сандро боттичелли краткая биография

Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли (наст. имя Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи; 1445-1510) – итальянский живописец, один из ярчайших мастеров эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи. Автор картин «Весна», «Венера и Марс» и принесшей ему мировую популярность «Рождение Венеры».

В биографии Боттичелли есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Сандро Боттичелли.

сандро боттичелли краткая биография

Биография Боттичелли

Сандро Боттичелли появился на свет 1 марта 1445 года во Флоренции. Он рос и воспитывался в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его супруги Смеральды. У своих родителей он был младшим из четырех сыновей.

У биографов Сандро до сих пор нет единого мнения о происхождении его фамилии. Согласно одной версии, он получил прозвище «Боттичелли» (бочонок) от старшего брата Джованни, который был толстяком. По другой, оно связано с торговой деятельностью 2-х старших братьев.

Сандро стал художником не сразу. В юности он пару лет обучался ювелирному делу у мастера Антонио. К слову, некоторые специалисты предполагают, что свою фамилию парень получил именно от него.

В начале 1460-х годов Боттичелли начал обучаться живописи у Фра Филиппо Липпи. На протяжении 5 лет он учился писать картины, внимательно наблюдая за техникой учителя, который сочетал трехмерность передачи объемов на плоскость.

После этого наставником Сандро был Андреа Верроккьо. Интересен факт, что подмастерьем Верроккьо был еще никому неизвестный Леонардо да Винчи. Спустя 2 года Боттичелли начал самостоятельно создавать свои шедевры.

Живопись

Когда Сандро было около 25 лет у него появилась собственная мастерская. Его первая значимая работа называлась «Аллегория силы» (1470), которую он писал для зала местного Торгового суда. В это время биографии у Боттичелли появляется ученик Филиппино – сын его бывшего учителя.

Сандро написал немало полотен с Мадоннами, среди которых наибольшую популярность получила работа «Мадонна Евхаристии». К тому моменту у него уже выработался свой стиль: яркая палитра и передача оттенков кожи посредством насыщенных охристых теней.

сандро боттичелли краткая биография

На своих картинах Боттичелли удавалось живо и емко показывать драматизм сюжета, наделяя изображенных персонажей чувствами и движением. Все это можно увидеть на ранних полотнах итальянца, включая диптих – «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

Полуобнаженную фигуру Сандро впервые изобразил на картине «Святой Себастьян», которая была торжественно размещена в церкви Санта-Мария-Маджоре в 1474 г. В следующем году он представил знаменитую работу «Поклонение волхвов», где изобразил самого себя.

В данный период биографии Боттичелли прославился и как талантливый портретист. Самыми известными картинами мастера в этом жанре стали «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи», а также ряд портретов Джулиано Медичи и местных девушек.

Слава о талантливом художнике распространилась далеко за пределы Флоренции. Он получал множество заказов, вследствие чего о нем узнал папа Сикст IV. Лидер католической церкви доверил ему расписать собственную капеллу в римском дворце.

В 1481 г. Сандро Боттичелли приехал в Рим, где принялся за работу. Вместе с ним трудились и другие известные живописцы, включая Гирландайо, Росселли и Перуджино.

Сандро расписал часть стен Сикстинской капеллы. Он стал автором 3-х фресок: «Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея».

Кроме этого, он написал 11 папских портретов. Любопытно, что когда в начале следующего столетия потолок и алтарную стену распишет Микеланджело, Сикстинская капелла приобретет мировую известность.

сандро боттичелли краткая биография

После окончания работы в Ватикане Боттичелли вернулся домой. В 1482 г. он создал знаменитое и загадочное полотно «Весна». Биографы художника заявляют, что данный шедевр был написан под влиянием идей неоплатонизма.

«Весна» до сих пор не имеет четкой интерпретации. Принято считать, что сюжетная линия полотна была придумана итальянцем после прочтения поэмы «О природе вещей» Лукреция.

Данной работой, а также двумя другими шедеврами кисти Сандро Боттичелли – «Паллада и кентавр» и «Рождение Венеры», владел Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Критики отмечают в этих полотнах гармонию и пластику линий, а также музыкальную экспрессию, выраженную тонкими нюансами.

Отдельного внимания заслуживает картина «Рождение Венеры», которая является самой известной работой Боттичелли. Она была написана на холсте размером 172,5 х 278,5 см. Полотно иллюстрирует миф о рождении богини Венеры (греч. Афродиты).

Примерно тогда же, Сандро пишет свою не менее знаменитую картину любовной тематики «Венера и Марс». Она писалась на дереве (69 х 173 см). Сегодня данное произведение искусства храниться в лондонской Национальной галерее.

Позднее Боттичелли начал трудиться над иллюстрированием «Божественной комедии» Данте. В частности, из немногих уцелевших рисунков сохранилось изображение – «Бездна ада». За годы творческой биографии мужчина написал много религиозных полотен, среди которых «Мадонна с младенцем на троне», «Благовещение Честелло», «Мадонна с гранатом» и др.

В 1490-1500 гг. Сандро Боттичелли находился под влиянием монаха-доминиканца Джироламо Савонаролы, который призывал людей к покаянию и праведности. Проникшись идеями доминиканца итальянец изменил свой художественный стиль. Гамма красок стала более сдержанной, а на полотнах преобладали темные тона.

Обвинение Савонаролы в ереси и его казнь в 1498 г. сильно потрясли Боттичелли. Это привело к тому, что в его творчестве прибавилось больше мрачности.

В 1500 г. гений пишет «Мистическое Рождество» – последняя значимая картина Сандро. Интересен факт, что она стала единственной работой живописца, которая была датирована и подписана автором. Среди прочего в надписи говорилось следующее:

«Эту картину я, Алессандро, написал в 1500 г. в Италии в половине времени после времени, когда исполнится сказанное в 11-й главе Откровения Иоанна Богослова, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на 3,5 года был выпущен. Потом он был закован в кандалы в соответствии с 12-й главой, и мы увидим его (попранным на земле), как на этой картине».

Личная жизнь

О личной биографии Боттичелли почти ничего неизвестно. Он никогда не был женат и не имел детей. Много специалистов считают, что мужчина любил девушку по имени Симонетта Веспуччи – первую красавицу Флоренции и возлюбленную Джулиано Медичи.

Симонетта выступала в качестве натурщицы для многих полотен Сандро, умерев в 23-летнем возрасте.

Смерть

В последние годы жизни мастер оставил художество и жил в крайней нищете. Если бы не помощь друзей, то он бы наверняка умер с голоду. Сандро Боттичелли скончался 17 мая 1510 года в возрасте 65 лет.

Источник

Биография Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли (1444 – 1510) – флорентийский художник эпохи ренессанса, чьим настоящим именем было Алессандро ди Мариано Филипепи.

В своей биографии Боттичелли учился у Фра Филиппо Липпи, чья изысканная цветовая гамма проявляется в ранних работах художника. Такую тенденцию можно заметить на полотнах «Adoration of the Kings» (Национальная галерея, Лондон), «Chigi Madonna» (музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон).

Элементы более сильного стиля Поллайоло, Верроккьо вскоре стали проявляться в таких работах Боттичелли: «Fortitude» (галерея Уффици), «St. Augustine», «Portrait of a Young Man» (Уффици).

В 1481 году папа Сикст IV попросил Боттичелли помочь в оформлении Сикстинской капеллы. Тогда Сандро Боттичелли было выполнено три библейских фрески. После этого он вернулся во Флоренцию, где наблюдался пик его популярности.

Затем Боттичелли поддался идеям Фичино и Полициано. Его мифологические аллегории «Spring, Birth of Venus, Mars and Venus», «Pallas Subduing a Centaur» упоминаются в основном как триумф любви над зверскими инстинктами. Вероятно, в 1490х годах художник работал над мечтательными иллюстрациями к «Divine Comedy». Он нарисовал несколько фресок для вилла Торнабуони в Лувре, создал серию излучающих свет Мадонн («Magnificat», «Madonna of the Pomegranate»). Согласно описаниям тех времен, Боттичелли восстановил знаменитую античную работу «The Calumny».

Религиозная позиция в биографии Боттичелли явно выражена в его творениях «Nativity» (национальная галерея, Лондон), «Last Communion of St. Jerome» (музей «Метрополитен), «Pieta» (Кембридж).

Источник

Биография Сандро Боттичелли

сандро боттичелли краткая биография

Сандро Боттичелли (1445-1510) – знаменитый живописец Италии, творивший в эпоху Возрождения, является одним из основных представителей флорентийской художественной школы.

Рождение и семья

Сандро появился на свет 1 марта 1445 года в итальянском городе Флоренции. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи.

Его отец, Мариано ди Джованни Филипепи, занимался кожевенным ремеслом. Вблизи моста Санта Тринита ин Ольтрарно Мариано держал свою мастерскую. Денег он с неё имел совсем немного, поэтому мужчина грезил об одном – чтобы быстрее выросли и устроились в жизни его дети. Глава семьи очень хотел отдохнуть от своего трудоёмкого ремесла.

Мама, Змеральда, занималась воспитанием сыновей, которых в семье родилось четверо, Сандро был самым младшим среди них.

Семья проживала в приходе церкви «Всех Святых» («Оньисанти»). Приход был расположен во флорентийском квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова. Здесь семейство арендовало небольшую квартиру в домостроении, принадлежавшем господину Ручеллаи.

Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в кадастре итальянской Республики. Ещё в 1427 году в Республике был издан указ о том, что глава каждого флорентийского семейства должен вносить в кадастр заявление, где отображались доходы (это нужно было для налогообложения). В 1458 году в своём кадастровом заявлении Мариано Филипепи написал, что у него четверо сыновей – Джованни, Антонио, Симоне и Сандро, которому тринадцать лет. В этой исторической записи было добавлено, что мальчик рос очень болезненным, поэтому в столь позднем возрасте только начал обучаться чтению.

Происхождение фамилии «Боттичелли»

Нет достоверных данных, откуда произошло прозвище будущего художника – Боттичелли. Существует только несколько версий. Его старший брат Джованни был толстяком и получил кличку «боттичелли» что означало «бочонок». По старшинству Джованни пытался во всём помогать отцу, в особенности на его плечи легло воспитание младшего брата Сандро. Возможно, прозвище просто перешло от старшего брата к маленькому.

По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством. К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром). Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио. Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий. Видя, что младший сын весьма одарённый и способный, но не нашедший до сих пор истинного призвания в жизни, отец решил направить его в ювелирное русло, отдав на обучение к куму Боттичелло.

Так в двенадцатилетнем возрасте Сандро начал изучать ювелирное искусство, которое в дальнейшем сыграло немалую роль в его живописи.

Третья версия связана с братом Антонио, который занимался ювелирным делом. Сандро помогал старшему брату в мастерской, и тот дал ему прозвище Боттичелли, что с флорентийского переводится как «серебряных дел мастер» (правда, в слегка искажённом варианте).

сандро боттичелли краткая биография

Обучение живописи

В те времена между ювелирами и художниками была настолько тесная связь, что из юношей, увлекающихся рисованием, получались отличные золотых дел мастера. И, наоборот, из ювелирных мастерских выходили талантливые живописцы.

Так получилось и с Сандро. Отучившись у ювелира, в 1462 году Боттичелли стал обучаться живописи у флорентийского художника, чьё творчество относится к раннему периоду Возрождения, Фра Филиппо Липпи. Этот живописец был монахом-кармелитом из обители Кармине, его произведения отличались естественностью и жизнерадостностью. Мастерская Липпи находилась в городе Прато, где художник трудился над росписью собора фресками.

Боттичелли провёл в мастерской Липпи пять лет, пока учитель не уехал в итальянскую провинцию Перуджа, в город Сполето, где в скором времени умер. В Прато у Филиппо Липпи были романтические отношения с монахиней из монастыря. Эта женщина Лукреция Бути родила потом сына Филиппино Липпи, который впоследствии был учеником Боттичелли.

После смерти Липпи Сандро стал обучаться у ещё одного знаменитого итальянского скульптора и живописца Андреа дель Верроккьо, который был учителем самого Леонардо да Винчи. Верроккьо владел мастерской, самой сильной на тот момент во Флоренции. У него Сандро научился анатомически точно передавать человеческую фигуру в сильном движении.

У обоих своих педагогов Сандро обучился живописи периода Раннего Ренессанса. Первые произведения Боттичелли немного похожи на работы Липпи, в них можно заметить такое же богатство деталей и обилие портретов. Тем не менее современники признали в Сандро сильного мастера и отметили своеобразие его картин.

сандро боттичелли краткая биография

На своих первых самостоятельных полотнах Боттичелли изображал Мадонн:

Уже эти ранние работы художника отличались поэтически овеянными образами и еле уловимой атмосферой духовности.

Творчество

С 1469 года Боттичелли начал работать самостоятельно. Первое время он писал картины дома, позднее арендовал мастерскую, которая находилась неподалёку от церкви «Всех Святых».

Уже в следующих картинах Сандро не осталось и тени подражания своим учителям, всюду прослеживался его собственный стиль:

В 1472 году Боттичелли стал членом гильдии Святого Луки. Здесь объединялись художники, благодаря членству в гильдии они получали право вести независимую живописную деятельность, открывать собственные мастерские и иметь помощников.

сандро боттичелли краткая биография

В 1470-х годах состоятельный горожанин, придворный Медичи и член гильдии искусств и ремёсел Флоренции, Гаспаре дель Лама заказал Боттичелли написать картину «Поклонение волхвов». Художник закончил её в 1475 году, на полотне он изобразил семейство Медичи в образах восточных мудрецов и их свиты, а в правом нижнем углу нарисовал себя.

В «Поклонении волхвам» Сандро довёл рисунок, а также композиционные и колоритные сочетания до такого уровня совершенства, что полотно названо великим чудом, которое до сих пор приводит в изумление каждого художника.

Эта картина принесла Боттичелли известность, у него стало очень много заказов, особенно часто его просили писать портреты. Наибольшую популярность приобрели:

Слава художника вышла за пределы Флоренции, и в 1481 году Боттичелли вызвали в Рим для росписи капеллы при дворце папы Сикста IV. Сандро трудился в Ватикане над росписью капеллы фресками вместе с другими ведущими итальянскими художниками того времени ‒ Росселли, Гирландайо, Перуджино. Это было зарождением знаменитой Сикстинской капеллы, роспись которой в начале ХVI века закончил Микеланджело (он оформил алтарную стену и потолок), после чего капелла приобрела мировую славу.

сандро боттичелли краткая биография

В Сикстинской капелле кисти Боттичелли принадлежат одиннадцать папских портретов и три фрески:

В 1482 году Сандро вернулся из Рима во Флоренцию, где продолжил писать картины по заказу семейства Медичи и других знатных флорентийских особ. В основном это были полотна со светскими и религиозными сюжетами:

Самой знаменитой и загадочной картиной художника Сандро Боттичелли считается «Весна». До сих пор искусствоведы не смогли до конца раскрыть сюжетный замысел живописца. Известно лишь, что на создание этого шедевра его вдохновила поэма Лукреция «О природе вещей».

В конце ХV века вошли в моду круглые по форме картины или барельефы, которые назывались тондо. Самые знаменитые работы Боттичелли в этом стиле:

сандро боттичелли краткая биография

Последние годы жизни

В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы. В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия. Согласно проповедям монаха у граждан конфисковали и сожгли светские книги, богатые и великолепные зеркала и наряды, музыкальные инструменты, продукты парфюмерии, игральные кости и карты. Находясь под впечатлением проповедей, Сандро Боттичелли лично отправил в костёр несколько своих полотен на мифологические темы.

С тех пор резко поменялся художественный стиль Сандро. Его картины стали более аскетичными, в них преобладала сдержанная гамма красок тёмных тонов. В его полотнах больше нельзя было увидеть изящности и праздничной нарядности. Даже портреты он перестал писать на каком-нибудь интерьерном или пейзажном фоне, вместо этого на заднем плане были изображены глухие каменные стены. Особенно заметными стали эти изменения в картине «Юдифь, покидающая палатку Олоферна».

В 1498 году Савонаролу схватили, ему предъявили обвинение в ереси и приговорили к смертной казни. Это событие произвело на Боттичелли ещё большее впечатление, чем проповеди еретика. Художник стал писать намного меньше и реже, из последних его произведений наибольшую известность получили:

Последний раз он проявил себя в качестве известного художника в 1504 году, когда участвовал в работе комиссии по выбору места для установки мраморной статуи Микеланджело «Давид».

После этого он вовсе перестал работать, сильно состарился и настолько обеднел, что если бы о нём не вспоминали друзья и почитатели его таланта, то мог бы умереть с голода. Его душа, так тонко чувствовавшая красоту мира, но боявшаяся при этом греховности, не выдержала терзаний и сомнений.

сандро боттичелли краткая биография

Сандро ушёл из жизни 17 мая 1510 года. Его похоронили во Флоренции на кладбище церкви Оньисанти. За прошедшие после его смерти пять веков никто не смог даже сравниться с тем богатством поэтической фантазии, которое присутствует на полотнах Боттичелли.

Личная жизнь

Боттичелли считают одновременно счастливым и несчастным человеком. Он был как будто не от мира сего, пуглив и в то же время мечтателен, отличался фантастичными рассуждениями и алогичными поступками. Его абсолютно не заботило материальное благополучие и богатство. Сандро не выстроил свой дом, у него не было жены и детей.

Но он был безумно счастлив от того, что имел возможность в своих произведениях остановить и запечатлеть красоту. Окружающую жизнь он переделывал в искусство. А искусство в свою очередь стало его подлинной жизнью.

У каждого творца эпохи Возрождения был свой источник вдохновения. Для Боттичелли им стала Симонетта Виспуччи (за неописуемую красоту во Флоренции её называли Бесподобной, Несравненной, Прекрасной Симонеттой). Из платонической любви художника к этой женщине родились шедевры мировой живописи. Причём сама Симонетта не обращала внимания на скромного живописца и даже не догадывалась о том, что стала для него Божеством и идеалом красоты.

Она умерла в 23 года, так и не узнав никогда, что её образ Боттичелли сохранил навеки. Многие искусствоведы утверждают, что после смерти Симонетты Виспуччи на всех картинах Боттичелли изображал только её – в образе Венеры, Мадонн, на самых знаменитых своих полотнах «Рождение Венеры» и «Весна». После смерти первой красавицы флорентийского ренессанса Сандро писал её образ на протяжении 15 лет.

Источник

Биография и картины Сандро Боттичелли

сандро боттичелли краткая биография

Биография:

Биография Сандро Боттичелли очень богатая. Начнем с того, что его имя это прозвище. На самом деле, его звали Алессандро ди Мариано Филипепи. Сандро – это сокращение от Алессандро, а вот прозвище Боттичелли прилипло к нему, потому что так называли одного из старших братьев художника. В переводе это означает «бочоночек». Родился он во Флоренции в 1445.

Отец будущего художника был кожевником. С 1458 года маленький Сандро уже работал подмастерьем в ювелирной мастерской, которая принадлежала одному из его старших братьев. Но он там долго не задержался, и уже в начале 1460-х годов был записан в ученики к художнику Фра Филиппе Липпи.

Годы в художественной мастерской Липпи проходили весело и продуктивно. Художник и его ученик хорошо ладили между собой. Впоследствии Липпи сам стал учеником Боттичелли. С 1467 года Сандро открыл свою собственную мастерскую.

Первый свой заказ Боттичелли выполнил для зала суда. Это было в 1470 году. К 1475 году Сандро Боттичелли был вполне известным и востребованным мастером. Он стал создавать фрески, писать картины для церквей.

Боттичелли считали «своим» человеком практически везде, в том числе и в богатых королевских семьях. Так, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, когда купил себе виллу, пригласил Сандро Боттичелли жить у него и писать картины для интерьера. Именно в это время Боттичелли пишет две свои самые знаменитые картины – «Весна» и «Рождение Венеры». Обе картины представлены на нашем сайте с подробным описанием.

К 1481 году Боттичелли отправился в Рим по приглашению папы Сикста IV. Он принимал участие в росписи Сикстинской капеллы, которую только-только закончили строить.

После смерти отца в 1482 году, Боттичелли вернулся в свою родную Флоренцию. Пережив трагедию, художник взялся снова за картины. Заказчики толпами шли в его мастерскую, поэтому некоторые работы выполняли ученики мастера, а он же брался только за более сложные и престижные заказы. Это время было пиком славы Сандро Боттичелли. Он слыл самым лучшим художником Италии.

Но через десять лет власть сменилась, стал править Савонарола, который презирал Медичи, их роскошь, продажность. Боттичелли пришлось нелегко. К тому же в 1493 году умер брат Боттичелли – Джованни, которого он очень любил. Боттичелли лишился всякой поддержки. Хоть этот период длился недолго, потому что в 1498 году Савонарол был отлучен от церкви и сожжен на костре публично, все же он был очень сложным.

К концу своей жизни Боттичелли был очень одинок. О его былой славе не осталось и следа. Его отвергали как художника, и не делали больше заказов. Умер он в 1510 году.

Источник

Сандро Боттичелли

сандро боттичелли краткая биография

Эпоха итальянского Возрождения неразрывно связана с именем Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli). Несмотря на то, что талантливый художник признан одним их самых ярких представителей флорентийской школы живописи, его произведения были незаслуженно преданы забвению в течение почти трех столетий.

Интерес к творчеству Боттичелли возродился в середине XIX века. Великолепные полотна мастера входят в коллекции многих музеев мира, и по праву считаются истинными шедеврами изобразительного искусства.

Биография художника

Настоящее имя живописца – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi). Основным источником информации о биографии мастера и его творческом пути является историко-искусствоведческая книга Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) «Жизнеописания».

Юношеские годы и образование

Будущий художник родился в 1445 году, во Флоренции (Firenze), в семье небогатого ремесленника. Его отец, Мариано ди Джованни Филипепи, занимался дублением кожи, держал небольшую мастерскую, но дело не приносило огромных доходов. Из четырех детей Сандро (сокращенно от Алессандро) был самым младшим ребенком. Один из его старших братьев, Антонио, стал ювелиром, двое других, Джованни и Симоне, посвятили себя коммерции.

Начальное образование Сандро было вполне традиционным для того времени, как и все дети семьи Филипепи, он посещал приходскую школу доминиканской церкви Санта-Мария-Новелла (Basilica di Santa Maria Novella).

Когда отец умер, заботы по содержанию семьи легли на плечи старшего сына Джованни. Став к тому времени зажиточным купцом, он отличался крупным телосложением, за что получил прозвище «botticelle», означающее в переводе на русский «бочонок», которое впоследствии перешло другим братьям.

С ранних лет Сандро проявлял склонность к искусству. Талантливого 12-летнего подростка сперва отдали на обучение в ювелирную мастерскую старшего брата Антонио. Позже, в 1462-1464 годах по рекомендации Джорджио Антонио Веспуччи (Giorgio Antonio Vespucci ), соседа семейства Филипепи, одаренный юноша отправился постигать тонкости живописи в город Прато (Prato), расположенный в 20 км от Флоренции.

Там в течение 5 лет он учился в мастерской прославленного художника Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi). Вернувшись в родной город, Сандро продолжил образование. Он стал подмастерьем флорентийского скульптора и живописца, Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio), одним из учеников которого был в то время молодой Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).

Творческий путь

Успех Сандро Боттичелли неразрывно связан с именем Медичи (Medici), представители влиятельного клана оказывали огромную поддержку таланту художника, постоянно обеспечивая его работой. Он часто посещал заседания Платоновской академии в Кареджи, которая находилась под патронатом Лоренцо Великолепного (Lorenzo di Piero de Medici il Magnifico). Неоплатонические идеи, бурно обсуждаемые в стенах виллы Медичи, определили идеалистическую направленность и гуманистические мотивы в произведениях художника. Слава о выдающемся живописце быстро распространилась за пределы Флоренции.

В 1481 году он был приглашен в Рим (Roma), где, по поручению папы Сикста IV, расписывал стены Сикстинской капеллы (Cappella Sistina).

Период кризиса

События культурной, социальной и политической жизни Флоренции, оставили глубокий след в творчестве художника. В 1490-х годах Боттичелли, будучи по натуре, как и большинство гениев, человеком восприимчивым и отличающимся тонкой душевной организацией, попал под влияние фанатичного монаха и реформатора Джироламо Савонарола (Girolamo Savonarola), ставшего фактически негласным правителем города. Поборник нравственности рьяно осуждал в своих проповедях тиранию Медичи и разнузданную жизнь приближенных к влиятельному клану.

Савонарола считал любое проявление жизнелюбия и красоты греховным, вместе со своими сторонниками он публично сжигал произведения искусства и светские книги.

По свидетельству Джорджо Вазари, Боттичелли лично бросал свои полотна в костры, разведенные на одной из площадей Флоренции. Он практически перестал заниматься живописью, отчего остаток жизни провел в большой нужде. Работы, созданные Боттичелли в поздний период творчества, отличались аскетизмом и сдержанностью цветовой гаммы. Самого Савонаролу осудили и обвинили в ереси, что стало большим потрясением для художника. В 1498 году по приказу папы римского Александра VI Борджиа монах был казнен.

Любовь и муза живописца

О личной жизни Сандро Боттичелли сохранилось мало сведений. Известно, что он никогда не состоял в браке, и не имел детей. По мнению некоторых исследователей в молодости художник был тайно влюблен в Симонетту Веспуччи (Simonetta Vespucci), флорентийскую красавицу, покорившую сердце Лоренцо Великолепного, его младшего брата Джулиано Медичи (Giuliano de’ Medici) и многих других влиятельных особ.

сандро боттичелли краткая биография

Прекрасная дева позировала для большого числа картин Боттичелли. Симонетта умерла в возрасте 23 лет, но даже после ее смерит художник продолжал долгие годы рисовать свою музу по памяти, считая ее пленительный образ идеалом женской красоты.

Старость и смерь

Последнее документальное упоминание о жизни Боттичелли датируется 1504 годом. Сохранившиеся источники свидетельствуют о том, что художник был членом специальной городской комиссии, авторитетным решением которой определялось место для установления статуи «Давида», работы Микеланджело (Michelangelo).

Поздние годы жизни мастера были омрачены тяжелой болезнью и нищетой. Боттичелли долгое время проводил в одиночестве, он умер в 1510 году, в возрасте 65 лет. Тело художника было погребено на кладбище церкви Всех Святых (Chiesa di Ognissanti) во Флоренции.

Картины

В картинах позднего периода чувствуется глубокий душевный кризис. Измененное мировоззрение автора отразилось в целом ряде его произведений, наполненных драматизмом и даже некоторой нервозностью. Лиричность, линейный ритм и радужная палитра уступили место художественным средствам, характерным для искусства готического периода.

Рождение Венеры

«Рождение Венеры» входит в число самых узнаваемых работ художника. Датой ее создания считается 1482-1486 годы. По одной из версий Боттичелли написал картину по заказу двоюродного брата Лоренцо Великолепного.

сандро боттичелли краткая биография

В основе сюжета – история о появлении из морской пены Венеры, прекрасной богини плотской любви и красоты (в древнегреческой мифологии ее имя – Афродита). Героиня изображена обнаженной, приняв стыдливую позу, она стоит в раковине, плывущей по волнам. Зефир и Аура создают дуновение ветра, помогая добраться до берега, где нимфа времен года Ора ожидает богиню, приготовив для нее накидку с узорами из цветов.

Произведение Боттичелли пронизано одухотворенностью. В нежном лице Венеры прослеживается образ мадонны, а очертания ее изящного тела напоминают древнегреческие статуи. Эмоциональная атмосфера передается в том числе и благодаря композиционному решению: фигуры симметрично расположены на фоне умиротворённого неба и моря, что усиливает ощущение гармоничного союза духовной и телесной красоты. Неподвластный времени шедевр Боттичелли находится в галерее Уффици (Galleria degli Uffizi), во Флоренции.

Советую посетить индивидуальную экскурсию в галерею Уффици на которой вы увидите шедевры итальянских мастеров и узнаете интересные факты.

Весна

Загадочная картина «Весна» была написана в 1482 году, по заказу Лоренцо Великолепного. Художник черпал вдохновение в сочинениях древнеримских авторов.

сандро боттичелли краткая биография

Боттичелли изобразил сцену из философской поэмы Лукреция «О природе вещей». Некоторые герои картины являются прототипами произведения Овидия «Фасты», повествующего о праздниках и священных днях древнего Рима. Мифологические персонажи, собравшиеся на цветущей поляне апельсиновой рощи, представляют собой аллегорию прихода весны. Композиция создает ощущение парящего танца, в жестах и позах героев чувствуется невероятная легкость и ритмичность.

Споры искусствоведов об истинном замысле художника не прекращаются в течение долгих лет. Исследователи склонны видеть в картине глубокий философский, христианский и даже политический подтекст. До 1743 года произведение «Весна» принадлежало представителям семьи Медичи.

Спустя почти 70 лет работа Боттичелли попала в галерею Уффици, однако, долгое время она не была доступна широкой публике так как хранилась в заказниках музея. Слава и известность пришли лишь в начале XX века. Сегодня эта картина входит в число главных экспонатов галереи.

Поклонение волхвов

Примерной датой создания картины «Поклонение волхвов» считается 1475 год. Работа Боттичелли, изображающая известную библейскую сцену, настолько восхитила современников, что мастеру было заказано около 7 авторских копий.

сандро боттичелли краткая биография

Произведение художника предназначалось для украшения погребальной часовни в базилике Санта-Мария-Новелла, главной доминиканской церкви Флоренции. Популярный в эпоху Возрождения новозаветный сюжет исполнен глубоким аллегорическим смыслом.

Особая ценность картины заключена в ее героях, образ каждого персонажа связан с реальной исторической личностью: представителями династии Медичи, их приближенными вельможами и почетными горожанами. В правом углу – автопортрет самого Боттичелли, он предстает белокурым юношей в золотистой мантии. Яркая цветовая гамма, динамичность композиции, точность рисунка, внимание к мельчайшим деталям усиливают торжественность и праздничность произведения. Великолепная картина Боттичелли входит в художественную коллекцию галереи Уффици.

Венера и Марс

Мифологическое произведение «Венера и Марс» было создано художником приблизительно в 1483 году.

сандро боттичелли краткая биография

Работа осуществлялась по заказу одного из представителей флорентийской семьи Веспуччи (Vespucci), что подтверждается изображением роя ос в верхнем правом углу картины – геральдического символа знатного и богатого рода. Обращение к наследию античной культуры было типичным для искусства эпохи Возрождения.

Произведение Боттичелли «Венера и Марс» входит в художественную коллекцию Лондонской Национальной галереи (The National Gallery) – официальный сайт www.nationalgallery.org.uk.

Мистическое рождество

Картина «Мистическое рождество» датируется 1501 годом. Произведение относится к позднему периоду творчества художника, когда Боттичелли был увлечен религиозными идеями и трагически воспринимал окружающую реальность.

сандро боттичелли краткая биография

В это время, после смерти правителя Лоренцо Великолепного, Флоренцию охватили политические и военные волнения. Неспокойная ситуация, сложившаяся в родном городе художника, и острые внутренние переживания, близкие к депрессивному разочарованию, отразились на апокалиптическом характере произведения.

Люди, пришедшие поклониться младенцу Христу, облачены в современные одежды. Три главных ангела в верхней части картины олицетворяют собой благодарность, справедливость и истину, – высшие ценности, о которых говорил в одной из своих проповедей Савонарола. Примечательно, что среди героев произведения отсутствуют библейские пастухи и волхвы. При этом в нижней части картины художник изобразил демонов, пытающихся укрыться под землей, – образы, характерные для темы страшного суда. Сложное и во многом загадочное произведение Боттичелли находится с 1878 года в Лондонской Национальной галереи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *