серж лифарь биография личная жизнь
Как командир Красной Армии предал Родину, стал звездой балета и подружился с Коко Шанель: Киевлянин Серж Лифарь
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Киевлянин из семьи крупного чиновника
Сергей Лифарь (по другой версии Лифаренко) родился четвертым ребенком в киевской семье крупного чиновника департамента водного и лесного хозяйства. Мать происходила из знатного казацкого рода зажиточных землевладельцев. Родители души не чаяли в мальчике, который рос умиротворенным, покладистым и ласковым ребенком. В 1913-м восьмилетний Сережа начал обучение в Императорской Александровской гимназии, а спустя год был переведен в 8-ю Киевскую гимназию для мальчиков. Параллельно Сергей занимался в музыкальной консерватории, осваивал скрипку, рояль, пел в церковном хоре и даже получал за свои успехи государственную стипендию. В условиях гражданской войны гимназию переоборудовали в госпиталь, Сергей в числе остальных старших учеников помогал медперсоналу, ухаживал за больными и ранеными.
Красный командир и веление души
Поначалу большевики отступали, но позже вернулись. Отец Сергея, сторонник белого движения, решил уводить семью в глубинку и пережидать там временные успехи «красного вала». Но когда время показало, что никакой угрозы новая власть киевлянам не несет, Лифари вернулись домой. Вскоре Сергей призвался в Красную Армию. Образованного парня направили в школу краскомов (красных командиров). После непродолжительных курсов Лифарь возглавил роту. Перед ним вмиг выросла перспективная карьерная лестница, но душа просила другого.
Мечта, бегство, Париж
В 1939-м, с приходом немецкой оккупации, парижская труппа Сержа продолжала привычную работу, что послужило поводом для дурной славы балетмейстера. Нападение фашистов на СССР в 1941-м Лифарь встретил с воодушевлением, мечтая вернуться в родной Киев после падения советского строя. Натиск германских полчищ он воспринимал как освобождение от ненавистного кровавого большевизма. Друзья рассказывали, что Серж вполне открыто озвучивал это в тесном кругу. В разгар войны, в 1943-м, Лифарь был занят премьерой балета «Сюита в белом», что, судя по всему, могло быть возможным при сотрудничестве с оккупантами. По этой причине французское «Сопротивление» Лондона закономерно обвиняло танцовщика в коллаборационизме. Лифаря приговорили к смертной казни, после чего он перебрался в Монте-Карло.
Высочайший успех и искусство без принципов
После войны приговор Сержа отменили. Танцовщик смог восстановиться в парижской должности. Серж Лифарь стал постановщиков свыше двух сотен балетных спектаклей, создал Институт хореографии, вел теоретический курс танца в Сорбонне, стал профессором Высшей музыкальной школы и почетным президентом Нацсовета танца ЮНЕСКО.
Лифарь долгое время дружил с Коко Шанель, Жаном Кокто, Пабло Пикассо, Марком Шагалом. Связь богемных представителей была логичной: французская элита контактировала с немецкими оккупантами. До партизанского «Сопротивления» парижским тусовщикам дела не было, они всю войну продолжали жить на широкое горло. Некоторые представители знати вполне открыто оказывали услуги разведорганам оккупационных фашистских властей. Среди них вполне мог быть и человек искусства Серж Лифарь из Киева.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Скандальная слава Сержа Лифаря: Как эмигрант из Киева стал мировой звездой балета, и за что его приговорили к смертной казни
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
При рождении он получил имя Сергея Михайловича Лифаря. Будущий танцовщик появился на свет в 1904 г. под Киевом, вероятно в селе Пирогово. Основы балетного искусства он постигал в киевских балетных секциях, а его судьбу как танцовщика решило поступление в труппу к сестре знаменитого Вацлава Нижинского. В 1922 г. Бронислава Нижинская эмигрировала во Францию, а вскоре позвала за собой и своих лучших учеников, в числе которых оказался Сергей Лифарь. Через границу он перебирался нелегально, в него стреляли и ранили, но ему удалось бежать. Он добрался до Парижа практически без денег, но там его принял в свою труппу Сергей Дягилев, который увидел в нем новую звезду балета.
Во время немецкой оккупации в 1939 г. парижская труппа под руководством Лифаря продолжила работу, что стало причиной дурной славы, распространившейся о танцовщике в Европе. В военное время, в 1943 г. Лифарь презентовал премьеру балета «Сюита в белом». В результате французское Движение Сопротивления в Лондоне обвинило танцовщика и балетмейстера в коллаборационизме. Лифарь был приговорен к смертной казни. Ему пришлось покинуть Фарнцию, и с 1944 по 1947 гг. он скрывался от приговора в Монте-Карло, где возглавил труппу «Нового балета».
После войны дело Лифаря было пересмотрено, обвинение признали сфабрикованным, и приговор отменили. Танцовщик и балетмейстер смог вернуться в Париж и занять прежнюю должность. Он поставил больше 200 балетов, его постановки («Сюита в белом», «Вакх и Ариадна», «Икар», «На Днепре») вошли в репертуар многих театров мира. Серж Лифарь стал звездой мирового масштаба, но при этом никогда не забывал о своих корнях. « Даже прекрасный блестящий Париж не смог заставить меня, киевлянина, забыть широкий, величавый Днепр », – писал он в своем дневнике.
Более того, когда президент Франции Шарль де Голль предложил танцовщику и балетмейстеру стать гражданином Франции, учитывая то, что он сделал для этой страны не меньше, чем кто-либо другой из знаменитых французов, Лифарь отказался: « Искренне благодарен, господин президент за ваше предложение, но я никогда не был и не буду французом, так как родина моя – мой любимый Киев ».
Дарование Сержа Лифаря было многогранным: помимо таланта танцовщика, у него были способности к живописи. В 1972-1975 гг. прошли выставки его картин в Каннах, Париже, Монте-Карло и Венеции. Кроме того, артист балета увлекался коллекционированием редкостных книг. Из личного архива Сергея Дягилева ему достались сборники театральной живописи и декораций, сам он собрал большую коллекцию старопечатных книг XVI-XIX вв., которую его наследники передали в дар Украине. Лифарь занимался и преподавательской деятельностью: он вел курс истории и теории танца в Сорбонне, был автором трудов по истории и теории классического танца.
Серж Лифарь ушел из жизни в декабре 1986 г. в Лозанне в возрасте 82 лет. Его имя было на долгие годы вычеркнуто из истории отечественной культуры, так как в СССР его считали изменником родины. Побывать в Киеве ему удалось только спустя 40 лет после отъезда за границу. Об этой поездке он написал в своих воспоминаниях: « Я снова увидел Киев, который существенно отличался от моих воспоминаний, но так же купался в мягком свете… Я снова увидел родной дом. Он выглядел мрачно. Темные ступеньки. А наверху в моей памяти воскресает мама –не в праздничный вечер, когда она была такая красивая, в венке из цветов, в намысте и вышитой сорочке, а во время прощания, когда улыбается сквозь слезы, а я иду навстречу своей судьбе. Ее, как и отца, забрала холера. Я побывал на кладбище, где они почивают рядом. Кладбище запущено: бесконечный пустырь, на нем я отыскал две могилы. От горечи и боли я упал на колени. И сказал им: «Это я, ваш Сергей, ваш Сергунчик. Я танцевал во всем мире, но вы, самые близкие люди, никогда не видели этого… ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Дягилев и Лифарь. Чувственная история одной любви.
Сергей Дягилев и Лифарь Серж до самого конца были вместе. Именно в этих отношениях каждый из героев раскрылся чувственно и по-настоящему. Что же между ними было?
Дягилев
К моменту встречи с Лифарем Сергею Дягилеву был 51 год. Чем он был знаменит? Этот крупный человек в роскошной шубе, в мягкой шляпе и с тростью уже успел покорить лучшие города Европы.
Дягилев был организатором “Русских сезонов”. В одном месте он собрал лучших музыкантов, композиторов, артистов балета, певцов, художников и многих других творческих личностей. Труппа с представлениями объездила Париж, Рим, Лондон, Монте-Карло и другие западные города.
Что касается личной жизни Дягилева, то у него был громкий роман с балетным артистом Вацлавом Нижинским. Молодой парень стал настоящей звездой “Русских сезонов”. Вместе они были около 5 лет. Подробнее об их истории любви:
После расставания с Вацлавом Серж начал встречаться с перспективным артистом балета Леонидом Мясиным. Также был не равнодушен и к другим атлетически сложенным юношам… Пока не встретил……
Лифарь
Сергей Лифарь родился в Киеве 15 апреля 1905 года (в некоторых источниках указан 1904 год). Учился в Императорской гимназии близ Крещатика. Серж обожал тенистые улочки Киева. Стук лошадиных подков по брусчатке, звон колоколов Софийского собора и журчание Днепра создавали для него настоящую симфонию блаженства.
Я хочу, чтобы меня поняли правильно: как и всякий человек, я почти никогда не был один. Но я был один среди других — это большая разница. – Сергей Лифарь.
Лифарь был участником гимназического хора и часто пел в Софийском соборе. Также парень поступил в танцевальную школу Брониславы Нижинской, где постиг все азы балетного артиста.
Кстати, на вступительном экзамене Броня напротив фамилии Лифаря оставила комментарий “Горбатый!”. Под началом Нижинской Серж протанцевал несколько лет. А в 1921 году она вместе с семьей уехала в более свободную страну, так как в России в то время находиться она не могла.
Но уже в 1923 году Бронислава прислала телеграмму, в которой говорилось, что Дягилев просит 5 лучших ее учеников для укрепления собственной труппы. В этом списке была указана фамилий Лифарь.
Зарождение отношений
Лифарю на тот момент было всего 18 лет. По началу у него захватывало дух при появлении Сергея Павловича. На самом первом просмотре Серж очень не понравился Дягилеву. Он даже хотел обратно отправить его в Россию. Но Бронислава отстояла своего ученика.
Юному артисту довольно сложно было приспособиться к новой взрослой жизни среди балетной труппы. Здесь был каждый сам за себя.
Однажды в ужасную жару Дягилев работал весь день. Когда Сережа это увидел, на последние деньги купил для своего “босса” 2 сендвича и напиток. Принес ему и сразу убежал, так как очень боялся просто заговорить с Дягилевым. Но тот был очень тронут.
Со временем они стали сближаться. Лифаря ставили на главные роли в популярных балетах. Постепенно он стал “цветочком” и “ягодкой” у грозного Сергея Павловича. Из воспоминаний Лифаря:
Обучение мастера
Сергей Павлович стремился показать ученику весь мир. Дягилев и Лифарь много путешествовали, посещали музеи, дворцы и храмы. Любовались мировыми шедеврами. Ходили на концерты и в театры. Серж посылал юному артисту целые кипы книг для чтения.
Сама Коко Шанель стала “творческой крёстной” Лифаря.
Как-то раз Дягилев полностью обновил гардероб своему фавориту: костюм, обувь, канотье (шляпа с лентой). Но когда Лифарь появился в этом одеянии на публике, труппа его высмеяла, мол, какой “пижончик” пришел. Сережа очень расстроился.
Позже он эту шляпу снял. Но когда Дягилев увидел его в старом кепи, разозлился. Лифарю пришлось надеть канотье обратно, чтобы снова заслужить расположение своего “идола”.
Ревность
В 1924 году Серж Лифарь стал балетмейстером “Русских сезонов”. Их отношения начинали набирать обороты. Все больше они проводили времени вместе, беседуя на сокровенные темы. И существовали вместе вполне гармонично без ссор и упреков.
Были у них и “свои” прозвища. Дягилев был “Котушка”, а Лифарь – “Кукса”. Правда в мемуарах артист вспоминает еще об одном прозвище своего учителя – “Оттелушка”.
В своих письмах к Лифарю Дягилев часто рисовал кота в конце.
Дягилев очень ревновал своего фаворита. Он старался (как и с Нижинским) закрыть его от внешнего мира, оставив возле него только парочку “нужных” друзей. Ко всем остальным он относился довольно скептически.
Ревновал он к артисткам кордебалета, к партнершам по танцам, к случайным знакомым. Даже к Тамаре Карсавиной, которая была любимой балериной Сергея Павловича. Тут разыгралась целая сцена ревности…
Из воспоминаний Лифаря (Тамара Карсавина была его партнершей по балету “Ромео и Джульетта”):
Позже их конфликт был улажен.
Поклонница
Была еще одна занимательная история с поклонницей Лифаря, к которой тоже приревновал Сергей Павлович. Одна немка из хорошей семьи влюбилась в юного артиста. Она всюду следовала за дягилевской труппой. И постоянно сидела в первых рядах на представлениях.
Девушка окружила Лифаря своим вниманием: цветы, записки, “случайные встречи” в кафе или на прогулках. Все это очень раздражало Дягилева.
Из мемуаров Лифаря:
Зависимость
Зависел Дягилев не только от балета, но и от запрещенных средств. А вот Лифарь с гордостью признается, что под его чутким руководством Дягилев смог побороть сей злосчастный недуг. И в один миг отказался от разрушающего его психику порошка.
О зависимости Дягилева говорит и Александр Бенуа в своих мемуарах.
Вместе до конца
В 1928 году здоровье Дягилева значительно подкосилось. Врач диагностировал у него сахарный диабет и прописал особую диету, которую Сергей Павлович не соблюдал. Со временем его тело начало покрываться фурункулами.
В какой-то момент Дягилев очень устал от своей бурлящей жизни. Он все меньше интересовался делами своей труппы. Меньше общался с друзьями и с самим Лифарем. Но всё больше боялся, что юный танцовщик найдет себе другую пассию.
После всех гастролей 8 августа 1929 года Лифарь приезжает в Венецию. Его очень удивило, что Дягилев не встречал его на вокзале, как он делал ранее. Только подходя к отелю, в окне он увидел бледного Сергея Павловича, который махал ему рукой.
Дягилев чувствовал себя плохо все последующие дни. Его температура зашкаливала. Он бредил, задыхался, сердце не выдерживало. Иногда он приходил в себя и начинал вспоминать свое детство и юность. Все эти дни вплоть до его смерти Лифарь был рядом.
Каждый час он измерял температуру, поил его через соломинку, делал уколы, обмывал его одеколоном, чтобы привести в чувства. Но ему не удалось спасти любовь всей его жизни. Сергей Дягилев умер 20 августа 1929 года.
Walter Nouvel, Serge Diaghilev and Serge Lifar on the Lido in Venice. (Photo by Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images)
Прощание с легендой
Лифарь распорядился, чтобы приехали фотографы и скульпторы. Они должны были снять посмертную маску Дягилева. Затем Серж на целые сутки остался один на один с умершим Дягилевем. Он сам занимался туалетом Сергея Павловича. Помыл его, аккуратно постриг волосы, сделал прическу и подрезал усы.
На похоронах Лифарь чувствовал себя крайне скверно. Находясь в крайнем шоке, юный артист почти не держался на ногах. Дягилев был похоронен на острове San Michele (Венеция).
Серж Лифарь умер 15 декабря 1986 года в Швейцарии.
Дягилев и Лифарь были вместе до самого конца. Их чувственная любовь подарила искусству много знаменитых балетов. До конца жизни Серж Лифарь очень тепло отзывался о своем Котушке.
Спасибо за ваше потраченное время
День в истории. 2 апреля: в Киеве родился директор парижской «Гранд-Опера» при Гитлере
Его отец всю жизнь работал лесничим, а потом, вплоть до 1947 года, смотрителем киевского ботанического сада.
В детстве Сергей мечтал стать военным. «Я надел военный костюмчик и красивую фуражку с вензелем киевского имперского Александровской гимназии. Но в моих мечтах военная форма имела совсем другой вид: красные эполеты с инициалами I.K., воротник с позолоченной каймой — униформа Первого кадетского корпуса. Я мечтал быть солдатом, кавалеристом: стройный высокий красавец на белом, как снег, коне, лихо скачущий во главе идущего в атаку эскадрона», — вспоминал он.
Гимназист Серёжа также пел в церковном хоре в соборе Святой Софии в Киеве: «Я пел во время всех церковных служб. Родители гордились моими музыкальными успехами, но не позволяли ходить в театр. В их глазах театр являлся символом беспорядка и соблазна, которые могут сбить с дороги неоперившегося юнца».
Когда в 1914 г., война началась Сережа Лифарь мечтает завербоваться в армию, где уже служили двенадцать его родственников: «Я проводил время, мечтая о военных передвижениях и придумывая планы побега на фронт — такой таинственный и такой искушающий». Другой Грушевский. Часть I. «Украшение черносотенного студенчества»
Как и в миллионах других судеб все изменил 1917 год. Свержение монархии, падение республики, отделение Украины. Затем мир в Бресте, германские войска, ликвидация Центральной Рады, и дальнейшая калейдоскопическая смена флагов и властей.
Дед Сергея по матери, Василий Дмитриевич Марченко, участвовал в съезде хлеборобов и голосовал за избрание Скоропадского гетманом. Этот самый дед, по словам С. Лифаря «часто собирал внуков и рассказывал о прошлом Украины… Видел я и пожелтевшие, выцветшие грамоты с восковыми печатями, которые дали Лифарям украинские гетманы и кошевые атаманы большого Войска Запорожского». Однако поиски этих документов в украинских архивах успехом не увенчались.
Видимо дедовских стараний оказалось недостаточно для пробуждения любви к мове. «Официальные документы должны были составляться на неестественном и непонятном для народа языке», — вспоминал Лифарь. Подросток потрясён ужасами наступившей смуты: «Немцы размещали пулеметы на огневых позициях вблизи восставших деревень и не оставляли ни одной живой души. Запирали жителей в хатах, а затем поджигали. Пользуясь этим, коммунисты, рассеянные по окрестностям, подбивали мужиков на мятежи. В отместку за сожженные дома селяне нападали на немецких солдат и бросали их в огромные кипящие котлы».
Именно тогда в Киев приехал выступать Троцкий. Учеников гимназии выстроили перед трибуной. Я видел совсем близко этого мрачного человека с кудрявой шевелюрой в пенсне на ленте — чтобы случайно не потерять его в порыве ненависти. С его толстых грубых губ слетали только злобные призывы к насилию, к слепому фанатизму. В моем еще детском сердце вызревало отчаянное решение: надо заставить замолчать этот голос, уничтожить эту злую силу. Оказалось, что многие мои друзья тоже хотели этого. Мы нашли неразорвавшиеся гранату, но бросить ее на трибуну не удалось, потому что на тот решающий момент Троцкого заслонили охранники». «Они не получили приказания»: Подвиг и трагедия русских защитников Киева
Потом в город пришли белые. «Киев стал переходным местом, лагерем гражданской войны и лагерем для каникул — танцем на вулкане, который соответствовал веселому и артистическому нраву наших соотечественников. К тому же самого блестящего из моих однокурсников в консерватории, заявившего о себе на выпускных концертах, звали Владимир Горовиц», — вспоминал он. Сначала Сергей Лифарь вольноопределился в Добровольческую армию, но послужить так и не успел. И все же детская мечта его сбылась, в армии он оказался. В Красной Армии. Ему лишь 16 лет, но он сразу получил командирский паёк, новенькую военную форму, большой револьвер и несколько десятков «молодых хулиганов» под своё командование. Советская власть спешила вырвать неопытных подростков из среды «мелкобуржуазной твари», чтобы сделать из них «настоящих» коммунистов.
Однако война-войной, но в таком возрасте есть занятия и поинтересней. В 1920 году при содействии товарища по колледжу Серж Лифарь знакомится с балетной секцией Брониславы Нижинской, сестры знаменитого в то время русского хореографа и танцора Вацлава Нижинского. Самая невероятная правдивая история польского художника-шпиона на Украине
«Я забивался в угол комнаты, моё сердце неистово колотилось, я ощущал небывалый восторг: ученики мадам Нижинской танцевали Шопена и Шумана; я открывал прекрасную гармонию между музыкой и их телами, обожествлёнными ритмом; музыка вдохновляла танец и находила в нем свой завершающий венец. Танец-любовь овладевал моей жизнью», — писал впоследствии Лифарь.
Искушение побегом появляется после простой телеграммы из Парижа на адрес студии Б. Нижинской: «С.П. Дягилев запрашивает для своей труппы пять лучших учеников мадам Нижинской». Лифарь сам добровольно вызывается. Худо-бедно его родители смогли найти иноземные деньги и наличные, чтобы оплатить проезд сына до Варшавы.
Контрабандист должен помочь ему пересечь советскую границу, однако побег печально проваливается. Лифарь оказывается за решеткой, но ему удается бежать и он прыгает в товарный вагон. Вторая попытка оказалась удачной. За 50 миллионов рублей он покупает билет в вагоне 3-е класса. На санях через леса ночью он пересекает польскую границу. После нескольких недель бродяжничества в Варшаве с двумя попутчиками, он, наконец, получает деньги от Дягилева для оплаты поездки до Парижа.
13 января 1923 года Лифарь прибыл в Париж: « Я вспоминаю, как одним зимним утром, когда легкое солнце просвечивается сквозь туман, я спускался по Елисейским полям, впервые в жизни радуясь от уверенности, что опасности больше нет; я был свободным человеком вселенной в самой свободной из столиц, — писал он в 1965 году, — В небольшой группе людей, направляющихся к нам, я замечаю огромного мужчину в плаще и фетровой шляпе, который кажется колоссом; он приближается, помахивая своей тростью. Я вижу, как на его розовом, немного пышном лице, увенчанном белыми прядями волос, что напоминает сенбернара, блестят ласковые карие глаза, в которых смешались живость, мягкость и что-то вроде грусти».
Почти год Лифарь будет упорно избегать сближения с Дягилевым. Сам Лифарь с первого взгляда понял, что сердце его и талант вскоре будут принадлежать только ему — Сергею Дягилеву: «До 1923 года в моей душе царствовала, владычествовал она, женщина (Нижинская — Д. Г.), околдовавшая мое детство, после 1924 года он — Сергей Павлович Дягилев, от которого неотделимо мое второе, духовное отрочество…» «Второй после Эвереста». Как одессит открыл миру новую страну
Дягилев беспрестанно подозревал юношу в связях с «девками», но Лифарь, как впоследствии кинозвезда Жан Марэ, тогда переживал роман с известным парижским гомосексуалом Жаном Кокто. «Если вы не желаете слушать меня, то можете уходить из труппы и хоть каждый день сидеть в первом ряду кресел с Вашим Жаном Кокто», — угрожал Дягилев.
Первая попытка соединиться в однополую семью произошла в Версале, когда Лифарь попросил у Дягилева на память программку Версальского спектакля. Тот пригласил его к себе в номер. «Почему ты не пришел ко мне тогда за программой! Все было бы иначе, и ты не потерял бы напрасно год!», — скажет Дягилев Лифарю в 1924-м.
Первый раз на сцене Лифарь появился в балете Игоря Стравинского «Свадебка». Репетиции проходили под контролем великого композитора, который сам садился за рояль и пел надтреснутым голосом: «Стравинский передавал нам свою страсть, свой талант созидания и мы начинали по-настоящему танцевать».
«Он всегда меня смешил — то, что многие мужчины уже забыли, как делать. Когда он видел, что я грустна, он начинал рассказывать кучу историй о своем детстве в России, о своих родителях. Он настоящий русский: посмотрите только, как он пьет свой чай, предварительно положив в рот кусочек сахара», — вспоминала о Лифаре Коко Шанель.
Серж последним из фаворитов Дягилева, который сказал о нём: «Лифарь ждёт собственного подходящего часа, чтобы стать новой легендой, самой прекрасной из легенд балета». С 8 августа и вплоть до 19 августа 1929 года, когда Дягилев умер, находился при нём в Венеции, ухаживая за ним.
После кончины Дягилева и развала его антрепризы был принят в балетную труппу «Гранд-Опера», где в 1935 году поставил балет Артюра Онеггера «Икар». Жан Кокто писал об этом спектакле: «Танец бросает вызов небу. Танцовщик прилагает все земных сил, чтобы взлететь ввысь. Миф ломает ему крылья, но гений танца спасает его и оставляет герою шанс быть человеком. Лифарь идет в воздухе, как боги, ходят по волнам». «Русский Полифем». Великий футурист из Харьковской губернии
В 1939 году, несмотря на начало войны, Лифарь остаётся в Париже, где продолжает работать в театре. «Наступил 1939 год и война, уже показавшая свою гнусную морду, разразилась», — пишет хореограф в своих «Воспоминаниях Икара».
Парижская Опера была закрыта, труппу разбросало по всему свету, вплоть до Австралии. По дороге обратно Лифарь открывает для себя остров Бали и индонезийские танцы, что стало источником его вдохновения на будущее. Вот как вспоминала партнерша Лифаря Тамара Туманова: «1940 год, Австралия. В нашу с «Балле рюс» поездку туда пригласили Лифаря. Он прилетел из Италии, Муссолини дал ему специально аэроплан. Его пригласили на «Жар-птицу», «Лебединое озеро», «Видение розы» и «Сильфиды».
А дальше была оккупация. Лифарь ездил в Берлин по специальному приглашению Геббельса обсуждать от имени «французского искусства» вопросы организации зрелищ в новой Европе. Он, при осмотре Гитлером здания парижской Оперы, встретил фюрера и его свиту внизу, у парадной лестницы, и водил гостей по всему зданию. Сам танцовщик это отрицал. По его версии, власти города обращаются к нему с просьбой согласиться на руководство Оперным театром: «От вас зависит, чтобы нацистский флаг не развивался на его вершине в течение всей войны. Вы имеете полную свободу всех действий и вам решать, как вы будете действовать с оккупантами и с персоналом оперного театра, чтобы защитить и сохранить артистическое наследие». Серж Лифарь становится администратором; а также консьержем, уборщиком, телефонистом, электриком, танцором, хореографом и постановщиком балетных спектаклей.
Однако факт остается фактом: сохранилась телеграмма Лифаря Гитлеру с поздравлением с занятием Киева. Существуют свидетельства, что он материально помогал противникам или жертвам оккупации, прятал евреев и антифашистов, которые пытались добраться до свободной от немцев зоны.
Много лет спустя Лифарь признавался, что лучше бы тогда его убили в гестапо, чем вынести то оскорбительное, непереносимое унижение, которому подвергли его после войны. За деятельность Лифаря при немецкой власти французское Движение Сопротивления в Лондонe обвинило его в коллаборационизме и приговорило к смертной казни. Лифарю вменили в вину то, что он не закрыл театр и не уехал во время оккупации. Бойцы французского Сопротивления забыли, скольких евреев спас Лифарь, включив их в труппу.
После освобождения Парижа Лифарь был вынужден покинуть Францию. В 1944-1947 годах он возглавлял труппу «Новый балет Монте-Карло». Но в затем национальный французский комитет по вопросам «чистки» отменил обвинение, и балетмейстер смог вернуться в Париж. С 1947 года он вновь работал в Опере. В 1958 году был уволен из театра. Тогда же планировались гастроли в Советском Союзе, но во время посадки в самолет французская полиция придралась к неправильно оформленным документам, и труппа улетела без него. Серж узнал, что во время спектаклей его имя даже не упоминалось в афишах. Холокост в Польше и Варшавское восстание. Три разные правды
В 1959 году Лифарь сменил ориентацию и женился на своей давней поклоннице — Лиллан Алефельд-Лаурвиг. Вместе они прожили около 30 лет. После смерти балетмейстера Лиллан Алефельд передала часть его коллекции отделу искусств Публичной библиотеки имени Леси Украинки в Киеве.
В 1961 году Лифарь наконец побывал в СССР и смог посетить Киев. «Даже прекрасный блестящий Париж не смог заставить меня, киевлянина, забыть мой широкий, величавый Днепр. Я увидел Киев, который существенно отличался от моих воспоминаний, но так же купался в мягком свете. Я снова увидел родной дом, он выглядел мрачно. Я побывал на Байковом кладбище, где родители почивают рядом. Кладбище заброшено: бесконечный пустырь», — говорил он.
Хореограф Юрий Григорович вспоминает: «Я его приглашал в Большой театр. Предполагалось, что он поставит у нас «Федру». Я его возил в Министерство культуры, со всеми перезнакомил, заручился их поддержкой. Его хорошо принимали, говорили «да», а только он выходил из кабинета, как они, задержав меня на минутку, говорили: нет, ни в коем случае, он эмигрант, заигрывал с немцами и прочее.
Я возражал — как же так, человек привез в Россию автографы Пушкина, ряд вещей его переданы Пушкинскому дому. Сделайте и вы ему подарок. Ничего не стали слушать, запретили. У меня довольно много писем Лифаря, где он глубоко переживает, страдает, жалуется, спрашивает: ну что же Фурцева молчит, ничего не отвечает. У меня не хватало сил сказать ему.».
Умер Лифарь в Лозанне 15 декабря 1986 года после тяжёлой болезни, похоронен недалеко от Парижа, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
В Национальном историческом музее Украины в постоянной выставке «Жизнь в танце» является личные вещи, театральные костюмы, картины, награды Сергея Лифаря. их передала жена Лиллан. В Музее культурного наследия два зала, посвященные гениальному хореографу и танцовщикк. 20 июня 1999 в присутствии вдовы на фасаде бывшей гимназии, где учился С. Лифарь, открыта мемориальная доска.