рузиля сафина биография семья фото
Рузиля Сафина: «В КПСС я вступила в 22 года!»
«Шәһри Болгар» стал настоящей серьезной работой», — рассказывает директор издательского дома «Акчарлак» Рузиля Сафина, снявшая клип, где она читает поэму Таслимы Низами. Еще две работы супруги Габдельфата Сафина — это «Ак кәгазь» Резеды Ахияровой и Рената Хариса, а также «Миләушә көндәлегеннән» на стихи Ангама Атнабаева. В интервью «БИЗНЕС Online» она рассказала о том, что объединяет данные работы, о несостоявшейся идее собственного театра и ближайших планах.
Рузиля Сафина: «Некоторые тексты я, заходя в студию, тут же декламирую без предварительной подготовки — настолько они западают в душу»
«В МОЕМ СЕРДЦЕ ЕСТЬ ТАКОЕ ЧУВСТВО, КАК ПАТРИОТИЗМ»
— Рузиля, почему вы решили посвятить свои новые клипы со стихами и песнями 100-летию ТАССР? Чем вам так близка эта юбилейная дата?
— Конечно, она мне близка. В школе я была секретарем комсомольской организации, комсомольским секретарем в деревне. Когда училась заочно в вузе, работала директором дома культуры и уже тогда проводила мероприятия районного масштаба. В КПСС вступила в 22 года! В моем сердце есть такое чувство, как патриотизм… А клипы снимаю на стихи, наверное, лет пять. До того в основном о любви, но в этом году захотелось прочесть более значимое произведение
— Хотелось бы поподробнее о ваших новых творческих работах…
— Первый клип, посвященный 100-летию ТАССР, — «Шәһри Болгар». Поэт-композитор Таслима Низами рассказывала, что у нее есть поэма про Болгар, и предлагала прочесть эти стихи. Но у нас была гастрольная пора, я ответила, что пока не получится. Чуть позже сама позвонила Низами, она обрадовалась, отправила мне поэму. У меня первое образование режиссерское, потому всегда это делаю по-своему. Некоторые тексты я, заходя в студию, тут же декламирую без предварительной подготовки — настолько они западают в душу.
Когда я записала аудиовариант «Шахри Болгар», послушала его, и вот тут перед глазами встала наша история, история древних булгар. Я сама два года подряд была в Болгаре на «Изге Болгар Җыены» — ездила с продукцией нашего издательства «Акчарлак». Мы ночевали там, утром приходилось вставать перед рассветом, в общем, видела закат и рассвет. Вот эти впечатление не могу забыть до сих пор. И на следующий день я, возвращаясь домой, ощутила такой подъем. Под этими впечатлениями и родился клип.
— Получилось красиво, вы несколько раз меняете костюмы…
— Можно было, конечно, выйти в традиционной татарской, мусульманской одежде, но я хотела, чтобы клип оказался европейского уровня. Сын Таслимы Низами Ильшат Шарафутдинов перевел поэму на английский язык. В итоге клип к «Шәһри Болгар» получился в трех вариантах: на татарском, с субтитрами на английском, а в третьем варианте на английском читает Ильшат. «Шәһри Болгар» стал такой настоящей серьезной работой, ведь другие клипы все же в основном посвящены любви, матери, родному краю.
«ДО ТОГО СОВЕРШЕННА, ЧТО У НЕЕ СЛОВА И МЕЛОДИЯ ПЕРЕПЛЕТЕНЫ ДРУГ С ДРУГОМ»
— Расскажите о клипе «Ак кәгазь» на песню, которую написали создатели опер «Любовь поэта» и «Сююмбике» — композитор Резеда Ахиярова и поэт Ренат Харис. Почему решили исполнить песню, созданную многолетним творческим тандемом?
— Это моя первая работа с замечательными авторами, но композицию «Ак кәгазь» я знала с юных лет, она очень мне нравилась, исполняла ее на различных вечерах. Своим желанием спеть «Ак кәгазь» поделилась с супругом Габдельфатом, и он, не рассказывая об этом, отправил ее аранжировщикам. Сделал сюрприз, а сам уехал отдыхать. Услышав мелодию, я была просто поражена, перед глазами прошла юность, разные события 32-летней супружеской жизни, периоды влюбленности. В детстве мы привыкли слушать песни по радио и первым делом обращали внимание на музыку, в подростковом возрасте, когда наступает период влюбленности, начинаешь и к словам прислушиваться. А песня «Ак кәгазь» до того совершенна, что у нее слова и мелодия переплетены друг с другом, точно не скажешь, что больше нравится.
— Но вы общались с авторами песни?
— Когда мы уже сняли клип, я отправила видео Ренату Харису и Резеде Ахияровой, попросила у них разрешения на исполнение. Ахиярова тут же написала и сказала, что ей понравилось, подобное меня еще больше вдохновило. Тема любви главная в клипе. Это была идея продюсеров Юлии Марино и актера иммерсионного спектакля «Анна Каренина» Тимура Акулова, который играет там главную роль. Они предложили посвятить клип 100-летию ТАССР, мы все обсудили, родился сценарий. Любовь ведь вечна, меняются лишь эпохи, формы. В клипе показаны 1920-е годы, а потом война, девушка ждет парня. Старинный деревенский дом с печкой, где пекут пироги, женщина в мусульманской одежде. По сценарию любимый не вернулся с войны, они так и не встретились.
— Снимали в Старо-Татарской слободе?
— Да, это дом купца Муллина, нам не пришлось даже искать реквизит, все там имелось, единственное, что кухонной доски для раскатывания теста не было, ее моя родственница принесла. Она живет рядом. Все шло как положено… А кухонную доску мы потом оставили в музее. Виды природы же снимали близ озера Лебяжье, в тот день было так холодно даже в верхней одежде, удивляюсь, как не простудилась. Видимо, прекрасная песня, мое сильное желание помогло.
— Еще одна ваша поэтическая работа — «Миләушә көндәлегеннән». Вы читаете стихи популярого поэта Ангама Атнабаева. Почему именно этот автор?
— Мы в издательстве выпускаем книги, в том числе стихи, часто так и знакомишься с ними. В соцсетях мне часто писали, чтобы я обратила внимание на произведения Ангама Атнабаева, дескать, они мне очень подойдут. И, как-то читая его стихотворение «Миләушә көндәлегеннән», я просто была потрясена тем, как мужчина тонко чувствует женскую душу. Историю этого произведения я изучила: Атнабаев учился в Казани, окончил татфак и был влюблен в девушку по имени Гульчачак, но они не смогли быть вместе. И это всю жизнь держало Ангама-абыя, он выразил свои чувства в своем произведении в форме писем. Я взяла три-четыре письма, прочла их, и это так легло на душу. Атнабаев — татаро-башкирский поэт и драматург, но всегда свои выступления начинал здороваясь по-татарски, значит, ему Татарстан был близок.
«Иногда говорят: «Ну зачем тебе это все надо, дел и без того хватает». Но, если душа поет, если появилась такая возможность, почему бы не воспользоваться?»
«СЧИТАЮ, НАДО ИДТИ СВОЕЙ ДОРОГОЙ»
— Мы знаем вас как супругу популярного певца Габдельфата Сафина, а сейчас, возможно, на сцене появится и супружеский дуэт Сафиных?
— Я у мужа в этом году выступала на концертах. Пела одну песню, читала стихотворение. Дуэтом не приходилось выступать: Габдельфат категорически против, да и у меня нет такого желания. Это все равно что примазаться к успешному исполнителю. Считаю, надо идти своей дорогой.
— Ждать ли нам новых песен от Рузили Сафиной?
— Уже готовы две, собираюсь сделать клип. Иногда говорят: «Ну зачем тебе это все надо, дел и без того хватает». Но, если душа поет, если появилась такая возможность, почему бы не воспользоваться? Я не певица, а автор-исполнитель, единственное исключение — песня «Ак кәгазь», а так музыку и тексты пишу сама. У меня много песен, три из них спел Габдельфат, причем когда я ему показала их, то первое время не говорила, что они мои.
— Есть ли творческая мечта, которую хотелось бы воплотить?
— Я хотела создать театр «Акчарлак», об этом мы говорили с актером, драматургом Амануллой (Амиром Камалиевым), он начал писать сценарии, а потом его не стало… Думаю о моноспектакле, недавно подсчитала: у меня есть материал на 40–50 минут — стихи, песни. Сейчас размышляю, как все это подать…
Рузиля Сафина: «Нашему конкурсу нет аналогов на татарской эстраде»
Почему 72-летняя женщина может петь лучше, чем молодые артисты, а крановщик со стройки достоин хоть сейчас стать исполнителем в профессиональном коллективе, как сделать людей счастливыми, а также почему газеты на татарском языке пользуются популярностью у читателей — в интервью генерального директора издательского дома «Акчарлак» Рузили Сафиной.
Рузиля Сафина — директор издательского дома «Акчарлак»
«МЫ ПРОСТО ХОТИМ СДЕЛАТЬ ЛЮДЕЙ СЧАСТЛИВЫМИ»
— Рузиля Хасимовна, в этом году в своей газете «Акчарлак» вы объявили интересный конкурс «Алтын тавышка — алтын Акчарлак» («Золотому голосу — золотой Акчарлак»). Расскажите о нем.
— Мы поставили цель помочь людям, достигшим своего, как я бы сказала, «серебряного» возраста, раскрыть свой талант. Возрастной ценз — от 40 до 100 лет. Не поздно ли, спросите вы, начинать заниматься творчеством? Нет, потому что многие именно до 40 лет загружены работой, бытом, воспитанием детей. Так что большинству не до песен, особенно женщинам. В наше время мы привыкли слушаться родителей, которые обычно не разрешали своим детям становиться артистами. Хотя сейчас совсем другая тенденция: детей, даже очень маленьких, таскают на разные телепроекты. А в мою пору считалось, что профессия артиста не совсем уважаемая — мы были так воспитаны. Сколько талантов из-за этого не смогли выйти на сцену! Через конкурс «Алтын тавышка — алтын Акчарлак» они смогут реализовать свою мечту.
— Это ваш новый проект или уже был опыт проведения подобных конкурсов?
— Опыт у нас уже есть: когда газете было 15 лет, среди подписчиков газеты «Акчарлак» был такой аналогичный конкурс, но проводился он только среди читателей газеты «Акчарлак». Нам тогда было прислано 87 песен, а итоги его были подведены в ресторане «Яблоко». Как они исполняли песни! Из Сарманово, например, приехала 72-летняя Масхуда апа, просто заворожившая всех своим голосом, он был не хуже, а может быть, даже и лучше, чем у профессиональных молодых артистов.
— То есть это были люди, не имеющие отношения к искусству?
— Совершенно никакого! Участниками стали представители разных профессий, не обязательно творческих. Так один казанец, обладатель чудесного голоса, работал на стройке крановщиком, я даже своему супругу Габдельфату предложила взять его к себе в коллектив. А первое место заняла женщина из Зеленодольска Фирдаус Шигапова — библиотекарь. В прошлом году я сама участвовала в конкурсе «Женщина года. Топ-50», нас учили ходить по подиуму, делали фотосессию, с нами работали визажисты. Тогда я поняла, что человек может легко раскрыться, поэтому решила, что мы обязательно должны провести конкурс песен «Алтын тавышка — алтын Акчарлак» уже масштабного характера международного уровня.
— Есть ли уже желающие участвовать в конкурсе?
— С 10 января мы начали принимать от людей заявки — записи их песен. Сейчас их набралось уже более 200, есть письма из Москвы, Ижевска, Сибири. Думаю, желающих будет еще больше, ведь до 30 марта время еще есть. Отправить свои песни можно по электронному адресу altin-akcharlak2018@mail.ru и на номер WhatsApp 8 937 525 99 21. Ждем, что иногородние претенденты приедут к нам с ночевкой, мы хотим разместить их в гостиницах, провести экскурсию по городу. Жюри будет состоять из 7—9 человек, обязательным условием конкурса является живое звучание. Мы намерены проводить конкурс «Алтын тавышка — алтын Акчарлак» ежегодно. Хотя, говоря по правде, это не коммерческий, а социальный проект. Мы просто хотим, как бы это громко ни звучало, сделать людей счастливыми.
«АКЧАРЛАК», «АШЫГЫЧ ЯРДӘМ», «АВЫРМАС ӨЧЕН КИҢӘШ», КНИГИ С МНОГОТЫСЯЧНЫМИ ТИРАЖАМИ И ШКОЛА ОПЫТА ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ
— Вы руководитель успешного татарского проекта, которому в этом году исполнилось 17 лет, — газеты «Акчарлак». А как все начиналось?
— Сначала газета выходила один раз в месяц, потом — раз в неделю. Начинали как издание, освещающее литературу и искусство, а сейчас газета имеет информационно-развлекательную направленность, освещает политическую, социально-экономическую, культурную, религиозную жизнь Татарстана, страны и мира. На ее страницах поднимаются нравственные вопросы, проблемы молодежи, сельского и городского населения. Особое внимание уделяется статьям, которые помогают людям найти свой жизненный путь и публикациям с полезными советами религиозных деятелей и психологов. 8 лет подряд газета становилась победителем конкурса «Тираж-рекорд года» и была награждена дипломом в номинации «Газета на национальном языке». Ее тираж — 39 тысяч экземпляров, из них 6 тысяч — по России, а секрет популярности — в постоянной связи с читателями: к нам можно обращаться на горячий телефон, мы стараемся помочь людям решить их проблемы.
Кроме этого, мы выпускаем и много других изданий: газеты сканвордов, «Ашыгыч ярдәм» и «Авырмас өчен 101 киңәш» и другие.
— Считается, что газету теперь не читают, предпочитая ей интернет…
— Я с вами не соглашусь. Недавно в Москве прошел концерт Габдельфата Сафина, куда мы привезли тысячи газет. До начала концерта ни одной из них не осталась — москвичи все разобрали. В Москве Габдельфата зрители уже ждут вместе с издательским домом «Акчарлак». Как после этого говорить, что татары не читают газет? Также привозим для продажи книги, выпущенные нашим издательством, в основном религиозную литературу авторов Рамиля Юнусова Рустама Зиннурова, Саиды Аппаковой, которые пользуются большой популярностью. Недавно выпустили книги Муниры Сафиной, Гульнур Ахмадуллиной, Залия Нуриахметова, Зульфии Мансур. Всем своим авторам мы организуем презентацию книг, к слову, такого сейчас никто не делает. Это их окрыляет.
Кроме того, из нескольких произведений делаем видеоклипы, которые часто показывают на телеканалах. Тем самым мы даем новую жизнь татарским произведениям.
«ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК ПЕЧАТИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ»
— Недавно вам вручили звание «Заслуженный работник печати и массовых коммуникаций». Долго к этому шли?
— Раньше я не придавала значения такого рода оценке своей работы, но в последнее время поменяла свое мнение. Мне, если честно, хотелось получать звание не заслуженного работника печати, а культуры, так как в течение 30 лет я принимала участие в концертной деятельности своего супруга Габдельфата Сафина, организацией его гастролей по всей России. Поэтому ощущаю себя в большей степени представителем культуры, нежели издателем. Сама я окончила режиссерское отделение в Елабуге и Институт культуры по специальности «организатор-методист». Но когда я подавала документы на звание «Заслуженный работник культуры», мне сообщили, что по культуре его получить не могу, потому что являюсь продюсером своего мужа, то есть у нас семейный бизнес.
— Почему тогда согласились на звание заслуженного работника печати?
— Как-то раз пришлось участвовать в открытии мечети в моей родной деревне, и там объявляли имена почетных сельчан, но только тех, кто был при должности или имел почетные звания. Тогда в голове мелькнула такая мысль: оказывается, важно не только работать, но и получать почетные звания, ведь нами столько было сделано за почти два десятка лет. Чего только стоит организованный нами издательский дом «Акчарлак» и выпущенная 48-тысячным тиражом на трех языках книга «Увлекательный Татарстан», которая включает в себя информационно-познавательный материал об истории, традициях, языке и культуры Республики Татарстан. После церемонии вручения звания, я подумала: а ведь это нужно было не только мне, но и детям, моим родным, сотрудникам. Это значит, что наш «Акчарлак» пользуется уважением, он востребован обществом.
Габдельфат Сафин: «Когда Дина Гарипова выступала в моей группе, мы называли ее Зыкина»
Почему звезда татарской эстрады с дипломом КИСИ Габдельфат Сафин советует всем жить в одноэтажных домах и какова рекомендуемая им площадь? Для чего 15 лет назад народный артист Татарстана решил издавать свою газету и какую роль в его жизни играет жена? Об этом и не только Сафин рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
Габдельфат Сафин: «У каждого человека свой голос, свой стиль. Это дано от Бога. Я нигде не учился. Может, было бы и хорошо, если учился бы» Фото: Сергей Елагин
«ВСЕ 7 МИЛЛИОНОВ ТАТАР — ПЕВЦЫ»
— Габдельфат, в следующем году вы будете отмечать четверть века творческой деятельности. Поэтому хочется спросить: согласны ли вы с тем, что нынешнее состояние татарской эстрады плачевно? Поют все кому не лень, говорят, число артистов уже дошло до 700.
— Я думаю, что не 700, а все 7 миллионов татар — певцы. Любой из них может записать песню и выпустить ее в эфир. Наш народ очень музыкальный. Вот я смотрю канал «Майдан», каждый человек может петь. Приодень его, выпусти на сцену — он споет! Например, в нашей деревне на 40 дворов половина населения достойна выступать на телевидении. Главное — это не голос, а душа. Придет время — все 7 миллионов обязательно запоют.
— Если родного языка не забудут.
— Песня в этом и помогает. Творчество способствует развитию человека. Вот мой отец (ему 94 года) такие стихи пишет, занимается творчеством. И так во всех аулах можно встретить пишущих стихи дяденек и тетенек.
— А вы песни на стихи отца исполняете?
— Нет, песни на его стихи я не исполнял, но читал их на сцене.
— Говорят, что сейчас среди зрителей на ваших концертах в основном люди пожилого возраста. Молодежь не приходит, это правда?
— Молодежи все меньше и меньше. Гастрольная деятельность, я так думаю, вскоре также уменьшится. Смотрят теперь по интернету, слушают по интернету, телефон в руках. Можно на концерт и не ходить. Вот когда приезжаешь в Сибирь, там в зале люди нашего поколения, молодые просто языка не понимают, а раз не понимают, то и не ходят. Им российская эстрада ближе.
— Но залы пока заполняются?
— Да ходят, наше поколение смотрит. 30-летние и 40-летние еще приходят, но думаю, что гастрольная деятельность со временем будет убывать. Даже то, что количество исполнителей увеличивается, этому способствует. Это так, но все же у каждого времени есть свои певцы, хорошие певцы, но их не так много. На российской эстраде сейчас все еще лидеры Григорий Лепс, Стас Михайлов, Филипп Киркоров.
— В то же время этих исполнителей ругают, считают попсой.
— Ну каждый певец занимает свою нишу.
«ИНОГДА МНЕ ХОЧЕТСЯ ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО В СОЦИАЛИЗМ»
— Расскажите, а петь вы начали с детства? Говорят, что все, кто родился в Арском районе, очень музыкальны.
— О том, что я родился в Арском районе, наверное, многие хорошо знают. Появился я на свет в октябре 1962 года. Окончил Кырлаевскую школу. Это в пяти верстах от моей родной деревни. С четвертого класса на прицепе трактора ДТ нас возили на учебу. Зимой на сани стелили солому, но из-за того, что холодно, мы бежали все пять верст за повозкой. Это было хорошей школой, закалило нас. Сейчас же детей из дома забирают и на автобусе везут. Какая большая разница.
— Это хорошо или плохо?
— Ваш путь на сцену был тернист, сначала вы поступили в Казанский инженерно-строительный институт. Какая связь между стройкой и песней?
— Я горжусь тем, что закончил КИСИ. Строительство — совершенно другая отрасль. Оно дало мне для развития многое. Там была военная кафедра, я получил звание старшего лейтенанта, принял присягу. Учиться было тяжело, конечно, один сопромат чего стоит, научный коммунизм, философия. Хотя я учился не очень хорошо: двойки, тройки, четверки. А вот по высшей математике и научному коммунизму одни пятерки были. Сейчас я знаю, что такое строительство. У меня есть бригада по возведению одноэтажных домов.
— А как пришли к эстраде?
— Я окончил вуз. Когда учился, тяга к строительству была, а как начал работать, уже стало не так интересно. Меня поставили мастером, потом я перешел в обувное объединение «Спартак». Там назначили старшим мастером строительного цеха. Оттуда я, говоря по правде, сбежал на гастроли с фольклорным ансамблем «Сорнай». Это был очень популярный в селах коллектив. На работе я сперва пробовал отпроситься, но мне категорически отказали. Я начальник — взял и уехал. Хотя тогда существовала 33-я статья Трудового кодекса («Расторжение трудового договора по инициативе администрации» — прим. ред.). Это меня не испугало. Летом уехал, народ валом валил на наши концерты. Это было время художественной самодеятельности. К моему приезду оказалось, что меня уволили с работы. Спасибо, что не по статье.
— А ноты вы знаете?
— Нет, нотной грамоте не обучен. Мне напевают мелодию, по ней определяю, нравится или нет. Потому что тот, кто напевает, и сам не знает нот (смеется). От неожиданных людей получаешь неожиданные песни.
— На музыкальных инструментах играете?
— Да, на гармони и баяне.
— А мелодии не пишете?
«Несколько раз Дину на «Созвездие-Йолдызлык» номинировали, но Гран-при давали другим. Я пригласил ее к себе в группу, она два года выступала» Фото из личного архива Дины Гариповой
«ЧЕЛОВЕКА НЕЛЬЗЯ ЧЕМУ-ЛИБО НАУЧИТЬ, ЕСЛИ У НЕГО НЕТ ТАЛАНТА»
— Ваш голос узнаваем. А на заре выступлений не пытались петь как любимый артист?
— Нет. У каждого человека свой голос, свой стиль. Это дано от Бога. Я нигде не учился. Может, было бы и хорошо, если учился бы. Но у меня есть убеждение, что человека нельзя чему-либо научить, если у него нет таланта. Например, где есть факультеты поэтов? Их нет, а сколько песен исполняется. Кто учил, например, Роберта Миннуллина? Или Тукая? Он ведь нигде не учился, никакого звания нет. И певцы так же — только природный дар. Если голос не природный, то он искусственный. Вот Дина Гарипова — какой у нее голос! Когда она выступала в моей группе, мы называли ее Зыкина. Не по имени, а именно Зыкина. За чудесный голос.
— Это помогло ей выигрывать конкурсы?
— Несколько раз Дину на «Созвездие-Йолдызлык» номинировали, но Гран-при давали другим. Я пригласил ее к себе в группу, она два года выступала. Смотрю, через год она появилась на Первом канале — поет.
— А почему ее здесь не замечали?
— Она ведь скромница по своему характеру. Чтобы пробиться, нужно с людьми разговаривать на их языке.
— Получается, что первые шаги в профессии она сделала именно у вас?
— Да, начала петь в моей группе. Я ее впервые увидел на «Созвездии». Тогда ей 16 лет, наверное, было. Хоть она и не выиграла, я именно ее выбрал. Голос у нее отличался от остальных. Потом Дина ушла от меня, в Зеленодольске занималась с детьми, продолжала брать уроки вокала у педагога. У нее Богом данный голос, поэтому не пришлось пять лет учиться в консерватории. Доказательство этому — победа в шоу «Голос».
«Смотрят теперь по интернету, слушают по интернету, телефон в руках. Можно на концерт и не ходить. Вот когда приезжаешь в Сибирь, там в зале люди нашего поколения, молодые просто языка не понимают» Фото: Сергей Елагин
«УДАРЯЯ ПО СТОЛУ, НЕ ПОДНИМЕШЬ ТИРАЖИ, ВРЕМЯ ДИКТУЕТ СВОИ ЗАКОНЫ»
— С песнями все ясно, это ваше, а вот зачем газету начали издавать? Как известно, в настоящее время «Акчарлак» является самым многотиражным татарским изданием. В чем секрет успеха?
— Когда даешь интервью, не все туда умещается, остаются невысказанными мысли. Я потом журналистам начал говорить, чтобы вопросы написали, и стал досконально готовить ответ, хорошо подумав. Это показалось мне интересным. Потом Рузиля Мухаметова, работавшая в газете «Сабантуй», как-то сказала, что мои ответы до такой степени совершенны, что даже орфографических ошибок нет. Как написал, так и вышло. Она меня подтолкнула заниматься журналистикой, значит, есть талант. Татарский язык и литературу я на пятерки сдавал, сочинения очень хорошо писал. Газета появилась для того, чтобы свои мысли мог выразить.
Я интуитивно чувствую, когда журналисты работают, понимая того, что хочет народ. Не только я, но и Рузиля Сафина — моя супруга, без нее никак. Главным редактором надо было ставить того человека, который тебя понимает, а кто тебя понимает? Тот, кто живет с тобой. Но если бы у нее не было дара журналиста, то ее бы нельзя было поставить в газету. В молодости она писала, причем неплохо. Мы вдвоем стали выпускать газету. Один раз в месяц, тогда журналистов еще не было.
Помню, в Сорочьих Горах, когда еще моста не было, ходили паромы, автобус утонул. Одна женщина выжила, остальные погибли. И мы с Рузилей на пароме переправились на другой берег, нашли ее, взяли интервью. До сих пор помню. Потом через год с Алмазом Гимадиевым стали работать, сперва он был ответственным секретарем, сейчас главный редактор. Он о нас все знает, как родственник стал, ну и Рузиля Мухаметова к нам перешла, вот так стали выпускать раз газету в неделю. Удивительно, но мы сразу тираж набрали. Это только божья помощь. Хотя и изданий много. Вот, например, «Ирек мәйданы», Раиф Усманов — очень хороший издатель. В татарском медиапространстве равных ему нет.
— А у вас тираж какой?
— Летом тираж составляет 35 тысяч. К лету уменьшается, зимой опять возрастает до 40 тысяч.
— Газета прибыль приносит?
— Если человек чем-то занимается искренне, что называется, от души, все это будет приносить прибыль. Любое деяние. У нас в том числе. В газете работают отборные люди, мы их любим, журналисты же, в свою очередь, любят народ.
— На встрече Фарида Мухаметшина с представителями СМИ ваша супруга Рузиля Сафина рассказала, что вы выпускаете одну из успешных татарских газет, а премии вроде «Золотого пера» и гранты достаются лишь государственным изданиям, которые бы давно исчезли без помощи извне.
— Она правду сказала, это так. К нам отношение другое, но все же мы не ропщем, не хотим побираться. Чем больше даешь человеку денег, тем он меньше трудится. Система неправильно работает. Нужно ведь старательному фермеру помогать прежде всего. В медиа то же самое должно быть. Если издание успешное, значит, оно людям пользы приносит больше. Кого много читают, тем тоже надо помогать.
— Но государственным изданиям нелегко, почта, например, цены загибает.
— Эти же факторы и к нашим изданиям относятся. Это нам трудно, государственные СМИ неплохо живут. Говорят ведь, что если ребенок живет безмятежно, то перестает работать. А те дети, которые преодолевали трудности, ставили цели перед собой, добились в жизни чего-то.
— Вы сказали, что на концерты мало ходит молодежи, потому что языка она не знает. Не будет ли такого с читателями газет?
— Я это говорил про гастроли за пределами Татарстана, в республике же положение нормальное. У газеты одна особенность: ее начинают читать в основном с возрастом. Но будет ли современная молодежь, старея, приобщаться к газете — этого я не знаю. Они уже сейчас привыкли всю информацию искать в телефоне. Факт, но через какое-то время и для телевидения, и для газет, и для издательств наступят трудные времена. От этого никуда не деться.
— Вы имеете в виду национальные медиаресурсы?
— Не только национальные, в общем. Сейчас интернет все окутал. Это очевидно. Ударяя по столу, не поднимешь тиражи, время диктует свои законы.
«Если певец хочет быть певцом, то он не должен быть сосредоточен только на этом. И устаешь, и надоедает, в результате песня выходит не от души. Все превращается в автомат. По песне нужно соскучиться» Фото из личного архива Габдельфата Сафина
«СУДЬБА ТАТАР ТРАГИЧНА, ПОЭТОМУ У НАС В ПЕСНЯХ И ЕСТЬ МОҢ»
— Народ вас знает еще и как автора телевизионной передачи. На ТНВ вы рассказывали о забытых артистах, их трагической судьбе. Это тоже была попытка поменять вид деятельности?
— Я эту программу делал на свои деньги и приносил на ТНВ уже готовую передачу. Она была мне нужна, так как хотел показать любимых героев, близких мне по духу людей. Кое-кого не смог осветить, но в то же время не хотелось распыляться.
— Да, там была, например, интересная передача про Тахира Якупова, известного певца, умершего в нищете, продававшего семечки в конце жизни.
— Про этого человека можно фильм снимать. Тогда были живы его друзья, учителя, я собрал воспоминания, аналогично с другими героями по той же самой схеме действовал. Сценарист Искандар Сираджи — очень талантливый человек, мы вместе работали.
— Не хотели в интернете свой канал открыть? Ведь сейчас такая возможность есть.
— Нет, все объять невозможно.
— Этот проект коммерческую прибыль не принес, наверное?
— Ведь я за счет собственных средств делал. Но остался очень довольным тем, что показал народу любимцев. Цикл состоял из порядка десятка программ. Кое-что не успел сделать, например, про Хайдара Бигичева, мецената Асхата Галимзянова — про этого человека фильм можно снимать, он свою жизнь посвятил помощи сиротам. Думаю, его место в раю. Не зря Минтимер Шарипович ему при жизни памятник поставил.
— Ну так попросите денег, сделайте фильм!
— Это не мой стиль, ходить, что-то просить, побираться. Годами можно так ходить. Я лучше сам сделаю и получу от этого удовлетворение. Мне все равно не дадут.
— Сейчас таких героев уже и нет. Вот раньше были люди с трагической судьбой, жизненным опытом: воевали, сидели в тюрьме, были в плену и так далее.
— Согласен, судьба татар была трагична, поэтому у нас в песнях и есть моң (непереводимое дословно татарское слово, означающее одновременно грусть, тоску, печаль, кручину, мелодию, напев, гармонию, задушевность, лиризм — прим. ред.). Трудности и порождают моң, а если человек будет беззаботно жить, то его нет. Сейчас нет таких ярких личностей. Он умирает — и о нем сразу же забывают. А вот раньше были личности, вот это личности. Сююмбике, Тукай не рождаются, к сожалению. Старшее поколение, жившее при Брежневе, ничего, кроме дом — работа — дом, и не знали, не видели. Чтобы стимулировать творчество, нужен какой-то перелом в жизни, стресс. А сейчас же наша нация живет при другом виде стресса — страхе. Все живут сегодняшним днем, все боятся, что будет завтра, а раньше люди были уверены в будущем. Помню, моя мама говорила, что войны точно не будет, потому что Брежнев ее не допустит, мол, он ездит по разным странам, договаривается. Для них лишь бы не было войны, а остальное само собой получится.
«НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ. ПОМОГАЕТ»
— Вы упомянули о своей строительной компании, расскажите об этом.
— Если певец хочет быть певцом, то он не должен быть сосредоточен только на этом. И устаешь, и надоедает, в результате песня выходит не от души. Все превращается в автомат. По песне нужно соскучиться. Газета — тоже. Пока она устраивает, но приходит время, надо там менять что-то. Если все идет по накатанной, это не есть хорошо. Я и сам такой человек, не живу по привычке. Меняюсь, туда-сюда пытаюсь приткнуться, но только туда, где я что-то умею, не буду же я создавать медицинский центр. Строительство мне знакомо, но это не компания, а, скажем так, бригада. Для меня это как хобби.
«Все живут сегодняшним днем, все боятся, что будет завтра, а раньше люди были уверены в будущем» Фото: Сергей Елагин
— Небоскребы не строите?
— Нет, только одноэтажные дома. Я знаю, что нужно человеку, людям не хочется по лестницам подниматься, да и лишняя площадь зачем? Народу нужно 100 квадратных метров. Это самое нормальное и семейной паре, и даже если двое детей есть. Я рассчитал, что такая площадь вполне достаточна. Мы ведь там не живем, а приезжаем лишь переночевать. Проснулся, дела сделал, вернулся домой.
— Бригаду контролируете сами? Составляете ли сметы, проверяете ли выполнение работ или кому-то перепоручили это дело?
— Проект мой, а остальное прораб выполняет.
— А свой дом сами построили?
— Нет, строительная фирма строила. Это были те времена, когда шабашников найти было трудно. Узбеков не было, таджиков не было, татар не было — все татары в колхозах работали. Долго строили, это сейчас дом можно за два месяца возвести. Но проект мой.
«СЕМЬЯ — ЭТО МИНИ-ГОСУДАРСТВО»
— Что думаете о татарских традициях, сохраняются ли они?
— Недавно в одну казанскую мечеть зашел, смотрю, там вовсю свадьба идет, музыка, кричат в микрофон, поют. Это мне не совсем понравилось. Я никах своей дочери Адили провел дома. Ты ее отдаешь замуж, поэтому она должна из отчего дома уходить. А как еще по-другому?
— Внуки есть уже? Вообще, сколько у вас детей, удалось ли их в татарском духе вырастить?
— Внуков нет, дочь недавно замуж вышла, сын Зульфат еще учится в вузе. Что касается национального образования, то они выросли в таком духе, дома мы на татарском языке разговариваем, даже русские слова не добавляем в свою речь. Как-то все само собой получилось. Видимо, это идет по наследству. Они оба окончили русскую школу, хорошо учились. Кто-то мучается, заставляет своих детей разговаривать на родном языке, бьет по столу, а у нас все естественно было.
«В дальних регионах страны, думаю, язык исчезнет со временем, сейчас самое важное — сохранить его в нашей республике» Фото: Сергей Елагин
— А у нашей нации будущее есть?
— В дальних регионах страны, думаю, язык исчезнет со временем, сейчас самое важное — сохранить его в нашей республике, на других ведь мы не можем повлиять. Хотя многое делается и для других регионов.
— Не только за пределами Татарстана, но и в республике приходилось наблюдать такую картину, когда подростки между собой общаются по-русски, хоть и знают родную речь, а что будет с их потомками?
Габдельфат Габдурахманович Сафин родился 11 октября 1962 года в селе Симетбаш Арского района ТАССР.
1980 — окончил Кырлайскую среднюю школу им. Тукая.
1987 — окончил КИСИ.
1992 — начал работать в Татгосфилармонии им. Тукая.
1993 — дипломант конкурса «Татар җыры-93».
1994 — создал студию «Моң» и собственный творческий коллектив.
2000 — лауреат премии «Алтын барс» на фестивале «Татар җыры-2000» за исполнение песни «Хыянәт».
2001 — лауреат премии «Алтын барс» на фестивале «Татар җыры-2001» за исполнение песни «Соңгы кыңгырау», начал издавать газету «Акчарлак», получил звание заслуженного артиста Татарстана.
2001 — начал издавать газету «Акчарлак».
2003 — начал издавать газеты «Уртак түшәк» и «Акчарлак сканворды».
2003 — лауреат премии «Алтын барс» на фестивале «Татар җыры-2003» за исполнение песни «Азалия».
2007 — выпускает журналы «Акчарлак-Гармония» и «Созвездие-Йолдызлык».
2009 — удостоин звания народного артиста Татарстана.