с детьми первого года жизни проводятся игры прятки коза рогатая
Конспект подвижной игры с детьми раннего возраста «Коза рогатая»
Людмила Ивановна Бабарицкая
Конспект подвижной игры с детьми раннего возраста «Коза рогатая»
Цель игры:
учить детей выполнять действия в соответствии со словами стихотворения.
Материал:
эмблема с мордочкой козы. (можно обойтись и без эмблемы)
Ход игры:
Воспитатель: Давайте представим, что мы козлята! Покажите, как идет-бредет коза, как ножками топает, глазками хлопает. А как голос подает? Покажите, какие у нее рожки. Ух, какие все рогатые! Как будете бодаться? Теперь давайте поиграем.
Воспитатель читает стихотворение:
За малыми ребятами,
Дети выполняют соответствующие действия.
Воспитатель делает вид, что бодает детей. Дети разбегаются, начинают «бояться» и кричать: «Ме-е-е-е-е!»
В эту игру лучше играть на участке во время прогулки, так как необходимо достаточно места. Игру можно повторять несколько раз, пока детям не надоест.
Конспект подвижной игры «Как цапля» для младшего дошкольного возраста Подвижная игра «Как цапля» Цель игры. Учить детей ходить, высоко поднимая ноги и голову; стоять на одной ноге, держа равновесие. Материал.
Конспект подвижной игры «Кот и мыши» для детей среднего возраста Подвижная игра «Кот и мыши». Цель игры: учить действовать согласно словам текста, формировать у детей навыки активности, развивать смелость,.
Конспект подвижной игры «Лошадки» для детей среднего возраста Подвижная игра «Лошадки» Цель игры: формировать у детей навыки активности, совмещая с коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности.
Конспект подвижной игры «Самолетики» для младшего дошкольного возраста Подвижная игра «Самолетики» Цель игры. Учить детей двигаться цепочкой, обходить препятствия, поднимать руки в стороны. Материал. Игрушечный.
Конспект подвижной игры «Совушка» для детей среднего возраста Подвижная игра «Совушка». Цель: учить действовать согласно словам текста, слушать команду воспитателя, формировать у детей навыки двигательной.
Конспект подвижной игры «Затейники» для детей среднего возраста Подвижная игра «Затейники». Цель: учить действовать согласно словам текста, слушать команду воспитателя, формировать у детей навыки двигательной.
Конспект занятия по лепке с детьми среднего возраста «Рогатая гостья» Цель: слепить улитку из пластилина конструктивным способом Задачи: * продолжать знакомить детей с пластилином, его свойствами; * учить.
Конспект подвижной игры «Весна-красна» с детьми раннего возраста на прогулке Видео Подвижная игра «Весна – Красна» Цель: обогащение игрового опыта детей раннего возраста на прогулке. Задачи: Учить ребенка.
Зимняя подвижная игра «Коза рогатая» для детей младшего дошкольного возраста Цель: учить детей выполнять действия в соответствии со словами стихотворения. Материал: эмблемы с мордочкой козы для детей. Ход игры Воспитатель.
Игра-ситуация «Коза рогатая». Вторая группа раннего возраста
Программное содержание. Вовлечь в различные игровые ситуации,умение звукоподражать действиям и голосу животных. Воспитывать интерес к совершаемым действиям.Материалы:козочка,сорока,кастрюля. Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка,развитие речи,художественная литература.Ход игры:Воспитатель приносит козочку (игрушку).Здоровается с детьми.Говорит:»Я коза рогатая,я коза бодатая,к деткам поиграть пришла. Не боитесь вы меня?Ответ детей»Нет!».Воспитатель спрашивает,а как козочка кричит?Дети:Ме-ме!А кто у козочки детёныш?Козлёнок!.Воспитатель предлагает поскакать как козочки. Дети передвигаются лёгкими скачками:Воспитатель:»Ты попрыгай, поскачи. Пока стынут калачи. Остудятся калачи-Снова прыгай и скачи».Дети с воспитателем показывают рожки,топают ногами.Воспитатель:»Идёт коза рогатая,идёт коза бодатая,ножками топ-топ глазками хлоп-хлоп. Забодает всех сейчас. Дети бросаются в рассыпную. Залетает в дверь сорока. (Воспитатель вносит игрушку).Проводится инсценировка русской народной потешки:»Сорока-сорока».Дети водят по ладони пальцем,раскладывают кашу,говорят»Сорока-сорока,кашу варила,деток кормила.Воспитатель:А кому не дала кашу,почему?Дети:показывают мизинец,говорят:Ты воды не носил,дров не рубил,каши не варил тебе нет ни чего. Педегог разводит руками,берёт кастрюлю,ставит на стол. «Кто кашу не ест того коза съест!»Воспитатель делает рожки и вид,что поучает детей. Дети убегают от козы.Затем говорят слова:»Ты,коза,не пугай,лучше молока нам дай».Воспитатель»наливает молоко»(имитирует действия).Затем предлагает потанцевать под весёлую музыку с козой и сорокой.
«Пасхальное яичко» (вторая группа раннего возраста) Возрастные особенности детей 2—3 лет В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей.
Аналитический отчет (вторая группа раннего возраста) Аналитический отчет о работе за 2015 – 2016 учебный год 1. Возраст детей. Вторая группа раннего возраста (возраст детей от 1,5 до 3 лет).
Конспект НОД «Веселые снеговики» (вторая группа раннего возраста) Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Веселые снеговики» (вторая группа раннего возраста) Воспитатель:.
НОД по ИЗО «Дождик» (вторая группа раннего возраста) Тема:«Дождик, кап-кап-кап».Возрастная группа: вторая группа раннего возраста 2-3 года Форма совместной деятельности: групповая Форма организации:.
ООД «В гостях у бабушки Матрёны» (вторая группа раннего возраста) Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных. Интеграция образовательных.
Проект «Солнечный лучик» (вторая группа раннего возраста) Проект «Солнечный лучик» (вторая группа раннего возраста) Тема: «Солнечный лучик» Актуальность: Тема данного проекта была выбрана не.
Выпускной «В гостях у солнышка» (вторая группа раннего возраста) Культурно – досуговая деятельность «Выпускной. В гостях у солнышка» (вторая группа раннего возраста) Под музыку в зал входят дети с цветами.
Занятие по развитию речи во второй группе раннего возраста. Воспитатель: Кудлаева И. В. Тема: «Идет коза рогатая» Программное содержание: Побуждать детей совместно с воспитателем рассказывать знакомые потешки, песенки, использовать в разговорной речи.
НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ПОТЕШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 1 ГОДА ЖИЗНИ
Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи.
Пока ребенку нет полутора лет, содержание не имеет особого значения. Важно само действие. Такие маленькие дети больше ценят различные звуки, фразы и ритмические конструкции.
Потешки оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленького ребенка. Приведем некоторые примеры.
• “Идет коза рогатая”.
Наклоняетесь над ребенком, улыбаетесь, ловите его взгляд и приговариваете:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп:
“Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Того забодаю, забодаю, забодаю”.
“Пободайте” ребенка пальцами, потормошите его. Играйте почаще в такую игру и вы увидете, что сначала ребенок будет улыбаться, прислушиваясь к вашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами. Такая ответная реакция свидетельствует о развитии положительных эмоций, зрительного и слухового восприятия.
• “Ладушки-ладушки”.
Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте:
При последних словах поднимите ручки ребенка к голове. Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала вы все движения делаете за ребенка, а затем он сам сможет в ладоши и поднимать ручки к голове. Развиваются внимание, память, понятийное мышление, эмоции.
• Игра “Сорока-белобока” хорошо развивает тонкую моторику пальцев рук, является отличным стимулом для речевого развития, дает малышу радостный телесный контакт с мамой. Делайте это упражнение обязательно на правой и левой руке. Очень полезен массаж пальчиков.
Первые занятия для крохи
Упражнения для развития слуховой и зрительной активности, а также сенсомоторной и психоэмоциональной сферы детей первого года жизни.
Для себя я суть методик раннего развития определила именно только в том, чтобы помочь в раннем возрасте своей малышке развить те естественные навыки, соответствующие именно этому периоду жизни. То есть те навыки, которые она и так всё равно получила бы (держать голову, переворачиваться, играть, плавать, нырять, ползать…), я только создала благоприятную для этого обстановку. Прочитав многочисленные книги о развитии и воспитании, проштудировав необъятные просторы нашей сети, и почерпнув оттуда много нужного и интересного, кое-что выбрала и охотно, а главное успешно применяю на практике.
Начну с того, что в роддоме у нас практиковалось нестрогое пеленание, после роддома я вовсе не пеленала (помощь в развитии сенсомоторных навыков). Конечно, это может подойти не всем, действительно некоторым деткам более подходит первое время пеленаться (это подтвердят многие мамы), Элладочке это не понадобилось, более того, она протестовала против пеленания ещё в роддоме.
Одной из моих настольных книг оказалась, полюбившаяся всей нашей семье, «Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет» М.Н. Ильина (www.defectolog.ru). Кое-что мы применяли, а что-то проверили на детишках (упражнения) и наши друзья. Далее мы пользовались следующими советами и упражнениями.
Упражнения для развития способности ребенка удерживать голову
В двигательном развитии ребенка первого года жизни важнейшее значение имеет своевременное формирование способности удерживать голову. Если ребенок к двум-трем месяцам не удерживает голову, то формируется целая цепочка неблагоприятных факторов: нарушается развитие зрительного восприятия и вестибулярного аппарата, не вырабатывается способность к распределению тонуса мышц, обеспечивающих акт сидения. В итоге искажается вся схема двигательного развития, которое теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием.
Поэтому предлагаются упражнения, специально направленные на развитие этой способности ребенка. Ребенок в положении лежа на животе. Положите руку на подбородок ребенка, а другой рукой прикасайтесь к стопам ног. В ответ ребенок начинает отталкиваться ногами и продвигаться вперед.
Про них я узнала позже, возможно, начни я применять во время эти упражнения, моя девочка лучше бы держала голову в 2 месяца (Эллада очень любила смотреть в потолок, поэтому часто в вертикальном положении запрокидывала головку, отчего педиатр начала беспокоиться), но этого я не узнаю. Да я и не «заморачиваюсь» особо, в 3 месяца она это делала достаточно хорошо, хотя для некоторых детишек такие упражнения всё же остаются актуальными.
Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни
Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничто не беспокоит.
Упражнение на зрительное и слуховое восприятие (для ребенка старше 7-10 дней)
Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержится на игрушке. После этого начинайте покачивать ею то вправо, то влево с амплитудой 5-7 см и частотой колебаний примерно два раза в секунду. В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки примерно на 1,5м от ребенка. Занятие продолжается 1-2 минуты, повторяясь два раза подряд, проводится 1-2 раза в день. Так же проводится занятие с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.
Упражнение на развитие слуховой активности (для ребенка от 25 дней и старше)
Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см. Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево. Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем лучше сделать перерыв на неделю, и в дальнейшем можно проводить занятие на протяжении второго и третьего месяцев жизни 1-2 раза в неделю.
Упражнения для развития слуховой и двигательной активности ребенка (для ребенка старше одного месяца)
Подвешиваете на расстоянии 60-70 см погремушку-гирлянду. К ней прикрепляете с помощью лент еще одну погремушку-гирлянду на расстоянии 7-10 см от лежащего на спине ребенка. Привлекаете внимание ребенка к игрушкам, слегка покачивая их. Поймав взглядом погремушки, ребенок широко раскрывает глаза, затихает на несколько секунд, а затем радостно вскидывает руки вверх, случайно задевая низко подвешенную погремушку. Верхняя погремушка начинает покачиваться, и малыш снова замирает, рассматривая ее. Затем наступает новый всплеск двигательной активности, и малыш снова наталкивается руками на нижнюю погремушку, приводя в движение верхнюю. Такой игрой ребенок может заниматься 5 минут. Через 2-3 дня поменяйте погремушки местами. Занимайтесь этим упражнением в течение одной-двух недель.
Упражнения для развития зрительного сосредоточения (для ребенка от одного месяца и старше)
Как можно чаще ласково разговаривайте с ребенком, всячески стараясь привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку. Папа держит ребенка на руках в вертикальном положении, чтобы малыш смотрел за плечо. Мама, ласково разговаривая с ребенком, приближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения. (Расстояние, с которого ребенок может увидеть лицо взрослого, 80-100 см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.) Ребенок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается, агукает. Такое занятие можно проводить 2-3 раза в день.
Упражнения для развития сенсомоторной и речевой сфер ребенка
В 2-3 месяца стимулируйте ребенка фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте его к более длительному сосредоточению на предмете.
Возьмите в руку яркий шарик, когда ребенок поймает его взглядом, перемещайте шарик слева направо, вверх-вниз. При этом спрашивайте малыша: «Где же шарик? Посмотри, вот он где!»
В этот период широко используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»
Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания.
Упражнения для развития психомоторики
Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни
Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи.
Пока ребенку нет полутора лет, содержание не имеет особого значения. Важно само действие. Такие маленькие дети больше ценят различные звуки, фразы и ритмические конструкции.
Потешки оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленького ребенка.
Все эти упражнения остаются актуальными для нас и по сей день.
Охотно применяю советы из книги доктора Комаровского, она есть и в электронном варианте, консультируюсь с ним в случае чего по e-mail, например, плаваем в прохладной воде, ныряем, закаляемся.
Удачи вам, здоровья! Пусть наши звёздочки, зайчики и солнышки всегда сияют нам, согревают нас своими лучиками и радуют своими успехами, а в случае неудачи («ну, а если упадём?…») мы всегда подадим руку, подставим плечо, поможем своим опытом и советом («…снова встанем и пойдем!»).
Как развивать ребенка в 1, 2, 3, 4, 5, 6 месяцев | Игры и игрушки для новорожденных и грудничков
Название написала, но мне оно не нравится Звучит, как бездушная и обязательная инструкция по применению игрушек к ребенку На самом деле, мне совсем не хочется, чтобы вы восприняли эту статью таким образом. Ведь малышу до года прежде всего нужны не игрушки, и не какие-то специальные методики развития, а мамина безоговорочная любовь, чувство безопасности и уверенности в окружающем его мире. Только при наличии этих факторов ребенок развивается полноценно. Если с малышом много общаются, носят его на руках, «включают его в свою жизнь», он в любом случае будет развиваться лучше, чем малыш, одиноко лежащий в кроватке, пусть даже увешанной развивающими игрушками.
Тем не менее, у любой любящей мамы рано или поздно закрадывается мысль, что время, проведенное с ребенком, можно организовать более эффективно, игрушки покупать более подходящие, а игры упорядочить согласно какой-то методике. Поэтому и родилась эта статья с подборкой простых игр и полезных игрушек для детей 1 – 6 месяцев. Очень надеюсь, что она станет для вас хорошим подспорьем.
Играем с погремушками
О полезности погремушек, в общем-то, знает каждый. Поэтому упомяну только несколько важных моментов, которые полезно знать.
Чтобы новорожденный ребенок мог учиться фокусировать свой взгляд на погремушке, важно показывать ее на расстоянии примерно 25-30 сантиметров от глаз малыша. На 1-м и 2-м месяце жизни именно это расстояние является оптимальным как для общения с малышом, так и для демонстрации ему игрушек. Это объясняется тем, что из-за незрелости глазных мышц на более далеком расстоянии малыш видит расплывчато, ему еще тяжело сфокусироваться на отдаленном предмете.
Интересно, что 25-30 сантиметров – это именно то расстояние, на котором находится лицо матери, если она держит малыша на руках и кормит грудью. Природа все продумала!
Показывая погремушку и извлекая из нее звук, плавно перемещайте ее то вправо, то влево. Таким образом, вы будете совершенствовать зрительно-слуховую ориентацию малыша. И уже в возрасте 10 дней можно будет заметить, что малыш начал следить глазами за перемещающейся погремушкой.
Развиваем зрение с помощью черно-белых картинок
Бытует мнение, что новорожденные видят мир в черно-белых тонах. На самом деле это заблуждение учеными уже опровергнуто. Действительно, зрение малыша до 3 месяцев еще очень несовершенно, и черно-белые изображения он различает гораздо лучше. Однако и остальные цвета он, хоть и хуже, но видит.
Если вы когда-нибудь показывали малышу черно-белые картинки, то, наверно, замечали, что они буквально приковывают его внимание. Это происходит потому, что малышу легче сфокусироваться на контрастном изображении.
Все вышесказанное не означает, что окружающее пространство малыша нужно ограничить по цвету, но демонстрировать ему контрастные черно-белые картинки в первые 3 месяца жизни чрезвычайно полезно. Это способствует развитию внимания, остроты зрения, способности фокусироваться на предметах.
Как включить черно-белые картинки в жизнь малыша?
Можно сделать черно-белые кубики и закрепить их на мобиле или развивающем коврике ( СКАЧАТЬ развертки кубиков для печати).
Когда начинать показывать?
Начиная с 1,5 месяцев, я показывала и называла черно-белые карточки с изображениями разных предметов, опираясь на рекомендации методики Домана. То есть брала комплект из 10 карточек и прокручивала их перед сыночком, озвучивая названия. Потом, спустя некоторое количество показов, заменяла в комплекте старые карточки на новые (по одной). Не буду сейчас утверждать, что малыш все запомнил (т.к. проверить это вряд ли возможно ), но то, что он смотрел всегда с огромной заинтересованностью и порой визжал от восторга при их появлении – это факт!
Играем в развивающем коврике
Для чего нужен коврик? Начиная месяцев с 2, ребенок потихоньку начинает присматриваться к тем игрушкам, которые на нем закреплены (кстати, до 3-4 месяцев на коврике также лучше закреплять черно-белые кубики или игрушки, они больше заинтересуют малыша).
Ближе к 4 месяцам ребенок будет пытаться трогать и хватать игрушки. В грамотно выполненном коврике игрушки расположены на подходящей высоте. Обязательно обратите на это внимание при покупке.
Наблюдаем за крутящимся мобилем
Потом, месяца в 3, наконец, наступает то «золотое время», когда ребенок начинает интересоваться крутящимися фигурками. И действительно, в этот период, заводя чудесную карусельку, можно получить несколько минут свободного времени, попить заветный чай, например.
Через n-е количество просмотров мобиль малышу надоедает, и, в общем-то, можно сказать, что к 5 месяцам уже исчерпывает себя. С одной стороны, кажется, что это совсем недолгий срок службы, но если разобраться, то в этом возрасте вряд ли что-то интересует малыша дольше.
Кстати, для тех мобилей, которые не отличаются излишней хрупкостью, позже начинается еще и «вторая жизнь». Ведь когда ребенок учится вставать в кроватке, он начинает с удовольствием хватать все эти игрушки на карусельке и мотать их во все стороны У нас был самый простой мобиль, поэтому он легко пережил всю нагрузку.
Я бы сказала, что мобиль – это не столько развивающая игрушка, сколько возможность получить свободную минутку для мамы.
Исследуем тактильные игрушки
С того момента, как малыш начинает брать в ручку игрушки и различные предметы (примерно с 4х месяцев), ему уже можно предлагать различные тактильные игрушки. Пробуя на ощупь разные текстуры – мягкие, твердые, колючие, шершавые, гладкие – малыш будет совершенствовать сенсорное восприятие.
Иногда можно услышать, что лучше всего для этих целей чуть ли не с рождения подходит сенсорное лото. Вынуждена не согласиться с данным утверждением, так как с трудом представляю себе, как 4-месячный ребенок будет правильно захватывать лото-фишку и щупать ее в строго заданном месте.
Также с помощью массажного мячика можно делать легкий массаж, прокатывая «колючего ежика» по тельцу малыша. Такой массаж можно сопровождать стишком:
Мячик-ежик мы возьмем,
Покатаем и потрем,
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем.
Пустим ежика на стол,
Ручкой ежика прижмем,
И немножко покатаем,
Затем ручку поменяем.
Примерно с 5 месяцев можно предлагать малышам самые простые сенсорные коробки, заполненные помытыми грецкими орехами (в скорлупе) или крупными макаронами (типа каннелонни).
Коробка будет наиболее интересной, если добавить в нее нескольких текстурных элементов. Малыш будет с удовольствием брать предметы ручкой. А саму коробку желательно придерживать, чтобы он ее не перевернул за раз.
Наблюдаем за катающимися игрушками
Раз уж заговорили о мячиках, то сразу хочется сказать, что в этом возрасте любые катающиеся и перемещающиеся игрушки чрезвычайно полезны. Ведь мотивировать малыша к ползанию – одна из важных задач этого периода. Когда игрушка плавно перемещается перед глазами, за нее же так хочется ухватиться!
Начиная с 4 месяцев, в арсенале ребенка очень полезно иметь небольшие мячики, простые заводные игрушки, погремушки в виде цилиндров и т.п. Показывайте ребенку, как игрушки катаются на небольшом расстоянии от него. Во-первых, у ребенка будет тренироваться зрительная ориентация. Во-вторых, малыш, скорее всего, захочет достать двигающуюся игрушку. В этом случае ему надо немного помочь, создав ладонями упор для его стоп.
Играем с резиновыми игрушками
Какие еще игрушки понравятся малышу до 6 месяцев? Конечно, те, которые можно вдоволь погрызть. Не знаю почему, но классические грызунки-прорезыватели моих детей совсем не интересовали. Зато очень нравились обычные резиновые игрушки. Главное требование к таким игрушкам в этом возрасте – чтобы резина была не только безопасная, но и мягкая. В этом случае малыш сможет самостоятельно сжать ее в ручке и извлечь из нее звук. С такими игрушками хорошо играть в ванной, добавлять их в сенсорные коробки для разнообразия ощущений.
Делаем гимнастику и массаж
Физическое развитие ребенка, безусловно, важно на протяжении всего периода детства, но на первом году жизни его значение невозможно переоценить, это ведущее направление развития! От того, как малыш научится управлять своим телом и освоит важнейшие моторные навыки, зависит развитие мозга в целом и здоровье организма малыша. Поэтому, как бы ни были полезны черно-белые карточки и погремушки, они никогда не заменят простую ежедневную гимнастику для малыша!
Проведение массажа и гимнастики можно доверить профессионалам (но тогда она будут проходить только курсами), а можно проводить дома самостоятельно в ежедневном режиме. Все рекомендации по проведению массажа и гимнастики в домашних условиях, а также подробное видео с упражнениями я уже выкладывала здесь. Скоро будет еще и комплекс для деток чуть старше!
Учимся ползать
Отдельно хочется обратить внимание на такое упражнение, как «грудничковое ползание». Или его еще называют рефлекторное ползание. Глен Доман в своей книге не раз подчеркивает, насколько полезно это упражнение для развития ребенка (да-да, его методика состоит не из одних только карточек, как это принято считать :), физическому развитию уделяется ничуть не меньше внимания).
Если младенцу первых месяцев жизни, лежащему на животе, приставить к ступням ладонь, то можно заметить, что он постарается от нее рефлекторно оттолкнуться и тем самым продвинется вперед. Глен Доман предлагал смастерить для ребенка узкий трек с бортиками, от которых он будет отталкиваться и потихоньку перемещаться по треку. Тем самым, ребенок будет учиться ползать.
Однако, чтобы освоить с ребенком это упражнение, делать такую дорожку совсем необязательно! Можно положить ребенка на любую ровную поверхность, и подставляя руки к его ступням в качестве опоры, помогать ему перемещаться. То есть сначала необходимо поджать ножки ребенка к попке, как у лягушонка, уперев ступни в свои ладони. Когда ребенок оттолкнется и выпрямит ноги, вновь пододвинуть ножки к тазу и повторить упражнение.
Таким образом, ребенок потихоньку будет толчками перемещаться по поверхности. Поначалу у него это будет не очень хорошо получаться, и за раз он, возможно, осилит не более одного толчка, но если делать упражнение регулярно, ребенок здорово натренирует ножки и сможет активно двигаться.
Начинать делать такое упражнение можно уже с 3 недель. Если сомневаетесь, можно начать и немного позже, главное сделать это в течение первых трех месяцев, пока рефлекс еще активен.
Такое упражнение полезно делать не только в рамках комплекса гимнастики, но и просто в течение дня. Оно готовит малыша к обычному ползанию, укрепляет мышцы ног и спины, да и в целом оказывает благотворное влияние на физическое развитие малыша. Дети, с которыми регулярно выполняют такое упражнение, более подвижны и легче осваивают остальные двигательные навыки.
Такое упражнение мы практиковали с сыночком, в результате он начал ползать очень рано – когда ему даже не исполнилось 5 месяцев.
Играем в прятки
Стоит ли тут рассказывать подробнее? Знаменитую игру в «Ку-ку» знают все родители и любят все дети без исключения. Игра не только помогает развеселить ребенка, но и носит полезную функцию – малыш учится переживать первый опыт расставания с мамой. Мама исчезает, а потом с радостным возгласом «Ку-ку» появляется. Ребенок приобретает уверенность, что мама всегда возвращается, и в ее исчезновении нет ничего страшного.
Эту игру малыши начинают понимать примерно в 5 месяцев. Так что не откладываем в долгий ящик и начинаем играть Варианты «Ку-ку»:
Играем в «Козу рогатую»
Еще одна классическая игра, которая неизменно поднимает настроением деткам. Замечено, что малыши начинают понимать и реагировать на нее примерно с 5 месяцев. Единственное, для самых маленьких стишок про козу можно немного сократить, чтобы ребенок не устал ждать того самого бодания Я использую такую укороченную версию:
За малыми ребятами,
Сейчас Витю забодает, забодает!
(мягко «бодаем» малыша пальцами-рогами)
А уже потом, когда ребенок подрастет, можно добавить подробности и про кашу, и про молоко
Слушаем классическую музыку
Наверняка, вы уже не раз слышали совет о том, что малышу нужно включать классическую музыку. Некоторые даже рекомендуют начинать в период беременности. И это не пустые советы. Прослушивание классической музыки действительно развивает у ребенка внимание, воображение, эмоциональность, гармонизирует психологическое состояние.
Если включить 3-4 месячному ребенку Моцарта, то можно увидеть, что он буквально замирает, настолько сосредоточенно прислушивается к звукам. Классическая музыка еще и здорово успокаивает, и может очень хорошо помочь, когда малыш не в настроении. Я часто включала 4-5 месячному сыночку классическую музыку, когда он ехал в коляске и не спал. Просто лежать ему было еще скучно, а вот с музыкой – совсем другое дело.
Поддерживать природную любовь детей к музыке несложно, достаточно регулярно включать ее. Главное, не забывать И не слишком вымещать классику обычной попсой с радио.
ВОТ ЗДЕСЬ можно найти список классики, рекомендуемой к прослушиванию малышам, по этой же ссылке ее можно скачать.
Слушаем стишки-потешки
Ни для кого не секрет, что с ребенком нужно много разговаривать. Но что именно говорить малышу? Ребенку сейчас интересно все, что происходит вокруг него, все, что вы с ним делаете. Об этом и нужно говорить! И если ваше общение будет в форме стишков и потешек, это понравится малышу гораздо больше. Ведь для ребенка до года, который еще несовершенно понимает вашу речь, важна прежде всего ее ритмичность и эмоциональность. Все это есть в потешках и приговорках, которые складывались целыми поколениями мам и бабушек.
Для малыша первых месяцев жизни потешки станут замечательным сопровождением обычных бытовых процедур – купание, одевание, прием пищи. Услышав знакомые слова, ребенок будет радоваться и чувствовать себя спокойнее, да и неприятные процедуры будут протекать легче. Нашу подборку потешек на все случаи жизни можно найти ЗДЕСЬ.
На первое время стишки можно написать на листочках и развесить по дому, чтобы быстрее запомнить.
Читаем книжки
Чтение книг, как известно, обогащает внутренний мир ребенка. И не стоит думать, то малыш первого года жизни еще слишком мал для книжек и ничего в них не понимает. Примерно с 3-4 месяцев он уже может фокусироваться на картинках, а слушать текст и того раньше.
Для первого чтения отлично подойдут короткие ритмичные стихи (как у Барто) и сказки с многократными повторениями (такие как «Репка», «Теремок», «Колобок»). По мере проявления бОльшего интереса к книгам, можно вводить стихи и сказки с более «замысловатым» сюжетом.
Для самых маленьких читателей старайтесь выбирать книги с крупными понятными иллюстрациями, не перегруженными деталями. Полную подборку книг, подходящих для малышей до года я ранее публиковала здесь (скоро планирую ее обновить):
На этом все, спасибо за внимание! Очень надеюсь, что вопрос о том, как развивать ребенка в 1, 2, 3, 4, 5, 6 месяцев отпал Ну а если не отпал, то есть еще видео-версия этой статьи