с какой целью м глинка вводит балетный фрагмент польского бала в оперу жизнь за царя
С какой целью м глинка вводит балетный фрагмент польского бала в оперу жизнь за царя
Творческий союз музыки, литературы, хореографии и изобразительного искусства
1.Единство музыки и танца
1. Вспомни музыкальные фрагменты из знакомых тебе балетов.Сюжеты каких литературных произведений положены в основу их либретто?
2. Имеют ли главные герои балетного спектакля свои музыкальные характеристики? Приведи примеры.
3. Какие средства музыкальной выразительности приобретают в балетной музыке особое значение мелодия, ритм, тембры инструментов, темп, динамика?
2. Танец как средство выражения чувств героев
Смотри видео ЗДЕСЬ
Почему балет так привлекал художников?
Посмотри видео ЗДЕСЬ. «Сцена битвы с мышами»
Посмотри видео ЗДЕСЬ. «Вальс снежных хлопьев»
Посмотри видео ЗДЕСЬ. ПА-ДЕ-ДЕ в исполнении Екатерины Максимовой и Владимира Васильева.
Балетная музыка обнаруживает связь не только с литературой, но и с изобразительным искусством.
Однако при всей изобразительности балета мы все должны помнить: его источником почти всегда было литературное произведение. И если художественный мир литературы рождает всё новые и новые произведения, вдохновляет музыкантов и художников, значит, этот мир поистине велик, поистине богат неисчерпаемыми творческими возможностями.
4.Видео Фрагменты балета «Щелкунчик»
Посмотри видео ЗДЕСЬ. Арабский танец называют ещё Танец «Кофе».
Посмотри видео ЗДЕСЬ. Китайский танец называют также «Танец Чая»
Посмотри видео ЗДЕСЬ. Русский танец «Трепак»
Ты послушал и посмотрел фрагменты из балета «Щелкунчик». А теперь выполни задания и ответь на вопросы:
1. Сравни характер и настроение «Вальса снежных хлопьев» и «Вальса цветов». Что их роднит? Чем они отличаются друг от друга?
2. Какие средства выразительности использовал П.Чайковский в музыке сцены битвы Щелкунчика с мышами? В чём заключается развитие образов Добра и Зла в этой сцене?
6. Балетные сцены в опере
Посмотри ЗДЕСЬ фрагмент Мазурки
1. Кто, кроме композитора участвует в создании балета?
2.С какой целью М.Глинка вводит балетный фрагмент польского бала в оперу «Жизнь за царя»?
3. Что отличает характеры мазурок Глинки и Шопена?
С какой целью м глинка вводит балетный фрагмент польского бала в оперу жизнь за царя
«Жизнь за царя́» («Ива́н Суса́нин») — опера Михаила Ивановича Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву.
Автор либретто — барон Егор Розен. В советский период по идеологическим соображениям Сергеем Городецким была сделана новая редакция либретто, но в записях того периода использовался смешанный текст Е. Ф. Розена и С. М. Городецкого.
Этот сюжет неоднократно встречается в литературе того времени, к нему обращались М. М. Херасков, А. А. Шаховской, С. Н. Глинка, позднее Н. А. Полевой (в драме «Костромские леса») и М. Н. Загоскин (по совету Жуковского). Особенно привлекла к себе внимание эта тема, воплощенная в книге «Думы» Рылеева. На чьем произведении и основывался М.И. Глинка.
Сам же сюжет на историческую русскую тему был подсказан композитору великим поэтом В. А. Жуковским. Новая опера живо обсуждалась на вечерах в доме поэта, где бывали А. С. Пушкин, князь П. А. Вяземский, Н. В. Гоголь, князь В. Ф. Одоевский, М. Виельгорский.
Премьера состоялась 27 ноября 1836 года.
Осенью 1836 года восстановленный Большой театр в Петербурге было решено открывать оперой Глинки. Театр был переполнен.
Ещё не поднялся занавес, оркестр только начал исполнять увертюру, и все почувствовали в ней нечто необычное. Необычна была сама музыка. Она была чем-то знакомым и близким и не походила на привычную музыку зарубежных опер. Она отличалась своей особой мелодичностью и звучностью. Это была русская музыка, основанная на русском музыкальном фольклоре.
Конечно, Глинка был высокообразованным музыкантом, и все темы и мелодии были обработаны по всем законам оперного искусства. Но то, что музыкальная основа явно была не иностранной, а русской, было потрясающе новым.
13 декабря 1836 года на завтрак у А. Всеволожского в честь успеха оперы собрались друзья Глинки: Пушкин, Одоевский, Жуковский, Вяземский, братья Виельгорские, артисты оркестра и другие. Ими был исполнен канон с текстом, который написали друзья композитора.
Конечно, всех привлекала своеобразная фамилия Михаила Ивановича. С этой игрой слов и были связаны многие их стихи.
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не сможет в грязь.
(А. Пушкин)
В опере Глинки было много нового.
Новым было и то, что о судьбах крестьян в опере говорилось с такой же серьёзностью, с какой обычно в опере речь велась о царях, герцогах и принцессах. Перед слушателями были не привычные мужички комических опер или нарядно одетые крестьяне придворных балетов. Герои оперы Глинки были крупными личностями. Даже недоброжелатели были захвачены сценой героической гибели Сусанина.
В этих определениях композитор выразил суть характеров и с помощью музыки сделал своих героев неповторимыми личностями.
Народный замысел всей оперы подчёркивается и особым пониманием партии хора. Глинка хорошо знал итальянские и французские оперы и роль в них хора. Он с иронией говорил: «Уж эти мне хоры! Придут неизвестно зачем, пропоют неизвестно что, а потом и уйдут с тем, с чем пришли».
У Глинки впервые в истории мировой оперы хор показан как действенная сила. Это народ, который активно участвует во всём происходящем, даже в личной жизни героев. Он становится действующим лицом и действенной силой, направляющей сам ход событий.
Глинка впервые в русской музыке отказался от оперы с разговорными диалогами, как было во всех операх в России в XVIII веке. Но самое главное, он создал метод симфоническою развития оперной формы. В его сочинениях устанавливается принцип слияния вокального и симфонического начал.
Действие первого акта переносит нас на улицу села Домнино, где живёт Иван Сусанин, в далёкий и грозный 1612 год, когда поляки почти захватили Москву и собирались посадить на русский престол своего ставленника. Враги хозяйничали не только в столице, но и на окраинах Руси.
Ярким контрастом является второй акт. Его называют «польским» актом. Действительно, русская улица сменяется здесь тронным залом в замке польского короля Сигизмунда III. Вместо крестьян на сцене пирующая шляхта. Музыкальным портретом поляков являются национальные польские танцы. И ни одной сольной арии и большого ансамбля. Это делает характеристику поляков обобщённой.
Во втором действии проходят четыре танца: полонез, краковяк, вальс и мазурка, которые образуют большую танцевальную сюиту. Все они (кроме вальса) являются национальными польскими танцами. Музыка сюиты пленяет красотой и изяществом (хотя и совсем иного типа, чем в первом действии). Эти качества особенно наглядно выступают в средних номерах: краковяке и вальсе.
КРАКОВЯК написан с широким размахом и темпераментом. Его основная тема благодаря синкопированному ритму отличается особой упругостью. Далее появляется ещё ряд ярких и разнообразных тем, и жизнерадостная музыка краковяка приобретает то молодцеватый, то грациозный оттенок. Периодически возвращается основная тема (или основная тональность соль мажор). Это сближает форму танца с рондо.
Очень своеобразен и изящен ВАЛЬС, более интимный по своему настроению. Наличие синкоп на второй доле роднит его с мазуркой, придавая и ему польский колорит. Вальс отличается особой тонкостью и прозрачностью оркестровки. В целом он играет роль лирической интермедии среди других, бравурных, блестящих танцев.
Вместе с тем танец перерастает в целую драматическую сцену, передаёт различные стадии развёртывающегося действия. Так, после прихода гонца, в музыке мазурки слышатся интонации тревоги, растерянности, а после решения шляхтичей отправиться в поход, музыка вновь принимает лихой, воинственный характер. Как сигнал к походу звучит соло трубы.
Получив известие о поражении своего войска, поляки решают послать на Русь ещё один отряд. Они все ещё надеются голыми руками победить русских мужиков.
«Польским актом» своей оперы Глинка положил начало русской классической балетной музыке. Так, в первых двух актах композитор показал нам две противоборствующие силы. Не просто русских и поляков, а мирных русских крестьян и польскую шляхту, мечтающую завоевать Россию.
И вдруг в эту светлую безоблачную музыку врываются интонации полонеза. Появляются поляки. Они требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу к будущему царю Михаилу Федоровичу. Решительно и с достоинством отвечает им крестьянин: «За Русь мы все стеной стоим, и нет врагу туда пути!»
Потихоньку отправив Ваню предупредить царя об опасности, Сусанин делает вид, что соблазнился предложенными поляками деньгами, уходит вместе с ними.
Композитор с удивительным мастерством продолжает накалять драматическое напряжение. После полной отчаяния музыки Антониды из-за сцены раздаётся безмятежно-радостный хор девушек, пришедших поздравить невесту. Это одна из жемчужин русской классической хоровой музыки, очень близкая к обрядовым народным песням. (свадебный хор «Разгулялися, разливалися»)
В ответ Антонида с глубокой скорбью поёт свой знаменитый романс «Не о том скорблю подруженьки».
Эту музыку Глинка за семь лет до оперы написал для романса на стихи Дельвига «Не осенний частый дождичек». Но в ней так проникновенно выражено чувство печали и скорби, что она могла быть использована в этой сцене оперы.
Ваня прибегает ночью к небольшому монастырю, в котором укрыт Михаил Федорович Романов, чтобы предупредить о приближении врагов. Эту сцену Глинка написал уже после премьеры оперы по просьбе первой исполнительницы роли Вани замечательной русской певицы А. Я. Воробьёвой. И всё же эта сцена органично вошла в оперу. Слова Вани взволнованны и торопливы:
Бедный конь. в поле пал.
Я бегом. добежал!
Вот и наш посад.
Ваня настойчиво стучится в ворота, горько сетует на то, что он ещё не витязь, не богатырь и нет у него силушки одолеть врага. На его стук монастырь просыпается, и его обитатели торопятся в поход.
Сусанин остаётся один со своими мыслями. Его предсмертная ария не только кульминация развития его образа. Это драматическая кульминация всей оперы. В начале арии Иван Сусанин обращается к заре. Эта заря станет его последней зарей. (Речитатив и ария Сусанина. Речитатив «Чуют правду. «, ария «Ты придешь, моя заря»).
Предчувствие гибели, смертная тоска Сусанина выражены прекрасной и высоко трагедийной музыкой, которая потрясает своей правдивостью.
Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 4 класса (УМК Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка», 4 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 1 урока 3 четверти «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки. Особенности развития образов польского войска. Инструментальная музыка и её жанры в опере – полонез, краковяк, вальс, мазурка».
Цели и задачи:
— знакомить учащихся с бальными танцами: полонез, краковяк, вальс, мазурка, интернациональностью музыки;
— дать обучающимся музыкальные представления об оперном спектакле;
— учить понимать принципы музыкального развития, помогающие школьникам понять смысл оперного действия.
— воспитывать музыкальную культуру учащихся, формировать интерес к творчеству русских композиторов и музыкальной культуре Польши;
— выразительно исполнять музыкальные произведения, способствовать развитию навыков и умений концертного исполнения песенного репертуара; принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)»
Критская. Музыка, 4 класс
Урок 1. Опера «Иван Сусанин» М. Глинки. Особенности развития образов польского войска. Инструментальная музыка и её жанры в опере – полонез, краковяк, вальс, мазурка
Тема: Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля
Цели и задачи урока:
— знакомить учащихся с бальными танцами: полонез, краковяк, вальс, мазурка, интернациональностью музыки;
— дать обучающимся музыкальные представления об оперном спектакле;
— учить понимать принципы музыкального развития, помогающие школьникам понять смысл оперного действия.
— воспитывать музыкальную культуру учащихся, формировать интерес к творчеству русских композиторов и музыкальной культуре Польши;
— выразительно исполнять музыкальные произведения, способствовать развитию навыков и умений концертного исполнения песенного репертуара; принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности.
Организационный момент. Музыкальное приветствие
— Добрый день, добрый день,
Добрый день, ребята!
— Добрый день, добрый день,
Добрый день, учитель!
— Что ж, тихонечко садитесь
И работать не ленитесь.
В путешествие весь класс.
Мотивация учебной деятельности учащихся
— Сегодня мы с вами отправимся в мир танцевальной музыки, погрузимся в атмосферу ярких, удивительных образов музыкального спектакля.
Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы
— Посмотрите на экран.
Что же вы там видите?
(Звучит музыка М.И. Глинки «Увертюра к опере «Иван Сусанин»». На слайде: Большой театр оперы и балета, Воронежский театр оперы и балета, театр Ла Скала в Милане, Мариинский оперный театр в С.-Петербурге).
— О чём рассказывается в стихотворении А.С. Пушкина?
Театр уж полон; ложи блещут;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
(Пояснения учителя в случае возникновения вопросов у учащихся:
— Скажите, что такое театр?
— Кто в театре ставит действие?
— А кто сопровождает действие на сцене?
— Оркестр во главе с дирижёром.
— Постановку каких спектаклей мы можем увидеть на сцене музыкального театра?
— Как называют людей, которые пишут музыку к этим музыкально-театральным сочинениям?
— Совершенно верно. Вы видели фрагмент из оперы. А конкретно – это был фрагмент из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).
В этой опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом поляков на Москву. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским, а одним из ярчайших эпизодов этой борьбы стал подвиг крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью ради спасения Родины.
— А как вы думаете, есть ли в операх балетные сцены?
— Балет нередко вводится в действие опер, чтобы многограннее выразить художественные образы героев спектакля, подчеркнуть их характерные черты.
Сегодня музыкальный театр приглашает нас познакомиться с танцевальными эпизодами оперы М. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). Мы отправляемся на бал.
Итак, мы отправляемся на бал, и тема нашего урока звучит так: «Бал в замке польского короля». Она созвучна названию 2-го действия оперы. Как вы думаете, что мы должны узнать?
— Эта сцена вводит нас в мир образов II действия оперы «Иван Сусанин». В этом действии, так называемом «польском акте», прозвучит танцевальная музыка таких жанров, как полонез, краковяк, вальс, мазурка.
— Выделяется характерный пунктирный ритм, энергичные призывно-фанфарные интонации, торжественный характер.
— Прослушайте полонез из оперы «Иван Сусанин». Обратите внимание на особенности исполнения этой музыки и музыкальную форму.
1) Слушание Полонеза из 2-го действия оперы.
— На какую интересную особенность исполнения музыки вы обратили внимание?
— Музыку исполняет не только симфонический оркестр, к голосам музыкальных инструментов присоединяются голоса поющих поляков.
— В какой музыкальной форме написана композитором музыка этого полонеза?
— Звучат контрастные 3 части. Трёхчастная форма.
2) Вокальное интонирование тем полонеза.
— Откройте учебники на с. 94. Вам предложены для вокализации основные темы полонеза для сравнения контрастных частей этого танца-хора. Обратите внимание на выразительность текста полонеза, его восклицательные интонации, передающие хвастливую уверенность польских завоевателей.
Давайте представим себя участниками бала и исполним шаг полонеза, подчеркивая горделивый характер этой музыки.
3) Пластическое интонирование. Учащиеся выполняют, стоя на месте между рядами парт.
— Сравним теперь полонез по звучанию и движениям с танцем «Мазурка». С этим жанром вы уже знакомились ранее на примере фортепианного творчества Ф. Шопена.
1) Видеофрагмент из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
— Рассмотрите ритмические формулы мазурки и полонеза, найдите в записи сходство и различие.
— Совершенно верно. Мазурка, ребята, переносит нас в опере в атмосферу праздничного ликования. И именно тему мазурки Глинка активно разрабатывает на протяжении всей оперы: впервые тема мазурки появляется еще в увертюре. Уже во II акте изменённый мотив мазурки рисует состояние тревоги и смятения врагов; в III действии Глинка сочетает русский речитатив Сусанина («Боже, дай силы мне. ») с хоровым изложением темы мазурки; в последней, IV картине «переинтонированная» мазурка, сопровождающая хор поляков, приобретает черты трагического оцепенения врагов, окрашивается в мрачные, зловещие тона. «Осколки» темы мазурки, звучащие в вихревом движении, в последний раз появляются перед эпилогом оперы».
Прослушайте мазурку ещё раз и попытайтесь самостоятельно определить, в какой момент звучания изменится характер танца.
2) Слушание (аудиозапись), музыкальный анализ.
— Действительно, характер танца меняется после сообщения гонца об окружении польского отряда в Москве.
1) Слушание фрагментов (видеоряд), сравнение, музыкальный анализ
— Почему в этих танцах можно услышать звучание нескольких мелодий?
— Может быть это связано с тем, что на балу много людей, а характеры у всех разные. И композитор это подчёркивает.
— Каковы особенности музыки вальса?
— Что можно сказать о музыке краковяка?
— Музыка быстрая, весёлая, чёткая, горделивая и одновременно грациозная. Характер – задористый, темпераментный. Исполняется танец на небольших прыжках, слышны лёгкие удары ногой об пол.
— Ритм – острый, чёткий.
— Действительно, особенность краковяка – в его ритме: остром, с частыми синкопами, с акцентом на второй восьмой в такте, которая синкопируется с третьей.
Синкопа в музыке – это смещение ритмического ударения с сильной доли на слабую, акцент. Синкопы обычно звучат остро, повышают энергичность музыки.
Любят все его за грациозность.
Но любая также и народность. (И. Квашнина. Краковяк)
Давайте исполним необычный ритм краковяка (синкопы) с помощью ударных инструментов и хлопков. Сначала порепетируем.
2) Исполнение ритмического рисунка краковяка.
— А как называется главная песня нашей страны, её символ?
— Давайте исполним эти песни.
Хоровое исполнение песен «Моя Россия» Струве, «Гимн России» Александрова. Цель: способствовать развитию навыков и умений концертного исполнения песенного репертуара.
— Окончен бал, погасли свечи…
Прощай сегодня, наш театр, до новой встречи.
Закрылся занавес тот час.
Вспомним, где побывали мы сейчас?
— С чем познакомились?
— С бальными танцами.
— Перечислите их и охарактеризуйте.
— Ребята, а вы хотели бы поподробней узнать обо всех этих танцах?
Пусть это будет вашим домашним заданием: узнать, что означают названия этих танцев и историю их возникновения. Где будете искать?
Информация для учителя:
— Для того, чтобы поближе познакомиться с ними, их культурой.
— М.И.Глинка «не скрывал и не прятал красивых качеств» польской культуры. Она была ему дорога. «Совесть великого художника не позволяла М.И. Глинке фальшиво искривлять польское». О чём нам говорят эти слова?
— Об интернациональности музыкального языка. Язык музыки понятен всем.
— Почему характеристика поляков представлена танцами?
— Сегодня мы с вами прикоснулись к великому искусству. Музыка Глинки облагораживает нашу жизнь, утверждает светлое начало, отвергает зло и жестокость.
Анализ работы детей на уроке. Выставление отметок.