савонарола джироламо краткая биография
Как монах Савонарола боролся с искусством и роскошью, и чем все это закончилось
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Несостоявшийся медик и увлеченный монах
Это была очень интересная, быть может, самая интересная эпоха со времен падения Рима. Италия была территорией Возрождения, она была охвачена идеями гуманизма, и это влияло на всю европейскую действительность (и, в какой-то степени, на историю Руси). Вторая половина XV века в Италии – это эпоха шедевров Микеланджело и да Винчи, великолепной Флоренции, славы герцогов Медичи, благодаря которым развивалось искусство, появлялись шедевры, пробивали дорогу к славе гениальные художники. Но это еще и период яростной борьбы с тем же самым искусством одного из интереснейших государственных деятелей – Джироламо Савонаролы.
Джироламо рос ребенком образованным, любил учиться, все говорило за то, что его ждет блестящее, обеспеченное, достойное будущее. Он много времени посвящал изучению поэзии – как многие образованные люди того времени, сам предпринимал попытки сочинять и делал это довольно успешно. Но при этом довольно рано в юноше проявилось стремление к самоограничению и религиозным размышлениям, которые потом приведут Савонаролу к монашеству.
А между тем, аскетизм не был популярным для той эпохи жизненным принципом. От средневековых воззрений люди Возрождения пришли к другой философии – к приоритету чувственных наслаждений, к разврату и падению нравов – так, во всяком случае, потом назовет это положение дел Савонарола. Епископы не подавали пастве хорошего примера, сплошь и рядом католические священники жили во грехе, даже римские папы не стеснялись заводить внебрачных детей и, больше того, объявлять о своем отцовстве.
В решении Савонаролы уйти от мира сыграла свою роль и личная трагедия. В двадцать три года он стал жертвой безответной любви к незаконнорожденной дочери флорентийца Строцци, получил отказ; вскоре после этого он принял решение удалиться в монастырь.
Монастыри Феррары не подходили – слишком богаты для юного аскета, а возможно, и слишком близки территориально к той жизни, которую он стремился оставить позади. Савонарола отправился в Болонью, в доминиканский монастырь. Новый этап жизненного пути Джироламо диктовал и другие изменения: он отказался от имущества, вещей, денег, свою библиотеку подарил монастырю. С этого момента Савонарола был погружен в монастырскую жизнь и дальнейшее постижение наук.
Растущее влияние и общественная деятельность
Вскоре он уже был дьяконом, потом пресвитером. В 1479 году Савонарола завершил свое образование и был направлен настоятелем болонского монастыря во Флоренцию, для преподавания. С этого момента он становится проповедником, да не рядовым, а одним из самых ярких в истории христианства.
Савонарола много говорил о порочности современного ему итальянского общества, о падении нравов в Риме, о том, что позабыты многовековые устои, о том, что стремление к роскоши и чрезмерное увлечение материальной стороной жизни, включая произведения искусства, направляет христиан по греховному, ложному пути. Поначалу его проповеди имели переменный успех. Он переезжал из города в город, совершенствуя ораторское мастерство, чтобы в один прекрасный день вернуться во Флоренцию, с которой и будет связана его дальнейшая судьба и его гибель.
Когда французский король Карл VIII вступил в Италию и оказался у стен Флоренции, на переговоры с ним отправился именно Савонарола. И сам факт переговоров с одним из европейских правителей, и то влияние, которое оказали на молодого короля слова Савонаролы, только упрочили репутацию последнего. Вскоре он уже решал множество других вопросов по управлению Флоренцией.
Конфликт с церковью и казнь
Разумеется, были у проповедника и враги. Образовались даже «партии» – одни стремились вернуть Медичи на флорентийский престол, другие отстаивали принципы аристократической республики, для третьих же Савонарола продолжал оставаться любимым правителем.
Кстати, что касается другого флорентийского художника – Микеланджело, он счел за лучшее уехать в Рим в период расцвета власти Савонаролы, вернулся мастер уже после смерти народного лидера.
Настоятеля Сан-Марко и правителя города пытались «купить» кардинальской шапкой, должностью в Риме – он это с презрением отверг. Но общая политическая обстановка, военная угроза, решения, продиктованные Священным Писанием, но бьющие по финансовой состоятельности горожан, как, например, ограничение ростовщичества и требование выдавать бедным беспроцентные займы, привели к тому, что Флоренция оказалась в сложном политическом и экономическом положении. Следовательно, росло и недовольство проповедником.
Несмотря на чудодейственный эффект от проповедей Савонаролы, человека очень харизматичного, умевшего «уводить» людей с увеселительных балов и карнавалов, власть его над умами флорентийцев стала ослабевать. Та самая толпа, что когда-то восторженно подхватывала слова монаха, в 1498 году заключила его в тюрьму. Савонарола был схвачен вместе со своими двумя сторонниками и после допросов и пыток казнен – повешен и потом сожжен на площади Синьории во Флоренции.
Эпизод закончился, Флоренция возвратилась на свои исторические рельсы, Медичи вернулись, мир двигался дальше, окончательно оставив позади Средневековье.
Савонарола впоследствии был признан католической церковью мучеником веры.
Как и все католические монахи, Савонарола носил прическу, именуемую тонзурой, а вот как выглядели мужские стрижки в других конфессиях.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Савонарола: монах у власти
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Весной 1498 года был арестован священник, харизматик, пламенный проповедник, обличитель язв общества и Римской курии, одно время фактический правитель Флоренции Джироламо Савонарола. Свою жизнь он закончил на виселице 23 мая 1498 года под восторженный рев той самой толпы, которая еще недавно была готова выполнить любой его призыв.
Его жизнь — трагический пример того, как деятельный идеалист-романтик, вознамерившийся построить Царство Божие на земле — хотя бы в одном отдельно взятом городе, — несмотря на всю свою искренность и чистоту помыслов, попадает в извечную дьявольскую ловушку, увлекая в нее за собой своих последователей.
Конечно, когда отвергнутый любимой девушкой юный школяр вместо того, чтобы по примеру отца стать врачом, сбежал из родного дома в монастырь, он вряд ли мечтал «глаголом жечь сердца людей». Но его страстной натуре мало было того, что сам он вел суровую жизнь и даже книги свои подарил монастырю, оставив себе только Библию. Так возмущало его несовершенство того, что он видел вокруг, что настоятель, спасая спокойствие братии, послал его проповедником в другие города. Так Савонарола попал во Флоренцию, ставшую его судьбой.
Но любви с первого взгляда не получилось. Город республиканцев-гуманистов не принял обличений республиканца-христианина. Тем более что к тому времени дальновидные Медичи успели не только прибрать к своим рукам власть, но и самих гуманистов с их проповедью справедливого государственного устройства, требованием соблюдения законности, справедливости, свободы и великодушия превратить в придворных и чиновников-исполнителей.
Козимо Медичи, богатейшим банкир Италии, придя в 1434 году к власти, главной своей задачей поставил укрепление государства путем концентрации в своих руках как можно большего количества властных полномочий, хотя формально Флоренция оставалась республикой. А его преемник Лоренцо Медичи Великолепный уже откровенно тратил общественные деньги на непомерные личные расходы и бесстыдное сладострастие, чем быстро развратил народ.
Партии при нем прекратили свое существование, неугодные были изгнаны, казнены или брошены в тюрьму. Но усиливая диктатуру, Лоренцо Медичи любил порассуждать о добродетели и бессмертии души, и щедро снабжал деньгами и заказами Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пико делла Мирандола. А любимым его занятием было устраивать всевозможные праздники и карнавалы. Флоренция при нем стала городом вечных праздников и удовольствий.
И тут появляется какой-то монах и начинает на каждом углу клеймить все человеческие слабости. Нет, не понравился Савонарола веселым «креативным» флорентийцам. Пришлось ему на несколько лет уехать в глубинку, где народ, не испорченный утонченным светским образованием, толпами стекался в церковь послушать пламенного проповедника. В нем видели чуть ли не библейского пророка. Да он и сам считал, что Господь призвал его проповедовать добродетель и обличать пороки — деспотизм, продажность чиновников, развращенность и цинизм образованных людей. А те уже считали Савонаролу новым Сократом.
Когда он окончательно вошел в моду, его вернули во Флоренцию. Теперь изнеженная публика сама хотела нравственного преображения. Савонарола клеймил роскошь женских нарядов, и дамы снимали украшения и приходили в церковь в скромных платьях. А монах уже властно громил священников, проповедников, отцов и матерей, князей, граждан и купцов, крестьян, солдат.
Когда же наследник Лоренцо Медичи Пьеро довел Флоренцию до политического кризиса и сбежал, Савонарола остался единственным человеком, облеченным доверием горожан, и принялся за воплощение своей мечты — построение справедливой христианской республики. Он установил в городе демократическое правление, провел налоговую реформу, основал заемный банк, дававший ссуды под низкий процент, провозгласил синьором Флоренции Иисуса Христа и принялся за нравственное возрождение народа.
Флорентийцы постились, ходили в церковь, на улицах вместо песен пели псалмы, читали только Библию, во время балов и маскарадов Савонарола назначал проповеди, святотатцам велел вырезать языки, азартных игроков наказывал огромными штрафами, развратников и гомосексуалистов приказывал жечь живыми.
Все это очень нравилось простонародью и все больше раздражало интеллигенцию и аристократов. Сначала его обвиняли в том, что он вмешивается в светские дела, потом Папа вообще запретил ему проповедовать. Но Савонарола не подчинился, он просто уже не мог остановиться.
А между тем к городу подступали то французы, то герцог Миланский, свирепствовали болезни, начался голод, денег в казне не было.
Флорентийцы давно отвыкли от самоуправления, и двадцать новичков, выбранных из разных сословий в городской совет, ни о чем не могли между собой договориться. Привычная вольготная жизнь, производство, торговля — все вдруг замерло, рабочий люд шлялся без дела по улицам, стонал от голода и грозил бунтом. Народ затосковал по «сильной руке». «Джироламо обманул нас. Вот оно, обещанное Флоренции счастье!» — роптали уставшие от непривычных душевных усилий горожане.
Все вдруг словно потеряли головы от страха: республике грозили и Папа, и Сфорца, и вся лига итальянских князей, и все это, казалось, из-за одного монаха. От Савонаролы разом отшатнулись все, кроме нескольких учеников.
12 мая 1497 года папа Александр VI, назвав учение Савонаролы «подозрительным», отлучил его от Церкви. В ответ тот заявил, что несправедливо отлученный имеет право апеллировать ко Вселенскому собору. Тогда Папа, угрожая отлучением всей Флоренции, потребовал заключить его в тюрьму. Началось следствие с жестокими пытками. Но и в тюрьме Савонарола продолжал писать обличительные письма. Даже за несколько часов до смерти поступить по-монашески, по-христиански — смириться и покаяться в своих собственных грехах — он так и не смог.
23 мая 1498 года при огромном стечении народа он был повешен, а тело его потом сожгли. Построить Царство Божие не земле ему так и не удалось.
Савонарола
Джироламо Савонарола родился 21 сентября 1452 года в Ферраре.
Его предки перебрались в Феррару в XV веке по приглашению герцогов д’Эсте, которые в то время были там правителями. Происходил из старинного падуанского рода.
Джироламо был третьим ребенком в семье.
Большое влияние на его воспитание оказал дед, который привил Савонароле любовь к медицине, а также к Священному Писанию, философии, в частности, к Аристотелю в толковании Фомы Аквинского. Позже Савонарола обратит свой взор и на философию Платона вследствие учреждения платоновской академии в Каренджи Козимо Медичи в 1462 году. В более сознательном возрасте Джироламо отречется от учения Платона.
Отец Савонаролы готовил сына к медицинской карьере и старался дать ему достойное образование. В молчаливом и вдумчивом юноше рано сказались аскетические начала, любовь к размышлениям и глубокая религиозность. Италия в то время была охвачена гуманистическим движением, одним из крупнейших центров которого была Флоренция, где гуманизм при Лоренцо Медичи отличался эпикурейско-языческим направлением.
Светская жизнь и религиозно-нравственное падение Италии сильно возмущали Савонаролу. Некоторые из его ранних стансов посвящены печальному состоянию церкви, порче нравов и разрушению добрых отношений между людьми.
Личная жизнь Джироламо Савонаролы:
В юности был влюблен в дочь флорентийского изгнанника Строцци. Но любовь оказалась неудачной.
Будучи отвергнутым девушкой, а также под влиянием богословских сочинений, особенно Фомы Аквинского, привели Савонаролу к решимости поступить в монастырь.
24 апреля 1475 года он тайно бежал из родного дома в Болонью, в доминиканский монастырь, оставив дома написанное им стихотворение «О презрении к свету». В нем он сетует на то, что «примат попал в руки пирата», тем самым намекая на папу Сикста IV.
В 1482 году его послали проповедовать в разные города, в том числе в Феррару, откуда ввиду начавшейся войны с Венецией ему приказали отправиться во Флоренцию, в известный тогда монастырь Сан-Марко.
В Сан-Марко Савонарола, уже славившийся как ученый, был назначен почетным чтецом при братии и наставником послушников. В 1483 году Савонарола проповедовал в церкви Сан-Лоренцо, но не имел успеха. Это заставило его заняться исправлением своих недостатков. Он отправился проповедовать в небольшой городок Сан-Джиминьяно, где пробыл два года, увлекая слушателей своими речами. В 1486 году он преподавал в расположенном недалеко городе Фьезоле, о чем сохранились воспоминания в биографии его ученика Пагнуса Сантеса.
В 1486 году Савонарола явился в Брешии уже опытным и отважным проповедником, резко бичевавшим людские пороки, властно призывавшим к покаянию и предвещавшим Италии Божьи кары за ее грехи.
В это же время Савонарола познакомился в Реджио с Джованни Пико делла Мирандола, который стал его страстным последователем. Под влиянием Пико, Лоренцо Медичи в 1490 году вызвал Савонаролу из Генуи во Флоренцию, и он снова занял кафедру учителя в Сан-Марко. Монастырь быстро наполнился светскими слушателями. Успех проповеди Савонаролы был необычайный, людям не хватало места. 1 августа 1490 года Савонарола произнес знаменитую проповедь, где с неслыханной до него уверенностью высказал мысли о необходимости и близости обновления церкви, о том, что скоро Бог поразит своим гневом всю Италию.
Он утверждал, что, подобно ветхозаветным пророкам, передает лишь веления Божии, угрожал проклятием тому, кто не верит в его пророческое призвание, обличал испорченность нравов флорентийцев, не стесняясь в выборе выражений.
В своих вдохновенных проповедях Савонарола часто смешивал свои мысли с текстами Св. Писания, говоря в свое оправдание, что «слова эти недавно сошли с небес».
Известна речь Савонаролы против роскоши женских нарядов, после которой все дамы перестали надевать в церковь украшения. Он говорил: «Грехи Италии силой делают меня пророком». Народ верил в его пророчества, из его сочинений «Об истине пророчества» и «Об откровениях» видно, что он и сам был убежден в своем Божественном призвании. Поэтому он смело и властно громил священников, проповедников, отцов и матерей, князей, граждан и купцов, крестьян и солдат, укоряя их в отступлении от правил истинной христианской жизни.
В 1493 году Савонарола принял приглашение прочитать проповеди на Великий пост, присланное из Болоньи. В некоторых работах, например, у Виллари, посвященных жизни Джироламо Савонаролы, данный отъезд связан с изгнанием проповедника из Флоренции. В дальнейшей историографии это утверждение было подвергнуто критике.
Фактический правитель Флоренции
По папскому бреве от 22 мая 1493 года монастырь Сан-Марко получил автономию, годом спустя по папскому бреве более в Ломбардской конгрегации не состояли монастыри Пизы и Фьезоле. В том же 1494 году состоялся генеральный капитул новообразованной Тосканской конгрегации, генеральным викарием был избран Джироламо Савонарола.
В своих реформах монастыря Сан-Марко Савонарола ориентировался на апостольскую бедность. Он продал церковное имущество, изгнал всякую роскошь из монастыря, обязал всех монахов работой. Деньги, вырученные с продажи роскошного монастырского имущества, пожертвовал бедным. Для успеха проповеди иноверцам Савонарола учредил кафедры греческого, еврейского, турецкого и арабского языков. Александр VI пытался привлечь Савонаролу на свою сторону, предлагая ему сначала архиепископство во Флоренции, потом кардинальскую шапку, но Савонарола не прекращал своих обличений Рима и папы.
В 1494 году французский король Карл VIII вступил в Италию и в ноябре прибыл во Флоренцию. Пьеро ди Лоренцо Медичи был изгнан как изменник. Во главе посольства к французскому королю был поставлен Савонарола. В это тревожное время Савонарола стал настоящим повелителем Флоренции, под его влиянием во Флоренции были восстановлены республиканские учреждения.
По своим политическим взглядам Савонарола был республиканцем, но он думал, что республика лишь тогда будет благом для Флоренции, когда граждане станут нравственнее: религиозное и нравственное очищение произведет и политическую реформу.
Вся работа государственного переустройства Флоренции была выработана в проповедях Савонаролы и совершалась по его программе. По предложению Савонаролы были установлены Великий Совет и Совет восьмидесяти. 5 февраля 1495 года, по предложению Савонаролы, великий совет заменил поземельный налог подоходным, в размере 10 %.
Заемщиков Савонарола освободил от уплаты долгов, а в апреле 1496 года основал заемный банк, потребовав, чтобы в годовой срок выехали из Флоренции все ростовщики и менялы, бравшие по 32 %.
Савонарола провозгласил синьором и королем Флоренции Иисуса Христа, сам же он был в глазах народа избранником Христа.
Политическим преобразованием Савонарола закончил лишь часть своей задачи, ему предстояло еще нравственно возродить Флоренцию. Уже в 1494 году заметна была перемена: флорентийцы постились, посещали церковь; женщины сняли с себя богатые уборы; на улицах вместо песен раздавались псалмы; читали только Библию; многие из знатных людей удалились в монастырь Сан-Марко.
Савонарола назначал проповеди в часы, когда были назначены балы или маскарады, и народ стекался к нему. С жестокостью обрушивался Савонарола на святотатцев, которым велел вырезать языки, на азартных игроков, которых наказывал огромными штрафами; развратников и содомитов он призывал сжигать заживо.
Савонарола с увлечением прибегал к шпионажу, который при нем заметно распространился во Флоренции. На стороне Савонаролы были люди из простонародья, партия «белых», которых называли «плаксами» (piagnoni).
Против него были «беснующиеся» (arrabiati), приверженцы аристократического республиканского правления, и «серые», стоявшие за Медичи. В проповедях Савонарола никого не щадил и потому обрел много врагов как в светской среде, так и среди духовенства.
Сначала его обвиняли в том, что он вмешивается в светские дела, потом начали критиковать ту проповедь, где Савонарола говорил о гневе Божием, висящем над князьями и прелатами.
По приказанию папы Савонарола должен был удалиться в Лукку, но его прощальная проповедь так потрясла слушателей, что они уговорили папу отсрочить высылку Савонаролы.
Против Савонаролы не раз выставляли других проповедников, не раз папа запрещал ему проповедовать, но слава Савонаролы проникла даже за пределы Италии: его проповеди переводились на иностранные языки (даже на турецкий, для султана). Между тем Карл VIII, покинув Неаполь, решил направиться через Флоренцию вместе с Пьеро ди Лоренцо Медичи, который хотел восстановить свою власть.
Город вооружился, во главе движения стал Савонарола. Он отправился в лагерь французов и произнес смелую речь, грозя Карлу карой Божией, если он посягнет на свободу Флоренции. Под влиянием Савонаролы союз с Францией не был расторгнут, а отнятые у Флоренции города (кроме Пизы) были ей возвращены. Интригам Пьеро ди Лоренцо Медичи против Савонаролы помогали герцог Миланский, кардинал Асканио Сфорца и Мариано да Дженаццано, потерявший из-за Савонаролы репутацию лучшего проповедника.
Враги Савонаролы восстановили против него папу, который пригласил Савонаролу в Рим, но тот под предлогом болезни отказался, продолжая свои обличительные проповеди. Доминиканцы, которым папа поручил рассмотреть содержание проповедей Савонаролы, не нашли в них основания для обвинения Савонаролы в ереси, и папа опять предлагал ему сан кардинала.
После удаления французской армии для республики настали тяжелые времена: свирепствовали болезни, начался голод, финансы были истощены, герцог Миланский призвал против Флоренции императора Максимилиана, который осадил Ливорно. Синьория умоляла Савонаролу успокоить народ. Савонарола устроил процессию, чтобы поднять народный дух, истощенный многочисленными невзгодами, несмотря на то, что папа снова запретил ему проповедовать.
Потом «беснующиеся» произвели переполох в церкви во время проповеди Савонаролы, не дав ему закончить речи, а 12 мая 1497 года папа Александр VI, назвав учение Савонаролы «подозрительным», отлучил его от церкви. Савонарола протестовал, 19 июня появилось его «Послание против лживо испрошенной буллы об отлучении», где он отказывался повиноваться отлучению, «противному христианской любви и заповедям Господним», и заявлял, что несправедливо отлученный имеет право апеллировать ко Вселенскому собору.
В это время Савонарола выпустил в свет свое знаменитое сочинение «Триумф Креста», в котором защищал истины католического вероучения, объяснял догматы и таинства католической церкви.
В последний день карнавала 1498 года Савонарола совершил торжественное богослужение и «сожжение анафемы». Тогда папа прислал бреве, где требовал отправки Савонаролы в Рим или заключения его в тюрьму, угрожал интердиктом всей Флоренции и отлучал всех, кто будет говорить с Савонаролой или слушать его.
Однако синьория долго не решалась тронуть Савонаролу; проповеди его продолжались, он развивал мысль о необходимости созвать Вселенский собор, так как папа может заблуждаться. В это же время появилось сочинение Савонаролы «О правлении и законодательстве города Флоренции».
После второго папского бреве синьория запретила Савонароле проповедовать, 18 марта он простился с народом. Он написал «Письмо к государям», в котором убеждал их созвать Вселенский собор для низвержения Папы. «Письмо» было послано сначала к французскому королю Карлу VIII, но было перехвачено и попало в руки Папы. Флоренция взволновалась.
Казнь Джироламо Савонаролы
25 марта 1498 года проповедовавший в церкви Святого Креста францисканец Франциск Пулья объявил, что готов вызвать на «испытание огнем» любого, кто настаивает на незаконности отлучения Савонаролы. Вызов принял доминиканец Доминик Пешиа, однако неожиданно Пулья настоял на том, что войдет в огонь только вместе с Савонаролой. Джироламо не воспротивился. «Испытание огнем» было ратифицировано «Постановлением» флорентийской Синьории, согласно нему по завершении испытания главный представитель потерпевшей поражение стороны подлежал изгнанию из Флоренции.
В том случае, если в пламени костра сгорят представители обеих сторон, то проигравшей стороной, подвергаемой изгнанию, объявлялся только Савонарола. «Испытание» должно было состояться утром 7 апреля на площади Синьории. Савонарола прибыл на место после прочтения прощальной проповеди в Сан-Марко. За время приготовления костров и ожидания противника Савонаролы, который укрывался в Палаццо Веккьо, начался проливной дождь, из-за которого отсырели дрова. Вернувшись в Сан-Марко, Савонарола объявил своей пастве, что одержал победу в испытании.
Согласно легенде, Савонарола за несколько часов до смерти начал писать также «Руководство к христианской жизни» на переплете одной книги, по просьбе тюремщика. 22 мая ему был объявлен смертный приговор, а 23 мая 1498 года при огромном стечении народа он был повешен, а потом тело его сожжено.
Учение Савонаролы было оправдано Павлом IV, а в XVII веке в его честь был учрежден один из обрядов во время таинства ведения католической службы. В 1875 г. Савонароле поставлен памятник в Ферраре. В то же время, статуя его, как одного из предшественников Реформации, входит в состав памятника Мартину Лютеру в Вормсе.
Труды Джироламо Савонаролы:
Проповеди на Иезеккиля;
Проповеди на Исход;
Проповеди на Иова;
Проповеди на Руфь и Михея;
Проповеди на книгу пророка Аггея;
Проповеди на Амоса и Захарию;
Проповеди на Псалмы;
Триумф Креста;
Трактат об управлении Флоренцией;
Трактат против астрологии;
Трактат «Об искусстве хорошо умирать»
Образ Джироламо Савонаролы в кино:
Стивен Беркофф в роли Савонаролы
Иэн Глен в роли Савонаролы
Джироламо Савонарола упоминается в шестой главе трактата «Государь» Никколо Макиавелли. Макиавелли противопоставляет Савонаролу другим пророкам: «Моисей, Кир, Ромул и Тезей, будь они безоружны, не могли бы добиться длительного соблюдения данных ими законов. Как оно и случилось в наши дни с фра Джироламо Савонаролой: введенные им порядки рухнули, как только толпа перестала в них верить, у него же не было средств утвердить в вере тех, кто еще верил ему, и принудить к ней тех, кто уже не верил».
Деятельность Савонаролы во Флоренции, его размолвка с папой, отлучение от церкви и казнь описаны в романе Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».
Савонарола является историческим прототипом Его Воробейшества в серии романов Джорджа Мартина «Песнь Льда и Огня».
последнее обновление информации: 29.08.2021