительно отдает ему жизнь. Мне кажется, не всегда театр платит ему тем же. Александр Васильевич тщательнейшим образом прорабатывает характер, выстраивает роль, с ним работать интересно, очень надежно, но и сложно, потому что он требует такой же отдачи. Он невероятно образован. И он очень сенсорный человек.
Я как-то пришла на спектакль после звонка от мамы. У меня ощущение, что надо бы с ней провести оставшуюся жизнь — маме много лет. Сижу между репетициями, лицо, как говорится, по земле, и Александр Васильевич почувствовал. Вдруг он так сел рядом и шепотом прочитал Тютчева: “Не рассуждай, не хлопочи! Безумство ищет, глупость судит, / Дневные раны сном лечи, / А завтра быть чему, то будет. / Живя, умей все пережить…” И эти стихи так легли вдруг, упали в мою разъятую душу, отозвавшись такой умиротворенностью и смирением. Я поняла, что не могу сделать больше на сегодняшний день.
— Мне кажется, он очень мягкий человек.
— Он — человек разный. Неспокойный, взрывной! Блестящий артист! На репетициях так выкладывается и так показывает, что может заразить и увлечь любого. Помню, когда он мне предложил роль в пьесе “Дуэт для солистки” — истории виолончелистки Жаклин Дюпрэ. Шесть маленьких спектаклей в одном, шесть сеансов у психиатра. Этого врача моя героиня решила уничтожить. У нее гениальный слух и глухота ко всему, что вокруг. Мы закрылись с Александром Васильевичем, и он практически проиграл весь спектакль так, что я с открытым ртом просидела два с половиной часа и сказала: “Двумя руками да, я готова! “— хотя потом обнаружилась сложность, потому что у меня закрытый темперамент, а здесь нужно было открыть нутро, вытащить из себя кишечник. Это был мой первый спектакль у Бурдонского, переломный момент. И стало понятно, что нам интересно друг с другом работать. Я этим очень дорожу.
— После триумфа “Журавушки” на фестивале в Сан-Себастьяне вам предлагали головокружительный контракт в Голливуде. Пятнадцать картин за три года! Не жалеете, что пришлось отказаться?
— Ну, конечно, нет! Неизвестно, как бы я со всем этим справилась. Не сошла бы я с ума? Однажды я снималась в Венгрии неделю, и мне очень не повезло с переводчиком. Он немножечко клеился и получил атанде. Поэтому, вероятно, он странно переводил. И режиссер и так и сяк пытался мне объяснить. На нервной почве я заболела, и когда я вернулась, полтора месяца пролежала в Мечниковской больнице, меня собирали по частям. Языка не знаешь, три года контракт, неизвестно, какие сценарии, — нет, все, что ни делается, к лучшему! Может быть, я заработала бы денег на какой-нибудь остров или большую квартиру на Манхэттене, а здесь мне платили 13 рублей 50 копеек за съемочный день. Но тогда все это было нереально. И вообще жалеть — бесполезное занятие. Разве что когда кого-то теряешь: близких, родных, друзей — и то мы все там встретимся.
С Арменом Джигарханяном в фильме “Журавушка”. Гран-при за лучшую женскую роль.
— Тем не менее большинство актеров мечтают сниматься на “Фабрике грез”. Это как знак качества.
— Однажды с делегацией русских кинематографических деятелей я побывала в Голливуде. Когда члены американской Киноакадемии, которая номинирует на “Оскар”, посмотрели отрывки из наших лучших фильмов, они были ошарашены: “Боже мой, какие у вас талантливые операторы, артисты. Почему мы их не знаем? “Ничего, наши все равно завоюют весь Голливуд. Ведь если разобраться, пошуршать по биографиям, большинство американских звезд имеют наши корни: кто из Одессы, кто из Киева, кто из-под Минска.
— Как вы выживали в девяностые, когда кино в России умирало?
— В жизни каждого человека бывает ситуация, когда он говорит: если что с профессией, на кусок хлеба всегда заработаю.
— Я хорошо умею готовить. Пойду уборщицей, экономкой в хороший дом. Опыт есть: я на третьем курсе работала уборщицей в Щукинском училище вместе с Элеонорой Шашковой (жена Штирлица. — Е. С.). Я ничего не боюсь.