русский irl в реальной жизни
Что значит «ирл» (irl) в интернет-сленге?
Часто на просторах интернета можно встретить аббревиатуру «ИРЛ» или же «irl». Не особо заядлым пользователям сложно понять, как расшифровываются те или иные аббревиатуры на молодежных форумах. В этой статье подробно рассказывается о том, что же такое irl, откуда произошла фраза и как ее правильно использовать в русском языке.
Происхождение слова
Аббревиатура берет свое начало в английском языке. Irl расшифровывается как «in real life». Впервые такой термин в интернет сленге начали употреблять пользователи двача. Двач — это система разнообразных форумов, которые сегментированы по темам, где каждый пользователь может создать свой тред и анонимно высказаться.
2ch – известный во всем мире анонимный форум.
Также довольно распространено использование сокращения в различных социальных сетях, например, во вконтакте или на фейсбуке.
Значение слова
В переводе на русский это звучит как «в настоящей жизни», «в реальности», «вне интернета», «физически», «оффлайн» и так далее. То есть используется такое сокращение преимущественно в интернете для описания событий в действительности.
Простыми словами ирл означает реальность, то есть противоположность интернету.
Другие значения
С недавних времен эта аббревиатура в английском языке приобрела еще одну расшифровку — «IRL – Industrial Robot Language» — язык программирования промышленных роботов.
Industrial Robot Language
Продвинутые интернет юзеры основное значение используют куда чаще, но и это значение имеет место быть.
Также под IRL может подразумеваться Ireland, то есть страна Ирландия.
Красоты Ирландии
И еще одна распространенная расшифровка термина – это Information Retrieval Language — информацинно-поисковый язык (ИПЯ).
Чтобы понять, как именно будет расшифровываться ирл в каждом конкретном случае, нужно следить за контекстом и за окружением.
Примеры использования термина
Чтобы было проще разобраться, как именно употреблять такую фразу и что значит ирл в конкретном контексте, приведено несколько примеров:
Обратите внимание! Перед аббревиатурой ИРЛ нет необходимости ставить предлог «в», так как во фразе in real life в качестве предлога выступает «in». То есть правильно говорить не «мы не общаемся в ирл», а «мы не общаемся ирл».
Заключение
Часто, новые пользователи имиджбордов, которых часто называют «ньюфагами», не понимают многих сокращений и слов. Если вы встретили сокращение ИРЛ на одной из платформ общения молодежи, стоит воспринимать его именно как вариант «ин реал лайф», то есть в реальной жизни. В различных пабликах ВКонтакте также можно увидеть упоминание такой аббревиатуры, как irl в комментариях или постах.
Новый телевизор: что такое IRL-стриминг и как мы стали его смотреть
От первых музыкальных стримов в 90-е до современных социальных платформ
В 2020 году рост рынка онлайн-стриминга в России опередил мировые темпы, а общий объем сегмента составил 15−20 млрд руб. Форматы трансляций дополнил IRL-стриминг (различные неигровые стримы). Он стал «новым телевизором» с живым, не отредактированным контентом от реальных людей: ведущие разговаривают со зрителями, обсуждают личные темы, а кто-то просто ест или спит. Региональный менеджер платформы для стриминга BIGO Live Тайлер Гу объясняет, как трансляции покорили сердца людей и прочно поселились в смартфонах.
Прямой эфир в онлайне
Прямые трансляции в интернете — далеко не новый формат. В первые годы онлайн-трансляции в основном были связаны с музыкальным бизнесом. В июне 1993 года первый в истории стрим провел музыкальный garage-band Severe Tire Damage, участниками которого были программисты компаний Apple, Xerox и DEC. В Калифорнии они записали первое live-выступление, его увидели зрители во всех точках земного шара, где уже был распространен интернет. А в 1996 году прошел первый большой онлайн-музыкальный фестиваль Tibetan Freedom Concert с участием Бьорк, Smashing Pumplins и Rage Against the Machine.
Тогда же стал развиваться рынок гейминга. Первые киберспортивные соревнования прошли в 1996-м. А в 2007 году был запущен первый стриминговый сервис Justin.tv. Проект начался с одного-единственного канала, где его создатель Джастин Кан транслировал свою жизнь 24/7 в формате реалити-шоу. Но в 2011-м на рынок вышел новый сервис Twitch, полностью вытеснивший конкурентов. На сегодняшний день Twitch занимает 91% рынка стриминга во всём мире по количеству транслированных часов. В апреле 2020 был зафиксирован абсолютный рекорд — одновременно онлайн на платформе находились 4 млн человек.
Если не игры, то что?
Гейминг — это замечательно, но вскоре лидерам индустрии стало понятно, что такая узкая аудитория никак не позволяет раскрыть потенциал платформ. Первыми разрешить пользователям стримить неигровой контент придумали в Юго-Восточной Азии. Там образовался целый рынок таких приложений: в 2014 году, среди прочего, появился BIGO Live — приложение позволяло людям просто транслировать свои действия, становиться популярными и даже зарабатывать.
До Америки и Европы тренд дошёл с небольшим опозданием. В 2015 году появилось мобильное приложение Periscope от компании Twitter. Путешествуя по Европе, Кейвон Бейкопур оказался в Стамбуле во время массовых протестов. Он пытался следить за обстановкой по текстовым сообщениям в Twitter, но не мог видеть, что происходит на улицах на самом деле.
Вернувшись домой, вместе с Джо Берштейном они создали первое приложение, в котором люди могли делать трансляции — альтернативу прямым эфирам и формату реалити-шоу на телевидении. Любой желающий смог освещать то, что он видит и что с ним происходит, онлайн на широкую аудиторию. А в 2017 году появился live.ly — один из ведущих сайтов для интернет-трансляций. Пользователям нравились эти приложения: в лучшие годы Periscope насчитывал более 10 млн пользователей, а ежемесячная аудитория live.ly — 4,6 млн.
Так почему же эти приложения «взлетели»? Все просто: они предлагают совершенно новый вид контента. Это вертикальные видео, но живые: в них нет монтажа, все действия происходят на глазах зрителей. Ими можно управлять: стоит отправить лайк или подарок, и можно просить ведущего выполнить твое желание. С их помощью зритель получает новый, иммерсивный опыт, который не просто удовлетворяет его потребность в новом контенте — он еще и позволяет ему почувствовать себя менее одиноким и общаться с людьми в формате реального времени.
Поняв это, одна за другой социальные сети стали запускать функцию «Прямой эфир»: в 2016-м — «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники», YouTube, а в феврале 2017-го — Instagram. Во время трансляций популярные блогеры отвечают на вопросы подписчиков, берут интервью и проводят совместные эфиры в формате видеозвонка.
Создатели стриминговых платформ увидели потенциал в IRL-стриминге. И даже Twitch, изначально специализировавшийся на игровых стримах, стал стимулировать IRL-контент. В 2018 году на платформе выделили 11 IRL-категорий. Среди них: ток-шоу, занятия искусством и наукой, а также экзотика вроде боди-арта и ASMR. Самым популярным среди IRL стал раздел Just Chatting — простая болтовня, где стримеры общаются с аудиторией, комментируют ролики на YouTube или просто делают уроки в прямом эфире. Любой человек получил возможность стать стримером и монетизировать свои таланты и хобби наравне с геймерами.
Платформы из Азии тоже не стояли на месте: они начали экспансию на запад. В BIGO Live пользователи получили возможность заводить друзей по всему миру и общаться с ними как в социальных сетях, следить за жизнью любимых ведущих, участвовать в онлайн-батлах и обмениваться виртуальными подарками. В приложении сделали функцию создания «Семьи», которая позволяет стримерам объединяются в сообщества, проводить совместные трансляции и делать коллаборации. За шесть лет платформа набрала более 400 млн пользователей в 150 странах, а в России ей пользуются более 180 тыс. человек ежедневно.
Главный тренд 2020
С началом пандемии стал наблюдаться рост популярности стримов, как игровых, так и IRL-формата. Артисты и блогеры не могли взаимодействовать с аудиторией офлайн, и чтобы не терять популярность и поддерживать уровень присутствия в инфополе, стали чаще выходить в прямые эфиры.
Объем контента live-формата в Instagram вырос на 526%. В списке самых просматриваемых российских стримов оказались шоу «Утренник Бузовой», «Прямой карантин» Анастасии Ивлеевой (13-й эфир с Тимати одновременно смотрели 560 тыс. человек), серия прямых эфиров TemnikovaLive #НаСвязи и шоу AK Live с блогером Катей Адушкиной. Число IRL-стримеров резко возросло и на других платформах.
Люди оказались лишены общения в реальной жизни, у них появилось больше свободного времени. Давно сложившаяся привычка включать телевизор фоном, как контент, не требующий погружения, с развитием IRL-стримов получила новый смысл. Устав от сериалов и телевизора в первые недели самоизоляции, людям стало интереснее смотреть не то, что снято и смонтировано заранее, а самому решать, что хочешь увидеть на экране.
Где деньги?
Пользователи рассматривают live-стримы как способ заработка, а бренды — как платформу для рекламных интеграций. Со стримерами Twitch работают глобальные компании, такие как Nike, Adidas, Coca-Cola, P&G и другие. Бренд Burberry осенью провел первый в истории модный показ в Twitch. Рекламодатели платформы могут размещать баннеры в описании каналов-партнеров, добавлять логотип или QR-код в трансляцию. Распространенный и эффективный вариант — использование бота, который с определенной периодичностью публикует в чате стрима ссылки на продукцию бренда. Многие спонсируют киберспортивные турниры и делают коллаборации с инфлюенсерами. За это получают деньги не только платформы, но и сами ведущие.
Люди оказались готовы платить стримерам за возможность задать вопрос или дать задание во время прямого эфира, чтобы почувствовать сопричастность к созданию контента и буквально «заказать» то, что хочешь увидеть на экране. Согласно исследованию аудитории Twitch, 47% готовы платить за стрим, а средняя сумма разового доната — 703 руб. У BIGO Live показатель выше — более 70% пользователей донатят ежедневно.
В конце 2020 года стримеры стали не просто героями своих платформ — это полноценные инфлюенсеры и лидеры мнений, имеющие вес в офлайн-пространстве. Кажется, что новый тренд 2021 года в influencer-маркетинге — смещение вектора работы с инфлюенсерами Instagram в сторону стримеров — причем, не только геймеров, а тех, кто производит IRL-контент, обладающий широкими возможностями для интеграций брендов любой ниши.
В реальной жизни
Иан пытается наладить личную жизнь и общается с девушками на сайтах знакомств. Но, встречаясь с ними в реальной жизни, он понимает, что все они совсем не такие, как представляются в своих аккаунтах. На очередном сайте он встречает ту, что зацепила его сердце. Она кажется ему идеальной, у них много общего, им интересно друг с другом. Смогут ли отношения онлайн перейти в оффлайн?
Сценарий ленты В реальной жизни написал Чейз Хинттон, который и сыграл главную роль, совместив работу на съемочной площадке с должностью продюсера. На счету актера шесть фильмов, в которых он получил опыт режиссуры, актерской работы и продюсирования. Карьера актрисы Джоанны Сол, сыгравшей Софию, началась в 2015 году, а русскоязычному зрителю она известна по сериалам Черная кровь и Афера в Маями.
Эрик Робертс, взявший на себя роль Джонатана, известен по многочисленным сериалам и фильмам. Его карьера в кино началась в 1976 году, фильмография насчитывает более пятисот работ, а его единственная статуэтка Оскар получена в 2009 за участие в фильме Андрея Кончаловского Поезд беглец. Эрик неоднократно работал на российских, украинских и казахских съемочных площадках.
Хэскелл В. Андерсон III, на счету которого сорок семь художественных лент, воплотил образ Ричмонда. Его герой проявляет истинный характер Иана, и зритель может видеть, как изменяется жизненная позиция художника на протяжении всего сюжета. Отзывы о фильме у зрителей разделились. Неожиданный конец дает пищу для размышлений о том, что движет действиями главного героя, что на самом деле он ищет в женщине.
Завиртуализировались: как стримы стали нашей новой реальностью
В апреле на платформе Twitch был зафиксирован рекорд – онлайн одновременно находились 4 млн человек. Самих же стримеров, по данным DonationAlerts, стало больше почти на треть по сравнению с январем.
Стримеры – не блогеры
Многие звезды Instagram начали вести прямые эфиры. И далеко не все оказались в этом успешны: удерживать внимание аудитории и общаться с ней в онлайне на протяжении нескольких часов – совсем не то же самое, что смонтировать красивое видео из множества дублей. А любой монтаж – враг реализма, который, по данным DonationAlerts, и привлекает большинство (42%) зрителей стримов. Стриминг – это взаимодействие с аудиторией в прямом эфире. При этом не важно, что делает стример – играет в онлайн-игру, печет торт или просто общается со зрителями.
По итогам 2019 года, то есть еще до того, как пандемия перевела всю нашу жизнь в онлайн, объем российского рынка стриминга составил 15 млрд руб. А его ежегодный рост оценивался в 25–30% при общемировом темпе в 9%. С большой долей уверенности можно утверждать, что 2020 год скорректирует этот прогноз в большую сторону.
Не играми едиными
Игровой стриминг придумали геймеры. В какой-то момент просто проводить время в видеоиграх им стало неинтересно, и они решили совместить приятное с приятным: заниматься любимым делом в прямом эфире, общаясь со зрителями и получая от них поддержку в виде донатов.
Пандемия сделала геймерами даже тех, кто раньше и не задумывался о таком досуге. Как следует из исследования Qiwi, весной 2020 года пользователи потратили на игровые сервисы на 71% больше, чем год назад. В турнирах по Warface в апреле приняли участие порядка 70 тыс. человек. Дневная аудитория игр увеличилась на 30–50%. А на донатах, по данным DonationAlerts, стримеры в мае заработали на 83% больше, чем в 2019 году.
Игровые стримы по-прежнему в топе. Но самоизоляция дала мощный толчок к развитию IRL-трансляций (in real life – в реальной жизни), на которых стример в прямом эфире делает привычные для себя вещи или просто общается с аудиторией. Этот формат доступен каждому: для того, чтобы стать IRL-стримером, не требуются специальные навыки – достаточно желания общаться и делиться эмоциями, которых так не хватало в четырех стенах. А вести трансляции можно со смартфона, так что дорогостоящая техника тоже не обязательна.
Отдельным направлением стримов в условиях самоизоляции стали живые выступления исполнителей. Чтобы не потерять связь с аудиторией и творчески реализовываться, этот формат использовали многие певцы, актеры и другие публичные личности.
Где на других посмотреть и себя показать
Среди площадок для стримов господствует Twitch, эта платформа ориентирована исключительно на прямые трансляции. Там же и обитает около 80% стримеров. На втором месте располагается YouTube. Местные стримеры отличаются тем, что на их каналах можно найти и обычные видео, ничем не отличающиеся от творчества привычных всем блогеров. Существуют и отечественные платформы для стриминга: не так давно МТС запустила собственную площадку WASD. В соцсетях также можно вести прямые трансляции: у ВКонтакте и Одноклассников есть собственные мощные платформы для этого — VK Live и OK Live. Конкуренция за место в рекомендациях здесь ниже, чем на Twitch, где приходится биться с гигантами — и этим с удовольствием пользуются стримеры-любители.
Игровые стримы чаще всего смотрят на платформе Twitch. Там легко найти трансляцию прохождения практически любой игры. Трансляции топовых стримеров-геймеров набирают миллионы просмотров:
Немало на Twitch и трансляций других тематик: пение, танцы, бодиарт, лепка, научные эксперименты и просто ненавязчивое общение с чатом за просмотром какого-нибудь фильма.
Выбор самый разнообразный. Например, Юля Koshkamoroshka — не только одна из музыкальных стримерш твича, но еще и педагог народного пения в детской музыкальной школе. На ее стримах можно послушать любимые песни в живом исполнении и истории про ее подопечных. Милан MilanRodd очень обеспокоен обилием токсичного контента в интернете и решил бороться с ним интеллектом: на стримах он обучает программированию, рассказывает, как работать с 3D-принтером, и объясняет, как самому собрать компьютер. Вика vika_karter — одна из самых известных стримерш в России, любит компьютерные игры и животных, нередко принимает участие в благотворительных акциях. У Дины DinaBlin можно познакомиться сразу со всеми яркими и активными стримерами России. Именно она придумала собирать на трансляциях сразу несколько гостей и устраивать целые шоу. Здесь можно увидеть привычные телезрителю «Кто хочет стать миллионером», «Угадай мелодию», «Сердца за любовь», а также «Мафию» и «Крокодила», где в главных ролях выступают известные стримеры.
Включая стрим, важно понимать, что это надолго. Обычно трансляция длится не меньше двух-трех часов. А геймеры могут не выходить из онлайна сутками.
Культура донатов: от истоков до наших дней
Донаты появились практически одновременно со стримингом. Первыми стримерами были геймеры. Львиную долю времени они проводили за компьютером, совершенствуя игровые навыки, потому о постоянной работе не могло быть и речи. Аудитория сама начинала интересоваться, как можно поддержать любимого геймера. Так в описании трансляции стали появляться реквизиты (номер карты или PayPal), куда можно было отправить любую сумму. При этом все стримеры подчеркивали, что пожертвования – дело сугубо добровольное. Откровенное выпрашивание донатов по сей день считается дурным тоном.
Аудитория стримеров оказалась щедрой — зрители донатили много и с удовольствием. Так появилась необходимость в сервисах, которые бы сделали этот процесс проще. Первые платформы были довольно примитивными, их функциональность ограничивалась перечислением денег. Скоро к этому добавилась опция снабжать донаты сообщениями. У стримеров появилась возможность устанавливать цели сборов (новая модель камеры, мощный игровой процессор и т. д.), проводить голосования и внедрять другие фишки. Это добавило трансляциям интерактивности, а донаты перестали быть просто финансовой поддержкой стримера. Теперь с их помощью зритель становится полноправным участником процесса.
Самыми «высокооплачиваемыми» являются стримеры в возрасте от 25 до 30 лет – на их долю приходится 35% всех донатов. Это объясняется тем, что они активнее, чем их более молодые коллеги, общаются с аудиторией, их стримы отличаются большей интерактивностью. Для сравнения: стримеры в возрасте 19–24 лет получают 29% общего объема донатов, младше 18 лет – только 9%.
Каждый четвертый рубль в копилку стримеров кладут жители столиц
На фоне того, что в период пандемии у многих уменьшились доходы, зрители не оставили любимых стримеров без поддержки. Количество донатов, отправленных через сервис DonationAlerts, увеличилось на 40% по сравнению с январем. В среднем пользователи рунета за раз переводят стримерам 437 руб.
Аналитики сервиса рассчитали «индекс доната» для разных федеральных округов, чтобы узнать, где живут самые щедрые поклонники стримов. Выяснилось, что больше всего денег стримеры получают от жителей Центрального и Северо-Западного округов – в среднем 560 и 485 руб. соответственно. При этом на Москву и Санкт-Петербург приходится четвертая часть всех платежей. Ниже всего средняя сумма донатов в Северо-Кавказском федеральном округе – 301 руб.
На чем еще зарабатывают стримеры
Конечно, донаты – не единственный источник дохода стримеров. Как и видеоблогеры, они зарабатывают на рекламе. И если раньше к ним обращались в основном производители игрового оборудования, то с развитием неигровых направлений на рекламу в стримах обратили внимание крупные производители товаров повседневного спроса. В условиях кризиса их активность несколько снизилась, и главными рекламодателями стримеров стали разработчики игр – они стремились поймать волну и сделать свои проекты еще более популярными.
Стримеры только недавно стали полноправными участниками рекламного рынка, и в силу их неопытности брендам бывает сложно с ними общаться. Чтобы сделать этот процесс проще, появились инструменты, с помощью которых можно размещать рекламу в стримах на всех популярных площадках. Если зритель переходит по ссылке из трансляции и делает покупку, стример получает процент с продажи.
Также стримеры зарабатывают на встроенной рекламе (площадки сами размещают ее в трансляциях) и участии в партнерских программах (стример регистрируется и публикует в своих трансляциях реферальные ссылки). Чем больше людей увидят рекламу или перейдут по реферальной ссылке, тем больше заработает стример.
Еще одним источником дохода является платная подписка, когда за определенную сумму стример предлагает зрителям специальные возможности (закрытый чат, отсутствие рекламы и другие).
Стримы и тренды
Один из ярких трендов в стриминге – голосовые сообщения. Кто-то сегодня только с их помощью и общается, другие их ненавидят – равнодушных практически нет. Зимой сервис DonationAlerts запустил новую функцию: зритель может отправить стримеру голосовое сообщение, а тот – прослушать и, если оно не нарушает правила площадки, воспроизвести в эфире.
Уже во время пандемии появилась высокотехнологичная фишка – озвучка сообщений голосами актеров и любимых персонажей. Сейчас это Руслан Габидуллин (сооснователь студии «Кубик в кубе»), Петр Гланц и Стьюи из «Гриффинов». Актеры сами обучали нейросеть, чтобы она могла зачитывать сообщения, которыми зрители сопровождают донаты. Эта функция позволяет поддержать рублем и актеров озвучки.
Все это вовлекает аудиторию и помогает стримерам разнообразить трансляции, сделав их более интерактивными.
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
Что в стриминге тебе моём: каждый второй транслирует или смотрит его
Последнее исследование российского рынка стриминга говорит о том, что каждый второй активный пользователь интернета в России (44%) смотрит потоковое видео или стримит сам. Согласно проведенному опросу, готовность платить ведущим интернет-трансляций выразила почти половина зрителей — 47%. Средняя сумма, которую пользователи готовы перевести авторам, — 703 рубля. По словам экспертов, стримы в России еще не достигли пика популярности и потенциал их монетизации продолжает расти. Если, например, сравнивать первые полугодия 2018 и 2019 годов, заработок стримеров на донатах увеличился на 62,8%, количество донатов — на 41%, а количество ведущих — на 38%.
В едином потоке
Компания DonationAlerts (крупнейшая стриминг-платформа) и ResearchMe (эксклюзивный партнер Mail.ru Group) провели исследование российского рынка потокового видео. Выяснилось, что зрителям нравятся стримы за их реализм — в противовес заранее смонтированным роликам. Этот фактор назвали 42% тех, кто смотрит стримы. Столько же респондентов отметили возможность общаться с авторами в режиме реального времени. Выбирая, что и кого смотреть, пользователи ориентируются в первую очередь на интересующую их тематику (39%) и личность ведущего (38%).
— На текущий момент в стримах превалирует игровая тематика, — пояснил директор департамента adVentures Mail.ru Group Роман Новиков. — Это объясняется тем, что бум стримов начали именно геймеры. Игры позволяют создать зрелищный бэкграунд для общения ведущего со своей аудиторией. Однако самым быстрорастущим сегментом сегодня является IRL (in real life) — разговоры ведущего обо всем на свете, обсуждение реальной жизни.
По словам эксперта, в IRL-стримах заметно «ниже порог входа» — то есть стримеру не нужно обладать выдающимися данными, чтобы рассказывать о своей жизни, параллельно смотря фильм или готовя. Однако нужно понимать, что жанровые границы весьма условны. IRL-стримеры часто делают игровые стримы, а геймеры беседуют по душам со своей аудиторией.
Нашептать до мурашек
Почти треть зрителей (30%) хотя бы раз переводили деньги ведущему. Для этого есть разные способы: 41% воспользовались donation-сервис (специализированный сервис сбора пожертвований для ведущего; от английского donate — дарить или жертвовать. — «Известия»), 39% — кнопкой подписки на платформе, 37% — реквизитами банковской карты или электронного кошелька.
Выяснилось, что мужчины платят охотнее, чем женщины (34% против 27%).
Возможно, это происходит потому, что основные темы — игры. Впрочем, мужчины являются также активными потребителями стримов с вебкам-моделями. Это целый огромный бизнес.
— Общение с вебкам-моделями можно отнести к стримам, поскольку это live-видео, — рассказала «Известиям» руководитель продукта DonationAlerts Анастасия Байгушева. — Поэтому в своем исследовании мы учитывали и этот контент. Однако такую аудиторию нужно четко отличать от посетителей порносайтов. Они по сути своей не являются стриминговыми платформами или соцсетями, потому мы не относим их к стримам, которые анализируем.
Женщина озвучивает книги в формате ASMR
Что касается сексуального подтекста, то стримерш, прибегающих к нему, довольно много. Это могут быть и игровые, и IRL. Они используют костюмы с глубоким декольте, трансляции из спортзала или откровенные разговоры.
Самым эротическим направлением считается ASMR (Автономная сенсорная меридиональная реакция). Цель стримеров вызвать так называемые мурашки — приятное покалывание. Это достигается при помощи звуковых эффектов — шепот, шуршание бумаги, постукивание, цоканье, чавканье и другие звуки.
Как выяснили исследователи, платить за такое удовольствие (имеются в виду все стримы) готовы 47% зрителей.
Донатизация всей страны
— Мы можем смело говорить о том, что стримы еще не достигли пика популярности и потенциал их монетизации продолжает расти, — добавила Анастасия Байгушева. — В первом полугодии 2019-го по сравнению с тем же периодом 2018 года заработок ведущих на донатах увеличился на 62,8%, количество донатов — на 41%, а стримеров — на 38%.
Согласно исследованию, такую форму поддержки стримеров, как донаты, активнее использует аудитория в возрасте 14–17 лет — 60%. Зрители старше 35 лет предпочитают более традиционный способ оплаты — 55% переводили деньги по реквизитам банковской карты или электронного кошелька.
Средняя сумма, которую пользователи готовы перевести автору за понравившееся потоковое видео, — 703 рубля. Только четверть респондентов (23%) категорически против оплаты.
Больше половины ведущих (54%) зарабатывают на эфирах. Самый популярный способ — трансляция «заказных» идей зрителей (37%). У 32% есть платная подписка на канал, 31% размещает платную рекламу, столько же собирают донаты.
Почти половина (47%) тех, кто зарабатывает на потоковом видео, собирают переводы на банковскую карту. 41% использует donation-сервисы, 37% — кнопку подписки на самой платформе.
Треть стримеров (35%) считают нормальным зарабатывать на прямых эфирах. Каждый пятый рассматривает потоковое видео как источник дополнительного (22%) или даже основного (21%) дохода (чаще других так рассуждают студенты). А 19% признались, что им стыдно брать деньги со зрителей.
Аудитория стримов в 50% случаев не превышает 100 человек. Однако 12% ведущих интернет-трансляций заявляют, что собирают свыше 1 тыс. зрителей. В опросе приняли участие 7745 пользователей рунета в возрасте от 14 до 45 лет.
Гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян оценил доходы российских стримеров в 2018 году примерно в 4 млрд рублей. При этом, уточнил эксперт, он имеет в виду только чистый заработок, без учета рекламы.
Из них, по словам эксперта, около 2,5 млрд рублей составил оборот стримингового контента на YouTube, 1,5 млрд рублей пришлось на другие площадки. Эксперт считает, что ежегодный рост российского рынка потокового видео составлял 30–35% в год. В нынешнем году он также может вырасти примерно на 30%. Эти подсчеты не учитывают так называемые живые эротические шоу, отметил Карен Казарян. По его словам, сравнивать рынок стриминга с другими сегментами рынка интернет-контента бессмысленно — прямых аналогов нет.
— Отчасти это похоже на бизнес блогеров десятилетней давности. Но отличия велики — люди проводят за просмотром стримов больше времени, чем за чтением блогов, к тому же донаты — совершенно новый инструмент монетизации, — подчеркнул Карен Казарян.
Эксперт считает, что в некоторых странах стриминг стал заметной составляющей интернет-экономики и медиабизнеса. Например, звезды потокового видео в Китае и странах Юго-Восточной Азии иногда зарабатывают больше, чем популярные телеведущие. Российским и западным стримерам до этого пока далеко.
Впрочем, российский рынок стриминга набирает обороты. По словам экспертов, идет его активная трансформация, присоединяются новые направления, в том числе и являющиеся пограничными.