с какого времени понятие качество жизни стало применяться в научной литературе

О понятии «Качество жизни»

с какого времени понятие качество жизни стало применяться в научной литературе

Как научное понятие, словосочетание «качество жизни» впервые применил экономист Джон Гэлбрейт в своей книге «Общество изобилия» 1958 года. В политике термин стали активно использовать после того, как в 1963 году его произнёс президент Джон Кеннеди в «Докладе о положении нации». Активные исследования качества жизни начались во второй половине XX века в США. Изначально понятие связывали со здоровьем населения, охраной окружающей среды и развитием городов.

В 1961 году специалисты ООН предложили одну из первых номенклатур показателей качества жизни. А с 1962 по 1973 годы в США разработали систему «социальных показателей», которая помогла определить качество во многих сферах жизнедеятельности. Она состояла из семи блоков: здоровье, общественная безопасность, образование, труд, доход, жилище, досуг, которые в свою очередь включали 167 показателей. Исследованиями в области качества жизни также активно занимались специалисты Всемирной организации здравоохранения, выделяющие приоритетным направлением принципы здоровья и экологические компоненты.

В 1990-е годы эксперты ООН разработали широкую систему индикаторов качества жизни, а специалисты ПРООН (программа развития ООН) начали выпускать ежегодные отчёты о развитии человека. В докладах впервые ввели категории «человеческое развитие» и предложили её измеритель — индекс человеческого развития. Первый мировой рейтинг, основанный на показателях качества жизни, ООН выпустила в 1998—2000 годах. В него входило 174 страны.

Итак, основным индикатором качества жизни является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), разработанный сотрудниками программы развития ООН (ПРООН). В его основе лежит измерение трёх параметров: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования и величина BBП на душу населения. В 2009 году вышел доклад международной Комиссии по основным показателям экономической деятельности и социального прогресса под руководством Нобелевских лауреатов Джозефа Стиглица и Амартии Сена, в котором предлагалось заменить оценку по валовому внутреннему продукту (ВВП) на показатель качества жизни как основного критерия экономического развития общества. Также в этом докладе были выделены ключевые составляющие понятия «качества жизни»: материальные условия жизни, здоровье, уровень образования и наличие различных навыков, персональная деятельность, политический голос и гражданские права, социальные связи и отношения, нынешнее и будущее состояние окружающей среды, экономическая и физическая безопасность.

В 2017 году на основании отчёта Евростата они были приняты как индикаторы качества жизни.

Согласно отчёту ПРООН за 2018 год, из 189 стран, по которым рассчитывается ИРЧП, 59 стран входят в группу очень высокого развития человеческого потенциала, и 38 — в группу с низким уровнем ИРЧП.

Первые пять мест занимали Норвегия, Швейцария, Австралия, Ирландия и Германия. Нигер, Центральноафриканская Республика, Южный Судан, Чад и Бурунди разместились на самых низких позициях. Россия в рейтинге заняла 49 место.

Основные показатели, по которым анализируется качество жизни:

Показатели качества жизни в разных странах могут отличаться друг от друга, так как они во многом зависят от стадии экономического развития. Существует более 150 методик оценок качества жизни, среди которых особенно распространены индексы качества жизни, официальная статистика о социальных явлениях в стране, социологические опросы и интегральные показатели, характеризующие субъективную оценку качества жизни.

В России в основе оценки некоторых элементов качества жизни лежат показатели минимального размера оплаты труда, прожиточного минимума и обеспеченность населения учреждениями здравоохранения, образования, культуры и другими.

Сегодня возведение здорового образа жизни жителей нашей области в норму созвучно Майскому указу Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», так как это реальная необходимость противостояния факторам риска, сокращающим продолжительность нашей жизни и ухудшающей её качество. Стимулирование отказа от табакокурения, употребления алкоголя, занятие спортом, рациональное питание – важнейшие задачи для укрепления здоровья и сбережения жизни.

Материал подготовлен заведующей отделом гигиенического обучения и воспитания ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» Стром Ф.К. с использованием информации «Медицинской газеты» №42 от 30.10.2018 г. и Internet.

Источник

Эволюция представлений о показателях качества жизни

ТЕМА 1. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ.

Под качеством жизни обычно понимают условия человеческого существовании:

обеспеченность материальными благами (пища, одежда, жилье), безопасность, доступность медицинской помощи, возможности для получения образо­вания и развития способностей, состояние природной сре­ды, социальные отношения в обществе, включая свободу выражения мнений и влияние граждан на политические ре­шения.

Качество жизни в общем случае определяется по всем сферам и аспектам существования человека: природа, семья, работа, общественная деятельность, учеба, свободное время и т. д. Условия, в которых осуществляется трудовая деятельность человека, принято называть качеством трудовой жизни, или условиями труда. В широком смысле слова к ним относятся характеристики: рабочего места, производственной среды (тем­пература, влажность, запыленность и т. п.), организации и оплаты труда, взаимоотношений в производственных коллективах. (Эти характеристики рассмотрены

в последующих разделах книги.)

Различные аспекты качества жизни столетиями обсуждаются в мировой, философской, социологической, и экономической литературе. Об этом, свидетельствует, в частности, следующее утверждение Аристотеля: «Цель государства — это совместное продвижение к высокому качеству жизни» (цит. по: [Сен. С. 18], курсив мой.— Б. Г.). Наибольший вклад в формирование современных представлений о качестве жизни вообще и о качестве трудовой жизни в частности внесли Э. Дюркгейм, М. Be6ep, Э. Мейо, А. Маслоу, Ф. Герцберг. Термин «качество жизни» стал широко применяться в

80­-е гг. XX в. после работ Дж. Гэлбрейта.

Для научного анализа качества жизни прежде всего сле­дует учитывать, что качество любого объекта или процесса может быть установлено только по отношению к некоторому эталону, который определяется нормами, стандартами, пра­вилами, обычаями, традициями. В частности, качество про­дукции характеризуется степенью соответствия параметров изделий утвержденным стандартам, техническим условиям, договорам. Таким образом, можно дать следующее определе­ние.

Качество жизни характеризуетсястепенью удовлет­воренияпотребностейчеловека, определяемой, по отно­шению к соответствующим нормам, обычаями тради­циям,а также по отношению к уровню личных притязаний.

Для анализа и планирования качества жизни используется ряд показателей (социальных индикаторов), которые отражают как объективные характеристики (потребление материальных благ, продолжительность жизни, система образования и др.), так и субъективное восприятие людьми условий существования. В мировой литературе

наряду с понятием качества жизни (quality of life— QOL)используется также термин «субъективное благополучие» (subjective well-being— SWB).

Относительность оценок качества жизни иллюстрирует следующий пример. Для большинства европейских и американских рабочих жизнь владельца супермаркета, обладающего состоянием в несколько миллионов долларов, кажется преде­лом мечтаний. Однако для православных или буддийских мо­нахов жизнь этого человека представляется крайне неблагополучной.

Таким образом, разные люди воспринимают одни и те же условия существования по-разному. Причины этих различий в конечном счете определяются различным пониманием смысла и целей жизни.

Эволюция представлений о показателях качества жизни

Хотя понятие качества жизни стала применяться в науч­ной литературе с 70-х гг. XX в., проблемы, связанные с содер­жанием этого понятия, обсуждались на протяжении тысячеле­тий. В древности и Средневековье были сформулированы основные представления о смысле жизни и природе человека. Несмотря на существенные отличия конфессиональных и философских концепций, практически все они рассматривали умеренность в потреблении материальных благ, законопослушность, духовное совершенствование, помощь ближним как важнейшие предпосылки достойного существования человека.

Значительные изменения в представлениях о качестве жизни начались в Европе с конца XVIII в. под влиянием пер­вой промышленной революции, а также новых экономических и социальных идей, обусловленных развитием политической экономии,

которая формировалась как наука о богатстве.

В XX в. экономика заняла центральное место в системе социальных наук (подобно физике среди наук о природе). Экономический подход стал доминирующим при анализе обществен­ных явлений.

Критике чисто экономического подхода, при котором на уровне фирмы все сводится к максимизации прибыли, а в масштабах страны — к максимизации темпов экономического роста, посвящены исследования Т. Веблена, Дж. Гэлбрейта.

Ряд авторитетных ученых на большом фактическом материале доказывают пагубность сохранения сложившихся тенден­ций развития цивилизации и призывают к ограничению темпов экономического роста, увеличению затрат на сохранение природной среды, сокращению разрыва между бедными и богатыми странами. В частности, подчеркивается опасность ситуации, при которой жители развитых стран, составляющие менее 20% населения Земли, потребляют свыше 80% природных ре­сурсов и создают подавляющую часть промышленных отходов.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН, посвященной окружающей среде и развитию, была принята концепция устойчивого развития,согласно которой удовлетворение потребностей нынешнего поколения не должно осуществляться за счет будущих поколений.

В соответствии с изменениями идеологии менялись показатели качества жизни. Если в 50—60-х гг. качество жизни оце­нивалось прежде всего исходя из величины ВВП, приходящего­ся на одного жителя страны, то в последующем начинает учитываться

система показателей, которые характеризуют различные стороны существования человека.

Эволюция представлений а показателях качества жизни

Во второй, половине 80-х гг. формируется понятие индекс развитиячеловеческого потенциал(ИРЧП), в котором учитывается не только потребление материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.

С 1990 г. публикуются данные о величинах ИРЧП по странам, входящим в ООН (см. [Жуков]). В этих расчетах величины ИРЧП определяются как средние арифметические из трех показателей: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой ВВП.

Каждый показатель (индекс) рассчитываемся по форму­лам вида:

I с какого времени понятие качество жизни стало применяться в научной литературе= с какого времени понятие качество жизни стало применяться в научной литературе, (2.5.1)

где I — индекс данного вида; Dф — фактическое значение по­казателя; Dmin— значение показателя, принятое как мини­мальное; Dmax — значение показателя, принятое как макси­мальное.

Индекс ожидаемой продолжительности жизнирассчитывался следующим образом.

Исходя из достигнутых значений ожидаемой продолжительности жизни в начале 90-х гг. (Япония — 79, Швеция — 78, Кана­да и Франция — 77, США и Великобритания — 76, Чили — 72, Мексика — 70 лет), при расчете ИРЧП 1994 г. были приняты значения: максимум — 85 лет, минимум — 25 лет. В России ожидаемая продолжительность жизни в 1994 г. была 63,8 года. При этих данных индекс ожидаемой продолжительности жизни для России составил:

с какого времени понятие качество жизни стало применяться в научной литературе с какого времени понятие качество жизни стало применяться в научной литературеI п. ж = с какого времени понятие качество жизни стало применяться в научной литературе

Индекс уровня образованияпо существующей методике рассчитывается как средневзвешенная величина из двух ин­дексов, характеризующих соответственно уровень грамотности (вес 2/3) и долю учащихся в возрасте до 24 лет (вес 1/3). В 1994 г. уровень грамотности взрослого населения России составил 98,4%, а доля учащихся в возрасте до 24 лет — 49,1% (26 млн. учащихся в средних и высших учебных заведениях при 52,9 млн. человек в возрасте до 24 лет). При этих данных и нормативном диапазоне (100% — 0%) индексы грамотности и доли учащихся в 1994 г. по формуле (2.5.1) составили соответственно:

с какого времени понятие качество жизни стало применяться в научной литературеI гр = с какого времени понятие качество жизни стало применяться в научной литературе

I гр = с какого времени понятие качество жизни стало применяться в научной литературе

Учитывая веса этих индексов (соответственно 2/3 и 1/3), получаем индекс уровня образования для России в 1994 г.:

I обр = 0,984 • 2/3 + 0,491 • 1/3 = 0,819.

Наиболее сложной и дискуссионной является методика расчета третьей из приведенных компонент ИРЧП — индекса, характеризующего среднедушевой ВВП.

Авторы методики ООН учитывали, что в 1994 г. значения среднедушевого ВВП могут быть в диапазоне от 40 000 долл. до 100 долл. Учитывалась также «полезность» 1 долл. США в различных странах. Исходя из этого проводилась корректировка номинальной величины душевого ВВП в данной стране по паритету покупательной способности (ППС). В 1994 г. корректировка проводилась при величине душевого ВВП, большей 5100 долл. При расчете ИРЧП максимум этой величины был принят равным 5448 долл., а минимум — 100 долл. В России душевой ВВП за 1994 г. соста­вил 1044,5 долл. При этих данных индекс душевогоВВП по формуле (2.5.1) составил:

I д = с какого времени понятие качество жизни стало применяться в научной литературе

На основе индексов ожидаемой продолжительности жизни (Iп. ж), образования (Iобр) и душевого дохода (Iд) рассчитывается индекс развития человеческого потенциала:

I р. ч. п = с какого времени понятие качество жизни стало применяться в научной литературе

Для России в 1994 г.

I р. ч. п = с какого времени понятие качество жизни стало применяться в научной литературе

Эта величина соответствует 119-му месту из 174 стран, для которых в 1994 г. рассчитывался ИРЧП. В 1992 г. ИРЧП России был равен 0,849, что соответствовало

52- му месту: в 1997 г. по этому показателю Россия оказалась на 67-м, в 1998 г. — на 72-м месте. Наиболее высокие значения ИРЧП в 90-х гг. были у Канады,Японии, США, Нидерландов, Финляндии.

В России 90-х гг. наибольшее влияние на оценку населением качества жизни оказывают проблемы преступности, экологии, медицинского обслуживания.

В дальнейшем величина среднедушевого ВВП не будёт учитываться как отдельный показатель качества жизни в стране. Основное внимание будет уделяться характеристикам здравоохранения, образования, безопасности, социальных отноше­ний и природной среды.

Среднедушевой ВВП определяет в конечном счете коли­чество ресурсов природы, потребленных в среднем одним жи­телем страны. В настоящее время, когда многие из природных ресурсов близки к исчерпанию, политика, направленная на увеличение среднедушевого дохода, во всех странах может привести не к улучшению, а к ухудшению качества жизни.

Это обусловлено экологическими и социальными последствиями экономического роста. Темпы загрязнения природы, увеличения социальной напряженности и преступности в не­сколько раз превышают темпы роста ВВП. Углубляется про­пасть между бедными и богатыми странами. За последние 30 лет, по данным ООН, «доля общемирового дохода 20% беднейшего Населения земного шара сократилась с 2,3 до 1,4%, тогда как доля 20% самых богатых наций выросла, с 70 до 85%» [Финансо­вые известия. 1996. 5 сент.].

Все большая часть жителей развитых стран осознает нега­тивные тенденции развития экономики и соответственно меня­ет жизненные ориентиры. Растет понимание того, что качество жизни не может определяться количеством потребленных благ.

Наряду с рассмотренной, существуют и другие методики оценки качества жизни. В частности специалистами Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ) РАН под руководством С. Айвазяна предложена компьютерная система оценки качества жизни, основанная на использовании статистических данных, характеризующих здоровье населения страны (рождаемость, смертность, продолжительность жизни), его имущество и доходы, социальную безопасность (условия труда, преступность, размеры пособий), экологические параметры. Значимость показателей оценивается экспертами. Интегральная оценка качества жизни производится па 10-балльной шкале.

Расчеты, выполненные по методике ЦЭМИ в 2001 г., показатели, что наилучший интегральный показатель качества жизни у Австрии (9 баллов), Франции, Германия, Бельгии оценены 8 баллами, США и Испания — 7,5 баллами, Япония — 5 баллами, Индия — 3 баллами, Китай — 2 баллами, Россия — 1 баллом [Известия. 2001. 29 июня].

Работа по совершенствованию методов оценки качества жизни в стране продолжается.

Источник

Историко-экономические аспекты формирования понятия «качество жизни»

В статье представлены основные проблемы и тенденции формирования понятия «качество жизни», а также взгляды некоторых ученых последних 100 лет на него начиная с А. Пигу – основоположника современной трактовки – в рамках экономического и социально-экономического подхода к данной проблеме. Особенности эволюции понятия «качество жизни» соотнесены с особенностями мирового развития, а также экономическими, социальными, экологическими и другими проблемами середины и конца XX в. Необходимость появления нового термина была выявлена прежде всего журналистами и общественными деятелями, вскрывающими проблемы современности и стремящимися обратить на них внимание общественности и властных структур. Автор также отразил противоречия в понимании роли научно-технического прогресса в достижении лучшего качества жизни населения, сгруппировав представленных ученых по оптимистическому и пессимистическому направлениям. Определены также предпосылки перехода к социально-экономическому пониманию «нового качества жизни», более широкому, нежели схожих понятий стоимости, уровня жизни и прочего, в духе философских позиций античности, когда человек признается главной ценностью прогресса.

Ключевые слова: качество жизни, благосостояние, экономический рост, общество потребления, общество качества жизни.

The article considers the basic problems of formation and some scientific views on the concept of “quality of a life” during the last century starting with Arthur Pigou, the founder of contemporary approach, within the limits of economic and social-economic approaches. The evolution of the concept “the quality of life” is correlated to the world development, and also economic, social, ecological and other issues of the mid- and late-twentieth century. The need for a new term was revealed, first of all, by the journalists and public actors who study the problems of the present and seek to attract to them the attention of public and power structures. The author also reveals contradictions in the perception of the role of scientific and technological progress in achieving of a better quality of life by attributing the described scholars either to optimists or to pessimists. Also the prerequisites for a transition to social and economic perception of new “quality of life” which is wider than similar concepts of cost, standard of living and so forth and which follows the spirit of philosophical positions of antiquity when a person admits the main value of progress are defined.

Keywords: quality of a life, well-being, economic growth, a consumer society, a society of quality of life.

Проблемы качества жизни обсуждались представителями разных наук с древних времен. Рассматривались такие понятия, как «смысл жизни», «богатство», «благо», «благосостояние», «образ жизни», «уровень жизни», «жизненный стандарт», «качество общества», «социальное самочувствие» и т. д. Первые упоминания этих понятий были зафиксированы еще в трудах античных философов. Однако современная экономическая трактовка качества жизни появилась относительно недавно.

В начале XX в. английский экономист А. Пигу в работе «Экономическая теория благосостояния» впервые вводит термин «качество жизни». Исследование качества жизни у него осуществляется в связи с понятием благосостояния, которое может быть общим и индивидуальным. Общее благосостояние определяется им как совокупность материальных благ и услуг, выражающих степень удовлетворенности желаний человека. Оно зависит от экономического благосостояния. Экономическое благосостояние А. Пигу трактует как общую полезность (богатство). Общее благосостояние характеризуется следующими признаками:

1) рост среднего реального душевого дохода;

2) уменьшение неравенства в распределении доходов;

3) возрастание стабильности дохода в реальном выражении.

Индивидуальное благосостояние отражает не только экономические аспекты жизнедеятельности личности, но также и отно- шение к условиям жизнедеятельности и выражается в форме удовлетворенности, степень которой может быть различной, то есть включает экономическое положение человека и качество его жизни. Элементы индивидуального благосостояния, не имеющие денежной оценки, образуют качество жизни, которое включает в себя характер работы, взаимоотношения с другими людьми, положение в обществе, жилищные условия и т. д.

Качество жизни определяется также «внешними эффектами», под которыми А. Пигу понимал изменение окружающей среды, в частности в результате деятельности промышленных предприятий, то есть экологическими факторами.

Таким образом, качество жизни, по А. Пигу, – это степень удовлетворенности человека различными аспектами своей жизни, которые зависят от вида и сферы деятельности и состояния окружающей среды (Пигу 1983: 83).

Однако вплоть до 60-х гг. XX в. жизнедеятельность индивидов, социальных групп и общества рассматривалась в рамках экономического подхода через понятия «уровень жизни», «стандарт жизни»; уровень развития отдельной страны отождествлялся с экономическим ростом, который измерялся как рост валового национального продукта или увеличение удельного (среднедушевого) дохода. Это связано с небывалым экономическим ростом США после Второй мировой войны, что позволило обеспечить высокий уровень жизни населения. Однако после восстановления разрушенной вследствие войны экономики наблюдался быстрый рост валового национального продукта в развитых капиталистических странах, росло производство, доходы и потребление, определившие динамику материального благосостояния людей. Успешное национальное развитие отождествлялось с наращиванием ВНП и увеличением удельного дохода. Этот показатель был основным, позво-ляющим в обобщенном виде характеризовать состояние экономики и разрабатывать основы социально-экономической политики. Кроме того, при помощи ВНП можно в самом общем виде оценить уровень жизни населения. Указанный подход в измерении благосостояния общества, однако, вскоре подвергся критике, так как в долговременной перспективе рост ВНП ограничивается темпами роста населения, то есть рабочей силы.

Становится очевидным, что экономический рост любой страны связан с техническим прогрессом, поэтому необходимо уделять особое внимание инвестициям в человеческий капитал. Некоторые экономисты предлагали перейти от теории роста к теории устойчивости, которая ориентирована на стабильное производство и потребление, основанные не на увеличении совокупного общественного продукта, а на принципах социальной справедливости (Горелов 2003: 275–276).

Прозвучали программные заявления «нового качества жизни». С другой стороны, начавшаяся конкурентная борьба между США, Германией, Японией и Советским Союзом повлекла за собой многочисленные экологические проблемы, увеличение нервно-психо-логических нагрузок на человека, трансформацию социальной структуры общества, особое отношение к образованию; связанные с экономическим ростом надежды на решение многих социальных проблем не оправдывались, напротив, многие из них обострились. Речь прежде всего идет об усиливающемся недоиспользовании либо нерациональном использовании экономических и социальных возможностей общества при решении проблем занятости и экологии, истощении ресурсов и загрязнении окружающей среды, нехватке энергии, росте преступности и терроризма, гонке вооружений, инфляции, нарушении прав человека и др.

Таким образом, в конце 50-х гг. XX в. появилось в публицистике, а в конце 60-х гг. XX в. введено в научный оборот понятие качества жизни, которое было связано с противоречивыми тенденциями в социально-экономическом развитии капиталистического общества. Его появление соответствовало общей направленности развития социальной теории 60–70-х гг. на «экологизацию» мышления, на усиление внимания к поведенческой, в том числе психологической, составляющей социально-политических и социально-эко- номических процессов, на пересмотр прежних представлений о самодостаточности и, безусловно, позитивном эффекте высоких темпов экономического развития, неограниченного роста промышленного производства в связи с увеличением вмешательства государства в жизнь общества и его ответственности. Одним из первых это понятие использовал Дж. Гэлбрейт в книге «Общество изобилия», в 1964 г. Он указывал, что в обществе, в котором люди голодают, плохо одеты, страдают от болезней, важнейшей задачей экономики является повышение доходов. «Беспокоиться о досу- ге, возможности предаваться созерцанию, любоваться красотой и о других высоких целях жизни можно будет впоследствии, когда каждый будет обеспечен сносным питанием. Даже личная свобода лучше всего гарантируется, а пути спасения души люди наиболее усердно ищут при полном желудке. Было бы неверно утверждать, что в бедной стране все содержимое человеческой жизни сводится к экономическим заботам, но последние практически заполняют здесь большую часть жизни» (Горелов 2003: 275).

Однако отношение ко вновь появившемуся понятию было неоднозначным. В центре внимания общественности и специалистов оказались влияющие на качество жизни вопросы взаимосвязи экономического роста и социального развития, научно-техни-ческого прогресса и экологического развития, материальных и нематериальных компонентов благосостояния, человеческого благополучия в условиях материального достатка, «общественной цены» роста уровня жизни (Могилевский 1987: 6).

В решении данных проблем и сопутствующей проблемы качества жизни в рамках экономического подхода исследователи придерживаются двух точек зрения: оптимистической и пессимистической.

По мнению оптимистов (Р. Арона, Э. Аспа, Д. Белла, Дж. К. Гэл-брейта, П. Дракера, П. Самуэльсона, Ж. Фурастье и др.), научно-технический прогресс не просто способствует переходу к обществу нового качества жизни, но и может решить социальные проблемы, создать условия для психологического удовлетворения личности.

Р. Арон под качеством жизни понимал «возрастание индивидуального дохода и пропорциональное расходование его на предметы потребления, роскоши (или близкие к роскоши) и, в конце концов, даже на такие нематериальные вещи, как бытовые услуги, культуру, проведение свободного времени» (цит. по: Тодоров 1960: 96)

Финский исследователь Э. Асп ставит качество жизни в зависимость от экономического роста и повышения жизненного уровня, понимает качество жизни как «примат качественных показателей уровня жизни над количественными показателями» (Асп 2000: 204).

Дж. К. Гэлбрейт в своей книге «Общество изобилия» определяет качество жизни как предоставляемую развитым индустриальным обществом возможность потребления благ и услуг, характеризующих стиль и образ жизни через экономические показатели. (Гэлбрейт 1968: 26).

У. Ростоу выделял общество потребления и общество качества жизни. В обществе потребления ведущая роль принадлежит экономической сфере, а качество жизни – это цель человека и закономерная стадия развития общества. В обществе качества жизни главная роль принадлежит, по его мнению, таким сферам, как образование, политика, здравоохранение, организация отдыха. Так, например, в США стадия качества жизни наступила в 50-х гг. XX в. В связи с этим увеличиваются требования к здравоохранению, защите окружающей среды от загрязнения, ведется борьба против бедности и неравенства (Ростоу 1973: 88).

Э. Тоффлер связывал качество жизни с переходом общества от этапа удовлетворения материальных потребностей к этапу удовлетворения духовных потребностей.

По мнению французского социолога Ж. Фурастье, мир вступает в новую цивилизацию, когда центр экономического развития перемещается из сектора промышленности в сферу услуг, а научно-технический прогресс есть главное условие перехода от общества потребления к обществу качества жизни. Технический процесс оказывает воздействие на прогресс социальный, на элементы, из которых складывается социальное положение населения, его уровень жизни. Высокий уровень жизни должен гарантировать и высокое качество жизни. Под воздействием научно-технической революции происходят изменения в качестве жизни: уменьшается рабочая неделя, возрастает время досуга, повышается уровень образованности общества, изменяется профессиональная жизнь, растет человеческий фактор, интеллектуализируется труд, увеличивается средняя продолжительность жизни.

По мнению пессимистов (Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Мишана, Л. Мэмфорда, Ф. Розака, Б. Скиннера, Ю. Хабермаса, Э. Фромма, членов Римского клуба и др.), экономический рост – это фактор ухудшения качества жизни, приводящий к росту бедности, неравенства, а наука и техника, ухудшая окружающую среду, оказывает отрицательное воздействие на жизнь человека. Современное общество подавляет личность, ее духовные и творческие силы. Если человечество замедлит или даже остановит экономический рост и сократит потребление материальных благ, то человек потеряет в материальном плане, но приобретет духовно. Безграничный же технический прогресс приведет к социальной катастрофе.

Английский ученый Э. Мишан считал, что только остановка экономического роста способна улучшить качество жизни населения. Мишан делает акцент на социальном содержании качества жизни и определяет его как «благоденствие или счастье обыкновенных людей», выражает его через понятия «справедливость», «любезность», «спокойствие».

Л. Мамфорд был против культа техники, полагая, что для улучшения качества жизни необходимо поставить в центр жизненные ценности отдельного человека. Причина ухудшения качества жизни по Э. Фромму – культ материального потребления, поглотившего духовное начало.

Г. Маркузе полагал, что под давлением техники общество наделяет человека неправильным сознанием, техника угнетает человека, формирует неправильные потребности, ухудшает качество жизни (Филюков 2009: 52–54).

Более широким является социально-экономический подход к рассмотрению качества жизни, формирование которого можно отнести к эпохе первой промышленной революции, когда приходит понимание того, что анализ качества жизни только в рамках экономического подхода невозможен, так как среди оценок качества жизни есть и социокультурные условия. В XIX в. английский ученый И. Бентам предложил шкалу «исчисления удовольствия», с помощью которой можно было измерить степень благополучия индивидов. Эта идея нашла отражение в исследованиях представителей утилитаризма, которые считали, что сам человек интуитивно дает оценку своей собственной жизни, причем материальные блага интересуют личность только в той степени, в какой она способна удовлетворить свои потребности.

В последнее время все интенсивнее разрабатывается концепция качества жизни, основанная на понятии «ощущаемое качество жизни». Практика не подтверждает, что люди в лучших материальных условиях более удовлетворены жизнью, чем находящиеся в относительно худших условиях. Истинное значение качества жизни отражено в субъективных ощущениях индивидов, формирующихся в конкретных материальных условиях бытия, эмоциональном состоянии и т. п. Иначе говоря, это субъективная оценка уровня жизни, то есть социальное благополучие. Расчеты социальных эргономистов показывают, что удовлетворенность бытием на 60 % зависит от психологических факторов и только на 40 % – от экономических условий. Поэтому повышение материального уровня жизни не обязательно должно сопровождаться повышением ее качества.

Однако, несмотря на достаточное количество научных разработок ученых, в том числе неэкономистов, проблема качества жизни, и даже формулировки данного понятия остается актуальной для дальнейших исследований.

Литература

Асп, Э. 2000. Введение в социологию. СПб.: Алетейя.

Гэлбрейт, Дж. К. 1968. Общество изобилия. М.

Горелов, Н. А. 2003. Политика доходов и качество жизни населения. СПб.: Питер.

Могилевский, Р. С. 1987. Проблемы качества жизни крупного города. Л.: Изд-во МГУ.

Пигу, А. 1983. Экономическая теория благосостояния. М.: Прогресс.

Ростоу, У. 1973. Политика и стадии роста. М.: Прогресс.

Тодоров, А. 1960. Качество жизни: критический анализ буржуазных концепций. М.: Прогресс.

Филюков, И. А. 2009. Генезис научных идей о качестве жизни населения: отечественные и зарубежные. Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки 3(11): 50–59.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *