седа каспарова биография дата рождения
8 секретов публичного выступления от Седы Каспаровой, спикера TEDx
Поделиться
Седа Каспарова (тренер по дизайну голоса, речи, публичным выступлениям, спикер и организатор TEDx) поделилась секретами ораторского мастерства, которые помогут успешно подготовиться к публичному выступлению.
Контакт с аудиторией
Что общего у Стива Джобса, Ирины Хакамады, доктора Курпатова и Татьяны Черниговской? Это люди, которые для многих являются эталоном оратора, спикера, человека говорящего. Это люди, которые запоминаются, которых приводят в пример. Люди со стилем, которых хочется слушать. Но если мы будем разбирать каждого из них с точки зрения правил классической риторики и ораторского мастерства, мы найдем разночтения и несостыковки. У кого-то не совсем четкие звуки, странные, на первый взгляд, рваные жесты или их отсутствие, восходящие интонации и «высокий», как может показаться, голос.
При этом у каждого из этих экспертов есть одна очень важная черта — удивительное свойство быть в контакте с аудиторией. Почему? Потому что они знают главный секрет: чтобы тебя хотели слушать, нужно не говорить людям, а разговаривать с людьми. Это совершенно другая история.
Каждый раз, когда люди слышат саму фразу «публичное выступление», 9 из 10 говорят: «Я не выступаю нигде, мне это не нужно. Мне нужно, например, разнообразить словарный запас или избавиться от слов паразитов или начать красиво говорить». Удивительное дело, но все мы выступаем публично с того момента как у нас появляется зритель.
Как только я хочу что-то сказать, как только я хочу воздействовать на другого человека и побудить его сделать что-то, это и есть по сути мини публичное выступление. Безусловно, общение с клиентом не сравнится с выступлением в «Олимпийском», но общая идея такая же. Есть герой, спикер, у него есть цель, у него есть средство выражения своих мыслей, есть адресат. И он хочет прийти к какому-то результату.
Главный секрет в том, чтобы разговаривать, именно разговаривать, а значит, быть в контакте с человеком. Что это значит? Когда я говорю, то моя речь направлена в одну сторону. Она направлена в сторону «я даю тебе информацию», ты меня слушаешь и мне, по сути, неважно в диалоге ты со мной или нет, понимаешь ты меня или нет. И в этот момент аудитория чувствует себя обделенной. То есть перед ней что-то происходит, аудитория что-то слушает и даже слышит, но как воспринимается информация уже неважно. Скорее это такое отчетное собрание, когда все собрались послушать, как закончился год или какой-то отчетный квартал. Все это неинтересно, таких людей не слушают, потому что в таком варианте спикер сфокусирован только на себе. А аудитории ведь важно, чтобы эта история была про них. Это и есть диалог со зрителем. Настрой на диалог всегда будет сквозить в жестах, мимике, лексике, в самом формате коммуникации.
Работа со страхами
Страх публичных выступлений — это, пожалуй, главное, что останавливает спикера. Безусловно, эмоциональное состояние важно, но абстрактные советы типа «подыши, постучи себя, выпей валерьянки» (кстати, не стоит) не помогают, потому что первое, что нам нужно сделать – это «продать» себе идею того, что вы можете не волноваться. А в какой момент это наступает? Когда вы подготовились и знаете что вас будет ожидать.
Ведь страх – это логичная реакция нашего существа на любую опасность, на любую стандартную непредвиденную ситуацию. Публичное выступление как раз таковой ситуацией и является. Мы не знаем что за люди придут нас слушать, чего они от нас хотят, что они о нас подумают, что скажут и так далее. Мы начинаем волноваться.
Чтобы минимизировать влияние волнения на вас во время выступления, надо, в первую очередь, подумать о том, что вас смущает, чего вы боитесь больше всего и прописать варианты развития событий. Например, я боюсь, что в зале будут люди, которые скажут, что я не профессионал, несу полную чушь. Теперь уточняем вопрос: в каком месте я боюсь, что ко мне «придерутся» и скажут, что я эту саму чушь несу. Например, в месте, где я привожу пример с цифрами или в месте, где я ссылаюсь на какую-то цитату или в месте, где я делюсь эпизодом из своего опыта. Отлично, что я могу сделать, чтобы найти доказательства, убедить их и подготовиться к таким вопросам. Например, проверить цитату, проверить цифру статистики, подготовить больше деталей к кейсу и так далее.
Дальше я боюсь, что в зале будут люди, которые умнее, опытнее меня и лучше разбираются в вопросе. Тут нечего боятся, так и будет. В зале всегда есть те, кто разбирается в теме более глубоко и дольше в ней. Здесь надо подумать о том, что я могу сделать, чтобы минимизировать какой-то возможный, как нам кажется, негатив с их стороны. Например, в самом начале поприветствовав всех, отдельно поприветствовать коллег, которые уже давно в этой сфере. Сказать, что это здорово, что сегодня здесь мои старшие товарищи, поэтому мне очень ценен ваш отклик, я буду рад, если вы меня поддержите и, возможно, где-то покритикуете. Подключайтесь, пожалуйста к диалогу, потому что моя основная задача не научить чему-то здесь кого-то, не поучать, а поделиться тем, что я знаю, умею и делаю. И, конечно же, распаковать ваш опыт. Тем самым, мы делаем такой реверанс в сторону более опытных коллег и снимаем возможное напряжение.
Мы часто боимся больше того, что с нами не происходило, либо происходило где-то в книгах, но не у нас. Именно поэтому наши страхи приобретают какое-то невероятное очертание. И вот каждую свою страшилку нужно найти такое противоядие, что я сделаю, чтобы этого не произошло. Тем самым, вы лучше подготовитесь и будете настроены на вот эти чрезвычайные ситуации.
Идея, аудитория, цель
Вы должны точно понимать начинающий вы оратор или нет, о чем вы будете говорить, зачем вы будете говорить, чего от вас хотят получить ваши слушатели и, что они унесут с собой. И главное – кто ваши слушатели. Кто меня сегодня придет слушать: студенты или эксперты? Случайно они попали, их заставили или они пришли по своему желанию? Что они хотят от меня получить? А что я им хочу дать? В какой точке мой интерес и их интерес совпадают, пересекаются?
Подумайте, какова ваша основная идея и как бы вы выразили ее в одной строке, потому что именно эту идею в идеале вы должны заложить зрителям в головы. Это то послевкусие, которое останется после встречи с вами.
Седа Каспарова: «Бобруйчане крутые»
Седа Каспарова – журналист и телеведущая – приехала в Бобруйск со своим авторским тренингом «Голос как возможность». А до этого заглянула к нам, в офис BOBR.BY, и рассказала много интересного.
— Как настроение?
— Настроение просто прекрасное! Спасибо Бобруйску, что встретил меня отличной погодой. Я не часто бываю в этом городе, но в каждый мой приезд здесь происходит что-то хорошее. Я очень рада, что снова здесь.
— Расскажите, как появилась идея создать такой тренинг?
— Я начала работать на телерадиокомпании «Могилев» 10 лет назад. Так или иначе, я на протяжении всего этого времени работала с голосом. И поэтому мне всегда хотелось развиваться в этом направлении. В определенный момент, когда я поняла, что у меня что-то начало получаться, – я решила рискнуть. На самом деле этот момент наступил совсем недавно, когда накопились какая-то база и уверенность в себе. И вот я решила немного обнаглеть. И подумала, что надо пробовать, раз не сидится на месте, раз хочется этим заниматься.
Я ездила и продолжаю ездить на различные тренинги и мастер-классы как ученик. Потому что нельзя сказать, что я уже суперзвезда. Нет, я ещё только в начале пути и прекрасно это понимаю. И для меня очень важно напитываться энергией и новыми знаниями старших товарищей. Я жду какой-то критики. На каждой встрече я прошу, чтобы люди говорили, что им не понравилось, что не получилось. Ведь эти замечания помогут мне в дальнейшем изменить программу или подход, может, узнать что-то больше. Если тебя поддерживают на всех этапах и говорят, что всё круто, всё классно, то ты расслабляешься и тогда можешь остановиться в развитии. Я этого очень боюсь. Поэтому все вопросы и комментарии очень ценю и собираю.
— Провести тренинг в Бобруйске вас пригласили или же вы сами захотели приехать сюда?
— Я человек не наглый, но я сама написала Наташе Халанской (директор тайм-клуба «1387»). Бобруйск – это культурный город, движовый. Он своей активностью обходит многие города Беларуси – и даже Могилев может ему в этом где-то позавидовать. В Бобруйске всегда есть какие-то интересные люди, активисты. Те, кто-то хочет что-то делать и узнавать новое. И вот есть эта девушка Наташа, которая объединяет вокруг себя других людей, которым не всё равно. Тех, кто готов поделиться своими знаниями, провести какой-то мастер-класс. Поэтому я и предложила Наташе, что если мои знания будут кому-то интересны, то я также буду счастлива поделиться ими.
— Хоть вы и не часто бываете в Бобруйске, но, возможно, у вас есть здесь любимое место?
— Любимого места пока не случилось, потому что каждый приезд в Бобруйск для меня это: «О, как здесь классно, а там вообще здорово!». Не буду оригинальной, но в Бобруйске мне очень нравятся люди. Если судить по моей журналистской практике, то могу сказать, что люди здесь всегда открытые и активные. И даже когда ты проводишь опрос на улице и останавливаешь 10 человек, то останавливаются все 10 – и у каждого есть своя история, есть, что рассказать и чем поделиться. Это так удивительно, потому что в Могилеве нужно просто носиться за людьми, чтобы они сказали хоть что-то. А здесь люди классные! Я всегда говорила, что бобруйчане крутые!
— Как давно вы начали проводить тренинг?
— Если официально, то в качестве тренера – вот я создала программу и начала работать – это месяца 4. До этого я тоже этим занималась, но в рамках каких-то мастер-классов и как журналист. Меня приглашали на какие-то студенческие мероприятия, на различные выступления. Там я делилась опытом, а сейчас я немножко изменила вектор своей работы. И всё свободное время посвящаю именно этому проекту и занимаюсь только им.
— Тяжело было перейти от работы журналиста к работе тренера?
— Тяжело было вообще начать делать что-то своё. Я 10 лет работала под прекрасным руководством и была уверена в том, что делаю. Там я была частью команды, которую вёл капитан. А здесь капитана нет. Да, я всё ещё журналист, всё ещё работаю, делаю материалы, но это не то. Я сама себя, как котёнка, выбросила в свободное плавание. Сначала я пребывала в какой-то прострации. Сложно было перестроиться от того, что ты работаешь в команде и делаешь какое-то дело, к тому, что ты теперь сама отвечаешь за все, что тебе теперь нужно изыскивать какие-то ресурсы и творческие, и временные на то, чтобы раскрутить и продвинуть свой проект. Но это всё тебя закаляет и делает сильнее. Я рада, что это происходит сейчас, потому что объём знаний, полученных мной за последний период, и количество прекрасных людей, появившихся в моей жизни, просто зашкаливает. Эти люди очень мне помогают поверить в себя и работать в этом направлении.
— Какая основная цель тренинга?
— Финальная точка – это начало работы над собой тех людей, которые ко мне приходят. Естественно, за два часа рассказать всё не получится. Моя задача – дать какой-то толчок, заинтересовать. Материала много. Это и из просторов интернета, и мой личный опыт, и знания моих учителей, и мои журналистские знания. Вначале я говорю о простых и базовых вещах. Но многие с этими вопросами просто никогда не сталкивались. Например, не думали, как они дышат, о том, как дыхание может повлиять на их голос.
А ведь голос – это твой ресурс. Это я пытаюсь донести до слушателей. И так здорово, когда люди видят, что тренинг им помогает, когда они видят разницу до и после. Да, этот эффект скоротечен, голосом нужно заниматься постоянно. И когда люди после тренинга уносят с собой какие-то «штучки», чему-то учатся – меня это очень радует. Потому что за два часа поглотить всю информацию нельзя. Наивно полагать, что каждый слушатель будет в день по часу делать упражнения для голоса. Но если каждый возьмёт хоть по чуть-чуть, и кому-то этот тренинг будет полезен, то я буду рада.
— Как студентка факультета иностранных языков оказалась на радио?
— Первый год я училась в филиале Минского государственного лингвистического университета на базе Могилевского областного лицея. Радио началось совершенно случайно: я узнала от знакомых, что можно вроде бы просто так ходить на радио и чему-то учиться. Мне это было очень интересно. Мой папа не разрешил мне идти учиться на журналистику, потому что не считал это серьёзной профессией. Но потом он всё-таки понял, что журналистика мне ближе, чем все остальное. Я полгода ходила на радио «Могилев». Первое время я отвратительно читала, но, к счастью, те записи не сохранились. Я многому училась у своих коллег, а еще мне помогал прекрасный диктор Олег Хлыстов. Там я впервые увидела диктофон. Я не знала, как подходить к людям, как с ними общаться. Я узнала, из чего состоит город: что есть система ЖКХ, что собой представляет система образования. Да, эти полгода были нелёгкими, были, конечно, и слёзы, но, несмотря ни на что, там мне было интересно. А потом меня взяли работать в штат.
— Как вы решили перейти с радио работать на телевидение?
— У нас сменилось руководство: телерадиокомпанию «Могилев» возглавила Ирина Борисовна Акулович. И она решила заглянуть на радио, посмотреть, что у нас происходит: может, есть молодая кровь, которая бы смогла работать и на телевидении. Это такая традиционная ротация кадров внутри одного предприятия.
Первые 2 месяца я просто вникала в процесс, который кардинально отличается от того, что происходит на радио. Телевидение – это другое построение сюжета, другие фразы, другая динамика. Спустя 2 месяца меня вызвала к себе Ирина Борисовна и сказала, что время адаптации прошло и пора уже начинать что-то делать, чем-то заниматься. Начали, естественно, с новостей. 3 года на радио не прошли даром: я стала лучше читать. Но в остальном я училась всё делать заново. На телевидении тебе нужно следить и за собой, и за текстом, и за говорящим, и за картинкой – и это было самым сложным.
-Есть ли у вас кумир в журналистике?
— Сейчас такого человека нет. В разные периоды были разные люди. Когда-то давно мне нравился Владимир Соловьёв. Я его смотрела и слушала. А сейчас я просто стараюсь много смотреть, слушать, читать и от каждого журналиста взять всего по чуть-чуть.
— Что самое тяжелое в журналистике?
— Для меня это опросы. Каждый раз у меня такое ощущение, что я что-то продаю. Это сложно и настроиться на них тяжело. Сложно бывает разговорить человека, чтобы он сказал тебе хотя бы пару слов.
— Чтобы вы изменили в своей профессиональной карьере, если бы была такая возможность?
— Ничего. Я думала об этом, когда была в творческом поиске, но нет, я бы ничего не меняла. Ведь убрав один кирпичик, ты можешь разрушить всё здание. Я благодарна за каждый день, за хорошую работу, за отличный коллектив, который сложился за эти годы. Для меня честь работать с этими людьми. Для меня радость ходить на работу, ведь я получаю удовольствие от того, что делаю.
— Как вы любите отдыхать?
— Мне тяжело усидеть на месте. Если есть возможность, времена и финансы, то я путешествую. В последние время я освоила гранды. Это возможность для молодых журналистов побывать в разных странах и получать знания. В рамках этой программы я ездила на учёбу в Индию, Грузию и несколько раз в Ригу. Это очень здорово. Жалко только, что я поздно узнала про это. Также я люблю плавать, много читаю и смотрю фильмы. В свободное время увлекаюсь готовкой, мне нравится радовать близких чем-то вкусным.
— Фильм, который должен посмотреть каждый?
— На самом деле таких много. Но больше всего мне нравится «Фонтан» с Хью Джекманом. Пошел у меня этот фильм не с первого раза, но он крутой. А еще мне нравятся советские фильмы. Люблю Чаплина – это что-то глубокое и настоящее.
— Что самое главное в жизни?
— Сейчас я пришла к выводу, что самое главное – женское счастье. У меня был период в жизни, когда у меня не было ничего, кроме работы – это сложно и неправильно. Для меня счастье – это чувствовать, что я живу, что я не просто так нахожусь здесь. Важно сделать то, что принесёт людям пользу.
Как сделать, чтобы вас слушали? Мастер-класс от Седы Каспаровой
Для начала немного про тренера. Седа Каспарова – журналист, телеведущая, сотрудница телерадиокомпании «Могилев». А еще девушка с неистощимой энергией, успевающая проявить внимание к каждому слушателю, ответить на все вопросы.
Как оказалось, мастер-класс на тему, как использовать возможности своего голоса, заинтересовал самых разных людей. Вместе собрались и совсем юные слушатели, и пенсионеры, мужчины и женщины, люди разных профессий: звукорежиссер, преподаватель, журналист, стилист, продавец. Просто обычные люди, которым не нравится тембр их голоса. Люди, которые хотят, чтобы их слушали, и чтобы им не приходилось при этом повышать голос.
Вначале было немного теории. Седа Каспарова объяснила, как влияет на общение разница в уровне знаний о предмете разговора и как нужно готовиться к публичному выступлению, как перестать бояться публики и правильно задавать вопросы.
На примере одежды ведущих радио БиБиСи выяснили, что внешний вид влияет на то, как мы говорим и как нас при этом воспринимают.
Поняли, откуда взялся этот иррациональный страх – страх публичных выступлений. Это инстинкт, оставшийся с первобытных времен – когда на нас пристально смотрят, то нужно драться или убегать.
Дальше – еще интереснее. Оказалось – человеку свойственно «отзеркаливать» все то, что говорит и показывает собеседник, причем, происходит это непроизвольно и очень быстро – с задержкой всего 0,04 секунды. Поэтому так важно выходить к аудитории в хорошем расположении духа. Иначе ваш внутренний дискомфорт мгновенно передастся людям.
Потом была практическая часть, она оказалась очень веселой и продуктивной. Участники делали упражнения, которые показали, как у кого развит речевой, голосовой аппарат, какие у кого зажимы, как это все можно преодолеть. Стучали по своим костям. Практиковались в «мычании», которое согласовывает все резонаторы тела друг под друга. Говорили с карандашом в зубах. Звали кошку, которая сначала сидела под ногами, а потом далеко, на другом конце комнаты. Учились дышать животом, вовлекать в процесс диафрагму.
Так, казалось бы, небольшой семинар не только зарядил позитивом и оптимизмом, но и дал новые интересные знания, заставил задуматься о своих возможностях и способностях, наметил направления, в которых можно и нужно двигаться, если хочешь развивать свой голос. А в результате все участники остались довольны встречей.
Лидер говорит
Кто такой лидер? Как ему удается вести за собой, вдохновлять, убеждать? Конечно, важнее всего идеи, которыми он хочет поделиться, цели, к которым стремится сам. Но кроме того, он умеет подать себя, умеет говорить. Можно ли этому научиться?
Образ лидера складывается из множества составляющих. И одна из них — умение говорить так, чтобы вас услышали. Уверенность, хорошо поставленный голос, ясная, четкая речь очень важны. С их помощью можно вдохновить других, убедить их поддержать вашу идею.
Но как быть человеку со слишком высоким или тихим голосом, особенно если он руководитель? И что делать, если, выступая перед большой аудиторией, вы забыли текст? Разобраться поможет тренер по дизайну голоса и речевому имиджу Седа Каспарова.
«Правильный голос»
Лидер в нашем представлении — человек сильный, способный брать ответственность не только за себя, но и за других. С ним не страшно, он идет вперед и ведет за собой. И не боится объяснять, чего хочет. Он не просто кричит, он говорит так, что его слушают.
Нам кажется, что если собеседник умеет управлять голосом и привлечь к себе внимание других, если он справляется с волнением и не боится выступить перед нами, то он способен на многое.
А если от природы вы не наделены «правильным» голосом, его можно поставить. Спокойная речь, ровный тон вызывают ощущение, что человек слов на ветер не бросает, дорожит своим и чужим временем, контролирует ситуацию. Одним словом, мы уверены, что перед нами лидер.
Каким же должен быть «лидерский» голос? Лучше всего воспринимается низкий, объемный, грудной тембр.
Форма и содержание
Люди устали от «картонных» ораторов, шаблонных выступлений, от того, что спикеры пытаются играть в лидеров, но на самом деле таковыми не являются. Они слишком зациклены на себе, забывают, как важно поддерживать диалог со слушателями.
Даже если вы следуете советам, которые нашли в книге по риторике, но при этом сами не понимаете, зачем вам это, ничего не выйдет. Нужен контакт с аудиторией. Людям нужны люди. Настоящие, живые. Хочется услышать не только красивый голос, но и мысли, которыми стремится поделиться говорящий.
Когда понимаешь, что даже великие люди не идеальны, обретаешь уверенность, и тогда все получается
Если вы заботитесь о слушателях, постарайтесь больше узнать о своем голосе. Расспросите близких и друзей, какое впечатление вы производите на них, когда говорите. Возможно, у вас слабый, тихий голос, вы часто запинаетесь, быстро выдыхаетесь. Перед аудиторией больше 50 человек вам сложно удерживать внимание, люди начинают скучать.
Запишите все, что узнаете, на листе бумаги.
Затем переверните его и перечислите, к чему вы стремитесь. Например, вы хотите, чтобы голос стал более глубоким, объемным, а дикция — более четкой. Чтобы вас слушали и слышали. Или вам нужно научиться говорить долго и контролировать дыхание. Так вы лучше поймете, к чему стремитесь.
После того как вы все перенесли на бумагу, начинайте практиковаться. Еще вам понадобится обратная связь от слушателей. Работайте с дыханием, артикуляцией, с силой голоса, с подачей материала. Но самое главное — работайте с идеей, с собственной мотивацией. Даже если ваш голос станет таким, каким вы хотели, без внутренней силы и уверенности ничего не получится.
Где взять энергию
Когда вы знаете, что говорить, и знаете зачем, все остальное уже не так важно. Желание поделиться не позволит вам молчать. Ведь вы не просто болтаете, а стремитесь передать нечто важное.
Если вам сложно найти энергию в себе, попробуйте найти вдохновение в музыке, которая зарядит вас, настроит и успокоит. Сделайте плейлист и прослушайте любимые композиции за несколько минут до выхода, например, на сцену.
Или пересмотрите выступления спикеров, которые вас вдохновляют. Вы увидите, что у них свои особенности произношения, разные голоса, разная манера говорить. Они тоже забывают текст, запинаются. Но их энергия, заряд, их уверенность настолько сильны, что ошибок никто не замечает.
Когда понимаешь, что даже великие люди не идеальны, обретаешь уверенность, и тогда все получается.
Сила — в искренности
Текст иногда забывают даже самые опытные спикеры. Не надо этого бояться, краснеть, отвлекать внимание от ошибки. Лучше превратить ее в шутку, экспромт. Например, сказать: «Знаете, всю жизнь боялся, что забуду текст, и вот это случилось. Поддержите меня, пожалуйста, и мы пойдем дальше».
Конечно, многое зависит от формата мероприятия. Но в любом случае чем искреннее вы будете, тем лучше. Подготовьтесь, настройтесь и начинайте разговор с публикой. Не выступление, а беседу. Помните, что люди чувствуют фальшь, и неважно, сколько человек перед вами — пять или сто.
Если голос подводит
Может ли человек с высоким голосом удержать аудиторию? Да, может. Ведь лидер — это в первую очередь личность, а уже потом тембр и тон. Когда человек действительно хочет быть услышанным, он сделает все, чтобы добиться цели.
Первое и главное — признать свои недостатки. А затем работать над ними. Например, Маргарет Тэтчер, чтобы научиться правильно говорить, занималась с преподавателем.
Кроме того, нужно помнить, что на голос влияет также и гормональный фон. Как правило, чем больше тестостерона, тем он глубже и сильнее.
Лидер — не статус и не пиджак, не дорогие часы и автомобиль, не голос. Лидер — это внутренний огонь, который чувствуют все
Можно ли поспорить с природой и изменить звучание голоса? Да. В рамках диапазона, который вам дан, вы способны сделать голос таким, чтобы вас слышали и узнавали. Но не забывайте об идее. О том, для чего собственно вам нужен «лидерский» голос.
Многие лидеры совсем не похожи на тех идеальных людей, которых мы себе воображаем. Например, Ганди запомнился как человек, который владел сердцами и умами людей, а не как прекрасный оратор. Потому что в вашем диалоге с аудиторией важнее содержание, чем форма. И все же хорошо поставленный голос поможет вам быстрее достучаться до людей, к которым вы обращаетесь.
Больше чем голос
Лидер — не статус и не пиджак, не дорогие часы и автомобиль, не голос. Лидер — это внутренний огонь, который чувствуют все, несмотря ни на что. К нему тянутся, за ним идут. И голос — просто один из инструментов, при помощи которых можно передать идею. Голос ради голоса не поможет наладить контакт с аудиторией. Для лидера речь — простейший способ достучаться до тех, кто ему нужен и важен.
Огонь внутри вас, запал, одержимость идеей, осознание, что вам есть что сказать, помогут найти силы для работы с голосом и речью.