салют 7 актеры и роли и прототипы
Фильм «Салют-7»: актеры, история и подвиг
Осенью 2017 года на экраны страны вышел фильм-катастрофа режиссера Клима Шипенко «Салют-7». Сюжет картины основан на реальных событиях. В 1985 году произошло одно из самых драматичных событий в истории современной космонавтики. Космическая орбитальная станция «Салют-7» 11 февраля 1985 года перестала подавать сигнал в ЦУП. В результате сбоя питания на станции связь с Землей прервалась. 20 тонн неуправляемого груза грозили сойти с орбиты. Последствия могли быть катастрофичными.
С Земли была направлена группа космонавтов из командира корабля Владимира Джанибекова и бортинженера Виктора Савиных, задачей которых была состыковка в ручном режиме с кораблем «Союз Т-13» и восстановление работоспособности станции.
Задача космонавтами была выполнена. Работа, проделанная космонавтами Джанибековым и Савиных, считается самой сложной, с технической точки зрения, в истории освоения космоса.
Актёры и роли фильма «Салют-7» — в материале редакции 24СМИ.
Владимир Вдовиченков (Владимир Джанибеков)
Полет космического корабля «Союз-13» к орбитальной станции «Салют-7» 6 июня 1985 года стал пятым полетом капитана корабля Владимира Джанибекова. С корабля «Союз-13» сняли систему автоматической состыковки кораблей. Капитану понадобились все мужество и опыт, чтобы совершить ручную пристыковку к станции «Салют-7».
Главную роль в фильме «Салют-7» сыграл заслуженный артист России Владимир Вдовиченков. Известность к актеру пришла на четвертом курсе ВГИКа. Владимир сыграл роль Фила в криминальном сериале Алексея Сидорова «Бригада». За этой ролью последовала не менее известная — Кот в популярном фильме Петра Буслова «Бумер». На счету актера более полусотни работ в кино, самые известные из которых «Бесы» (Шатов), «На веки вечные» (Вологдин), «Звездочет» (Сергей), «Белая гвардия» (Плешко).
Павел Деревянко (Виктор Савиных)
После пристыковки к «Салют-7» космонавты обнаружили, что на станции вследствие нештатного отключения электропитания отказали все бортовые системы. Температура на борту упала ниже нуля. Космонавты устранили неисправность за несколько дней. Запуск дополнительных элементов солнечных батарей был осуществлен капитаном Владимиром Джанибековым и бортинженером Виктором Савиных во время выхода в открытый космос. Операция была сопряжена с трудностями (заела лебедка троса).
Павел Деревянко сыграл прототипа напарника Джанибекова Виктора Савиных. Первая роль в кино стала путевкой в жизнь для молодого актера: зрители тепло приняли его героя, Кольки Снегирева, в фильме Александра Котта «Ехали два шофера». Настоящей актерской удачей стала роль Нестора Махно в фильме «Девять жизней Нестора Махно». За ним последовали не менее известные картины «Антикиллер» и «Штрафбат». Самая известная последняя роль артиста — Петр III в сериале «Великая».
Мария Миронова (Лилия Джанибекова)
Лилия — жена Владимира Джанибекова. Супруга с трудом переносит разлуку с мужем.
Прототип Лилии Джанибековой в фильме «Салют-7» сыграла российская актриса Мария Миронова, дочь легендарного Андрея Миронова и Екатерины Градовой (радистка Кэт в «Семнадцать мгновений весны»). Дебют актрисы состоялся в восьмилетнем возрасте, когда она сыграла в фильме Станислава Говорухина «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» юную Бекки Тэтчер. После окончания ВГИКа Мария выбрала театр «Ленком», в котором работает до сих пор. Известные роли Марии Мироновой в кино: «Гибель империи», «Статский советник», «Следователь Тихонов», «Землетрясение», «Родина», «Ночной дозор».
Любовь Аксенова (Лилия Савиных)
Лилия — супруга бортинженера Виктора Савиных.
В роли прототипа Лилии Савиных зрители увидят молодую актрису Любовь Аксенову. Несмотря на молодость, актриса сыграла уже в 35 картинах. Зрители начали узнавать Любовь после роли Кристины Панфиловой в мистическом сериале «Закрытая школа». Первую главную роль актриса сыграла в 2012 году в эротической драме «Рассказы». За этим фильмом последовал целый ряд главных ролей в популярных картинах: «Кукушечка», «Грешник», «Москва никогда не спит». Сейчас актриса работает в проектах «Бывшие», «Кома», «Мятеж». Снялась в откровенной фотосессии для журнала «Максим».
Виталий Хаев
Зрители знают актера Виталия Хаева по псевдониму Виктор Бертье из программы «Золотой ключ» на канале НТВ. В кино актер снялся в 80-ти картинах. Первая роль была эпизодической: «Учительница первая моя, или Мальчишник по-русски» (1997 год). Первое узнавание у кинозрителя пришло после роли убийцы-шутника Философа в сериале «Каменская 3» с Еленой Яковлевой в главной роли. Большой удачей Виталия стала главная роль Дмитрия в сериале «Дети Ванюхина». Зритель высоко оценил работу Хаева в роли Сергея Эйзенштейна в картине «Александров и Орлова». Сейчас артист занят в проектах «Так не бывает», «Партия», «Отчий берег».
Александр Самойленко
Роль руководителя ЦУПа в фильме «Салют-7» (2017) режиссеры доверили Александру Самойленко. Популярность пришла к артисту после работы в картине «Ночной дозор» и «Маросейка, 12». Дебют в кино состоялся в фильме «Проделки в старом духе» (Наполеон) в 1986 году. До сотни киноролей артисту не хватает лишь одной. Самые известные фильмы Самойленко: «Дети Арбата», «След саламандры», «Папины дочки. Суперневесты», «Тартюф». Кроме работы в кино и театре, Александр является совладельцем Максима Суханова сети ресторанов в Москве.
Оксана Фандера
В картине «Салют-7» сыграла актриса Оксана Фандера. Самые узнаваемые её роли в картинах мужа Филиппа Янковского: «Каменная башка», «Статский советник», «В движении». Также сыграла в фильмах «Про любоff», «На углу, у Патриарших», «Дураки умирают по пятницам», «Сталинград» и др. Последняя работа актрисы Оксаны Фандеры — «Неуловимые».
Фильм «Салют-7» (2017) — официальный трейлер (видео):
Салют 7 актеры и роли и прототипы
В российский прокат 12 октября выходит один из главных отечественных фильмов этого года. Картина раскрывает подробности истории, которая раньше была фактически засекречена — действие основано на реальных событиях, произошедших в 1985 году.
Продюсер Сергей Сельянов рассказывает: «Это кино про исключительно напряженную и яркую историю спасения станции «Салют-7», когда наши космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных в 1985 году полетели к мертвой станции, смогли пристыковаться и оживить ее».
«Считается, что это самая героическая и напряженная страница в истории освоения космоса, которая к тому же увенчалась успехом», — Сергей Сельянов.
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
«Это кино о последних романтиках XX века, и наш сценарий имеет и вымышленные элементы, он лишь основан на реальных событиях. Поэтому изменены и имена героев», — продюсер Бакур Бакурадзе.
Имена реальных космонавтов авторы картины оставили без изменений, а вот фамилии в сценарии прописали другие. Так, Вдовиченков играет Владимира Федорова, а Деревянко — Виктора Алехина. У Виктора Савиных есть дневники, где он подробно рассказывает об экспедиции. «Людям, не знающим тонкости космической тематики, а таких среди нас большинство, сложно разобраться во всех деталях, и поэтому какие-то вещи мы упростили, а какие-то, наоборот, усилили для нашего понимания», — рассказывает Бакурадзе.
Мнение: «Салют-7»: реальная история или фантастика «по мотивам»?
12 октября вышел в прокат блокбастер «Салют-7» от режиссёра Клима Шипенко. Его выход приурочили к шестидесятилетию космической эры, а сам фильм позиционировался как основанный на реальных событиях.
Но если аналогичное «Время первых» ждали с благожелательным интересом, то «Салют-7» вызвал резкую критику ещё на этапе трейлера. Даже фрагменты из него противоречили тому, что известно о миссии по спасению советской орбитальной станции, блестяще проведённой в июне 1985 года.
Создатели увидели, что их замысел не оценили, и начали оправдываться заранее. Продюсеры Юлия Мишкинене и Бакур Бакурадзе заявили:
Всё-таки мы снимали не документальное кино, а жанровое. Это космическая катастрофа. И конечно, здесь возможен символизм, метафоричность и некоторые преувеличения для визуальной выразительности.
В то же время они настаивали, что старались соблюсти достоверность исторических деталей. Консультантами фильма называли таких уважаемых людей, как космонавты Сергей Крикалёв и Александр Лазуткин, главный специалист РКК «Энергия» Виктор Благов и даже глава «Роскосмоса» Игорь Комаров.
К съёмкам якобы привлекали и прототипов героев фильма — Владимира Джанибекова и Виктора Савиных. Но позже выяснилось, что космонавты участвовали «заочно», то есть создатели не обращались к ним самим, а использовали их воспоминания, в том числе книгу Савиных «Записки с мёртвой станции», изданную ещё в 1999 году. Кстати, саму книгу можно увидеть в фильме — артефакт из будущего торчит из-за аптечки в одном эпизоде.
Насколько же удалось соблюсти достоверность и точность?
На борту «Салюта-7» действительно было холодно, но не настолько, чтобы всё покрылось изморозью
Фильм начинается с того, что космонавт Светлана Лазарева (прототип — Светлана Савицкая) случайно прокалывает перчатку скафандра в открытом космосе. Она должна погибнуть от разгерметизации, но её спасает напарник, Владимир Фёдоров (прототип — Джанибеков). После этого Фёдоров наблюдает явление… ангелов, о чём рассказывает психологу на Земле. Его тут же отстраняют от полётов. Но ему помогает вернуться в космос авария на «Салюте-7».
Станция столкнулась то ли с роем метеоритов, то ли с космическим мусором. С «Салютом-7» утеряна связь, станция может совершить неуправляемый сход с орбиты и упасть на какой-нибудь город, приведя к многочисленным жертвам. Хуже того, вредные американцы намерены похитить «Салют-7» с помощью шаттла, чтобы выведать советские секреты. У нашего руководства остаётся два выхода: сбить станцию ракетой или попытаться спасти её, отправив на корабле «Союз Т-13» экипаж опытных космонавтов.
Инженер для рискованного рейса находится сразу — Виктор Алёхин (прототип — Савиных), а вот с командиром трудности: «Салют-7» беспорядочно вращается «по всем осям», и даже опытные космонавты не готовы выполнить стыковку в таких условиях. Справиться может только Фёдоров-Джанибеков, и его определяют в экипаж, невзирая на религиозные видения.
В реальности Джанибеков пристыковал корабль к станции с первого захода
С первого захода Фёдорову не удаётся пристыковаться к станции. ЦУП в лице руководителя полёта Валерия Шубина (прототип — Валерий Рюмин) готов отозвать «Союз», но космонавты всё-таки осуществляют стыковку и проникают на станцию. Там им предстоит бороться с морозом, наводнением, пожаром и простудой. Апофеозом становится операция в открытом космосе: Фёдоров применяет «биг рашен хаммер» чтобы заставить системы станции вырабатывать энергию.
С реальной историей, изложенной в книге Савиных, фильм совпадает только в общих чертах вроде отдельных названий, дат и реплик. Савицкая не протыкала перчатку скафандра. «Салют-7» был потерян из-за сбоя в командной радиолинии, а не столкновения с космическим мусором. Станцию никто не думал похищать с орбиты — при всём желании она не поместилась бы в грузовой отсек шаттла. Вращалась она в пределах нормы, поэтому Джанибеков пристыковался с первой попытки. Вместо наводнения экипаж, наоборот, столкнулся с нехваткой воды. И, конечно, не было эпизода с «биг рашен хаммер».
В общем, перед нами альтернативно-историческая фантастика, причём даже не твёрдая НФ — ведь в фильме порой слегка нарушаются законы физики. К примеру, такого яркого и долгого пожара на станции быть не могло: огонь в невесомости горит слабо и тускло и при отсутствии свободного воздуха быстро гаснет.
Одной из главных проблем космонавтов был не потоп, а дефицит воды
«Салют-7» укладывается в традицию, сложившуюся в отечественном кино о космосе. Фильмы «Самые первые», «Укрощение огня», «Возвращение с орбиты», «Воры и проститутки», «Первые на Луне», «Бумажный солдат» изображают космонавтику совсем иной, чем она была и есть в реальности. Например, в «Укрощении огня» место Сергея Королёва занимает вымышленный конструктор Башкирцев. В советскую эпоху такая подмена была оправдана секретностью. Но зачем подобные неточности сейчас, особенно в таких фильмах, как «Гагарин. Первый в космосе» и «Время первых», где авторы пытаются (увы, не всегда удачно) рассказать зрителю о реальных событиях?
Объяснение простое — требования жанра. Будни космонавтики кажутся российским кинематографистам скучными, им не хватает экшена и зрелищности, которые удержали бы зрителя в зале. За образец берут не «Аполлон-13», а «Гравитацию». Даже экстремальный полёт на неуправляемую станцию оказывается недостаточно драматичным.
И тогда сценаристам приходится переписывать историю. Была же космическая гонка? Было же противостояние сверхдержав? Значит, нужно усилить накал. Подать ситуацию так, будто от одного полёта зависит, кто одержит победу в холодной войне. Сделать основой конфликта желание советского руководства победить любой ценой, противопоставить его мудрости и гуманизму специалистов, которые пытаются сохранить жизни космонавтов.
Советское руководство вовсе не планировало жертвовать космонавтами
Похоже, альтернативно-исторический подход к космонавтике пользуется спросом: фильм «Салют-7», несмотря на критику, уверенно собирает кассу, статистически победив даже «Гравитацию»; залы переполнены, зрители аплодируют в финале. Но осознают ли аплодирующие, что им показали иную историю, что конфликт выдуман, что никто не собирался жертвовать космонавтами ради престижа державы? Или массовая аудитория будет думать, что ей показали правду о подвиге, совершённом не благодаря, а вопреки?
Жаль, но, несмотря на отличные спецэффекты и огромную работу, проделанную съёмочной группой, фильм «Салют-7» — ещё один шаг к девальвации великих достижений, заработанных потом и кровью. А ведь плодами этих достижений мы пользуемся по сей день…
Смотрите также
«Время первых»: что правда, а что вымысел
Удалось ли авторам фильма достоверно показать историю первого выхода в открытый космос? Правда ли советские власти готовы были «угробить» космонавтов?
Что показали в фильме «Салют-7» и как было на самом деле
После премьеры фильма « Салют-7 » на ресурсе Geektimes появился интересный разбор технической стороны картины: что было на экране и что – на самом деле.
Кадр из фильма «Салют-7»
В реальности был очень успешный выход в открытый космос Джанибекова и Савицкой 25 июля 1984 года. В нем проверили универсальный ручной инструмент (УРИ), которым можно было резать, сваривать, паять и напылять покрытие.
Тот самый выход в открытый космос, Светлана работает фото Владимира Джанибекова
В истории космонавтики известно два случая повреждения перчатки скафандра, но они оба, по иронии судьбы, случились с американскими астронавтами. В миссии STS-37 в 1991 году ограничительная наладонная планка проколола перчатку скафандра, но это было обнаружено только после возвращения — утечка воздуха оказалась слишком слабой, чтобы ее заметили. В 2007 году на миссии STS-118 при выходе в открытый космос заметили повреждение перчатки, выход завершили досрочно, но опасности не было — пострадали только два из пяти слоев. На советских/российских скафандрах «Орлан» тоже много слоев, а кончики пальцев закрыты пластиковыми напальчниками, так что проколоть их не так уж и просто. Также, абсолютная герметичность недостижима, и у любого скафандра есть нормы потери атмосферы. А в специальных скафандрах для внекорабельной деятельности есть дополнительные баллоны для того, чтобы справляться с небольшой утечкой.
Перчатки скафандра «Орлан», запасники Музея космонавтики
Кадр из фильма «Салют-7»
В фильме солнечные батареи станции повреждают метеориты, после чего показывается отключение какого-то блока, обесточившего станцию. Снова привет, «Гравитация».
В картине и некоторых документальных фильмах всячески подчеркивается, что неуправляемое падение «Салюта» могло стать катастрофой глобального масштаба. По иронии судьбы, в 1991 году станция совершила неуправляемый сход с орбиты, и не сгоревшие обломки упали на территории Аргентины. Около любительской обсерватории Оро Верде лежит в качестве экспоната один из самых больших кусков.
Carloszelayeta/Wikipedia
Кроме этого, упоминается о находках труб, плит, колец и других небольших фрагментов. Жертв не было. В случае падения станции в густонаселенной местности могли быть единичные пострадавшие, но реальный урон был бы намного меньше, чем медийная шумиха.
Похищение и тайна фотографии
Геометрическая ошибка создателей фильма, на самом деле размер грузового отсека 4,6 м х 16 м
Еще один вопрос, который поднимается и в кино и в документальных передачах — якобы американцы собирались похитить станцию «Салют-7» на Спейс Шаттле. Очень коротко и по пунктам:
2. Технически было бы крайне сложно похитить станцию — пришлось бы срезать солнечные панели и антенны, а так же извлечь из станции и выбросить более 6 тонн груза — шаттл мог вернуть с орбиты 14,4 тонны, а «Салют-7» в начале эксплуатации весил 20, и с новыми полетами его масса только росла.
3. Реально летавший весной 1985 шаттл с миссией STS-51B выводился на другое наклонение (57° вместо 51,6° у «Салюта-7») и мог только пролететь недалеко от станции с большой разницей скоростей. Перейти на орбиту «Салюта-7» и сблизиться у него не хватило бы топлива. Да и в грузовом отсеке в этой миссии была лаборатория SpaceLab, которую пришлось бы выбросить, чтобы взять «Салют».
4. За прошедшие десятилетия не всплыло никаких документов о том, что такое предложение хотя бы выдвигалось, не говоря уже о планах работ, оборудовании и тренировках по его выполнению.
В недавно вышедшем фильме «Салют-7. История одного подвига» эта версия повторяется, причем журналисты даже вышли на Нормана Таггарта, члена экипажа STS-51B, который говорит, что сближение с «Салютом» было случайным. Там же утверждается, что с борта шаттла якобы сделали фотографию аварийной станции. Вот она:
На фотографии видна станция «Салют-7», действительно похожая на аварийную — на одной из солнечных панелей не развернуты дополнительные панели (узкие сбоку от основной широкой), а угол поворота панелей выглядит ненормально. Сам Савиных в передаче говорит, что не видел этой фотографии в советских архивах, значит, ее сделали американцы. В Википедии эта фотография атрибутирована как «сломавшаяся станция „Салют-7“, фото сделано экипажем „Союза Т-13“». Но это неверно — ссылка на источник недоступна, но в веб-архиве эта фотография никак не подписана. У меня не получилось найти это фото в онлайн архивах NASA, у него нет часто встречающихся в их архивах уникального номера. Как источник фотографии указывается агентство Sovfoto/Eastfoto, так что, скорее всего, верно объяснение по бритве Оккама — это советская фотография, а Савиных ошибся.
Стыковка в том виде, в котором она показана в фильме, не исторична и не реалистична. Прежде всего, в реальности станция практически не вращалась. А вращение по тангажу сделало бы стыковку вообще невозможной. Советский/российский стыковочный узел системы «штырь-конус» работает вот так:
«Наука и жизнь», 1988
Если бы станция сильно вращалась, то на этапе Б на штырь с одной стороны начала бы действовать инерция станции массой в 20 с лишним тонн, а с другой — корабля массой 7 тонн. Стыковочную штангу сломало бы или вырвало.
Лазерный дальномер ЛПР-1 6ppc.ru
А вот интересный и по-настоящему драматичный этап сближения никак не был показан. Дело в том, что баллистики могли сблизить корабль до расстояния нескольких километров до станции. Штатная система ручной стыковки ВСК-1 (Визир специальный космонавта) могла использоваться с расстояния нескольких сотен метров. А варианта ручного сближения между ними не было. В крайне сжатые сроки инженеры РКК «Энергия» и космонавты ЦПК сумели разработать методику сближения, когда командир корабля измерял дальность военным лазерным дальномером ЛПР-1 и управлял кораблем с дублирующего набора ручек управления, а бортинженер сидел с калькулятором и рассчитывал необходимые маневры. Более подробно это описано в отдельном материале.
Слой инея и потоп на станции — часто встречающееся в кино раздувание мухи в слона, чтобы было более драматично. В реальности на станции было немного инея и очень холодно (вязаные шапки — исторический факт). В переговорах действительно есть предложение ЦУПа плюнуть и проверить, замерзнет ли плевок. Замерз за три секунды. Когда станцию отогрели, стало сыро, и космонавты пустили на тряпки всю доступную ткань. Особенно страшно было протирать кабели перед соединением. Но, конечно же, реальное количество воды было меньше нарисованного. На фоне последующих ошибок к этому даже не хочется придираться.
История с закрытым оплавленной блендой солнечным датчиком печальна тем, что бессмысленна. В реальности станцию сначала поворачивали солнечными панелями на Солнце двигателями ориентации корабля (и это даже показано один раз в фильме!), а кабели с панелей соединили напрямую с аккумуляторами, минуя какую-либо электронику. Так что весь героизм с кувалдой просто не был нужен. Отдельную грустную улыбку вызывает то, что после того, как бленду наконец успешно сбили, волшебным образом все стало хорошо, при том, что Солнце было по продольной оси станции и, по идее, вне видимости датчика.
История же с пожаром и скоростным выходом в открытый космос просто не выдерживает никакой критики. Сюжет пожара явно взят с истории на станции «Мир» и очень сильно преувеличен для драматизма. А мгновенно облачиться в скафандр не получится — там пониженное давление, и нужно заранее длительное время дышать чистым кислородом, чтобы азот в сосудах не закипел.
В то же время на станции были и реальные опасности. Например, из-за неработающей вентиляции космонавт оказывался в пузыре с повышенным содержанием углекислого газа, который он выдыхал. Был реальный риск удушья и потери сознания. Второй космонавт должен был контролировать работающего на станции, а при возможности они таскали с собой вентиляционные рукава. Жаль, что этого не показали. Бытовой героизм жизни и работы в холодильнике без горячей еды и питья на экране отсутствует.