самолет на дороге жизни во всеволожске
На въезде во Всеволожск появился памятник летчикам и «Дом Авиаторов»
Фото: Online47. пресс-служба Ленинградской области
Настоящий фронтовой музей под названием «Дом Авиаторов» заново открыт в историческом месте – в реконструированном доме старинной постройки, где в годы Великой Отечественной действительно жили военные летчики, защищавшие Дорогу Жизни. Именно здесь изначально базировалась особая летная группа Балтфлота под командованием Евгения Преображенского, которая позже, в ночь с 7 на 8 августа 1941 года, на 15 бомбардировщиках ДБ-3 впервые бомбила Берлин.
В этом же здании с 1941 по 1943 годы располагались казармы первого минно-торпедного авиаполка ВВС Балтийского флота, также здесь жили и летчики-истребители 26-го и 27-го гвардейских авиаполков.
9 мая новый музей был показан первым посетителям – официальным лицам Ленинградской области. Однако сразу после смягчения «ограничительных мер» он будет открыт к посещению всеми желающими.
Здесь есть на что посмотреть: например, на восстановленный близко к оригиналу макет самолета, на котором бомбили Берлин (он построен из уцелевших частей, собранных по всей России). Здесь же можно пройти мультимедийный квест, совершить в «интерактивной кабине» полет над Дорогой Жизни и даже поиграть в воздушный бой с помощью мобильного приложения. В то же время территория вокруг Дома Авиаторов была значительно облагорожена и украшена гранитной стелой в виде крыльев самолета. По словам губернатора Ленобласти Александра Дрозденко, теперь эта памятная стела «открывает парадный въезд во Всеволожск».
Музей «Дом авиаторов» во Всеволожске
Здание, в котором разместился музей, ведет свое летоисчисление с XVIII века. Считается, что построено оно было для хозяйственных нужд в имении барона Фредерикса и использовалось как сыроварня. Во время Первой Мировой войны здесь размещался госпиталь. После революции в здании открыли детский сад, чуть позже – дом отдыха работников пищевой промышленности. В годы Великой Отечественной войны старинное здание сыроварни стало базой для летчиков Ленинградского фронта. С осени 1941 года и до полного снятия блокады в 1944 году в этом здании жили авиаторы.
Музейное пространство разделено на зоны. Центральный двухуровневый зал рассказывает о боевых операциях, в которых принимал участие личный состав трех полков.
Экспозиция формируется вокруг интерактивного стола, возможности которого позволяют каждому посетителю стать экскурсоводом для самого себя. От традиционных экскурсий музей не отказывается. У посетителей будет выбор – смотреть музей самостоятельно, используя все современные технологии для погружения в «летную» историю, или пройти по залам в составе экскурсионной группы.
7 августа 1941 года летные экипажи 1-го минно-торпедного авиационного полка поднялись в воздух и взяли курс на Берлин. Воздушный налет с севера стал для немцев полной неожиданностью. Силы вражеской ПВО не оказали сопротивления, советские бомбы были сброшены на столицу Германии и предместья. Вылет для летчиков авиаполка прошел без потерь. Командовал невероятной по своей дерзости операцией полковник Евгений Николаевич Преображенский.
Кроме минного торпедного авиаполка на базе отдыха во Всеволожске жили летчики двух истребительных полков, которые защищали Ленинград и небо над Ладожским озером. Сотрудники музея провели огромную исследовательскую работу, изучали документы в военно-исторических архивах. Результатом стало создание своеобразной стены памяти. Работа еще ведется, но большинство квартировавших во Всеволожске авиаторов обрели биографию, найдены фотографии.
Наряду с интерактивным столом в центральном зале обращают на себя внимание витрины с аутентичной формой авиаторов. В одной представлена форма летчика и техника морской авиации,
в другой – зимняя экипировка летчиков морской и истребительной авиации.
На втором этаже полуатриума представлены полноразмерные макеты боеприпасов
и модели тех самолетов, которые бомбили части противников под Ленинградом. Выполнены они в едином масштабе, так что посетители могут сравнить, насколько одна машина отличается от другой.
Надо отметить, что в музее можно услышать не только звуки боев, но и воспоминания о боевых эпизодах военных лет, озвученные как ветеранами, так и профессиональными актерами.
На первом этаже есть еще один зал, в котором рассказ идет о жизни пилотов вне боевых самолетов. За стеклом воссоздана часть комнаты летчика. Топчан и оставленная на время книга о боксе рядом с расшитой крестиком подушкой, стул с накинутым кителем и пледом или, возможно, шарфом, стол с подстаканником, газетами, фотографиями… Все очень по-домашнему.
В витрине представлены личные вещи военных летчиков, выпуски старых газет.
В одном из уголков зала демонстрируются фронтовые письма в оцифрованном виде.
«Дом авиаторов» входит в состав музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни». Музей современный, интерактивный, экспозиция почти на 90 процентов мультимедийная. Со слов сотрудников музея создание музейных фондов станет следующей задачей для коллектива.
Дата открытия музея не определена. Пока музей принимает только организованные группы по предварительной договорённости.
На Румболовской горе открыли мемориал в память о жертвах авиакатастрофы над Синаем
Мемориал в память о жертвах авиакатастрофы над Синайским полуостровом открыли во Всеволожском районе Ленобласти. В торжественной церемонии открытия приняли участие губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и министр транспорта России Максим Соколов.
Мемориал «Сад памяти» расположен на Румболовской горе во Всеволожске. Он представляет собой коридор из заостренных плит, изготовленных из кортеновской стали, на которых высечены имена всех 224 погибших в авиакатастрофе. Между плитами расположены цилиндрические конструкции из нержавеющей стали, которые в ветреную погоду будут издавать произвольный гул, подобно органу, усиливающий восприятие памятника. Художественная подсветка позволит видеть мемориал в темное время суток с Дороги жизни.
Открывая торжественно-траурную церемонию, министр транспорта России Максим Соколов отметил, что день 31 октября 2015 года стал настоящей трагедией для всех жителей России, и открытие мемориала во Всеволожске — это дань памяти жертвам террористического акта и очередная возможность высказать слова поддержки родным и близким погибших.
Важной частью мемориального комплекса стала «Роща памяти», состоящая из 128 краснолистных кленов, количество которых соответствует числу погибших семей — 128. Здесь же находится аллея из 25 елей — по числу погибших детей.
«Сегодня мы открываем не просто памятный мемориал, мы открываем Сад памяти, который будет служить напоминанием о людях, чья жизнь трагически оборвалась в результате террористического акта», — обратился к участникам церемонии губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. «Для нас важно, что это живая аллея. Каждый может посадить здесь дерево памяти, приходить и ухаживать за этим деревом. Это будет то место, где всегда смогут собраться не только родственникам, но и те, кто верит в то, что память — это главное, что есть у нас», — добавил Александр Дрозденко.
В завершение церемонии ее участники возложили венки и цветы к подножию нового мемориала.
Кроме этого, погибших в авиакатастрофе над Синаем сегодня, 31 октября, вспомнят в Выборге. Акция пройдет на площади Выборгских полков. В 19:00 участники акции «Свеча памяти» начнут выкладывать из свечей фигуру самолета, после чего, в 20:00, состоится траурный митинг.
Отметим, церемония закладки камня в основание памятника состоялась 30 октября 2016 года при участии губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко. Работы по строительству Сада памяти финансировались за счет средств областного бюджета и бюджета Всеволожского района.
Проект памятника был выбран в ходе открытого конкурса, прошедшего летом 2016 года. Всего в конкурсе принимали участие 28 проектов скульпторов и архитекторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Ульяновска, Воронежа, Самары. Победителем стал проект, разработанный коллективом студентов и преподавателей Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, кафедры Дизайна архитектурной среды.
Ранее памятник жертвам катастрофы А321 над Синаем открыли на Серафимовском кладбище в Петербурге.
Напомним, в результате крушения над Синайским полуостровом 31 октября 2015 года самолета А321 «Когалымавиа», летевшего из египетского Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, погибли все 224 человека, находившиеся на борту. В их числе были 48 жителей Ленинградской области.
Копию бомбардировщика Пе-2 установят в «Доме авиаторов» во Всеволожске
Самолёт, который защищал Ленинград и весь Советский Союз, легендарный Пе-2 по прозвищу «Пешка», сейчас собирают мастера-реконструкторы.
Фронтовой бомбардировщик появится в центре Всеволожска. Это будет копия. Но, за исключением двигателя, полностью идентичная оригиналу. Все секреты производства уже узнала наша съёмочная группа. Репортаж Анастасии Стуровой.
В «Доме авиаторов» всё посвящено памяти героев. Не только из плоти и крови. Но и из металла. Знаменитая «Пешка» — в центре внимания.
В Сертолово сейчас собирают полномасштабную копию советского бомбардировщика Пе-2. Весить она будет, почти как оригинал: около пяти тонн. Секрет в точном повторении деталей.
Полностью повторяет оригинальную лопасть — геометрию, размеры, всё, как оригинал.
Александр Захаров, руководитель предприятия по изготовлению моделей исторической техники
Как в настоящем конструкторском бюро, по всему цеху развешаны планы проекта. Его дополнят и подлинные детали. От поисковиков со всей России.
Мы привезли их часть из-под Землянска, часть — из-под Ржева. Это — стойки шасси оригинальные. Разобрали их полностью, отспекоструили. Смотрите: подшипники — сколько лет прошло, семьдесят пять или больше? Они в идеальном состоянии. Всё работает.
Александр Захаров, руководитель предприятия по изготовлению моделей исторической техники
Самолёт мастера хотят собрать за три месяца. Часть его уже установлена у «Дома авиаторов» во Всеволожске.
«Пешки» получили широкое распространение на Ленинградском фронте. Мощные двигатели помогали им легко выполнять маневрирования в воздухе. Но был и ещё один секрет.
У него была турель — пулемёт вон там, и стоял пулемётчик. Мешало хвостовое оперение. И решили его убрать. Сделали две таких шайбы на конце хвостовика, чтобы хвостовая часть не мешала проведению обстрела. Вот такая была отличительная черта этого самолёта.
Александр Войцеховский, научный сотрудник музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни»
Пе-2 — разработка конструкторского бюро Петлякова. Впервые эти самолёты появились на Волховском фронте после освобождения Тихвина. В декабре 1941 года. Об этом и многом другом рассказывают в «Доме авиаторов».
Музей, если посмотреть, очень небольшой по площади. Но, чтобы охватить всю информацию, нужно потратить не один день. Биографии лётчиков, истории полков. Даже если взять первые три дня войны, у нас собрана информация по часам.
Юрий Щеглов, директор музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни»
Интерактивный музей работает уже полгода. Здесь можно всё потрогать и примерить на себя образ героя: виртуально и вполне реально.
В музее хотят открыть и второй корпус. С новой выставкой, которую посвятят тем, кто сражался в Афганистане и Чечне.
А грандиозный бомбардировщик Пе-2 будет стоять рядом с Дорогой Жизни, которую он защищал в сороковые.
Суд запретил «Петрострою» продавать квартиры. Жители Всеволожска и так боятся коллапса
ЖК «Северный вальс» во Всеволожске ещё не ввели, а местные уже предрекают проблемы на Дороге жизни.
Арбитражный суд по Санкт-Петербургу и Ленинградской области запретил ООО «Петрострой» вести деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства. Срок — 5 месяцев, то есть в случае, если решение не будет обжаловано, то запрет на продажу жилья установлен до середины января.
Напомним, в Ленобласти у «Петростроя» более четырёх тысяч обманутых дольщиков. Власти Ленобласти заключили соглашение с ГК «Самолёт» о финансировании достройки объектов. В прошлом году 47news писало выводе земельных активов «Петростроя».
Добавим, после появления сообщения о подписании соглашения жители Всеволожска стали активно высказывать недовольство в социальных сетях. По их мнению, ввод в эксплуатацию ЖК «Северный вальс» ухудшит транспортное сообщение и приведёт к коллапсу. Впрочем, дольщики советуют недовольным последовать их примеру и добиваться от чиновников решения проблемы.
Также отметим, первая очередь ЖК «Северный вальс» получила заключение о соответствии, однако разрешения на ввод в эксплуатацию до сих пор нет. Причина, как говорят в Госстройнадзоре, в большом количестве замечаний, которые застройщик не может быстро устранить.