рустем салихов пилот биография
Первым из экипажа похоронили пилота Рустема Салихова
Сегодня утром в Казани коллективы авиакомпании «Татарстан» и аэропорта Казань попрощались с погибшим экипажем. Пять гробов завалили цветами под тихое падание снега в полном молчании. Попрощаться пришли и экс-гендиректор авиакомпании Аксан Гиниятуллин, и гендиректор «Ак Барс Аэро» Петр Трубаев. Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», похороны членов экипажа разбившегося в Казани «Боинга» пройдут сегодня и завтра. Тем временем следственный комитет после долгого молчания обнародовал очередную порцию новостей по расследованию причин крушения.
ПЕРВЫМ ПОХОРОНИЛИ ПИЛОТА САЛИХОВА
Сегодня на площадке у старого аэропорта коллектив авиакомпании «Татарстан» и сотрудники международного аэропорта Казань попрощались с экипажем разбившегося в Казани «Боинга». Коллеги начали приходить с утра — расчистили площадку от нападавшего за последние дни снега, расстелили красные дорожки, черными ленточками выложили на белом снегу слово «Скорбим. ». Церемония прошла по инициативе профкома и сотрудников — около 70 человек плотным кольцом окружили пять гробов. Не было только гроба командира экипажа — Рустема Салихова хоронят сегодня на кладбище в Дубъязах.
Сегодня ночью в генетической лаборатории экспертно-криминалистического центра МВД Татарстана завершена идентификация останков тел погибших в авиакатастрофе 17 ноября. В настоящее время опознаны все 50 человек, находившихся на борту «Боинга». Последним опознанным пассажиром стала гражданка Великобритании. И теперь погибших можно предать земле.
В полном молчании люди проходили, прощаясь с погибшими — клали цветы, прикасались к фотографиям, выставленным на гробах, плакали. Вместе со всеми подошел и экс-гендиректор авиакомпании «Татарстан» Аксан Гиниятуллин (он воздержался от прощальных речей), положил цветы гендиректор «Ак Барс Аэро» Петр Трубаев.
А потом начали говорить.
«Мы потеряли друзей, потеряли наш лучший экипаж, — сказал председатель профсоюза летчиков Артур Бульхин. — Для кого-то это родной близкий человек, любимый и дорогой. Наше горе безмерно. Этих ребят не вернуть. Все мы их знали как хороших товарищей, друзей, коллег. Это был лучший наш экипаж, это были лучшие люди нашей авиакомпании, украшение коллектива. С ними советовались, их любили и всегда встречали с улыбкой — из рейса в рейс. Можно не верить в то, что произошло, но это факт. Простите и прощайте, дорогие товарищи и друзья. Вы ушли в последний рейс, и мы будем помнить о вас. »
В выступлениях «ребят и девчонок» называли звездами авиакомпании. Вспоминали, что командир Рустем Салихов прошел все стадии летной работы — зарекомендовав себя штурманом, стал и командиром воздушного судна. Вспомнили о таланте второго пилота Виктора Гуцула, который хотел летать именно на «Боинге», хотя мог переучиться на «Аэробус». Лучезарность бортпроводников — Нурии Зарифуллиной, Инги Гарифуллиной, Ольги Кабановой, желание все познать Дамира Хайдарова. Закончив КАИ, он тоже хотел стать пилотом, жил небом и авиацией — его интересовало все, каждая мелочь.
Выступил и Трубаев, напомнив о резонансе катастрофы, потрясшей не только Казань, но и Татарстан, и всю Россию.
«Трудно сегодня прощаться с коллегами, которые, уверен, делали и сделали все возможное в той ситуации, чтобы она все-таки не завершилась так. Но произошло то, что произошло, — сказал Трубаев. — Я несколько месяцев назад искренне радовался тому, что сказал Артур Кашапович про командира корабля. Он действительно смог освоить этот самолет».
Трубаев вспомнил один из полетов вместе с Салиховым, вспомнил идеальную, гладкую посадку борта, вспомнил, как похвалил пилота, который добился своей мечты стать летчиком.
«И чтобы их память ничем не была омрачена, нам надо более достойно, более качественно, более безопасно работать в будущем, — добавил Трубаев. — Мы должны добросовестно и профессионально исполнять свой долг».
Говорят, что летчики не погибают — они просто улетают навсегда. И сегодня авиакомпания попрощалась со своим экипажем, ушедшим в небо.
Похороны пройдут сегодня и завтра. Командира «Боинга» предадут сегодня земле в Дубъязах. Виктор Гуцул будет похоронен на кладбище «Сухая река». Старший бортпроводник Нурия Зарифуллина — на Новотатарском кладбище в поселке Самосырово. Инга Гарифуллина — на Арском кладбище. Ольга Кабанова — в поселке Юдино. Дамир Хайдаров будет похоронен в Набережных Челнах.
СЛЕДОВ АЛКОГОЛЯ НЕ ОБНАРУЖЕНО
Тем временем сегодня официальный представитель следственного комитета России Владимир Маркин сообщил, что следов алкоголя или наркотических веществ в крови пилотов не обнаружено.
«По результатам проведенной экспертизы признаков наркотического или алкогольного опьянения в крови пилотов не обнаружено», — приводит его слова «Интерфакс».
Кроме того, Маркин сообщил, что следователи СКР проводят обыски в департаментах Росавиации, поскольку у следствия возникли сомнения в законности деятельности авиационных учебных центров этого ведомства, которые к настоящему времени ликвидированы. По словам Маркина, установлено, что Рустем Салихов «имел специальность штурмана воздушного судна, а затем он якобы получил свидетельство пилота коммерческой авиации в одном из авиационных учебных центров, лицензированных федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией)».
В Росавиации заявляют, что готовы оказать содействие СКР. «В рамках расследования любых инцидентов или авиационных происшествий Росавиация никогда не скрывала никаких документов», — сообщил информ-агентству официальный представитель агентства Сергей Извольский.
Справка
Салихов Рустем Габрахманович 11.06.1966, командир воздушного судна
Гуцул Виктор Никифорович 12.06.1966, второй пилот
Зарифуллина Нурия Дафиятовна 30.12.1957, старший бортпроводник
Гарифуллина Инга Рафаилевна 06.02.1971, бортпроводник
Кабанова Ольга Станиславовна 22.04.1988, бортпроводник
Хайдаров Дамир Фардатович 20.09.1987, бортпроводник
Смертельный второй круг. Катастрофа Boeing 737 в Казани: четыре года спустя
Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости / Максим Богодвид, wikipedia.org
Вечером 17 ноября 2013 года пассажирский самолёт Boeing 737-500 авиакомпании «Татарстан», выполнявший регулярный рейс U9363 по маршруту Москва (Домодедово) — Казань, рухнул в аэропорту при заходе на посадку. Крушение произошло во время ухода на второй круг. В результате погибло 50 человек.
Расшифровка разговора экипажа перед падением:
Второй пилот: А, всё, вот полоса под нами. Не, высоко идём.
КВС: Уходим на второй круг, непосадочное положение.
Второй пилот: Рустик? Рустик?!
Второй пилот: Куда мы?
После этого слышен жуткий треск, запись обрывается. Лайнер авиакомпании «Татарстан» врезался в землю на скорости 450 км/ч практически под прямым углом и загорелся. Шансов выжить у тех, кто находился на борту, не было.
Как позже объясняли пилоты, сам факт захода на второй круг на аэродроме в относительно несложных метеоусловиях мог стать поводом для разбора полёта в авиакомпании.
Грохот, крики, пожар. Аэропорт Казани экстренно закрывают, родственники пассажиров в очень сжатые сроки узнают о произошедшем. Надежд на то, что хоть кто-то спасся в авиакатастрофе, нет.
Самой юной пассажиркой на борту разбившегося «боинга» была 11-летняя падчерица известного комментатора Романа Скворцова, Даша. Она летела в Казань вместе с мамой, Эллиной Арташиной.
Роман познакомился со своей будущей женой на финале Кубка Гагарина чуть больше чем за год до авиакатастрофы. Отношения на расстоянии пару не испугали: она летала в Москву, он бывал в Казани. В конце октября 2012 года сыграли пышную шумную свадьбу с 80 гостями и переехали в Москву.
Родные жены остались в Татарстане, поэтому полёты Эллины, да и Даши, были делом регулярным. До этой поездки девочка буквально отсчитывала дни.
— Так весело, что плакать хочется, — писала Даша на своей страничке во «ВКонтакте».
Эллина Скворцова и её дочь Дарья Арташина. Коллаж © L!FE Фото: © ok.ru
Прямо перед вылетом она написала: «У меня всё прекрасно». Сфотографировались с мамой на борту «боинга» и полетели. Рейс от Москвы до Казани занимает примерно полтора часа. Роман ждал, когда Белочка (так он ласково называл супругу) сообщит о посадке, когда раздался звонок от её мамы.
— Что-то долго борт не садится. Я беспокоюсь, — говорила женщина.
Залез в Интернет, наткнулся на запись о падении самолёта в Казани и гибели 50 человек. Первая мысль, как и у большинства: «Наверное, не тот рейс». Как позже оказалось, тот.
Даже через год после трагедии мужчина рассказывал, что каждый день приходит домой и по привычке обращается: «Здравствуйте, девочки, я дома». Скворцов также рассказывал, что никогда не сможет говорить об Эллине и Даше в прошедшем времени.
Среди пассажиров, которые были на борту «боинга», находился и Мстислав Камашев. В 2000 году он стал знаменит на всю Россию. Дело в том, что тогда 13-летний Мстислав поступил в Казанский госуниверситет на факультет вычислительной математики и кибернетики, куда конкурс среди выпускников пять человек на место. При этом мальчик вовсе не был похож на ботаника: он занимался плаванием и теннисом, любил играть в «бродилки-стрелялки» и гулять с друзьями. Вуз он окончил в 18 лет, пошёл в аспирантуру, параллельно работал в банке.
— Я чувствую себя счастливым. У меня есть всё, что нужно, — говорил Мстислав.
Анастасия и Мстислав Камашевы. Коллаж © L!FE Фото: © vk.com
За год до трагедии молодой человек женился. Вскоре супруга, Анастасия, рассказала, что ждёт ребёнка. До родов оставалось две недели, когда произошло крушение. В результате из-за стресса у матери ребёнок появился преждевременно. Мальчика назвали Даниил — это имя супруги выбирали вместе.
Абдулла и Мария Сибгатуллины прожили вместе 60 лет. Они возвращались от внука из Киева рейсом через Москву. Пару Сибгатуллиных знали буквально во всём Татарстане, а за несколько дней до крушения их чествовали как супругов-долгожителей.
Сотрудники МЧС работают на месте крушения самолёта «Боинг-737» авиакомпании «Татарстан», разбившегося при посадке в аэропорту Казани. 17 ноября 2013 года. Фото: © РИА Новости / МЧС РФ
Они работали вместе на Казанском пороховом заводе. У пары родилось двое детей и четверо внуков. Когда вышли на пенсию, занимались воспитанием и любили проводить время в «своей отдушине» — небольшом саду у дома. Мария торговала выращенным на рынке. Как позже рассказывали знакомые с Сибгатуллиными, дело было не в прибыли, а скорее в желании поговорить со сверстницами.
После авиакатастрофы ряд СМИ написал, что дополнительную психологическую нагрузку на экипаж мог оказать один высокопоставленный пассажир, о наличии которого на борту знал командир воздушного судна. Так это или нет, сейчас уже не выяснить, но в самолёте действительно находился сын главы республики Ирек Минниханов, который летел из командировки к беременной супруге.
Тремя месяцами ранее, 16 августа, в Казани широко гуляли свадьбу Ирека и его возлюбленной, француженки Антонии Гишар. Молодые люди познакомились в Швейцарии во время учёбы, встречались несколько лет, а после решили узаконить отношения. О подробностях личной жизни они распространяться не любили. Друзья пары вспоминали, что даже по делам они всегда старались ездить вместе.
Ирек Минниханов. Коллаж © L!FE Фото: © vk.com
Этот раз был едва ли не первым за все годы, когда Ирек отговорил Антонию лететь вместе с ним. Железным аргументом было то, что жена на восьмом месяце беременности, — ну какой перелёт? Да и поездка всего на несколько дней. Антония решила не спорить.
Через три месяца после авиакатастрофы глава Татарстана опубликовал в «Инстаграме» фото маленькой Адрианы, дочери старшего сына.
«Нормально всё. Летаем»
Командир корабля Рустем Салихов никогда не жаловался на проблемы с самолётом. «Нормально всё. Летаем», — отшучивался он от друзей, которые говорили о проблемах в авиакомпании. Про неполадки с воздушными судами перевозчика слухи ходили далеко за пределами аэропортов.
Командир корабля Рустем Салихов. Коллаж © L!FE Фото: © nekropole.info
Он был женат около 20 лет, в семье осталось двое детей. В 2013 году старшей Камиле было 18 лет, а младшей Лиле — 10. С женой познакомились, когда он был ещё штурманом, а она — диспетчером аэропорта, объявляющим погоду. Впрочем, пилотом Рустем стал лишь в июне 2010 года, а командиром воздушного судна — в марте 2013-го. При этом он считался самым опытным пилотом в «Татарстане».
Вдова летчика, Ландыш, позже вспоминала, что за несколько дней до трагедии муж был особенно ласковым — старался проводить с семьёй все 100% времени. Накануне спали до полудня, что в этой семье дело нечастое. После этого Рустем оделся и уехал, сказав, что скоро вернётся.
О том, что с рейсом «какие-то неполадки», Ландыш узнала от знакомой. Однако она была не в курсе подробностей произошедшего. Женщина стала методично звонить начальству, коллегам — всем, кому знала. В какой-то момент коллеги подтвердили, что самолёт упал, но подробности неизвестны — «Москва информацию не даёт». Женщина стала собираться в аэропорт, когда знакомые позвонили и потребовали за руль не садиться — сами отвезут.
Даже когда Ландыш поговорила с руководством авиакомпании, была уверена — произошла ошибка, не было Рустема на борту, не вылетел, поменялся. Лишь увидев, кто был «в наряде», женщина стала осознавать страшную правду.
Представители Международного авиационного комитета в 2015 году озвучили официально причины крушения. Изначально следователи отрабатывали все версии — от технической неисправности до теракта. Как оказалось, самолёт с 50 людьми рухнул из-за «системных недостатков в работе экипажа, авиакомпании и авиационных властей всех уровней».
Генеральный директор авиакомпании «Татарстан» Аксан Гиниятуллин после катастрофы признавался, что в реальной жизни Салихов никогда не заходил на второй круг.
Бывший генеральный директор авиакомпании «Татарстан» Аксан Гиниятуллин. Фото: © РИА Новости / Максим Богодвид
КВС имел более 2500 часов налёта на данном типе воздушного судна, из которых 1000 — ночные. Второй пилот Виктор Гуцул имел налёт 1900 часов на этом типе самолёта, более 900 — в ночь. Погодные условия не относились к категории сложных. Ну, были облака, да. Но видимость 5000 метров, сухая взлётно-посадочная полоса, которую ещё и отремонтировали к Универсиаде, — в общем, условия для посадки были близки к идеальным.
Сразу после крушения в авиакомпании начались проверки всех возможных уровней. Специалисты выявили у республиканского перевозчика такое количество нарушений, что оставался только один вопрос: как эта авиакомпания могла вообще существовать?
Уже 31 декабря 2013 года у «Татарстана» аннулировали сертификат эксплуатанта, то есть никакие рейсы авиакомпании больше не должны были выполняться.
Сотрудники МЧС и правоохранительных органов работают на месте крушения самолёта Boeing 737 авиакомпании «Татарстан», разбившегося при посадке в международном аэропорту «Казань». 18 ноября 2013 года. Фото: © РИА Новости / Владимир Астапкович
Вскоре после началась процедура банкротства и распродажа флота. Последнюю «тушку» (Ту-154) представители перевозчика продали по цене дорогой иномарки — за 2,8 млн рублей. В придачу к воздушному судну шло четыре двигателя.
Попавший в авиакатастрофу Boeing 737 с бортовым номером VQ-BBN впервые поднялся в воздух 18 июня 1990 года. Компания «Татарстан» взяла самолёт в лизинг в декабре 2008 года у греческого подразделения Ansett Worldwide Aviation Services. Ранее его эксплуатировали компании из Франции, Уганды, Бразилии, Румынии и Болгарии. Воздушное судно имело налёт 51 547 ч. 25 мин., совершило 36 595 посадок с начала эксплуатации.
Первым из экипажа похоронили пилота Рустема Салихова
Сегодня утром в Казани коллективы авиакомпании «Татарстан» и аэропорта Казань попрощались с погибшим экипажем. Пять гробов завалили цветами под тихое падание снега в полном молчании. Попрощаться пришли и экс-гендиректор авиакомпании Аксан Гиниятуллин, и гендиректор «Ак Барс Аэро» Петр Трубаев. Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», похороны членов экипажа разбившегося в Казани «Боинга» пройдут сегодня и завтра. Тем временем следственный комитет после долгого молчания обнародовал очередную порцию новостей по расследованию причин крушения.
ПЕРВЫМ ПОХОРОНИЛИ ПИЛОТА САЛИХОВА
Сегодня на площадке у старого аэропорта коллектив авиакомпании «Татарстан» и сотрудники международного аэропорта Казань попрощались с экипажем разбившегося в Казани «Боинга». Коллеги начали приходить с утра — расчистили площадку от нападавшего за последние дни снега, расстелили красные дорожки, черными ленточками выложили на белом снегу слово «Скорбим. ». Церемония прошла по инициативе профкома и сотрудников — около 70 человек плотным кольцом окружили пять гробов. Не было только гроба командира экипажа — Рустема Салихова хоронят сегодня на кладбище в Дубъязах.
Сегодня ночью в генетической лаборатории экспертно-криминалистического центра МВД Татарстана завершена идентификация останков тел погибших в авиакатастрофе 17 ноября. В настоящее время опознаны все 50 человек, находившихся на борту «Боинга». Последним опознанным пассажиром стала гражданка Великобритании. И теперь погибших можно предать земле.
В полном молчании люди проходили, прощаясь с погибшими — клали цветы, прикасались к фотографиям, выставленным на гробах, плакали. Вместе со всеми подошел и экс-гендиректор авиакомпании «Татарстан» Аксан Гиниятуллин (он воздержался от прощальных речей), положил цветы гендиректор «Ак Барс Аэро» Петр Трубаев.
А потом начали говорить.
«Мы потеряли друзей, потеряли наш лучший экипаж, — сказал председатель профсоюза летчиков Артур Бульхин. — Для кого-то это родной близкий человек, любимый и дорогой. Наше горе безмерно. Этих ребят не вернуть. Все мы их знали как хороших товарищей, друзей, коллег. Это был лучший наш экипаж, это были лучшие люди нашей авиакомпании, украшение коллектива. С ними советовались, их любили и всегда встречали с улыбкой — из рейса в рейс. Можно не верить в то, что произошло, но это факт. Простите и прощайте, дорогие товарищи и друзья. Вы ушли в последний рейс, и мы будем помнить о вас. »
В выступлениях «ребят и девчонок» называли звездами авиакомпании. Вспоминали, что командир Рустем Салихов прошел все стадии летной работы — зарекомендовав себя штурманом, стал и командиром воздушного судна. Вспомнили о таланте второго пилота Виктора Гуцула, который хотел летать именно на «Боинге», хотя мог переучиться на «Аэробус». Лучезарность бортпроводников — Нурии Зарифуллиной, Инги Гарифуллиной, Ольги Кабановой, желание все познать Дамира Хайдарова. Закончив КАИ, он тоже хотел стать пилотом, жил небом и авиацией — его интересовало все, каждая мелочь.
Выступил и Трубаев, напомнив о резонансе катастрофы, потрясшей не только Казань, но и Татарстан, и всю Россию.
«Трудно сегодня прощаться с коллегами, которые, уверен, делали и сделали все возможное в той ситуации, чтобы она все-таки не завершилась так. Но произошло то, что произошло, — сказал Трубаев. — Я несколько месяцев назад искренне радовался тому, что сказал Артур Кашапович про командира корабля. Он действительно смог освоить этот самолет».
Трубаев вспомнил один из полетов вместе с Салиховым, вспомнил идеальную, гладкую посадку борта, вспомнил, как похвалил пилота, который добился своей мечты стать летчиком.
«И чтобы их память ничем не была омрачена, нам надо более достойно, более качественно, более безопасно работать в будущем, — добавил Трубаев. — Мы должны добросовестно и профессионально исполнять свой долг».
Говорят, что летчики не погибают — они просто улетают навсегда. И сегодня авиакомпания попрощалась со своим экипажем, ушедшим в небо.
Похороны пройдут сегодня и завтра. Командира «Боинга» предадут сегодня земле в Дубъязах. Виктор Гуцул будет похоронен на кладбище «Сухая река». Старший бортпроводник Нурия Зарифуллина — на Новотатарском кладбище в поселке Самосырово. Инга Гарифуллина — на Арском кладбище. Ольга Кабанова — в поселке Юдино. Дамир Хайдаров будет похоронен в Набережных Челнах.
СЛЕДОВ АЛКОГОЛЯ НЕ ОБНАРУЖЕНО
Тем временем сегодня официальный представитель следственного комитета России Владимир Маркин сообщил, что следов алкоголя или наркотических веществ в крови пилотов не обнаружено.
«По результатам проведенной экспертизы признаков наркотического или алкогольного опьянения в крови пилотов не обнаружено», — приводит его слова «Интерфакс».
Кроме того, Маркин сообщил, что следователи СКР проводят обыски в департаментах Росавиации, поскольку у следствия возникли сомнения в законности деятельности авиационных учебных центров этого ведомства, которые к настоящему времени ликвидированы. По словам Маркина, установлено, что Рустем Салихов «имел специальность штурмана воздушного судна, а затем он якобы получил свидетельство пилота коммерческой авиации в одном из авиационных учебных центров, лицензированных федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией)».
В Росавиации заявляют, что готовы оказать содействие СКР. «В рамках расследования любых инцидентов или авиационных происшествий Росавиация никогда не скрывала никаких документов», — сообщил информ-агентству официальный представитель агентства Сергей Извольский.
Справка
Салихов Рустем Габрахманович 11.06.1966, командир воздушного судна
Гуцул Виктор Никифорович 12.06.1966, второй пилот
Зарифуллина Нурия Дафиятовна 30.12.1957, старший бортпроводник
Гарифуллина Инга Рафаилевна 06.02.1971, бортпроводник
Кабанова Ольга Станиславовна 22.04.1988, бортпроводник
Хайдаров Дамир Фардатович 20.09.1987, бортпроводник