сапгир биография для детей
Биография Генриха Сапгира
Ге́нрих Вениами́нович Сапги́р родился 20 ноября 1928 года в еврейской семье в Бийске Алтайского края, сын сапожника Бениамина Файвышевича (Владимира Павловича) Сапгира (1895—1963), открывшего в период НЭПа предприятие по производству обуви и вынужденного с семьёй перебраться в Бийск. Сапгир писал о том, что со стороны матери, белошвейки Малки Вульфовны (Марии Владимировны) Сапгир (урождённой Беленькой, 1902—1957), он состоял в родстве c Марком Шагалом. Родители происходили из Витебска и разговорным языком в семье был идиш. У него были старшие братья Меер (в быту Михаил, 1919—1991) и Игорь, младшая сестра Элла.
В 1929 семья переехала в Москву. Читать начал очень рано, «все быстрее увлекаясь самим процессом мгновенного чтения. В местной библиотеке серая мышка-библиотекарша с удивлением смотрела, как я набирал целую стопку книг по трем абонементам: мамы и двух взрослых братьев-студентов. И пусть все мешалось в моем мозгу, это не мешало мне быть вместилищем самых неожиданных знаний, удивлявших моих друзей и домашних».
Писать стихи начал примерно в 11 лет, во всесоюзной газете «Пионерская правда» было опубликовано одно из детских стихотворений Сапгира. «Еще в первых классах я что-то пробовал писать: в прозе меня вдохновлял А.Гайдар — и я написал несколько тетрадей «Гейка и его команда»; в поэзии на меня произвела огромное впечатление вторая часть «Фауста» — своей пестротой, величием и непонятностью — и я стал писать большую поэму, где Свет борется с Мраком — два великана, и это была какая-то вселенская Весна. »
Во время войны остался с матерью в Александрове Владимирской области — отец и братья ушли на фронт (отец был призван в 1942 году, награждён орденом Красной Звезды, медалями; брат Игорь погиб на фронте). В 1944 году вернулся в Москву один (мать с трёхлетней сестрой остались в Александрове).
С 1944 года участник литературной студии поэта и художника Евгения Кропивницкого при Доме пионеров Ленинградского района Москвы.
Вернувшись из эвакуации, с 15 лет начал самостоятельную жизнь на московской окраине, стал примерным учеником «лианозовской школы», именованной так по названию подмосковной станции Лианозово, где в бараке жил друг Сапгира Оскар Рабин и куда с конца 1950-х «стали приезжать сначала молодые художники и писатели, затем журналисты и дипломаты — посмотреть на картины, послушать стихи. А с ними черные «Волги» КГБ. В общем назвали нас всех «Лианозовской группой». Так теперь и записано в истории русского искусства.
Учился в полиграфическом техникуме, в 1948—1952 годах проходил воинскую службу на объекте Свердловск-4. После демобилизации работал нормировщиком в скульптурном комбинате Художественного фонда (1953—1960).
Первая серьезная публикация — вышедшие в Большой серии «Библиотеки поэта» в 1959 переводы эстонских поэтов. В это же время Сапгир познакомился с группой вернувшихся с войны литераторов: Д.Самойловым, Л.Тоомом, Б.Слуцким; последний, однажды «уставя в грудь мою палец, произнес: «Вы, Генрих, формалист, поэтому должны отлично писать стихи для детей». И тут же отвел меня к своему другу Юрию Тимофееву — главному редактору издательства «Детский мир». С тех пор я пишу для детей».
В советские годы Сапгир много публиковался как детский писатель (ему принадлежат сценарии мультфильмов «Паровозик из Ромашкова» и другие, перевод текста песни «Зелёная карета» (с идиша, стихи Овсея Дриза) и другие.
В 1960 в издательстве «Детский мир» вышел первый сборник произведений Сапгира для детей с характерным названием «Первое знакомство». Следующая его книга — «Забавная азбука» (1963) — создана в традициях азбук Саши Черного и С.Маршака. Участвовал в возобновлении школьного «Букваря», «Нового букваря», где ребенок включается в словесную игру — начальные упражнения в стихосложении. В дальнейшем Сапгир написал несколько стихотворных азбук: «Лесная азбука», «Журавлиная книга», нотную азбуку «Сказка о лесной музыке», считалки и скороговорки на разные буквы алфавита.
В 1979 году участвовал в неподцензурном альманахе «Метрополь». Первая публикация «взрослых» стихов Сапгира за границей — в 1965 году, в СССР — только в 1989 году, в перестройку. Выступал также как переводчик (прежде всего, еврейского поэта Овсея Дриза, немецкой конкретной поэзии и американского поэта Джима Кэйтса). Составитель поэтического раздела антологии «Самиздат века» (1998), на основе которого создан Интернет-проект «Неофициальная поэзия».
С 1975 Сапгир печатал свои «взрослые» стихи в западных журналах: «Грани» (№95), «Третья волна» (1976. №2; 1979. №6); «Континент» (1978. №16); «Время и мы» (1978. №62), «Neue Russische Liferatur» (1978. №1; 1983. №4-5), «Эхо» (1986. №14).
За рубежом выпустил книги: «Сонеты на рубашках» (Париж, 1976); «Стихи 87» (Париж, 1987). Публикация первой книги имеет свою предысторию: в 1975 художники-нонконформисты устроили выставку на ВДНХ. Сапгир вспоминает: «Захотелось и мне показать свое творчество. На полотняных спинах двух своих рубашек я начертил два своих сонета: «Тело» и «Дух», так их и повесили на стене павильона. Недолго они провисели. Начальство повелело их снять, потому что текст не прошел лит, то есть цензуру. А про то, что это — образцы визуальной поэзии, никто и не подумал».
С 1989 Сапгир публиковал стихи и прозу в русских журналах и альманахах: «Радуга», «Огонек», «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «Арион», «НЛО».
Лауреат Пушкинской премии Российской Федерации, премий журналов «Знамя» (1993) и «Стрелец» (1995, 1996), премии «За особые заслуги» Тургеневского фестиваля малой прозы (1998).
В годы перестройки стал членом Союза писателей Москвы (с 1988 года), хотя к идее Союза писателей относился отрицательно. Был членом ПЕН-клуба с 1995 года; перед самой смертью вступил в группу ДООС (в 1999 году).
В 1996 году был среди деятелей культуры и науки, призвавших российские власти остановить войну в Чечне и перейти к переговорному процессу.
Умер 7 октября 1999 года от сердечного приступа в московском троллейбусе по дороге на презентацию антологии «Поэзия безмолвия», где он должен был выступать. («Рейс троллейбуса — на небо», — строка в тексте Генриха Сапгира «Странная граница», 1999).
Описание презентации по отдельным слайдам:
Ге́нрих Вениами́нович Сапги́р 20 ноября 1928, Бийск — 7 октября 1999, Москва русский писатель и поэт, сценарист, переводчик
Родился в Бийске Алтайского края, сын московского инженера, бывшего на Алтае в командировке и вскоре возвратившегося с семьей в Москву. С 1944 участник литературной студии поэта и художника Евгения Кропивницкого при одном из московских домов пионеров. С конца 50-х вокруг Кропивницкого и его ученика художника Оскара Рабина сформировался тесный круг эстетически близких поэтов и художников, получивший впоследствии название «лианозовской школы» (неподалеку от подмосковной станции Лианозово жил Рабин). В советские годы Сапгир много публиковался как детский писатель.
Ему принадлежат сценарии классических мультфильмов «Лошарик», «Паровозик из Ромашкова», слова песни «Зеленая карета» и др.). В 1979 г. участвовал в альманахе «Метрополь». Первая публикация «взрослых» стихов Сапгира за границей — в 1968, в СССР — в 1989. Выступал также как переводчик (прежде всего, выдающегося еврейского поэта Овсея Дриза, немецкой конкретной поэзии и американского поэта Джима Кэйтса). Составитель поэтического раздела антологии «Самиздат века» (1998), на основе которого создан Интернет-проект «Неофициальная поэзия».
Мультфильм «Паровозик из Ромашкова»
Лауреат Пушкинской премии Российской Федерации, премий журналов «Знамя» и «Стрелец». Премии «За особые заслуги» Тургеневского фестиваля малой прозы (1998). Умер от сердечного приступа в московском троллейбусе по дороге на презентацию антологии «Поэзия безмолвия», где он должен был выступать.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Номер материала: ДБ-141120
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Сколько россияне тратят на репетиторов
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения опубликовало проект расписания сдачи ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах
Время чтения: 2 минуты
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
С кем чаще работают школьные психологи
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Сапгир Генрих Вениаминович
Генрих Вениаминович Сапгир — поэт, прозаик, сценарист, переводчик.
Содержание
Сапгир / Биография
Генрих Сапгир родился 20 ноября 1928 г. в еврейской семье в городе Бийске Сибирского края. Год спустя его семья переехала в Москву. Вся жизнь Генриха Сапгира была связана с Москвой, и он считал себя московским поэтом. Его отец, Бениамин Фавышевич (Владимир Павлович) Сапгир, — сапожник, коммерсант. Мать, Малка Вульфовна (Мария Владимировна) Сапгир (в девичестве Беленькая), была белошвейкой. Родители Генриха Сапгира происходили из Витебска. Малка Вульфовна утверждала, что состоит в родстве с известным художником Марком Шагалом.
Генрих Сапгир начал сочинять очень рано, по его словам, примерно с семи лет. Вдохновившись повестью А. П. Гайдара, Сапгир написал несколько тетрадей «Гейка и его команда». В 16 лет он сочинил свой первый сонет. Написал вторую часть «Фауста» И. В. Гёте — поэму, где Свет борется с Мраком. В 11 лет попал в Поэтическую студию Дома пионеров, который тогда назывался Домом художественного воспитания. Там Генрих Сапгир обучился технике стихосложения по Шенгели. Студией руководил талантливый поэт и переводчик А. А. Альвинг. Занимаясь в студии, Сапгир много читал. В 11–12 лет он прочитал все пять томов Шекспира в издании Брокгауза и Ефрона. Любимым его поэтом был А. С. Пушкин.
Когда началась Великая Отечественная война, отец и старшие братья Генриха Сапгира ушли на фронт. А тринадцатилетний Генрих с матерью эвакуировались в город Александров Владимирской области. В 1944 г. будущий писатель самостоятельно вернулся в Москву. В городе Генриха Сапгира ждала голодная жизнь: продовольственной карточки у него не было. Узнав, что членам кружков художественной самодеятельности дают рабочие карточки, Сапгир отправился в Дом пионеров. К тому времени литературной студии уже не было — А. А. Альвинг умер в 1942 г. И Сапгир попал в изостудию, которой руководил друг Альвинга Е. Л. Кропивницкий — поэт, художник, музыкант. На занятиях юный Сапгир узнавал об искусстве, о западной живописи, обо всех современных поэтах и прозаиках. В изостудии Генрих Сапгир познакомился и подружился с Оскаром Рабиным, который впоследствии стал известным художником.
В 1948 г. Генриха Сапгира призвали в армию. Четыре года он служил на Урале. Во время службы в армии Сапгир получил специальность «техник-нормировщик по строительству». Вернувшись в Москву, устроился на работу в скульптурный комбинат Художественного фонда. Там он проработал восемь лет.
Г. В. Сапгир не окончил ни одного высшего учебного заведения. Нехватка образования компенсировалась общением с Е. Л. Кропивницким, которого Сапгир называл своим духовным Учителем, и самообразованием.
Вокруг О. Я. Рабина и его учителя Е. Л. Кропивницкого в конце 1950-х гг. сложилось неофициальное литературно-художественное объединение, впоследствии получившее название «Лианозовская группа». Генрих Сапгир был одним из тех, кто принимал самое активное участие в жизни этого объединения. Стихи поэтов, входивших в «Лианозовскую группу», разительно отличались от официальной поэзии. Поэты и художники описывали быт городских окраин, поэтому творчество «Лианозовской группы» нередко называли «барачным искусством».
В 1959 г. Г. В. Сапгир дебютировал в печати: были изданы стихи эстонских поэтов в его переводе. Первая книга стихов Генриха Сапгира «Голоса» была написана, но не издана в 1958–1962 гг. Поэт публиковался в западных журналах, в альманахах «Аполлон-77» и «Метрополь». Его первый поэтический сборник «Сонеты на рубашках» был издан в Париже в 1976 г. На протяжении многих лет стихи Сапгира, ориентированные на взрослых читателей, выходили только в самиздате и зарубежной печати. На родине «взрослая» поэзия Г. В. Сапгира стала публиковаться только на рубеже 1980-х–1990-х гг.
Генрих Сапгир. Лошарик. Диафильм
Генрих Сапгир. Смешинка. Диафильм
Генрих Сапгир. Журавлиная книга. Диафильм
Детским писателем Г. В. Сапгир стал случайно, по совету Б. А. Слуцкого. В 1960 г. в издательстве «Детский мир» вышел первый сборник его стихов для детей под названием «Первое знакомство». Затем появились такие детские книги Г. В. Сапгира, как «Трамвай Трамваич» (1963), «Здравствуй» (1965), «Птицы в тетради» (1965), «Леса-чудеса» (1967), «Четыре конверта» (1969) и др. Выходили книжки Сапгира, в доступной для малышей форме рассказывающие о металлоломе, об уходе за зубами (издана Институтом санитарного просвещения в 1962 г.), о профессиях и др.
Сапгир написал несколько стихотворных азбук для детей: «Журавлиная книга», «Забавная азбука», «Лесная азбука», «Сказка о лесной музыке» (нотная азбука). Он сочинил также считалки и скороговорки на разные буквы алфавита. Начиная с 1960-х гг. Г. В. Сапгир много работал над созданием новых букварей. Выходили его познавательные и развивающие книги.
В 1974 г. издательство «Физкультура и спорт» выпустило физкультурный букварь «Румяные щёки», написанный Г. В. Сапгиром совместно с С. Л. Прокофьевой и В. Г. Гришиным. Авторы ставили перед собой цель разбудить в детях интерес к физкультуре и спортивным играм. В соавторстве с методистом Л. А. Левиновой Сапгир создал книгу «Приключения Кубарика и Томатика, или Весёлая математика» (1975). Написанная в форме увлекательной сказки, она знакомит малышей 3–4 лет с элементарными математическими представлениями. В 1977 г. вышло её продолжение — «Как искали Лошарика». Во второй части соавтором Л. А. Левиновой стала Кира Александровна Сапгир, жена поэта. А Генрих Вениаминович выступил в качестве автора стихов. Сказка предназначалась для занятий с детьми постарше (4–5 лет). В 1994 г. вышла книга Г. В. Сапгира «Твой гороскоп». В ней рассказывается обо всех видах гороскопов.
В 1963 году в издательстве «Детский мир» был издан сборник стихов Г. Сапгира «Загадки с грядки» с иллюстрациями Евгения Монина. В книге иллюстратор нарисовал остроумные ассоциации-подсказки к загадкам, своеобразную изобразительную метафору.
За прямоугольным загибом страницы рисунок-отгадка.
Генрих Сапгир. «Загадки с грядки» с иллюстрациями Е.Г. Монина, 1963 год.
Генрих Сапгир. «Загадки с грядки» с иллюстрациями Евгения Монина.
В стихах Г. В. Сапгира для детей демонстрируются безграничные возможности русского языка, появляются новые ритмы и рифмы: сборники «Про Фому и про Ерёму» (1971), «Красный шар» (1973), «Принцесса и Людоед» (1991), «Смеянцы» (1995) и др. Книга «Смеянцы» вышла с подзаголовком: «Стихи на детском языке». Сочинённые Сапгиром считалки и скороговорки вошли в детский фольклор, их записывают фольклористы в разных областях России. Поэтическим произведениям Г. В. Сапгира присущи словесная игра и добрый юмор. Безудержная фантазия автора проявляется уже в его раннем творчестве. Фантазий в стихах особенно много в сборниках «Чуридило» (1991) и «Полосатые стихи» (1991).
Книги Генриха Сапгира иллюстрировали такие выдающиеся художники, как В. К. Стацинский, А. М. Елисеев, И. И. Кабаков, Е. Г. Монин и др. У поэта сложился творческий союз с известным художником-концептуалистом и иллюстратором В. Д. Пивоваровым.
Плодотворным было сотрудничество Г. В. Сапгира с писателем-сказочником Г. М. Цыферовым: вместе они создавали пьесы для кукольного театра («Хочу быть большим», «Ты — для меня»), сценарии для мультфильмов («Мой зелёный крокодил», «Паровозик из Ромашкова», «Сладкая сказка», «Как козлик Землю держал»). Всего более 50 мультфильмов, в которых Сапгир был автором сценария или его соавтором. Он также написал слова песен к таким мультфильмам, как «Дед Мороз и Серый волк», «Золушка», «Раз — горох, два — горох» и др. Совместно с С. Л. Прокофьевой Сапгир создал пьесы «Василиса Прекрасная» и «Кот в сапогах», долгое время державшиеся в репертуаре ТЮЗов.
Г. В. Сапгир переводил для детей стихи еврейского поэта О. О. Дриза (книжки «Вишенка», «Энык-Бенык рисует» и др.), дагестанского поэта А. А. Меджидова (сборник «Печка-арба», 1978), английского писателя А. А. Милна (сборник «Мы с Винни-Пухом», 1994).
Генрих Сапгир был членом таких организаций, как Союз российских писателей, Союз кинематографистов России, Международный союз деятелей театра кукол UNIMA, русский Пен-клуб. Его творчество оказало большое влияние на формирование поколения писателей, вошедших в детскую литературу в 1980-е–1990-е гг.
Г. В. Сапгир умер от сердечного приступа в московском троллейбусе по дороге на презентацию сборника «Поэзия безмолвия» 7 октября 1999 г. Поэт был похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Генрих Сапгир: от «Паровозика из Ромашкова» до классики авангарда
Имя и стихи Генриха Сапгира знает каждый родитель, но далеко не всем известно, какой многогранной и непонятой фигурой он был. Авангардист и переводчик, про которого говорили, что в Питере есть Бродский, а в Москве — Сапгир, он прожил насыщенную жизнь, его принимали и исключали из Союза писателей, громили в фельетонах — и не печатали.
Вы точно смотрели один из 59 мультфильмов по сценариям Генриха Сапгира — от знаменитой «Принцессы и людоеда» до редкой «Легенды о Григе» — или читали его детские стихи, не думая и не гадая, что Сапгир — один из значительных представителей литературного авангарда XX века, наследник Хармса, Введенского и Заболоцкого.
Как и многие его собратья, Сапгир состоялся как первоклассный детский поэт, выпустив пар своего удивительного поэтического таланта в разрешенную отдушину детской литературы. Переводы и детские произведения — та дозволенная советскими властями ниша творчества, в которой ещё разрешались эксперименты и вольности.
Зато сколько нам осталось удивительных стихов, просто не счесть.
«Чудак математик
в Германии жил.
Он булку и масло
случайно сложил.
Затем результат
положил себе в рот
Вот так
человек
Изобрёл
Бутерброд.»
Пролетая над Алтаем
Будущий поэт Генрих Сапгир родился 20 ноября 1928 года в Бийске. На Алтай его отец, Вениамин Сапгир, предприниматель-обувщик, игрок и нэпман, перебрался в 20-е. Позже Генрих будет иронически называть себя «сыном сапожника», намекая на Сталина, всегда характеризовавшего себя именно так в автобиографии. Родители Сапгира, евреи из Витебска, были родственниками Марка Шагала, позже их сын пошутит и про это. А еще будет всю жизнь дружить с художниками и любить живопись.
Сапгиры (отец, мать, два брата — Игорь и Михаил) после рождения Генриха переехали в Москву, в район Сокола, а если точнее — в поселок художников на улицу Врубеля. Удивительно, но он сохранился и поныне: в районе улиц Алабяна и Врубеля посреди многоэтажного города стоят деревянные дома, которые выглядят как дачи (или избушки и коттеджи, зависит от вашего воображения). Тут всегда старались селиться художники и артисты. Таким район остался и по сей день — непохожим на остальной городской антураж, особенным.
В 7–8 лет Генрих начал сочинять, в 11 в «Пионерской правде» было опубликовано одно из его детских стихотворений
А в 12 лет он пришел в литературную студию Дома художественного воспитания (Дома пионеров) Ленинградского района. Вдохновившись повестью Гайдара, Сапгир написал несколько тетрадей рассказов про «Гейку и его команду».
Литстудией руководил поэт Арсений Александрович Альвинг (Смирнов), ученик Иннокентия Анненского. В ней занимались поэзией, изучали книгу Георгия Шенгели «Техника стиха. Практическое руководство для начинающих поэтов». Сапгир много, запоем читал, набирая в библиотеке книг сразу на три абонемента — матери, свой и брата. Так к 12 годам он прочитал пять томов Шекспира.
«Еще в детстве мне посчастливилось познакомиться с поэтом Арсением Альвингом. Он сам меня нашел в школьной библиотеке. Я лишь недавно узнал, что Альвинг не фамилия, а псевдоним, фамилия Арсения Алексеевича была Смирнов. Но выглядел он все равно Альвингом: всегда в темном костюме с бабочкой, надушенный, какими-то старыми духами от него пахло, каким-то забытым благородством давно ушедшей жизни. Он действительно выглядел дворянином среди всех этих Шариковых.
Альвинг руководил поэтической студией в Доме пионеров Ленинградского района. Там были все старше меня, юные и начинающие, лет 16–19. А мне было 11–12. И меня учили, со мной Арсений Алексеевич занимался техникой стиха, что после мне очень пригодилось: как пианисту техника игры на рояле.
Умер Альвинг в 1942 году на квартире у своего друга Юрия Никандровича Верховского — поэта и переводчика Петрарки, скорее всего, от недоедания, как я слышал. И завещал меня, так уж получилось, своему другу Евгению Леонидовичу Кропивницкому. Евгений Леонидович переплел тетрадки его стихов, обтянул цветным ситчиком — в таком виде я брал их с полки и читал».
Из воспоминаний Генриха Сапгира
Когда началась война, отец и братья ушли на фронт. Тринадцатилетний Генрих с беременной матерью оказались в эвакуации в Александрове во Владимирской области. Жизнь без большого города, книг, друзей по литстудии была Генриху так тяжела, что в 1944 году пятнадцатилетний Сапгир сам вернулся в Москву, шел по шпалам до Загорска (Сергиева Посада).
В городе Генриха ждал голод: продовольственной карточки у него не было. Узнав, что членам художественной самодеятельности дают рабочие карточки, Сапгир отправился в Дом пионеров. К тому времени литстудии не было — Арсений Альвинг уже умер. Так Сапгир оказался в изостудии Евгения Кропивницкого — поэта и художника, которого Генрих будет всю жизнь звать Учителем. Тогда же Сапгир встретил шестнадцатилетнего Оскара Рабина (будущего знаменитого художника-концептуалиста): «В тот же день я увидел Оскара: он сидел и рисовал натюрморт с натуры: птичку и яблоко. Подружились мы сразу и навсегда».
Как советские авангардисты стали писать детские стихи
После войны отношения Сапгира с отцом ухудшились. Чаще и чаще Сапгир остается ночевать у Кропивницких в Лианозово, в маленькой комнате в двухэтажном бараке. Сапгир живет и у Рабина в Трубниковом переулке на Арбате, напротив Литературного музея, там же он пишет свою первую книгу стихов — подражание Лермонтову.
Сапгир читает Уолта Уитмена, Хлебникова, раннего Бориса Пастернака. Но больше всего — Пушкина, любимого поэта. В 16 лет он пишет первый сонет и вторую часть «Фауста» Гёте — поэму, где Свет борется с Мраком. Первые поэтические опыты Сапгира до нас не дошли.
После школы Генрих поступает в Полиграфический техникум, откуда в 1948 году уходит в армию и четыре года — до 1952-го — служит рядовым стройбата в засекреченном атомном городке под Свердловском (Свердловске-4). Вокруг стройбата — лагеря с заключенными, работающими на рудниках. Там Сапгир пишет стихи о зэках ГУЛАГа, «целую книгу о заключенных». Она тоже не сохранилась.
После возвращения в Москву Сапгир поступает на работу в Скульптурный комбинат Художественного фонда, где проработает с 1953 по 1960 год.
Лианозовцы
Удивительно, как повезло Сапгиру (а может, то была судьба) попасть в круг чудом пережившего сталинское время поэта и художника Евгения Кропивницкого. Генрих был его учеником, дружил с его сыном Львом, приходил в гости:
«В конце 50-х я нахожу, как мне кажется, по-настоящему свое и пишу книгу стихов «Голоса», которую читаю в мастерских моих друзей скульпторов Эрнста Неизвестного и Силиса, Лемпорта и Сидура — я тогда служил в Скульптурном комбинате.
Читаю и в Лианозово у моего друга детства художника Оскара Рабина. По воскресеньям туда ездили все — смотреть картины и слушать стихи. Отсюда, я думаю, и стали расходиться мои стихи сначала по Москве, затем в Ленинграде, потом по России — как широко, не знаю. В Ленинграде, куда я приехал в начале 1960 года, молодые поэты стихи мои уже читали».
Евгений Кропивницкий и его жена художница Ольга Потапова жили в деревне Виноградово, около станции Долгопрудной по Савеловской железной дороге. Дочь Кропивницких Валентина вышла замуж за Оскара Рабина, они тоже поселились поблизости, в бараке на станции Лианозово. Так возникла знаменитая Лианозовская группа — неофициальное художественное объединение, где были живы воспоминания о Маяковском, Хлебникове, Крученыхе, обэриутах. Таковы были художественные пристрастия литераторов и художников этого круга — Сапгира, Рабина, Игоря Холина, Льва Кропивницкого, Всеволода Некрасова, Яна Сатуновского и других.
Лианозовцами они не назвали себя сами: так группу обозначали в отчетах наблюдавшие за ними органы безопасности. Интересно, что под таким именем они и осталась в истории. Как вспоминал о своих друзьях сам Сапгир: «То ли это была Лианозовская школа, то ли Лианозовская группа, во всяком случае ее теперь называют и так и так. Был наш духовный Учитель, Евгений Леонидович Кропивницкий. Было страстное желание выразить весь этот Божий мир по-своему…»
10 толковых биографий русских писателей, которые заменят вам уроки литературы
В ту же пору Сапгир становится известным в литературно-художественной среде Москвы и Ленинграда. Особенно гремит его стихотворение «Голоса» — в нем слышна абсолютно не похожая ни на кого интонация, новый подход к поэзии, речь улиц. Речь бараков. Конечно, даже мечтать о том, чтобы напечатать такое, было невозможно. Оставался только самиздат.
В 1959 году Сапгир принял участие в неофициальном альманахе «Синтаксис» под редакцией Александра Гинзбурга. Сразу после выхода альманаха в «Известиях» появилась статья «Бездельники карабкаются на Парнас», выдержанная в стиле пасквиля на неофициальных литераторов (позже с похожей статьи «Окололитературный трутень» начнется процесс над Иосифом Бродским). Так Генрих Сапгир попал в черные списки литераторов.
Его взрослые стихи открыто напечатают лишь через 30 лет, в 1988 году в «Новом мире».
Детская литература
Одновременно в 1959 году были изданы стихи эстонских поэтов в переводе Сапгира. И тогда c легкой руки Бориса Слуцкого он попал в детскую литературу: «Борис Слуцкий имел комиссарский характер. И однажды, уставя в грудь мою палец, он произнес: „Вы, Генрих, формалист, поэтому должны отлично писать стихи для детей“. И тут же отвел меня в издательство „Детский мир“».
С 1960 по 1984 год у Генриха Сапгира вышло около 40 детских книг. Многие из его стихов («Бутерброд», «Лимон», «Полосатые стихи», «Стихи про слова») стали культовыми.
«Умный кролик
Сел за столик.
А затем в одно мгновенье
Сочинил стихотворенье:
Умный кролик
Сел за столик».
В детских театрах страны шли пьесы Сапгира. Кинорежиссеры снимали мультфильмы по его сценариям: «Лошарик», «Мой зеленый крокодил», «Паровозик из Ромашкова». Студии диафильмов выпускали катушки с его иллюстрированными стихотворениями, а значит, каждый вечер где-то в Советском Союзе папа устанавливал проектор, вставлял пленку, и на темной стене появлялись картинки и буквы:
«Полосатые тигрята
От рожденья полосаты.
Есть полоски y Енота,
И y Зебры их без счёта».
На стихах Сапгира вырастали целые поколения. Сапгир писал сценарии, по ним снимали классические мультфильмы «Про Фому и про Ерёму», «Синеглазка», «Как ослик грустью заболел». Песня «Зелёная карета» (перевод с идиша стихов Овсея Дриза) стала широко известна, а песенки из мультфильмов «Приключения жёлтого чемоданчика», «В гостях у гномов», «Голубой слонёнок», «Дед Мороз и Серый Волк» сделали имя Сапгира всенародно известным.
С 1960 года выходили книги Сапгира «Первое знакомство», «Трамвай Трамваич», «Здравствуй», «Птицы в тетради», «Леса-чудеса», «Четыре конверта». Писал он и книжки о металлоломе, об уходе за зубами, о профессиях. Были даже Сапгировы стихотворные азбуки: «Журавлиная книга», «Забавная азбука», «Лесная азбука», «Сказка о лесной музыке» (это нотная азбука).
В 1974 году вышел физкультурный букварь «Румяные щёки». А может, вы читали книжку «Приключения Кубарика и Томатика, или Весёлая математика»? Ее продолжением стало «Как искали Лошарика». В 1968 году Генриха Сапгира принимают в Союз писателей СССР (в детскую секцию). Уже через две недели его оттуда исключат.
Только в перестройку Сапгир вновь станет членом Союза писателей Москвы, несмотря на свое неприятие всяческих «творческих объединений».
Дорогие дети и уважаемые взрослые дети!
Сапгир, взрослые стихи которого так и не печатали, в 1979 году участвует в альманахе «Метрополь». Его слава в то время двояка: как детского писателя его знает вся страна, как взрослого поэта, классика авангарда — почти никто. Только перестройка даст возможность напечатать его экспериментаторские стихи. Так в 1995 году вышла книга «Смеянцы: стихи на детском языке». Она напрямую наследует Хлебникову с его «О, засмейтесь, смехачи!».
Сапгир писал в предисловии: «Дорогие дети и уважаемые взрослые дети», — и сразу давал понять, что исходит из постулата, что детское мышление, вольное и свободное, сродни мышлению поэта. В «Смеянцах» множество стихотворческих экспериментов, как и в книгах «Терцихи Генриха Буфарева» (гетероним Сапгира) и «Дети в саду».
Вот, например, стихотворение «Пельсисочная»:
«В мырелки шлепают пельсиски
В стакелках светится мычай
Народострах и чуд российский».
Похоже на Кэрролла, правда?
Из «несоветской поэзии» Сапгира стоит также назвать книги «Псалмы» (по выражению Виктора Кривулина — молитва о холокосте, вмонтированная в газетный лист) и «Московские мифы». Они построены по принципу поп-арта: там есть и цитаты из Библии, и номер телефона Сапгира, и рецепты, и надписи, — настоящий постмодернизм.
Книги позднего Сапгира «Черновики Пушкина», «Терцихи Генриха Буфарева» и «Этюды в манере Огарева и Полонского» — сложные вещи настоящего мастера. В 90-е Сапгир составляет поэтический раздел антологии «Самиздат века», сегодня это проект «Неофициальная поэзия». Для него он пишет мемуарные заметки (некоторые из них мы использовали в этой статье).
Когда Сапгиру было 70, он умер от сердечного приступа в московском троллейбусе по дороге на презентацию сборника «Поэзия безмолвия», где должен был выступать. Он ехал в библиотеку.