Псалом 127 для чего читают в чем помогает
Песнь Степеней, 127
Псалом сей принадлежит к числу тех же песней степеней, как и предшествующие восемь псалмов, и имеет некоторую связь с предыдущим, 126-м, псалмом. Как в том псалме (ст. 5) говорится о блаженстве человека, пользующегося милостью и благословением от Бога, так и здесь: весь псалом говорит о том, как Господь Бог благословляет все труды боящихся Его, и не только труды, но и на весь дом и на все потомство ходящих путями Божиими нисходит благословение Божие, причем указывается и самый род наград и милостей Божиих.
Пс.127:1–2 Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его: труды плодов твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет.
В ревностном попечении о благополучной и обеспеченной жизни новых поселенцев Иерусалима и всей иудейской земли, по возвращении их из Вавилона, пророк дает им наставление о том, как могут они устроить и сохранить такую жизнь себе. Прежде всего, они должны бояться Бога, или, что то же – иметь страх Божий. А для этого им нужно содержать истинную веру в Бога и исполнять закон Его, или ходить теми путями, какие указаны в законе Божием. Если все будут исполнять закон, или, что то же, заповеди Божии, то все будут благополучны и счастливы, никто не будет иметь препятствия к тому, чтобы быть блаженным, хотя бы это были рабы или нищие, – только бы боялись Бога и проводили жизнь, согласную с заповедями закона Божия. Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его. Какие это пути у Бога, вопрошает св. Иоанн Златоустый, и отвечает: добродетельная жизнь. Она называется путями Его, потому что ею можем прийти к Богу. Не сказал «путь», но «пути», так как пути сии многоразличны, так что вступление на сии пути не трудно. Для того он и показал их много, чтобы разнообразием путешествия сделать для нас хождение легким. Одни украшаются девственностию, другие благочинны в браке, иные совершаются вдовством, другие лишили себя всего, а иные вполовину, притом одни правою жизнию, а другие покаянием совершили течение свое [5, с 399]. Человек, ходящий в путях Господних, всегда бывает трудолюбив, он всегда изыщет себе труд или занятие, подходящие к его силам и способностям, и по мере этих сил неустанно работает, и Господь Бог, видящий его усилия и труды, благословляет их добрым успехом. С Божией помощию трудящийся человек пожинает потом плоды трудов своих и пользуется ими во славу Божию и на свое продовольствие. В утешение ему пророк и говорит: труды плодов твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет. А в чем состоит это добро, видно из нижеследующих изречений псалма.
Пс.127:3–5 Жена твоя яко лоза плодовита в странах дому твоего: сынове твои яко новосаждення масличная окрест трапезы твоея. Се, тако благословится человек бояйся Господа.
Продолжая речь свою к обществу богобоязненных и ходящих по пути заповедей Божиих людей, пророк говорит: ты блажен, и благоуспешна твоя жизнь: жена твоя будет так благоплодна, как виноградная лоза, рассаженная по сторонам дома твоего, она породит тебе многих сынов и дочерей, подобно лозе, рождающей многие ветви и приносящей много плода. У тебя, как наделенного благословением Божиим, будет много сынов и дщерей, столь благонравных и всем любезных, что они, как новонасажденные масличные деревья, всегда зеленеющие и приносящие обильный и прекрасный плод, присутствуя вокруг (окрест) трапезы твоей, одним видом своим будут доставлять тебе удовольствие. «Сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей» (пер. с евр.). Маслина (оливковое дерево) славилась более своими плодами, из которых добывается и теперь деревянное масло, которое служит к смягчению болезней, а потому есть символ небесной благости. Пророческое слово обещает боящимся Бога многочадие и плодородие жен, уподобляя последних цветущим виноградным лозам, обремененным гроздами. «Так как пророк говорил людям несовершенным, – замечает св. Иоанн Златоуст, – то он и убеждает их, как малых детей, предметами чувственными». В высшем же духовном значении, по словам того же св. Иоанна Златоуста, «жена богоугодного христианина и чета его есть душа его, которая доколе находится в теле, исполнена добродетелями, как изобилующая плодами виноградная лоза, а сыны его суть ученики и подражатели, и преемники благочестия и добродетели его, которые цветут и зеленеют, как вновь насажденные маслины, возрастая духовным возрастом, и окружают его во время преподавания им учения своего и угощения их брашнами Божественного Слова» [7, с. 1028]. А по словам блж. Феодорита: «Так будет благословен человек, боящийся Господа: потому что Бог есть Судия не рода, а нравственности. Так Он удостоил венца Иова, хотя он происходил от рода Исава. Так Он научал истине Авимелеха, так Евнуха, так Корнилия, так и все прочие народы» [7, с. 1028].
Пс.127:6–7 Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего, и узриши сыны сынов твоих: мир на Израиля.
По общему верованию всех иудеев, благословение Господне нисходило на людей от Сиона, где они представляли невидимое присутствие живущего на небесах Бога ( 3Цар.8:29–30 и след.). Посему и пророк, предвозвещая боящимся Бога разные блага от Господа, говорит: от Сиона низойдет на тебя благословение Господне, и вместе с тем, во всю жизнь твоюты будешь пользоваться благами Иерусалима. Какие же это блага? По словам св. Иоанна Златоуста и блж. Феодорита, обещанные боящимся Бога блага суть: мир, безопасность, плодородие, победы, благосостояние и т.п. Кроме всего этого, пророк обещает богобоязненным долгоденствие и большое потомство еще при жизни: и узриши сыны сынов твоих. «Великим благословением почиталось, – говорит блж. Феодорит, – достигнуть до глубокой старости и увидеть детей сыновних» [6, с. 623]. В заключение, все благопожелания верным пророк заканчивает, как и в 124-м псалме, пожеланием мира, который должен хранить Израиля и все блага его под сению Божия благословения, в тишине и покое, мир на Израиля. По словам блж. Феодорита, «пророк желает Израилю мира. Но истинный мир есть мир с Богом. А плотский Израиль, потеряв оный, лишился и другого» [7, с. 1030].
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8
Псалом 127
Сей псалом во всем почти сходен с предыдущим, и есть как бы некоторое прибавление. Он содержит увещание или побуждение к благочестию и страху Божию, с обетованием мздовоздаяния за добродетель.
Пророк научает здесь возвращающихся из плена, каким образом жизнь свою препровождать должны, ежели не хотят паки возвратиться в плен, но всегда наслаждаться благами Иерусалима. Сие учение и тем и другим странникам прилично, то есть: как тем, кои странствовали вне отечества земнаго, в которое возвратиться желали, так и тем, кои странствуют вне отечества небеснаго, в которое войти поспешают. Сего ради глаголет: блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его. Нарицает блаженными всех, как мужей, так и жен, как великих, так и малых, как господ, так и рабов, как ученых, так и неученых; и словом, всех, не изъемля никого, с тем только условием, ежели Бога истинно бояться будут, всегда опасаяся, дабы чем не прогневать Его, и не лишиться той милости, которая есть источник всех благ, как временных, так и вечных. Знамение страха полагает в том, ежели будут ходить в путех, то есть, в заповедях Его; ибо страх святый происходит от любви, по оному изречению Господню: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите ( Ин. 14:15 ).
Здесь начинает исчислять по частям, в чем состоит блаженство человека, боящагося Бога, и обращая слово к лицу его, глаголет, что первое благополучие его будет состоять в том, что он снест плоды рук своих, то есть, насладится благами, приобретенными благословенным трудом, или делами рук своих, а не хищением или неправдою, как делают праздные и Бога не боящиеся люди. Чрез что научает, что блаженство благочестивых людей не в великом множестве богатств состоит, но токмо в тех благах, которыя собственным трудом приобретаются и которыя обыкновенно бывают не велики. Ибо великия богатства по большей части снискиваются или чрез наследство, остающееся после родителей, или чрез хищение и лихоимство, или чрез другия неправедныя средства. По сей причине и в другом псалме сказал: лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа ( Пс. 36:16 ). Таким образом не Иудеям токмо, но и Христианам проповедует, полагая блаженство не в великом множестве богатств, но в праведных трудах; а чрез то два крайние порока исправляет, один тех, кои труды других поядают, а другой – тех, кои даже и своими трудами не пользуются, но от скупости и сребролюбия богатство свое скрывают, дабы его приумножить. Итак заключает, что те токмо блаженны, кои трудами рук своих питаются.
Второе благополучие человека, боящагося Бога и ходящаго в путех Его, Пророк полагает в том, что ежели он восхощет жену поять, то поймет единую, и притом не для удовольствия плотской похоти, но для произведения детей, как праведный Товит моляся Богу, сказал: Господи, Ты веси, яко не блудодеяния ради аз поемлю сестру мою сию, но чадородия ради ( Тов. 8:8 ). По сей причине и Пророк глаголет: жена твоя (а не жены, ниже наложницы твои) будет яко лоза плодовита, то есть, породит тебе многих сынов и дщерей, подобно лозе, раждающей многия ветви. И где? В стенах дому твоего, – не яко блудница, раждающая в домах зазорных, но яко целомудренная, и во внутренних дому пребывающая, между тем как муж печется вне о том, что потребно для жены и дому. За сим описывает третие благополучие людей, боящихся Бога и ходящих в путех Его, показывая, что они не токмо будут иметь многих сынов и дщерей, но еще и благонравных и всем любезных: ибо подобны будут новонасажденным древам, каковы суть древа масличныя, всегда зеленеющия и сладчайший плод приносящия, а не колючему тернию, или другим безплодным растениям. Следующия за сим слова: окрест трапезы твоея – означают, что отец, видя детей своих всех совокупно и сидя с ними за одним столом, восчувствует от того наиприятнейшее удовольствие.
Сими словами Пророк подтверждает вышереченное учение, показывая, что Божия милость и во внешнем состоянии временныя жизни сея проявляется, дабы доказать, что мы не всуе чтим и боимся Бога. Но как награда за благочестие не так ясно видима бывает здесь, сего ради Пророк первее употребляет указательную частицу: се, – потом присовокупляет: тако, – аки перстом показуя непреложность Божия благословения.
Сими словами заключает псалом, и купно показывает еще три рода блаженств, предоставленных мужу, боящемуся Бога, говоря, что он, во-первых, будет благословен от Господа живущаго в Сионе, так что узрит град свой Иерусалим, изобилующий всеми благами во вся дни живота своего; потом узрит в том же граде сыны сынов своих, подобно блаженных и благополучных; и наконец, узрит непоколебимый мир, хранящий Израиля и вся благая его под сению Божия благословения в тишине и покое.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалтирь | псалом 127
Данный псалом, как и предыдущий, предназначен для семейного поклонения. Из Псалма 126 мы узнали, что благосостояние семьи зависит от Божьего благословения. Псалом 127 учит нас, что обрести Божье благословение, а следовательно, и нормальную семейную жизнь можно лишь живя в страхе Господнем и в послушании Всевышнему. Поступающий так будет блажен (ст. 1, 2, 4). В частности:
(I) он будет успешен в работе и обеспечен (ст. 2).
(II) В его семье будет царить лад (ст. 3).
(III) Он доживет до внуков (ст. 6).
(IV) Он будет счастливым свидетелем процветания Церкви Божьей (ст. 5,6). Воспевая данный псалом, мы должны твердо верить, что религия и благочестие – лучшие друзья материального благосостояния, за что мы воздаем Господу хвалу, воодушевляя этой истиной себя и других.
Стихи 1-6. Здесь говорится о том, что благочестивый имеет обетование в отношении жизни настоящей и будущей.
I. Здесь, в который уже раз, звучит несомненная истина: по-настоящему блажен тот, кто истинно свят. Псалмопевец убеждает нас, что благословение обретает всякий боящийся Господа, ходящий путями Его, глубоко и от всей души почитающий Всевышнего, о чем свидетельствует его постоянное сооб-разование с Божьей волей. Если сердце руководствуется страхом Господним, то это отразится на манере общения человека. Напрасно мы притворяемся боящимися Бога, если не стремимся ходить Его путями, не отвлекаясь на мелочи и не отступая. Благословение обретает боящийся Господа, ходящий путями Его, и в дальнейшем он будет благословлен (ст. 4). Господь произносит над ним благословение, и человек становится блаженным. Речь идет о блаженстве сейчас и навсегда. Блаженство, происходящее от благословения, гарантировано (1) всем святым в мире: блажен всякий боящийся Господа, кем бы он ни был. В любой стране тот, кто боится Бога и трудится, и ему вменена праведность, обретает блаженство, независимо от того, беден он или богат и какое положение занимает в обществе; если он руководствуется религией, то последняя защитит и обогатит его.
(2) Каждому боящемуся Господа, святому в частности: так благословится человек, не только народ и Церковь в целом, но конкретный человек со своими личными интересами.
(3) Нас воодушевляют применить благословение к себе: «…блажен ты (ст. 2), ты вправе утешиться данным благословением и ждать для себя блага от него, как если бы оно предназначалось лично тебе; если ты боишься Господа и ходишь его путями, блажен ты, и благо тебе; что бы с тобою ни случилось, все будет обращено во благо; все у тебя будет хорошо при жизни и еще лучше – когда умрешь, а самое лучшее тебя ждет в вечности». В 4-м стихе звучит требующее внимания утвер-ждение43 : так благословится человек, боящийся Господа; да будет так по вере в данное обетование, и мы увидим сие, наблюдая исполнение обетования, мы будем наблюдать с уверенностью, что именно так и будет, ибо верен Господь, и с восхищением – ибо мы не заслужили от Него ни милости, ни благословений.
II. Здесь также даны особые обетования для благочестивых, которые могут полагаться на них во славу Господа и себе во благо; и достаточно,
1. Чтобы по Божьему благословению святые жили честно и утешались им. Господь не обещает им легкой жизни без печалей и забот, а говорит: «Ты будешь есть от трудов рук твоих». Здесь дается двойное обетование в том, что (1) у них будет работа (ибо праздная жизнь – это жалкое и тягостное существование), здоровье и достаточно сил и способностей для ее выполнения. Святым не придется быть признательными другим людям за пропитание и жить, как это происходит с нищими и калеками, за счет чужого труда. Работая в безмолвии, есть свой хлеб – это милость, равно как и долг (2Фес 3:12).
(2) Святые будут успешны в работе, обеспечивая себя и свою семью. Никто не придет, чтобы отнять хлеб из их уст – ни правитель-угнетатель, ни нашествие врагов. Господь не развеет плоды их труда, как Он это делал ранее (Агг 1:9), а благословения Всевышнего превратят малое в великое. Какое наслаждение вкушать плоды трудов собственных рук! Ибо хлеб, как и сон трудящегося, сладок.
2. Чтобы отношения в семье святого были очень хорошими, поскольку человек в первую очередь заботится о жене и детях; и если благодать Божья сделает их такими, какими им надлежит быть, они принесут человеку столько радости, сколько только может доставить творение рук Всевышнего.
(1) Жена будет, как плодовитая лоза, в доме твоем, не просто как дикий виноград, служащий украшением дома, но как лоза плодоносная, чествующая Бога и людей (Суд 9:13). Виноград – растение нежное и слабое, оно нуждается в уходе и поддержке, но он очень ценен, и есть даже мнение (поскольку все продукты его плодов не разрешалось есть назореям), что это и есть древо познания. Место жены – в доме мужа, там она занимается своим делом, и дом служит ей крепостью. «Где Сарра, жена твоя? – Здесь, в шатре, где же ей еще быть?» Ее место – в доме, не под ногами, чтобы ее попирали, и не на крыше, чтобы главенствовать (если бы было так, то жена уподобилась бы траве на кровле, о которой упоминается в следующем псалме). Но она, подобно винограду, растет сбоку, будучи ребром из бока мужчины. Она будет любящей женой и, словно лоза, прилепится к стене дома, послушной женой, подобно гибкому винограду, рост которого направляет человек. Жена будет плодовитой, как лоза, и не только детьми, но и плодами мудрости, праведности и хорошего ведения хозяйства, отрасль дерева, ветви которого простираются над стеною (Быт 49:22; Пс 79:11);
как плодовитая лоза она не просто занимает место на земле, принося кислые ягоды или плоды Содома, но приносит добрый плод.
(2) Сыновья будут как масличные ветви, которые хотя и от дикой по природе маслины, но привиты к хорошей маслине и стали общниками ее корня и сока (Рим 11:17). Как приятно родителям, которые накрыли стол пусть даже самой простой пищей, видеть за ним своих детей, чтобы вокруг стола сидело много сыновей и тех, что с ними, дабы они не рассеялись и не лишились родителей. Иов считал первым признаком своего былого процветания то, что дети его были вокруг него (Иов 29:5). Родители любят, когда за их столом сидят дети и ведут приятную беседу, и хотят, чтобы дети были здоровы и нуждались в пище, а не во враче, чтобы, подобно маслинам, они были стройными и свежими, питающимися соками хорошего воспитания, и в должное время приступили к служению.
3. Чтобы святые обрели то, что обещал Господь и о чем они молились: Благословит тебя Господь с Сиона, где находился ковчег завета и куда устремлялись в своем поклонении благочестивые израильтяне. Благословения с Сиона – наилучшие благословения, которые проистекают не от общего для всех провидения, но от особой благодати (Пс 19:3).
4. Чтобы они жили долго и увидели грядущие поколения: «Ты, подобно Иосифу, увидишь сыновей у сыновей твоих (Быт 50:23). Твоя семья будет устроена и продолжится. И ты будешь иметь радость видеть это». Сыновья сыновей, если они хорошие дети, – венец стариков (Прит 17:6), которые, как правило, обожают своих внуков.
5. Чтобы святые увидели благоденствие церкви и своей родной земли, о чем каждый боящийся Господа человек заботится не меньше, чем о благополучии своей семьи. «Ты будешь блажен в благословении Сиона и почувствуешь это. Ты будешь видеть благоденствие Иерусалима на протяжении всей своей жизни, даже если жить ты будешь долго, и никакая всенародная скорбь не омрачит твой покой». Благочестивый человек не утешится одним только созерцанием сыновей своих сыновей, если в Израиле не будет мира и он лишится надежды целиком и полностью передать грядущим поколениям неоскверненную религию, ибо это – наилучшее наследие.
Псалом 127. Библия. Текст, аудио, когда читать Psalm 127.
Добрый день. В этой записи вы найдете: текст Псалма 127 на русском, аудиоверсию для прослушивания, + размышления когда читать лучше всего.
Псалом 127. Psalm 127. Текст на русском языке
127.1. Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
127.2. Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
127.3. Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
127.4. так благословится человек, боящийся Господа!
127.5. Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
127.6. увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
ᐅ Навигация по Псалмам:
Причины для чтения Псалма 127
Не совсем верно все делить условно, и твердо разграничивать. Однако 127 Псалом наиболее применим при:
▪️ Для мира и процветания в семье, Для защиты своего дома от нечистой силы.
▪️ Для процветания бизнеса. Человек верит, и исповедует Божие традиции, то очистку и то понимание души он должен перенести и на бизнес.
▪️ Проблемы деторождения: для исцеления от бесплодия, для зачатия здорового ребенка, для защиты новорожденного ребенка, для лечения половых расстройств и болезней мочеполовой системы.
Псалом 127: слушать онлайн на русском языке
Впитайте в себя божье откровение, процедите мудрость молитвы. Ниже прикреплен аудифайл с начиткой псалма №127. Удобно для прослушивания на мобильных:
Псалом 127
этот псалом имеет связь и coглaсие с предыдущим. Назвав счастливым того, который исполнит желание свое, как сказано: блажен, кто исполнит желание свое, Давид речение: блаженны, делает теперь здесь более общим и более совершенным, говоря: блаженны, в собственном и истинном значении все тe, которые боятся Господа, где приложил: все, для показания, как говорит Златоуст, что все боящиеся Господа, хотя бы они были рабы, хотя бы нищие и жалкие, не могут иметь никакого препятствия быть блаженными и благополучными. Только тот, который не боится Бога, хотя бы имел все блага, хвалимые и возбуждающие зависть у людей, есть самый несчастный и жалкий: напротив того, боящийся Бога, хотя и страдал, чего люди убегают и отвращаются, счастливее и блаженнее всех. Можно понимать слова сии и иначе, что телесная красота и сила, и слава, и многочадие, и доброчадие, и подобные сим телесные блага не стоят собственно названия блаженства; потому что они непостоянны. За сим Давид объясняет, кто такие боящиеся Господа.
Ходящии в путех Его
Те, продолжает, боятся Бога, которые ходят путями узаконенными Богом, и открытыми в заповедях Господних. (1)
(1) Златословесного: Какие это пути у Бога? Добродетельная жизнь. Она называется путями Его; потому что ею можем придти к Богу. Не сказал путь, но пути, так как пути сии многоразличны, так что вступление на сии пути не трудно. Для того он и показал их много, чтобы разнообразием путешествия сделать для нас хождение легким. Одни украшаются девственностью, дpyгиe благочинны в браке, иные совершаются вдовством, другие лишили себя всего, а иные в половину, притом одни правою жизни, а другие покаянием совершили течение свое. Ты не мог, по крещении, соблюсти тело свое в чистоте? Так можешь очистить его покаянием, при помощи имущества, милостыни. Но у тебя ничего нет? Так можешь посещать больных. Но ты слаб телом и не можешь ходить? Перенеси все сие с благодарностью, и ты получишь награду. И Лазарев подвиг состоял в этом. Подлинно за сие он получил место в недрах Авраамовых. Никиты Стифатийского: сии боящиеся Господа суть ходящие в путях Господа; а не ходящие в путях Его не таковы. Они ходят при свете своем. Ибо всякий боящийся Господа отличается исполнением заповедей Христовых, почему и называется в Писании блаженным: блажен, говорит, муж боящийся Господа, в заповедях Его он будет иметь сильное xoтение. Феодорита: Пророк, сказав здесь: блаженны боящиеся Господа, показал отличительную черту сего страха прибавлением: ходящие путями Его. Ибо боящимся Господа свойственно не устраняться от путей Божиих, но непрестанно ходить по оным. Opигeна: Если блаженны боящиеся Господа, то небоящиеся Господа не блажены. Также если боящиеся Господа ходят в путях Его; то кто не ходит, тот не боится. Безыменного: Боящиеся Господа суть пришедшие из язычников, которые и без обрезания и заповедей Моисеевых блаженны; ибо боящиеся, говорит, Господа уповали на Господа. Но больше боящихся Господа тот, кто достиг совершенной любви; ибо любовь изгоняет страх.
Дав понятие о том, кто собственно и истинно блажен, и кто боящийся Господа, и сим поощрив народ ходить путями заповедей Божиих, Давид здесь обращает слово к боящемуся Бога и пророчествует о тех благах, которыми будет наслаждаться. Некоторые с Феодоритом и Оригеном под плодами разумели не плодополучение, но человеческие руки, выражая частью целое (так как ручная кисть, названная на греч. плодом ( καρπος ) есть часть целой руки от ручных пальцев до локтя), и изъясняют сии слова так, что ты, боящийся Господа, пожнешь плоды рук твоих и насладишься ими беспрепятственно. Так и Акила и Симмах перевели: труды ног твоих и труды рук твоих. А другие в сих словах предполагают употребление одного имени на место другого; поскольку труды здесь означают плоды, а плоды наоборот – труды, по мнению Никиты Стифатийского, ибо, наоборот, надобно читать: плоды трудов твоих будешь есть (1), а не как написано.
(1) Другой (т. е. Никита) говорит: Сия песнь, или сей псалом может приносить пользу во всей жизни: вы, говорит, заботящиеся о честности, будете вкушать плоды ее, когда будете украшены от Бога нетленными венцами и когда невоздержные и неправедные понесут наказание за злые свои действия; ибо что кто посеет, то и пожнет; ибо соответственно трудам каждого будет воздаяние за добрые дела, хотя и большею мерою по человеколюбию Божию; потому что мерою доброю, говорит, и переполненною отсыплют вам в пазуху. Сказал сие как о земледельце, получающем то, что возделывал. А из сего видно, что и Семьдесят под плодами ( καρπους ) назвали не плодородие, но часть рук. Ибо как земледелец получает награду за свои труды, и ест от трудов своих; так и каждый из упражняющихся в богопочтении, по мере трудов своих, снискивает себе пищу для будущей жизни в Боге. И в другом значении можешь назвать питанием души самую добродетель; так что сами богоугодные труды питательны и увеселительны для души.
Блажен еси, и добро тебе будет
Если, говорит, человек, боишься Бога, то ты будешь счастлив, где повторяет выше сказанное для большего утверждения слова, и хорошо тебе будет, т. е. будешь благополучен.
Жена, прибавляет, твоя, боящийся Бога, будет как виноградная лоза, изобилующая плодами, т. е. жена твоя будет многочадна в окрестностях, т. е. четырех странах и в ограде твоего дома. Другой перевел сие так: во внутреннейших местах дома твоего, называемых чертогами и девичьими покоями, где находится для успокоения и одр.
Дети твои, продолжает, будут цвести, юнеть и красоваться около стола твоего, как нежные и новые масличные деревья. (1)
(1) Тот же; Совершенному, т. е. любящему уготовано то, что око не видало и ухо не слыхало; а несовершенному и боящемуся Господа дана, как некая общница и супруга, жена, не обыкновенная, но истинному винограднику подобная, так что сказано о ней: жена добрая часть благая в часть (удел) боящимся Господа дана будет ( Сир. 26:3 ). И по словам Феодорита, и дети будут подобны новонасаждаемым маслинам, составляя около трапезы венец, как приемлющие росу благочестия и приносящие зрелый плод и не теряющие листьев. По словам преподобн. Стифатийского, жена богоугодного мужа есть благочестие, сыны и вообще дети те, которые рождаются и возрастают от учения его, дом его настоящая жизнь, в котором светит, как светильник в доме, благочестие его. Или под женою можешь разуметь, по словам его же, чистейшее размышление богоугодного мужа, из которого, как дети и плоды, рождаются произведения небесного познания, а под домом – свет Божий, которым он покрывается и просвещается; под трапезою естественное созерцание, на которой, как различные брашна, представляются слова о существах и чаша премудрости. Соименного ему Никиты в Своде Псалтири: Виноградною лозою псалмопевец называет Церковь; он так говорит загадочно к жениху Христу: жена твоя, как лоза (виноград.), изобилующая плодами, плод которой суть верующие, рожденные церковью, как матерью. Ориген под женою разумеет мудрость, а под сынами дела.
Таким образом награжден, говорит, будет от Бога благословением тот, кто боится Бога, где, благословением теперь называет милость и благодеяние Божие, как достойное благословения. Что говорит божественный Давид? Столько боишься, и только такой дар получишь от Бога? Так говорит: потому что я беседую с такими несовершенными людьми – Иудеями, которые любят вышеизложенные блага, – жен, детей и подобное им. А в другом отношении это слово, говорит Златоуст, от излишества и как бы часть прибавочная, что Бог кроме того, что даст боящимся Его блага небесные, в дополнение даст еще и сии земные блага: ищите, говорит, во-первых, царствия Божия и все сие приложится вам ( Матф. 6:33 ). В высшем же значении жена богоугодного христианина и чета его есть душа его, которая, доколе находится в теле, исполнена добродетелями, как изобилующая плодами виноградная лоза; а сыны его суть ученики и подражатели и приемники благочестия и добродетели его, которые цветут и зеленеют, как вновь насажденные маслины, возрастая духовным возрастом и окружают его во время преподавания им учения своего и угощения их брашнами божественного слова. (1)
(1) Феодорита: Так будет благословен человек, боящийся Господа: потому что Бог есть Судия не рода, а нравственности. Так Он удостоил венца Иова, хотя он происходил от рода Исава. Так Он научал истине Авимелеха, так Евнуха, так Корнилия, так и все прочие народы.
О, если бы, прибавляет, Господь благословил тебя, боящегося Его, т. е. похвалил тебя и дал тебе благодать; потому что кого Господь принимает, того и похваляет, и кого похваляет, тому дает и дары свои. Далее Господь есть тот, который живет на Сионе, или в доме на Сионе; ибо так называли живущим Господа, так как в храме Он беседовал со священниками.
И узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего
Блага дольнего Иерусалима составляли вещественное богатство, сила войск, победа над врагами, слава у всех и подобные сим другие блага: а блага горнего Иерyсалима суть те, которых не видал глаз, не слыхало ухо и что не приходило на сердце человеку ( 1Кор. 2:9 ). (1)
(1) Заметь, что по словам Григория Нисского, речение: да увидишь, поставлено здесь в значении: да насладишься, как и в следующих словах: да будет взят нечестивый, чтобы не увидел (т. е. не насладился) славы Господа, и в сих: блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят, т. е. причастятся, насладятся. И вообще видеть здесь значит – испытать, быть участником чего, как сказал и Григорий Богослов. Тихое сияние здесь истины ведет меня к ощущению блистания Бога Слова. Безыменного: Боится Господа, кто достиг только начала ycпеха и таковой еще не увидел благ горнего Иерусалима; посему сими словами желает ему и сего ycпеха, чтоб удостоиться видения оных. А из сего открывается то, что совершенство в добродетели оканчивается видением.
Да насладишься, говорит, ты боящийся Бога, чувственно сынами и детьми приемниками рода твоего, а в высшем смысле умственноприемниками и учениками благочестия и добродетели твоей, которых ты научишь и вразумишь духовно. (1)
(1) Слова Златословесного: Mногие боящиеся Бora во всю жизнь были бездетны. А наградою тогда были дети, как ныне – небо и блага небесные. А если ты не имел детей, хотя и боишься Бога; из чего можешь знать, что лишив тебя сего блага, Он не дал тебе чрез сие самое других больших? Ибо не одним образом Он благодетельствует всем, но различно, как богатый. Сколько таких, которые, имея детей, называют счастливыми не имебщих? Для сего то тебе повелено приносить такую молитву, в которой просишь только об одной чувственной вещи, а более ни о чем; ибо все прочие прошения нами считаются о небе и небесном царстве, о строгой жизни и об освобождении от грехов, а о чувственном только одно изречение повелевается произносить: какое? хлеб наш насущный дай нам сего дня. Ибо как мы призваны уже в другое отечество и назначены для лучшей жизни, то должны приносить и молитвы, соответственные оной, а от сих чувственных благ, хотя бы лились рекою, удаляться с великим старанием. Феодорита: А что и в древности не почиталось благом приобретение чувственных вещей, это показал Исаия так: пусть не говорит евнух: я дерево сухое: потому что так говорит Господь евнухам (скопцам): Я дам им в доме моем и в ограде моей место знаменитое, лучшее нежели сыны и дщери ( Ис. 56:3–5 ).
То же самое сказал и в конце 124-го псалма. Израиль здесь разумеется не только древний Иудейский народ, но и новый христианский, как мы это замечали многократно. А если впоследствии времени прекратился и оскудел мир Божий и над новым Израилем, то причиною сего оскудения сами христиане, как оказавшиеся, по своему нерадению, недостойными такового мира Божия: потому что и тогда, когда Бог грозит нам наказанием, мы не должны отчаиваться, но должны покаянием утолять гнев Божий, подражая Ниневитянам; а равно, когда обещается дать им благо, мы не должны быть ленивы, но еще большею тщательностью и исправлением жизни нашей привлекать к себе сии обещанные блага. Бог обещал и Иуде сидение на престоле вместе с прочими чистыми учениками и апостолами для произведения суда над двенадцатью израильскими племенами: и вы, говорит, сядете на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых ( Матф. 19:28 ); но он, сделавшись потом сребролюбцем и предателем, пресек путь к исполнению сего обещания Божия, сделав себя, по изъяснению Златословесного недостойным оного.
(1) Феодорита: Желает Израилю мира. Но истинный мир есть мир с Богом. А плотский Израиль, потеряв оный, лишился и другого. Евсевия: Мир на Израиля (разумеется) внутренно такового, которому похвала не от людей, но от Бога. Ибо Израиль означает не наименование рода еврейского, но правоту боголюбезного нрава; подобно тому как и врачу честь не от имени, а от знания. Златословесного: Какая выгода от прочего, если нет мира? Итак, он обещает им главное из тогдашних благ – безопасность и мир, притом непрерывный. Стифатийского: Ум по своей крайней чистоте видящий Бога, – ибо это значит: Израиль, вдруг. сделавшись уже спокойным и достигнув мира в помыслах, успокаивается от всех дел своих – как от деятельного любомудрия, так и от созерцания природы, входит при содействии Духа в глубины богословия и успокаивается в Боге.
Источник: Толковая псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха) изъясненная по святоотеческим толкованиям (пер. с греч.), Изд. 3-е. – Киев: тип. Киево-Печерской Лавры, 1907. – 1162 с.