семенов особенности национальной охоты актер
Что стало с актерами из «Особенностей национальной охоты» спустя годы (46 ФОТО)
Вот уже почти четверть века в России во время застолий раздаются знаменитые «генеральские» тосты, весельчаки не устают вспоминать любимые сцены и копировать персонажей. Комедия Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты» давно утвердилась в списке классики русского кино, да и вообще как-то сразу стала народной.
Финн Райво : Вилле Хаапасало
Сегодня Вилле только на 10% актер. В основном он теперь занят в рекламе, ведет обширный бизнес, пишет книги на самые разные темы и снимает телефильмы о путешествиях.
Он живет на две страны и, похоже, на две семьи. В Финляндии он уже много лет женат на Сааре Хедлунд, у них двое детей. Саара начинала как актриса, в «Особенностях национальной охоты» сыграла одну из русских доярок, с каштановыми волосами. Но затем выучилась на психотерапевта и сейчас ведет собственную практику.
В России у «горячего финского парня» есть вторая подруга жизни – режиссер рекламы и клипов Тина Баркалая. Их общему сыну 8 лет.
Многие российские СМИ пишут, будто Вилле давно развелся с Саарой. Но по данным финской прессы, это не так, они с женой редко, но все же появляются на мероприятиях попадают в объективы фотографов.
В 2017 году финский журнал об интерьерах и домашнем хозяйстве показал новый коттедж семьи Хаапасало на лесном берегу озера в муниципалитете Пуумала в восточной Финляндии. В интервью Вилле сказал, что они надумали приобрести его с женой, имея в виду Саару.
Вообще-то, несмотря на огромную популярность в России после «Охоты», на родине о нем еще долго никто не знал. Он стал известен там только после фильма «Кукушка» в 2002-м, покорившего международные кинофестивали. Кстати, именно роль финского снайпера в «Кукушке» Хаапасало считает своей самой большой актерской удачей, притом что всего на его счету около 80 киноработ.
А знаете, о чем он больше всего сожалеет? Об участии в телешоу «Ледниковый период», где в паре с Татьяной Навкой занял второе место. Вилле оказался повязан контрактом без возможности покинуть проект, по итогам которого были еще обязательные туры по 56 городам. Актер серьезно подорвал на нем здоровье и позже попал в больницу с сердечными проблемами, у него даже была краткая остановка сердца.
Забавно, что последствия какого-то телешоу оказались для финна хуже, чем опасный русский экстрим, пережитый им в 90-е и нулевые. В интервью и книгах он вспоминает, как воровал светофоры, «базарил» с бандитскими главарями про вливание денег в кино, пил спиртовую «незамерзайку», как в него не раз стреляли и как он трижды пытался покончить с собой.
Зато теперь у Вилле все как нельзя лучше. В обеих странах он рекламирует кучу товаров, от саун до «Боржоми», владеет онлайн-магазином для рыболовов, издает кулинарные книги, выпускает «русские» продукты, например, пельмени и квашеные огурцы.
А еще он открыл уникальные для Финляндии рестораны грузинской кухни в Хельсинки и Тампере, где порой готовит сам.
А вот на экранах Хаапасало теперь куда чаще видят в Финляндии, чем в России. В 2018 году он начал снимать программу путешествий по родной стране. И осенью того же года вышел финский фильм с его участием «Глупое юное сердце».
Егерь Кузьмич : Виктор Бычков
Хотя фильм в одно мгновение сделал актера знаменитым, заработать в этой профессии в 90-е было почти невозможно. Поэтому Виктор поехал с Вилле Хаппасало в Финляндию и какое-то время был простым работягой в багетной мастерской его родителей, о чем рассказал в январе 2019-го в программе «Судьба человека».
Позже в то лихое десятилетие он снялся во всех продолжениях комедии Рогожкина, а в 1999-м примерно в том же образе появился в эротическом фильме, которого стыдится: «Особенности банной политики, или Баня-2». Его герой – банщик Митрич, тоже в ушанке – выступает рассказчиком «клубничных» банных историй. В интервью «АиФ» в 2014-м Бычков объяснил, что просто не знал, что получится, а если бы знал, что отказался бы или запросил больше денег.
В начале нового века он попытался избавиться от прилипшего образа, сыграв контуженного красноармейца Ивана «Пшёлты» в «Кукушке». А потом еще 6 лет, до 2012 года, был «дядей Витей» в программе «Спокойной ночи, малыши!».
Но сегодня Виктор говорит, что от Кузьмича его не передергивает, ему нравится этот персонаж. Причем настолько, что актер с удовольствием раздает символические премии «Кузьмич», вручая достойным людям «фирменные» шапки-ушанки. Среди награжденных он назвал таких коллег-корифеев, как Станислав Любшин и Сергей Шакуров.
А еще профессия принесла ему семейное счастье. Незадолго до съемок в «Кукушке», во время работы в театральной антрепризе, он повстречал режиссера Полину Белинскую, младше на 23 года, которая стала его третьей женой и родила сына Добрыню.
Между тем для Виктора это уже четвертый ребенок. С двумя предыдущими женами актер и жил плохо, и расставался мучительно. Причем с сыном и дочкой от второго брака он сохранил хорошие отношения, а вот со старшим Григорием от первой жены не виделся уже 30 лет, хотя оба живут в Петербурге.
Виктор Бычков по-прежнему много снимается и владеет продюсерским центром, организующим всевозможные праздники и корпоративы в ресторанах и на рыболовно-охотничьих базах Питера и пригородов, а также Финляндии и Эстонии. Он не отказывается лишний раз сыграть Кузьмича в качестве ведущего.
Генерал : Алексей Булдаков
В 1996 году именно эта роль была признана «лучшей мужской», актер удостоился национальной кинопремии «Ника». Персонаж Булдакова, фактически списанный с настоящего генерала Александра Лебедя, настолько впечатлил, что даже армейские начальники стали обращаться к Алексею не иначе как «товарищ генерал».
А вот сам артист не раз говорил, что генерал подпортил ему творческую биографию. Зрители просто не хотели видеть его в других ролях, а режиссеры «боялись ассоциаций». Зато рекламщики сражались за Булдакова: всем хотелось, чтобы их продукцию представлял обожаемый публикой генерал, это гарантировало бурные продажи.
Само собой, за его образ ухватились и производители водки. В 90-е появилось сразу три новых разновидности с Булдаковым на этикетке.
Репортеры на российских кинофестивалях сообщали, что до последних дней, спустя 20 лет после выхода «Особенностей. », Алексей срывал самые бурные аплодисменты на красных дорожках.
Он много снимался в телефильмах и сериалах (на его счету около 130 киноработ), но признавался, что страшно не любит современное российское телевидение, которое «делает из зрителя идиота».
Как и Виктор Бычков, Алексей Булдаков, конечно же в образе генерала, регулярно вел частные мероприятия и концерты. Его также знают как исполнителя шансона, он записал несколько студийных альбомов.
В 2015 году у Булдакова был выявлен рак на ранней стадии, лекарства и химиотерапия помогли. Актера поддерживала жена Людмила, именно она внушила ему веру в излечение. Супруги прожили вместе 25 лет.
Майор угрозыска Лёва Соловейчик : Семён Стругачёв
Так Стругачёв стал заменит от Калининграда до Камчатки, но, как и многие его коллеги, еще долго жил в нужде.
Спустя годы он, конечно, вспоминает об этом с юмором: «В 90-е была у меня одна необычная поклонница – вместо цветов она дарила мне сумки с продуктами. Я был не очень обеспеченным человеком. Я и сейчас не могу себя назвать богатым. А тогда мы с семьей жили в коммуналке, я курил, был тощий, как спичка, только нос торчал. И видимо, эта женщина меня пожалела. Она работала где-то в торговле. Вся наша труппа была ей страшно благодарна. Поскольку время было очень голодное, тем более для актеров. Она принесла сумку с едой раз, потом второй, третий. Но потом я уже не выдержал, и в тот момент, когда она мне вручала очередную сумку, я пригласил ее в гримерку после спектакля. И когда она вошла, устроили ей овацию».
Помимо всех частей комедии Рогожкина, на счету народного артиста за полсотни ролей в кино. Однако, по мнению поклонников, на экране его чаще всего эксплуатируют в односложной ипостаси «а-ля Лёва Соловейчик».
А вот в театре (актер играет во многих спектаклях в Питере и Москве) его многогранный талант раскрывается в полную меру. В частности, Семён прекрасно поет и играет на разных музыкальных инструментах.
Стругачёв женат в третий раз, есть дочь Женя, мастер спорта по художественной гимнастике. Отца семейства артист играет в свежей комедии «Понаехали», которая сейчас находится в производстве.
Милиционер : Сергей Гусинский
Ни один из последующих фильмов «национальной» серии также не обошелся без сержанта Семёнова в исполнении Гусинского (правда, с голосом другого киношного «мента» Александра Половцева). Артист снялся во многих других фильмах, но в основном в эпизодических ролях. Его главное занятие – звукорежиссер.
В 2015 году, записывая звук на съемках сериала «Дело Батагами», Сергей получил множественные переломы ног и лишился кусочка черепа, когда его сбила одна из машин каскадеров. В ту же ночь его экстренно прооперировали. Как сообщал Life, он тогда планировал отсудить у киностудии миллион рублей за временную потерю трудоспособности.
Киностудию, доля в которой принадлежит Ивану Охлобыстину, обязали выплатить Гусинскому гонорар за все то время, что он был вынужден не работать. Но, как сообщают СМИ, он так и не получил компенсацию.
Друг финна Женя : Сергей Куприянов
В отличие от других актеров, Куприянов в остальных «Особенностях» не снимался.
Парадоксально, что Сергея в фильме тоже озвучивал другой человек, хотя сам он впоследствии подарил свой голос десяткам персонажей кино, сериалов и анимационных фильмов. К примеру, именно он озвучивает Дина Винчестера – одного из главных персонажей популярного сериала «Сверхъестественное». В этом качестве он встречается с фанатами на игровых мероприятиях.
Таким образом, Сергей в основном работает актером дубляжа и гораздо реже показывается в кадре. Его можно увидеть в сериалах «Морские дьяволы», «Агент особого назначения», «Тайны следствия».
Бизнесмен : Сергей Русскин
Актер рассказывал, что, изображая своего персонажа по фамилии Савенко, частично перенял повадки популярного в 90-е телеперсонажа, скандального писателя и политика Эдуарда Лимонова, чья фамилия от рождения также Савенко. Возможно, тогда просматривалось даже некое внешнее сходство. Но теперь заслуженный артист Русскин обладает пышной «барской» солидностью.
Поклонники называют его «самым лучшим злодеем бандитских сериалов», но переживают, что их однотипная «тупость» противоположна его поистине грандиозному таланту.
Доярка-блондинка : Зоя Буряк
И напоследок нельзя не рассказать про нашу замечательную актрису, сыгравшую в эпизоде этого «мужского» кино, тем более что в начале была упомянута ее напарница Саара Хедлунд.
Зоя снялась у Рогожкина почти в 30 лет, причем, в отличие от многих коллег, уже была известна по фильму «Холодное лето пятьдесят третьего». В нем она еще студенткой исполнила тяжелую трагическую роль, и именно по ней ее в основном узнают до сих пор, хотя она сыграла в огромном множестве других фильмов и сериалов.
Телезрители знают Буряк по сериалам «Агент национальной безопасности», «Агент особого назначения», «Чужой район», «Семейный альбом», где у нее были главные роли.
Заслуженная артистка России уже почти 30 лет служит в питерском Молодежном театре на Фонтанке и именно театр называет своей «отдушиной».
Актриса так и не создала свою семью и признается, что раньше горевала об этом. А теперь шутит: «Вокруг сплошь модели с длиннющими ногами, пухлыми губами и большими глазами. Из перечисленного у меня были только пухлые губы и не только они. Как-то не нашлось человека, готового полюбить за красоту души. Да и у меня самой нет времени на поиски рыцаря. Так что я смирилась и научилась получать удовольствие: «хочу халву ем, хочу пряники. «».
Особенности национальной охоты
Однажды, сто лет тому назад, я посмотрела этот фильм..
Он мне жутко не понравился! Я была возмущена! Нет, мы совершенно не такие, что это за безобразие!
Однако расту, взрослею, и теперь этот фильм я нежно обожаю и цитирую.
Молодой (молоденький-молоденький!) финн Райво, изучающий русские обычаи и традиции, уговаривает своего друга Женю помочь ему поучаствовать в настоящей охоте, чтобы ближе познакомиться с её особенностями. Они присоединяются к сугубо мужской компании, во главе с армейским генералом, и отправляются на дальний лесной кордон, прихватив с собой несколько ящиков водки.
На кордоне их поджидает чудаковатый егерь Кузьмич, увлекающийся медитацией и японской культурой.
В 1994 году режиссёр Александр Рогожкин приступает к съёмкам фильма, сценарий к которому он написал сам. К работе над картиной он привлёк актёров, которые уже были заняты в его ранних работах. Алексей Булдаков и Виктор Бычков снимались ещё в первом фильме Рогожкина «Ради нескольких строчек». Виктор Бычков играл в том фильме немецкого егеря, «злое лицо войны»)) Также к съёмкам были привлечены непрофессиональные актёры. Сергей Гусинский до начала съёмок был занят в некоторых фильмах Рогожкина, как звукорежиссёр. Рыжую доярку сыграла Зоя Буряк, а темноволосую — супруга Вилле Хаапассало — Саара (сейчас они расстались).
Съёмки прошли в конце лета и сентябре 1994 года. Для большей части фильма натура была найдена в местечке Проточное и его окрестностях. Эпизод с коровой в бомболюке снимался на военном аэродроме «Веретье», близ г. Остров. Сцены дворянской охоты снимались под г. Пушкин.
В ходе съёмок были задействованы три коровы и один медведь. Одну из коров действительно пришлось подвешивать в бомболюке самолёта на гамаке, но ни одно из животных в результате съёмок не пострадало.
Фильм наполнен аллюзиями и экранизациями народных устных историй о случаях, которые могли произойти в реальности на настоящей охоте. Обыгран комплект русских стереотипов: баня, водка, медведи. Поведение героев фильма и те забавные ситуации, в которые они попадают, легко узнаваемы в реальной жизни. Все взаимоотношения героев в гротескной форме повторяют отношения в определенной социальной группе. Даже подбор персонажей более представляется неким срезом в обществе — т. н. «настоящие мужики» — генерал, сержант милиции, студент, егерь, бизнесмен, следователь, военные с аэродрома.
Идея поставить картину об охотничьих приключениях финна в России принадлежит Михаилу Кирилюку, который стал директором фильма. Александр Рогожкин, к которому Кирилюк обратился с предложением экранизировать придуманную им историю, не только согласился стать режиссером проекта, но и сам написал сценарий.
Эпизод с погрузкой коровы в бомболюк самолета снимались в Псковской области, на военном аэродроме «Веретье» в городе Остров, поездки на катере и на моторках – на Ладожском озере, а сцены охоты (мечты Райво) — уже зимой, под городом Пушкиным.
Полное название фильма — «Особенности национальной охоты в осенний период».
В начале фильма Женя, когда они с Райво подъехали к воротам военной части, на вопрос подошедшего морского офицера «Вы на охоту?» отвечает «Да, да, на охоту, к генералу Булдакову». В сиквеле фильма, «Особенности национальной рыбалки», генерал носит фамилию «Иволгин».
Чтобы усыпить медведя для сцены фотографирования с ним «охотников», потребовалось две бутылки коньяка. Во время съемок эпизода медвежонок неожиданно проснулся и укусил Семена Стругачева. Именно этот дубль было решено оставить в окончательном монтаже картины.
В двух сценах – во время ожидания охоты на «лося», которым оказалась корова Кузьмича, и во время очередного застолья – Райво напевает ставшую через десять лет очень популярной песню «Полька Евы»
Роль коровы Кузьмича играли три буренки. Чтобы расцветка, количество и форма пятен на коже рогатых «актрис» были одинаковыми, художники перед каждой съемкой раскрашивали коров гуашью. Одна из коров, та, которую погрузили в самолет, вскоре после съемок отелилась. Теленок, в память о киношных приключениях его матери, был назван Летчиком.
Специально для съемок в картине актер Виктор Бычков за две недели отпустил бороду.
Все ружья, фигурирующие в кадре, принадлежали директору фильма Михаилу Кирилюку — единственному человеку в съемочной группе, увлекавшемуся охотой.
«На самом деле я не считаю свой фильм комедией», — рассказывал Александр Рогожкин. — «То есть я хотел снять комедию по некомедийным законам. Я имею в виду стилистику изображения. Комедия предполагает активную актерскую игру на первом плане. Зрителю нужно видеть мимику актера, его пластику. А я стремился снять обычное, спокойное кино. Этакое научно-популярное по стилистике. И если говорить о жанре фильма — это краткий курс ненаучного коммунизма. Я понимаю, что это довольно нелепый тезис, который нужно объяснить. Во-первых, научного коммунизма у нас никогда не было. Зато ненаучный был всегда. По крайней мере, в быту. Когда ты не думаешь о хлебе насущном, у тебя море водки и никаких проблем — это и есть «ненаучный коммунизм».
Несмотря на то, что фильм «Особенности национальной охоты» стал самой популярной отечественной комедией 1990-х годов, герои ленты сразу же стали всенародными любимцами, а их фразы, в особенности тосты харизматичного генерала Михалыча, стали крылатыми выражениями, сам Александр Рогожкин довольно скептически относился поначалу к своему фильму.
Актер Виктор Бычков вспоминал: «»Особенности национальной охоты» Рогожкин хотел уничтожить. Он снимал совершенно другое кино. Но так сложились обстоятельства, был такой кастинг, природа, и все жили счастливой коммуной, что получилось именно такое кино. И как честный человек, потративший государственные деньги, Рогожкин сказал: ну да, получился убогий ребенок, пускай на него кто-нибудь посмотрит». Вы себе другого такого режиссера совестливого себе еще представляете?
В 1995 году лента «Особенности национальной охоты» стала обладателем целого ряда призов и премий на различных фестивалях и киносмотрах: Гран-при Большого конкурса, приз ФИПРЕССИ, диплом и приз Российской гильдии киноведов и кинокритиков на ОРКФ «Кинотавр» в Сочи, Специальный приз жюри МКФ в Карловых Варах (Чехия), главный приз кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге, специальный приз жюри (Виктор Бычков) и приз кинопрессы на кинофестивале «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге, приз кинопрессы за лучший фильм года, приз «Золотой Остап» лучшему фильму года, премия имени Козинцева за лучшую режиссуру на Конкурсе профессиональных премий «Медный всадник» киностудии «Ленфильм», премия Российской Киноакадемии «Ника» за 1995 год в категориях «Лучший игровой фильм», «Лучшая режиссура», «Лучшая мужская роль» (Алексей Булдаков), приз «Зеленое яблоко золотой листок» за 1995—1996 год в категории «Лучшая операторская работа» (Андрей Жегалов), Приз зрительских симпатий (Александр Рогожкин) на МКФ в Славутиче, Приз дирекции Фестиваля фестивалей в Санкт-Петербурге.
Что говорят нам образы в фильме
О чем же кино? Рогожкин секрета не раскрыл. Видимо, решил оставить все как есть. Мол, вы думаете, что комедия, пусть будет комедия. А между тем в ленте очень много моментов, образов, которые должны навести нас на решение загадок.
Фото: кадр из фильма
Русский народный дзен
Фото: кадр из фильма
Один из маленьких, проходящих, но точных образов. В измененном состоянии сознания Кузьмич и Райво едут на свидание. Кузьмич начинается общаться на немецком языке, который, как он вспомнит утром, учил давно в школе, но совсем забыл. Райво его при этом понимает, но отвечает на финском.
Кузьмич между делом срезает в траве ананас и протягивает Райво, как что-то само собой разумеющееся. Будто и не на севере все происходит.
Фото: кадр из фильма
Фото: кадр из фильма
Фото: кадр из фильма
Еще один, наверное, самый важный момент в фильме. Через сны Райво нас постоянно переносят на охоту в XIX век. Это мощный художественный образ. Но взглянем глубже. Говорят, во сне мы часто видим прошлые жизни. В пользу идеи реинкарнации говорит и то, что главные герои ленты присутствуют в снах Райво, только они другие, из другого века и говорят по-французски.
— Да, мы живем вечно. Только забываем иногда об этом. Было все.
Актер из «Особенностей национальной охоты» предрек больше смертей от алкоголя
Актер Виктор Бычков, сыгравший Кузьмича в фильме «Особенности национальной охоты», назвал причину пьянства в России, комментируя отравление алкоголем в Оренбургской области. Об этом пишет Daily Storm.
По мнению Бычкова, россияне злоупотребляют алкоголем из-за финансовой неустроенности в жизни и отсутствия надежд на лучшее. Он считает, что со временем от дешевой «паленки» будет еще больше смертей.
Материалы по теме
Десятки людей отравились суррогатным алкоголем в Оренбургской области.
«Россия никогда не спивалась»
«То, что будут умирать люди и дальше от пьянства, — это точно. Люди нищают. И у них нет другого выхода. В Оренбургской области тем более. И даже если там построить бассейн на тысячу человек — это не спасет. Если поставить огромное количество детских школ, где будут учить лобзиком пилить, — может быть, тогда чуть сократится народа пьющего. А так пьют и будут еще больше пить, травиться. Потому что нищают», — предрек актер.
Бычков не знает, как бороться с пьянством в России, и считает, что над этим вопросом должны задуматься чиновники. Актер отметил, что пьянство — это выбор людей, оно также связано с нежеланием государства помогать им. «Все в комплексе приводит к таким трагедиям, как в Оренбургской области», — заключил он.
О массовом отравлении суррогатным алкоголем в Оренбургской области стало известно 7 октября. По последним данным, число погибших увеличилось до 17 человек. Губернатор Оренбургской области Денис Паслер поручил муниципалитетам экстренно информировать жителей области о запрете на покупку и употребление нелицензированного алкоголя. Позднее в крови отравившихся насмерть россиян обнаружили многократное превышение смертельной для человека концентрации метанола.
«Особенности национальной охоты» — Как Александр Рогожкин снял научно-популярную комедию
1995-й стал переломным в карьере Рогожкина: из камерного фестивального автора он превратился в поистине народного режиссера. О том, как его охотничьи рассказы стали блокбастером (не выходя при этом в кинопрокат!), рассказывает Алена Солнцева.
За сценарий комедии об охотниках молодой питерский режиссер Александр Рогожкин взялся по инициативе своего приятеля Михаила Кирилюка, который работал у него на фильмах директором. Кирилюк, страстно увлекавшийся охотой и рыбалкой, предложил тему и уговорил Рогожкина съездить с ним на настоящую охоту. Там Александр и насмотрелся на нравы и быт отдыхающих мужчин.
В середине 1990-х Рогожкин считался, как говорят киноманы, auteur. Искусствовед по образованию, интеллектуал, он снимал замысловатое авторское кино и был желанным гостем международных фестивалей («Чекиста» снимали для канала Arte, «Караул» получил приз в Берлине, «Жизнь с идиотом» — в Роттердаме). Поэтому актеры, в фильме занятые, поначалу были уверены, что снимаются не в комедийном, а в авторском кино высокой степени художественности. Сам Рогожкин поддерживал эту легенду: «Когда мы снимали „Охоту“, я всех предупреждал, что мы снимаем не комедию. Леша Булдаков после просмотра подошел и сказал мне: „Ничего не понимаю, чего они все смеются? Мы же снимали серьезный фильм“».
Веселая этнография
Но Рогожкин просто экспериментировал с формой. Позже он объяснял: «Я хотел снять комедию по некомедийным законам. Я имею в виду стилистику изображения. Комедия предполагает активную актерскую игру на первом плане. Зрителю нужно видеть мимику актера, его пластику. А я стремился снять обычное спокойное кино. Этакое научно-популярное по стилистике» (из интервью журналу «Искусство кино» в 1995 году).
Откуда взялось это определение — «научно-популярное по стилистике»? Многие молодые кинематографисты тогда подрабатывали на «Леннаучфильме» — довольно богатой советской киностудии, созданной ради популяризации науки на телевидении. Именно оттуда на «Ленфильм» пришли тогдашний директор студии Александр Голутва, ставший продюсером «Охоты», и главный редактор Михаил Коновальчук. Под научно-популярной стилистикой, скорее всего, имелась в виду объективно-документальная манера съемки. Несмотря на разнообразные абсурдные кунштюки вроде появления на небе вместо луны земного шара или пробежки снежного человека на заднем плане, камера подчеркнуто отстраненно наблюдает за действием, не акцентируя внимания на отдельных персонажах или событиях. Формальные изыски изображения уступают место чистой драматургии. Впрочем, если внимательно смотреть фильм, то видно, что его телевизионная простота обманчива.
Начинается фильм со сцен русской псовой охоты, снятых романтически, без всякого стеба или пародийности. Рогожкин говорил, что позаимствовал для них атмосферу из «Войны и мира». Для Льва Толстого охота была не просто любимым развлечением, но и символом свободы, естественного сближения с природой и людьми, невозможного в чинном тогдашнем мире, где господствовал ритуал. Такой барской охотой — с большими сворами, с загонщиками, с верховыми, с глубоким снегом, настоящими опасностями и зимней красотой — соблазняется финский филолог, глазами которого мы, зрители, смотрим на современную вариацию национальной охоты.
Коллективный делириум, в который погружены охотники, имеет все признаки белой горячки: тут не только фантазии и сны, но и видения наяву. И неважно, на каком языке говорят друг с другом финн и Кузьмич — главное, они отлично понимают друг друга. Дирижерами абсурдного действия становятся генерал Михалыч, который в этом фильме еще носит звучную фамилию играющего его актера Булдакова (в нем зритель 1990-х безошибочно определял генерала Лебедя, на которого Булдаков был удивительно похож), и егерь Кузьмич. Остальные участники охотно и по доброй воле влипают в самые дурацкие ситуации, что волшебным образом убирает тревожность, напряжение или агрессию. Дуракаваляние — древний способ освобождения человека. И вот тут понимаешь, для чего понадобилась та самая стилистика научно-популярного кино: именно она придает достоверность действию, постоянно выходящему за пределы правдоподобия.
Разгадка народной души
На худсовете «Ленфильма» фильм раскритиковали: несмешно, неправдоподобно и название неудачное. Но худсовет уже ничего не решал, сам «Ленфильм» в это время распался на десяток отдельных кинокомпаний, объединенных общей технической базой, денег на студии не было, так что кино снимали из энтузиазма, любви к искусству и на очень скромные бюджеты. Михаил Кирилюк, естественно, ставший директором и этой картины, рассказывал, что национальность иностранного историка охоты определилась исключительно меркантильными соображениями: «В тот год Финляндия, имея в Европе денежный фонд, могла принять решение об участии в съемках совместного фильма. Финны пока думали, мы кино закончили, а когда мы закончили, они согласились. Так съемочная группа оказалась без инвестиций, зато с финном, который подчеркнул особенности русской охоты своим талантом и темпераментом».
Премьера прошла на «Кинотавре», который тогда сам напоминал происходящее в фильме: его президент Марк Рудинштейн ездил на слоне на презентацию в летний цирк, актеры играли в футбол с местным начальством, водка лилась рекой, а фуршеты становились главным событием дня. Позже актер Семен Стругачев, исполнитель роли Льва Соловейчика, вспоминал: «Когда приехали на фестиваль „Кинотавр“, на нас никто ставок не делал. Да мы и сами на себя не ставили — ходили чужими, никому не нужными. Московская тусовка уже праздновала свои победы, распределяла, кому Гран-при, кому — все остальное. Они даже не пришли смотреть нашу картину — все, кроме жюри, поехали на какую-то крутую рыбалку». Тем не менее жюри, которое возглавлял писатель Владимир Войнович и куда входил молодой и малоизвестный тогда режиссер Алексей Балабанов, оценило художественный смысл этой комедии. И в конкурсе, где был представлен практически весь спектр снятого тогда в России кино (от «Мусульманина» Хотиненко до «Мании Жизели» Учителя), фильм Рогожкина получил главный приз и приз критики.
После «Кинотавра» фильм отправился на Международный фестиваль в Карловы Вары, где снова был награжден спецпризом жюри, а после вышел в прокат, причем с большим успехом. Сергей Сельянов утверждает, что «в Чехии он побил рекорд „Звездных войн“», не уточняя, правда, каких именно. В России фильм продолжали чествовать на череде фестивалей и конкурсов, а национальная киноакадемия «Ника» наградила его в категории «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая мужская роль» (Булдаков). Но, главное, «Особенности» стали чемпионом видеопроката. По воспоминаниям Виктора Бычкова, сыгравшего егеря Кузьмича, из Сочи в Питер он вернулся звездой: благодаря оперативности пиратов его уже узнавали на улицах.
Критики пытались сформулировать, чего такого особенного в истории про то, как мужики на охоте пьянствовали. Сергей Добротворский писал: «Полуторачасовой анекдот о пяти мужиках, прихвативших с собой ружья, много водки и финского историка-охотоведа, есть, по существу, попытка портрета национальной души, аккомпанирующей звоном стаканов меланхолическому абсурду». Попыткой такого портрета тогда озаботился не только Рогожкин. Прожив около пяти лет в новой реальности, бывшие советские люди, ныне «дорогие россияне», задумались над своей новой идентичностью. Кто мы? Куда идем и откуда?
На том же «Кинотавре-95», где победил Рогожкин, хватало фильмов о загадках национальной души. В трех из них Россия смотрела на себя глазами иностранца. В «Американской дочери» Карена Шахназарова крутой и обаятельный русский папаша (Владимир Машков) демонстрировал национальное превосходство над механизированной, страдающей от отсутствия эмоциональной широты и бесшабашного бескорыстия Америкой. В более своеобразном фильме Дмитрия Астрахана «Все будет хорошо» японский миллионер умилялся отваге и силе российского военного ветерана (и бесплатно лечил его от алкоголизма).
В «Особенностях» на русскую охоту приезжает финский студент-историк, начитавшийся Толстого и получивший стихийные каникулы в компании с безобидным генералом, который ни с кем не воюет, хотя знает по-фински несколько фраз про ракетную установку, которой у Финляндии нет. Но и в России стреляют даже не по дичи, а в воздух: бомбардировщики перевозят коров, военные кордоны стали охотничьими угодьями. Эта Россия у Рогожкина становится сказочным, почти фольклорным пространством вне времени, где коробки с безымянной (еще не началась эра продакт-плейсмента — он развернется в сиквеле про рыбалку) сорокоградусной водкой прокладывают путь в дзен. И где охота пуще неволи.
Выход в эфир
Сразу после очевидного успеха у народа Рогожкина рекрутировало единственное народное медиа — телевидение. Первым сориентировался Сергей Сельянов, сразу организовав съемки новогоднего представления в двух сериях «Операция „С Новым годом“», где ставший враз знаменитым генерал уже, под фамилией Иволгин (так сказать, пасхалка для интеллигенции: генерал Иволгин — один из персонажей «Идиота» Достоевского), попадает в больницу и организует там беспредел тотального праздника.
В 1998 году Рогожкин снимает продолжение — «Особенности национальной рыбалки», где действуют те же герои, что в первом фильме. После успеха «Охоты» всем уже понятно, что снимать надо чистую комедию, поэтому во втором фильме гораздо больше классических комедийных приемов: нелепых положений, путаницы и случайных совпадений, а отстраненной атмосферы и самодельной рукотворности первого фильма почти не ощущается.
В 1999-м Константин Эрнст предлагает Рогожкину снять «Особенности национальной охоты в зимний период» специально для Первого канала. Это последний фильм франшизы, снятый Рогожкиным (хотя позже он и напишет сценарий для «Особенностей национальной политики»). «Я вообще жалею, что не остановился на первом фильме, а снял трилогию. Я не люблю тиражировать. Это не мой стиль работы. „Особенности национальной рыбалки“ и „Охота в зимний период“ — это случайные для меня фильмы. После успеха первой картины канал ОРТ попросил написать меня несколько сценарных заявок о приключениях этих же героев. Я написал, каналу понравилось, и мне предложили снимать продолжение. На это я ответил: „Не хочу снимать! Пусть снимает кто угодно — только не я“. И чтобы совсем отвязаться, заявил, что готов работать, только если будет пленка 35 мм и звук Dolby. Я был уверен, что телевизионная структура не пойдет на такие колоссальные по тем временам затраты, а канал взял и согласился. Пришлось снимать», — жаловался потом Рогожкин.
Оба продолжения были столь же, если не более, популярны, что и оригинальная картина. Но в них почти ничего не осталось от первоначальной абсурдистской поэзии, все намеки на суть национального характера уже были проговорены прямым текстом, разъяснены и подчеркнуты в многочисленных монологах персонажей (резюмирует все это притча о китайском охотнике Ху Чжоу, которую сочиняет Кузьмич в третьем фильме). Если первая «Охота» снималась довольно безответственно, фактически для себя, то следующие уже должны были учитывать конъюнктуру рынка. Выход на широкую телевизионную публику потребовал усиления классических комедийных приемов, место тонкой иронии занял грубый анекдот.
Телевидение сделало Рогожкина автором и еще одного народного хита — «Улицы разбитых фонарей». В том же 1995 году, когда с триумфом шли «Особенности», он делал для канала РТР сериал по детективам Андрея Кивинова, фактически был шоураннером. Именно Рогожкин придумал мрачную стилистику «Улиц» и снял эталонную первую серию. Правда, руководство канала забраковало материал по причине плохого качества съемки (вот откуда, скорее всего, взялось и требование про пленку 35 мм!). Сериал лежал на полке, и только в 1997 году Владимир Гусинский показал его на канале НТВ.
Ну а самый главный вклад Рогожкина в российскую культуру лучше всего объяснил Виктор Бычков: «Мне знакомый рассказал: „Раньше мы ездили на охоту, естественно, выпивали, у нас постоянно были какие-то недоразумения и драки. А как посмотрели «Особенности», пьем не меньше, но драк уже нет“».