саая когел мижитеевич биография
В Туве прощаются с народным мастером-камнерезом, травником, ламой-врачевателем Саая Когелом
В 90-х стал главным инициатором строительства в Кызыл-Даге (Кооп-Сооке) хурээ. Вместе с другими камнерезами методом народной стройки храм был построен, где Когел Саая был много лет служителем. После строительства нового храма, старое здание должно было стать школой искусств в селе, родине многих известных камнерезов Тувы, но пока больше простаивает.
Родился Когел Мижитеевич 10 июля 1931 года в селе Аксы-Барлык. С юных лет помогал местным ламам собирать лечебные травы и готовить лекарства. Работал шофёром, кузнецом-слесарем, чабаном.
Удостоен звания «Заслуженный художник Тувинской АССР» в 1991 году, а также высокого звания «Лауреат Государственной премии РФ в 1992 году. К столетию единения России и Тувы и основания города Кызыла был награждён юбилейной медалью. В 2016 году ему присвоили звание «Народный мастер Республики Тыва».
Как отмечают в министерстве культуры Тувы, лучшие камнерезные работы Когела Мижитеевича экспонировались в России и за рубежом. Он сделал вклад в монументально-прикладное искусство Тувы, создал анималистические скульптуры для многих площадок Кызыла, курорта Уш-Белдир, декоративно-скульптурный фонтан в центре столицы Тувы. Занимался тиснением по коже, художественной обработкой металла, резьбой и росписью по дереву. Была организована выставка работ, посвящённая его 80-летию.
Врио Главы Тувы Владислав Ховалыг выразил глубокие соболезнования родным и близким Саая Мижитеевича: «Недавно только поздравлял Когела Мижитеевича Саая с 90-летним юбилеем, а сейчас такая грустная весть, что он ушел на вечный покой. Такие люди рождаются раз в сотни лет – мудрец, камнерез-художник, врачеватель и духовный учитель для всего тувинского народа»
Бывший глава региона Шолбан Кара-оол написал в своем блоге: » Соболезную родным и близким, всем жителям Бай-Тайги и Союзу художников Тувы, в связи с кончиной уважаемого лауреата Госпремии РФ имени Е.Репина, мудрейшего старейшины Республики, удивительно интересной и глубокой личности Когээла Мижитеевича Саая. Ему было 90 лет и в такой почтенный возраст он был весьма подвижен и как всегда ясен умом. Мы с ним виделись в феврале, в канун Шагаа. Тогда вместе со мной он передавал всей Туве свои благопожелания в честь Нового года по лунному календарю. Всегда грустно, когда нас оставляют основательные люди старшего поколения,на которых мы опираемся и гордимся. Первое, что испытываешь, узнав такое известие, это сиротливость на душе. Нам нужно помнить наказы Когээла Мижитеевича и выполнять их».
Tuva.Asia / Новые исследования Тувы
Дина Оюн, ИА Туваонлайн
Один из главных тружеников Бай-Тайгинского кожууна Тувы, лама, камнерез, врачеватель, лауреат Государственной премии России Саая Мижитеевич Когел, которого в народе за трудолюбие и неравнодушие называют «пчелкой», планирует в этом году восстановить буддийский храм под Кызыл-Дагом, разрушенный в 30-х годах. Работы, в которых занята вся семья мастера и народные мастера, начались в этом году. Кооп-Соокское хурээ восстанавливается на старом месте, где еще сохранились руины старого храма. Легенда говорит, что когда-то место под его строительство было выбрано по предложению Богдо-Гегена, побывавшего в этих местах.
Саая Когелу удалось объединить вокруг своей идеи сотни земляков. В Кызыле и Тээли прошли благотворительные марафоны, собраны почти 2 млн. рублей. Мастера планируют завершить стройку до конца нынешнего года.
Саая Когел из тех, кому не сидится на месте. Его рабочий день начинается с 5 утра. Он вообще не может не трудиться. И не привык на кого-то полагаться. Когда буйный Хемчик сносил единственный мост, связывающий кызылдагцев с Большой Землей, местные жители не ждали, когда приедет бригада из Кызыла, или местные власти возьмутся за его восстановление. Они под руководством Саая Когела сами восстанавливали дорожное сообщение.
Нынешний храм уже второй, который возводит мастер Саая Когел. В конце 80-х годов вместе с кызыл-дагскими мастерами он первым в постсоветской истории Тувы построил хурээ методом народной стройки в самом Кызыл-Даге.
Творческую биографию мастера хорошо описал искусствовед Александр Хертек.
Саая Мижитеевич Когел родился он 10 июля 1931 года в сумоне Аксы-Барлык Барун-Хемчикского кожууна в семье арата-скотовода. С детских лет стал вырезать, наблюдая за старшими народными мастерами, фигурки животных, диких зверей из тополиной коры и дерева мягкой породы.
Молодой Саая переехал в село Кызыл-Даг, родину прославленных камнерезов. Он многому научился у знаменитого народного мастера Хертека Коштайовича Тойбухаа, который увидел ростки талантливого дарования в способном ученике, осваивающем азы трудоемкой резьбы по агальматолиту. Советы и наставления Хертека Тойбухаа сыграли большую роль в совершенствовании мастерства начинающего камнереза.
Первые анималистические скульптуры Когела Саая представляли, в основном, фигуры козлов, сарлыков, лошадей, быков, верблюдов, всадников на подставках в традиционных статичных позах, еще без богатой декоративной орнаментики. Его произведения стали известными в Тувинской автономной области, а с 1959 года Когел Саая стал постоянно участвовать в местных, зональных, всероссийских, всесоюзных и зарубежных художественных выставках.
Пластическое искусство К. М. Саая можно разделить на определенные темы и сюжеты. Первый период творчества насыщен созданием анималистических фигурок, изображающих животный мир Тувы: вот плавно изогнулась «Рысь», озирается по сторонам осторожный «Горностай», стучит копытами разгневанный «Бык»; в различных движениях, позах запечатлены сарлыки, лошади, верблюды, архары и другие звери. Большинству из них мастер, соблюдая анатомию и пропорции, чуть удлиняет некоторые части тела (шею, ноги, хвост, рога), при этом богато и тонко декорируя линейным орнаментом; в результате скульптура получает сказочное звучание.
Интересны сюжеты на охотничью тему, среди которых выделяются небольшие композиции: «Охотник на медведя», «Охотник за тарбаганом», «Охотник с ружьем» и другие, показывающие наблюдательность и большой опыт добытчика дикого зверя.
В 1980-е годы Когел Мижитеевич создает замечательную серию этнографическую серию скульптурных композиций, поражающую жизненным реализмом, художественной трактовкой бытового уклада недавнего прошлого тувинцев-кочевников. Камнерезные группы – «Вспашка на верблюде», «Выделка кожи», «Перекочевка», «Борьба хуреш» входят в сокровищницу мелкой пластики народного искусства Республики Тыва. Также значительны его многофигурные композиции: «Звенящая нежность», «Танец с барабанами», «Тувинские музыканты», декоративная ваза «Центр Азии», в которых отличительной манерой творческого почерка Когела Саая является мягкая моделировка, богатое декорирование, четкая продуманность и завершенность скульптурного произведения.
Лучшие камнерезные произведения К. М. Саая экспонировались на крупнейших художественных смотрах таких, как «Советская Россия», «По родной стране», «Анималисты России», «Скульптура малых форм», «Художники автономных республик, областей, округов РСФСР», «Народное искусство СССР», а также в других странах – Монголии, Чехословакии, Румынии, Японии, Канаде, США.
За большой вклад в развитие тувинского и российского изобразительного искусства Когелу Мижитеевичу Саая присвоено звание «Заслуженный художник Тувинской АССР» (1991), высокое звание «Лауреат Государственной премии Российской Федерации» (1992). Указом главы Тувы Шолбана Кара-оола в 2011 году Саая Мижитеевич Когел был награжден Орденом Республики.
Большую лепту в становлении и развитии монументально-декоративного искусства Тувы внес К. М. Саая, создавая совместно с другими камнерезами ряд декоративных анималистических фигур для детских площадок Кызыла, курорта «Уш-Белдир», сел Кызыл-Дага, Тээли, декоративно-скульптурного фонтана на площади Арата в нашей столице. Он организовал строительство и оформление небольшого буддийского храма (хурээ) в Кызыл-Даге, отреставрировал для Тувинского республиканского краеведческого музея им. 60-ти богатырей несколько буддийских божеств (бодхисатв). Кроме того, Когел Саая, ощущая потребность в развитии древних народных промыслов, изучая их технологии, заново возродил и обучил своих учеников забытым видам тувинского искусства (тиснение по коже, резьба и роспись по дереву, художественная обработка металла), которые стали распространяться по многим кожуунам нашей республики.
Когел Мижитеевич Саая в последние годы активно участвует в работе буддийской общины в селе Кызыл-Даг, пользуется среди коллег-камнерезов и художников неоспоримым уважением и авторитетом.
Саая, Когел Мижитеевич
Когел Мижитеевич Саая (род. 10 июля 1931) — мастер-камнерез, врачеватель, лама. Член Союза художников Тувы Всероссийской творческой общественной организации «Союза художников России», Заслуженный художник Тувинской АССР (1991), Лауреат Государственной премии России (1992), Народный мастер Республики Тыва (2016).
Биография
Родился 10 июля 1931 года в селе Аксы-Барлык. Он не получил специального образования. В юности помогал ламам собирать травы и готовить препараты. Много лет работал шофёром, кузнецом-слесарем, чабаном. За большой вклад в развитие искусства получил звание «Заслуженный художник Тувинской АССР» (1991), высокое звание «Лауреат Государственной премии Российской Федерации» (1992). К 100-летию единения России и Тувы и основания г. Кызыла награждён юбилейной медалью. В 2016 году присвоено звание «Народный мастер Республики Тыва».
Творчество
К. Саая с малых лет был разносторонним в творческих интересах, наблюдая за умельцами, стал вырезать фигурки из коры и дерева. Большую роль в творчестве сыграл наставник и советчик Х. Тойбухаа. Лучшие камнерезные произведения К. Саая экспонируются в России и за рубежом. Большой вклад внёс в монументально-прикладное искусство Республики Тыва. Создал анималистические скульптуры для детских площадок города Кызыл, курорта Уш-Белдир, декоративно-скульптурный фонтан в центре города. Обучил многих мастеров-камнерезов. Возродил забытые виды искусств (тиснение по коже, художественная обработка металла, резьба и роспись по дереву). В 2011 году состоялась персональная выставка работ, посвящённая 80-летию камнереза. 5 декабря 2017 года при личном приёме Главы Республики Тыва Шолбана Кара-оола внёс предложение строительства в селе Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района статуи божества Ченрезиг.
Награды
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ОБЪЯВЛЕНИЯ • РЕКЛАМА • ВАКАНСИИ
Когел Саая – человек-фундамент
А может, и нет. Может, все началось не девяносто лет назад, а гораздо раньше. Прапрадедушка Саая Тыртыкы прославился кузнечным мастерством, а прадедушку Саая Дыртык-Кара в народе звали «Бурган шууткуур Дарган-Хелин» (Кузнец-изготовитель образов божеств). Поскольку сам Когел Саая родился в 1931 году, нам сейчас трудно, а пожалуй, и невозможно сказать, когда родились его дедушка, прадедушка, прапрадедушка…
Дарган-Хелин учился 22 года в Улан-Баторе, получил образованно «чурагачы башкы» и преподавал буддийское. искусство в Коп-Соокском хурээ. Он учил местных жителей прорисовке буддийских символов, искусству резьбы по дереву. Дарган-Хелин первым начал обучать местное население изготовлению предметов бытовой утвари и юрточного убранства с использованием буддийских символов. Одним из учеников Дарган-Хелина был Шыырап-Хелин ставший первым учителем юного Когела по изготовлению расписанных буддийскими символами предметов домашнего обихода.
Теперь попробуем сориентироваться в пространстве. По одним источникам, Когел Мижитеевич родился в местечке Улуг-Чайлаг сумона Коп-Соок Барун-Хемчикского кожууна ТНР. Коп-Соок сейчас находится на территории Бай-Тайги, но Бай-Тайгу выделили в отдельный хошун только в 1941 году.
По другим источникам, Когел Мижитеевич родился в сумоне Аксы-Барлык Барун-Хемчикского кожууна. Вряд ли здесь есть серьёзное противоречие – эти земли находятся рядом, может быть, его предки кочевали где-то в этих местах.
Первый храм
Конкретное место, даже не рождения, а проживания, интересно было бы уточнить только ради того, первого храма, который был уничтожен, когда Когел Саая был маленьким. Принято считать, да он и сам так говорит, что огромное влияние на его жизненный путь оказали исторические события, связанные с монастырём в Коп-Сооке, возведённом в 1857 году китайскими строителями по инициативе тувинских лам Чаалама и Деский Ловун, получившими образование в монгольском монастыре «Чиндан Тэнчэнмог».
Сожжённый храм
Монастырь перенесли па указанное место, и он, по воспоминаниям очевидцев, имел изумительной красоты убранство, созданное под руководством лам-«чурагачы» (художники) послушниками хурээ и народными мастерами.
В 1935 году монастырь был сожжён. Самого сожжения четырёхлетний Когел не видел, так как в это время был в тайге, но помнит, как в течение многих дней коровы топтали сутры, разлетевшиеся далеко за территорией монастыря, а проезжавшие мимо люди тайком молились священным текстам, висящим на кустах. Живущие неподалёку чабаны не давали скоту затоптать место монастыря, наставляли детей не играть на этой территории и возносили подношение молоком, чтобы сожжённое хурээ когда-нибудь было восстановлено. Разрушение монастыря потрясло душу маленького Когела, и, сколько он себя помнит, в нем всегда жил образ того хурээ и сильное желание его восстановить.
Но рискнём усомниться. Человек не слишком хорошо помнит события, произошедшие, когда ему было всего четыре года. Тем более, что в некоторых источниках пишут, что храм был сожжён в 1929 году. А в Аксы-Барлыке ведь тоже был храм. И, естественно, он тоже был уничтожен. Он был, может быть, не так красив, как коп-соокский. Но у детей свои представления. Сейчас в Аксы-Барлыке рядом со школой на месте бывшего хурээ возвели оваа и установили шесты с буддийскими флагами. Говорят, что здесь будут строить хурээ или дуган.
Во всем этом главное что? Главное, что Саая Когел уже построил храм своей мечты. Хотя и не сразу.
Камнерезное искусство
Прежде, чем перейти к храму, которой построил Когел Саая, давайте вспомним его как мастера-камнереза. Ведь то, что он сделал для камнерезного искусства, уже было бы достаточно для того, чтобы остаться в истории.
Конечно, он прекрасно знает, как выглядят домашние и дикие животные. Но порой умышленно отступает от натуры для достижения большей выразительности. Увеличивая какую-либо часть тела, подчёркивает типичные черты, усиливает эмоциональное воздействие на зрителя. И обычные животные становятся сказочными, архетипическими.
Саая Когел постиг тайны давно забытых технологий народных промыслов. И возродил эти промыслы, его считают своим учителем многие молодые мастера-камнерезы, художники прикладники. Вечно молодой талант мастера и огромный жизненный опыт учителя сделали его ярким явлением в области народного искусства.
Но главное, всё-таки, храм.
Второй храм и сон Когела Саая
Когда началось возрождение буддизма в Туве, Когел Саая сумел собрать вокруг себя мастеров-умельцев, и они вместе в 1990 году возвели первый в республике буддийский монастыри и сумоне Кызыл-Даг, недалеко от Коп-Соока. Проблемой были украшение внутреннего убранства, алтари. Нашлось единственное фото с изображением божества, изготовленного по традиционной технологии литья из гипса и глины, которой обучал в Коп-Соокском хурээ Дарган-Хелин. Мастера стали создавать пробные образы.
Потом он поехал в Улан-Батор, и ему помогли встретиться с Богдо-гегеном. «Узнав, что я приехал из Тувы и хочу спросить совета по поводу строительства Коп-Соокского хурээ, освящённого VIII Богдо-гегеном, он воскликнул: «VIII Богдо-геген оставил запись о том, что в Туве он возвёл монастырь Царицы- тайги, что он разрушен и его должны восстановить, а сделать это должен IX Богдо-геген, когда к нему придёт человек и скажет, что он хочет строить этот монастырь. Я думал, что этот человек будет или тибетцем, или монголом, но никого не дождался. И вот, наконец, к моей великой радости, пришел человек из Тувы. Теперь я знаю, кто будет строить этот монастырь». Богдо–геген подарил мне статуэтку и сказал, что монастырь будет называться «Чоксум».
Третий храм
В 2012 году по инициативе Саая Когела начались строительные работы по восстановлению Коп-Соокского монастыря на его историческом месте. Место возведения хурээ было освящено Досточтимым Шивалха Ринпоче. Размеры хурээ сделали чуть меньше прежних, чтобы были видны сохранившиеся фрагменты старого фундамента. Местные мастера расписывали его внутреннее и внешнее убранство, принимали участие в создании образов божеств.
И глаза. Огромные глаза. Какие и приснились Когелу Саая. Храмы могут быть и больше, и богаче. Но этот – особенный. Он появился из детских впечатлений, из сна, из мечты, из таланта необыкновенного мастера, человека-фундамента. Человека, который погрузился в народное искусства и смог его очистить от патины забытья.
Когел Саая на фестивале «Монгун кержек». Кажется странным: зачем ему бейджик? Разве его кто-то не знает? Но на фестиваль приехало много гостей из соседних регионов, может быть, не все они знакомы с мастером
Олень. И его рога. Это – уже мифологический Олень
Новых храм в долине Коп-Соок
И глаза, которые смотрят с верхнего уровня, глаза приснившиеся Когелу Мижитеевичу.
В Туве скончался мастер-камнерез, врачеватель, лама Когел Саая
Когел Мижитеевич Саая
Ему было 90 лет. Сердце Когела Мижитеевича остановилось 20 июля 2021 года.
Родился он 10 июля 1931 года в селе Аксы-Барлык. С юных лет помогал местным ламам собирать лечебные травы и готовить лекарства. Работал шофёром, кузнецом-слесарем, чабаном.
Удостоен звания «Заслуженный художник Тувинской АССР» в 1991 году, а также высокого звания «Лауреат Государственной премии РФ в 1992 году. К столетию единения России и Тувы и основания города Кызыла был награждён юбилейной медалью. В 2016 году ему присвоили звание «Народный мастер Республики Тыва».
Как отмечают в министерстве культуры Тувы, лучшие камнерезные работы Когела Мижитеевича экспонировались в России и за рубежом. Он сделал вклад в монументально-прикладное искусство Тувы, создал анималистические скульптуры для многих площадок Кызыла, курорта Уш-Белдир, декоративно-скульптурный фонтан в центре столицы Тувы. Занимался тиснением по коже, художественной обработкой металла, резьбой и росписью по дереву. Была организована выставка работ, посвящённая его 80-летию.
Шолбан Кара-оол выразил соболезнования родным и близким:
«Соболезную родным и близким, всем жителям Бай-Тайги и Союзу художников Тувы, в связи с кончиной уважаемого лауреата Госпремии РФ имени Е.Репина, мудрейшего старейшины Республики, удивительно интересной и глубокой личности Когээла Мижитеевича Саая. Ему было 90 лет и в такой почтенный возраст он был весьма подвижен и как всегда ясен умом. Мы с ним виделись в феврале, в канун Шагаа. Тогда вместе со мной он передавал всей Туве свои благопожелания в честь Нового года по лунному календарю. Всегда грустно, когда нас оставляют основательные люди старшего поколения,на которых мы опираемся и гордимся. Первое, что испытываешь, узнав такое известие, это сиротливость на душе. Нам нужно помнить наказы Когээла Мижитеевича и выполнять их».