самый старый актер театра сатиры
Как живут и выглядят 7 старейших актеров театра и кино России, переступивших 90-летний рубеж
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В нашем обзоре мы поговорим о той далекой эпохе, о достижениях, о ролях и о сокровенном этих замечательных людей в порядке старшинства.
Через год после победы, 1946 году, Галина, окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии и вышла на сценические подмостки. Она переиграла почти всю русскую классику и многое из зарубежной. Посмотреть на ее игру собирались полные залы публики. Так, за всю свою карьеру актриса сыграла почти 800-сот раз роль в спектакле «Миллионерша», и каждый раз эта постановка проходила при полном аншлаге.
Первые шаги на сцене молодой артистки не остались незамеченными. Многие еще тогда увидели в ней новую восходящую звезду. Начиная с 50-х, Борисова стала примой театра и держала эту планку всю жизнь. К слову, во многих спектаклях её партнёром был известный актер Михаил Ульянов, который как-то высказался о Юлии Борисовой: «Таких актрис, как она, принято называть звездами, но Юлия Константиновна не звезда Вахтанговского театра. Она его великая планета».
К сожалению, работ в кино у нее всего лишь три, потому как Юлия Константиновна категорически отказывалась сниматься, объясняя это тем, что все то, что она может сказать своему зрителю, она скажет на театральной сцене. Правда, когда вошли в моду телевизионные спектакли, Борисова нередко была задействована в постановках. Именно благодаря этому, ее потрясающую игру смогли увидеть во всех уголках огромного Союза. Вы удивитесь, но Юлия Константиновна и по сей день выходит на сцену родного театра. Ее давно уже называют живой легендой театра им. Вахтангова.
Более подробно о судьбе талантливой актрисы вы можете прочесть в нашей публикации: Самая загадочная актриса российской сцены, которая не дает интервью и не снимается в кино.
Когда началась война, юной Вере пришлось идти работать на завод фрезеровщицей, чтобы получить рабочую карточку, а вечерами продолжать учебу в школе рабочей молодежи. А после того как немцев погнали от столицы, в 1943 году в Московском театральном училище был объявлен набор студентов, и Вера немедля отнесла туда документы и была безмерно счастлива, когда оказалась в списке зачисленных.
Как бы там ни было, на сегодняшний день в ее фильмографии насчитывается около пятидесяти фильмов. И куда больше Васильева сыграла ролей и в Московском академическом театре сатиры.
О том, чем сейчас живет любимица публики, читайте публикацию: Как живёт известная актриса Вера Васильева спустя 9 лет после смерти мужа.
Прибыв с теткой в Узбекистан, парнишка стал искать способы, чтобы попасть на фронт. Добавив себе недостающие года Володя выпросился на фронт. После окончания курсов разведчиков-радистов, оказался на передовой в мае 1944 года. Невзирая на то, что повоевать будущему артисту пришлось всего год, получил немало боевых наград за мужество и героизм. А после окончания войны продолжил службу в рядах Советской Армии в Польше.
Однако судьба преподнесла Владимиру Заманскому неприятный урок – в 1950 году по обвинению в избиении взводного командира был осужден на девять лет лагерей. Работал на стройках Харькова, строил Московский университет. Но уже через три года был амнистирован.
Вернувшись к свободной жизни, Владимир окончил вечернюю школу в Харькове и поступил в Школу-студию МХАТ, которую окончил в 1958 году. Служил в театре «Современник». С 1959 начал сниматься в кино. Но, безусловно, главным сыгранным образом Владимира Заманского был Александр Лазарев в военной драме Алексея Германа «Проверка на дорогах». Фильм хотя и сняли в 1971 году, но широкой аудитории показали спустя 15 лет. Именно за эту роль в 1988 году Владимир Петрович был удостоен Государственной премии СССР, и в том же году он получил звание Народного артиста. В фильмографии артиста более полусотни фильмов и около десятка ролей в театре.
С началом войны отец будущего артиста отправился на фронт, откуда уже не вернулся, а Юрий с матерью переехали в деревню под Белозерском. Там он и окончил семилетку, поступил в ремесленное училище, получил 5-й разряд токаря. В 1944 году Каюров был направлен на Ленинградский завод «Вулкан». А через год уже учился в Куйбышевском военно-морском авиационном училище. Службу на флоте Юрий Каюров закончил в Ленинграде матросом-артиллеристом на борту крейсера «Аврора».
Во время службы активно участвовал в самодеятельности, занимался в театральной студии. А демобилизовавшись в 1949 году, был сразу принят на второй курс в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского, который окончил в 1952 году. По распределению стал актером Саратовского драматического театра, в котором прослужил 15 лет.
Среди других фильмов, в которых снялся актер, стоит упомянуть «Угол падения», «Кремлёвские куранты», «Хождение по мукам», «Маршал революции», «Поэма о крыльях», «Государственная граница». Полная фильмография актера составляет почти 70 фильмов.
На сцену Малого театра актер выходил вплоть до 2011 года. В кино перестал сниматься гораздо раньше. Сейчас на заслуженном отдыхе, ведет довольно активный образ жизни, любит общаться с журналистами, с удовольствием дает интервью.
После освобождения Даугавпилса Нина Ургант снова пошла в школу. Без активной и талантливой девушки не обходилось ни одно культурное мероприятие школы. Нина проникновенно читала стихи, играя на гитаре, пела песни военных лет. Еще в те годы за ней закрепилось прозвище «Нинка-артистка». Признание и восхищение ее талантом придало ей смелости, и девушка подала документы в Ленинградский театральный институт. Выдержав большой конкурс, поступила, а в 1953-м окончила вуз.
Нина Ургант уже в течение десятка лет страдает болезнью Паркинсона. К сожалению, несмотря на лечение, болезнь прогрессирует. Но актриса всеми силами и с помощью родных старается сохранить рассудок и способность самостоятельно двигаться.
Олег Стриженов очень мощно и ярко заявил о себе главными ролями в фильмах «Овод» (1955) и «Сорок первый» (1956), благодаря которым за ним закрепилась слава одного из самых романтических героев советского кинематографа. Правда, в кинематографической среде о сложном и бескомпромиссном характере Стриженова долгие годы ходили легенды. Впрочем, он и сам никогда не отрицал, что в работе всегда через край требователен – и к себе, и к окружающим.
Тем не менее, фильмография актера составляет около четырех десятков кинофильмов. Почти столько же ролей сыграл актер в разных театрах страны. Сейчас актер ведет уединенный образ жизни, неохотно дает интервью. Всерьез увлекается живописью, проводит много времени у мольберта. Жена, внуки во всем поддерживают его.
И в заключение хотелось бы поблагодарить этих замечательных людей за их самоотверженный труд, за то, что своей игрой привносили в жизнь зрителей и минуты восхищения, и сопереживания, и понимания жизни. Поблагодарить и пожелать здравия, а также искреннего внимания и любви благодарных поклонников их творчества.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Новый худрук театра Сатиры Сергей Газаров: о назначении первым заговорил Ширвиндт
«Не в чужое дело для себя вхожу»
Интрига с театром Сатиры, труппа которого весь сентябрь пребывала в волнении по причине неопределенности с его руководством (начали сезон без сбора труппы, Александр Ширвиндт вообще объявил что уходит) наконец разрешилась. Новым художественным руководителем центрального академического театра стал Сергей Газаров. Таково решение Департамента культуры Москвы. Свое первое интервью он дал обозревателю «МК».
Фото: Наталья Мущинкина
— Сергей, поздравляем. Какие чувства ты испытал, когда прочел о своем назначении?
— Неожиданность для меня заключается в том, что полтора года назад этот вопрос поставил никто иной, как Александр Анатольевич Ширвиндт — он тогда думал об уходе, искал смену. Я к его предложение тогда отнесся очень серьезно и плотно начал готовиться, но потом компания как-то затихла. И также неожиданно снова все закрутилось, стремительно. Так что я очень рад, что Департамент культуры рассмотрел мою кандидатуру и назначил именно меня.
— Насколько ты хорошо знаешь труппу Сатиры, ее репертуар?
— Я еще тогда успел просмотреть практически весь репертуар, познакомился с артистами. Имею хорошее представление о методе работы, о труппе, и ее возможностях. Можно сказать, что я не в чужое для себя дело вхожу. Разбег будет короткий.
— Есть ли уже кандидат на пост директора или будешь работать с прежней администрацией?
— Я не знаю прежний административный состав театра, мне надо с ним познакомиться, посмотреть как там работает система. Это очень важная часть театра, особенно сегодня, без нее даже самая талантливая труппа не сможет развиваться. Надо внимательно исследовать их работу, что бы понять, что менять, какие требования предъявлять. А насчет директора. Надо встречаться, разговаривать. Одно скажу, если у худрука с директором нет взаимопонимания — это жизнь без будущего.
— Когда ты намерен появиться в театре на Садово-Триумфальной? Первое, что скажешь артистам?
— Приду, наверное, на следующей неделе. Сейчас у меня в театре выпуск, я здесь с утра до ночи пропадаю. Что скажу? Наверное, поприветствую труппу и всех работников театра. Первый разговор будет об основных направлениях работы, обозначу уровень творческих претензий к самим себе и о том, как менять репертуарную политику. В общем есть много о чем говорить и зачем встречаться.
— Потянешь два театра? Ты еще в одном не успел развернуться, а тут такой подарочек — целый академический театр с колоссальной историей и традициями?
— Абсолютно мое. Когда я пришел в театр Джигарханяна, еще тогда им сказал, что у меня много остаточной энергии — куда ее девать? Я же ученик Олега Павловича, приучавшего нас жить и работать в режиме 24 на 7. Я вот в «Прогрессе» все десять месяцев провел в театре, хотя снимался в трех картинах. Теперь учу артистов правильно сниматься, правильно с продюсерами разговаривать.
— Придя в Сатиру, ты оставишь приоритет за сатирой, за комедийным жанром, к которому за десятилетия привык зритель? Или иначе будешь развивать театр?
— Понятие сатиры давно изменилось, она значительно глубже, серьезнее. Надо вернуть сатире ее глубину и не ограничиваться только легкостью комедийного жанра. Сегодня сатира должна развиваться разно планово и разно масштабно.
— Успел ли ты переговорить с Александром Анатольевичем Ширнвиндтом после назначения?
Еще не разговаривали — только 20 минут назад сам все про себя узнал. Очень надеюсь на его помощь. И есть вопросы, которые я могу обсуждать только с ним.
Самый старый актер театра сатиры
Из архивной справки Центрального государственного архива Московской области:
«В документах Московского отдела народного образования в распоряжении по художественному подотделу № 69 от 26 мая 1924 года «… поручается художественному подотделу выработать точный устав театра общественно-злободневной сатиры… для осуществления театром современной политической сатиры. Во главе театра стоят: директор тов. Г.К.Холмский, главный режиссер тов. Д.Г.Гутман, заведующий художественной частью тов. В.Я.Типот, заведующий музыкальной частью тов. Ю.А.Юргенсон…»
Спектакль «Москва с точки зрения» надолго определил будущее театра. По мнению администраторов того времени, успех определялся количеством барышников, продававших у входа билеты. Москва признала Театр сатиры своим, в Большом Гнездниковском барышники толпились постоянно.
Спектакль «Москва с точки зрения» надолго определил будущее театра. По мнению администраторов того времени, успех считался количеством барышников, продававших у входа билеты. Москва признала Театр сатиры своим, в Большом Гнездниковском барышники толпились постоянно.
Признанию театра способствовало постановочное мастерство Гутмана, отличавшееся внешней легкостью, шутливыми, краткими и меткими характеристиками образов. Однако, по всеобщему мнению, главная причина успеха театра была в его труппе. Одаренность и талант сатировского ансамбля отмечали все.
При всем разнообразии и масштабе дарований у актеров нового театра была одна общая черта – все они обладали ярко выраженным комическим дарованием, большинство из них начинали в театре миниатюр, и каждый владел мастерством создания ярких сценических образов. В 20-е годы еще не было понятия «постоянная работа», актер поступал в труппу на сезон, и только в конце выяснялось, продолжится ли его пребывание в театре в следующем году. Труппа постоянно «тасовалась», кто-то уходил в другие, как им казалось, более респектабельные театры, кого-то увлекала система Станиславского, неприменимая для обозренческого репертуара Сатиры.
В сезон 1926/27 г. театр сделал попытку открыть филиал. Это было продиктовано необходимостью увеличить доход, так денег постоянно не хватало. Такой филиал был открыт на Спартаковской улице, около Разгуляя в помещении крошечного театрика, ранее называемого «Скворечник». Из-за непродуманной организации филиал через несколько месяцев и закрылся. Новый филиал театр открыл на Садово-Триумфальной площади как экспериментальную площадку советской сатирической комедии. Труппа, как и общее руководство, остались едиными. Режиссером основой сцены вместо уехавшего в Ленинград Гутмана был приглашен Алексей Григорьевич Алексеев, актер, конферансье, драматург, режиссер. В филиале спектакли ставил Эммануил Краснянский.
В 30-годы театр расстался с подвальчиком в Б. Гнездниковском и переехал на Садово-Триумфальную. Уход Гутмана повлек за собой административные перемены — художественное руководство осуществлялось дирекцией и художественным советом. Театр искал руководителя, который бы мог установить единую идейно-художественную линию, единство стилистики, единство творческого метода. Как вспоминал Э. Краснянский, в поисках такого руководителя театр бросался из стороны в сторону. «Привлекали известного театрального деятеля и педагога Андрея Петровского; режиссера синельниковского склада, превосходного актера Николая Радина, носителя актерских традиций русского реалистического театра; Василия Федорова, Макса Терешковича, режиссеров мейерхольдовской школы». В 1933 г. главным режиссером театра стал Николай Михайлович Горчаков, ученик К.С. Станиславского и Е.Б. Вахтангова, с перерывом во время войны он руководил театром до 1948 г.
С самого начала войны театр стал «мобилизованным и призывным». 23 июня 1941 г. Пленум ЦК профсоюзов работников принял обращение «Ко всем творческим работникам», задача театрального искусства во время войны заключалась в обслуживании частей Армии и Военно-морского флота. Фронтовые бригады создавались во всех театрах Москвы, в первые месяцы войны часть актеров Сатиры, среди которых – Валентина Токарская, Рафаил Хододов, Рафаил Корф, Яков Рудин поехали с бригадой московских актеров №13 в 16-ю армию Рокоссовского. Выступали в лесу на импровизированных сценах. Когда бригада попала в окружение, Корф и Рудин погибли. Токарская и Холодов попали в окружение, долго скитались по лесам, но были вынуждены регистрироваться на оккупированной территории, чтобы создать новую концертную бригаду. Отступающие немцы увезли актеров с собой в Германию, где они выступали перед русскими военнопленными.
Театр сатиры, как почти все столичные театры, оказался в эвакуации. Творческая жизнь осложнялась тем, что Горчаков остался в Москве и возглавил вновь созданный театр драмы. По совету Комитета по делам искусств временное исполнение художественного руководителя было возложено на Владимира Яковлевича Хенкина, который был настолько популярен, что публика называла Сатиру «театром Хенкина». В Иркутске, куда театр направили в конце октября 1941 г. была сыграны спектакль-концерт «Каленым штыком» и «Дым отечества» по пьесе братьев Тур. Спектакль, как и сама пьеса, не отличались художественным совершенством, но был, как оценила его пресса, «нужным, актуальным и своевременным». Из Иркутска особым распоряжением «для обслуживания населения Дальнего Востока и личного состава Тихоокеанского флота» театр перевели во Владивосток, а потом в Магнитогорск и Хабаровск, где труппа пополнилась актерами Московского замоскворецкого театра. Во Владивостоке руководителем театра стал Илья Юльевич Шлепянов, который возглавлял театр до возвращения в Москву в сентябре 1944 г.
Н.М. Горчакова на посту художественного руководителя сменил Н.В. Петров, который руководил театром с 1948 по 1953 г. Постановка сатирической комедии Е. Петрова «Остров мира», водевиля В. Дыховичного и М. Слободского «Факир на час», комедии А. Галича и К. Исаева «Вас вызывает Таймыр», водевиля А.Бонди (по Ленскому) «Лев Гурыч Синичкин», обозрения Вл. Дыховичного и М. Слободского «Где эта улица, где этот дом», сценические воплощения «Золотого теленка» и «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова, по свидетельству критики того времени, показали «рост советской комедиографии и сатирического театра».
В 1950 г. спектаклем «Не ваше дело» по пьесе В. Полякова дебютировал В.Н. Плучек. Потом были «Потерянное письмо» И. Караджале, «Страсти минувшего» по М.И. Салтыкову-Щедрину, Н.В. Гоголю, М.С. Тургеневу, «Жорж де Валера» Ж.-П. Сартра.
Эта же команда, где Юткевич выступил художником, а Петров и Плучек – режиссерами, работала и над «Клопом». На фестивале в Париже в 1963 г. «Клоп» получил высокую оценку жюри фестиваля, а Владимир Лепко, сыгравший Присыпкина, стал лауреатом Первой премии за лучшую мужскую роль. В 1990 г. одном из интервью В.Н. Плучек сам задался вопросом – в чем была причина успеха пьес. И сам же ответил: «В гениальности Маяковского. В том пророческом даре который помог ему так далеко заглянуть. Ведь задумывая сатиру о мещанстве, он избирает ее героем – рабочего, большевика, свершившего революцию и гражданскую войну. … Маяковский далеко увидел перерождение рабочего в мещанина. И перерождение революции в мещанскую стихию. Первым увидел. Это гениальное прозрение».
1 сентября 1957 г. Валентин Николаевич Плучек возглавил Театр сатиры.
Вообще конная милиция не раз «охраняла» вход в театр. Так было и в 1966 г. на премьере спектакля «Теркин на том свете», поставленного по поэме Твардовского. Театр сатиры вообще считался рекордсменом по запрещенным спектаклям. Впервые это произошло в 1936 г. после первого просмотра комедия М. Булгакова «Иван Васильевич». Запрещали спектакли самого Плучека, «Доходное место» Марка Захарова, «Недоросль», поставленный А.А. Ширвиндтом. Это вызывало ажиотаж вокруг театра, и в середине 70-х Сатира стала самым труднодоступным в Москве.
95 лет с улыбкой. Как появился и чем живет сегодня Театр сатиры
На его сцену выходили Андрей Миронов и Анатолий Папанов, здесь ставил спектакли Марк Захаров, а руководил театром легендарный Валентин Плучек. С первых лет своего существования Театр сатиры собирал аншлаги: здесь всегда остроумно и тонко говорили на злободневные темы.
Первые годы театра
1924 год. В столице открывается новый театр общественно-злободневной сатиры. Главным режиссером стал Давид Гутман, до этого руководивший легендарным Теревсатом — Театром революционной сатиры. Вместе с Гутманом у истоков стояли режиссер Георгий Холмский (директор) и драматург Виктор Типот (заведующий художественной частью). Сначала театр хотели назвать «Комедия», но вскоре отказались в пользу названия «Театр сатиры», которое полнее отражало стремление создателей высмеивать недостатки современного общества.
В труппе было 27 человек. Репетировали и показывали спектакли в подвальном помещении Дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, где раньше располагался театр-кабаре «Летучая мышь».
Над первой постановкой-обозрением «Москва с точки зрения» работали писатели Виктор Типот, Николай Эрдман и Владимир Масс. Спектакль состоял из небольших историй, объединенных основным сюжетом. Герои каждой — москвичи, измученные квартирным вопросом (в то время в стране полным ходом шло уплотнение). Постановка стала аншлаговой. Затем последовали и другие обозрения, среди которых «Европа что надо», «Всесвалка», «Не хулиган ли вы, гражданин?».
«Мы театр маленький, быстрый, веселый, подвижный. У нас нет времени лечить, мы только обнаруживаем симптомы болезни. Пусть их лечат большие, серьезные театры», — говорил Давид Гутман.
Вскоре стало понятно, что жанр обозрения изживает себя и театру нужны современные сатирические комедии. Так появляются «114-я статья» и «Склока», созданные по произведениям Виктора Ардова и Льва Никулина. С театром начали сотрудничать ученики Константина Станиславского, режиссеры и актеры.
Новый дом и новый руководитель
Через два года театр открыл филиал в небольшом помещении на Спартаковской улице. Через несколько месяцев его закрыли (из-за непродуманной организации) — и открыли новый на Садово-Триумфальной площади. Филиал был задуман как экспериментальная площадка советской сатирической комедии. В это же время из театра ушел Давид Гутман. Вместо него на основной сцене спектакли начал ставить режиссер, актер и драматург Алексей Алексеев, в филиале — Эммануил Краснянский, бывший художественный руководитель оперной мастерской «Молодое творчество».
Окончательно в здание на Садово-Триумфальной площади из помещения в Большом Гнездниковском переулке театр переехал в 1930-е годы. Новым художественным руководителем стал Николай Горчаков. При нем спектакли-обозрения окончательно исчезли из репертуара Театра сатиры. Вместо них появились постановки по произведениям Жан-Батиста Мольера, Максима Горького, Николая Лескова, Антона Чехова, Михаила Салтыкова-Щедрина.
Горчаков, ученик Евгения Вахтангова, до прихода в Театр сатиры работал сначала в 3-й студии МХТ, затем — во МХАТе. В Художественном театре он занимался восстановлением «Горя от ума», поставил под руководством Станиславского мелодраму «Сестры Жерар». Лирический водевиль «Квадратура круга», который Горчаков создал во МХАТе 1928 году, показали 646 раз. Сначала Горчакову удавалось совмещать работу в двух театрах, но руководство и коллектив Театра сатиры настояли на окончательном переходе.
Военные годы
Во время Великой Отечественной войны во многих столичных театрах начали создавать фронтовые бригады. Часть артистов Театра сатиры, среди которых были Валентина Токарская, Рафаил Холодов, Рафаил Корф и Яков Рудин, отправились с бригадой московских актеров № 13 на фронт. Они выступали перед бойцами 16-й армии Константина Рокоссовского.
В 1941-м бригада попала в окружение. Корф и Рудин погибли. Токарскую, Холодова и нескольких других актеров из бригады нацисты взяли в плен. Сначала актеры выступали перед ними. В 1944 году, отступая, немцы увезли артистов в Германию, где они выступали перед советскими военнопленными. Из освобожденного Берлина Холодов и Токарская шли пешком до Польши, откуда были отправлены поездом в Москву.
Как и многие московские театры в годы войны, Театр сатиры был отправлен в эвакуацию. Николай Горчаков остался в столице, в созданном им Театре драмы. Временно исполняющим обязанности художественного руководителя стал популярный актер Владимир Хенкин. Сначала Театр сатиры был направлен в Иркутск, потом во Владивосток, затем в Магнитогорск, Хабаровск. В столицу он вернулся только в 1944-м.
В то время ставились спектакли по произведениям Алексея Толстого, Льва Шейнина, Сомерсета Моэма. В постановках играли Владимир Хенкин, Ева Милютина, Федор Курихин и другие.
На посту художественного руководителя Горчакова сменил Петр Васильев, Васильева — Николай Петров. На афишах — «Факир на час», «Вас вызывает Таймыр», «Где эта улица, где этот дом», «Остров мира» и другие.
Эпоха Плучека
В 1949 году театр переехал в здание на Малой Бронной улице. Через год в репертуаре появился спектакль «Не ваше дело» по пьесе Владимира Полякова. Его поставил режиссер Валентин Плучек — ученик Всеволода Мейерхольда. Ранее Валентин Николаевич возглавлял Московскую театральную студию, после нее — Драматический театр Северного флота в Мурманской области.
В 1953-м режиссер и театральный художник Сергей Юткевич предложил поставить «Баню» по пьесе Владимира Маяковского. Вместе с ним в работе принимали участие Плучек и Петров. Позднее эта же команда приступила к другой комедии Маяковского — «Клоп». В 1963 году спектакль показали на театральном фестивале в Париже, где он получил высокую оценку жюри.
В 1957-м Валентина Плучека назначили главным режиссером театра. В том же году вышла его постановка «А был ли Иван Иванович?» по пьесе Назыма Хикмета. Главную роль сыграл Анатолий Папанов. Ажиотаж был огромным, желающих попасть на спектакль было так много, что подступы к театру охраняла конная милиция. Через два года Плучек ставит «Дамоклов меч» — спектакль идет с таким же успехом. Однако после пяти показов он исчез с афиш — острую постановку запретила Екатерина Фурцева, министр культуры СССР.
В 1963-м театр покинул здание на Малой Бронной улице и разместился в помещении на Ленинградском проспекте, в котором сейчас находится театр «Ромэн», но уже через год переехал на площадь Маяковского — в здание, построенное для конного цирка братьев Никитиных в 1911 году. После переезда цирка в помещении находился Московский мюзик-холл (прототип театра «Варьете» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»), а затем — Театр оперетты. Здание неоднократно перестраивали, ремонтировали. Сегодня о том, что здесь когда-то был цирк, напоминает только купол.
К 1960-е годы в театре было поставлено 112 советских комедий — по произведениям Михаила Булгакова, Валентина Катаева, Михаила Рощина, Александра Гельмана и многих других.
Валентин Плучек возглавлял Театр сатиры больше 40 лет. Он собрал по-настоящему звездную труппу, в которую входили Вера Васильева, Ольга Аросева, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Роман Ткачук. В 1965 году в театр пришел режиссер Марк Захаров, поставивший такие спектакли, как «Доходное место» Александра Островского, «Мамаша Кураж и ее дети» Бертольта Брехта и другие.
Постановка Валентина Плучека «Женитьба Фигаро» (1969 год) стала настоящим хитом, визитной карточкой театра. В ней сыграли Андрей Миронов, Валентин Гафт, Александр Воеводин и Роман Ткачук, костюмы создал модельер Вячеслав Зайцев. Спектакль не уходил со сцены почти 20 лет. После смерти Андрея Миронова показы прекратили — вводить в спектакль нового Фигаро сочли неуместным.
В 1980-е на сцене появляются «Вишневый сад», «Родненькие мои», «Гнездо глухаря» в постановке Валентина Плучека, «Концерт для театра с оркестром» Александра Ширвиндта. Режиссер Евгений Каменькович ставит «Восемнадцатого верблюда» — это его дебют в Театре сатиры и третий созданный им спектакль.
Звание «Академический» театру присвоили в 1985 году.
В 1994-м Плучек ставит «Укрощение строптивой». Режиссер не стал переносить действие шекспировской комедии в современность и придумывать новые концепции, но история страстного противостояния упрямого Петруччо и строптивой Катарины оказалась близка и понятна современным зрителям. Эту постановку Плучек называл завещанием молодому поколению.
Новая эпоха
В 2000 году Театр сатиры возглавил режиссер, актер и педагог Александр Ширвиндт. Среди поставленных им спектаклей театра — «Кошмар на улице Лурсин», «Швейк, или Гимн идиотизму», «Женщины без границ».
Сегодня визитной карточкой театра, наряду с «Укрощением строптивой», считается спектакль «Где мы?∞. » Родиона Овчинникова. Герои — деревенский мудрец и пьяница, известный телеведущий и столетний обитатель Дома ветеранов сцены — оказываются в сумасшедшем доме, главврач которого не торопится их лечить. Роли исполняют Федор Добронравов, Александр Олешко, Александр Ширвиндт и Юрий Нифонтов.
Еще один любимый зрителями спектакль в постановке Ширвиндта — комедия положений «Слишком женатый таксист». Таксист Джон Смит — очень ловкий человек. У него два дома и две жены, которые не подозревают о существовании друг друга: Смит отлично продумал график посещений обеих возлюбленных. Привычный ход жизни нарушает авария — двоеженца вот-вот выведут на чистую воду.
«Хотим сыграть Мольера» — прошлогодняя премьера Александра Ширвиндта по пьесе «Мещанин во дворянстве» Мольера и Жан-Батиста Люлли. В постановке, жанр которой в театре определяют как «ироническое баловство», использовали музыку Владимира Дашкевича и стихи Юлия Кима. В главной роли — Федор Добронравов.
Кроме основной сцены, в театре есть еще одна — «Чердак сатиры». Это почти абсолютная копия основной, но в несколько раз меньше. Если в большом зале могут разместиться 1206 зрителей, то в малом — 150. Там показывают постановки «Бешеные деньги», «Горгоны», «Муж и жена снимут комнату», «Родненькие мои» и другие.