Ржд пакет акций у государства

Акционерный капитал

Учредитель

Учредителем ОАО «РЖД» является Российская Федерация.

Акционер

Единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство РФ.

Уставный капитал

Уставный капитал ОАО «РЖД» сформирован учредителем путем внесения в него имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта.

По состоянию на 01.12.2021 уставный капитал ОАО «РЖД» составляет 2 528,751131 млрд рублей и разделен на 2 378 751 131 обыкновенных именных бездокументарных акции номинальной стоимостью 1000 рублей каждая акция и 150 000 000 привилегированных именных бездокументарных акции номинальной стоимостью 1000 рублей каждая акция.

Выпуски обыкновенных акций

Государственный регистрационный
номер выпуска акций
Дата государственной регистрации
выпуска
Количество акций в выпуске, шт.Решение о выпуске/Документ, содержащий условия размещения/Проспект ценных бумагОтчет об итогах выпуска ценных бумаг
1-01-65045-D02/12/20031 535 700 000
1-01-65045-D-001D*13/12/20075 997 819
1-01-65045-D-002D*23/12/200841 500 000
1-01-65045-D-003D*25/08/200911 318 400
1-01-65045-D-004D*04/03/201060 000 000
1-01-65045-D-005D*23/12/2010
1-01-65045-D-010D*23/07/201331 745 352
1-01-65045-D-011D*26/12/201327 724 619
1-01-65045-D-012D*22/05/201412 973 678
1-01-65045-D-013D*19/08/201412 070 500
1-01-65045-D-014D*29/12/20144 708 977
2-01-65045-D20/02/201550 000 000
1-01-65045-D-015D*18/06/201564 280 838
1-01-65045-D-016D*29/12/20158 950 000
1-01-65045-D-017D*10/03/201644 151 961
1-01-65045-D-018D27/12/201624 981 693
1-01-65045-D-019D27/04/201729 786 438
1-01-65045-D-020D09/11/201713 155 453
1-01-65045-D-021D21/12/201717 686 420
1-01-65045-D-022D23/04/201824 103 858
1-01-65045-D-023D21/12/201834 884 072
2-01-65045-D-001D21/12/201820 000 000
1-01-65045-D-024D16/05/20196 933 700
1-01-65045-D-025D14/10/201944 073 905
2-01-65045-D-002D14/10/201919 500 000
1-01-65045-D-026D23/12/20198 606 221
2-01-65045-D-003D23/04/202020 500 000
1-01-65045-D-027D23/04/202032 112 442
1-01-65045-D-028D22/12/202016 385 689
2-01-65045-D-004D22/12/202040 000 000
1-01-65045-D-029D12/08/202131 726 099

звонок бесплатный для всех регионов РФ

по всему миру, оплата в соответствии с тарифами вашего оператора связи

Источник

Общее собрание акционеров ОАО «РЖД»

Высшим органом управления ОАО «РЖД» является общее собрание акционеров. Поскольку все акции ОАО «РЖД» принадлежат единственному акционеру — Российской Федерации, а полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации, то все решения по вопросам, которые относятся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются Правительством Российской Федерации и оформляются письменно в форме постановлений и распоряжений.

Компетенция общего собрания акционеров ОАО «РЖД» определяется Федеральным законом «Об акционерных обществах» (статья 48) и Уставом ОАО «РЖД» (пункт 62). К компетенции общего собрания акционеров Компании относятся:

В 2020 году были проведены одно годовое общее собрание акционеров и пять внеочередных общих собраний акционеров ОАО «РЖД». На годовом общем собрании акционеров ОАО «РЖД» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2020 года No 2509-р. были приняты следующие решения:

На внеочередных общих собраниях акционеров ОАО «РЖД» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 марта 2020 года No 552-р, постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2020 года No 244, распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2020 года No 890-р, постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2020 года No 450, распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 мая 2020 года No 1260-р, распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 года No 3190-р, постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 года No 2004. были приняты следующие решения:

Источник

Приватизация РЖД – признание беспомощности власти

Идея продать небольшой пакет акций Российских железных дорог подкреплена совершенно чудовищной аргументацией

Министерство финансов России продолжает кампанию по пополнению российского бюджета любой ценой. Государство уже сейчас забирает себе более трети дохода страны, но для реализации дорогостоящих социальных программ, типа повышения пенсионного возраста, этого мало. Поэтому министр финансов Антон Силуанов зорко смотрит по сторонам в поиске непрофильных активов, которые можно продать.

Компания, которая не платит

ОАО РЖД (открытые акционерные общества в России официально уже не существуют, но РЖД упорно называют себя именно так) – стопроцентно государственная компания, естественный монополист с огромными оборотами. Идея как-то продать её (вернее, «привлечь частных инвесторов») обсуждается в правительстве с 2005 года. Действительно, что теряет государство? Сохраняя 75% или более акций, оно оставляет за собой возможность провести абсолютно любые решения. Минус лишь в том, что приходится делиться с миноритариями прибылью в виде дивидендов, но в наших условиях этого минуса нет, поскольку РЖД вообще ничего не платят своему единственному акционеру – только потребляют. В трёхлетний бюджет заложены поступления от монополии, но в её собственные планы – нет.

Ржд пакет акций у государства

Фото: Amnat Phuthamrong / Shutterstock.com

Существует правило, согласно которому 50% прибыли государственных компаний (тех, где Россия контролирует 50% + 1 акцию или более) должно выплачиваться в виде дивидендов. С большим количеством оговорок и льгот основные корпорации это правило выполняют. РЖД – нет. Удалось, правда, уговорить компанию заплатить по итогам 2019 года… старыми вагонами, которые поедут в Крым, куда сами РЖД, опасаясь санкций, заходить отказались.

И надо сказать, что отказ от дивидендов РЖД поддерживают сырьевые компании, которым нужны максимальные инвестиции в транспортное сообщение. Только, к сожалению, это почти исключительно экспортные каналы.

Если ранее, говоря о приватизации РЖД, имелось в виду исключительно пополнение бюджета, то на сей раз в Министерстве финансов заговорили об экономии. И на ком! Не на нас с вами, а на руководстве государственной компании! Если акции будут выставлены на биржу, у них появится рыночная цена, а значит, зарплату и бонусы топ-менеджмента можно будет привязать к этому показателю.

То есть правительство, имея абсолютную власть над РЖД, на полном серьёзе раздумывает, как же заставить корпорацию платить деньги и как снизить размеры зарплат её руководителей. Именно ради этого предлагается выставить на продажу 5-10% акций.

Ползучая приватизация

Несмотря на то что 100% акций РЖД принадлежат государству, на самом деле содержания в этих ста процентах постепенно становится всё меньше. Компанию потихоньку приватизируют, не выставляя на рынок, а выделяя из неё в отдельные компании наиболее прибыльные направления и затем продавая уже их. Только что реализован «Трансконтейнер», причём за вполне увесистые 60 млрд рублей. Аукцион выглядел честным – на нём проиграли такие тяжеловесы, как Роман Абрамович и Владимир Лисин, кстати, владеющий ещё одной выделенной из РЖД «Первой грузовой компанией».

Давно уже нет доли РЖД в Центральной пассажирской пригородной компании, катающей москвичей и «замкадышей» на собственных и арендованных у тех же РЖД электричках. То есть ползучая приватизация РЖД всё равно идёт. Правда, конкуренции, под знаком которой её проводят (в первую очередь между перевозчиками грузов), на наших железных дорогах всё равно не видно.

Вряд ли правительство вообще питает какие-то иллюзии относительно Олега Белозёрова и его настроя на конкуренцию. Прямо перед своим назначением в РЖД он, например, в один голос с арестованным ныне министром Михаилом Абызовым продвигал идею выдачи подряда на установку систем взвешивания тяжелых автомобилей по всей стране без конкурса. РЖД неплохо конкурирует на внешних рынках с другими подрядчиками, но внутри страны никакого сопротивления не потерпит. И раз Олег Валентинович остаётся на своём месте, значит он устраивает наше правительство.

Ржд пакет акций у государства

Олег Белозёров. Фото: Kremlin Pool / Globallookpress

Спиной к России

Слово «приватизация» в России имеет однозначно негативную коннотацию, но на самом деле ничего плохого в частном бизнесе, в том числе и возникшем на месте государственного, нет. Частные железные дороги тоже – отнюдь не экзотика в развитых странах. Важно лишь помнить, что если у госкомпаний предполагается социальная ответственность, то у частных она бывает лишь приятным исключением из правил.

Встаёт вопрос: если даже сейчас РЖД выглядит не столько российской, сколько антироссийской компанией, что будет в случае её приватизации, ибо где 5%, там и 10, 20, 40? Будучи формально государственным, АО РЖД не развивает отдалённые уголки страны, проводя туда транспорт, наоборот: корпорация уничтожает трассы, проложенные её предшественниками (мартиролог можно посмотреть на страницах энтузиастов), зато в изобилии строит дороги для вывоза природных ресурсов из страны. При этом за границей российские железнодорожники ведут массу прекрасных проектов, но внутри России их энтузиазм почему-то исчезает. Обновление дорог ведётся в первую очередь там, где они и без того есть – на трассах Москва – Санкт-Петербург, Москва – Ярославль – Санкт-Петербург (здесь идёт грузовой трафик между двумя столицами).

Более того, именно министр финансов Антон Силуанов, пытающийся сейчас через акционирование «раскулачить» Белозёрова, категорически отказывается выделять деньги на «бесперспективные» дороги. Вместо того чтобы спасать отдалённые уголки инфраструктурой, мы оставляем их умирать. Потому что в спасении «нет экономики». «Экономика», судя по всему, есть в том, чтобы построить один мегаполис от Москвы до Петербурга, а всё содержимое остальных территорий продать в Европу и Китай. Ну и не забыть проспонсировать Белоруссию и Кубу.

Чтобы ограничить зарплату руководителей, не нужно никаких сложных биржевых телодвижений.

Чтобы заставить РЖД платить дивиденды, достаточно приказать это сделать.

Приватизация части РЖД даст единовременную подпитку бюджета, но ещё более отдалит компанию от её истинного предназначения – развития России, а не российского сырьевого экспорта.

Источник

Ценные бумаги

Облигации

Международный рынок капитала

РЖД — лидер по ответственному финансированию в России

В ноябре 2020 года в рамках проводимой работы по оптимизации валютной структуры кредитного портфеля Компании был реализован досрочный выкуп еврооблигаций, номинированных в евро, срок погашения которых наступает в 2021 году. По итогам тендера были выкуплены облигации на сумму 250 млн евро.

В декабре 2020 года ОАО «РЖД» подтвердило статус новатора на рынках капитала. По итогам проработки нового инструмента была закрыта книга заявок по первому в истории России выпуску социальных еврооблигаций. Объем сделки составил 25 млрд руб., ставка — 6,598 % (самая низкая за всю историю размещений еврооблигаций в рублях со сроком более пяти лет), срок — 7,25 лет. Это самое долгосрочное публичное размещение еврооблигаций в рублях в истории российских эмитентов. Денежные средства от него направляются на социальные проекты, связанные с повышением транспортной доступности, здравоохранением и образованием.

Данная сделка стала настоящим прорывом для российских компаний и побила все рекорды: по сроку, объему и ставке размещения. Выпуск был подготовлен в соответствии с Принципами социальных облигаций Международной ассоциации рынков капитала (International Сapital Markets Association’s Social Bond Principles). Подтверждение о соответствии было предоставлено компанией Sustainalytics, ведущим независимым экспертом и рейтинговым агентством в сфере ESG.

Кроме того, ОАО «РЖД» продолжило работу по диверсификации источников финансирования. В течение 2020 года были привлечены кредиты от международных институтов развития для финансирования проектов развития и снижения негативного влияния последствий пандемии коронавируса.

В 2020 году суммарно через международные инструменты было привлечено порядка 100 млрд руб. в рублевом эквиваленте.

Проекты, которые финансируются за счет социальных облигаций

Средства от инструментов социального финансирования ОАО «РЖД», включая средства, привлеченные при размещении социальных облигаций, будут использоваться для финансирования расходов Компании по проектам, которые соответствуют принципам Концепции социального финансирования ОАО «РЖД» и соотносятся с Целями в области устойчивого развития ООН.

Соответствие проектов, финансируемых за счет социальных облигаций, ЦУР ООН

Люди, живущие далеко от центра города

Городское население в целом

Население регионов с недостаточным проникновением медицинских услуг

Население России в целом

Население регионов с недостаточным проникновением образовательных услуг

Население России в целом

Пациенты с COVID-19

Население регионов, пострадавших от стихийных бедствий

Целевая категория населения

«Ласточка» — скоростные пассажирские электропоезда на основе платформы Siemens Desiro, которые используются как в пригородном, так и в междугородном, дальнем пассажирском сообщении. Закупка поездов «Ласточка» относится к проектам в категории «Экологически чистый транспорт», предусмотренной Принципами зеленых облигаций.

Индикативный расчет воздействия на окружающую среду в результате использования электропоездов «Ласточка», проведенный Компанией, показал значительное преимущество железнодорожного транспорта для перевозки пассажиров по сравнению с автомобильным транспортом. В 2020 году выбросы СО2 от использования «Ласточек» были в 7,8 раза меньше, чем уровень выбросов от перевозки аналогичного количества пассажиров автомобилями.

Перевозки пассажиров электропоездами млн пасс.

Основные проектыЦели устойчивого развития ООН (ЦУР ООН)Целевая категория населения
Доступная транспортная инфраструктура
Городская электричка
Развитие вокзальной инфраструктуры и доступность для маломобильных пассажиров
Строительство и реконструкция железнодорожных линий пассажирского сообщения
Здравоохранение
Предоставление медицинских услуг, включая строительство и реконструкцию медицинских учреждений
Образование
Предоставление образовательных услуг, включая строительство и реконструкцию учебных заведений
Другие социальные проекты
Защита населения от COVID-19
20162017201820192020
Пригородные перевозки21 830,229 741,041 324,553 347,939 604,5
МЦК27 163,1110 829,5129 633,0147 538,4115 259,0
Всего48 993,3140 570,5170 957,5200 886,3154 863,5

Локальный рынок капитала

В сентябре 2020 года ОАО «РЖД» закрыло сделку

по первому в истории России выпуску зеленых бессрочных облигаций,

В 2020 году Компания трижды успешно проводила первичное размещение рублевых облигаций на локальном рынке капитала, а также сделки по вторичному размещению ранее выкупленных облигаций.

В 2020 году ОАО «РЖД» впервые вышло на локальный рынок облигаций в начале марта, разместив 15 млрд руб. на 10 лет и зафиксировав ставку первого купона на уровне 6,44 %, далее ОФЗ на сроке семь лет + 0,5 %.

В апреле 2020 года Компания успешно закрыла две книги заявок на срок семь лет: на сумму 10 млрд руб. по ставке 7,55 % и на сумму 15 млрд руб. по ставке 7,35 %.

7 мая 2020 года в рамках совещания у Президента Российской Федерации В. В. Путина по вопросам развития транспортной отрасли была поддержана инициатива ОАО «РЖД» по использованию нового инструмента бессрочных облигаций для сохранения устойчивого внутреннего спроса на продукцию отраслей отечественной промышленности. В рамках зарегистрированной Программы бессрочных облигаций на 370 млрд руб в течение 2020 года было реализовано семь выпусков облигаций на общую сумму 31 млрд руб., что является выдающимся результатом для нового на рынке инструмента.

Первое размещение состоялось в июне 2020 года. В ходе формирования книги были поданы заявки от широкого круга инвесторов, обеспечивших переподписку по объему размещения более чем в два раза. Это позволило несколько раз снижать ориентир по ставке купона (с 7 % до финального 6,55 %) и увеличить объем размещения с изначальных 15 млрд руб. до 30 млрд руб. В июле 2020 года размещен второй выпуск бессрочных облигаций на сумму 20 млрд руб. по ставке 7,3 %.

В октябре 2020 года Компания реализовала выпуск бессрочных облигаций в объеме 80 млрд руб. по ставке первого купона 7,25 %, далее ОФЗ на сроке пять лет + 1,65 %. В ноябре 2020 года Компания привлекла через бессрочные облигации 33 млрд руб. по ставке первого купона 7,25 %, далее ОФЗ на сроке пять лет + 1,65 %. В декабре 2020 года были реализованы еще два выпуска бессрочных облигаций на общую сумму 50 млрд руб., ставка первого купона по обеим сделкам составила 7,25 %.

Всего в 2020 году суммарно через инструменты локального рынка капитала было привлечено 353 млрд руб.

Акционерный капитал и дивиденды

Акционерный капитал

ОАО «РЖД» включено в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 года № 1009. Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации.

Уставный капитал ОАО «РЖД» сформирован путем внесения в него имущества организаций федерального железнодорожного транспорта. Размер уставного капитала ОАО «РЖД» по состоянию на 31 декабря 2020 года составлял 2440,639343 млрд руб. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 года № 2004. Уставный капитал Компании состоит из 2 330 639 343 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 тыс. руб. каждая и 110 000 000 привилегированных именных акций номинальной стоимостью 1 тыс. руб. каждая.

Дивидендная политика

Выплата дивидендов по привилегированным акциям ОАО «РЖД» в 2020 году по итогам работы за 2019 год осуществлена в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 2509-р. На выплату дивидендов ОАО «РЖД» по итогам 2019 года было направлено по привилегированным акциям — 2 667,1 млн руб., что составляет 4,99 % от годовой чистой прибыли по РСБУ.

Прогноз распределения чистой прибыли Компании, полученной по итогам 2020 года

По итогам 2020 года ОАО «РЖД» получило чистую прибыль в размере 0,3 млрд руб. В соответствии с пунктом 42 раздела 6 Устава ОАО «РЖД» создается резервный фонд в размере 5 % от чистой прибыли отчетного периода (14,1 млн руб.).

Выплата дивидендов за 2020 год будет осуществлена в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации. В ДПР предусмотрена выплата дивидендов только по привилегированным акциям (на объем выпущенных привилегированных акций 134,5 млрд руб. с дивидендной доходностью 2,98 %) и направление всей остающейся чистой прибыли на инвестиции в рамках КПМИ.

Динамика распределения чистой прибыли Компании, полученной по итогам 2015–2019 годов, млрд руб.

Показатель20152016201720182019
Чистая прибыль0,36,517,518,453,5
Отчисления в резервный фонд0,020,30,90,92,7
Начисленные дивиденды0,35,18,813,42,7
по обыкновенным акциям0,35,18,813,4
по привилегированным акциям0,0050,0050,0050,0072,7

На формирование резервного фонда в 2019 году направлено 2 672,8 млн руб. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2020 года No 2509-р. В иные фонды начисления не производились.

Кредитные рейтинги ОАО «РЖД»

Несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию и тенденции по снижению рейтингов транспортным компаниям из-за последствий пандемии в связи с короновирусной инфекцией, кредитные рейтинги ОАО «РЖД» в 2020 году от международных и национальных рейтинговых агентств были сохранены на инвестиционном уровне.

В феврале 2020 года агентство Moody’s подтвердило рейтинг ОАО «РЖД» на инвестиционном уровне «Baa2» со «стабильным» прогнозом (что на одну ступень выше суверенного рейтинга России). Позже, в июне 2020 года, агентство изменило прогноз по рейтингу на «негативный» для отражения влияния пандемии на транспортную отрасль в целом, подтвердив при этом уровень «Baa2».

В августе 2020 года агентство Fitch подтвердило кредитный рейтинг ОАО «РЖД» на инвестиционном уроне ВВВ со «стабильным» прогнозом, что соответствует суверенному, а также рейтинг самостоятельной (standalone) кредитоспособности Компании (не учитывающий страновые риски) на уровне «BBB+», что на одну ступень выше основного рейтинга.

В ноябре 2020 года, с учетом остающихся актуальными макроэкономических вызовов и неопределенности относительно скорости восстановления российской и мировой экономики, были дополнительно проведены встречи в формате онлайн с аналитиками рейтинговых агентств АКРА и S&P, в которых также приняли участие представители Министерства финансов Российской Федерации. Представители акционера ОАО «РЖД» прокомментировали вопросы, связанные со стратегией развития железнодорожной отрасли и мерами поддержки Компании со стороны государства. Участие представителей акционера в диалоге с рейтинговыми агентствами имеет большое значение для Компании.

Вскоре после состоявшегося трехстороннего диалога, агентство АКРА подтвердило рейтинг ОАО «РЖД» на высшем уровне кредитного рейтинга эмитента — «ААА(RU)» со «стабильным» прогнозом. В декабре 2020 года агентство «Эксперт РА» также подтвердило кредитный рейтинг ОАО «РЖД» на аналогичном высшем уровне — «ruAAA» со «стабильным» прогнозом. Таким образом, Компания поддерживает дополнительную независимую оценку своего высокого кредитного качества в роли заемщика от национальных рейтинговых агентств.

В своих отчетах, выпущенных в течение года, агентства признавали негативное влияние пандемии COVID-19 на деятельность Компании и отмечали важность своевременной и достаточной поддержки со стороны государства, которая была выражена, в том числе, в согласовании программы размещения бессрочных облигаций ОАО «РЖД». Кроме того, агентства отмечали сохранение Компанией высоких показателей ликвидности и диверсифицированность источников заимствований.

Кредитные рейтинги Российской Федерации и ОАО «РЖД» по состоянию на конец 2020 года

ЭмитентАгентствоРейтингПрогноз
Российская ФедерацияStandard & Poor’sBBB−стабильный
Moody’sBaa3стабильный
FitchBBBстабильный
ОАО «РЖД»Standard & Poor’sBBB−стабильный
Moody’sBaa2негативный
FitchBBBстабильный
АКРА (АО)ААА(RU)стабильный
«Эксперт РА»ruAAAстабильный

С учетом мер, принимаемых для ограничения распространения коронавирусной инфекции, в 2020 году ОАО «РЖД» продолжило диалог с российскими и зарубежными финансовыми инвесторами как в формате двусторонних телефонных звонков, так и через участие в отраслевых конференциях онлайн. В ноябре 2020 года представители Компании приняли участие в 12 ежегодном Инвестиционном форуме ВТБ Капитал «РОССИЯ ЗОВЕТ!» в формате онлайн.

ОАО «РЖД» стремится обеспечить прозрачность своей деятельности в соответствии с применимыми законодательными требованиями и с учетом интересов инвесторов и других вовлеченных сторон. Раскрытие информации осуществляется в соответствии с принятым советом директоров ОАО «РЖД» Положением об информационной политике Компании.

ОАО «РЖД» раскрывает бухгалтерскую и финансовую отчетность в соответствии с российскими (РСБУ) и международными (МСФО) стандартами. Кроме того, ОАО «РЖД» является эмитентом ценных бумаг, обращающихся на Московской бирже, и осуществляет раскрытие информации в интернете в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере рынка ценных бумаг.

В выпускаемом ежегодно годовом отчете Компания раскрывает существенную информацию о своей деятельности в соответствии с нормативными требованиями. Годовой отчет направляется акционеру при подготовке к общему собранию акционеров. На сайте доступна обширная информация о деятельности Компании, включая внутренние документы. Часть существенной информации о деятельности Компании, важная для зарубежных аудиторий, раскрывается на английском языке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *