самые смешные советские актеры
Актёрские байки: Евгений Евстигнеев
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»?
ТЕСТ: Вспомните, из какого фильма Вера!
Журнал
Комедийные актёры советского кино
Считается, что комедийным актером быть гораздо сложнее, чем драматическим. Для настоящего комика важны не только талант и внешность, но еще чувство юмора, самоирония и актёрская смелость.
Острохарактерные комики отчасти становились заложниками своего амплуа, но при этом любовь зрителей к смешным персонажам всегда была огромна. В советском кино было много прекрасных комедий, в которых мы видели этих актеров.
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика», к/с «Мосфильм», 1965, реж. Л. Гайдай
Каждый актер из этого комедийного трио был популярен сам по себе, а вместе они произвели массовый фурор. Мелкие правонарушители Трус, Балбес и Бывалый впервые появились в 1961 году в короткометражке «Пес Барбос и необычный кросс». Фильм был с восторгом встречен публикой, и даже номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. В ролях участников шайки актеры появлялись в фильмах «Самогонщики», «Дайте жалобную книгу», «Операция Ы…», «Кавказская пленница», «Семь стариков и одна девушка» и в мультфильме «Бременские музыканты». Троица комиков собралась не сразу — Вицина утвердили без проб, а вот компанию ему могли составить Сергей Филиппов и Михаил Пуговкин.
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика», к/с «Мосфильм», 1965, реж. Л. Гайдай
Добрый студент-недотепа Шурик стал одним из самых любимых героев советского кинематографа. Первое появление Шурика состоялось в 1965 году в комедии Леонида Гайдая «Операция Ы» — он перевоспитывал дебошира Федю, сдавал экзамены с красавицей Лидой и защищал склад от кражи. Через год он спасал Нину от горячего жениха в «Кавказской пленнице», а в 1973 году уже не просто Шурик, а изобретатель Александр Сергеевич Тимофеев, возвращал в прошлое Ивана Грозного в комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Сам актер Шурика не любил и считал, что этот образ лишил его множества интересных ролей.
3. Иван Васильевич, Ипполит, поручик Ржевский, пацак Би (Юрий Яковлев)
«Иван Васильевич меняет профессию», к/с «Мосфильм», 1973, реж. Л. Гайдай
Юрий Яковлев был очень разноплановым актером с большим количеством драматических героев в фильмографии, однако, именно комедийные персонажи актера «уходили в народ». Лихой поручик Ржевский из «Гусарской баллады» стал героем анекдотов, Иван Грозный из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» до сих пор один из самых популярных героев советских комедий, серьезный Ипполит из «Иронии судьбы» вскружил голову многим женщинам, которые не одобрили выбор Нади, а пацак Би и чатланин Уэф из антиутопии «Кин-дза-дза» стали культовыми персонажами…
4. Тося Кислицина, Людмила Добрыйвечер, Надя Берестова (Надежда Румянцева)
«Королева бензоколонки», к/с им. Довженко, 1962, реж. А. Мишурин, Н. Литус
Обаятельная актриса начала свою карьеру в кино с главной роли в производственной драме, ради которой обучалась токарному делу, но ее настоящим призванием стали комедии. Бойким находчивым героиням было все по плечу — ее Надя перевоспитала великовозрастных балбесов в комедии «Неподдающиеся», Людмила Добрыйвечер из простой и не слишком умелой заправщицы стала «Королевой бензоколонки», а Тося из «Девчат» могла накормить целую бригаду лесорубов и очаровать их бригадира. Кстати, голосом самой комедийной актрисы Надежды Румянцевой говорила самая драматическая героиня 80-х — рабыня Изаура.
5. Геша Козодоев, Остап Бендер, Джонни Фест (Андрей Миронов)
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
Актер пользовался бешеной популярностью у зрителей в любых ролях как в кино, так и в театре, но его комедийные герои всегда встречались с особенным восторгом. Все его персонажи были талантливыми, изысканными и ироничными. Его контрабандист Геша из «Бриллиантовой руки» любил «принять ванну и выпить чашечку кофе», уравновешенный Джонни Фест усмирял и воспитывал ковбоев и индейцев посредством синематографа, а вокруг экранизаций «12 стульев» до сих пор не утихают споры: кто же лучший Бендер — Миронов или Гомиашвили.
6. Женя Лукашин, Анатолий Новосельцев (Андрей Мягков)
«Служебный роман», к/с «Мосфильм», 1977, реж. Э. Рязанов
В фильмографии драматического актера комедийных персонажей было немного, но они принесли Андрею Мягкову огромную популярность. Случайно улетевший в Ленинград нетрезвый врач Женя Лукашин вот уже более 30 лет отмечает каждый Новый год не только с Надей, но и со всей страной — фильм «Ирония судьбы, или С легким паром» стал новогодней традицией наравне с шампанским и оливье. Конкуренцию по популярности Лукашину может составить только скромный статистик Анатолий Ефремович, неожиданно закрутивший «Служебный роман» с начальницей — «мымрой» Калугиной.
7. Афоня, Шура Балаганов, Жорж Милославский (Леонид Куравлев)
«Иван Васильевич меняет профессию», к/с «Мосфильм», 1973, реж. Л. Гайдай
Яркий характерный актер часто снимался в ролях простоватых парней, причем, это были необязательно комедии — в его фильмографии есть и драмы, и приключения и даже единственный советский фильм ужасов. Но больше всего зрители любили его комедийных персонажей. Безалаберный сантехник Афанасий Борщов из «Афони», простодушный мошенник Шура Балаганов из «Золотого теленка» и изысканный вор Жорж Милославский из комедии «Иван Васильевич меняет профессию» — роли, в которых видны все грани комедийного таланта Леонида Куравлева. Кстати, он мог бы сыграть в еще одной знаменитой комедии — «Берегись автомобиля», но его Деточкина забраковали из-за того, что он вышел «пролетарский и без странностей».
8. Доцент, чатланин Уэф, Сарафанов (Евгений Леонов)
Внешность актера уже располагала к тому, что он будет играть в основном в комедиях и трагикомедиях. Самая знаменитая роль Евгения Леонова — это уголовник Доцент/заведующий детским садом Трошкин в «Джентльменах удачи». Мастерство перевоплощения помогло Трошкину вывести на чистую воду бандитов, а самому Леонову — сыграть сразу двух непохожих героев. Трагикомичный Сарафанов в комедии «Старший сын» у зрителей стал самым любимым героем фильма, а грубый и хитрый чатланин Уэф не воспринимался как отрицательный персонаж за счет обаяния актера.
9. Яшка, Якин, отец Федор (Михаил Пуговкин)
«12 стульев», к/с «Мосфильм», 1971, реж. Л. Гайдай
Он сыграл первую роль в кино в 1940 году, а через год ушел на фронт добровольцем. Вскоре его комиссовали после ранения, но в кино он продолжил военную карьеру. Ему часто доставались комедийные солдаты, матросы, летчики и милиционеры… Одна из самых ярких его ролей как раз связана с армией — Яшка-артиллерист из «Свадьбы в Малиновке» вернулся из австрийского плена и всего за два эпизода очаровал зрителей. Всего несколько минут он провел на экране и в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», но «паки-паки иже херувимы» режиссера Якина цитируют до сих пор. Его авантюрный и пышущий жаждой наживы отец Федор из «12 стульев» перетянул на себя часть поклонников Ролана Быкова из другой экранизации.
10. Лелик, Сокол-Кружкин, Киса Воробьянинов, Волк (Анатолий Папанов)
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
Славу комика драматическому актеру Анатолию Папанову принес подполковник в отставке Сокол-Кружкин из комедии «Берегись автомобиля». Роль была небольшой, но запомнилась зрителям и стала визитной карточкой актера до появления в его фильмографии контрабандиста Лелика из «Бриллиантовой руки». Сам Папанов, будучи человеком с хорошим чувством юмора, называл такие роли «комический жлоб» — к ним же можно отнести и Волка из «Ну, погоди!», которого озвучил актер. А вот его Киса Воробьянинов был более лиричным персонажем, и собрал свой круг поклонников, до сих пор разрывающихся между двумя блистательными экранизациями пьесы «12 стульев».
Самые яркие комедийные актеры советского кино
Кто из нас не любит посмеяться и просто хорошо провести время? В часть Дня Смеха мы решили вспомнить самых талантливых и популярных артистов, фильмы с которыми мы не устанем пересматривать никогда.
Комедии с Юрием Никулиным – настоящие шедевры советского кинематографа. Его герои часто удивляют нас своей непосредственностью и несуразностью, над ними хочется смеяться и плакать одновременно. Актеру удивительным образом удавалось сочетать в себе наивность, юношеский задор и печальный взгляд.
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» – фильм, о котором сразу вспоминаешь, если хочется пересмотреть добрые советские ленты. Ушлый заведующий складом нанимает трех мелких мошенников – Труса, Балбеса и Бывалого – для того, чтобы они сделали вид, что крупная база была ограблена. На их несчастье, охранником в тот вечер стала не бабушка-одуванчик, а молодой и отважный Шурик.
Полюбившийся всем образ Балбеса он показал в «Кавказской пленнице», «Самогонщиках» и картине «Семь стариков и одна девушка». В «Бриллиантовой руке» ему досталась роль недотепы Семена Горбункова, а в «Стариках-разбойниках» – образ престарелого мошенника.
Всенародная слава пришла к другому участнику «троицы» Трусу после киноновеллы «Пес Барбос и необычайный кросс». В «Вожде краснокожих» он сыграл авантюриста Сэма, который решил похитить вместе с напарником сорванца Джонни ради выкупа.
В возрасте 37 лет он сыграл главную роль в «Женитьбе Бальзаминова, а в «Кабачке «13 стульев» он много лет играл вместе с Ольгой Аросевой критика пана Цыпу. В любимой всеми ленте «Джентльмены удачи» с Евгением Леоновым он сыграл уголовника Хмыря.
Стоит отметить, что Вицину часто приходилось исполнять персонажей-алкоголиков. В этих ролях он был очень убедителен, так как обладал специфическими голосом и внешним обликом, хотя сам вел исключительно здоровый образ жизни – не курил, не пил, занимался дыхательной гимнастикой.
В мир кино Леонид попал почти случайно. Он очень плохо учился в школе, особенно трудно ему давались точные науки. Однажды сестра в шутку посоветовала ему поступать во ВГИК, ведь там знания по математики и химии точно никому не нужны. Он ее с удовольствием послушался.
Актер – признанный мастер эпизодов. Всем хорошо знаком его персонаж Жорж Милославский – вор из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию». Именно он предлагал хранить простым советским гражданам деньги в сберегательных кассах и курил редкие «Мальборо».
Также Куравлев сыграл непутевого сантехника Афоню в одноименном фильме, короля Амфибрахия в юмористической сказке «На золотом крыльце сидели» и отчаянного холостяка в ленте «Не было печали».
Фото:Зинин Владимир, ТАСС
Одна из самых смешных советских актрис прославилась благодаря фильмам Эльдара Рязанова. Он моментально разглядел ее актерский потенциал, необычную внешность и голос.
Чаще всего Лия Ахеджакова играла второстепенных персонажей, но бесконечно ярких и запоминающихся – подругу Нади из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», борца за свои права Малаеву из «Гаража», бойкую секретаршу Верочку из «Служебного романа» вместе с Андреем Мягковым и Алисой Фрейндлих, а также руководителя клуба в из «Москвы слезам не верит».
Но все же одним из лучших киновоплощений актрисы считается эпизодическая роль женщины с часами в драме Алексея Германа «Двадцать дней без войны».
Фото:Шамуков Руслан, ТАСС
На счету актера около ста картин, большинство из которых комедийного плана. Популярность пришла к нему в 45, когда он снялся в картине Георгия Данелии «Афоня» вместе с Леонидом Куравлевым. Ему досталась небольшая, но яркая роль водителя Воронкова.
В киноальманахе Гайдая «Не может быть!» Светин талантливо воплотил образ доверчивого и жадного Виталия Борисовича, который крадет вещи и женится на бывшей жене своего соседа.
А в многосерийном фильме по роману «12 стульев» его персонаж инженер Брунс так и сыплет перлами. Когда отец Федор захотел получить мебельный гарнитур подешевле, он взвизгнул в ответ ему: «Пупсик, я этого не перенесу!».
Среди его заметных работ стоит отметить картины «Обыкновенное чудо» и «Человек с бульвара Капуцинов».
В международный День смеха предлагаем пройти вам тест, который поможет вспомнить старые любимые комедии. Проверьте, насколько хорошо вы разбираетесь в советском юморе!
Топ 10 самых смешных актёров советского союза
Комедия – самый любимый жанр фильма у большинства людей. Она поможет отвлечься от неприятностей и забот, поднимет настроение. Сейчас недостатка в новых фильмах нет, снимают и в России, и за рубежом. Несмотря на это, люди любят старые советские комедии. Они добрые, милые, даже немного наивные. За что же любят советские комедии? За оригинальные сюжеты, уморительные шутки и прекрасную актерскую игру. Комедийные советские актеры для многих остаются любимыми, пусть некоторых из них уже нет в живых. Мы представляем вашему вниманию топ 10 самых смешных актеров советского союза. Если вы любите советские комедии, среди них вы наверняка найдете имя вашего любимого актера.
10. Александр Демьяненко
Наверное, в России не найти человека, который бы не слышал о «Приключениях Шурика». Началось все с «Операции «Ы». Этот фильм произвел на советских зрителей большое впечатление. Шурик стал любимым героев миллионов людей. На эту роль претендовали более 40 человек, но легендарный Гайдай остановил свой выбор на Александре. Мало кто знает, что Демьяненко на самом деле не блондин, а брюнет. Для этой роли ему пришлось покрасить волосы, но именно таким его и знают миллионы поклонников. Актер пользовался большой популярностью, но после фильма «Иван Васильевич меняет профессию» ему больше не предлагали интересные роли. Спасался Демьяненко театром и работой на телевидении. Скончался Александр в возрасте 62 лет, но в памяти зрителей он всегда останется вечным студентом.
9. Юрий Никулин
Этот актер не нуждается в представлениях, его итак все знают. Он прославился благодаря Гайдаю. «Операция «Ы» и других проекты сделали Никулина знаменитым. Режиссер выделял его среди других актеров, ведь у него было прекрасное чувство юмора. Если бы не талант Юрия, многих смешных сцен в этих фильмах бы не было. Он не боялся импровизировать, не боялся быть смешным. Но роль пьяницы и хулигана, которая прославила актера, в дальнейшем только осложнила его жизнь. Никулин хотел попробовать себя в другом амплуа. Даже когда ему это удалось, актера взяли на серьезную роль, худсовет потребовал, чтобы Юрия сняли с этой роли, так как все знали его не иначе как пьяницу и тунеядца. Режиссер настоял, актеру разрешили остаться. Юрий был не только прекрасным актером, он много лет работал в цирке, писал книги. На 76-ом году актер скончался.
8. Анатолий Папанов
Путь к славе Анатолия Папанова был очень трудным. О нем узнали только после съемок в фильме «Берегись автомобиля». Актеру на тот момент было 43. Когда ему исполнилось 46, Анатолий снялся в «Бриллиантовой руке». Тогда он стал очень популярен. Но актер не очень любил эти роли, он предпочитал серьезные работы. Он вообще был серьезным человеком, но перед камерой умел перевоплощаться. Он мечтал, чтобы люди знали его не только как Лелика из «Бриллиантовой руки». Он играл в театре, выпустил диск с песнями, был разносторонней личностью. Папанов скончался на 65 году жизни.
7. Наталья Селезнева
Наталья также прославилась благодаря комедиям Гайдая. Долгое время она снималась в телевизионной передаче «Кабачок «13 стульев». Наталья признается, что с детства обладает прекрасным чувством юмора. Еще в школе любила шутить и разыгрывать друзей и одноклассников. Даже теперь Селезнева не упускает возможность подшутить над знакомыми. Но жизнь актрисы не всегда была безоблачной. Ее долго воспринимали как одноплановую актрису, серьезных ролей не предлагали. Однако Наталья не унывала. Сейчас ее можно увидеть лишь в театре сатиры в Москве.
6. Василий Шукшин
Василия Шукшина больше знают как кинорежиссера и писателя, но он попробовал себя и в роли актера. Его актерская карьера началась с эпизодической роли матроса в «Тихом Доне». В каждом фильме он был разным. Снимал фильмы о войне, играл серьезные роли. Не все его фильмы были о грустном, комедия «Печки-лавочки» полюбилась зрителям за шутки, необычные ситуации и искренность. В этом фильме Василий Шукшин показал, что он может перевоплощаться. Этот талантливый человек прожил недолгую жизнь, в возрасте 45 лет он скончался.
5. Леонид Куравлев
Фильмография Леонида Куравлева впечатляет. Он играл абсолютно разных персонажей. Снимался в фильмах Шукшина и Гайдая. Но, конечно же, все помнят Жоржа Милославского и Афоню. Его называют «мастером комедии». Леонид снимался во многих российских фильмах, роли он всегда выбирал с особой тщательностью. Сейчас ему уже 82 года, к современному кинематографу он относится негативно. Куравлев не понимает, как можно снимать фильмы, где люди убивают друг друга, где море крови и человеческих страданий. Отчасти Куравлев прав, в советском кино такого не было.
4. Михаил Пуговкин
Михаил Пуговкин был разноплановым актером, он снимался не только в комедиях, но и в приключенческих и даже в военных фильмах. Однако первые роли, которые приходят на ум после упоминания о нем, это роли комедийные. Он играл в «Бриллиантовой руке», «Операции «Ы», «Двенадцати стульях». Пуговкин и сам старался не выходить из своего амплуа. Вот только жизнь Михаила не была веселой и смешной, он родился в бедной семье, успел повоевать, получил тяжелое ранение на войне. Однако Пуговкин никогда не показывал своих эмоций, он всегда шутил и улыбался. Когда ему исполнилось 85 лет, он умер от сахарного диабета.
3. Наталья Крачковская
Наталью называли королевой эпизода. Она играла короткие эпизодические роли, но играла так, что поклонников у нее было более, чем достаточно. Яркая, веселая Крачковская всегда была полненькой, от этого еще более обаятельной. Когда она снималась в фильме Гайдая про Ивана Васильевича, похудела на 20 килограммов из-за болезни. Гайдай поставил ей условие: вернуться в свой прежний вес. Крачковская никогда не переживала из-за лишнего веса, она была довольна своей жизнью. Перед смертью актриса долго болела, умерла она в возрасте 77 лет. В памяти поклонников она навсегда останется веселой толстушкой с прекрасным чувством юмора.
2. Андрей Миронов
Родители Андрея – известные эстрадные артисты. Однако ни у кого никогда не возникало мысли, что Миронов добился известности с помощью их связей. Он еще в школе проявлял интерес к театру. Снимался в разных фильмах, но слава пришла к нему после ролей в «Бриллиантовой руке» и «Берегись автомобиля». Он стал знаменитым, появилось много поклонников. Женщины сходили по нему с ума, он был очень красив. Миронов мечтал о драматических ролях, но ему предлагали комедийные. Кстати, Андрей мог сыграть в «Иронии судьбы», но не получилось. После фразы: «Я никогда не пользовался успехом у женщин…» роль Павла было решено отдать другому актеру, Андрею просто бы никто не поверил. Он умер в 46 лет, его увезли в больницу прямо со сцены, но врачи ничего уже не могли сделать.
1. Юрий Яковлев
Юрий мог сыграть любую роль. Он так же, как и многие советские актеры, играл в фильмах Гайдая. Вот только Яковлев играл самого царя в истории про Ивана Васильевича. Его роль была двойной, он также сыграл роль управдома. Сам Яковлев не мог выделить свою любимую роль, он много снимался, играл в театре. Но поклонники, пожалуй, без ума именно от роли царя, а также Ипполита из «Иронии судьбы». Актер скончался, когда ему исполнилось 85 лет. Его еще долго будут помнить, ведь даже сейчас эти фильмы по-прежнему популярны.
Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Самые смешные советские актеры
От Райкина до Хованского: история российского юмора в лицах
От костюмированных миниатюр на советском ТВ до откровенного и жесткого стендапа на пустой сцене камерного клуба: для проекта Esquire Stand Up Егор Беликов проследил историю развития российского юмора за последние 80 лет и рассказывает ее в ключевых действующих лицах.
На сцене, интимно приближенной к немногочисленным столикам со зрителями, стоит одинокий человек, который не стесняется произносить в микрофон поразительно откровенные вещи о себе. И уже не так важно, насколько комик принадлежит себе или лишь отыгрывает роль — в этом и прелесть жанра автофикшен, где автор перепридумывает собственную биографию.
(активен с 1940-х и до поздних 1980-х)
Конечно, Райкину предшествует разнообразная литературная комедийная традиция, плюс до него были и другие артисты. Тем не менее Райкин — системообразующая фигура советской эстрады, а записи его номеров по-прежнему выглядят более чем достойно. Поэтому наш таймлайн мы начинаем с него.
Советский юмор полагался в первую очередь на заранее написанный профессиональными авторами текст — иногда ими были и сами артисты, но важно, что между придумавшим и исполнившим всегда существовала дистанция. Это хорошо видно на примере Райкина, который был славен тем, что мог легко и быстро переходить из одного комического образа в другой. Он демонстрировал отдельные персонажи-оболочки, которые нередко подчеркивались почти что цирковыми, гротескными костюмами и масками — тут куда больше театра, чем будущего стендапа. И материал был соответствующий: артист даже не пытается притворяться, что это его личные откровения. В основе всех юмористических номеров лежала гипербола и сатира, причем не обязательно смешная. В СССР комик должен был быть экспрессивен, он многое брал мимикой и жестикуляцией.
Лучший пример — знаменитая миниатюра «В греческом зале». Райкин в неприлично мятой шапке и с подчеркнутым трудом выговаривает слова, потому что якобы чрезмерно пьян. Пролетарий жалуется на то, что жена (постоянная антагонистка всего советского юмора — наряду с демонической тещей) потащила его на выставку, где тот попытался догнаться, но столкнулся с сознательной вахтершей. Смыслового содержания здесь немного: в каком-нибудь стендап-выступлении подобный анекдот, в данном случае рассказываемый от лица лирического героя, был бы лишь небольшой частью, а здесь раскручивается до самого логического конца, пока ситуация окончательно не становится сюрреалистической.
Михаил Трахман/РИА Новости
Легендарный диалог «Авас», разыгранный Райкиным вместе с Романом Карцевым (позже прославится в дуэте с Виктором Ильченко), куда ближе к канону разговорного жанра. Райкин рассказывает залу немудреную байку о грузине, которого звали Авас, и его недалеком преподавателе. Подходит Карцев, отыгрывая человека без чувства юмора, — просит и ему сделать смешно. Ни с первого, ни со второго, ни с третьего раза он никак не может понять, в чем соль и почему все смеются. В бесконечных повторениях из искаженно пересказываемой байки исчезает всякий смысл, и реальность словно уходит из-под ног лирических героев.
(выступал с 1970-х и до 2018-го)
До апофеоза эту драматургическую конструкцию доведет тоже Карцев, читая монолог «Я видел раков», написанный ему Михаилом Жванецким. Фактически он твердит по кругу одну фразу: «Вчера видел раков по пять рублей — но больших. А сегодня по три — но маленьких», но с разными интонациями. В его голосе — и не проговариваемая напрямую вслух, но подразумеваемая тотальность советского продовольственного дефицита — унизительное отсутствие разнообразного ассортимента, ныне с трудом представимое. И общее разочарование от жизни, в которой нельзя повернуть время вспять и сделать в прошлом правильный выбор, ухватив большого рака за хвост.
Тему потребления оголодавшего населения продолжит Карцев в дуэте с Ильченко в миниатюре «Склад».
(1961–1971, с 1986-го и до сих пор)
Другая скрепа русскоязычного юмора — КВН — появляется в 1961 году. Это в первую очередь соревновательная передача, попытка сделать чемпионат для команд со всего Союза, которые привозят отрепетированные самодеятельные миниатюры. Часто драматургия была настолько хилая (это особенно заметно по любым записям эфиров КВН 1960-х годов), что вместо хоть какой-то сценки команда всем составом просто читала монолог по репликам или даже хором.
КВН надолго закрепляется в советской культуре, потому что хорошо подходит для адаптации в любых условиях. Юмор, как оказалось, можно облечь в некую игровую форму, как эдакие командные смешные шахматы или фигурное катание — там даже есть жюри с табличками-оценками. Наряду со спортом и другой самодеятельностью КВН становится поощряемым хобби.
Первым делом авторы идеи КВН выпускают методическую книжку, как организовать кавээновскую ячейку у себя в райцентре или поселке. Именно поэтому разговорный жанр у нас очень долго развивается иным путем, чем за границей: даже будучи предоставленными сами себе, «веселые и находчивые» все равно выступают не от своего лица, а в вымученных недотеатральных образах, как представители некой организованной самодеятельности. Тем не менее даже в новейшие времена почти все артисты разговорного жанра и многочисленные сценаристы вышли из школы бессменного Александра Васильевича Маслякова, который стал вести программу в 1964 году (тогда еще не один, а с соведущей Светланой Жильцовой — ныне она на пенсии), но затем в 1971-м всесоюзный чемпионат по смеху приостанавливают из цензурных соображений — наступает эпоха застоя.
В уже перестроечный эфир КВН вернется в 1986 году, причем куда больше похожий на тот, к которому мы привыкли (хотя справедливости ради стоит отметить, что программа конца 1980-х менее смешная, чем сегодня, и чаще там хлопают не удачной придумке, а просто так, ведь каждая команда привозит с собой массовку болельщиков из родного института). КВН оставался не слишком смешным вплоть до 1990-х, когда Масляков окончательно приручил самодеятельность и превратил ее в коммерческое предприятие на самообеспечении — сделал юрлицо, пригласил спонсоров, стал проводить дополнительные, нетелевизионные повторные концерты с платными билетами. Именно массовое заблуждение о том, что выразить себя начинающий артист разговорного жанра может только в КВН, и поспособствует тотальной стагнации сценического юмора почти на пару десятилетий.