русский актер играющий немцев
Он только Гиммлера три раза играл. Актёр-фронтовик, в кино часто игравший немцев. Николай Прокопович (5 фото)
Этот замечательный актёр, из той категории, когда лицо знают все, а с именем и фамилией возникают трудности у абсолютного большинства зрителей. И ведь не скажешь, что он актёр-эпизодник, совсем нет. Ролей у него предостаточно, добротные, крепкие роли. Пусть не главные, но и не эпизоды, а самодостаточные роли второго плана.
И что очень важно, нет у этого актёра определённого ассоциируемого с каким-то конкретным персонажем образа. Он может быть очень разным. Что это, талант перевоплощения или просто типаж без яркого индивидуализма? Наверное это просто старая советская актёрская школа, вот и всё.
Николай Прокопович мог быть и полковником КГБ в многосерийном фильме про резидента и директором парикмахерской, где работает герой Вицина и очередным немецким офицером. Ни один из созданных актёром образов не приклеился так, чтобы под ним не было видно очередного персонажа.
Актёр родился в Туле, в обеспеченной семье инженера, через несколько лет переехали в Москву. Войну застал будучи старшеклассником, за 9 и10 классы экзамены пришлось сдавать экстерном. Занимался в творческих кружках и выступал перед ранеными в госпиталях.
Сразу после окончания школа был призван в ряды Красной армии. Войну закончил в должности командира отделения. Дошёл до Германии, где получил ранение в ногу. После лечения в госпитале под Берлином был демобилизован и вернулся в Москву. Награждён шестью медалями и орденом.
Как тульский немец стал одним из самых востребованных российских актеров: Нетипичный герой Николай Шрайбер
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Тульский «фашист»
Своей необычной фамилией Николай был обязан предкам – поволжским немцам. Когда именно они переехали из Германии в Россию, он не знал. Ему было известно только то, что до начала Великой Отечественной войны бабушка с дедушкой жили на Волге, а потом, как и другие этнические немцы, были депортированы в Сибирь. После реабилитации они смогли вернуться, но путь в большие города им был закрыт, и семья поселилась под Тулой, где и вырос Николай.
Мать актера была из русских крестьян, а отец – настоящий немец. И сын говорил, что в нем самом всегда словно уживались два человека: один с распахнутой русской душой, другой с немецкой рачительностью и педантичностью в делах. В детстве ровесники дразнили Николая фашистом и часто поколачивали. А он, хотя и обладал крепким телосложением, в силу природной доброты и мягкости не мог отвечать им тем же.
Когда в 1990-е гг. в Германии был принят закон о репатриации, многие поволжские немцы решили уехать из России. Этой идеей загорелся и отец Николая. Однако его не поддержали ни дети, не жена. Сын на тот момент уже учился актерскому мастерству в колледже культуры и искусства и засомневался в том, что за рубежом сможет воплотить свою мечту об актерской профессии. Так они всей семьей и остались в России, а сестры отца с детьми эмигрировали в Германию.
Как провинциальный актер взял столицу осадой
В их колледже набирал свой курс главный режиссер Тульского ТЮЗа, Шрайбер поступил к нему и уже через год начал выступать на театральной сцене. После окончания колледжа Николай предпринял попытку продолжить учебу в столичном театральном вузе, но ни в один из них его не приняли. И тогда он отнес документы в Ярославский государственный театральный институт. Их курс стал костяком труппы местного драмтеатра, которому Шрайбер отдал 15 лет своей жизни.
Возможно, он так и остался бы в Ярославле, и о нем никогда бы не узнали миллионы зрителей по всей стране – в столицу Николай не рвался, о кино не мечтал и был вполне доволен своей судьбой: в театре он был занят во многих спектаклях и творческого голода не ощущал. Но в Ярославль часто приезжали киноэкспедиции из столицы, и на эпизодические роли приглашали местных актеров. Так Шрайбер начал сниматься в кино.
Выбор режиссеров часто падал на Шрайбера, и сам актер объяснял это такими своими преимуществами: « Я большой, фактурный и не тупой ». При росте 196 см, крепком телосложении и чертах лица, о которых обычно говорят «вырублены топором», он, конечно, поначалу получал однотипные роли – бандитов, рецидивистов и прочих громил и верзил.
Он начал сниматься в кино в 25 лет, но его первые роли были эпизодическими и малозаметными. Их не помнили не только зрители, но и сам актер – он признавался, что его первый выход на площадку не стал для него событием и ничем особенным не запомнился. Но при этом на протяжении 10 лет Николай ездил в Москву на кастинги и взял столицу осадой.
Звездный час
Его судьба изменилась, когда он познакомился с режиссером Борисом Хлебниковым. Его фильм «Аритмия» сыграл поворотную роль в карьере Шрайбера, а работа с ним стала творческой отдушиной. Знаковым оказался для актера и выбор места съемок – его родной Ярославль. Артистов консультировал врач, проработавший на скорой помощи четверть века – возможно, благодаря его советам перевоплощение актеров в бригаду скорой и вышло таким правдоподобным и убедительным. В итоге фильм получил несколько призов на отечественных и международных кинофестивалях.
После этого режиссеры засыпали Шрайбера новыми предложениями. Их было так много, что актеру пришлось уйти из театра. С тех пор его съемочный график был расписан по месяцам: несколько сезонов сериалов «Ольга», «Гранд», «Отель «Элеон», «Обычная женщина», сериалы «Годунов», «Садовое Кольцо», «Специалист», «Бихэппи», «Территория», «Клиника счастья», «Хрустальный», фильмы «Последний богатырь», «Текст», «Лед-2». Диапазон его ролей сегодня невероятно широк и многообразен.
Номер два
О главных ролях и всенародной популярности Шрайбер никогда не мечтал. Кажется, он напрочь лишен тщеславия, которым грешат большинство его коллег. У него никогда не было амбиций выбиться в звезды №1 и получать самые высокие гонорары. На протяжении 15 лет актер выступал на сцене драмтеатра Ярославле и не стремился во что бы то ни стало попасть в кино – он считал, что «только в театре возможно полное творческое самовыражение».
Быть «на вторых ролях» для него – не признак неуспеха, а своеобразная миссия: « Я по натуре скорее «второй». Мои заслуги не всегда видны… Это не тень – определенная позиция. Возьмите Станиславского и Немировича-Данченко. Оба начинали как режиссеры, но в какой-то момент Немирович-Данченко осознал свое предназначение и сказал: «Нет, Константин Сергеевич, давай ты будешь главным, а я – «завхозом». И без него не было бы многих достижений великого Станиславского ».
Для многих до сих пор остается загадкой, как ему удалось из актера-эпизодника превратиться в одного из самых узнаваемых и востребованных артистов, специально под которого сегодня в сценариях прописывают роли. Он долгое время оставался в тени харизматичных главных героев, но относился к своим «вторым ролям» так, что они в итоге ничем не уступали центральным. Николаю Шрайберу удалось сломать стереотипы о типажах и выбиться из того амплуа, которое диктовали его внешние данные, далекие от стандартов красоты. Все-таки «номер два» иногда может стать «номером один».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Простой хороший человек: Леонид Куравлёв всю жизнь играл сердцем
Сегодня, 8 октября, исполняется 85 лет Леониду Куравлёву, блистательному русскому актеру, одному из последних могикан великого советского кинематографа. В этот день «Известия» вспомнили этапы творческого пути Леонида Вячеславовича и то, как уживаются в нем таланты смешить и заставлять думать.
Природный русак
Он родился в Москве, но всегда выглядел — нет, не как провинциал, но как человек из глубинки. Эта «русскость» стала его фирменным знаком, мгновенно опознаваемой чертой. С такой внешностью он мог играть человека любой эпохи — и делал это непринужденно и с удовольствием. Причем «русскость» Куравлёва вовсе не мешала ему играть немцев, американцев, англичан и даже армян — но тут уже разговор не о внешности, а о таланте.
Во ВГИК Куравлёв, как говорят, поступил почти случайно — в школе ему неважно давались естественные науки, вот и выбрал «гуманитарную профессию». Нравы в те времена в киноинституте были строгие, и сниматься студентам не позволяли — разве что в фильмах своих коллег с режиссерского факультета. Одновременно с Куравлёвым во ВГИКе учились Андрей Тарковский и Василий Шукшин. В их учебных работах — «Сегодня увольнения не будет» и «Из Лебяжьего сообщают» — и состоялся дебют молодого актера.
Если работа с Тарковским осталась лишь почти случайным эпизодом, то Шукшин нашел в Куравлёве «своего» актера. И в свой полнометражный дебют — фильм «Живет такой парень» — Шукшин позвал именно Куравлёва, для которого Пашка Колокольников стал первой главной ролью в жизни.
Куравлёв — по киноведческой терминологии актер «характерный», то есть имеющий четкое амплуа, берущий внешним, а не нутряным, психологическим. Согласиться с этим полностью, конечно, невозможно. Да, природный ремесленный блеск, умение одним своим появлением на экране решить все свои актерские задачи — всё это присуще Куравлёву, как мало кому из его коллег. Но то, что он играет не лицом, а сердцем — стало понятно уже в его самых первых фильмах.
Мечтательный уголовник Степан из шукшинского «Ваш сын и брат», решительный прораб Корнеев из «Время, вперед», любвеобильный солдат Серафим из «Любви Серафима Фролова», едва не растерявший веру семинарист Хома Брут из «Вия» — роли совершенно разноплановые и уж точно построенные не на одном только профессиональном умении «исполнять».
Жорж и Афанасий
Куравлёва, конечно, чистым комиком никто никогда не считал, но репутация — сильнейшая вещь. Спроси у 10 прохожих на улице про лучшую его роль, девять наверняка назовут Жоржа Милославского. Между тем «Иван Васильевич меняет профессию» — всего третья комедия в карьере Куравлёва. Первой был «Золотой теленок», где Куравлёв сыграл канонического, практически идеального Шуру Балаганова. Но фильм Михаила Швейцера, хотя и очень смешной, скорее может быть назван комедией с приставкой «траги». Второй — прошедший совсем незаметно детский фильм «Два дня чудес».
Иное дело — «Иван Васильевич», в которой Куравлёв блистательно перетянул на себя одеяло куда более именитых и знаменитых на тот момент партнеров — Яковлева, Этуша, Демьяненко. Обаятельный (и не вызывающий потому никакого раздражения или неприязни) жулик-патриот стал едва ли не главным героем «Ивана Васильевича» — этого не было в сценарии, это не придумал Гайдай. Куравлёв всё сделал своими руками. Именно с этого фильма Куравлёва стали всё чаще и чаще звать в чистые комедии — и зачастую на главные роли. «Нейлон 100%», «Эта веселая планета», «Ты — мне, я — тебе», «Не может быть!», «Развлечение для старичков», «Живите в радости» — казалось, Куравлёв окончательно нашел себя именно в кинокомедиях.
Актер Готлиб Ронинсон (слева) и Леонид Куравлёв в фильме режиссера Георгия Данелия «Афоня»
Но это было бы для актера такого уровня слишком просто. В 1975 году Георгий Данелия позвал Куравлёва на главную роль в фильме о спивающемся сантехнике, которого пытается спасти своей любовью трогательная медсестра. Из заурядной сатирической истории Данелия и Куравлёв сделали величественный гимн позднесоветской хтони и заодно самый убедительный антиалкогольный фильм всех времен. (Так всегда бывает — заранее запланированные агитки оказываются, по-солженицынски говоря, «тухтой», а эффект имеет произведение вроде бы «не совсем о том».) В «Афоне» Куравлёв сыграл свою лучшую роль, а заодно и нашел ту грань между смешным и серьезным, которая быстро выделит его из ряда и так выдающихся советских комедийных актеров. Этот навык он в дальнейшем будет демонстрировать часто — причем в фильмах любых жанров.
Непременный герой
Разумеется, в фильмографии Куравлёва немало и серьезных драматических работ — достаточно вспомнить «Начало» Панфилова, один из главных шедевров отечественного кинематографа всех времен. Это не было «попыткой сменить амплуа» — хотя бы потому, что никакого особенного амплуа у Куравлёва не было. Он одинаково органичен, причем в самых разных ипостасях — и «полицейских», и «воров» — и в политических детективах («ТАСС уполномочен заявить», «Медный ангел», «Загон»), и в детективах обычных (Копчёный в «Месте встречи изменить нельзя», инспектор в «Ищите женщину» и фон Борк в последней части советской шерлокианы), и даже в суровых производственных драмах («Факты минувшего дня» и «Мы, нижеподписавшиеся»). Среди сыгранных Куравлёвым исторических деятелей — Михаил Сергеевич Горбачёв и Александр Данилович Меншиков. Ему по плечу русская классика, экранизации Гоголя и Островского. Ну и, конечно, комедии — куда же без них.
Актер Леонид Куравлёв на вечере «Гайдай всегда Гайдай!», посвященном 90-летию режиссера Леонида Гайдая, в Доме кино
Конец СССР и вместе с ним советского кино Куравлёв воспринял стоически. Продолжал много сниматься — теперь уже не только в кино, но и в сериалах. Всё оборвалось в 2012-м, когда ушла из жизни любимая супруга Нина Васильевна — Куравлёвы прожили в браке свыше 50 лет. Актер перестал сниматься и в конце концов избрал уединенную сельскую жизнь, покинув Москву. 85-й день рождения Леонида Куравлёва вряд ли ознаменуется чередой праздничных ток-шоу на федеральных каналах — хотя бы потому, что юбиляра на них, скорее всего, не будет. Но это и неважно — куда важнее фильмы, смотреть которые мы можем хоть 24 часа в сутки.
Александр Фарбер
Биография
Александр Фарбер — российский актер кино. За долгую карьеру артист исполнил эпизодические и второплановые роли в более чем 80 фильмах и сериалах. В 2021 году Фарбер всколыхнул общественность, появившись на программе Андрея Малахова, где прилюдно осудил народную артистку РСФСР Наталию Белохвостикову.
Детство и юность
О детстве и юности Александра Эмильевича Фарбера известно немного. Жизненный путь будущего артиста начался 23 декабря 1975 года.
Александр Фарбер в молодости (кадр из фильма «Роковые яйца»)
После получения аттестата юноша поступил в ГИТИС, где попал в мастерскую Александра Васильева.
Фильмы
Творческая биография Фарбера началась в 1995 году с работы в короткометражке Максима Смирнова «Переход». Затем начинающий артист сыграл Бронского в российско-чешском фантастическом фильме «Роковые яйца» по повести Михаила Булгакова. Партнерами Александра по съемкам стали Олег Янковский, Андрей Толубеев и Нина Усатова.
После десятилетнего затишья, начиная с 2005 года, фильмография актера стала пополняться сериалами и фильмами. В картине «Врачебная тайна» Фарбер сыграл Геха Рога, а в 88-й серии рейтинговом ситкома «Счастливы вместе» — Ольданского.
2007 год принес в коллекцию работ артиста ряд эпизодических ролей: в детективе «Большая игра» Вадима Дербенева, «Марше Турецкого», где Фарбера даже не указали в титрах, и драме с Валерием Золотухиным «Миллионер поневоле».
Также артист пополнил копилку работ участием в детективных сериалах «Танго с ангелом» и «Черчилль».
В 2010 году Александр воплотил образ герра Мюллера в комедии Левана Габриадзе «Выкрутасы». Фильм блистал поистине звездным составом — Константин Хабенский, Милла Йовович, Иван Ургант и Сергей Гармаш, однако сборы едва ли окупили затраты на производство картины.
Следующей работой стала роль Кебрена, владельца модного салона, в биографической драме «Зоя», рассказывающей о жизни советской кинозвезды Зои Федоровой.
В том же году Фарбера пригласили сыграть недовольного соседа в комедии бывших кавээнщиков «Наша Russia. Яйца судьбы», которая стала коммерчески успешной из-за участия Михаила Галустяна и Сергея Светлакова.
Благодаря внешности Фарбера часто начали приглашать в кино играть иностранцев, что закрепило за актером определенное амплуа. В 2011 году Александр сыграл корреспондента Би-би-си Томаса Стенсона в многосерийной драме «Сделано в СССР», в 2012-м — Хэнка в комедии Максима Воронкова «Искатели приключений», где артист выступил еще и исполнительным продюсером, в 2013-м — Джеймса в драматическом сериале «Скалолазка».
В 2020 году Александр сыграл Кукушкина в комедийной мелодраме Артема Лемперта и Павла Орешина «Ольга-4», премьера которой состоялась в том же году на канале ТНТ.
Личная жизнь
Александр Фарбер уже больше 10 лет женат на Наталье Владимировне Наумовой. Первый брак актера закончился разводом. Известно, что артист вместе с женой какое-то время жил в Англии.
Наталья родилась 1 марта 1974 года в семье знаменитой советской актрисы Наталии Белохвостиковой и режиссера Владимира Наумова. Жена Фарбера пошла по стопам родителей, с детства начала сниматься в кино, а сейчас она актриса и режиссер. Самыми известными фильмами звездной дочери являются «Белый праздник» и «Джоконда на асфальте».
Детей пара долгое время не заводила, однако в 2020 году у супругов появился долгожданный сын. Максим.
Аккаунта в «Инстаграме» у актера нет, но Фарбер активен в «Фейсбуке», где опубликовал фото с сыном, с которым его разлучили.
Александр Фарбер сейчас
В начале октября 2021 года Фарбер стал гостем передачи «Прямой эфир» с Андреем Малаховым, где рассказал о проблемах в личной жизни. Встревоженный мужчина поведал, что теща, актриса Наталия Белохвостикова, вместе с дочерью забрала его сына и не позволяет видеться с мальчиком. Максим уже оказался в ожоговом центре, а ранее приемный сын Белохвостиковой Кирилл выпал из окна.
Мужчина намерен любой ценой забрать полуторагодовалого сына из опасного, на взгляд Александра, окружения. Жена и теща на контакт не идут, а Белохвостикова, по мнению зятя, настраивает дочь на развод и всячески пытается развались семью.
На программе выяснилось, что чета Наумовых не усыновляла мальчика, а только оформила опеку, и наследства Кириллу не положено. Мальчик в свои 17 лет ухаживает за престарелыми родителями и не общается со сверстниками.
Большинство гостей программы осудили актера за то, что вынес проблемы в семье уважаемой актрисы на всеобщее обсуждение, но нашлись и те, кто поддержал мужчину. Также супруга актера в телефонном разговоре опровергла заявление Александра о том, что мужчину не пускают к сыну, намекнув, что актер явно не в себе.
Холодное лето 1941-го
Александр ПАШКОВ в роли Григория
— Взрывов у нас действительно хватает, но не это главное. Многие из киногруппы еще во время съемок сравнивали нашу картину с «Тихим Доном»: за непростые хитросплетения судеб, накал страстей. Это человеческая драма, происходящая на фоне начала войны.
Сцена поджога дома бабы Кати
На съёмках сериала пиротехники не жалели взрывчатки
Ада РОГОВЦЕВА совмещала сериал с театром
Ольга ОЛЕКСИЙ на съёмках намёрзлась
— Лето 41-го мы снимали в декабре. Больше всего я боялась, что в кадре будет видно, как я дрожу и пар идет изо рта.
«Жертву бомбёжки» старательно гримировали.
Роли немцев в картине играют актеры из Германии.
. под разорванный пополам труп
— Да, но деревню полностью перестраивали. Несколько хат снесли, на их месте
устроили площадь. Появились новые дома, два кладбища, церковь, которую мы тут же и сожгли. А еще со всех построек сняли шифер, которого не было в войну, и прибили ржавую жесть.
— А где приобретали военную технику и прочий реквизит?