рустем мухаметзянов фотограф годы жизни
Рустэм Мухаметзянов — человек, который…
Опубликовано: 23.06.2005 0:00
«Представь, — спросил он, — что ты прыгнул с парашютом, а он не раскрылся. О чем в своей жизни ты пожалел бы в первую очередь?»
Рустэм подумал и сказал: «Не знаю.»
«На тебя вдруг свалилось наследство в целый миллион рублей. Что ты с ним будешь делать?» — допытывался журналист. Добавим от себя, что рубли тогда были полновесные советские, но купить на них что-либо ценное было невозможно в силу хронического дефицита.
Мухаметзянов подумал и сказал: «Не знаю.»
«Ну а если в доме случится пожар? — не унимался изобретательный журналист. — Что ты бросишься спасать в первую очередь?»
«Не знаю», — признался его герой после некоторого раздумья.
Замысел очерка про «человека, который…» грозил погибнуть в зародыше. Но очеркиста не так-то просто было вышибить из творческого седла:
«Представь, ты витязь на распутье: направо пойдешь — убитому быть, налево — коня потерять, а прямо — все потерять! Какую дорогу выберешь?»
Увы, Мухаметзянов и в качестве витязя ничем не обрадовал журналиста. С досадой захлопнув блокнот, он сообщил, что в таком случае можно написать лишь очерк «Рустэм Мухаметзянов — человек, который ничего не знает»!
Мы знакомы с Рустэмом сорок лет. И мне определенно кажется, что он все же что-то такое знает. Просто самовыражаться привык другими способами, нежели словоохотливые участники ток-шоу. И если бы у него вдруг случился пожар, то он не стал бы, я думаю, размышлять, что спасать из огня в первую очередь, а бросился бы тушить пламя. Мухаметзянов очень любит свой дом. И свой город. В том каждый может убедиться, посетив персональную выставку его фотографий «Казанские этюды», открывшуюся в музее Баки Урманче.
Соседство с художником-классиком, которого удостоен фотограф, говорит само за себя. Объектив фотокамеры не уступает кисти живописца, а зоркий глаз ее владельца выхватывает из потока жизни кадры, перед которыми надолго останавливаешься то в восхищении, то в раздумье, то в сожалении, что в жизни — увы! — нельзя вот так же остановить волшебное мгновение. Само за себя говорит и то, что в готовящемся к выходу коллективном фотоальбоме «Казань тысячеликая», посвященном 1000-летию города, больше всего снимков принадлежит Рустэму Мухаметзянову. Он участник и призер представительных фотобиеннале в Испании, Франции, Германии… Не говоря уже о многочисленных отечественных выставках и премиях.
Это, так сказать, парадная сторона творческого портрета фотографа Рустэма Мухаметзянова. Она блестяща и красочна, как работы на его нынешней выставке. Но если бы я писал очерк «Мухаметзянов — человек, который убедил меня в том, что фотография это — настоящее искусство», то я начал бы с его черно-белых снимков.
Признавать фотографию искусством я отказывался довольно долго. Ведь законы искусства одинаковы для всех его ипостасей: музыки, живописи, литературы… Выверенная композиция, необходимый контрапункт, мазок или фраза точно на своем месте, ритм, создающий настроение… Ну и, конечно, тщательный отбор жизненного материала, который творец включает в свой музыкальный, литературный или живописный «кадр». Искусство ведь не копирование жизни, а воссоздание ее своими средствами. И мучительные поиски гармонии. Даже у гениального Пушкина рукописи пестрят помарками и вставками. А недовольный собой художник часто соскребает с холста почти готовую картину, добиваясь соответствия изображенного своему внутреннему видению.
Что соскребешь на негативе или готовом снимке? А непременный признак подлинного искусства — катарсис, испытываемый слушателем, читателем, зрителем? Как всего этого достичь в фотографии? Ремесло, профессия, даже мастерство — да, конечно. Но искусство ли. Раскройте-ка внутренний мир Гамлета или короля Лира, не владея ни кистью, ни даром слова, ни музыкальным слухом, с помощью только нажатия кнопки. Так просто не бывает: щелкнул фотоаппаратом — и ты уже автор художественного произведения! Слишком легко.
Примерно так я размышлял до тех пор, пока не увидел «Осеннюю свадьбу» Рустэма Мухаметзянова. Черно-белое фото. За очень скромным свадебным столом немолодая пара: ему под пятьдесят, ей лет сорок. Нелегко пожившие, не очень красивые, помятые жизнью усталые люди. Вся предыстория свадьбы прочитывается по их лицам. Да, пожалуй, и последующее. Они хотели, как и все, быть счастливыми… Не получилось. Что сейчас? Такой щемящий осенний свет пронизывает эту фотографию, такой взгляд мужчины на свою новобрачную запечатлен фотографом, что невольно перехватывает горло.
Чтобы передать все это и еще тысячу нюансов и оттенков, писателю потребовался бы рассказ размером не менее бунинских «Темных аллей». И его же талант. А тут один щелчок… И не только глубина психологии подвластна, как оказалось, фотокамере. Но и сама философия. Есть у Рустэма Мухаметзянова еще одна удивительная фотография — «Знакомство». Стайка пацанов: на плече одного из них вороненок, скорее всего выпавший из гнезда. И вот пацаны и вороненок смотрят друг на друга. С обеих сторон встреча с Неведомым. Какая разнообразная гамма чувств на лицах!
Как cие возможно? Ведь надо все ухватить в какие-то доли секунды! В те доли секунды, когда картинка в видеоискателе становится не просто картинкой, а исполняется глубокого смысла. Миг — и ничего уже не воротишь! Как его уловить? Щелкать, щелкать, щелкать наугад, а потом уже отбирать? Или дожидаться того единственного кадра? Но чего именно дожидаться?
Откровенно говоря, я не понимал. И спросил Рустэма Мухаметзянова. «Надо быть всегда готовым», — сказал он. К чему, он не добавил. Но тогда нужно, чтобы все двадцать четыре часа в сутки в тебе бодрствовал Художник. Это уже добавляю я. А Рустэм Мухаметзянов — «человек, который всегда готов», — схватил вдруг камеру и нацелился на что-то. Совершенно невидимое мне.
Автор статьи: ЛАВРИШКО Владимир
Выпуск: № 124-125 (25460)
Люди и их чувства на снимках 1960-80-х годов казанского фотографа Рустама Мухаметзянова
В этих фотографиях Рустам Мухаметзянов запечатлел моменты радости, грусти, волнения, скорби и восторга из жизни советских людей в городах и деревнях.
Рустам Сулейманович Мухаметзянов – заслуженный деятель искусств РТ, профессиональный фотограф, один из тех, кто стоял у истоков современной художественной фотографии Татарстана (участник группы ТАСМА). Его работы экспонировались на многих республиканских, региональных и зарубежных выставках.
В этой подборке фотографии советского периода из архива Рустама Мухаметзянова, представленного в проекте «История России в фотографиях».
«Восторг и удивление». Казань, 21 марта 1976 года.
«Ключи», Казань, 1969 год.
«Знакомство». Казань, 1976 год.
Казань, 5 апреля 1974 года.
Подарок. Казань, 17 августа 1974 года.
«Этюд солнечного дня». Казань, 17 июня 1980 года.
Жених и невеста. Татарская АССР, г. Елабуга, 1978 год.
В увольнении, Казань, 1984 год.
«Осенняя свадьба». Татарская АССР, д. Тат Суук-су, 1987 год.
На кладбище, Казань, 1969 год.
На улице Островского. Казань, 1969 год.
Поэт Евгений Евтушенко. Казань, 1970 год.
«Человек у переезда 4». Казань, 8 ноября 1969 года.
Водитель кобылы, Татарская АССР, 1969 год.
Первый электропоезд в Казани 2, 1972 год.
«Этюд ночной Москвы». Москва, май 1973 года.
Ленинград, июль 1973 года.
Парикмахерская № 36, Казань, 12 сентября 1973 года.
«Взгляды», Казань, 21 апреля 1974 года.
Последний снег. Татарская АССР, 1974 год.
У ворот. Казань, 17 апреля 1976 года.
Лабораторная работа по химии, 17 января 1976 года.
«На прорыв». Казань, 11 апреля 1977 года.
Экскурсия на КАМАЗе. Татарская АССР, г. Набережные Челны, 10 сентября 1977 года.
«Венок для внучки». Казань, 1978 год.
«Был месяц май». Казань, 9 мая 1977 года.
Ателье в Рязани, 12 июля 1977 года.
На Комсомольской улице, г. Лениногорск, 1981 год.
Духовая музыка. Казань, 12 сентября 1977 года.
Семья сельских учителей Зиатдиновых. Татарская АССР, с. Карадуган, май 1977 года.
«Соседка или Hodie tibi cras mihi». Казань, 1980 год.
Первенец. Казань, 1984 год.
«Портрет со стаканом молока». Казань, 1983 год.
«Не горюй!». Казань, 1983 год.
«Не промахнись!». Шуточное состязание «Бой горшков» на татарском народном празднике Сабантуй. Казань, 1983 год.
«Прощание татарки». Проводы в армию в татарской деревне. Татарская АССР, с. Шали 1984 год.
Колхозники, Татарская АССР, с. Поисево, 1984 год.
«Очкарики», Казань, 21 июля 1985 года.
На улице Пушкина, Казань, 1969 год.
Улица Горького. Казань, 1969 год.
Гражданская оборона. Казань, 1 июля 1977 года.
«Яблонька». Казань, 1969 год.
В новом городе. Набережные Челны, 6 сентября 1977 года.
Осеннее солнце. Казань, 1969 год.
Чаепитие со свекровью. Казань, 7 мая 1979 года.
«Наш чемпион». Татарская АССР, с. Шали, 6 июня 1978 года.
Аллея, Татарская АССР, Казань, 1967 год.
«Я больше не буду!». Казань, 1978 год.
Счастье. Москва, 1978 год.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Новейшая история: Фотогруппа «ТАСМА». 40 лет
Подписаться:
Поделиться:
Глава I. Предтечи
«Тасма» возникла не на пустом месте. Было много исторических предпосылок. Вот объявление из газеты «Казанские губернские ведомости» за сентябрь 1843 года: «Во время своего пребывания в Казани Давиньон, в свободные от настоящих занятий своих часы, будет снимать портреты несколько секунд при пасмурной погоде». Всего одна строчка, такая важная для нас сегодня – это французский литограф Александр Давиньон, путешествуя по России, приглашал запечатлеться на дагерротипы горожан Казани. Событие более чем уникальное. Всего четыре (!) года назад, в 1839-м, в Париже произошло знаменательное событие в истории человечества-было объявлено об открытии фотографии Луи Жака Дагерра.
Так с легкой руки Давиньона история казанской фотографии в 1843 году обрела свое начало. А с 1853 года стали в городе стали открываться стационарные фотоателье Локке, Окуловского, Вяткиных, Бебина, Фельзера, Софонова, Шумилова, Бренинга. Список, конечно, далеко не полный, но свидетельствует о зарождении профессиональной фотографии к концу XIX столетия. А в 1895 году «с высочайшего разрешения губернатора» было организовано фотографическое общество при Историческом музее.
Владимир Богданов. «Рабочий КамАЗа»
Владимир Богданов. «Константин Чеботарев»
Владимир Богданов. «Хасан Туфан»
Зуфар Баширов. «Деревенский гармонист»
Рустам Мухаметзянов. «Знакомство»
Евгений Евтушенко, поэт, публицист, фотограф: «Творческая группа «Тасма» представляет собой выдающихся мастеров международного класса, бесстрашных реалистов, владеющих вместе с тем изяществом и пронзительностью поэтических метафор».
Глава II. Все мы вышли из «Волги»
Нам повезло оказаться вовремя в нужном месте. Многочисленные выставки и бурные обсуждения в «Волге» помогли нам фотографически «закалиться». Массовое фотолюбительство породило особую фотографию – «салонную», которая охватывала дежурный список тем: красивые пейзажи, милые личики детишек, томные женские взгляды, собачки-кошечки и бесконечные натюрморты. Конечно, «салонные» картинки встречались и на наших выставках, а обсуждения сводились чаще к технической стороне: на какой бумаге напечатаны фотографии, какая пленка. Про фотокамеры говорили мало, у нас они были почти одинаковые – «Зениты», «ФЭДы» и «Зоркие». Единственный, кто был «фотокоролем» – Володя Сычев, обладатель зарубежной камеры с набором объективов.
Люди и их чувства на снимках 1960-80-х годов казанского фотографа Рустама Мухаметзянова
В этих фотографиях Рустам Мухаметзянов запечатлел моменты радости, грусти, волнения, скорби и восторга из жизни советских людей в городах и деревнях.
Рустам Сулейманович Мухаметзянов – заслуженный деятель искусств РТ, профессиональный фотограф, один из тех, кто стоял у истоков современной художественной фотографии Татарстана (участник группы ТАСМА). Его работы экспонировались на многих республиканских, региональных и зарубежных выставках.
В этой подборке фотографии советского периода из архива Рустама Мухаметзянова, представленного в проекте «История России в фотографиях».
«Ключи», Казань, 1969 год.
«Знакомство». Казань, 1976 год.
Казань, 5 апреля 1974 года.
Подарок. Казань, 17 августа 1974 года.
«Этюд солнечного дня». Казань, 17 июня 1980 года.
Жених и невеста. Татарская АССР, г. Елабуга, 1978 год.
В увольнении, Казань, 1984 год.
«Осенняя свадьба». Татарская АССР, д. Тат Суук-су, 1987 год.
На кладбище, Казань, 1969 год.
На улице Островского. Казань, 1969 год.
Поэт Евгений Евтушенко. Казань, 1970 год.
«Человек у переезда 4». Казань, 8 ноября 1969 года.
Водитель кобылы, Татарская АССР, 1969 год.
Кружок кинолюбителей. Татарская АССР, пос. Юдино, 22 августа 1973 года.
Первый электропоезд в Казани 2, 1972 год.
«Этюд ночной Москвы». Москва, май 1973 года.
Ленинград, июль 1973 года.
Парикмахерская № 36, Казань, 12 сентября 1973 года.
«Взгляды», Казань, 21 апреля 1974 года.
Последний снег. Татарская АССР, 1974 год.
У ворот. Казань, 17 апреля 1976 года.
Лабораторная работа по химии, 17 января 1976 года.
«На прорыв». Казань, 11 апреля 1977 года.
Экскурсия на КАМАЗе. Татарская АССР, г. Набережные Челны, 10 сентября 1977 года.
«Венок для внучки». Казань, 1978 год.
«Был месяц май». Казань, 9 мая 1977 года.
Ателье в Рязани, 12 июля 1977 года.
На Комсомольской улице, г. Лениногорск, 1981 год.
Духовая музыка. Казань, 12 сентября 1977 года.
Семья сельских учителей Зиатдиновых. Татарская АССР, с. Карадуган, май 1977 года.
«Соседка или Hodie tibi cras mihi». Казань, 1980 год.
Первенец. Казань, 1984 год.
«Портрет со стаканом молока». Казань, 1983 год.
«Не горюй!». Казань, 1983 год.
«Не промахнись!». Шуточное состязание «Бой горшков» на татарском народном празднике Сабантуй. Казань, 1983 год.
«Прощание татарки». Проводы в армию в татарской деревне. Татарская АССР, с. Шали 1984 год.
Колхозники, Татарская АССР, с. Поисево, 1984 год.
«Очкарики», Казань, 21 июля 1985 года.
На улице Пушкина, Казань, 1969 год.
Улица Горького. Казань, 1969 год.
Гражданская оборона. Казань, 1 июля 1977 года.
«Яблонька». Казань, 1969 год.
В новом городе. Набережные Челны, 6 сентября 1977 года.
«Восторг и удивление». Казань, 21 марта 1976 года.
Осеннее солнце. Казань, 1969 год.
Чаепитие со свекровью. Казань, 7 мая 1979 года.
«Наш чемпион». Татарская АССР, с. Шали, 6 июня 1978 года.
Аллея, Татарская АССР, Казань, 1967 год.
«Я больше не буду!». Казань, 1978 год.
Счастье. Москва, 1978 год.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов