русский живописец известный картинами иллюстрирующими крестьянскую жизнь
Крестьянская жизнь на картинах великих русских живописцев (11 репродукций)
Масленица — праздник широкий, красочный, разгульный и вкусный. Таким его и изобразил Кустодиев в картине. Балаган — непременный атрибут русских народных гуляний.
Балаганы. Б. М. Кустодиев.1917 год.
Картина «Сельская бесплатная школа» рассказывает о том, как интеллигентные русские девушки, водушевленные идеей народного образования, занимаются обучением деревенских ребят. Дело происходит в просторной чистой избе. Здесь «отличные барыньки», как их называл Стасов, «пришедшие из своих барских домов», учат «всяких мальчуганов и девчоночек».
Сельская бесплатная школа. А. И. Морозов. 1865 год.
В 1868 году 18-летний Федор Васильев обратился к теме деревенского пейзажа. Вместе с художником Иваном Шишкиным, с которым он в 1867 году побывал на острове Валаам, Васильев провёл лето 1868 года в деревне Константиновка, расположенной под Петербургом, рядом с Красным Селом. Помимо картины «После грозы», в этом же году были написаны и другие известные произведения Васильева — «Деревенская улица» и «Возвращение стада».
После грозы. Ф. А. Васильев. 1868 г.
Картина Ивана Богданова «За расчетом» представляет собой реальную жанровую сцену, в которой художник затрагивает тему социальных неравенств, запечатлев зажиточного крестьянина по одну сторону стола, его жену – по другую и пришедшего за расчетом бедного работника.
За расчетом. И. П. Богданов. 1890 год.
Картина невероятно интригует задумчивым видом главного героя – извозчика, который, попивая чай, рассматривает мир сквозь прозрачное стекло, которое как бы огораживает его от внешнего вида, проводя невидимую, но острую грань между миром духовного и миром сознательного.
Извозчик в трактире. Б. М. Кустодиев. 1920 год.
Сюжетом для картины послужило известное описание продажи крепостных с аукциона в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева (с. Медное), где изображена им участь крестьянской семьи, распродаваемой с молотка за долги промотавшегося господина.
Продажа крепостных с аукциона. К. В. Лебедев. 1910 год.
Центральным образом является статная фигура нарядно одетой матери-крестьянки, которая ведет двух лошадей с бороной и одновременно наблюдает за сидящим у пашни ребенком.
На пашне. Весна. А. Г. Венецианов. 1-я половина 1820-х годов.
В 1878 году живописец с семьёй переезжает в Москву, а уже через год Репин заканчивает картину «Проводы новобранца». В этой картине автор запечатлел примечательное действо – семья и соседи провожают молодого парня на службу в армию.
Проводы новобранца. И. Е. Репин. 1879 год.
Пляска. К. В. Лебедев. 1900 год.
Классический интерьер дома зажиточного крестьянина.
Интерьер с печью, сундуками и самоварами. Неизвестный художник. 1833 год.
На полотне изображены крестьянские представители уездного земского собрания: их обед составляет простой хлеб с луком и солью, в то время как не показанная на картине дворянская часть земства обедает в помещении.
Крестьянство в русской живописи
Крестьяне на картинах русских художников-живописцев практически не появлялись до начала 19 века. После петровских реформ между высшими и низшими слоями общества существовал огромный культурный разрыв. Бесправие крепостных тоже не способствовало интересу со стороны дворян — основных заказчиков произведений искусства, — видеть на полотнах крестьян как главных героев сюжета.
Отчасти такое положение изменилось после победы над Наполеоном в 1812 году. Российское общество в этот период осознало себя единой нацией, и на военных карикатурах народ обычно изображался именно в виде простого мужика. Появились художники, изображавшие крестьянскую жизнь в романтичном русле. Самым ярким из них стал Алексей Венецианов, любимый ученик Боровиковского. Его считают родоначальником бытового жанра в России. Венецианов работал в своем имении, изображая собственных крепостных. Художник поэтизирует их жизнь: вместо изнурительного труда показывает минуты приятного отдыха.
Отмена крепостного права и бунт передвижников
Новый виток интереса к крестьянской теме в живописи произошел в 1850-е, во многом благодаря выходу «Записок охотника» Тургенева. Но наиболее серьезные изменения пришлись на начало 1860-х. В 1861 году отменяется крепостное право, и проблема социальной несправедливости становится актуальной как никогда.
Одновременно меняются требования общества к художественным произведениям. Помимо эстетики, от них ожидают нравственного содержания и социальной проблематики. Результатом нового подхода к творчеству стал бунт выпускников Академии художеств. Они демонстративно отказались писать мифологический сюжет на соискание золотой медали. Вместо этого демократически настроенные молодые художники основали Товарищество передвижников и стали развивать бытовой жанр.
Ярким критиком социальной несправедливости стал Василий Перов, один из учредителей Товарищества. В первые годы после отмены крепостничества его картины подобны обличительной проповеди. Затем они становятся более спокойными, но по-прежнему крестьянская жизнь предстает в них скорбной и безрадостной.
Еще один художник из Товарищества передвижников — Василий Максимов. Он окончил Академию художеств на 3 года позже знаменитой группы из 14 бунтовщиков, но взял с них пример и тоже отказался от конкурса на большую золотую медаль. Наградой могла стать заграничная поездка, но Максимов решил посвятить свое творчество бедной российской деревне. Он был крестьянином по происхождению, хорошо знал сельскую жизнь и изображал простой народ — иногда в реалистичном ключе, а иногда как воплощение лучших черт русского характера.
Владимир Маковский тоже создал серию работ, посвященных повседневной крестьянской жизни. Но это картины совсем другого характера, ведь художник учился у продолжателя венециановской школы. Выставляясь вместе с передвижниками, Маковский одновременно был академиком, а затем и ректором Академии художеств. Его картины — яркие и жизнерадостные.
Расцвет крестьянской темы в русской живописи приходится на 60-80-е года 19 века. После этого образ народа как носителя универсальных моральных ценностей еще не раз вдохновлял художников — от Репина до Малевича. Но прежнего значения и актуальности образ русского крестьянина больше не обрел.
В заключение хотелось бы отметить, что второе воскресенье октября в России — День работника сельского хозяйства. И это стало для нас хорошим поводом вспомнить, кто из русских художников поднимал в своем творчестве тему крестьянства.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
Напряженная головная боль, вызванная стрессом, может поразить нас, когда мы не в состоянии дать в.
Всем огромный привет! Сегодня у нас на очереди простой в приготовлении необычный шоколадный пирог.
Вдоль средиземноморского берега раскинулась итальянская ривьера, которую за об.
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Как несостоявшийся священник Пластов стал знаменитым художником, воспевающим вечную крестьянскую Россию
Родом Аркадий Пластов (1893-1972) из деревни Прислониха под Симбирском (нынче Ульяновская область). Именно здесь и пройдет жизненный и творческий путь художника. Односельчане с восторгом рассказывали о необыкновенной тонкой душевной организации маленького Аркаши, который, по их мнению, мог понимать язык земли. Он разговаривал со всем, что его окружало. Можно было часто наблюдать как мальчишка по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы дает и это, не говоря о домашних животных, которые понимали его как «своего». И видимо, поэтому родители готовили своему сыну судьбу духовного наставника, которую он круто изменил.
Его дед Григорий был сельским архитектором и занимался иконописью. По его проектам в свое время были построены храмы в Прислонихе и окрестных деревнях. Григорий Гаврилович с сыном Александром, отцом Аркадия, расписывал церковь в Прислонихе, а некоторые из его икон сохранились и поныне. Именно он свою любовь к искусству передал сыну, а через него и внуку. Однако, как часто бывает, родители, желая добра своему чаду, будущее Аркаши видели в служении Богу. И после трех классов образования сельской школы 10-летнего парнишку отправляют на обучение в Симбирское духовное училище, где проучившись пять лет, Аркадий поступает в духовную семинарию.
А однажды на 15-летнего парня неизгладимое впечатление произвела работа артели иконописцев, реставрирующих церковную роспись в его родной Прислонихе. Именно с того времени он твердо решил: во что бы то ни стало быть, живописцем.
Окончив семинарию, Аркадий, полный решимости, в 1912 году отправляется в Москву и поступает в столичное Строгановское художественно-промышленное училище, а через два года в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Параллельно посещает занятия живописи в мастерских А. Е. Архипова, А. М. Корина, А. С. Степанова.
После революции 1917 года Пластов вернулся в родные края, где наряду с хозяйственной и общественной работой занялся живописью. Он пишет с натуры портреты своих односельчан и их детей, вошедшие в цикл картин, посвященный деревенскому быту, под названием «Житье-бытье».
Однажды произошло непредвиденное, сгорел дотла дом художника, и все работы, которые он успел написать, были уничтожены: не уцелело ни одного этюда, ни одного эскиза. Эта трагедия стала поворотной в жизни Аркадия Александровича. Шел 1931 год, и 40-летний Пластов остался практически ни с чем, ему нужно было начинать все с нуля. Он твердо решает оставить полевые работы и целиком посвятить себя живописи. Художник снова берет в руки кисть, и пройдет еще сорок лет неустанного труда — и число его произведений составит почти 10 тысяч экспонатов. Одних портретов, большинство из которых написаны из односельчан, насчитываются сотнями, не говоря о пейзажах, натюрмортах и жанровых картинах.
С головой окунувшись в творческий процесс, Пластов регулярно посещает выставки передвижников, русских художников-классиков, учась у них и перенимая лучшие их достижения. Пройдет какие-то четыре года и к художнику придет известность. В 1935-м на выставке в Москве впервые экспонировались картины Пластова: «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня». Именно с того дебюта художник начал постоянно выставляться на всех крупных художественных выставках.
Однако самой значительной работой Аркадия Пластова того времени была признана картина «Купание коней», созданная в 1938 году, к юбилейной выставке «XX лет Российской Красной Армии» и считающаяся самой свободной и искренней картиной своего времени. Написав ее, Пластов состоялся как художник и приобрел широкую популярность.
Работоспособность Пластова была потрясающей. Так, проникнувшись каким-либо жизненным мотивом, он мог переписывать его по несколько раз в разное время года, меняя и усложняя художественную задачу, оттачивая художественное мастерство до заветного совершенства. Так, применяя веками устоявшиеся традиции, и создавая свои собственные приемы, он внес свой бесценный вклад в развитие русской школы живописи.
На протяжении всей своей творческой карьеры от жизненной правды художник шел к высокой правде поэтического обобщения, «к постижению внутренней сущности и строя вещей и к умению найти в жизни самое главное, … то зерно бытия, без которого нет настоящего искусства, а лишь бездушный, зеркальный натурализм».
Пройдет время, и Аркадия Пластова признают лучшим творцом сумевшим подняться до вершин этого самого обобщения величественного образа простого человека и природы, их гармоничного взаимодействия.
И в завершение хотелось бы сказать, что уникальный дар художника заключался в его умении идти от сиюминутного к вечному: конкретность жизненных сюжетов обрела под его кистью поистине метафорическое значение. А стремление передать через образы обычных крестьян и их быт глубокий философский смысл, характерный для художника прием, лег в основу авторского почерка и стиля.
До последнего вздоха Аркадий Пластов жил и трудился среди своих земляков, никогда не отделяя себя от них. Он так убедительно и страстно воссоздавал маленький мир деревни и ее жителей на своих полотнах, что иногда, кажется, его творения будто выросли из той самой жизни, раскрыв нам ее высший, сокровенный смысл.
Как несостоявшийся священник Пластов стал знаменитым художником, воспевающим вечную крестьянскую Россию
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Цельная и впечатлительная натура живописца всю жизнь была полностью поглощена темой русской деревни, ее природой и людьми, мудрым, столетиями складывающимся народным бытом. Всему этому и посвятил Аркадий Пластов свой яркий и мощный талант. И я не ошибусь, если скажу, что его творческому наследию принадлежит будущее. А оно насчитывает 10 тысяч полотен, вошедших в золотой запас отечественной культуры. И это не считая того, что огромное количество картин живописца, написанных до 1931 года сгорело в огне.
Несколько слов из биографии народного художника
Родом Аркадий Пластов (1893-1972) из деревни Прислониха под Симбирском (нынче Ульяновская область). Именно здесь и пройдет жизненный и творческий путь художника. Односельчане с восторгом рассказывали о необыкновенной тонкой душевной организации маленького Аркаши, который, по их мнению, мог понимать язык земли. Он разговаривал со всем, что его окружало. Можно было часто наблюдать как мальчишка по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы дает и это, не говоря о домашних животных, которые понимали его как «своего». И видимо, поэтому родители готовили своему сыну судьбу духовного наставника, которую он круто изменил.
Его дед Григорий был сельским архитектором и занимался иконописью. По его проектам в свое время были построены храмы в Прислонихе и окрестных деревнях. Григорий Гаврилович с сыном Александром, отцом Аркадия, расписывал церковь в Прислонихе, а некоторые из его икон сохранились и поныне. Именно он свою любовь к искусству передал сыну, а через него и внуку. Однако, как часто бывает, родители, желая добра своему чаду, будущее Аркаши видели в служении Богу. И после трех классов образования сельской школы 10-летнего парнишку отправляют на обучение в Симбирское духовное училище, где проучившись пять лет, Аркадий поступает в духовную семинарию.
А однажды на 15-летнего парня неизгладимое впечатление произвела работа артели иконописцев, реставрирующих церковную роспись в его родной Прислонихе. Именно с того времени он твердо решил: во что бы то ни стало быть, живописцем.
Окончив семинарию, Аркадий, полный решимости, в 1912 году отправляется в Москву и поступает в столичное Строгановское художественно-промышленное училище, а через два года в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Параллельно посещает занятия живописи в мастерских А. Е. Архипова, А. М. Корина, А. С. Степанова.
После революции 1917 года Пластов вернулся в родные края, где наряду с хозяйственной и общественной работой занялся живописью. Он пишет с натуры портреты своих односельчан и их детей, вошедшие в цикл картин, посвященный деревенскому быту, под названием «Житье-бытье».
Однажды произошло непредвиденное, сгорел дотла дом художника, и все работы, которые он успел написать, были уничтожены: не уцелело ни одного этюда, ни одного эскиза. Эта трагедия стала поворотной в жизни Аркадия Александровича. Шел 1931 год, и 40-летний Пластов остался практически ни с чем, ему нужно было начинать все с нуля. Он твердо решает оставить полевые работы и целиком посвятить себя живописи. Художник снова берет в руки кисть, и пройдет еще сорок лет неустанного труда — и число его произведений составит почти 10 тысяч экспонатов. Одних портретов, большинство из которых написаны из односельчан, насчитываются сотнями, не говоря о пейзажах, натюрмортах и жанровых картинах.
С головой окунувшись в творческий процесс, Пластов регулярно посещает выставки передвижников, русских художников-классиков, учась у них и перенимая лучшие их достижения. Пройдет какие-то четыре года и к художнику придет известность. В 1935-м на выставке в Москве впервые экспонировались картины Пластова: «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня». Именно с того дебюта художник начал постоянно выставляться на всех крупных художественных выставках.
Однако самой значительной работой Аркадия Пластова того времени была признана картина «Купание коней», созданная в 1938 году, к юбилейной выставке «XX лет Российской Красной Армии» и считающаяся самой свободной и искренней картиной своего времени. Написав ее, Пластов состоялся как художник и приобрел широкую популярность.
Работоспособность Пластова была потрясающей. Так, проникнувшись каким-либо жизненным мотивом, он мог переписывать его по несколько раз в разное время года, меняя и усложняя художественную задачу, оттачивая художественное мастерство до заветного совершенства. Так, применяя веками устоявшиеся традиции, и создавая свои собственные приемы, он внес свой бесценный вклад в развитие русской школы живописи.
На протяжении всей своей творческой карьеры от жизненной правды художник шел к высокой правде поэтического обобщения, «к постижению внутренней сущности и строя вещей и к умению найти в жизни самое главное, … то зерно бытия, без которого нет настоящего искусства, а лишь бездушный, зеркальный натурализм».
Пройдет время, и Аркадия Пластова признают лучшим творцом сумевшим подняться до вершин этого самого обобщения величественного образа простого человека и природы, их гармоничного взаимодействия.
Бонус
А теперь для тех, кто ходил в школу в советское время. Вспомните вкладыши учебников советского периода, которые буквально пестрели репродукциями картин Аркадия Пластова. Я хорошо их помню с детства. А вы?
И в завершение хотелось бы сказать, что уникальный дар художника заключался в его умении идти от сиюминутного к вечному: конкретность жизненных сюжетов обрела под его кистью поистине метафорическое значение. А стремление передать через образы обычных крестьян и их быт глубокий философский смысл, характерный для художника прием, лег в основу авторского почерка и стиля.
До последнего вздоха Аркадий Пластов жил и трудился среди своих земляков, никогда не отделяя себя от них. Он так убедительно и страстно воссоздавал маленький мир деревни и ее жителей на своих полотнах, что иногда, кажется, его творения будто выросли из той самой жизни, раскрыв нам ее высший, сокровенный смысл.
И в продолжение темы о художниках, репродукции картин которых красовались на станицах учебников советской эпохи, прочтите статью: Что рисовала художница, которую знали все советские школьники по картине в учебнике «Родная речь»: Пост памяти Ксении Успенской.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: