с чего начинается жизнь человека

КОГДА, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУКИ, НАЧИНАЕТСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Жизнь человека начинается не с первого вздоха после родов, а с момента зачатия – доказанный научный факт.

с чего начинается жизнь человека

Сущность процесса оплодотворения состоит в слиянии ядер сперматозоида и яйцеклетки. В результате слияния женской (яйцеклетки) и мужской (сперматозоида) половых клеток возникает зигота – оплодотворенная яйцеклетка. Зигота – это уже новый организм на стадии одной клетки. С зиготы начинается жизнь нового организма. В ней соединяется наследственный материал отца и матери, который заложен в наследственных структурах ДНК в виде генетического кода.

Генетическая программа определит особенности строения организма, его рост, характерные черты обмена веществ, предрасположенность к болезням, психический склад. С зиготы начинается индивидуальная жизнь многоклеточного существа, в том числе и человека.

Каждое существо, а, значит, и человек, в течение жизни проходит целый ряд обязательных превращений от стадии зиготы и до смерти, на которых оно будет выглядеть иначе, но оставаться все тем же существом (человеком).

Это биологический подход. Всякие другие подходы в определении человека будут либо юридическими, либо будут носить профессиональные предпочтения (например, если считать человека человеком с рождения, с закладки нервной системы, с появления речи или с выдачи паспорта).

Итак, зигота – самая ранняя, начальная стадия развития организма. Ее «генетический паспорт» остается неизменным на всех остальных стадиях и создается в процессе оплодотворения яйцеклетки.

То, что уникальная генетическая структура зиготы образуется в результате оплодотворения яйцеклетки, очевидно любому биологу. Это научный факт.

с чего начинается жизнь человека

Заведующий кафедрой эмбриологии биофака МГУ В.А. Голиченков и профессор кафедры Д.В. Попов официально заявили, что жизнь человека начинается с момента зачатия.

Эмбрион – совершенно беспомощная сущность и не инородный предмет, т.к. он оказался в теле матери не случайно. Это естественный процесс репродукции человека. Он находится в ней, как в инкубаторе, оптимально приспособленном для его развития на ранних стадиях, но ни иммунологически, ни генетически не является матерью. Он часть тела матери только геометрически, но по сути это с самого начала другой человек.

с чего начинается жизнь человека

Важно наше отношение к эмбриону. Он не может заявить никакие свои права, это за него можем сделать мы. Если мы признаем, что эмбрион – человек в эмбриональной стадии своего развития и, как любой, человек, имеет право на жизнь, тогда он неприкосновенен. Если же мы откажемся считать его человеком (не биологически, а юридически), то сможем делать с ним все, что захотим, то есть аборт юридически не будет считаться убийством. Хотя с биологической точки зрения насильственное прерывание жизни есть убийство.

Общество должно дозреть до понимания, что прерывание жизни человека недопустимо ни на какой стадии: ни на стадии зиготы, ни бластоцисты, ни позднего эмбриона, ни родившегося человека, ни глубокого старика, ни безнадежно больного.

Она позволяет на ранней стадии выявить, например, синдром Дауна, другие тяжелые патологии. Глубокого уважения достойны родители, которые, зная о выявленной во время беременности патологии, рожают и самоотверженно воспитывают ребенка-инвалида. Но не все на это могут решиться. И вот тут, мне кажется, как раз юридическая наука должна прийти на помощь. Если родители не чувствуют в себе сил воспитывать дома ребенка с тяжелой патологией, должна быть гарантия, что это сделает специальное учреждение.

Но только силами энтузиастов эту проблему не решить. Нужна продуманная государственная социальная программа. Просто же принимать закон об уравнивании в правах эмбриона и человека, ничего не меняя в социальной политике, не совсем правильно.

Еще более сложный вопрос – здесь уже даже не об аборте речь. Скажем, родились сиамские близнецы, и врачи определили, что либо погибнут оба, либо мы одного отделим, тогда погибнет другой. Что лучше: одна спасенная жизнь за счет загубленной другой или две загубленных и ни одной спасенной? Это сложный этический вопрос, на который я не знаю, как ответить. Нужны юридические и этические нормы.

АБОРТЫ — ЭТО ГЕНОЦИД В ЧИСТОМ ВИДЕ

По данным ООН, Россия находится в числе лидеров по количеству абортов : 70% беременностей в России оканчивается абортами, три четверти браков распадаются через 4 года совместной жизни. Каждые 3 секунды убивается ребенок в абортарии.

Патриарх Московского и всея Руси Кирилл призвал законодателей запретить аборты, назвав их «одной из главных бед России». Тем не менее, большинство россиян выступают против запрета искусственного прерывания беременности. По данным «Левада-центра», 66% россиян полагают, что решение проблемы абортов нужно оставить на усмотрение людей, которых это касается. 20% опрошенных считают, что руководству страны все-таки следует принимать меры по их предотвращению. Еще 14% не имеют мнения на этот счет.

Детский омбудсмен, уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова заявила, что поддерживает борьбу с абортами, но считает, что тотально запрещать их не нужно.

с чего начинается жизнь человека

Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова

«Лично я против абортов и многие годы поддерживаю борьбу с этим явлением. Но никогда не была сторонником политики запретов», – цитирует «Интерфакс» заявление Кузнецовой, распространенное ее пресс-службой.

В заявлении для журналистов сказано, что оно распространяется «в связи с некорректной трактовкой» в СМИ высказываний омбудсмена «о якобы поддержке тотального запрета на аборты».

«Каждой женщине надо помочь сделать выбор в пользу новой жизни, чтобы родился ребенок. Для этого есть ключевой путь – профилактика абортов на основе системного подхода, где консолидируются ресурсы всех институтов общества и государства», – заявила Кузнецова.

Синодальный отдел РПЦ по благотворительности принял решение о создании в России новых церковных центров гуманитарной помощи, которые призваны помочь женщинам, находящимся на грани аборта. «Церковь принимает в решении этого вопроса самое активное и деятельное участие, устраивая специальные приюты и гуманитарные центры, куда беременные и женщины с детьми могут обратиться в том числе и за материальной поддержкой», — говорилось в обращении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которое зачитывалось во всех российских храмах 29 мая, накануне Дня защиты детей.

Средства на создание новых центров гуманитарной помощи собирались во всех российских храмах. По итогам общецерковного сбора было собрано 38 миллионов рублей.

За последние 5 лет в России при участии Церкви было открыто 45 новых приютов для женщин в кризисной ситуации – от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. В настоящее время также работают свыше 60 церковных центров гуманитарной помощи, в которых нуждающиеся могут бесплатно получить одежду, предметы гигиены, коляски, кроватки для детей и пр.; действуют десятки церковных центров защиты материнства; в ряде регионов при участии Церкви организована работа по предабортному консультированию психологов и социальных работников в женских консультациях.

Источник

Постабортный синдром — Postabortion syndrome

С чего начинается жизнь человека

Организм или «всего лишь клетка»?
Еще в средине XIX века было установлено, что клетка является элементарной единицей живого и все клетки могут появиться только из других клеток путем деления пополам. В течение полутора веков наука продвинулась от фундаментальных знаний о клетке к практической ­работе по манипуляции клетками и даже внутриклеточными структурами. Клеточный материал стал основным объектом в различных отраслях биомедицинских технологий. В том числе объектом для исследований и практических действий стали клетки, с которых начинается человеческая жизнь.

В определенный момент жизни человека его организм состоит всего из одной клетки – зиготы, которая образуется в результате слияния родительских половых клеток (сперматозоида и яйцеклетки). Клетка, как сказано выше, – это элементарная единица живого. Значит, и зигота – живая: в ней происходят различные физиологические процессы, она имеет то же строение, физиологию, что и любая другая клетка многоклеточного организма. Но является ли она самостоятельным организмом?
На этот вопрос можно смело ответить утвердительно, потому что зигота имеет все признаки живого организма: постоянство биохимического состава, наличие способности к размножению и регуляции обмена веществ, возможности реагировать на изменения окружающей среды и адаптироваться к ним. При этом зигота имеет свою особенность: она является первой клеткой многоклеточного организма, а значит, все клетки тканей и органов будущего организма произойдут именно из нее. Следовательно, зигота содержит в себе информацию о целом организме. Все без bсключения клетки, принадлежащие к двумстам сорока типам клеточных линий будущего организма, будут обладать таким же хромосомным набором, которым обладает зигота.
Итак, зигота – полноценный носитель жизни и самостоятельный организм.

Как развивается человек до рождения

Стадии эмбрионального развития
Мы выделили в отдельную главу краткий рассказ о том, как изменяется эмбрион человека за девять месяцев внутриутробной жизни, и сделали это намеренно. Эта информация нам кажется самоценной.
Сначала мы привели данные эмбриологии и генетики, подтверждающие тот факт, что с первых моментов после зачатия нужно говорить уже о самостоятельном организме, имеющем определенную степень автономности от родительского организма. В этой главе речь идет о дальнейшем развитии человеческого организма внутри утробы и, казалось бы, вопроса о том, как классифицировать этот организм, быть не должно. Однако узаконенный аборт по-
прежнему может прервать жизнь человека на любой из ранних стадий развития.
Итак, каковы в самых общих чертах стадии развития человеческого эмбриона?
Таких стадий выделяют три. Первая – это период от оплодотворения яйцеклетки до конца первой недели внутриутробной жизни, когда развивающийся эмбрион (зародыш) развивается самостоятельно вне постоянного контакта с клетками тела матери. Завершается этот этап внедрением (имплантацией) в стенку матки (эндометрий). Первую неделю эмбрион питается за счет энергии, накопленной яйцеклеткой. Следующая стадия начинается со второй и заканчивается на восьмой неделе беременности. В течение второй стадии у эмбриона формируются основные зародышевые и внезародышевые ткани и органы. Он постепенно преображается: из 10-15 неспециализированных клеток, составляющих зародышевый диск, эмбрион превращается в полноценный развитый организм человека. По окончании второй стадии эмбрион называется плодом. Третья стадия называется плодной (или фетальной).
Этот период жизни захватывает время жизни эмбриона от девятой недели до рождения (40-41 неделя). На этой заключительной стадии плод вырастает с 5 г до 3500 г, формируется головной мозг и завершается специализация систем органов; плод постепенно приобретает самостоятельность с биохимической и физиологической точек зрения. В течение всего эмбрионального этапа из одной клетки зиготы образуется более 200 миллионов клеток, а размеры эмбриона увеличиваются от микроскопического (0,12 мм) до полуметрового.

Первая стадия эмбрионального развития (первая неделя)

Вторая стадия эмбрионального развития (со второй до конца восьмой недели)
с чего начинается жизнь человекаЭта стадия включает в себя различные процессы формирования зародышевых и внезародышевых органов эмбриона. На седьмой-восьмой день появляются зачатки внезародышевых оболочек хориона и амниона (амниотический мешок или водная оболочка). С развитием хориона эмбрион начинает получать питание от матери.

К 23-му дню происходит первичная специализация клеток мезодермы: образование зачаточной хрящевой и костной ткани и скелетных мышц тела, а также дермальной ткани кожи, эндокарда и миокарда сердца. Из промежуточной мезодермы появляются зачатки сначала головной, а затем и туловищной почки, которые полностью отсутствуют у взрослого организма. Из боковой мезодермы происходит закладка мыщц и хрящей конечностей. Различимы передняя, средняя и задняя кишка. Длина эмбриона к этому сроку достигает 3 мм.
С 25-го по 35-й день (длина – от 3 до 6,5 мм) устанавливается сердцебиение в трубчатом двух­камерном сердце, наращивается масса кровяных телец, запускаются процессы сокращения, устанавливается кровообращение по венам желточного мешка. В конце четвертой недели происходит закладка гипофиза и глазных бокалов в структуре головного мозга, состоящего из трех мозговых пузырей.
На пятой неделе головной мозг состоит из пяти головных пузырей, завершается обособление четырех камер сердца. Все же формообразовательные процессы в кровеносной системе эмбриона завершаются к концу второго месяца, после чего она только растет. Однако у плода кровь минует сосуды легких.

Длина эмбриона на 35-42 день после оплодотворения увеличивается с 6,5 мм до 17 мм.
Более выражены структуры головного отдела; сформированы пять первичных отделов мозга.
В области глаза начинается дифференциация нервных, фоторецепторных и пигментных клеток; прогрессирует развитие внутреннего, среднего и наружного уха. Появляются элементы рефлекторной дуги. Различимы зачатки пальцев конечностей и локтевые сгибы, хвост, который в дальнейшем подвергается саморазрушению, верхняя и нижняя челюсти, ноздри. Происходит окостенение длинных трубчатых костей осевого скелета и костей черепа. Развиваются скелетные мышцы и мышечные оболочки внутренних органов и язык.
В конце шестой недели развития эмбриона возникает двигательная активность [Reinold E., 1981]. Сердце ребенка бьется с частотой 140-150 ударов в минуту. Формируются тимус, паращитовидные железы. Дифференцируются ткани органов пищеварительного тракта. Туловищная почка замещается тазовой (вторичной), в которой различают клубочки и канальцы. Однако функционирует пока только первичная почка.
Строение половых желез дифференцировано по полу.
Период до конца восьмой недели эмбриогенеза человека характеризуется интенсивным ростом и дальнейшей дифференциацией систем органов.

Третья, плодная стадия развития
(от девятой недели до рождения)

с чего начинается жизнь человекаНачинающийся с девятой недели внутриутробного развития человека плодный период, завершающийся рождением плода, характеризуется его интенсивным ростом, дальнейшей дифференциацией тканей и органов, становлением их функций. За этот период длина плода увеличивается с 50 мм до (в среднем) 600 мм.

К 12-й неделе внутриутробного развития плод достигает 90 мм в длину и весит около 45 г. Он приобретает все больше человеческих черт, завершается разрушение перепонок между пальцами рук и ног (восьмая неделя), которыми ребенок активно двигает; растут ногти, голова приподнимается из своего согнутого состояния (девятая неделя), появляются характерные черты лица, очерчиваются губы, появляется возможность определить пол. Проявляется защитный рефлекс (десятая неделя): ребенок способен реагировать на раздражение рецепторов на коже и отстранять раздражаемую часть тела. Рефлекторное движение пальцев конечностей в ответ на прикосновение свидетельствует о развитии соответствующих центральных нейронных связей. Появляется сосательный рефлекс. При ультразвуковом обследовании (УЗИ) отмечаются дыхательные движения плода.
У 16-недельного плода человека сформировано большинство костей тела, прогрессирует их окостенение, полностью функционирует вторичная почка. Пищеварительный тракт начинает работать в период между 16-й и 20-й неделей развития. Приблизительно в это время у ребенка развивается способность схватывать что-то ручками, плавать и переворачиваться, а также сосать собственный палец. Мать начинает ощущать движение малыша в утробе. На 20-й неделе начинается формирование кровяных клеток в костном мозге. Все тело плода покрыто нежным пушком. Немного позже (24-я неделя) на веках вырастают ресницы и брови.

На седьмом месяце завершается окончательное формирование головного мозга. На 28-32 неделях формируются сальные железы кожи, зарождается подкожная жировая клетчатка. Семенные железы (яички), заложенные и образовавшиеся в брюшной полости, начинают опускаться по паховому каналу в мошонку.
Дальнейшее развитие плода человека (33-39 недели беременности) характеризуется тем, что продолжают дифференцироваться ткани, строение и функции органов и систем плода, и при этом – замедляется его рост. Кожа приобретает розовый цвет и разглаживается. Пропорции тела полностью развиты. Форма тела и конечностей округляются. На голове вырастают волосы, достигая длины по меньшей мере одного сантиметра, ногти выступают за края пальцев. Функционируют органы чувств: выявлена реакция на свет, звук, вкусовые и обонятельные раздражители [Bodemer Ch., 1968; Patten B., 1976].
В конце девятого месяца плод рождается доношенным и становится новорожденным.

Книга
Начало жизни и внутриутробное развитие человека: от биологии к биоэтике. Священник Владимир Духович, А.Ю. Молчанов
– М: Лепта Книга, 2013. – 128 с. – (Серия «Азбука милосердия»: метод. и справ. пособия)
ISBN 978-5-91173-377-3

Источник

Жизнь человека начинается прямо с момента зачатия.

с чего начинается жизнь человека

Своими мыслями о начале человеческой жизни и доброте поделился 76-летний доктор биологических наук, автор более чем двух сотен статей, председатель совета по защите докторских диссертаций при Московском университете, профессор кафедры эмбриологии биологического факультета МГУ Владимир Голиченков. В течение тридцати лет (до октября 2014 года) он был заведующим этой кафедрой. В стенах родного университета он уже ровно 60 лет — с тех самых пор, как 16-летним пареньком впервые переступил его порог. Тогда он и представить себе не мог, что долгое время будет работать экспертом ВАКа, состоять в Обществе испытателей природы, а также в таких общественных академиях, как Международная академия информатизации и Российская Народная академия. И уж тем более, не мог предположить, что именно к нему обратится священник Максим Обухов с просьбой разъяснить, с какого момента начинается жизнь человека. Теперь документ, подписанный профессорами В. А. Голиченковым и Д. В. Поповым на бланке МГУ им. М. В. Ломоносова, широко известен среди «защитников жизни». Именно с этой темы и началась наша беседа.

О начале жизни человека

— Владимир Александрович, расскажите, пожалуйста, при каких обстоятельствах появился документ о начале жизни человека.

— Это дело давнее, где-то в начале 80-х годов. Тогда еще был жив мой друг, ученик и коллега — профессор кафедры эмбриологии, доктор биологических наук Дмитрий Васильевич Попов. Сейчас его нет. К нему пришел его знакомый священник отец Максим и задал этот вопрос. Я ему ответил, Дмитрий Васильевич меня поддержал, и мы с ним подписали этот документ. В нем написано: «С точки зрения современной биологии (генетики и эмбриологии) жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал. На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери. Его нельзя уподобить органу или части органа материнского организма. Поэтому очевидно, что аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека как биологического индивидуума».

Для профессионалов то, что человек, как и все живое, начинается с одной клетки, не является вопросом. Это точно. До формирования человека у его родителей в составе их половых желез существуют потенциальные клетки-прародительницы — половые клетки мужского и женского ряда, одна из которых от каждого родителя при встрече в процессе оплодотворения образуют зиготу. Зигота — это то, с чего начинается многоклеточный организм при половом способе размножения, самая первая стадия его существования, начало его онтогенеза. Человек от других животных отличается тем, что у него очень продолжительный эмбриональный период, очень длинное детство и очень длительный пострепродуктивный период — то, что называется «старость».

— А эта информация о начале жизни отражена в школьных учебниках?

— Я не знаю. У нас на кафедре есть небольшое отделение, которое занято связями со школой. Некоторые наши преподаватели и сотрудники кафедры работают в школах, особенно в специализированных биологических, например, Александр Молчанов. Там они ведут и занятия, и научную школьную работу. Моя жена преподает в медицинских колледжах, она связана со школами. Насколько я понимаю, после того, как в школе ввели ЕГЭ, там плохо стало, хотя есть очень хорошие учебники, в том числе по биологии. Судя по тому, что на биологическом факультете для студентов ввели русский язык, дело дрянь. В университет-то они должны грамотными приходить.

с чего начинается жизнь человека

— В природе животные не могут сами своих детенышей убивать во чреве.

— Конечно. Когда создается пара у млекопитающих, да и у птиц, наблюдается семейная солидарность. Вся биология нацелена на защиту потомства. Другое дело, что в естественном отборе и детьми жертвуют, и самцы убивают чужое потомство, и бывает, что рассасываются эмбрионы в неблагоприятных условиях. Но только люди берут на себя право убивать. Когда воюют и убивают всех подряд, любое другое злодеяние все равно окажется внутри того, которое открывает война. Там вообще не знают, кого убивают. Видимо, природа человека такая. Человечество еще не однородное, и внутри, наверное, есть разные субпопуляции: от бесконечных патологических злодеев до почти ангелов. С точки зрения отбора это, наверное, хорошо. Представлен самый широкий спектр того, чем в принципе может быть этот самый социальный вид

— 22 января 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая в Государственной Думе ФС РФ, предложил законодателям вывести аборты из системы Обязательного медицинского страхования (ОМС) и принять меры по поддержке семьи и материнства. Как ученый Вы высказались относительно абортов. А что скажете об аборте как человек, гражданин, семьянин?

— Вы знаете, я думаю, что аборт может быть признан убийством, потому что живое существо лишается жизни, причем на той стадии, где оно биологически существует, но свою волю выразить никак не может. Если вы спросите о моем отношении к охоте, то я не только против охоты в любых видах (охоты любительской, охоты профессиональной), но и против любых издевательств над животными, против зверинцев при каких-то увеселительных заведениях. Я считаю, что это отвратительно. А начинается все от отношения человека к самому себе. Если человек уничтожает на ранних этапах целые поколения, что тут хорошего?

— Но почему до сих пор аборт разрешен законом?

— Существующая практика порождает вопросы, на которые однозначного ответа не будет, потому что причины обращения к абортам могут быть самые разные. По-моему, фактически нельзя решить вопрос о том, кем нужно пожертвовать — беременной женщиной или ребенком, — если есть угроза их гибели, и аборт может спасти кого-то одного из них. Этот вопрос можно решить только в каждом конкретном случае. А в целом, что уж говорить, конечно, аборт — это отвратительная вещь, тем более что у нас сейчас демографическая яма. Россия — это страна, где должно было жить, по меньшей мере, 400 миллионов человек. Я не имею в виду распад великой державы, тут уж, наверное, 100 миллионов от нас ушло вместе с территориями. Но все равно 140 миллионов человек — это очень мало для самой большой страны, для самой богатой по природным запасам (от кислорода, пресной воды, природных ископаемых до возобновляемых ресурсов растительного и животного мира) страны в мире.

— Что бы вы хотели пожелать людям, от решения которых зависит, будет ли ребенок жить или погибнет?

— Чтобы эти люди были предельно добрыми и предельно профессиональными. Чтобы они в своей профессии были мастерами высшего класса и при этом, чтобы они были очень добрыми людьми, обязательно добрыми. Я бы хотел профессиональности и доброты, но чтобы и государство в свою очередь понимало, что ничего важнее рождения детей — будущих граждан России — для него нет. Когда так будет, будет хорошо.

Беседовала Ирина Ахундова,
Общественный фонд «Центр Национальной Славы России».

доктор Бернарда Натансон

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *