сестра актер это в медицине
Типы медицинских сестер
Венгерский психолог И.Харди обратил внимание на особенности различных типов медицинских сестер, с тем чтобы помочь специалистам увидеть себя со стороны.
1. Сестра-рутинер. Этот тип сестры оставлен нам в наследие прошлым, пока он представлен самым большим числом сестер. Наиболее характерной особенностью сестер этого типа является механическое выполнение своих обязанностей. Порученные им задачи такие сестры выполняют с необычной тщательностью, скрупулезностью, часто проявляя невиданную ловкость и умение. Выполняется все, что нужно для ухода за больными, но самого-то ухода и не получается. Такие сестры работают автоматически, словно машины, безлично, не сопереживая с больными, не сочувствуя им. Они делают все, упуская из виду самого больного. Именно сестры этого типа могут совершать поистине абсурдные ошибки, так они способны разбудить больного, чтобы дать ему прописанное врачом снотворное.
2. Тип сестры, «играющей заученную роль». Этот тип заслуживает особого внимания. Такие сестры работают, сознательно играя определенную роль, стремясь подражать кому-то, к осуществлению определенного идеала. Если же такое поведение переходит допустимые границы, исчезает непосредственность, появляется неискренность. Следуя идеалу человечности, такая сестра вдруг может начать играть роль благодетельницы, часто проявляя незаурядные артистические способности в исполнении этой роли. Ее поведение становится искусственным, показным. Все это может помешать формированию должного контакта между нею и больным. Именно от таких сестер нередко можно слышать: «Напрасно я ему внушала. », «Часами пыталась убедить – и вот тебе».
3. Тип «нервной» сестры. Как об особом типе таких сестер можно говорить лишь в том случае, если нервозность проявляется в работе. Эмоционально лабильная личность сестры, склонной к невротическим реакциям, может послужить серьезной помехой в работе с больными. Результатом такой напряженности могут быть грубость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющие на больных. Не раз среди ни в чем не повинных больных можно видеть хмурую, обиженную сестру. Тревожность у таких сестер может даже принять форму ипохондрии. Часто в подобных случаях мы встречаемся с боязнью инфекций, рака. В других случаях невроз сестер может проявиться во время занятий с больными или в отказе от выполнения различных заданий: «подъем тяжестей», «больничная суета» не под силу ей. (Не раз можно слышать такие заявления: «Ноги у меня не казенные».) Часто такие сестры просто не выходят на работу, ссылаясь на различные соматические жалобы, как «желчная колика», «засорение желудка», «простуда», «грипп без температуры» и др.
Более серьезную проблему означает психопатия. Значительная импульсивность, выраженная агрессивность уже требуют вмешательства и помощи психиатра, психотерапии или – в более серьезных случаях – даже отстранения от работы. Именно этому типу сестер чаще всего угрожает и опасность стать наркоманами.
4. Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Этот тип сестер довольно широко известен в медицинской практике. Больные уже издали по походке узнают таких сестер, отмечая их появление словами «Идет гренадер!». Этот тип знаком нам и по широко известной фигуре старшей сестры из популярных английских кинокомедий, рассказывающих о больничной жизни: там эту сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестры с такой решительной личностью могут стать прекрасными организаторами, хорошими педагогами, о которых их воспитанницы станут говорить: «Строга, но справедлива». При недостатке же культуры, образованности, при более низком уровне развития личности сестры этого типа слишком негибки, прямолинейны, часто грубы и даже агрессивны с больными.
5. Довольно часто можно встретить и сестер материнского типа, выполняющих свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Нередко это милые толстушки, бесшумно «перекатывающиеся» по палатам, успевающие повсюду и, несмотря на свою седину, подчас не уступающие в живости и подвижности двадцатилетним. Работа для них – естественное условие существования. Забота о больных – жизненное призвание. Сюда можно отнести и милую «маму Лори» (257) и ее коллег, отличающихся высоким искусством большой заботы о людях, человечности и любви. К ним как нельзя лучше подходит такое обращение, как «милая сестрица». Частой заботой о других, любовью к людям пронизана и вся их личная жизнь.
6. Тип сестер-специалистов. Сюда следует отнести тех сестер, которые благодаря каким-либо особым способностям, свойствам личности получают специальное назначение. Такие сестры бывают прекрасными секретарями, часто посвящают свою жизнь выполнению сложных технических задач, сопряженных с работой в специальных лабораториях. Иногда это чудаки и фанатики своей узкой специальности, которых не интересует больше ничего на свете.
Медсестра
и больной, принципы общения с пациентом.
Положение и роль медсестры приобретает в наше время большее значение. Она проводит с больным значительно больше времени, чем врач. Больной у неё ищет понимания и опоры. Работа медсестры связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с больными, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.д. Очень важно установить контакт с больным. Сестра постоянно находится среди больных, поэтому её четкие действия и профессиональное выполнение предписаний врача, её доброжелательное, теплое отношение к больному оказывают на него психотерапевтическое действие. Медсестра должна уметь проявить понимание трудностей и проблем больного, но не должна стремиться решать эти проблемы.
И. Харди рекомендует применять следующие методы разговора медсестры с больным с целью соблюдения вышеприведенных принципов:
Последнее предложение больного повторить в виде вопроса, например: «Стало быть, Ваша супруга Вас обидела?»
Задать вопрос, обобщающий все сказанное больным: «Если я не ошибаюсь, Вы хотите как можно скорее вернуться домой?»
Медсестра не высказывается по поводу невыясненных проблем больного, не посоветовавшись с врачом.
Задать отвлечённый вопрос, например, при семейных проблемах во время болезни: «А кто заботится о детях?».
Сказать незаконченную фразу: «А если вы сейчас вернётесь домой, так…?
В контакте между сестрой и больным большое значение имеет личность медсестры. Сестра может любить свою профессию, обладать прекрасными техническими данными и навыками, однако, если она в силу личностных особенностей часто конфликтует с больными, её профессиональные качества не дают должного эффекта. Путь к истинному мастерству всегда долгий и нелегкий. Поэтому необходимо выработать нужный стиль работы и овладеть искусством благоприятного воздействия на больных.
Типы медицинских сестёр и их характеристика:
И. Харди описывает 6 типов сестер по характеристике их деятельности.
Сестра-рутинер. Наиболее характерной чертой ее является механическое выполнение своих обязанностей. Порученные задачи такие сестры выполняют с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, проявляя ловкость и умение. Выполняется все, что нужно для ухода за больным, но самого- то ухода и нет, ибо работает автоматически, безразлично, не переживая с больными, не сочувствуя им. Такая сестра способна разбудить спящего больного только ради того, чтобы дать ему предписанное врачом снотворное.
Сестра, «играющая заученную роль». Такие сёстры в процессе работы стремятся разыгрывать какую-нибудь роль, стремясь к осуществлению определённого идеала. Если их поведение переходит допустимые границы, исчезает непосредственность, появляется неискренность. Они играют роль альтруиста, благодетеля, проявляя «артистические» способности. Поведение их искусственное.
Тип «нервной» сестры. Это эмоционально лабильные личности, склонные к невротическим реакциям. В результате они часто раздражительны, вспыльчивы, могут быть грубыми. Такую сестру можно видеть хмурую, с обидой на лице среди ни в чем не повинных больных. Они очень ипохондричны, боятся заразиться инфекционным заболеванием или заболеть «тяжёлой болезнью». Они нередко отказываются выполнять различные задания якобы потому, что не могут поднимать тяжести, у них болят ноги и т. д. Такие сёстры создают помехи в работе и нередко вредно влияют на больных.
Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Таких людей издали можно узнать по походке. Они отличаются настойчивостью, решительностью нетерпимостью к малейшим беспорядкам. Нередко они недостаточно гибки, грубы и даже агрессивны с больными, в благоприятных случаях такие сёстры могут быть хорошими организаторами.
Тип специалиста. Это сёстры, которые благодаря какому-то особому свойству личности, особому интересу получают специальное назначение. Они посвящают свою жизнь выполнению сложных задач, например, в специальных лабораториях. Они фанатически преданы своей узкой деятельности.
Типы медсестер
И. Харди в книге «Врач, сестра, больной» описывает 6 типов медсестер по характеристике их деятельности.
1. Сестра-рутинер. Наиболее характерная черта – механическое выполнение своих обязанностей. Полученные задания она выполняет с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, проявляя ловкость и умение, но работает автоматически, безразлично, не сопереживая, не сочувствуя пациенту. Такая медсестра способна разбудить спящего больного только ради того, чтобы дать ему снотворное, назначенное врачом.
2. Сестра, «играющая заученную роль». Такая медсестра в процессе работы разыгрывает какую-нибудь роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Она играет роль альтруиста, благодетеля, но поведение ее искусственное, показное.
3. Тип «нервной» сестры. Это эмоционально лабильные личности, склонные к невротическим реакциям. В результате они часто раздражительные, вспыльчивые, могут быть грубыми. Такую медсестру можно видеть хмурой, как бы обиженной. Среди ни в чем не повинных пациентов. Она очень ипохондрична, боится заразиться или заболеть «тяжелой болезнью». Нередко отказывается выполнять различные задания якобы потому, что не может поднимать тяжести, болят ноги и т.д. Такие медсестры создают помехи в работе и нередко вредно влияют на пациентов.
4. Тип личности с мужеподобной, сильной психикой. Такие медсестры отличаются настойчивостью, решительностью, нетерпимостью к малейшим беспорядкам. Нередко они недостаточно гибки, грубы и даже агрессивны с пациентами. В благополучных случаях такие медсестры могут быть хорошими организаторами.
5. Сестра материнского типа. Такая медсестра выполняет свою работу с проявлением максимальной заботы о пациентах, сочувствия. Работа для нее – неотъемлимое условие жизни. Она все может и всюду успевает. Часто заботой о других, любовью к людям проникнута и ее личная жизнь.
6. Тип специалиста. Это медсестры, которые благодаря какому-то особому свойству личности, особому интересу получают специальное назначение. Они посвящают свою жизнь выполнению сложных задач, например, в специальных лабораториях; фактически преданы своей узкой специальности.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОЛЕЗНИ И ПРОБЛЕМЫ МЕДСЕСТРИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ
Известно, что особенно напряженными и тревожными для пациента являются первые часы и дни пребывания в стационаре.
Зная особенности реакции пациента на больничную обстановку, можно облегчить процесс адаптации и смягчить переживания и тревогу пациента.
От первого контакта больного с дежурной медсестрой часто зависит его настроение, отношение к лечебному учреждению. Если медсестра отнеслась к больному участливо и заботливо, проводила его в палату, показала пациенту его постель, позаботилась о создании комфортных условий, о своевременном приеме пищи, пациент легче адаптируется к госпитализации.
Тяжелее переносят госпитализацию те пациенты, которым уже пришлось побывать в стационаре и для которых пребывание там, было сопряжено с неприятными эмоциями, переживаниями, тягостными ощущениями в связи с диагностическими и лечебными процедурами.
Работа медсестры связана не только с большой физической перегрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с пациентами, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.п. Очень важно быстро установить контакт с пациентом. Медсестра должна соблюдать принципы лечебно-охранительного режима. Находясь постоянно среди пациентов, медицинская сестра должна проявлять к пациенту доброжелательное, теплое отношение, оказывая психотерапевтическое воздействие. Забота, внимание являются основой контакта между медсестрой и пациентом. Огромное значение при этом имеет словесная форма, эмоциональная окраска и тон речи.
При установлении контакта с пациентом необходимо понять переживания больного и сочувственно принять их. Большое значение имеет готовность медсестры к состраданию. Сочувственный отклик на жалобы пациента, стремление по возможности облегчить болезненные переживания порой оказывают не меньшее лечебное действие, чем медикаментозное лечение. Иногда важно просто выслушать пациента, но не формально, а с элементами эмоционального участия, соответственно реагируя на услышанное. Умение слушать является одним из важных свойств хорошего медработника.
Большое значение в общении с пациентом является вселение веры в выздоровление, уверенности, что его правильно лечат и своевременно окажут необходимую помощь. Неудовлетворение просьб пациента, опоздание на вызов больного, небрежное выполнение назначенных врачом процедур, административно-холодный тон медсестры вызывают у пациента тревогу за свое состояние, желание пожаловаться на медработника. В случае если выполнить просьбу пациента невозможно, надо найти правильную и вежливую форму отказа, мотивировать свои действия. Вступать в спор с пациентом недопустимо. Чтобы предупредить конфликт с пациентом, необходимо убедить его в том, что он не прав, а его требования противоречат его же интересам, мешают восстановлению его здоровья.
Деонтологическое поведение медсестры с детьми дошкольного возраста
Для детей дошкольного возраста характерно:
1) отсутствие осознания болезни в целом;
2) неумение сформулировать жалобы;
3) сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы;
4) восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих;
5) усиление дефектов характера, воспитания ребенка в ситуации болезни;
6) наличие различных страхов (страх темноты, одиночества, белых халатов и т.д.), невротических расстройств (недержание мочи, кала и пр.);
7) чувство совершенного проступка, вины (больница – как наказание за плохое поведение);
8) плохо переносят отсутствие родителей.
При общении с детьми медсестра должна уметь:
— создать теплое эмоциональное общение;
— отвлечь ребенка от болезни при помощи различных игр и др.;
— профессионально общаться с родителями.
Деонтологическое поведение с подростками
Для подростков характерна бравада – пренебрежительное отношение, в данном случае к болезни, и игнорирование советов взрослых, медперсонала, поэтому с ними нужно обращаться как со взрослыми, доступно объясняя необходимость лечения, соблюдения правил внутреннего распорядка отделения; особенно они ценят уважительное отношение к ним. За бравадой они часто прячут свой страх перед болезнью, поэтому медсестре необходимо убедить подростка в выздоровлении, если он будет придерживаться определенных требований.
Важно организовать свободное время подростков, находящихся на стационарном лечении (привлекать их к посильной помощи медперсоналу в организации игр с более младшими пациентами, в работе медперсонала). Но ненавязчиво необходимо контролировать их действия, так как подростки склонны к перегибам в своих поступках.
Деонтологическое поведение с людьми пожилого и старческого возраста
Особенности характера людей пожилого и старческого возраста:
1) психологическая доминанта – «уходящая жизнь», приближение смерти;
2) чувство одиночества
3) нарастающая беспомощность, снижение возможности к самообслуживанию;
4) снижение слуха, зрения, памяти, сужение интересов;
5) обидчивость, ранимость;
6) отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.
Медсестра должна поддерживать у пациента ощущение собственной значимости, ориентировать на двигательную активность, формировать мотивацию на выздоровление, подчеркивать уважительное отношение к пациентам пожилого и старческого возраста.
Отношение больного к болезни может быть адекватным и неадекватным.
Варианты неадекватного отношения пациента к заболеванию и состоянию здоровья:
— отрицательное – игнорирование факта болезни, влияния факторов риска, состояния предболезни
— пренебрежительное – недооценка тяжести болезни, факторов риска, состояния предболезни
— ипохондрическое – уход в болезнь
— утилитарное – получение известной выгоды от болезни материальной и моральной
— аггравация – преувеличение симптомов болезни
— синдром Мюнхаузена – наличие симптомов при отсутствии болезни.
Эгогения – отрицательное влияние на состояние больного, которое создает он сам (самовнушение, уход в болезнь).
Эгротогения – неблагоприятное влияние одних больных на других в процессе их общения.
Ятрогения – болезненное состояние, вызванное дефектами деятельности и общения медперсонала с пациентами.
Ятрогения – это болезненное состояние или болезнь, развившиеся вследствие неправильного поведения медработника.
Причины ятрогений:
1) отсутствие взаимопонимания и взаимного доверия между медработником и пациентом;
2) эмоциональное состояние медработника во время общения с пациентом;
3) эмоциональное состояние пациента во время общения с медработником, особенности характера пациента (тревожно-мнительный характер, чрезмерное физическое и умственное переутомление, длительные переживания, волнения, недосыпание, недоедание, состояние страха или испуга, связанные с кончиной близкого человека от того или иного заболевания);
4) Выданные на руки пациенту документы, содержащие сведения о диагнозе или результатах лабораторно-инструментальных исследований;
5) Нарушение правил медицинской этики;
6) Нарушение врачебной тайны;
7) Недостаточный опыт медработника.
Ятропсихогения – отрицательное влияние на психику больного.
Ятрофармакогения – болезненное состояние, вызванное действием на организм лекарственных средств.
Профилактика ятрогений:
1. Необходимо помнить, что добрые слова лечат.
2. Медработник должен следить за своей речью при общении с больным.
3. При беседе с пациентом не допускать приблизительных формулировок («надеюсь, вы поправитесь», «может быть это вам поможет»), не употреблять непонятных для него медицинских терминов; необходимо поддерживать веру в выздоровление, авторитет врачей и медперсонала.
4. Сочувствовать пациенту и проявлять уважение к нему.
5. Не обсуждать состояние конкретного пациента в присутствии других больных.
6. Старайтесь, чтобы ваши идеи пациент воспринял как свои.
7. Избегать конфликтов с пациентами, с родственниками больного.
Типы медицинских сестер по И. Харди
Венгерский психолог Иштван Харди обратил внимание на особенности различных типов медицинских сестер, с тем чтобы помочь специалистам увидеть себя со стороны.
Медицинская сестра робот.Большинство медицинских сестер относятся к этому типу. Характерной чертой таких сестер является механическое исполнение своих обязанностей. Они выполняют порученные задания с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, ловкостью и умением. Однако действуя строго по инструкции, такие медицинские сестры не вкладывают в свою работу душу, работают подобно автомату, воспринимают пациента как необходимое приложение в инструкции по его обслуживанию. Их взаимоотношения с больным лишены эмоционального сочувствия и сопереживания. Именно такая медицинская сестра способна разбудить спящего больного, чтобы в назначенное время дать ему снотворное.
Медицинская сестра, играющая заученную роль.Поведение такой медицинской сестры отличается неестественностью, наигранностью. Она как бы исполняет заученную роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Такая медицинская сестра начинает играть роль благодетельницы. Ее поведение становится искусственным, показным. Неестественность в общении мешает ей устанавливать контакты с людьми, поэтому такая медицинская сестра должна сама пройти курс коррекции неадаптивной формы своего профессионального поведения, четко определить профессиональные цели, выработать адекватный стиль общения с пациентом.
«Нервная» медицинская сестра. Эмоционально неустойчивая, вспыльчивая, раздражительная сестра склонна к обсуждению личных проблем, что может явиться серьезной помехой в успешной работе с пациентами. Часто можно видеть хмурую с обидой на лице медицинскую сестру среди ни в чем не повинных пациентов. В лечебном учреждении не должно быть медицинских сестер с таким типом непрофессионального поведения. Это свидетельствует о некачественном профессиональном отборе кадров, огрехах в работе администрации. «Нервная» медицинская сестра – это патологическая личность либо человек, страдающий неврозом.
Медицинская сестра с мужеподобной, сильной личностью.Больные уже издали узнают ее по походке или зычному голосу, побыстрее стараются привести в порядок свои тумбочки и кровати, убрать лишние вещи. Такую медицинскую сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях медицинская сестра с такой личностью может стать прекрасным организатором, хорошим педагогом. При недостатке культуры, образованности, более низком уровне развития медицинская сестра слишком негибка, часто груба и даже агрессивна с пациентами.
Медицинская сестра материнского типа.Такая медицинская сестра выполняет свою работу с максимальной заботой и сочувствием к пациентам. Работа для таких медицинских сестер — неотъемлемое условие жизни. Забота о пациентах является жизненным призванием. Часто личная жизнь таких медицинских сестер пронизана заботой о других, любовью к людям.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ПО И. ХАРДИ
Автор книги «Врач, сестра, больной», известный венгерский психотерапевт И. Харди (1983), выделил 6 типов медицинских сестер. В основе типологии сестер не только особенности психоэмоционального склада, но и отношение к работе, пациентам. Данная классификация несколько утрирована, но она помогает взглянуть на деятельность сестры «глазами пациентов».
1. Сестра-рутинер — она тщательно, скрупулезно, аккуратно выполняет все свои обязанности, действуя строго по инструкции, проявляет усердие, ловкость и умение для ухода за больными, но работает механически, не сопереживая, не проявляя сочувствия.
2. Сестра, играющая заученную роль (артистический тип) — такая медсестра в процессе свой работы старается играть какую-либо роль (например благодетельницы) или следовать понравившемуся ей идеалу. Постепенно в поведении такой сестры исчезают искренность, непосредственность, открытость и появляются наигранность, искусственность.
3. Тип «нервной» сестры — эмоционально неустойчивая, вспыльчивая, раздражительная, склонная обсуждать личные проблемы, считает, что ее усилия не оценивают должным образом; часто боится заразиться каким-либо инфекционным заболеванием, в результате может проявлять брезгливость и даже отказываться от выполнения каких-либо процедур и манипуляций под благовидным предлогом. С точки зрения профессиональной этики такие сестры не должны работать с пациентами.
4. Сестра с мужеподобной внешностью, сильная личность — больные уже издали, по походке или зычному голосу узнают ее, побыстрее стараясь привести в порядок свои тумбочки и кровати, убрать лишние вещи. Такая сестра любит порядок, четкость и дисциплину. В благо-приятных случаях она может стать прекрасным организатором, хорошим педагогом. При недостатке культуры — может быть резкой и грубой с пациентами, но всегда ответственна и точна в работе.
5. Сестра материнского типа — выполняет свою работу с проявлением максимальной заботы и сочувствия к пациентам, успевает повсюду. Работа для такой сестры — неотъемлемое условие жизни, забота о пациентах — жизненноепризвание. К ним как нельзя лучше подходит такое обращение, как «мать», «сестричка». Частой заботой о других, любовь к людям пронизана и их личная жизнь.
6. Сестра-специалист — сестры, которые благодаря какому-то особому свойству личности проявляют любознательность в определенной сфере профессиональной деятельности и благодаря развитию этого интереса получают специальное назначение. Многие из них посвящают свою жизнь избранному делу, работая в кабинетах физиотерапии, функциональной диагностики, различных лабораториях.
Особенности сестринской этики
1. Сочувствие к пациенту и уважение его достоинства.
Эмпатия (от англ. empathy) — вчувстование, способность чувствовать эмоциональное состояние другого чело-века (умение войти в мир другого и вовремя выйти, иначе самой сестре понадобится помощь). Быть в состоянии эмпатии — значит на какое-то время войти в мир другого, но в любой момент вернуться. Если такая способность теряется, то самой медсестре необходима медицинская помощь. То есть медсестра способна познать суть и глубину переживаний и страданий пациента, но она не идентифицирует себя с его переживаниями.
2. Доброжелательность, выражение лица, приветливость — составляющие профессиональной культуры. Профессиональная культура — культура поведения, общения и внешнего вида.
3. Честность с больными и коллегами, критичность к себе и окружающим.
5. Уважение прав пациента — медсестра тактично объясняет пациенту его права и обязанности.
6. Постоянное самосовершенствование, стремление к получению новой информации.
7. Свобода выбора (выбирать должен не только пациентпациент).
8. Ответственность за свой труд.
9. Сохранение медицинской тайны (разговоры о диагнозе, особенностях заболевания — в рамках компетенции — должны быть обозначены врачом), предусмотрено законом.
10. Принцип информированного согласия — любой медицинский работник должен максимально полно информировать пациента о его состоянии здоровья, методах и перспективах лечения, дать ему оптимальные советы, учитывая его возможности в общении и социальном положении. На основании полученных сведений пациент самостоятельно принимает решение о дальнейших действиях.
11. Основной медицинский принцип непричинения вреда (не навреди!) со времен Гиппократа.
12. Свершение благодеяний. Благодеяние — моральный долг медиков, основа деонтологии. История сестринского дела богата примерами высокого понимания своего долга: это и Ф. Найтингейл, и Е. Бакунина, вышедшие из богатых аристократических семей и посвятившие всю свою жизнь служению людям, и баронесса Ю. Вревская, и Великая княгиня Елизавета Федоровна — заплатившие жизнью за свои благодеяния.
Типы пациентов с неадекватным отношением к болезни
Тревожный (вечно волнующийся) пациент — отличается повышенной тревожностью по любому поводу, в общении — робкий, неуверенный в себе человек. Медсестре желательно быть предельно точной, внимательной к своим словам и выражениям, избегать медицинского сленга, проводить психокоррекцию, обратившись к психологу.
Подозрительный пациент — угрюмый, настороженный и подозрительный по отношению к медицинскому персоналу и лечению в целом. Перед началом лечения необходимо преодолеть психологический барьер недоверия пациента.
Демонстративный пациент — нуждается в постоянном внимании, требует к себе особого отношения, пытается произвести впечатление, преувеличивает сложность своего заболевания, выставляет напоказблизким и окружающим свои страдания, переживания, испытывая постоянную потребность в признании. Медсестре желательно поддерживать «героизм» такого пациента.
Депрессивный пациент — подавлен, удручен болезнью, не верит в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Пессимистический взгляд на все вокруг. В работе с такими пациентами обязательно участие психолога.
Ипохондрический пациент — чрезвычайно внимателен к своему здоровью, сосредоточен на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях, необоснованно предполагает у себя наличие самых разных заболеваний, интересуется результатами всех исследований, читает специальную медицинскую литературу. Медперсоналу с такими больными нужно вести себя крайне осторожно.
Права пациента
В 1993 году в нашей стране права пациентов определены в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан».
Статья 30 «Основ. » дает общий перечень прав пациентов: на выбор врача, на консультации других специалистов и консилиум; на лечение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством, на конфиденциальность, на информацию, на информированное добровольное согласие, на отказ от медицинского вмешательства.
Статья 31 «Основ. » конкретизирует право пациента на информацию о своем здоровье, обо всех аспектах предлагаемых или проведенных медицинских вмешательств.
Статья 32 «Основ. » дает юридическое толкование важнейшего понятия биомедицинской этики и современного медицинского права — «информированного согласия».
Статья 33 «Основ. »: каждый пациент имеет право отказа от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.
Статьи 49 и 61 — вопрос о врачебной тайне.
Закон предписывает (статья 49) врачам вносить сведения о диагнозе в листок о нетрудоспособности только с согласия самого пациента, а при его несогласии указывать общую причину нетрудоспособности — заболевание, травму.
Согласно статьи 61 «Основ. » разглашение врачебной тайны возможно:
а) если пациент в силу своего состояния не может дать согласия;
б) при угрозе распространения инфекционных заболеваний;
в) по запросу правоохранительных органов;
г) в случае несовершеннолетия (моложе 15 лет);
д) если есть основание полагать, что вред здоровью принесен в результате противоправных действий.