сантьяго мунез футболист биография
Сантьяго Муньес
Сантьяго (Санти) Муньес — профессиональный футболист и главный герой футбольной кинотрилогии «Гол!». Роль Муньеса в фильмах исполняет мексиканский актер Куно Бекер.
Содержание
[править] История
Действия происходят в фильме «Гол!»:
[править] До профи
[править] Ньюкасл
В день дебюта за резервный состав, между Муньесом и Хьюи Могованом (возрастным футболистом, с которым у Сантьяго изначально не сложились отношения) произошел инцидент, в ходе которого Могован раздавил ингалятор, которым Муньес пользовался, справляясь с астмой. Без ингалятора он был бессилен на поле. Сантьяго был заменён, а тренерский штаб, не зная истинную причину беспомощности игрока на поле, принял решение отправить футболиста домой, в Лос-Анджелес. Муньес был подавлен, простился с Роуз и отправился домой.
На следующий день Гэвин Харрис, игрок-звезда Ньюкасла, опаздывал на тренировку из-за того, что шины на его машине кто-то проколол. Он вызвал такси и по случайности встретил там Сантьяго, который ехал в аэропорт. Муньес рассказал об астме Харрису, а тот поговорил с Дорнхельмом и убедил его дать Сантьяго ещё один шанс.
[править] Реал Мадрид
По пути с очередной тренировки клуба, Сантьяго встретил своего, неизвестного ему ранее, брата Энрике, который показывает Сантьяго фото их матери. После звонка бабушке, Муньес понял, что это действительно его мать. Когда Санти был на банкете после матча, Энрике украл его Ламборгини. Муньес на такси погнался за братом. Энрике, разбивает Ламборгини, врезавшись в фонтан. Фотограф-папарацци сделал несколько снимков несчастного случая, а после следует в больницу, куда увезли Энрике. Затем фотограф спровоцировал Муньеса напасть на него и сломать его камеру.
[править] Тоттэнхем
В фильме «Гол!3» Сантьяго кратко упоминает, что подписал контракт со «Шпорами» на два года.
Английский клуб повторил трансфер из художественного фильма «Гол»: Сантьяго Муньос перешёл в «Ньюкасл»
В последний день трансферного окна многие следили за сделками по Мбаппе и Гризманну, однако «Ньюкасл» слегка разбавил информационную повестку. Казалось бы, с чего вообще стоит обращать внимание на подписание 19-летнего форварда из Мексики? Даже переход Марка Кукурельи из «Хетафе» в «Брайтон» выглядит более интересным событием на этом фоне. Но у истории с новым приобретением «Ньюкасла» есть интересный подтекст.
Кто такой Сантьяго Муньес?
В 2005-м на экраны вышел фильм «Гол!» от режиссёра Дэнни Кэннона, в нём рассказывается история молодого мексиканского футболиста по имени Сантьяго Муньес. Максимально простой и предсказуемый сюжет, характерный для спортивных драм, разбавили действительно крутой картинкой, где тут и там мелькали звёзды футбола.
В съемках даже поучаствовали Бекхэм, Зидан и Рауль — в фильме они появились всего на пару минут, но создали атмосферу полного погружения в мир большой игры. Этим «Гол!» и был уникален — Муньеса как будто встроили в реальную жизнь. С настоящими командами и игроками. Благодаря стараниям продюсера Майка Джеффриса, который лично договаривался с «Ньюкаслом», adidas и «Реалом» (а также лично с Бекхэмом), съёмочной группе удалось сделать большое футбольное кино.
Фото: Francois Durand/Getty Images
Несмотря на клишированность, «Гол!» стал международным хитом. Следом Джеффрис спродюсировал ещё два фильма. Во второй части сценаристы отправили Муньеса в «Реал» — логичным развитием карьеры вымышленного мексиканца стала победа в Лиге чемпионов. А вот в продолжении Муньес превратился во второстепенного персонажа. «Гол 3», рассказывающий об истории двух английских футболистов (непонятно откуда взявшиеся друзья Муньеса), получил разгромные рецензии и провалился в прокате.
Тем не менее киношные финты мексиканца всё ещё свежи в памяти, поэтому последний трансфер «Ньюкасла» вызвал у болельщиков приятные флэшбеки. Что интересно, Куно Беккер, сыгравший роль Муньеса, в реальности даже не умел правильно бить по мячу. Но за 4 месяца благодаря работе с бывшим футболистом «Саутенда» Энди Ансу актёр прокачал уровень настолько, что ему удалось без особых проблем отработать все футбольные сцены. Хотя это стоило ему двух сломанных лодыжек.
Кто такой Сантьяго Муньос?
На самом деле, нет ничего удивительного в том, что в Мексике появился футболист, имя которого практически полностью совпадает с именем вымышленного игрока из кино. Сантьяго Муньес/Муньос для Мексики — это то же самое, что и Александр Иванов для России (это может быть как лидер группы «Рондо», так и бывший игрок «Машука»). Но совпадение всё равно крутое.
Сразу отметим, что Муньос перешёл в «Ньюкасл» на правах аренды на 18 месяцев с возможностью выкупа. Но клуб сразу сделал отсылку к слогану фильма «Гол!» — «Всё начинается с мечты».
Год назад Муньос впервые сыграл за основу «Сантос Лагуна», а до этого был одним из лидеров юношеской сборной Мексики, с которой добрался до финала чемпионата мира U17 в 2019-м. В начале этого года Муньос отметился голом в ворота «Монтеррея» (при том, что впервые вышел в старте за «Сантос») и получил реакцию от «Ньюкасла». Тогда казалось, что это обычная шутка на тему фильма.
Однако «Ньюкасл» не шутил. Скауты реально увидели в Муньосе способного игрока, которого в Мексике часто сравнивают с форвардом «Вулверхэмптона» Раулем Хименесом. Пока что Муньоса будут обкатывать в молодёжной команде — кто знает, может, за 1,5 года перспективный нападающий докажет, что готов играть и в основном «Ньюкасле». Ведь киношный Муньес тоже начинал с молодёжки, ошалевшими глазами разглядывая Алана Ширера. Правда, реальному Сантьяго теперь придётся смотреть максимум на Каллума Уилсона (ну или на Сент-Максимена).
Вы точно знаете Сантьяго Муньеса из «Гола». Но мои кумиры – его великий агент и одноклубник-тусовщик Гэвин
Угадайте, что недавно пересмотрел Виталий Суворов.
Если мои многолетние расчеты верны, фильм «Гол» давно закрепился в списке самых противоречивых явлений в истории человечества – где-то между «Золотым мячом» Месси в 2010-м, актерской карьерой Джастина Тимберлейка и каждым вторым решением Давида Луиза за последние десять тысяч лет.
Вам прекрасно известны слабые места «Гола». Как и любой глобальный проект, этот фильм изначально преподносили нам почти как киноверсию «Реала» эпохи Галактикос – глянцевым, просчитанных пиар-трюком для массовой аудитории (а это верный способ моментально отпугнуть всех остальных). Кроме того, если бы вы решили промотать все моменты, когда кто-нибудь на экране произносит фразочку в стиле «футбол для меня – это жизнь», а Сантьяго Муньес пускается в умопомрачительный сольный проход без всякой на то причины… в общем это явно был бы недолгий вечер.
Разумеется, «Гол» никогда не войдет в список лучших кинолент 21 века. И все же это не мешает ему оставаться культовым, почти идеальным футбольным приключением, с которым всегда приятно встретиться снова. Почему? Что ж, рад, что вы спросили… И раз уж я как раз предался воспоминаниям, кажется, у нас есть только один разумный вариант: оглянуться назад и раз и навсегда разобраться с самыми животрепещущими вопросами.
Необходимое уточнение: через пару секунд я буду задавать вопросы сам себе, чтобы затем находить на них блистательные ответы – ну, знаете, просто забавы ради. Тем не менее будет здорово, если вы коллективно представите, будто вопросы исходят от кого-то другого. Можете считать это моей первой ежегодной Прямой линией.
Для начала: речь пойдет о всех трех частях «Гола» или только о двух первых, потому что всем нам стоит массово стереть из памяти неуклюжую, нелепую, бессмысленную пародию на кино, также известное как «Гол 3»?
Как же здорово, что мы на одной волне!
В таком случае: мог бы ты объяснить, почему «Гол» – это отличное развлечение даже для тех, кто не очень любит голливудский взгляд на футбол?
Без проблем. Во-первых, «Гол» удивительно точно передал атмосферу футбола – что в каком-то смысле можно расширить до атмосферы типичного английского городка, помешанного на игре, или вообще британского стиля жизни. Тут и волшебные пробежки вдоль моря под шум разбивающихся о берег волн, и завтраки в пабе за разговором о Ширере, и даже милые старички, поддерживающие команду в буквальном смысле до конца жизни (отдельное упоминание: величественный «Сент-Джеймс Парк», который и так выглядит бесподобно, а в кино производит совсем уж невероятное впечатление). Впрочем, главное в «Голе» – это даже не эффектные виды, а все эти разбросанные по экрану мелочи и намеки, которые сразу же добавляют сюжету контекста.
Название первой команды Санти, которая состоит из таких же любителей-нелегалов, осевших в Лос-Анджелесе? Los Americanos Jovenes, «Молодые американцы». Почти незаметные плакаты на стене его комнаты в доме отца? Будущие одноклубники Зидан, Бекс и Рауль в роли матадора с испанским флагом – как позже объяснит Бекхэму сам Сантьяго, «у меня вся семья болеет за «Реал», а бабушка вообще вас обожает».
Техничные упоминания настоящих игроков, которые были на подъеме в тот момент (вроде Джермейна Дефо в разговоре с агентом), фотосессия с Ди Стефано на презентации Санти в Мадриде (классика!) и, конечно, великий трюк с обменом Муньеса на Майкла Оуэна – видит бог, ребята продумали буквально каждую мелочь. В конечном счете даже сцена флирта сексапильной журналистки с Икером Касильясом почти предсказала будущее.
Все это привело к тому, что «Гол» стал для нас по сути единственным шансом взглянуть на футбол изнутри – и вместе с Санти пройти путь от пыльного поля на заднем дворе до тайных переговоров с «Реалом» на вершине токийского небоскреба. Тяжеленькие деньки в дубле, пресс-конференции перед толпой репортеров и даже съемки в дурацкой рекламе – все это было в «Голе» задолго до документальных шоу Netflix и Amazon (и, честно говоря, местами смотрелось даже помощнее реальности). А если прибавить к этому эпизоды вроде великого дебюта Санти в игре с «Фулхэмом» («давай, Санти!») или случайного знакомства с агентом, который неожиданно предлагает перевернуть всю твою жизнь. в общем, думаю, вы и так понимаете, о чем это я.
И кстати, раз уж мы о «Фулхэме».
Лучший гол, который забили в «Голе»?
Тьерри Анри поставил нас в довольно неловкую ситуацию (гол, который мог бы на полном серьезе конкурировать с его перформансом на «Бернабеу»? Ага, удачи). И все же эту награду я отдам Гэвину Харрису – за пенальти в ворота «Фулхэма« с паузой перед ударом. Почему? Ровно одна причина: в «Голе» постоянно забивали выдающиеся мячи – а всем нам известно, что по-настоящему великие вещи случаются редко. Кроме того, нет ничего более крутого, чем услышать слова «опять этот пижон мяч в руки взял», а затем выдать такое. Санти со своими проходами отдыхает.
Самая нелепая сцена в «Голе»?
Блестящий штрафной Бекхэма после атаки с участием Зидана, Роналдо и Гути, за которым последовал крик «Молодцы» от сидящего на скамейке Санти. Спасибо, приятель, без тебя бы точно не разобрались.
Кто был самым недооцененным персонажем «Гола»?
О, здесь даже не может быть других мнений. Лишь один человек действительно переживал о карьере Сантьяго так, будто в его жизни не было вообще ничего важнее. Вы знаете, о ком идет речь.
Глен выручал Санти в любой ситуации. Когда отец не верил в мечту; когда жить было негде; когда головорезы из дубля лупили его по ногам, а тренер Дорнхельм и слышать обо всем этом ничего не хотел. Иначе говоря, Глен был идеальным агентом – честным, открытым и безнадежно влюбленным в «Ньюкасл» (что, кстати, заслуживает отдельного разговора, учитывая, как именно развивалась его история с клубом: именно Дорнхельм вышвырнул Глена из тренерского штаба за несколько лет до приезда Санти, а потом даже вспомнить об этом не смог. И да, знаю, Дорнхельм проявил себя как отличный психолог. Но увольнение Глена? Серьезно? Еще одно доказательство, что чистить штаб предыдущего тренера вообще без какого-либо разбора – это полная хренотень).
Разумеется, у вас могут быть разные версии, почему успех Санти в Европе был для Глена настолько важным делом. Возможно, ему хотелось вернуться в футбол хоть в какой-нибудь роли – по крайней мере, он явно рассчитывал вылепить игрока из собственного внука, хоть всем и было ясно, что у этой затеи нет будущего. Возможно, Глен так проникся талантом Санти, что даже представить не мог, каково это – не иметь возможности разделить эту магию с миром. А может быть, ему просто хотелось вытащить Сантьяго из бесперспективной жизни в Лос-Анджелесе – городе, который никогда не позволил бы ему проявить себя по-настоящему.
Уверен, все это недалеко от правды. Но, честно говоря, думаю, Глен увидел в Сантьяго и еще кое-что – пожалуй, последний шанс отдать любимой игре еще чуть-чуть сохранившейся страсти. Как говорил сам Фой, его многообещающая карьера в высшей лиге оборвалась из-за травмы. Единственным человеком, который помнил Глена в качестве игрока, была его жена – а ее теперь тоже рядом не было. Конечно, поначалу он еще пытался делать вид, будто футбол ему больше не нужен – открыл мастерскую, держался подальше от стадиона. Но достаточно было заглянуть в его дом, как все сразу становилось на свои места.
Воспоминания о незавершенных делах окружали Фоя повсюду. Все эти записи, пожелтевшие фотографии, старый альбом с вырезками из газет и журналов (к слову, если однажды вам захочется обвинить современные технологии в убийстве чего угодно, вот вам мой скромный совет – давите именно на такие альбомы. Нет ни одной – и я это серьезно, ни одной – вещи в мире, которая излучала бы столько эмоций одновременно. Мало того, что это самое настоящее путешествие во времени, вы еще и сразу же понимаете: этот человек был настолько кому-то дорог, что ради него с самого утра выстраивались у киосков, отслеживали любые упоминания, а затем приходили в полный восторг, когда наконец видели нужную фотографию на обложке. Что тут сказать – Глен был счастливым человеком).
Неудивительно, что когда карьера Санти в Ла Лиге дала сбой, именно по Глену это ударило сильнее всего – Муньес просто-напросто предал все, ради чего эта история и затевалась. «Футболисты всегда были героями. Даже для моего отца, который в шахте с утра до вечера вкалывал», – сказал как-то Глен. А потом своими глазами наблюдал, как Санти переехал в Мадрид, только чтобы романы крутить и вечеринки до рассвета закатывать. Само собой, все мы ждали немного другого.
К счастью для Муньеса, ближе к концу его дебютного сезона в «Реале» их отношения все-таки пришли в норму. Но мое мнение? Парень и близко не заслуживал такого агента. И близко.
Твой любимый момент с участием Глена?
Выбор не самый простой, но, пожалуй, его первая встреча с Сантьяго в Лос-Анджелесе – когда Глен увидел недоумение в глазах Санти и сказал, что и «сам, бывало, играл». А потом выждал еще пару секунд, посмотрел ему прямо в глаза и добавил: «В Англии» – после чего у всех вокруг в буквальном смысле побежали мурашки по телу (лишнее подтверждение, что фантастическую ауру АПЛ даже сравнивать с чем-либо бессмысленно. Никогда еще одно-единственное слово не имело такого сногсшибающего эффекта).
Кстати, именно Глену принадлежит еще и одна из лучших цитат всего фильма.
Одна из лучших? Что это еще за сомнения?
По правде говоря, в «Голе» было так много отличных высказываний, что я физически не могу выбрать только одно. Тут вам и незабываемое «Мяч летит быстрее тебя» в исполнении мистера Дорнхельма, и классическое «Название на груди важнее имени на спине», и даже «Трусы тогда были короче, зато волосы длиннее – и по 6 миллионов не зарабатывали».
The man, the myth, the legend. Santiago Muñez.
Но да, если бы мне все-таки пришлось назвать победителя, я бы остановился именно на Глене – и его безусловно лучшем описании футбольного таланта в истории кинематографа: «Понимаешь, обычно все футболисты играют в свою силу – так, чтобы слабость не показать. А великие, у которых дар есть, рискуют – потому что верят в себя. Они владеют мячом, а не мяч – ими. Вот что такое дар».
Сцена, которая заставила тебя прослезиться, хоть тебе и стыдно в этом признаться?
Когда бабушка Санти узнала, что его отец смотрел игру с «Фулхэмом» в баре. Каждый божий раз. Ничего не могу с собой поделать.
Роуз или Джордана?
Роуз. Давайте поступать правильно.
2 случайные мысли, которые возникли у тебя при просмотра «Гола»?
Случайная мысль №1: нет ни одной темы в мире, куда можно было бы вписать бренды так же легко, как в футбол – и при этом сделать фильм только лучше.
Как вы наверняка слышали, свой главный трофей создатели «Гола» взяли еще до выхода фильма в прокат – сумасшедший контракт с adidas на 50 млн долларов, согласно которому деда Сантьяго Муньеса звали Predator Freak+ FG, а три полоски отражались даже в слезах Гэвина Харриса.
Для любого другого проекта такая сделка неизбежно стала бы творческой катастрофой. Но для кино про футбол? За последние двадцать лет Nike, Coca-Cola и прочие корпорации стали настолько гигантской частью игры, что никто даже не удивится, если Бекс снимется в паре реклам прямо по ходу матча – а потом еще и отметит это дело кружечкой «Пепси» на пресс-конференции. Так что да, парни явно знали, что делают. В конечном счете подобные трюки не только подкинули «Голу» деньжат, но и вывели фильм на запредельный уровень реализма – при том, что сюжетных несостыковок в нем по-прежнему было полно. Самый реалистичный нереалистичный фильм всех времен. Вот что это было.
Случайная мысль №2: нет ни одной темы в мире, куда можно было бы так же легко вписать реальных людей – а главное, добиться этим настолько оглушающего эффекта.
Поймите меня правильно: уверен, поклонники науки или, скажем, автомобилей Tesla были в полном восторге, когда увидели Маска рядом с Говардом Волловицем. Но все-таки даже это не может конкурировать с камео спортсменов. Совершенно уникальная штука: вы спокойно смотрите фильм, ничего особо не ждете, а потом раз – и на экране появляется Зидан или Перес, и в вас будто молнией стреляют. Шик! Все равно что включить какое-нибудь большое кино и увидеть персонажа любимого сериала. До сих пор поверить не могу, что Кевин из «Офиса» снялся в одном фильме с Робином Уильямсом.
Лучшая сцена с участием реальных игроков?
Однозначно первая тренировка Санти в Мадриде – безумный коктейль из голливудско-поблескивающей ауры «Реала», неимоверной харизмы игроков и ощущения, будто нас впустили на какую-то закрытую вечеринку королевы Великобритании.
Не знаю, какое решение Флорентино Перес считает самым удачным в карьере, но съемки в «Голе»? Точно не хуже второго захода Зидана. Абсолютный джекпот.
Лучшее камео в «Голе»?
Брайан Джонсон из AC/DC в роли фаната «Ньюкасла». Люблю вещи, которые не имеют вообще никакого смысла, но все равно происходят.
Мог бы «Гол» стать еще более крутым фильмом, если бы место Сантьяго Муньеса занял какой-то другой футболист?
Вот мы и подобрались к самой противоречивой теме. Знаю, что идеального варианта тут нет, но мой ответ? Что ж. Леди и джентльмены, встречайте: Его Великолепие Гэвин Харрис.
Давайте начистоту: нет ни единого человека, который действительно переживал за Сантьяго во второй части «Гола». Это был неприятный, засахарившийся и скучный персонаж – и что хуже всего, в финале все это просто сошло ему с рук. А сейчас представьте, что вместо Санти «Гол 2» сфокусировался бы на Харрисе – человеке, который врывался в кадр и тут же притягивал к себе все внимание публики.
Гэвина можно любить за тысячу маленьких вещей.
За то, что он еще в «Ньюкасле» был своим в компании Бекса, Зидана и Рауля. За то, как спас Санти на старте карьеры и убедил Дорнхельма оставить его в команде. За то, как забил три мяча за полсезона в «Ньюкасле» и заслужил этим трансфер в «Реал» в 29 лет – а затем выдал 17-матчевую серию без голов и при этом все равно оставался суперзвездой уровня Роналдо с Роберто Карлосом. Больше того, именно Харрис забил ключевой гол «Реала» в финале ЛЧ (и бог ты мой, что это был за удар), а заодно подарил нам величайшую отговорку в истории человечества: «Да я просто в больницу к детишкам больным заезжал… жаль, репортеров не было».
Впрочем, лично я люблю Харриса еще и за то, как точно он передал настроение игрока на закате карьеры. Мы знаем (ну или по крайней мере предполагаем), каково это – быть футболистом на пике. Толпы людей, уйма внимания, всем что-то надо. Но что происходит потом? Как пережить это падение? После перехода в «Реал» Гэвин неожиданно оказался в ситуации, когда все нужно было доказывать заново – партнерам, клубу, самому себе. Проблема только в том, что сил на это у него уже не было – а признать, что время ушло, частенько не удается даже великим игрокам.
«Ты знаешь, Санти, я буду честным, – сказал Гэвин за пару недель до конца сезона в «Реале». – У меня морщины. Не сыпь, а просто морщины появились. Вот так. Суставы хрустят, на лице морщины, и контракт в этом году заканчивается. Вот я и делаю все возможное. Ведь без футбола. Чем еще я могу заняться – я не знаю». А теперь вспомните о проблемах Санти, также известных, как «О боже! Меня попросили слопать паршивый рамен в рекламе! Пожалуй, самое время уволить парня, который мне целую жизнь подарил».
Был ли Харрис безупречным персонажем? Нет, конечно. Но сделал бы он «Гол-2» лучше, если бы стал его главной звездой?
Гигантское интервью с продюсером фильма «Гол» о Бекхэме, Зидане, «Реале», «Ньюкасле» и Сантьяго Муньесе
Специально для сайта These Football Times Виталий Суворов поговорил с голливудским продюсером Майком Джеффрисом о самом кассовом футбольном фильме в истории. Полная версия на русском языке – только на Sports.ru.
Еще через год британский продюсер Майк Джеффрис и подразделение компании Уолта Диснея Touchstone Pictures выкатили второй «Гол» – в нем Санти размазывал соперников в составе «Реала» с Гути, Касильясом, Роберто Карлосом и прочими суперзвездами – а затем и третий, худший фильм серии, о чемпионате мира в Германии. Через одиннадцать лет после премьеры первого «Гола» Виталий Суворов позвонил Джеффрису в Лос-Анджелес, чтобы выслушать тонну историй о том, как создавали самый дорогой фильм о футболе в истории.
Эврика, Ferrari, Оливер Стоун
– Как у вас вообще появилась идея снять фильм о футболе?
– В 1999-м я переехал из Англии в Лос-Анджелес и несколько лет занимался всякой чепухой. До этого я очень долго был бизнесменом, ну знаете, носил все эти костюмы, рубашки, галстуки и все такое. Так что когда я продал свою медиа-компанию Daily Mail и оказался в ЭлЭй, я решил наверстать упущенное. Посмотреть, что происходит в городе по ночам. Я полностью изменил стиль жизни: постоянно бродил по каким-то ночным клубам и барам, проводил время с девушками и так далее. К счастью, работать мне тогда было не нужно.
В общем, сидим мы за столом и все вдруг начинают объяснять мне, чем вообще занимаются продюсеры. Вот только никто так и не может сказать ничего конкретного. И тут Бриттани говорит: «Ты – бизнесмен. Продюсер – это примерно то же самое, только в киноиндустрии. У них появляются идеи, или они их покупают, затем раздувают все это, продумывают способы монетизации, нанимают людей и все такое. Короче говоря, все равно что строить компанию». И я такой: «О! Кажется, я понял!»
На следующий день я запрыгиваю в свою предельно показушную Ferrari 360 и еду в книжный магазин Barnes & Nobles. Паркую машину, вхожу в магазин и вдруг ловлю на себе взгляд очень-очень сексапильной молодой кассирши, которая, очевидно, видела мою Ferrari, выполнявшую функцию виртуального увеличителя члена. Тут же подхожу к кассирше и спрашиваю: «Где тут у вас можно найти книги о том, как стать кинопродюсером?» Она сразу: «О! А ты продюсер?» Я такой: «Эмм, нет. Поэтому-то и спрашиваю, где можно найти книгу о том, как им стать». «То есть, ты собираешься стать продюсером в будущем, да?»
В общем, следующим утром я проснулся с кассиршей и ее подружкой и сразу подумал: «Твою ж мать! Когда я занимался медиа, со мной ничего подобного не происходило!» Короче говоря, идея стать продюсером понравилась мне еще больше. Я прочитал все книги, и как только я на полном серьезе решил проникнуть в киноиндустрию и начал знакомиться с людьми, я довольно быстро понял, что все сценарии, которые прилетают ко мне на стол, уже отклонили более умные люди, которые понимали, чем они занимаются. Все большие и даже маленькие студии получали сценарии раньше меня.
– И тогда вы решили написать собственный сценарий?
– На самом деле я очень долго раздумывал, что мне делать. Я всегда писал, так как начинал карьеру, как бизнес-журналист и именно так построил компанию. Так что да, я экспериментировал и пытался написать что-то сам. А затем я отправился в Дортмунд на финал Кубка УЕФА, в котором «Ливерпуль» играл с «Алавесом». Я болею за «Ливерпуль», так что по ходу того матча раза четыре был близок к тому, чтобы свалиться с сердечным приступом. После игры люди у стадиона продавали просто ужасные, невообразимо безвкусные красные футболки со всеми кубками, которые мы выиграли в том году. Я купил одну из них и полетел обратно в отель «Дю Кап» на Антибы, где делал вид, что «пытался лучше узнать киноиндустрию».
Шла вторая неделя фестиваля в Каннах, поэтому у бассейна в моем отеле каждый день собиралась довольно специфичная публика. И вот я вылезаю из своего номера, чтобы поплавать в бассейне, все еще пьяный после вчерашнего матча, в этой идиотской красной футболке. Чтобы вы понимали, все вокруг были в каких-то кремовых и бежевых нарядах. И вот я иду и вдруг слышу, как кто-то хлопает. Потом еще кто-то. Потом еще кто-то. Не успеваю я понять, что происходит, как абсолютно все начинают аплодировать. И, естественно, аплодируют они не мне, а «Ливерпулю». Вот тогда-то я и подумал: «Эврика!» Над моей головой буквально загорелась лампочка. «Еб твою мать, ну конечно же! Фильм о футболе! Вот оно! Этого ведь никто никогда не делал!»
– Что произошло, когда вы вернулись с этой идеей в Лос-Анджелес?
– Благодаря общим знакомым я вышел на Оливера Стоуна и начал активно капать ему на мозги, расспрашивая о том, как он снимал «Каждое воскресенье». Его главный совет звучал так: «Майк. Что бы ты там ни планировал, делай все это в сотрудничестве с футбольным миром». Больше всего Оливер жалел о том, что ему не удалось наладить контакт с НФЛ. Он довольно самоуверенно решил, что они во всем будут ему помогать, а в итоге он снимал «Каждое воскресенье» по сути вопреки НФЛ. Ему ведь даже пришлось выдумывать несуществующие команды! «Майами Дольфинс» превратились в «Майами Шаркс», «Даллас Ковбойс» – в «Даллас Найтс». «Это последнее, что тебе нужно», – сказал Оливер. – «Иди к людям из мира футбола и продавай эту идею, как хорошую возможность для них. Но всегда оставайся скромным».
В результате, я поступил именно так и просил дать мне доступ ко всему в обмен на рекламу всех брендов, клубов и FIFA, которые получат шанс воздействовать на аудиторию растущих рынков вроде Северной Америки и Азии. Это был лучший совет, который я когда-либо получал. Я начал доставать контакты людей из Nike, Adidas, FIFA и разных команд. Тогда-то все и завертелось. Нам удалось заключить сделки с брендами, которые знают во всем мире.
– Почему никто в Голливуде не пытался снять большой фильм о футболе до вас?
– Ну, это из серии «А почему раньше воду не продавали в бутылках?» Сейчас вот Amazon и Netflix делают документальные сериалы о «Ювентусе» и «Манчестер Сити», а сериалы такого типа обычно получаются фантастическими. Но знаете, снять художественный, драматический фильм о футболе – это гораздо более сложная задача. Современные болельщики невероятно избалованы. Когда я был маленьким, нам показывали две трансляции в год. Одной был финал Кубка Англии, второй – матч Англии с Шотландией. Ну и чемпионаты мира. И все. Сейчас мы получаем столько футбола и столько драмы каждые выходные, что придумать что-то круче этого очень, очень сложно. Ну то есть, я уверен, что если мы с вами сейчас засядем на пару часов и переберем в голове десять лучших моментов в футболе за последние двенадцать месяцев, то у нас в руках будет роскошный список. И соперничать с чем-то подобным – это настоящий вызов.
Помню, как недавно смотрел фильм о матче Борга и Макинроя в финале 1980, когда Борг победил Джона и взял пятый титул. Это был отличный фильм, очень качественный, и все же когда ты пытаешься проникнуться всей этой драмой по ходу фильма, она не производит на тебя такое же впечатление, какое произвела бы сама игра. И я знаю, о чем говорю, так как смотрел тот матч в прямом эфире и отлично помню свои эмоции. А вообще, я тут недавно обошел все студии на предмет съемки нового фильма о футбола. И должен вам сказать, особого ажиотажа эта идея не вызывала. Даже 20th Century Fox и Universal, дочерние компании которых инвестировали серьезные суммы в футбольные трансляции, этим не заинтересовались. А ведь они мы могли бы делать перекрестную рекламу и все такое. Речь идет о миллиардах долларах. Но они все равно такие: «Неа».
Что забавно, сейчас я работаю над адаптацией книги Red or Dead о Билле Шенкли. Вот прямо сейчас пишу сценарий. Это заняло довольно много времени, но надеюсь закончить все это дело на следующих выходных. История эта не столько о том, чем Шенкли занимался в «Ливерпуле», сколько о том, как изменилась его жизнь, когда он перестал быть тренером клуба. Это типичная история для спортивного фильма, только все наоборот. Обычно герой проходит путь в стиле «из грязи в князи», а тут в жизни Билла внезапно случился абсолютный шок. Ему нужно было заново найти смысл жизни, заново найти место в сообществе. Да и просто прийти в себя после сильнейшего потрясения, ведь он перестал быть частью клуба, который когда-то построил. Ему было совершенно нечем заняться, каждый день был воскресеньем. Это очень-очень грустная история. Ему было всего шестьдесят лет, он все еще был молодым мужчиной.
Так что да, последние три месяца я работал над этим сценариям и целиком погрузился в 1974-й, 1975-й, 1976-й годы. Надеюсь, в следующем году мы превратим этот сценарий в фильм.
«Реал», Блаттер, Бекхэм
– В какой момент стало ясно, что вы все-таки будете снимать «Гол»?
– Я долбился в двери Adidas примерно около года – в Портленде, Амстердаме, Херцогенаурахе – поднимаясь все выше и выше по менеджерской лестнице, пытаясь добраться до людей на самом верху. Все говорили мне: «Не, спасибо!» А потом я познакомился с Зеппом Блаттером в Париже. Честное слово, это была словно сцена из «Крестного отца». Меня посадили в номер отеля «Бристоль» и ощущение было такое, как будто ко мне вот-вот войдет какой-нибудь президент. И вот входит Зепп. Все равно что встретить Папу Римского, президента США и Вито Корлеоне в одном лице.
От FIFA мне было нужно одно: чтобы они нас поддержали, чтобы подтолкнули Adidas к работае с нами и подтвердили, что нам не придется платить за всякие логотипы клубов, торговые марки и прочие вещи. Они же, в свою очередь, делали ставку на то, что наш фильм выйдет успешным и поможет им завоевать фанатов в самых разных странах, и кроме того, как следует прорекламировать бренды.
– Каким оказался Блаттер в реальной жизни?
– Конечно, я пережил немало сюрреалистичных моментов. Понятное дело, что сейчас мы уже знаем, как работали все эти люди в FIFA. Мне в какой-то степени повезло – и я говорю эту фразу с ироничной улыбкой на улице – оказаться за кулисами и зависнуть там на несколько лет, по ходу которых мы снимали фильмы. И бог ты мой, пока мы увидели только верхушку айсберга. Вещи, которые я там видел… Я уверен, что в будущем мы услышим еще больше историй. Опять же, это было все равно, что тусоваться с семьей Корлеоне и наблюдать за тем, как они действует. Абсолютный снос крыши. Помню, как ловил себя на мыслях в духе: «Погодите, что они делают? Разве это законно?» Поверьте, я и вообразить такого не мог. И я бы рассказал больше, но когда-нибудь точно напишу об этом книгу. Так что прощу прощения!
– Самая безумная встреча, на которую вас занесло в процессе запуска всего этого киномеханизма?
– У меня был отличный день с Хосе Анхелем Санчесом, который потом стал CEO «Реала», а в тот момент работал в клубе менеджером по маркетингу. Мы заключили сделку об участии «Реала» в «Голе 2», так что Санчес переодически звонил мне, чтобы сказать: «Будь там-то во столько-то». И вот однажды он мне звонит и опять произносит те же слова: «Будь в аэропорту Мадрида в 12 часов дня. Сможешь?» «Смогу».
Запрыгиваю я, значит, в самолет, а на выходе из аэропорта меня уже поджидает водитель «Реала», который отвозит меня в отель. Захожу в номер, сажусь, ничего не происходит. Я такой: «Что это вообще за херня творится?» Затем мне говорят, что я сейчас встречусь с несколькими игроками, чтобы объяснить им идею фильма. Я продолжаю сидеть на месте, и тут вдруг открывается дверь, и ко мне входит Дэвид Бекхэм со своим менеджером Терри Бирном. И Дэвид просто милашка! Я провел с ним что-то около 45 минут, объяснил, что мы планируем делать, и по ходу разговора упомянул первый «Гол», который мы вот-вот должны были снимать.
– Погодите, то есть вы заключили сделку с «Реалом» о съемках «Гола 2» еще до того, как взялись за первый фильм?
– Именно так, да. Так вот, сидим мы с Бекхэмом, и я такой: «Кстати! А не хотел бы ты сняться еще и в первом «Голе»?» «Звучит интересно!» Затем он спросил, с кем еще у меня назначены встречи. А я без понятия! В результате, Дэвид выходит из номера, и тут я слышу снаружи французский акцент. Проходит пара секунд, и передо мной стоит Зинедин Зидан! Я уже просто на взводе. «Боже ты мой, неужели все это происходит со мной?»
Следующие 45 минут проходят примерно так же, я объясняю Зидану суть нашей затеи, а потом опять говорю: «Кстати, а не хотел бы ты сняться в первом фильме?» «Звучит неплохо! Дэвид в деле?» «В деле!»
После этого мне говорят, что я встречусь еще с одним игроком – и этим игроком оказывается Рауль. А он невероятно забавный, только входит и сразу: «Голливуд? Я в деле!»
В результате, совершенно неожиданно у нас нарисовались договоренности с Зиданом, Бекхэмом и Раулем о съемках не только во втором, но и в первом «Голе». Помню, как после всего этого безумия встретился с Хосе Анхелем и спросил его: «Какого ж хрена ты не сказал мне, с кем у меня будут встречи?» А он мне: «Да потому что не хотел, чтобы ты нервничал!»
И к слову о Рауле, мы с ним пересеклись в ЭлЭй несколько месяцев назад. Он остановился в отеле Беверли Хиллс, а я заглянул туда по делам. И вот в холле я вдруг слышу: «Эй, Майк!» Оборачиваюсь, а там чертов Рауль! Спрашивает, хочу ли я поужинать с ним сегодня. «Конечно!» И знаете, я прямо на минутку вернулся в то время, в тот футбольный мир, в котором мне повезло оказаться, завести кучу друзей и познакомиться с настоящими легендами.
– Каково было снимать ту самую сцену в баре с Зиданом, Бекхэмом и Раулем для первого «Гола»?
– Дэвид тогда был в Лондоне, а Рауль и Зидан – в Испании, так что нам пришлось снять самолет, чтобы привезти их в Англию. При этом, они в итоге приехали раньше Дэвида, который застрял в пробке. Само собой, Рауль и Зидан понятия не имели, как устроен весь процесс, поэтому решили, что мы их сейчас быстренько снимем и отпустим. Мы же забронировали их на весь день, чтобы вечером самолет увез их обратно в Испанию.
Так вот, Дэвид по-прежнему стоит в пробке, и я вижу, что Рауль и Зидан начинают потихоньку раздражаться. Не в примадонна-стиле, но все равно. А потом, наконец, появляется Бекс, и все становится еще хуже. Довольно быстро мы понимаем, что у Дэвида на руках была старая версия сценария, который он заучивал все это время. Мы придумали для него небольшой диалог с Куно Беккером, который играл Сантьяго Муньеса. Вот только в новой версии сценария диалог уже был совершенно другим, и все моментально начали паниковать – особенно сам Бекхэм и его менеджеры. В результате, я взял Бекса и режиссера за руку, отвел их в какую-то комнатушку и сказал: «Дэвид, спокойно. Забудь о сценарии. Куно просто задаст тебе пару вопросов. Каково это – играть в «Реале»? Каково это – делать то-то и то-то? Мы просто сделаем небольшое интервью. Будь собой. Забудь, что это кино».
После этого я отправился к Куно и объяснил ситуацию ему: «Просто задавай ему вопросы, и все будет в порядке. Скажи ему, что твоя бабушка его обожает!» К счастью, все сразу успокоились, и сцена вышла отличной. Проблема была только в том, что все эта история привела к очередной задержке, и Зидан с Раулем уже просто засыпали от скуки в гримерке. «Да что ж такое! Давайте уже быстрее!» А нам, разумеется, нужно было снять сцену с Бекхэмом сначала с одного ракурса, потом с другого, и все такое. Это же фильм, на такие съемки уходят часы! В какой-то момент я даже слышал, как Зидан с Раулем начали обсуждать, как бы им поскорее вернуться в Мадрид.
Сейчас я, конечно, смеюсь, но тогда мне было особо не до смеха. Когда ты работаешь с кем-то реальным, с кем-то настоящим, такие ситуации просто неизбежны. Постоянно случается что-то, что ты не можешь контролировать. Так что у нас было полно моментов, когда на площадке царил абсолютный хаос.
– Например?
– Ну, скажем, когда мы снимали «Гол 2» с «Реалом», у них была чудовищная безвыигрышная серия. И, естественно, пресса целыми днями уничтожала клуб за то, что они позволили киношникам отвлекать игроков от дела и все такое. Не помню, сколько именно матчей они тогда проиграли, но это была приличная серия А потом еще и Роналдиньо оформил хет-трик в Класико. Для нас это был просто гребанный кошмар, потому что то Класико имело огромное значения для нашего сюжета. Нам хватило бы всего одного гола «Реала», чтобы потом Сантьяго Муньес и Гэвин Харрис забили еще парочку в фильме. Нам просто нужно было снять, как болельщики празднуют гол. Но нет! Вместо этого, «Реал» просто унижали на наших глазах, а мы переглядывались и думали: «Черт возьми, что ж нам теперь делать с этим большим, вонючим куском собачьего дерьма?»
В конце концов, мы перевернули все с ног на голову и поставили кадры с Класико в начало фильма. «Смотрите, «Реал» – в полном дерьме, и им срочно нужен герой, который всех спасет. И, конечно же, этот герой – Сантьяго Муньес, который стал частью сделки по трансферу Майкла Оуэна из «Реала» в «Ньюкасл». Иначе говоря, выкрутились мы неплохо.
Правда, потом была еще игра с «Арсеналом» в плей-офф Лиги чемпионов. Нам снова нужен был всего лишь один гол «Реала», но они, мать твою, проиграли 0:1! В результате, матч с «Арсеналом» мы поставили в конец фильма, вот только вставили туда кадры с болельщиками из игры с «Валенсией», в которой «Реал» забил. Помню, на монтаже нам тогда даже пришлось менять баннеры Ла Лиги на баннеры Лиги чемпионов! Вот что происходит, когда вы работаете с настоящей командой по ходу сезона.
«Ливерпуль», «Ньюкасл», Adidas
– В первом «Голе» Сантьяго Муньес играл за «Ньюкасл». Почему вы выбрали именно этот клуб?
Первым клубом, к которому я пришел с идеей «Гола», был «Ливерпуль». Я болею за «Ливерпуль» всю жизнь. Когда я был маленьким, мы с семьей переехали из Ливерпуля в пригород Йоханнесбурга, так как там жила сестра моего отца и ее муж. Это был очень маленький городок. Никакого электричества, кошмарные дороги. Короче говоря, настоящая Африка. Мой отец был очень жестоким мужчиной, который постоянно издевался надо мной, над моей мамой и сестрой. Но зато у меня был дядюшка Шэйн, совершенно чудесный ирландец, который обожал «Ливерпуль». И, конечно же, с моим отцом он не ладил.
Когда мне было семь лет или что-то около того, я заметил, что все парни в школе выбирали себе команды. Так что я вернулся домой и спросил у отца: «Как люди решают, за какую команду им болеть?» «Это легко, – ответил он. – Как правило, ты болеешь за команду из родного города». «О, – сказал я. – Значит, я буду болеть за «Ливерпуль». «Можно, но вообще в Ливерпуле две команды». В этот момент он положил на стол два стикера – синий, который символизировал «Эвертон», и красный. Я спросил: «А какой из них твой?» И он коснулся синего. Тогда-то я и выбрал красный.
Как я уже сказал, мой отец был очень жесток. Настоящий ублюдок. Так что с моей стороны это была форма протеста. И, конечно, мой дядюшка Шэйн, который построил целую святыню «Ливерпуля» в своем доме – с футболками, флагами и всем остальным – сразу же подарил все это мне. Просто, чтобы выбесить моего отца.
Когда я вернулся в Англию, мне очень повезло, ведь «Ливерпуль» находился в шаге от того, чтобы вступить в эру абсолютного доминирования. Я тогда жил в северном Лондоне, но постоянно катался автостопом на «Энфилд», а затем, когда подрос, ездил в Ливерпуль на своей машине. Помню, как однажды меня осенило. Шел 1984 год, мы только что выиграли чемпионат и завоевали четвертый европейский кубок. И я подумал: «Черт, не может же так продолжаться вечно! Надо бы мне успеть насладиться всем этим по полной». Что ж, я был прав.
– Так что же произошло, когда вы пришли с идеей «Гола» к «Ливерпулю»?
– Я встретился с директором клуба Риком Перри, все ему объяснил, но у него это не вызвало ни капли интереса. Мое сердце было абсолютно разбито. Так как Манчестер находится недалеко от Ливерпуля, на следующий день я отправился на встречу с «Юнайтед», который был запасным вариантом. И не прошло и пары минут, как они закричали: «Вау! Это просто супер! Давайте снимать! Тут даже думать ни о чем!» Понимаете, они схватили все буквально за пару секунд. Я даже презентацию в PowerPoint с собой притащил, а они такие: «Да выключи ты эту штуку! Мы все поняли! Как нам это устроить?»
После всего этого я вернулся в Лос-Анджелес, чтобы провести еще один день с представителями «Манчестер Юнайтед» в Беверли Хиллз. Очаровательные люди, которые прекрасно знали свое дело. Мы даже отправили в «Колизей», где тренировалась основа «МЮ» перед матчем с мексиканской командой «Америкас». Я подошел к Фергюсону, увидел Гиггза и всех остальных. И с одной стороны, снять фильм с таким брендом, как «Юнайтед», было бы очень здорово. Но с другой стороны, с каждой секундой внутри меня, скаузера, реально что-то умирало.
Помню, как возвращался домой в конце того дня, за который большинство фанатов «Юнайтед» отдали бы одно из своих яичек. А я сидел в машине и думал: «Я ведь никогда не смогу вернуться в Ливерпуль после такого!»
И вот в этот самый момент я слышу, как звонит мой телефон. «Добрый день, – говорят мне. – Это Фредди Шеперд из «Ньюкасла». Насколько мы понимаем, вы сейчас общались с «Манчестер Юнайтед». Мы же считаем, что было бы лучше, если бы вы сняли в своем фильме «Ньюкасл». Готовы ли вы поговорить об этом?» «Готов, – ответил я. – Вот только как мне узнать, что вы тот, за кого вы себя выдаете?» «Что ж. – сказали мне. – Я сейчас в Лас-Вегасе, мой партнер Дуглас Холл тоже здесь. Если мы прилетим сегодня в Лос-Анджелес и встретимся с вами в… хм, ну скажем, в том отеле, где останавливалась Джулия Робертс в «Красотке», вы сможете убедиться, что я действительно Фредди Шеперд». И я такой: «Заметано! Буду там в восемь часов!»
Все еще не будучи уверенным на сто процентов, я все же завел машину и отправился в отель Беверли Уилшир. Думаю, вы можете представить себе, какая публика там собирается. Но как только я туда вошел, все стало ясно. За баром сидели два парня, которых просто невозможно было спутать ни с кем другим. У них на лицах был написано, что они из Ньюкасла! Чудесные, большие, краснощекие ребята! Я моментально почувствовал такой прилив любви и счастью в своем сердце, что сразу же побежал их обнимать. «Боже ты мой, вы и правда настоящие!»
– Как быстро вы заключили сделку?
– Мы просидели в баре отеля всю ночь, выпивали до самого утра. Затем решили продолжить разговор на следующий день, но они не хотели попасть в газеты, так что избегали публичных мест. Поэтому я пригласил их к себе домой, а сам поехал в «Колизей» смотреть матч «Юнайтед». В результате, мы провели с ребятами из «Ньюкасла» где-то четыре дня и обо всем договорились. Наша сделка была хороша еще и тем, что они пообещали мне уговорить Adidas. Так что теперь меня у был «Ньюкасл» и Блаттер, и мы вот-вот должны были договориться с Adidas.
– Правда ли, что контракт «Гола» с Adidas остается самой крупной подобной сделкой в истории?
– Да, самый крупный контракт между фильмом и брэндом. До нас, если ничего не путаю, самой дорогой была сделка «Кока-колы» с «Матрицей». «Кока-кола» тогда специально для фильма создала зеленый напиток вроде Powerade, и продюсеры «Матрицы» получили за это четыре миллиона долларов. А я, когда впервые пришел к Nike, услышал от них знаете какое предложение? Бесплатные кроссовки! Я не шучу! Прихожу на встречу, а они мне: «Окей, мы дадим вам кроссовки». Матерь божья.
А штука была в том, что у меня ведь не было никакого опыта. Я понятия не имел, о каких деньгах может идти речь. Я просто прикинул, что мы собираемся снимать три фильма, и все это обойдется нам примерно в 50 миллионов долларов. Ну я и подумал: а давайте-ка мы и попросим у Adidas полтинник! У меня вообще не было никакого страха, потому что я ничего не знал об этой индустрии. Я провел небольшое расследование и выяснил, что Adidas и Nike тогда тратили около двух миллионов долларов на одну рекламу. А потом еще два миллиона доллара на ее трансляцию. Может, даже больше.
Поэтому я видел это так: «Мы снимаем три долбанных фильма. Каждый идет полтора часа. Мы покажем «Ньюкасл» в первом, другой адидасовский клуб – «Реал», «Милан» или «Марсель» – во втором, и потом начнем думать о третьем». А вся эта система работает так, что фильмы обычно монетизируются в течение пятнадцати лет. В итоге, когда Сантьяго Муньес играет в футбол, на нем – три полоски. Когда он не играет футбол, он носит одежду casual-линии Adidas. И даже когда он в чертовом душе, мы можем вытатуировать три полоски у него на заднице.
Когда вы снимаете фильм, в котором показываете «Реал» и «Ньюкасл», вы можете себе такое позволить. Даже больше, вы обязаны именно так и поступить. Это абсолютно оправданно. Поэтому мой питч Adidas был таким: «Это отличная возможность для вас усилить ваше присутствие в футболе». Переговоры заняли несколько месяцев, но мы все-таки заключили контракт, согласно которому Adidas предоставил нам 50 миллионов долларов на съемки. Учитывая, сколько выгоды и сколько рекламы они получили, думаю, это было лучшие 50 миллионов, которые они когда-либо тратили.
– Итак, у вас был Adidas, «Ньюкасл», «Реал» и FIFA. Теперь нужно было найти режиссера и актеров, верно?
– Да, мы наняли режиссера Майкла Уинтерботтома, который пригласил актера Диего Луну и начал заниматься фильмом. Мы ездили на гостевые матчи «Ньюкасла» в Испанию, Францию, снимали какие-то отдельные кадры, не требующие сценария, и так далее. Параллельно Майкл и сценаристы, собственно, писали сценарий, потому что им захотелось все переделать. Хуже всего было то, что они наотрез отказывались показывать его мне. Вместо этого они наняли человек двести в Ньюкасле и потратили что-то около 3 миллионов фунтов. Когда до настоящего старта съемок оставалась всего неделя, сценария у меня по-прежнему не было.
Майкл Уинтерботтом (в центре) с актерами фильма «9 песен»
– Я уже гуглю!
– Ну так вот, смотрю я, значит, на все это с белым лицом и думаю только о том, что Майкл так и не показал мне новый сценарий «Гола», а съемки у нас уже через неделю. И все мне начинают писать и звонить, все в полном шоке, что Майкл притащил в Канны порнуху. В какой-то момент историю подхватывают AP, Reuters и остальные новостные агентства, и начинается пожар впермешку с говноцунами, просто день в аду! А я сижу в своем номере, напиваюсь и слушаю, как мой телефон разрывается от звонков.
И ведь звонят топ-люди! Из «Ньюкасла», из Adidas, из FIFA, из «Реала», из «Кока-колы». И все такие: «Что это за херня. » А я думаю: «Вашу ж мать, это не моя вина!» Но вы только представьте, мы же общались с «Диснеем» о дистрибуции фильма в США! А в результате сценария у меня нет, 3 миллиона фунтов мы уже потратили, а наш режиссер снял порнуху и показал ее всем Каннам.
Короче говоря, я назначаю встречу Майклу и его агенту Джону Лешеру и говорю им: «Парни, если у меня не будет сценария в пятницу – а съемки у нас начинаются в понедельник – то вы все уволены. Игры закончились». А Майкл такой: «Да не сделаешь ты этого». Потому что кто вообще так поступает? Это же самоубийство. Но я сижу и думаю: «Это ведь не ты весь день сидел и слушал, как люди орут тебе в трубку, что ты хренов идиот».
Ну и вот, сижу я с Майклом и Джоном в пятницу и снова прошу показать мне сценарий. И, конечно же, Майкл отвечает мне, что он до сих пор не готов. «Ну, прекрасно… Ты уволен!» И я все отменяю. Распускаю все двести человек, всю съемочную группу.
– Боже!
– Тем временем, люди в киноиндустрии наблюдают за всем этим и говорят мне: «Да ты понятия не имеешь, что сделал! Ты уже никогда не снимешь этот фильм!» В общем, полный ужас. Все актеры, которых я распустил, говорили вещи в духе: «Ты никогда больше не получишь работы в этом городе». В результате я продал свой дом в ЭлЭй и переехал в легендарный отель «Шато Мармон». И вел я себя там настолько отвратно, что мне запретили входить в него до конца жизни. Я не шучу.
К тому моменту ненавидели меня уже буквально все. Но я собрался и пошел искать нового режиссера, параллельно уговаривая Adidas не отзывать деньги. В конце концов, я все-таки нашел режиссера, фаната «Арсенала» Дэвида Кэннона, который в тот момент снимал «CSI.: Место преступления». Мы собрали новую команду и, наконец, приступили к работе над фильмом. Мне удалось убедить всех в том, что я поступил правильно, так что все бренды и клубы остались с нами. Но боже мой, какое же это было сумасшедшее время! С того момента, как я всех распустил и до того момента, когда мы начали съемки, прошло наверное года два.
Касильяс, Лушембурго, Louis Vuitton
– В 2005-м вся съемочная группа «Гола 2» отправилась в предсезонное турне с «Реалом». Как это было?
– Они тогда играли в Китае и Японии, и мы зарегистрировали Алессандро Ниволу, который исполнил роль Гэвина Харриса, как одного из футболистов «Реала«. А про Алессандро нужно знать следующее: помимо того, что он отличный парень и отличный актер, он еще и раздражающе хорошо играет в футбол.
Так что мы попросили Флорентино Переса, Хосе Анхеля Санчеса и Вандерлея Лушембурго, который тогда тренировал «Реал», позволить Алессандро находиться с командой в течение всего турне. «Только при одном условии, – ответили нам. – Он должен отнестись к этому максимально серьезно. Он не сможет покинуть команду ни на секунду». В результате, Алессандро жил в отелях на одном этаже со всеми игроками «Реала», делил с ними номера, обедал, носил костюмы, тренировался каждый день и все такое. Он полностью погрузился в этот мир и по сути стал новым футболистом «Реала» на следующие две недели. Никогда не видел, чтобы человек улыбался так долго.
Помню, как в Японии мы с операторами стояли в аэропорту и ждали, когда игроки выйдут из самолета, чтобы затем включить эту сцену в фильм. Вокруг нас – тысячи японских школьниц, которые дождаться не могут своих кумиров. И вот, прям как в кино, дверь самолета открывается и случается этот волшебный момент: первым выходит Перес, за ним следуют несколько директоров, а потом бум – и появляется Роналдо, затем Роберто Карлос, затем Фигу, а затем Гэвин Харрис! И сразу же Зидан, Касильяс и все остальные. И это все – не постановка, а реальность. Просто фантастика! Школьницы сходят с ума, а я смотрю на Алессандро, и он просто физически не может перестать улыбаться! Невероятный момент. Невероятный.
Забавно, что через пару дней после начала турне игроки «Реала» действительно забыли, что Алессандро – не настоящий футболист. Помню, несколько раз он даже участвовал в разминках перед матчами, пинал мяч на глазах у всего стадиона, а затем отправлялся на скамейку и смотрел игры оттуда.
– Самый напряженный момент по ходу того турне?
– Помню, как-то раз попросил «Реал» одолжить мне пару игроков, так как нам нужно было снять, как они ходят на магазинам с Алессандро. Обычная короткая сцена. На это Лушембурго сказал: «Хорошо, но у тебя всего час. Если они не будут здесь через шестьдесят минут, больше никогда со мной даже не разговаривай».
В итоге нам выделили Гути и Касильяса и мы отправились в Гинзу, самый дорогой район города, где сосредоточены все бутики. Сняли, как Алессандро идет по улице вместе с Гути и Икером, быстренько все сделали и, так как на улице уже собралась толпа, пошли в магазин Louis Vuitton, чтобы игроки выбрали себе по одной вещи в качестве вознаграждения за то, что потратили на нас время.
И знаете что? Конечно же, эти пижоны оказались умны и взяли себе по самому дорогому чемодану во всем магазине, что-то около 30 тысяч долларов. А потом мы выходим на улицу, прыгаем в машину и все – люди вокруг просто сходят с ума, как будто здесь только что высадились «Битлз». А я смотрю на часы и понимаю, что, кажется, мне пора серьезно поволноваться за свои яйца! В итоге, в отель мы вернулись буквально за тридцать секунд до дедлайна.
– Как Лушембурго вообще относился к тому, что вы постоянно мотались за командой?
– Был один смешной момент. Уже в конце турне, когда «Реал» отыграл все матчи, мы возвращались в отель, и я сидел рядом с Лушембурго. Он, само собой, был довольно расслаблен и в какой-то момент посмотрел на меня и сказал: «А знаешь, ты не такой уж и противный!» «Что ж, – отвечаю. – Спасибо!» И тут он такой: «Было даже интересно! Может, однажды мы снова пересечемся». И я вдруг понимаю, что «Реал» вообще не поставил его в известность, что мы будем снимать их не две недели в Японии и Китае, а три месяца! Они просто ничего ему не сказали!
Конечно, задним умом я понимаю, что они поступили по-умному. Они разбирались в психологии. Они давали информацию порциями. Скажут какую-то маленькую часть, затем еще одну, затем еще. О каких-то вещах ему просто не нужно было знать.
Скорсезе, сахар, сумо
– Куча людей считает, что в «Голе» было чересчур много клише – ну, знаете, вроде бесконечных победных голов Сантьяго на последних минутах и всего такого. Жалеете ли вы, что пошли в этом направлении?
– Вы имеете виду, что в фильмах было слишком много сладости? Слишком много сахара? Что ж, а я скажу, что это, мать твою, было супер! Я возьму весь сахар, все сладости. Принесите мне пирожные, торты и все на свете. Это гребанный спортивный фильм! Вы включаете его и не ждете, что вам сейчас покажут что-нибудь из Ларса Фон Триера или Кристофера Нолана. Вы покупаете попкорн и идете на фильм о футболе. И знаете что? Главный герой забьет гол на последний минуте! Вот так вот. Конечно, это не фильм на «Оскар», но я все равно им горжусь.
Смотрите, у Мартина Скорсезе есть фильм «Бешеный бык». В нем меньше сахара, меньше клише, больше искусства. Но ведь этот фильм снимал чертов Скорсезе! И знаете что? Чертов Скорсезе не работал над «Голом»! Это все равно что тренировать «Ковентри Сити» и постоянно сравнивать себя с «Манчестер Сити». Ты можешь делать только то, на что способен. Бог знает, что за фильм вышел бы у Майкла Уинтерботтома. Думаю, сахара бы там не было. И счастливого конца тоже. Скорее всего, герой откинулся бы, прям лежа на кровати.
– Вам по-прежнему приходят письма от фанатов «Гола»?
– Даже больше. Например, как-то раз я отправился в Японию, чтобы собрать информацию для фильма о борцах сумо. Прилетел туда и начал думать, как бы мне увидеть, что происходит за кулисами боев. Безусловным номером один в сумо тогда был парень из Монголии по имени Асасерю Акинори. Лучший борец сумо на планете, может быть, даже лучший в истории. И вот, значит, сижу я в Токио и рассказываю друзьям, что собираюсь ехать в Нагою, чтобы добиться встречи с Асасерю. А они мне: «Да ты прикалываешься! Ты даже до охранников не доберешься. И уж точно не встретишься ни с кем из борцов, потому что они терпеть не могут Запад».
Ну ладно. Само собой, я все равно собрался и поехал в Нагою. Уже в городе увидел небольшой магазинчик, в котором шили одежду для сумоистов, зашел в него и познакомился с портным. Рассказал ему свои планы, а он такой: «Не беспокойся, все устроим!» Быстрая перемотка вперед: я стою на арене, а вокруг меня, прости господи, кучка сумо-группиз. Крупные девчонки, от которых фетишисты были бы в полном восторге. А потом рядом с нами появляется тот самый портной. Все с ним здороваются, он всех знает, его все знают, и он просто берет меня за руку и отводит за кулисы, где сидят сумоисты и мажут свои волосы воском, делают хвостики и все такое. И вот он подводит меня прямо к Асасерю, чемпиону миру, который сидит там реально как Христос в мире сумо.
У меня с собой был DVD «Гола» с японским дубляжом, который я купил чуть раньше в Сибуе, и в какой-то момент я заметил, что Асасерю – а он, боже ты мой, просто гигантский, сотни килограмм – смотрит прям на это DVD в моей руке. Проходит еще пара секунд, и он такой: «Ооооооооо! Хрмх! Сантьяго Муньес! Хрмх!» Видели бы, как он смотрел на этот диск! Как будто это самая красивая женщина в мире, которую он вот-вот трахнет! «Сантьяго, хрмх! Моя история!» Тут он вырывает диск из моей руки, обнимает меня и чуть ли не сажает меня на коленки – просто гигант! «Я – из Монголии в Японию! Сантьяго – из Лос-Анджелеса в Ньюкасл! Хрмх! Братья! Обожаю этот фильм!» Дошло даже до того, что он заставил меня дать ему автограф! Я, никто, дал автограф Асасерю, лучшему сумоисту всех времен!
А знаете, что было потом? Они запустили в комнату прессу! CNN, агентства, все подряд. А я сижу рядом с Асасерю и этим диском, и все моя друзья, которые вчера говорили, что я даже охрану не пройду, видят меня в телевизоре! И даже когда я уже уезжал со стадиона, Асасерю все еще держал в руках этот DVD.
Так что да, возвращаясь к вашему вопросу, это сахарный, добрый, диснеевский фильм о футболе. Но пока со мной происходят такие истории и я встречаю людей, которых наш фильм действительно вдохновил на какой-то поступок, я готов съесть весь этот сахар. В любой момент.
Сантьяго
– Наконец, возможно, самый важный вопрос: насколько хорошо Куно Беккер играет в футбол?
– Что ж, проблема, с которой мы столкнулись.
– Ради всего святого, скажите, что он вообще не умеет играть.
– Не буду это комментировать, хаха. А вообще. давайте предположим, что Брэд Питт снимается в фильме про Александра Великого. Никто ведь не ожидает, что Брэд будет лучше всех в мире скакать на лошадях и управляться с мячом, не правда ли? Это ж, мать его, Голливуд!
Конечно, Брэд может тренироваться целым дням, но, в конце концов, в дело все равно вмешается магия Голливуда. Куно – актер, а не футболист, скажу так. Но надо сказать, что сегодня технологии находятся на таком сумасшедшем уровне, что вы можете привести актера в студию с зеленым фоном и снимать его пару часов. А потом привести туда же Криштиану Роналду, сделать все то же самое, после чего поехать на матч «Реала» и снять, как Криштиану играет на настоящем стадионе. И все! После этого вы загружаете все это в компьютеры и просто меняете лицо Роналду на лицу Сантьяго Муньеса. Поверьте мне, вы вообще не заметите никакого подвоха. Вот настолько вперед ушли технологии.
В 2005-м и 2006-м, когда мы снимали «Гол», все было гораздо сложнее. Мы приезжали на стадион каждую ночь и работали, работали, работали. Бекхэм бесконечно бегал по флангу и раз за разом навешивал в штрафную, надеясь, что на другом конце с мячом встретится голова Куно или Алессандро. И так сотни раз, а у них все никак не получалось попасть по мячу. Дэвид же, благослови его Господь, продолжал навешивать в одну и ту же точку.
Сейчас вам не пришлось бы так заморачиваться. Снимать футбольные фильмы стало гораздо проще. И знаете что? Пожалуй, я сделаю это снова.