с природой одною он жизнью дышал

См. Из собрания стихотворений 1835 г. Впервые — в «Новосельи», 1833, ч. I. стр. 239. Гёте умер в 1832 г. На творчестве Баратынского влияние Гёте непосредственно не отразилось. Данное стихотворение рисует канонизованный, общеобязательный для конца 20-х, начала 30-х гг. — времени наибольшей популярности Гёте в России — облик поэта.

Предстала, и старец великий смежил
Орлиные очи в покое,
Почил безмятежно, зане совершил
В пределе земном всё земное!
Над дивной могилой не плачь, не жалей,
Что гения череп — наследье червей.

Погас! но ничто не оставлено им
Под солнцем живых без привета;
На всё отозвался он сердцем своим,
Что просит у сердца ответа:
Крылатою мыслью он мир облетел,
В одном беспредельном нашёл ей предел.

Всё дух в нём питало: труды мудрецов,
Искусств вдохновенных созданья,
Преданья, заветы минувших веков,
Цветущих времён упованья.
Мечтою по воле проникнуть он мог
И в нищую хату, и в царский чертог.

С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звёздная книга ясна,
И с ним говорила морская волна.

Изведан, испытан им весь человек!
И ежели жизнью земною
Творец ограничил летучий наш век,
И нас за могильной доскою,
За миром явлений, не ждёт ничего, —
Творца оправдает могила его.

И если загробная жизнь нам дана,
Он, здешней вполне отдышавший
И в звучных, глубоких отзывах, сполна
Всё дольное долу отдавший,
К предвечному лёгкой душой возлетит,
И в небе земное его не смутит.

Источник

С природой одною он жизнью дышал

Ты помнишь ли, в какой печальный срок Впервые ты узнал мой уголок? Ты помнишь ли, с какой судьбой суровой Боролся я, почти лишенный сил? Я погибал: ты дух мой оживил Надеждою возвышенной и новой. Ты ввел меня в семейство добрых Муз..

В 1820 году Баратынского произвели в унтер-офицеры и перевели в Нейшлотский полк, стоявший в Финляндии. Баратынский воспринял этот перевод как своего рода ссылку, однако вскоре полюбил этот край, который сделался для него источником вдохновения: Баратынский за пять лет, проведенных в Финляндии, создал немало значительных произведений, в том числе поэму «Эда», и приобрел репутацию «певца Финляндии». Все эти годы Баратынский имел возможность время от времени наезжать в Петербург, где тесно общался со многими литераторами; дружески сошелся он с К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым.

Темы грусти, уныния, тоски доминируют в поэзии Баратынского,

С тоской на радость я гляжу,Hе для меня ее сиянье, И я напрасно упованье В больной душе моей бужу.

Судьбы ласкающей улыбкой Я наслаждаюсь не вполне: Все мнится, счастлив я ошибкой, И не к лицу веселье мне.

Я братьев знал; но сны младые Соединили нас на миг: Далече бедствуют иные, И в мире пет уже других,

Поэт чувствует себя одиноким, липшим в окружающем его мире, проникнутом меркантильным духом:

Век шествует путем своим железным; В сердцах корысть, и общая мечта Час от часу насущным и полезным Отчетливей, бесстыдней занята. Исчезнули при свете просвещенья Поэзии ребяческие сны, И не о ней хлопочут поколенья, Промышленным заботам преданы.

Последние годы жизни Баратынский провел в подмосковном имении Мураново. В конце 1843 года Баратынский предпринял поездку в Италию. Попутно он посетил Париж, где провел несколько месяцев, общаясь с декабристом Н. И. Тургеневым и некоторыми другими прогрессивно настроенными русскими эмигрантами. Это общение благотворно подействовало на Баратынского. Он стал бодрее смотреть в будущее, ощутил в себе новый прилив любви к родине. Он пишет друзьям в Россию, поздравляя их с новым, 1844 годом: «Поздравляю вас с будущим, ибо у нас его больше, чем где-либо; поздравляю вас с нашими степями, ибо это просгор, который никак пе заменим здешней наукой; поздравляю вас с нашей зимой, ибо она бодрее и блистательнее и красноречием мороза зовет нас к движению лучше здешних ораторов; поздравляю вас с тем, что мы в самом деле моложе двенадцатью днями других народов и посему переживем их, может быть, двенадцатью столетиями». Бодрым настроением проникнуто последнее стихотворение Баратынского «Пироскаф», написанное им весной 1844 года в Средиземном море по пути в Неаполь: многие «мятежные» вопросы решены, поэта манит некий «надежды символ». Но новым надеждам не суждено было осуществиться: в Неаполе 29 июня 1844 года Баратынский внезапно скончался. Похоронен оп в Петербурге,

Источник

С природой одною он жизнью дышал

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или «читалке».

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

с природой одною он жизнью дышалс природой одною он жизнью дышалс природой одною он жизнью дышалс природой одною он жизнью дышалс природой одною он жизнью дышалс природой одною он жизнью дышалс природой одною он жизнью дышалс природой одною он жизнью дышалс природой одною он жизнью дышалс природой одною он жизнью дышалс природой одною он жизнью дышалс природой одною он жизнью дышалс природой одною он жизнью дышалс природой одною он жизнью дышалс природой одною он жизнью дышал

с природой одною он жизнью дышалНеизвестно
1 минуту назад

с природой одною он жизнью дышалОрден
2 минуты назад

с природой одною он жизнью дышалПамять
3 минуты назад

с природой одною он жизнью дышалНеизвестно
4 минуты назад

с природой одною он жизнью дышалЯ вас люблю так, как любит.
5 минут назад

с природой одною он жизнью дышалНеизвестно
6 минут назад

с природой одною он жизнью дышалЕвгений и Юлия
7 минут назад

с природой одною он жизнью дышалМелодия (Я б умереть хотел.
7 минут назад

с природой одною он жизнью дышалНеизвестно
7 минут назад

Источник

Попов О. П.: С природой одною он жизнью дышал. ”

«С природой одною он жизнью дышал. ”

Природа! Мы ею окружены и объяты. Мы живем среди нее, но мы ей чужды. Я славлю ее во всех ее проявлениях.

Знал ли Лермонтов эти мысли Гете или нет, нам неизвестно. Но созвучные им мы встречаем у Лермонтова постоянно. Природа — не только важнейший элемент его произведений. Она в значительной степени влияла на становление его взглядов, его характера, его отношения к окружающему миру.

Вряд ли правомерно утверждение о том, что Шиллер был гораздо ближе Лермонтову, чем Гете. В юности — да. Тогда поэта увлекали «и бури шумные природы, и бури тайные страстей». К тому же он увлекся тогда сочинением драм и трагедий, а лучшего образца для этого, чем Шиллер, не найти. Но пришло время, когда он постиг таинство «безобразной красоты» этих бурь, «отделялся стихами» от Демона, и его взгляды на жизнь и на природу становились все глубже и мудрее.

Лермонтов был «окружен и объят» природой с детства, полюбив ее задолго до того, как почувствовал себя поэтом. Во всем творчестве поэта ее место весьма значительно. Первое известное нам его стихотворение — «Весна», первое напечатанное — «Осень». Среди последних — «Выхожу один я на дорогу», «Листок», «Пророк». Крайне несправедливо утверждение (в «Лермонтовской энциклопедии»), будто «в ранних стихах Лермонтов избегает изображения земной красоты, попросту ее не видит». И дальше: «Пейзаж почти отсутствует в стихотворении «Кладбище». Отсутствует «традиционный» пейзаж. Но другой автор отметил в этом стихотворении такой «довольно неожиданный образ: «краснеючи, волнуется пырей». И как можно не заметить, что на кладбище юношу-поэта привлекала природа, противопоставленная человеку:

Жужжа, со днем прощается игрой
Толпящиеся мошки, как народ
Существ с душой, уставших от работ!
Стократ велик, кто создал мир! Велик.
Сих мелких тварей надмогильный крик
Творца не больше ль ставит иногда,
Чем в пепел обращенные стада,
Чем человек, сей царь над общим злом,

Похожую картину рисует он ив стихотворении «Ночь III», написанном тогда же, пятнадцатилетним юношей:

Темно. Все спит. Лишь только жук ночной
Жужжа, в долине пролетит порой;
Из-под травы блистает червячок,

Когда луна взошла среди небес.

Создается впечатление, что уже тогда поэт избегал обычных приемов изображения природы, искал свои краски, стремился и в малом увидеть великое. Видел он, видел красоту и с самого начала учился ее изображать. В самых ранних стихотворениях Лермонтов умел изобразить и величественное: горы, степи, море — и находил точные, выразительные детали — капля дождя на лепестке одинокого цветка, светлячок в траве. В раннем детстве он любовался облаками, то на закате, то после дождя, просто и сдержанно описал «Вечер после дождя». А красота Кавказа, увиденного десятилетним мальчиком, поразила его сразу и на всю жизнь, и для этой красоты он находит самые возвышенные слова: «Синие горы Кавказа, приветствуют вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе».

Картинами природы насыщены ранние поэмы Лермонтова, особенно «Измаил-Бей». Порой кажется, что очередной пейзаж не так уж необходим для развития сюжета, но автору хочется вспоминать и описывать милые его сердцу горы, ущелья, реки Кавказа. И позже, в поэмах «Демон» и «Мцыри», в романе «Герой нашего времени» природе отводится самое почетное место. В романе «Вадим» такую же роль играют картины среднерусской природы. В их точности убедился С. Анреев-Кривич, обошедший все места, описанные в романе. Это убедительно говорит о том, что в детстве Лермонтов любил прогулки по окрестностям Тархан, иногда довольно дальние, и навсегда запоминал то, что видел. Уже тогда он не только любуется природой и человеком. Для него человек — не часть природы, вернее, часть, оторвавшаяся от целого.

«Признаюсь, я ожидал больше гения, больше познания природы и истины». Руссо был тогда одним из «властителей дум», его книги породили целое течение — руссоизм, а юноша Лермонтов осмелился критически о нем отозваться. К сожалению, он не развил свою мысль, но можно предположить, судя по более поздним его произведениям, что он не нашел у Руссо глубокого проникновения в самую «душу» природы и не мог согласиться с тем, что для человека возможно спасительное бегство в природу. Разлад человека с природой Лермонтов стал ощущать рано, и это убеждение с годами усиливалось. Он понимал, что даже для того, кто, как он, по-настоящему любит и понимает природу, уход в нее от общества невозможен. Не может же Лермонтов (или хотя бы Печорин) стать пастухом или бродячим охотником (кстати, Лермонтов, по-видимому, вообще не был охотником). Отрыв человека от природы неизбежен, безусловен, и в этом одна из причин трагедийности жизни человека. Возможно лишь сравнительно кратковременное общение с ней, но возвращение в общество неизбежно. И резкий, язвительный, часто беспощадный в общении со «светом» и в изображении этого «света», Лермонтов становится в общении с природой мягче, задумчивей, добрее.

«Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра; с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль. Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется». Это говорит Печорин. Но и Лермонтов любил степные просторы: «На коня потом вскочу, в степь, как вихорь, улечу». Не только степень. В одном из его писем читаем: «Для меня горный воздух — бальзам; хандра — к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит — ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь». И еще одно высказывание Лермонтова: «Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такой, какой была некогда и верно будет когда-нибудь опять». Здесь, как и в других произведениях, природа ассоциируется с детством. Ярко выражено это в стихотворении, условно называемом «1-е января». Сатирическими штрихами изобразил картину из жизни светского общества, поэт противопоставил ему природу и детство, о котором говорит совсем в другом тоне, мягком, даже мечтательном. А в конце — снова общество, из которого не уйти, и опять звучит «железный стих, облитый горечью и злостью». Только в детстве возможно самое тесное сближение, если не слияние, с природой. Не случайно такие образы, как «звезды ясны, как счастье ребенка», «воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка». Конечно, юношу привлекал и «свет с его красивой пустотой», с возможностью проявить себя и самоутвердиться. Уход в «свет» вполне возможен и даже неизбежен, а возврата к детству не бывает, и уход в природу возможен только в мечте. Каждый человек, даже самый свободолюбивый и отважный, намертво привязан к своей среде и является в известной степени рабом своего общества. Вот говорит Печорин: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка, солнце ярко, небо сине, — чего бы кажется, больше? — зачем тут, страсти, желания, сожаления?» Вот тут бы и остановиться. Или сесть на коня и — в степь! Но нет. Не случайно в этой фразе слово «кажется». И вот неизбежное продолжение: «Пойду к Елизаветинскому источнику; там, говорят, утром собирается все водяное общество». И снова страсти, желания, сожаления. И душно в «свете», и не уйти из него, даже в Персию не уехать (не только Печорин, но и Лермонтов туда собирался). Гибнут оторванные от своей среды Бэла, Морская царевна, да и Мцыри, вначале увезенный из родного аула, а затем бежавший из воспитавшего его монастыря. И трагедия Демона связана с тем, что он порвал со своей средой, которой «блистал он, чистый херувим» и был счастлив. Но он хотел очень много (чисто человеческое свойство!). «Сквозь вечные туманы, познанья жадный, он следил кочующие караваны в пространство брошенных светил». Но еще в древности было сказано: во многой мудрости премногая печаль. Демон словно не знал это и остался одинок, утратив и жажду познанья, и место среди когда-то равных ему, и возненавидел весь мир. Большей трагедии и быть не может.

Здесь хочется отметить образ «вечных туманов», повторенный и в другом месте («тихо плавают в тумане хоры стройные светил»). Ведь небо часто бывает ясным, и Лермонтов любил его таким. Откуда же «вечные туманы»? «Мы теперь знаем, что межзвездное пространство не пусто, но содержит разреженные облака, состоящие из очень рассеянных частиц пыли и газа» (А. Кроми. Тайны океана). Но неужели Лермонтов догадывался об этом?

Не демон, а человек в одной из поэм Лермонтова говорил:

Я часто по лесам бродил

И все, все прелести природы.
Но так себе неверны мы!
Живем, томимся и желаем,
А получивши, забываем
— Уже предмет другой
Играет в нашем воображенье,
— в беспрерывном том томленье
Мы тратим жизнь, о Боже мой!

Многое в этом отрывке напоминает размышления Печорина. Но автору поэмы «Корсар», из которой приведены эти строчки, было 14 лет! Для Лермонтова природа — единое целое. Диапазон его наблюдений, широта его взглядов — поразительны. Он любуется веткой цветущей черешни, высокой полынью, краснеющим пыреем, ночью следит за полетом комара по его жужжанию, с сочувствием говорит о «маленьком народе» мошек, о светлячке, всматривается «в каждую росинку на широком листе виноградном и отражающую миллионы радужных лучей». И с непревзойденным мастерством рисует величественные картины гор, степей, рек. Он даже сумел взглянуть на Землю из космоса:

Святящиеся точки,
И между них Земля вертелась наша.

В его стихах одинаково находят место и две березки, и ревущий Терек, и бегущая комета. Все в природе заслуживает внимания и сочувствия, все по-своему прекрасно — и ночная гроза, и «поутру ясная погода». Он любуется и барсом, и змеей в лунном свете, и семьей зеленых ящериц, и свободно парящим в небе вороном.

Умный, наблюдательный поэт Боденштедт, познакомившийся с Лермонтовым в Пятигорске, сумел понять сущность кажущихся противоречий в характере и поведении Лермонтова, утверждал, что Лермонтов «до последнего вздоха остался чуждым всякой лжи и притворства». В статье о нем он писал: «Два замечательнейших ученных новейшего времени, Александр Гумбольдт и Христиан Эрстенд, указывают, как на настоятельное требование нашего времени, на более обширное приложение в области изящного современных открытий и исследований природы. Лермонтов выполнил в своих стихотворениях большую часть того, что эти великие ученые признают потребностью нашего времени и чего так живо желают. Пусть назовут мне хоть одно из множества толстых географических, исторических и других сочинений о Кавказе, из которых можно было бы живее и вернее познакомиться с характеристическою природою этих гор и их жителей, нежели из какой-нибудь кавказской поэмы Лермонтова». Мнение это может показаться преувеличенным. Но через сто лет так же оценил верность и художественность лермонтовских описаний Кавказа академик А. Ферсман: «Перечитывая произведения Лермонтова, я вижу в них новый мир, мир географической науки в образах более глубоких, интересных, полных факта и историзма, чем мы читаем и учим в наших учебниках. Он дал лучшие географические описания окрестностей старого Тифлиса, Военно-Грузинской дороги, района Минеральных Вод, северных склонов Кавказского хребта».

— панорамный обзор с высокой точки зрения. Так изображена им Москва с колокольни Ивана Великого, Пятигорск с самой высокой его окраины, Симбирск с горы. Лермонтов не только зарисовал Крестовую гору на Кавказе (а в его рисунках и карти нах природа тоже занимает важное место), но и поднялся на нее, чтобы увидеть «половину Грузии — как на блюдечке». А потом впечатления эти переданы в «Демоне» и «Мцыри»:

Роскошной Грузии долины
Ковром раскинулись в дали;
Счастливый, пышный край земли!
Столпообразные раины,

По дну из камней разноцветных,
И кущи роз, где соловьи
Поют красавиц безответных
На сладкий голос их любви;

Густым венчанные плющом,
Пещеры, где палящим днем

И блеск, и жизнь, и шум листов,

Лермонтов понимал, что «самое великое в природе познается через малое» (Линней). Но нужно все-таки отметить его неизменную любовь к трем величественным стихиям — горам, степям и морю. В стихотворении «Памяти А. И. О-го» они слиты в единую картину:

Любил ты моря шум, молчанье синей степи
И мрачных гор зубчатые хребты.
И вкруг твоей могилы неизвестной

Судьба соединила так чудесно:
Немая степь синеет, и венцом
Серебряным Кавказ ее объемлет;
Над морем он, нахмурясь, тихо дремлет,

Рассказам волн кочующих внимая,
А море Черное шумит, не умолкая.

Любимым цветом Лермонтова был, очевидно, синий. И горы, и степи, не говоря уже о море и небе, у него почти всегда синие. Степь обычно немая, горы неподвижны в своем величии, и только море в вечном движении, его волны не просто шумят, а что- то рассказывают.

Любовь Лермонтова к Кавказу очевидна:

Природы, этих гордых снежных гор?
Не переменит их надменный вид
Ничто: ни слава царств, ни их позор;

Вершины скал; ничто не вредно им.
Кто близ небес, тот не сражен земным.

Степи он знал и любил тоже с детских лет, ведь Пенза и Тарханы — лесостепной край. Простор, ветер, лихой конь позволяли — хоть на время — уйти от светской тесноты и духоты:

Люблю я ветер меж нагих холмов,

И на равнинах тени облаков.
. И мысль о вечности, как великан,
Ум человека поражает вдруг,
Когда степей безбрежный океан

Гармонии Вселенной, каждый час
Страданья или радости для нас
Становится понятен, и себе
Отчет мы можем дать в своей судьбе.

«Море». В юношеской лирике Лермонтова «морские» образы встречаются очень часто. Иногда это следствие увлечения Байроном, Шиллером, Муром, и тогда поэт следует литературным образцам, но порой он ищет и свои краски, и тогда появляются. «залив в приютах камышей», «облака с лазурью волн, и белый парус, и бегущий челн». Видное место занимает море в ранних по- о эмах Лермонтова — «Корсар», «Джюлио», «Ангел смерти», ранние редакции «Демона», а поэма «Моряк» — это гимн морским волнам. Поэта манит этот «мир обольстительный и странный, мир небывалый, но живой, блестящий вместе и туманный». Ему хочется понять разговор волн, «живой и полный выраженья».

О море, море! Как прекрасны
В блестящий день и в день ненастный
Его и рев, и тишина!
Покрыта белыми кудрями,

Несется горная волна.

В поэме «Моряк» есть удивительные строчки:

в море каждая волна
Была душой одарена.

«Для чего я не родился этой синею волной». Горы прекрасны, но остаются «сами по себе», недоступным идеалом, и между ними и поэтом чувствуется незримая преграда. Степи прекрасны в своем необъятном просторе, но молчаливы и пассивны. А с морем можно и говорить, и спорить, как с могучим живым существом («И потешусь в буйном споре с дикой прихотью пучин»). Когда наконец произошла первая встреча с морем, поэт даже разочаровался, ведь Финский залив оказался совсем непохожим на воспетый Байроном океан: «И наконец я видел море, но кто поэта обманул?» И все-таки это было море, и на его берегу было написано стихотворение «Парус» и нарисован акварелью морской пейзаж: ясный день, свежий ветер, милый сердцу моряка, играющие (но не бушующие) волны, которые при солнце «светлей лазури».

Позже Лермонтов узнал и южные моря. О Каспии он написал только раз, но как! Олицетворение моря в «Дарах Терека» достигло высшей степени, но больше всего полюбилось ему Черное море. Возле него нашел последний приют измученный жизнью друг поэта Одоевский, к нему прикатился такой же измученный дубовый листок. С морскими волнами, разделенными утесом, сравнил Лермонтов себя и поэтессу Ростопчину. Исключительна роль моря в повести «Тамань», которую так высоко оценили Лев Толстой и Чехов. Без моря этой повести и не было бы, оно в ней не элемент пейзажа, а одно из главных действующих лиц. Оно не равнодушно, оно на стороне простых и гордых людей — Янко, загадочной девушки; и даже слепой мальчишка не боится волн и понимает их язык. Враждебно оно только для Печорина. (Горы в этом отношении были нейтральны, но ведь море живое! А горцы тоже не приняли Печорина. Видимо, эгоизм, даже самый благородный, не совместим с подлинной свободой). Лермонтов же особенно ценил в волнах «беспечность их свободы, цепей не знавшей никогда», «упорный этот бой с суровым небом и землей». Но и живая вода рек и ручьев близка ему и понятна. «Опуская руку в поток, ты прикасаешься к концу того, что было, и началу того, что будет», — писал когда- то Леонардо да Винчи, и Лермонтов так же воспринимал общение с живой водой. В детстве он знал речку с прелестным названием Милорайка, знал Суру, «родную Волгу», позже — кавказские реки. Есть в его стихах и реки, им не виданные, — Дунай, Эльба, Урал, Тигр, «желтый Нил», Аргунь, Подкумок, Цна, Клязьма, Москва — можно знакомиться с географией России по этим названьям. Любит поэт и «разливы рек, подобные морям», и бегущий по оврагу ручей, и журчащий фонтан.

В горах Лермонтова привлекали их величественная красота, чистота, близость к небу, независимость («Пусть на тебя, Бештау суровый, попробуют надеть оковы»). Но именно в горах увидел поэт опасность разрушительной деятельности человека и стал, таким образом, первым поэтом-экологом в нашей литературе:

В глубине твоих ущелий
Загремит топор,

В каменную грудь,
Добывая медь и злато,
Врежет страшный путь.

Мысли о разрушительном вмешательстве человека в дела и жизнь природы возникали у Лермонтова еще в юности:

Который, верно, создан всех умней,
Чтоб пожирать растенья и зверей.

И еще определеннее: «Властители Вселенной, природу люди осквернят».

Меньше всего думал Лермонтов о богатстве, о власти, да и слава привлекала его только в юности. Выше этого была любовь к природе, чувство природы. И не только горы и море, но любил он «странною любовью» и реки, леса, поля («прекрасны вы, поля земли родной»). Но снова он возвращался к мысли о невозможности слияния с природой. Ведь и Мцыри, который «обняться с бурей был бы рад», оказался чужим в горах, страшное «бы» встало между ними. Природа сама начинает чуждаться человека, с его стремлением все покорять. В то прекрасное утро, когда Мцыри лежал на берегу реки, все природы голоса Слилися тут; не раздался В торжественный хваленья час Лишь человека гордый глас.

«Валерике» природе противопоставлен уже не просто гордый, но и жестокий человек, беспрестанно враждующий не только с природой, но и с подобными себе. Последним стихотворением Лермонтова был «Пророк». В нем та же мысль: среди людей пророк унижен и гоним, и лишь в пустыне он не чужой; там ему покорна «тварь земная», хранящая завет предвечного; он свободен, как птицы, с ним разговаривают звезды.

С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,

Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна.

Здесь все — и о Лермонтове. Но для сопоставления со стихами Баратынского некоторые строки Лермонтова придется повторить:

Верные черты природы

Студеный ключ. лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он.
Скажи мне, ветка Палестины.
Стозвучный говор голосов,

И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя
Рассказам волн кочующих внимая.
Я понимал их разговор,

Упрекать Лермонтова о том, что он вообще презирал человечество, нельзя. С любовью рассказывал он о Максиме Максимовиче, Бэле, Тамаре из «Демона», сочувствовал таманским контрабандистам, мог залюбоваться «пляской с топотом и свистом под говор пьяных мужиков». Его мучило такое устройство жизни, при котором не находилось в ней места ни Мцыри, ни Бэле, ни Печорину, ни, наконец, самому Лермонтову И он порой бунтовал. Но с годами юношеский максимализм уступал место более глубокому, вдумчивому взгляду на жизнь. Почти исчезает «богоборческие» мотивы в его стихах, чаще звучат слова о гармоничности мира в целом, хотя сохраняется убеждение в том, что дисгармоничность в мир вносит суетливый и ненастный человек. Спокойнее звучат поздние стихи поэта. Сравним, «Желание» (1832 год) с одним из последних и лучших стихотворений — «Выхожу один я на дорогу», которое тоже можно было бы назвать «желанием». В 18 лет желания поэта довольно прихотливы; тут и черноглазая девица (уж не Сушкова ли?), и вихревая скачка по степени, и буйный спор с морем, и только в последней строфе — желание покоя, но в каком-то мраморном дворце, под журчание фонтана. В 1841 году осталось одно желание — «свободы и покоя», и не во дворце с мрамором, виноградом, фонтаном, а под звездным небом, под навесом темного дуба, словом, на природе. Но есть в желаниях один сходный момент — уснуть не «сном могилы», а чувствовать в груди «жизни силы» («чтоб фонтан. усыплял и пробуждал») и слышать «райский голос» (в первом «Желании» — «мечтанья рая»).

нечто еще важнее. От разлада и пустоты светской жизни в мечтах, он уходил к детству («И вижу я себя ребенком.»), а в действительности — к природе. Смягчались, а порой и исчезали «богоборческие мотивы», укреплялось сознание того, что «велик, кто создал этот мир!». Он помнит, как на землю ангел нес его душу, мог следить в чистом небе «ангелов полет». В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» он рисует одну за другой (вовсе не смешивая их, как утверждали некоторые критики) прекрасные картины природы и ясно чувствует свое единство с этим чудесным миром:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,

И небесах я вижу Бога.

Вглядываясь в просторы степей и полей, в разливы рек, восхищаясь мощью гор, слушая и понимая разговор морских волн и звезд, чувствуя, как «пустыня внемлет Богу», поэт освобождается от многих сомнений, противоречий, и протестов, и все яснее становится для него разумность и гармоничность мира в целом и величие его Творца.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

с природой одною он жизнью дышал