самарский театр драмы актеры
Академический театр драмы (Самара): история, актёры, репертуар
На возвышенной части берега Волги в виде сказочного терема предстаёт перед жителями и гостями города театр драмы. Самара по праву гордится своей жемчужиной зодчества XIX века, ласково называемой в народе «пряничным домиком». Предмет гордости – не только великолепное здание архитектора М. Чичагова, но и творческий коллектив, составляющий славу отечественной сцены.
Немного истории
Дата рождения старейшего провинциального театра – 1851 год. Именно в это время была создана первая профессиональная труппа, осуществившая постановку гоголевского «Ревизора». Где же тогда размещался театр драмы?
Самара не имела специального приспособленного помещения, поэтому постановки проходили в особняке купца Лебедева. Потом у актёров появилось собственное деревянное здание на Хлебной площади, на смену которому в 1888-м и было построено современное кирпичное. Единственный недостаток нового помещения – примитивная сцена и отсутствие сценической коробки. В 1967-м была проведена сложная реконструкция, решившая эту проблему.
В 1895 году в Самару переехал М. Горький, начавший здесь журналистскую карьеру. Под псевдонимом «Иегудиил Хламида» он писал рецензии на спектакли. Почему в год смерти писателя (1936) его имя получил театр драмы (Самара)? Афиша всегда включала его произведения, а пьеса «Фома Гордеев» впервые была поставлена именно в этом поволжском городе.
С 1977-го храм Мельпомены носит звание академического, а с 1988-го – является орденоносцем (орден Трудового Красного Знамени).
Актёрский состав
В разные годы на сцене блистали выдающиеся актёры современности. С 1931-го зрители ходили на спектакли с участием Юрия Толубеева, Василия Меркурьева, Николая Симонова. В годы Великой Отечественной впервые вышли на подмостки Зоя Чекмасова, Вера Ершова (лауреат премии «Золотая маска»), Александр Демич, Николай Засухин (признанный исполнитель роли В. Ленина). Здесь начинали известные стране Юрий Демич, Вениамин Смехов, Семён Стругачёв.
Но чаще всего актёры театра драмы (Самара) остаются верными родной сцене. Народный артист РФ и звезда «Вечного зова» Владимир Борисов 42 сезона предан самарскому зрителю. Через год 50-летний юбилей театральной деятельности отметит ещё одна народная артистка – Жанна Романенко.
В труппе театра сегодня 7 заслуженных артистов и один, звание которому присвоено Самарской областью. В списке:
Для пополнения труппы талантливой молодёжью с 2008 года в области набирается специальный курс на базе университета Наяновой. Его ведёт руководитель тетра, заслуженный деятель искусств Вячеслав Гвоздков, ранее работающий главным режиссёром.
Репертуар театра драмы: Самара удивляет разнообразием
Период с 1959 по 1995 год в городе называют эпохой Петра Монастырского, когда театр по-настоящему превратился в центр культурной жизни губернии. 80-летний главный режиссёр передал эстафету Вячеславу Гвоздкову, а с 2009-го ставит спектакли на самарской сцене в этой должности Валерий Гришко. Приглашён был петербуржец в Самару впервые для постановки «Амадеуса» П. Шеффнера – одной из лучших пьес последних десятилетий (2004). Да так и прижился в городе, постепенно возглавив труппу. Его спектакль со звёздным дуэтом Олега Белова и Александра Амелина так полюбился зрителю, что не сходит со сцены до сих пор, обретя вторую жизнь.
Какие ещё пьесы включает в репертуар театр драмы? Самара обязательно смотрит классику и, конечно же, пьесы М. Горького. Сегодня это «Варвары» о ничтожности обитателей уездного городка и представителей элиты. «Дон Жуан» Мольера, «История лошади» Л. Толстого и «Яма» А. Куприна, – вот далеко не полный перечень классических произведений. Не забыта и тема войны, представленная «Бумажным патефоном» А. Червинского и спектаклем по повести Б. Васильева «Завтра была война». Мелодрамы и комедии, мистические триллеры и музыкальные феерии приглашают в зал своих преданных зрителей. Чем сегодня удивляет театр драмы (Самара)?
Афиша сегодня
Все рекорды посещаемости бьёт комедия Ladies’ night в постановке итальянца Ланди. Специальное приглашение режиссёров и актёров для конкретных спектаклей – традиция театра. Литовская группа во главе с режиссёром Р. Банионисом поставила «Алые паруса», где демонстрирует талант молодое поколение актёров. На фестиваль в Марсель (Франция) вывозился спектакль «Наша кухня», погружающий в атмосферу и жизнь коммунальной квартиры. Что ещё предлагает театр драмы? Самара в феврале сможет посмеяться над комедиями:
Любителям водевилей понравятся «Урок дочкам» и «Русский водевиль», а сопереживать зритель сможет на пронзительных мелодрамах:
БОЛЬШАЯ ИГРА
Одиннадцать известных российских актеров, блиставших на самарских сценах
27 марта 2014, 16:47 6 447
Автор: Андрей Артёмов
Театр — не отображающее зеркало, а увеличительное стекло
Владимир Маяковский
Во всемирный День театра «Другой город» вспомнил актеров, для таланта которых увеличительным стеклом стала самарская сцена.
Николай Симонов
Знаменитый советский актер родился в Самаре 4 декабря 1901 года. Окончил шесть классов гимназии и в 1918 году поступил на вечернее отделение Самарской художественно-промышленной школы, где проучился три года. В 1921 году Симонов поступил на факультет живописи Петроградской Академии художеств. Однако ремеслу художника он предпочел театр. В 1922 году он поступил в Петроградский Институт сценических искусств. В первое десятилетие пребывания в театре Симонову пришлось переиграть множество ролей в советских пьесах, сделанных зачастую наспех, в угоду тогдашней конъюнктуре.
Из Северной Пальмиры на волжские берега Николай Симонов вернулся спустя 10 лет. С 1931 по 1934 год он возглавлял Краевой драматический театр в Куйбышеве. За эти годы Николай Симонов сыграл шесть ролей (Лосенко в «Мстиславе Удалом» И. Прута, Гай в «Моем друге» Н. Погодина и др.). Несмотря на то, что спектакли театра часто ругали критики, сам актер постепенно завоевал доверие и любовь зрителей.
Среди прославивших Симонова в 1930–1940-е годы ролей: Граф де Ризоор («Фландрия» В.Сарду, 1937), Лаврецкий («Дворянское гнездо» И.С.Тургенева, 1941), Астров в чеховском «Дяде Ване» (1946). В 1950 создание образа Феди Протасова («Живой труп» Л.Н.Толстого) положило начало ряду ролей, ставших вершинами симоновского творчества: горьковский Сатин («На дне», 1956), Сальери («Маленькие трагедии» А.С.Пушкина, 1962), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца» Г.Гауптмана, 1963). Две последние роли принесли Симонову звание лауреата Государственной премии РСФСР им. К.С.Станиславского (1966).
Фильмография актера включает в себя 34 картины, такие как «Сталинградская битва», «Овод»… Но, безусловно, самой знаменитой его ролью стал император Петр Первый в одноименном фильме. Именно за нее Николай Симонов получил орден Ленина (1938 год) и Сталинскую премию (1941 год).
Николай Засухин
Родился и вырос Николай Засухин в Москве. С 1940 по 1946 годы служил в армии, а уже в 1947 поступил в студию при Куйбышевском драмтеатре имени Горького, по окончании которой играл на его сцене.
Засухин сыграл в Куйбышевском драматическом множество ролей. Как отмечале критики, его игре были присущи темперамент, стремление к внутреннему перевоплощению, пластичность. Среди лучших работ Николая Засухина — Виктор в «Иркутской истории» Арбузова, Аполлон Мурзавецкий в «Волках и овцах» Островского, Князь Мышкин в спектакле «Настасья Филипповна» (по «Идиоту» Достоевского), Миндаугас в спектакле «Миндаугас».
В 1972 году Николай Засухин стал актером МХАТа. А кинокарьера его началась раньше, в 1960-х годах. Из-за внешнего сходства с Вячеславом Молотовым, Засухин неоднократно играл его роль в кино. Однажды ему удалось побывать и в шкуре вождя мирового пролетариата в фильме «Поезд в завтрашний день».
Одна из самых знаменитых кино ролей Николая Засухина – рабочий Никодимов в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Юрий Демич
Родился в актерской семье, но в совсем не актерском месте – в Магадане, где отбывал наказание его отец Александр Демич. После реабилитации Демича-старшего семья переехала в Куйбышев. Юрий Демич поступил в студию при театре драмы имени Горького, которую окончил в 1966 году. Между тем, в труппу театра он был принят еще в 1964 году и одновременно продолжал учёбу в ГИТИСе (окончил его в 1971 году).
За семь сезонов проведенных на самарской сцене Юрий Демич сыграл сорок ролей, среди которых были царь Федор Иоаннович, Глумов («На всякого мудреца довольно простоты»), Жадов («Доходное место»). Кроме того он сыграл Гамлета, заявив о себе как об одном из самых ярких молодых актеров страны.
В 1973 году Юрий Демич ушел в Ленинградский БДТ. Уже в 30 лет он получил Государственную премию СССР (1978) за исполнение роли Михаила Кошевого в спектакле «Тихий Дон» по Шолохову. Юрий Демич много снимался в кино, однако сыгранные им роли, как правило, являлись второстепенными.
Роза Хайруллина
Первое знакомство с актерской профессией у Розы Хайруллиной произошло еще в школе, где она с третьего класса посещала театральную студию. Затем она поступила в Казанское театральное училище. Уже со второго курса Роза Хайруллина играла на сцене Национального театра имени Камала.
В 1997 года начала работу в театре «СамАрт» и в скором времени стала его ведущей актрисой. Играла в спектаклях «Мамаша Кураж» (Мамаша Кураж), «Василий Тёркин» (Смерть), «Очень простая история» (Лошадь), «Приключения Буратино в стране дураков» (Буратино) и многих других.
В 2009 году Роза Хайруллина ушла в знаменитую «Табакерку», и в этом же году сырала свою первую роль в кино. Одной из самых известных ее работ остается роль ханши Тайдулы в фильме «Орда».
Николай Михеев
До приезда в наш город работал в театрах Саратова, Владивостока, Томска, Читы и Красноярска. С 1970 года — актер Куйбышевского (Самарского) драматического театра имени М. Горького. С 1989 по 1993 год был актёром театра «СамАРТ». В Куйбышеве состоялся дебют Николая Михеева в фильме «Тревожные ночи в Самаре». Самой известной его ролью в кино стал Демьян Инютин-старший в телесериале «Вечный зов».
Ванда Оттович-Воловская
В Куйбышевском драматическом театре она работала с 1966 по 1979 годы, а также с 1991 года и до начала 2000-х. За все годы работы в российских театрах она сыграла более сотни ролей, и больше половины из них — в нашем городе.
Вот лишь неполный список: Аркадина («Чайка» Чехова), Жозефина («Наполеон и корсиканка» Губача), Ольга («Три сестры»), Анастасия («Божьи одуванчики» А. Иванова), Аббатиса (мюзикл «Звуки музыки»)
Владимир Толоконников
Владимира Толоконникова с нашим городом связывает кратковременная работа в самарском ТЮЗе, куда он пришел после неудачных вступительных экзаменов во ВГИК. Впрочем, работа в Самаре тоже закончилась на минорной ноте. Толоконникова выгнали из нашего театра за драку. Он уехал в Ярославль, где закончил в 1973 году актёрский факультет театрального училища. Звездным часом Владимира Толоконникова стала роль Полиграфа Шарикова в фильме Владимира Бортко «Собачье сердце» по одноименной повести Михаила Булгакова, который был снят в 1988 году. Последующая его актерская карьера была достаточно насыщенной. Так, в 2007 году Владимир Толоконников снялся в ремейке фильма «Старик Хоттабыч», где сыграл главную роль и получил за нее награду MTV 2007 в номинации «Лучшая комедийная роль».
Семен Стругачев
Актер, сыгравший одну из главных ролей в культовой серии фильмов середины 90-х о «Особенностях национальной …» также стоял на сцене куйбышевского драматического театра. Правда, совсем недолго. В 1987 году он играл главную роль в спектакле «Крошка», а спустя год переехал в Ленинград.
Елена Харитонова
Родилась 11 января 1965 года, в 1987 году окончила ВТУ им. Щепкина и тогда же стала актрисой нашего драмтеатра. В 1994 году перешла в Малый театр, но успела запомниться самарцам ролями Грушеньки в «Братьях Карамазовых», Глафиры в «Волках и овцах» по Островскому, Финеи («Дурочка» Лопе де Вега), Софьи («Горе от ума») и другими.
Евгений Лебедев
Известный российский актер родился 15 января 1917 года, в городе Балаково, тогда еще Самарской губернии. С 1927 жил в Самаре, учился в школе № 13, затем в ФЗУ при заводе «Кинап», где стал участвовать в заводской художественной самодеятельности. В 1932 году поступил в самарский ТРАМ (театр рабочей молодежи). Однако, в 1933 году он покинул наш город, перехал в Москву и начал работать в студии при Театре советской армии. С 1956 и до конца жизни играл на сцене ленинградского БДТ. Им были созданы уникальные образы — Рогожин в «Идиоте» Достоевского, Уи в «Карьере Артуро Уи» Брехта, Нил Бессеменов в «Мещанах».
Евгений Лебедев много снимался в кино, но, в основном, в эпизодических ролях. Одна из самых известных – деревенский староста из кинофильма «Свадьба в Малиновке», с его крылатой фразой «опять власть меняется!»
Вениамин Смехов
Знаменитый граф де Ла Фер родился 10 августа 1940 года в Москве. В 1961 году окончил театральное училище им. Щукина и был направлен по распределению в Куйбышевский драмтеатр, в котором проработал ровно год.
Вернувшись в Москву, в ноябре 1962 года был принят в труппу Московского театра драмы и комедии (Театра на Таганке) и играл в нем до 1985 года. С 1985 года по 1987 год — Смехов работал в театре «Современник», после чего вновь вернулся в Таганку.
На сцене Куйбышевского драмтеатра сыграл шесть ролей. Всесоюзную славу ему принесла экранизация романа Александра Дюма «Три мушкетера» в которой он сыграл роль Атоса.
Вот, что сказал о Куйбышевском драмтеатре Вениамин Смехов в интервью Российской газете:
«В Самаре я играл во вполне столичном театре, а Драма и комедия в Москве оказалась глубоко провинциальным учреждением. Потом в Драму и комедию пришел Юрий Любимов, и началась Таганка».
Самарский драматический театр
Самарский государственный театр драмы им. Горького — драматический театр в Самаре.
Содержание
История театра
В 1855 году у театра появилось деревянное здание, а в 1888 году по проекту архитектора М. Н. Чичагова, было построено новое каменное здание театра. Здание театра в псевдорусском стиле горожане стали называть «теремком» или «пряничным домиком».
Расцвет самарского театра в XIX веке связан с антрепризами П. М. Медведева (1860-80-е гг.), А. А. Рассказова в 1870-е гг., И. К. Немова, И. П. Новикова (1870-е, 1880-е гг.). В Самаре выступали и т.н. «смешанные» труппы (драма, опера, оперетта). С 1907 года представления шли в театре-цирке «Олимп». Ныне это здание полностью перестроено, однако его исторический фасад был сохранен, в нем располагается Самарская филармония.
В 1930 году в Самаре была создана постоянная труппа драматического театра, которая заняла здание театра выстроенное в 1888 году. В начале 1930-х в неё входили актёры Ю. В. Толубеев, В. В. Меркурьев, А. Ф. Кистов, В. П. Шарлахов, В. С. Нельский, возглавлял труппу Н. К. Симонов.
В 1977 году Куйбышевский театр драмы получил звание академического.
Труппа театра
Сегодняшний день театра
Современная труппа театра
Репертуар
Выдающиеся постановки прошлых лет
Текущий репертуар
Ссылки
Самарский драматический театр — имени М. Горького, ведет начало от театра, основан в 1851 в Самаре. Постоянная труппа сложилась в 1930–х гг. С 1977 академический. Главный режиссер (1959 65 и с 1967) П.Л. Монастырский. Спектакли: Усвятские шлемоносцы (по Е.И. Носову, 1980),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Самарский государственный театр драмы им. Горького — Координаты: 53°11′50.87″ с. ш. 50°05′50.89″ в. д. / … Википедия
Самарский муниципальный театр драмы «Камерная сцена» — основан в 1993 году режиссёром Софьей Рубиной, котора … Википедия
Самарский академический театр драмы им. М. Горького — Координаты: 53°11′50.87″ с. ш. 50°05′50.89″ в. д. / 53.197464° с.&# … Википедия
Самарский театр драмы — Координаты … Википедия
Самарский драмтеатр — Координаты … Википедия
Театр юного зрителя — Запрос «ТЮЗ» перенаправляется сюда; о станции скоростного трамвая см. ТЮЗ (станция метротрама). Театр юного зрителя (ТЮЗ) профессиональный театр, предназначенный для детской, подростковой и юношеской аудитории. Специализация на детскую… … Википедия
Самарский драмтеатр
Самарский государственный театр драмы им. Горького — драматический театр в Самаре.
Содержание
История театра
В 1855 году у театра появилось деревянное здание, а в 1888 году по проекту архитектора М. Н. Чичагова, было построено новое каменное здание театра. Здание театра в псевдорусском стиле горожане стали называть «теремком» или «пряничным домиком».
Расцвет самарского театра в XIX веке связан с антрепризами П. М. Медведева (1860-80-е гг.), А. А. Рассказова в 1870-е гг., И. К. Немова, И. П. Новикова (1870-е, 1880-е гг.). В Самаре выступали и т.н. «смешанные» труппы (драма, опера, оперетта). С 1907 года представления шли в театре-цирке «Олимп». Ныне это здание полностью перестроено, однако его исторический фасад был сохранен, в нем располагается Самарская филармония.
В 1930 году в Самаре была создана постоянная труппа драматического театра, которая заняла здание театра выстроенное в 1888 году. В начале 1930-х в неё входили актёры Ю. В. Толубеев, В. В. Меркурьев, А. Ф. Кистов, В. П. Шарлахов, В. С. Нельский, возглавлял труппу Н. К. Симонов.
В 1977 году Куйбышевский театр драмы получил звание академического.
Труппа театра
Сегодняшний день театра
Современная труппа театра
Репертуар
Выдающиеся постановки прошлых лет
Текущий репертуар
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Самарский драмтеатр» в других словарях:
Драмтеатр — сокращение словосочетания драматический театр, театр драмы, употребляемое в разговорной речи. Часто, драмтеатром называют близлежащие остановки общественного транспорта. Содержание 1 Театры 1.1 Россия 1.2 Украина … Википедия
Куйбышевский драмтеатр — Координаты … Википедия
Памятники Самары — Содержание 1 Именные памятники 2 Монументы, мемориалы 3 Памятники символы … Википедия
Мемориальные доски Самары — Содержание 1 Именные памятники 2 Монументы, мемориалы 3 Памятники символы 4 Техника … Википедия
Площадь Куйбышева (Самара) — У этого термина существуют и другие значения, см. Площадь Куйбышева. Координаты: 53°11′44.02″ с. ш. 50°06′03.68″ в. д. / 53.195561° с.&# … Википедия
Чувашский государственный театр кукол — Основан 15 апреля 1945 года Директор Е. А. Абрамова Художественный руководитель Ю. М. Филиппов Сайт Официальный сайт ГУК «Чувашский государственный театр кукол» театр, расположенный в Чебоксарах на Президентском бульваре … Википедия
Чувашский государственный театр юного зрителя им. Михаила Сеспеля — Основан 1933 Директор Сергей Валерианович Кузнецов Художественный руководитель Станислав Васильев Сайт Официальный сайт … Википедия
Чувашский государственный театр юного зрителя имени М. Сеспеля — Чувашский государственный театр юного зрителя имени Михаила Сеспеля Прежние названия Чувашский государственный молодёжный театр Координаты дом 36, Эгерский бульвар, Чебоксары, Чувашия Основан 1933 Директор Сергей Валерианович Кузнецов… … Википедия
Екатеринослав — город Днепропетровск укр. Дніпропетровськ Флаг Герб … Википедия
Екатеринославль — город Днепропетровск укр. Дніпропетровськ Флаг Герб … Википедия
ЗАКУЛИСА
Прошлое и настоящее театра драмы имени Горького
13 мая 2016, 14:21 2 985
Автор: Ксения Лампова
Мы продолжаем наш проект, в котором рассказываем о самарских театрах. Точнее, о них рассказывают их первые лица, сотрудники и эксперты, ибо никто лучше них не справится с этой задачей. В прошлый раз мы узнали, чем живёт закулисье «СамАрта», а сегодня нам предстоит приоткрыть завесу тайны и окунуться в большие и маленькие секреты Самарского академического театра драмы имени Максима Горького.
Актёры рассказали о том, почему перед некоторыми спектаклями категорически не ходят в бассейн, что делать, если играешь персонажа, вызывающего у зала неистовую ненависть, и почему тишина в зале в сто крат дороже, чем гром аплодисментов.
Текст: Екатерина Аверьянова
Драмтеатр за последние два года успел привлечь к себе общественное внимание сразу несколькими скандалами. Стоит хотя бы вспомнить историю с постановкой мюзикла Мела Брукса «Продюсеры», более известного как «Весна для Гитлера», и последующие за ним проверки финансово-хозяйственной деятельности театра, инициируемые депутатом Сивиркиным. Несмотря на это, театр, как и прежде, продолжает жить здоровой творческой жизнью: выпускает премьеры, участвует в фестивалях, выезжает на гастроли. В мае драмтеатр едет в Тамбов на 10-й фестиваль им. Николая Рыбникова со спектаклем «Завтра была война», а в июне эту же постановку покажут в «Интерьерном театре» Санкт-Петербурга. На грядущем фестивале «Волжские театральные сезоны» самарская драма участвует в конкурсной программе с «Варварами» по пьесе М. Горького.
Репертуар театра на сегодняшний день включает 31 спектакль. Количество мест в большом зале – 700, в малом – 50. Состав труппы – 60 человек. Актеры – выпускники вузов Москвы, Воронежа, Самары и Красноярска.
Об истории драмтеатра
Ольга Журчева, театральный критик, профессор кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы ПГСГА:
История самарского драматического театра похожа на многие провинциальные театры России. 8 ноября 1851 г. – первый спектакль в доме Лебедева – начало Самарского драмтеатра. А уже в 1855 г. на Хлебной площади было построено новое деревянное здание театра, театральное дело вел антрепренер Залесский. Именно там в 1870 г. блистали в труппе А. Рассказова Пелагея Стрепетова и Модест Писарев в «Горькой судьбине» и других спектаклях. В 1888 г. открылся занавес в новом каменном театре, похожем на пряничный домик, выстроенный архитектором М. Чичаговым в псевдорусском стиле. В 1901 г. самарская публика первой в России увидела произведения М. Горького на театральной сцене: к 50-летнему юбилею театра состоялась премьера спектакля по повести «Фома Гордеев».
На три сезона (1931-1934 гг.) в Самарский драматический театр приехали семь актёров из Ленинградского академического театра драмы, среди которых в будущем великие артисты – Николай Симонов, Юрий Толубеев, Василий Меркурьев. В 1935 г. в театр приходит известный провинциальный режиссер А. Волгин, приведя с собой группу актёров, среди которых были замечательные Зоя Чекмасова и Георгий Шебуев. В 1937 г. И. Ростовцев ставит горьковских «Варваров», и спектакль становится победителем на фестивале горьковской драматургии в Москве.
В 1955 в театр приходит режиссёр Петр Монастырский и на долгие сорок лет остается в этом театре, определяя его эстетику и творческий путь. Вот такая длинная, славная история театра, которая, надеюсь, продолжается и будет продолжаться еще долго».
Актёры драмы о суевериях, спектаклях и отношении к профессии
Елена Лазарева, заслуженная артистка РФ, в труппе театра с 1981 г.:
«За тридцать пять лет работы в театре я сыграла более пятидесяти ролей. Знаете, нам дают «Маски» и другие разные награды, но для меня самая большая награда была такой. Одной из знаковых для меня была роль в спектакле «Необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (роль Нюры – прим. ред.). На больших гастролях в Нижнем Новгороде после «Чонкина» на вахте меня ждал Вацлав Дворжецкий. Он сказал: «Спасибо тебе, девочка, за всех русских баб». Это дорогого стоит. Это самая лучшая для меня оценка, особенно в то время.
Мне кажется, есть момент небольшого лукавства, когда актёры говорят, что все роли, как дети, любимые. Все-таки ролевой материал бывает разный. Актёр может совпадать или не совпадать с ролью, и совсем необязательно лучшая должна быть главной. Есть роли, которые дают возможность открыть в себе совершенно другие грани. Например, моя дебютная роль – Марья Антоновна из «Ревизора» – надолго стала моей визитной карточкой.
В эту профессию люди без наивности идти не могут. Они сохраняют эту детскую непосредственность до глубокой старости.
«Старосветская любовь» шла более десяти лет, и сыграли мы ее больше ста раз. Я вспоминаю начало работы над этим спектаклем – режиссёр тогда объяснял мне, что моя героиня уже много прожила, а мне тогда было сорок с небольшим и я не могла понять, как это так. Наверное, взрослела и мудрела я с этим спектаклем.
Я очень суеверный человек! Если перебежит дорогу черная кошка, я опоздаю, но в её сторону никогда не пойду. В эту профессию люди без наивности идти не могут. Они сохраняют эту детскую непосредственность до глубокой старости. Точно могу сказать, что перед «Детектором лжи» я никогда не пойду в бассейн, потому что очень много энергии уйдет в воду. Еще есть спектакли, перед которыми я обязательно ем мясо.
Моя дочь, когда окончила школу, спросила меня, может ли она стать актрисой. Я тогда ответила ей, что может, наверное, но если она об этом спрашивает, то не стоит. Если можешь обойтись без этой профессии – обойдись. Ведь профессия ущемленного самолюбия, зависимая – актёр всегда зависит от распределения ролей. Но нужно при этом сохранить себя и не изменить себе же.
Неслучайно говорят, что в театре не работают, а служат. Я думаю, те актеры, которые сегодня работают в театре, действительно служат, и служат очень честно».
Всеволод Турчин, заслуженный артист РФ, в труппе театра с 1966 г:
«В семидесятые годы мы каждую весну выезжали с какой-нибудь постановкой в область – несли культуру в массы. Спектакли раньше девяти вечера играть не начинали, потому что наши зрители должны были успеть подоить коров. И вот однажды мы играли «Притворщиков». Я и Ефим Кирьянович Григорьев играли бывшего и нынешнего мужа героини. По пьесе так получается, что нынешний муж застает бывшего в своем доме. Между ними начинается диалог, в котором они обмениваются колкостями. Вдруг в зале раздается голос мужчины: «Ребята, а ну перестаньте безобразничать!» Мы подумали, что попался какой-то особенно морально выдержанный зритель, и на секунду остановились, но потом продолжили. Тут он опять: «Ребята, я вам серьёзно говорю, сейчас же перестаньте безобразничать!» Нам и смешно, и выход какой-то искать надо. В это время мужчина идёт на сцену. За кулисами началась паника, а нам-то что делать, драться с ним, что ли? Хорошо, что колхозный парторг и председатель вовремя схватили его и вывели. Мы долго не могли прийти в себя, но зато запомнили на всю жизнь.
Всем кажется, что артисты заводные куклы, а на самом деле мы тоже живые люди.
Искусство не должно говорить, что дважды два равно четырём, так оно ничего не дает. Зачем это зрителю? А вот если сказать, что дважды два – тридцать семь, и пытаться доказать это средствами искусства, то выходит совсем другое дело. Зритель получает удовольствие, если его заставили поверить. Он ведь понимает, что это неправда, но сам процесс убеждения ему нравится – в этом вся прелесть театра.
Не все роли мне одинаково легко давались, но я никогда не чувствовал от них усталости. Всем кажется, что артисты заводные куклы, а на самом деле мы тоже живые люди. Конечно, бывают болезни, но мы выходим на площадку, и происходит чудо: зуб болел – не болит, грипп проходит. Как только заканчивается спектакль, все возвращается обратно. Отчего так происходит? Наверное, это и есть волшебство творчества.
Тишина в зрительном зале в тысячу раз дороже, чем буря аплодисментов. Для артистов удовольствие необыкновенное, когда долгое молчание зрителей после спектакля прерывается этими аплодисментами. Значит, всё дошло.
Артист делает то же самое, что и гончар, который работает с грязной глиной. Крутя гончарный круг, он находится в творческом состоянии – делает вазу, которая еще только у него в голове, но он уже к ней подбирается. Артист получает роль – это слова. Затем он погружается в жизнь персонажа, начинает представлять себя на его месте с его проблемами и всем остальным. Наконец, когда он выходит на сцену, появляется третий обязательный элемент спектакля – зритель».
О реконструкции, будущих спектаклях и репертуарном театре
Вячеслав Алексеевич Гвоздков, заслуженный деятель искусств РФ, генеральный директор Самарского академического театра драмы им. М. Горького с 1995 г.:
«Работа над постановкой всегда идет тяжело. В моей жизни редко бывало так, что спектакль складывался сам, как самолёт, отрывающийся от земли в свободном полёте. Это очень редкие моменты, но очень счастливые. Тогда понимаешь, что всё получилось.
Я отношусь к типу режиссёров, которые панически боятся пустых мест в зрительном зале. Я люблю театр успеха. Прежде всего для меня такой театр связан с драматургией, хотя важен и состав труппы. Думаю, театр принадлежит молодым, он должен пополняться «свежей кровью», другого пути у него нет.
Финансовый кризис сильно сказался на нашей работе. Мы вынуждены зарабатывать деньги, но это противоречит самой природе театра. Репертуарный театр должен быть независимым. Конечно, театр – дело убыточное. Его ведь нужно содержать, где-то хранить декорации, платить труппе. В этом году резко сократились дотации со стороны области. Неплохо живут только те театры, которым выделяется федеральная поддержка. Мне даже обидно, что, кроме бюджетной зарплаты, у нас практически ничего нет, даже коммунальные услуги теперь оплачиваем сами. Существуем только за счет того, что много работаем.
Мы не антреприза, хотя я не против допускать в репертуар комедии. Если зритель в афише увидит трагедию, он наверняка подумает: «Зачем мне это нужно? У меня и без этого трагедия в жизни: мужа с работы уволили, батон подорожал на двадцать копеек». Сегодня настолько тяжёлая жизнь, что человек хочет отвлечься и забыться от реальности. Так что комедии нужны, лишь бы они не занимали большую часть репертуара.
Я собирался уходить из театра, когда мне исполнится семьдесят лет. Но на сегодняшний день я не могу предложить кандидатуру, которая была бы в состоянии возглавить драму.
В фойе нашего театра стоит макет будущего здания театра. Эту реконструкцию хотели начать еще десять лет назад. Сложность тогда была в расположении новой части здания. Я не смог договориться с градостроительным управлением по этому поводу, и деньги отдали на реконструкцию театра оперы и балета. Однако нам по-прежнему не хватает площадей, нет камерной сцены. Та, которая её заменяет, на самом деле репетиционный зал. Реконструкция нашего нынешнего помещения будет стоить не меньше шести миллиардов, из которых больше половины уйдет на техническое оснащение сцены. Но как в песне у Высоцкого: «Где деньги, Зин?» Так что все разговоры о том, что наше здание готовят к реконструкции, к реальности не имеют никакого отношения.
До конца этого года у нас не запланированы премьеры. «История лошади» – последний спектакль, а дальше просто репетируем то, что есть. Будут деньги – будем думать над чем-то новым. Возможно, «вытащим из сарая» старые постановки, которые не прошли на сцене должное время. Может быть, восстановим «Амадеус» или «Лес», хотя актёрскую замену паре Амелин-Белов найти будет очень сложно.
Почему в России возник репертуарный театр? Потому что театр – это вторая религия. Я воспринимаю театр как храм, как церковь. Он должен влиять на жизнь зрителей, ведь есть спектакли, которые годами не выходят из головы.
Я собирался уходить из театра, когда мне исполнится семьдесят лет. Но на сегодняшний день я не могу предложить кандидатуру, которая была бы в состоянии возглавить драму. К тому же, у меня еще есть какая-то надежда, что получится осуществить историческую миссию – реконструкцию театра. Новое здание построить дешевле, чем реконструировать старое, поэтому я предлагал администрации построить его на месте летнего театра в Струковском, но не получилось. Самара – один из многих крупных городов России с очень небольшим количеством театров. За всё время существования СССР в городе не было построено ни одного театрального здания, но, несмотря на это, Самара, как и прежде, остаётся театральной меккой».
Текст: Екатерина Аверьянова, фото: Дария Григоревская