селин скьямма личная жизнь
Пиротехника взгляда
Ксения Рождественская о «Портрете девушки в огне»
На российские экраны выходит «Портрет девушки в огне» Селин Скьяммы, получивший на Каннском кинофестивале приз за лучший сценарий и «Квир-пальмовую ветвь». Награждение фильма о любви двух женщин в Бретани в 1770 году, одетых в платья с картин Артемизии Джентилески, многие критики сочли конъюнктурным. И совершенно напрасно
Вторая половина XVIII века. Молодая художница Марианна (Ноэми Мерлан) приезжает в небольшое поместье в Бретани: нужно написать портрет Элоиз (Адель Энель), дочери хозяйки. Мать надеется, что портрет понравится некоему господину из Милана, и тогда Элоиз удачно выйдет замуж. Но девушка отказывается позировать, и Марианна должна делать вид, что она всего лишь компаньонка, а портрет приходится рисовать по памяти. В конце концов художница и модель влюбятся друг в друга, так что портретов получится несколько: один — для будущего мужа, другой — чтобы поймать улыбку возлюбленной, еще один — потому что забыть ее невозможно.
В пересказе фильм может показаться скучным, или пошлым, или конъюнктурным, или нарочитым, провозглашающим торжество женского мира, где принципиально нет мужчин, а которые есть — те лишь грубая сила где-то за пределами кадра. На деле «Портрет девушки в огне» — строгая, размеренная, почти безупречно снятая история любви как совместного творчества, исследование природы творчества как любовной лихорадки. Это пристальный и безжалостный взгляд, интересующийся не телом, но мелкими подробностями жизни, не сюжетом холста, но отдельными мазками, не любовью, а изобретением общего языка любви. Наверное, можно назвать это женским взглядом.
В центральном эпизоде три молодые женщины — художница, муза, служанка — сидят у огня и читают «Метаморфозы» Овидия. Обсуждают Орфея. Кто он — дурак, который должен был послушаться и не оглядываться на Эвридику? Влюбленный, оглянувшийся потому, что любил? Или поэт, оглянувшийся, чтобы жить не с женой, а с ее образом, с воспоминанием о ней? А может быть, Эвридика сама сказала ему: «Обернись»?
Француженка Селин Скьямма всегда снимала фильмы о том моменте, когда прошлое становится невозможным, о том моменте, который следует сразу за сказанным за спиной «Обернись». «Водяные лилии» (2007) — о подростковой тоске (с той же Адель Энель, на тот момент — партнершей Скьяммы), «Сорванец» (2011), в котором девочка, чтобы стать своей в чужой компании, объявляла себя мальчиком, «Девичество» (2014), где подростковые разборки быстро превращались в криминальные,— эти фильмы казались драмами о взрослении. После «Портрета девушки в огне» стало понятно, что главная тема Скьяммы — не взросление, а осознание и попытка принятия себя. Такое может случиться в любом возрасте, и это всегда перерождение, метаморфоза.
Марианна — собирательный образ, просто женщина, одна из многих талантливых женщин, не добившихся известности. Одна из тех, кто учился рисовать у отца-художника, как Артемизия Джентилески (обе героини фильма одеты в платья с ее автопортретов) или Мариэтта Робусти, дочь Тинторетто. Одна из тех, кому запрещалось писать обнаженную натуру, одна из тех, кто был вынужден подписывать свои работы мужским именем. Точное и ядовитое решение — поместить героинь в ту эпоху, когда женский мир был герметичным, женщины должны были заниматься только «женскими делами», а мужчины, что и неудивительно, оказывались в своеобразном слепом пятне.
В самом начале фильма Марианна отправляется в Бретань на лодке, и первое, что видит зритель,— спины гребцов и фигуру кормчего. Но голову кормчего не видно, кадр обрезан. Мужские спины, безголовый кормчий, безымянный посыльный, неизвестный господин из Милана — все немногочисленные мужчины фильма превращаются в безликую или деформированную массу, чуждую энергию, выдергивающую женщин из их жизни. Настолько чуждую, что о ней нет смысла думать — не то что помещать в кадр. Но когда Марианна впервые видит незаконченный портрет Элоиз — он тоже оказывается безликим. Тут и становится ясно, что фильм — не только феминистский манифест, а его содержание далеко не исчерпывается наличием лесбийской любовной линии в сюжете. «Портрет» — фильм про метаморфозу взгляда, про готовность увидеть другого и, главное, про желание быть увиденным.
Фильм разгорается медленно и неотвратимо, уходит то в разговоры об искусстве, то в обрядовую тьму, то в романтическую пошлость, но все это лишь фон, в центре картины — две молодые женщины, вглядывающиеся друг в друга. Когда-то Пигмалион создал прекрасную статую и влюбился в нее. Скьямма переворачивает этот миф: Марианна тайком разглядывает Элоиз и влюбляется, и чем больше влюбляется, тем больше смотрит,— и только по-настоящему увидев ее, может ее нарисовать, сделать ее бессмертной. Сотворить ее.
Собственно, «Портрет» — фильм о взгляде творца или влюбленного. О том, как пристальный взгляд запускает механизм любви, и о том, как, увидев другого, начинаешь видеть самого себя. Как из слепых пятен сплетается время.
Кто такая Адель Энель, которая стала новым символом женского движения
Мария Кувшинова — о феномене французской актрисы Адель Энель, с которой в последнее время связаны важные институциональные изменения в кино. Именно она встала и вышла во время церемонии «Сезара», выразив жест протеста против награждения Романа Поласнки.
Мы знаем, как выглядит успех молодой французской актрисы. Съемки у мэтров, «Сезар» — сначала за лучшую женскую роль второго плана, а потом и за главную роль. Красная ковровая дорожка Каннского фестиваля. Работа в театре. Интервью для журналов о творческом пути. У Адель Энель все это было, но однажды она решила свернуть с маршрута. Или, скорее, это ее собственный маршрут на время совпал с обычной траекторией молодой французской актрисы.
Как и ее американская ровесница Кристен Стюарт, Энель существует в диапазоне между высокими каблуками с платьем в пол и камуфляжем, в котором ходила (а вернее, бегала) ее героиня из картины Тома Кайе «Истребители» (2014). (В этом фильме, как теперь шутят в сети, ее героиня-выживальщица предсказала текущую эпидемию: описывая вероятный сценарий конца света, она произносит заветное слово «коронавирус» .) Как и Стюарт, всем своим поведением Энель определенно транслирует миру, что ее жизнь не крутится вокруг мужчин. В отличие от Кристен Стюарт она даже не сотрудничает с крупными брендами, считая рекламную суету совершенно излишней.
В начале ноября 2019 года мы узнали, что ее подорвало. В интервью для портала Mediapart Энель рассказала о том, что с 12 до 15 лет подвергалась домогательствам режиссера ее первой картины «Дьяволы» (2002) Кристофа Ружжии. Заговорить актрису заставила информация о том, что он продолжает работать с подростками. В своем интервью она описывала это хорошо знакомое многим женщинам «застывание» — состояние окаменевшего взрыва внутри в момент нежелательных прикосновений. Позднее Ружжия был взят под стражу.
Чтобы лучше понять женщин, рассказывающих о домогательствах и насилии лишь много лет спустя, стоит присмотреться к случаю Энель. Она отважилась на разговор из чувства ответственности перед младшими коллегами, и уже после своего большого международного триумфа, — вероятно, до этого успеха к свидетельству бы просто не прислушались. «Портрет девушки в огне» (2019) — ее вторая совместная работа с Селин Сьямма — спустя почти год после премьеры на Каннском фестивале и приза за лучший сценарий, превратился в культ, символ, в объект обожания во всем мире. Натали Портман, отправляясь на церемонию «Оскара», вышила на своем плаще Dior имя Сьямма — в числе других женщин, не получивших в 2020 году режиссерскую номинацию.
Энель никогда официально не подтверждала свои отношения со Сьямма, чья дебютная картина «Водяные лилии» (2007), рассказывающая о девочках из команды по синхронному плаванию, вероятно, стала для нее терапией после пережитых домогательств. Но очевидно, что они по-прежнему очень близки. Эта близость, превращенная на экране в историю любви женщин из далекого прошлого, уже несколько месяцев завораживает зрителей и зрительниц.
С момента выступления актрисы на Mediapart в начале ноября и до церемонии вручения премии «Сезар», где она снова оказалась в главной актерской номинации, французский кинематограф и общество лихорадило. Спустя несколько дней после публикации в прокат вышел фильм «Офицер и шпион» Романа Поланского, который в конце 1970-х годов был обвинен в изнасиловании 13-летней девочки и с тех пор скрывается от американского правосудия. Вторая волна обсуждений началась в феврале, когда на фоне 12 номинаций Поланского на «Сезар» и бурных дебатов во французском обществе о том, надо ли отделять художника от его произведения, все руководство премии ушло в отставку.
Сама церемония 28 февраля началась в нервной обстановке и закончилась символическим жестом, благодаря которому она, вероятно, войдет в историю. Когда со сцены объявили, что Поланский получает приз за лучшую режиссуру, Адель Энель встала и со словами «Позор!» вышла из зала. За ней последовала Селин Сьямма, Ноэми Мерлан и еще несколько человек. Позднее актриса рассказала, что не собиралась выходить, но кто‑то сзади крикнул ей прямо в ухо: «Да здравствует Полански!» — этот возглас послужил триггером. На следующий день видео из трансляции Canal+ широко разошлось по соцсетям, а радикальность жеста была зафиксирована в яростном манифесте «Встаем и сваливаем», который в газете Libération опубликовала писательница и режиссерка Виржини Депант.
В контексте широкого движения против насилия над женщинами и фемицида, «Сезар» 2020 года запомнится как «Сезар» позора»; «Портрет» в итоге получил приз только за операторскую работу Клер Матон (приз за работу оператора — известный в индустрии способ унизить режиссера, а Сьямма, помимо прочего, еще и активистка организации Collectif 50/50 — это они стоят за пактом о гендерном равенстве, который последние годы подписывают крупные фестивали).
Образ мысли части французской индустрии по следам церемонии обнаружил некий директор по кастингу, написавший в фейсбуке, что теперь Адель Энель ждет «давно заслуженный конец карьеры». Через несколько часов пришло сообщение о том, что с ней заключило контракт крупнейшее голливудское агентство CAA, работающее с Кейт Бланшетт и Дэниелом Крейгом. Сама актриса еще накануне обмолвилась, что карьерные риски в кино ее мало беспокоят, тем более что до конца года она плотно занята в театре.
«Я живу по-другому». Старое интервью Адель Энель
Которое давно пропало из рунета
В 2014-м году на Каннском фестивале я получила от российского дистрибьютора номинацию (то есть подтвержденную возможность) на интервью c Катрин Денев всвязи с премьерой фильма Андре Тешине «Мужчина, которого слишком сильно любили», рассказывающего реальную историю исчезновения богатой наследницы, возможно, убитой возлюбленным. В «нагрузку» в Денев, игравшей мать героини, pr-агентство включило меня в номинацию на интервью с исполнительницей главной роли, чье имя мне ни о чем не говорило. Накануне разговора я увидела в фестивальном дворце силуэт — высокая девушка с невероятной завораживающей пластикой; так я начала сделать за карьерой Адель Энель. Это интервью было опубликовано на сайте российского издания Interview, от которого не осталось даже архива; думаю, оно было первым разговором русской прессы с Энель (тогда ей было 25 лет). Сейчас актриса, в ноябре рассказавшая о пережитых в детстве домогательствах и покинувшая церемонию «Сезар» после победы Романа Поланского в режиссерской номинации, стала символом новой волны #MeToo во Франции. С момента церемонии опубликовано более 200 тыс. твитов под новым хэштегом #JeSuisVictime, в большинстве из которых говорится о насилии, пережитом в детские и подростковые годы. Реагируя на поступок, писательница и режиссерка Виржини Депант написала для Liberation яростный манифест, передающий ощущения многих в эти дни (подробности кризиса во французской киноиндустрии здесь). У нас в стране Энель, несмотря на два «Сезара», работу с братьями Дарденн и недавнюю роль в фильме «Портрет девушки в огне», до сих пор знают мало. Самое время узнать побольше (оставляю все как есть, в том числе максимально идиотские вопросы — не факт, что они мои: интервью проходило в группе из трех журналистов).
— Вы играли у интеллектуалов и даже маргиналов — Селин Сьямма, Бертран Бонелло. Теперь вы в высшей лиге, да?
— Да, сейчас все меняется, но пока мой быт остается прежним. Я живу в окружении любимых людей. Посмотрим, что будет через полгода. Есть ощущение отдачи — я понимаю, что нравлюсь публике и коллегам, но пока нет давления, нет спешки. В данный момент я безработная, не уверена, что у меня до конца года будут другие проекты.
— Фильм Тешине основан на очень известном судебном процессе: дочь владелицы казино Аньес Ле Ру сначала вступила в конфликт с матерью, потом исчезла. Ее любовника, юриста семьи, обвинили в убийстве, но никто до сих пор не знает, что именно произошло. Вы слышали об этом деле раньше?
— Дело очень известное, особенно на юге Франции, но я о нем не знала, пока не получила роль Аньес. Пришлось готовиться, читать документы и книги, сейчас я могу называть себя экспертом. Во Франции помнят о процессе, потому что история состоит из привлекательных элементов: деньги, семейная драма, роковая любовь, неразрешенная загадка — и это до сих пор возбуждает публику.
— И еще там есть казино.
— Конечно. Все случилось на Лазурном берегу, в серце гламура.
— Ответа не знают даже эксперты. У меня есть своя версия, но я вам ее не расскажу.
— Вашу героиню трудно назвать обаятельной. Она вам нравится, бы с ней могли дружить?
— Не знаю. Не думаю, что ей нужны были друзья. Смысл ее жизни — совсем не в этом. Аньес интересовала только ее влюбленность в единственного мужчину. Вряд ли с ней можно было бы подружиться — только завести роман.
— Как вы думаете, она может быть жива до сих пор?
— Вы слышали про «Девушку с татуировкой дракона»? Там тоже исчезновение молодой женщины.
— Знаю, конечно. Я смотрела оба фильма, шведский и Финчера, и не по одному разу. Правда, похоже. Реальность всегда менее правдоподобна, чем вымысел.
— В фильме вы много целуетесь в героем Гиойма Кане. Существует какая-то актерская техника поцелуев?
— Правил нет, все зависит от твоих отношений с партнером. С Гийомом все было очень просто: мы коллеги, нам надо сыграть сцену. Мне кажется, во Франции у актеров нет никакой специальной техники, никакой «науки фальшивых поцелуев». Все просто и естественно.
— Расскажите, как вы работали с Катрин Денев, которая сыграла мать вашей героини.
— Я сильно нервничала перед встречей, ждала ее, готовилась, а потом — это просто случилось, мы увиделись, и она оказалась очень доброжелательной. Она умная и мягкая, и очень хрупкая, и уязвимая, как будто это она — начинающая актриса, а не я. Мне кажется, именно в этом секрет непрерывности ее карьеры: она — часть истории французского кино, но в то же время, с каждым фильмом в ней открывается что-то новое (В начале 2018 года Катрин Денев подписала петицию 100 французских женщин против «ненависти к мужчинам» и «охоты на ведьм», известное как «письмо против #MeToo; позднее, под влиянием критики, она уточнила, что не считает домогательства чем-то хорошим — прим. 2020 года).
— Вы можете сказать, что чему-то у нее научились?
— Мне трудно выделить именно обучение из нашего совместного опыта — опыта работы над этим фильмом. Наверное, до этой встречи я игнорировала ее существование. Звучит претенциозно, но это так. Но когда мы стали работать вместе, я поняла, что на меня сильно влияет сама мысль о том, что человек может столько лет и даже десятилетий сохранять восприимчивость и готовность к тому, чтобы встретиться лицом к лицу с опасностью. Если и был какой-то урок, преподанный мне Катрин Денев — то он таков.
— Насколько вы готовы рисковать, выплескивая в фильмах собственные эмоции?
— Нет, это не про меня. Есть разный подход к профессии: некоторые актеры эксплуатируют личный опыт, но для меня вся суть игры — в том, чтобы стать кем-то еще.
— То есть, вы за ролями прячетесь?
— Я не прячусь, нет. Оба подхода объединяет одно: когда ты в образе, ты можешь что-то испытать и с чем-то соприкоснуться — и это будет реальный опыт, но обусловленный правилами игры. Ты в любом случае не знаешь, куда приведет эта дорога, но надо быть готовым воспринять то, что может встретиться на пути. Актерство — это постоянная готовность к неожиданной встрече. Когда ты просто живешь, не играешь, когда ты — это ты, то жизнь понятна, определена и нормальна. В обычные дни ты равен себе, не выходишь за границы собственной личности — актерство же ненадолго освобождает человека от необходимости быть собой, нарушает обычный ход вещей, подвергает сомнению целостность личности. Ты больше не защищен отработанными схемами своих взаимоотношений с миром. Все надо придумывать заново.
— В фильме Тишине какие у вас были небезопасные моменты?
— Вы сыграли у Тешине, вы сыграли у Бонелло в «Доме терпимости» — это очень французские фильмы, но очень разные: предельно традиционный и предельно экспериментальный. Вам, как зрителю, какое кино ближе?
— Я люблю кино, в котором есть поиск и риск.
— Когда не ищут легких путей?
— Да, именно. Когда вкладывают себя целиком. Самый ценный опыт для зрителя — почувствовать свою сопричастность чужому поиску. А как актрисе мне больше всего нравится погружаться в разные миры, потому что они — доказательство существования огромного множества других вселенных. Искусство опровергает существование объективной реальности, оно доказывает — все зависит от взгляда смотрящего. Простите, я говорю глупости. Просто если человек различает только красный цвет, он говорит об одном лишь красном, а цветов гораздо больше.
— Как восходящая, вы теперь должны ходить на ковровые дорожки, выбирать платья…
— Я нормально к этому отношусь, иногда мне даже нравится.
— Кто вас одевал в Каннах?
— Один маленький французский бренд, у нас никаких отношений, просто я их люблю. Мне не очень хочется связываться с большими — они знают, как использовать тебя по полной. Это не для меня, я живу по-другому.
Адель Энель
Французская актриса Адель Энель родилась 1 января 1989 года в Париже. Девочка росла в Сен-Сен-Дени в семье учительницы и переводчика. До того, как стать актрисой, Адель стала выпускницей театральных курсов в Монтрёе.
Адель Энель — Фильмы
Дебют Адель Энель на большом экране состоялся в 2002 году. Она сыграла роль Хлои в картине «Дьяволы» Кристофа Ружжиа, в котором также сыграли Венсан Ротье, Роди Лабиди, Жак Бонаффе и другие. Лента рассказывает о том, как 12-летние брат с сестрой идут пешком в Марсель, скрываясь от посторонних глаз. Ситуация осложняется тем, что девочка больна аутизмом.
Следующим проектом с участием Адель Энель становится фильм «Водяные лилии» Селин Скьямма. Именно эта роль сделала актрису известной у себя на родине. За роль Флориан она удостоилась номинации на «Сезар» как самая многообещающая актриса. Картина повествует о двух 15-летних девочек, которые знакомятся во время каникул в пригороде Парижа и пытаются осознать вспыхнувшие друг к другу чувства.
После этого Адель Энель сыграла в нескольких короткометражках, а также телевизионных проектах, в числе которых был фильм «Развязки» 2009 года. В 2010 году она появляется в ленте «Дом терпимости», которая была показана на Каннском кинофестивале в Основном конкурсе. С тех пор Адель все чаще появляется в фильмах, которые попадают на мировые киносмотры. Два ее следующих проекта, «Цветущий ирис» и «После юга» были показаны в программе Каннского фестиваля «Двухнедельник режиссеров».
В 2012 году Адель сыграла в таких картинах, как «Алия» Эли Важеман и «Три мира» Катрин Корсини. В 2013 году в прокат выходит фильм «Сюзанн», где Энель играет одну из главных ролей. Лента рассказывает о девушке, ставшей матерью будучи подростком, которая влюбляется в преступника.
Следующим фестивальным хитом с участием Адель Энель становится фильм «Истребители» 2014 года. Это история парня по имени Арно, который вырывается из своей обыденной скучной жизни после того, как влюбляется в авантюрную искательницу приключений Мадлен. Энель воплотила на экране образ Мадлен, а сам фильм получил четыре награды во время Каннского кинофестиваля.
В 2014 году Адель Энель появляется на экране с такими культовыми французскими актерами, как Катрин Денев и Гийом Кане, в фильме «Мужчина, которого слишком сильно любили». Следующий год приносит в копилку актрисы еще две роли — она сыграла в лентах «Запретная комната» и «Людоеды».
Еще через год Энель попадает в новый фильм братьев Дарденн, который также участвует в конкурсной программе Каннского кинофестиваля. Это история о девушке, которая работает врачом и практически все свое время посвящает работе. Однажды после окончания смены она решает не открывать дверь пациентке, просящейся внутрь. На утро главная героиня узнает, что рядом с клиникой был найден труп неопознанной женщины — той самой, что стучалась ночью. И тогда она решает во что был то ни стало раскрыть личность убитой. Актерская игра Адель Энель была высоко оценена критиками и зрителями.
Еще один из главных фильмов Каннского фестиваля последних лет — «120 ударов в минуту» Робена Кампийо. Лента забрала сразу четыре награды в 2017 году. В центре сюжета — группа активистов Act Up, которые занимаются просвещение населения по вопросам СПИДа и устраивают всевозможные акции протеста. В этом фильме Адель сыграла одну из активисток по имени Софи. Также в картине снялся Науэль Перес Бискаярт.
Адель Энель — Личная жизнь
В 2007 году Адель Энель познакомилась с режиссером Селин Скьямма на съемках фильма «Водяные лилии», с 2014 года женщины состоят в отношениях.
Селин Скьямма не новичок в Каннах. В 2007 году ее дебютная работа «Водяные лилии» о любви 15 летней девушки к своей сверстнице – капитану команды по синхронному плаванию, участвовала в программе «Особый взгляд», а фильм «Девичество» о жизни бедных чернокожих девушек в парижских пригородах открывала Двухнедельник режиссеров в 2014. Одну из главных ролей в «Портрете девушки в огне» сыграла муза и партнер режиссера актриса Адель Энель.
Действие костюмной драмы происходит в 1770 году на побережье Бретани. В аристократическую семью приглашают молодую художницу Марианну (Ноэми Мерлан). Хозяйка хочет выдать свою дочь Элоизу (Адель Энель) замуж в Милан, и чтобы представить Элоизу будущим родственникам необходимо написать ее портрет. Только вот незадача: Элоиза замуж не хочет, позировать отказывается, предпочитает прогулки по фантастической красоты берегу Атлантики и уединение. Марианне приходится писать модель по памяти. Постепенно между героинями появляется симпатия, которая перерастает в любовь.
ч
Визуально фильм сделан практически безупречно. Бурные, холодные воды Атлантики, пенящиеся у скалистого берега великолепно иллюстрируют эмоции девушек. Под стать изображению и звук, состоящий из свиста ветра, шумов волн и вздохов влюбленных. Музыка звучит лишь дважды. «Лето. Гроза» Антонио Вивальди, сыгранный на клавесине в начале, и в исполнении оркестра в финале мощно дополняет развязку. А вот сцена, когда деревенские девушки, собравшись вечером, ни с того ни с сего начинают петь хорошо поставленными голосами «а капелла» выглядит несколько искусственной.
Селин Скьямма довольно вольно обходится с изображением эпохи. 18 век показан очень условно и только в костюмах и предметном мире эпохи. Но дух времени отсутствует. Действие перенесено в прошлое для того, чтобы усилить конфликт: девушки любят друг друга, но вместе они быть не могут.
Такая вот своеобразная утопия от феминисток эпохи MeeToo и 50/50 к 2020 году.