русский актер и театральный деятель который основал в ярославле первый национальный театр

Волков Федор Григорьевич

русский актер и театральный деятель который основал в ярославле первый национальный театр

Биография

Отец его, костромской купец, умер во время его малолетства. Мать в 1735 году вторично вышла замуж за купца Фёдора Полушкина и переехала к нему с детьми в Ярославль. Отчим Волкова был человек состоятельный и добрый. Ярославцам были знакомы разные виды театральных представлений. Волков с детства видел народные игрища, любительские спектакли и представления школьных драм. Он отличался разнообразными талантами. Первые уроки грамотности мальчик получил от пастора, состоявшего при герцоге Э. И. Бироне, сосланном в Ярославль.

В возрасте двенадцати лет отправлен в Москву обучаться делу к немецким промышленникам, у которых Волков, помимо всего прочего, в совершенстве выучил немецкий язык, на котором говорил «как природный немец». В Москве же он увлёкся театральными представлениями, которые разыгрывались студентами Славяно-греко-латинской академии. Учась в Москве, Волков, по свидетельству А. А. Шаховского, «отличался на святках в представлении духовных драм и переводных комедий, которыми издавна славились заиконоспасские студенты». Волков выделялся из среды сверстников умом, прилежанием и знаниями, «пристрастно прилежал, — по словам Новикова, — к познанию наук и художеств». Время учёбы совпало с восхождением на престол Елизаветы Петровны, которая немало способствовала развитию культуры.

В 1746 году молодой купец прибыл по делам в Петербург, и здесь, по преданию, посещение придворного театра произвело на него потрясающее впечатление. Он весь отдался новой страсти и в течение двух лет пребывания в Петербурге занимался искусствами и изучением сценического дела. В 1748 году после смерти отчима Фёдор Волков получает в управление заводы, но вскоре уходит от дел, передав управление брату.

Обретя независимость, он собирает вокруг себя любителей театральных представлений из числа ярославской молодёжи. 29 июня (10 июля) 1750 года в большом каменном амбаре, где прежде купец Полушкин хранил свой товар, Волков дал своё первое публичное представление, показав драму «Эсфирь» (в переводе Волкова) и пастораль «Эвмон и Берфа». Хотя не все ярославцы приняли новую забаву, и даже имеются сведения о разбое, учинённом несколькими горожанами во время одного из спектаклей, уже в следующем году в Ярославле специально для спектаклей Волкова был построен деревянный театр на берегу Волги, открывшийся 7 января 1751 года трагедией А. П. Сумарокова «Хорев». В театре Волкова, кроме него самого, играли его братья Григорий и Гаврила, «канцеляристы» Иван Иконников и Яков Попов, «церковник» Иван Дмитревский, «пищики» Семён Куклин и Алексей Попов, цирюльник Яков Шумский, посадские люди Семён Скачков и Демьян Галик. Это был первый общедоступный театр в России.

С конца января ярославцы во главе с Фёдором Волковым уже играли перед императрицей и двором. Репертуар составляли трагедии А. П. Сумарокова «Хорев», «Синав и Трувор» и шекспировский «Гамлет». Также спектакли шли при Сухопутном шляхетском корпусе.

30 августа 1756 года был официально учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», положивший начало созданию Императорских театров России, а Фёдор Волков был назначен «первым русским актёром», а директором театра стал Александр Сумароков, в 1761 году этот пост занял Волков. Но ради любимого дела Фёдор Григорьевич отказался от поста кабинет-министра, ордена Святого Андрея Первозванного, поместий и крепостных.

Фёдор Волков написал около 15 пьес («Суд Шемякин», «Всяк Еремей про себя разумей», «Увеселение московских жителей о масленице» и др.), не сохранившихся до нашего времени, также был автором торжественных од (известно, что начал писать оду «Пётр Великий») и песен (сохранились «Ты проходишь мимо кельи дорогая» о насильно постриженном в монахи и «Станем, братце, петь старую песню, как живали в первом веке люди» о минувшем Золотом веке). Помимо этого он занимался художественным оформлением спектаклей; известна его картина, изображающая его и братьев во время спектакля, бюст Петра I; согласно преданию его работой является и резной иконостас Николо-Надеинской церкви в Ярославле. Играл на многих инструментах и создавал музыку к спектаклям.

До сих пор одним из самых неясных моментов в его жизни является его роль во время переворота и восшествии Екатерины II на престол. Сам по себе факт включения цивилиста Волкова в отряд гвардейцев, охранявших свергнутого императора Петра III в Ропше, является уникальным. Согласно исследователям немецкого историка Е. Пальмер, Волков конфликтовал с императором на почве музыкального театра. Петр Федорович в бытность свою Великим князем отверг услуги Волкова в качестве композитора и постановщика опер в театре Ораниенбаума. Волков в гневе оскорбил Великого князя, за что тот отдал его под арест. О ненависти Волкова к Петру Третьему было хорошо известно при дворе. Именно поэтому Волкову было поручено убийство императора. После переворота он всегда имел доступ в кабинет государыни без доклада[2]. На масляную неделю 1763 года в честь коронации императрицы Екатерины II в Москве был устроен многодневный «большой маскарад, называемый „Торжествующая Минерва“, в котором изъявится Гнусность пороков и Слава добродетели», который стал последним творением Волкова.

Во время маскарада он простудился и 4 апреля (15 апреля по новому стилю) 1763 года умер. Свой последний спектакль он сыграл 29 января, выступив в своей лучшей роли Оскольда в трагедии Сумарокова «Семира». Фёдор Волков похоронен в Москве, на кладбище Андроникова монастыря. Никаких следов от его могилы не осталось. В средине 1990-х годов на кладбище установлена памятная доска.

Предложить известного ярославца

Знаете достойного человека? Хотите добавить его на сайт? Дайте нам знать!

Источник

Русский актер и театральный деятель который основал в ярославле первый национальный театр

русский актер и театральный деятель который основал в ярославле первый национальный театр

Фёдор Григорьевич Волков

Выдающийся русский актер, театральный деятель, основатель русского национального театра

Федор Волков — универсальный человек XVIII столетия — был архитектором, поэтом, живописцем, скульптором, резчиком по дереву, музыкантом, собирателем книжных редкостей, машинистом сцены, директором, режиссером и первым актером, основателем актерской профессии в России.

В 1750 году, в Ярославле, купеческий сын Федор Григорьевич Волков основал общедоступный театр, впервые в России став его организатором и содержателем, вложив собственные капиталы в театральное дело. Труппа, собранная Волковым, пестра по социальному составу. Люди купеческого звания, служащие провинциальной канцелярии, бывшие семинаристы, «из церковников», посадские люди, ремесленники, выходцы из Малороссии. Вот их имена: братья Григорий и Гавриил Волковы, Иван Дмитревский, Иван Иконников, Яков Попов, Семен Куклин, Алексей Попов, Семен Скочков, Демьян Галик, Яков Шумский.

Сенатский экзекутор Игнатьев, приехавший в Ярославль по делам, застает регулярно действующий публичный театр, чем он был немало поражен. По всей вероятности, на графа произвел впечатление уровень не только актерской игры, превышавший любительский, но и всего театрального дела в Ярославле. Он докладывает о «таком невиданном доселе нигде» феномене в Петербург. Отзыв высокопоставленного сенатского чиновника возбудил интерес в столице.

Во всех документах подчеркивается срочность и скорость доставки ярославских комедиантов. Это дело первостепенной важности.

Театр уезжал не на временные гастроли, отныне он менял место своего пребывания. С берегов Волги ярославцы уезжали на берега Невы.

20 января 1752 года ярославские комедианты въезжали в Петербург.

В 1786 году, спустя почти четверть века после смерти Федора Волкова, Иван Дмитревский приехал в Ярославль и играл Синава в трагедии Сумарокова «Синав и Трувор».

При рождении русского театра возникло тесное взаимодействие провинциальной и столичной театральной культуры, это стало важным фактором всего процесса. Именно ярославцы, получив в Петербурге образование, составили ядро первого государственного русского профессионального национального общедоступного театра, учрежденного в 1756 году.

С именем Федора Волкова связано становление русской актерской национальной школы.

Став преемником Волкова, ярославец Иван Дмитревский впервые основал в Петербурге русскую театральную школу и воспитал несколько поколений актеров, развивая в своих учениках сочетание «искусства с естеством. Волковым были заложены особенности русской школы театральной игры. Они отразились во «вдохновении» Якова Шумского, «необыкновенной простоте» Василия Померанцева, «чувствительности», «натуральности» «пламенного» Алексея Яковлева, «одушевлении и непринужденности» Катерины Семеновой, в «молниях, вылетавших из глаз» Павла Мочалова, «лиризме» Михаила Щепкина. До сих пор утверждает себя в мире традиция русской актерской школы, заложенная Федором Волковым.

Следите за новостями

Розыгрыши билетов, закулисье, интервью, эксклюзивные материалы

Источник

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМЕНИ Ф.Г. ВОЛКОВА

Ярославский театр, театр Волкова.

Первый русский публичный профессиональный театр, основанный в 1750 году в Ярославле сыном купца Федором Волковым. Здание театра находится в Ярославле на площади Волкова. Построено в 1911 году по проекту архитектора Н.А. Спирина.

По преданию, история будущего драматического театра началась в обычном кожевенном амбаре, принадлежавшем отчиму Федора купцу Полушкину, где 10 июля 1750 года состоялось первое театральное представление, организованное самим Федором и его братьями и друзьями. Это была «Эсфирь» Жана Расина (перевод самого Ф. Волкова). 7 января 1751 года было открыто специальное театральное здание («театральная хоромина») на берегу Волги. Рождение театра ознаменовалось постановкой трагедии Сумарокова «Хорев». Это был настоящий театральный спектакль с костюмами и декорациями. Начал складываться постоянный репертуар первого русского театра. Императрица Елизавета Петровна, узнав об этой инициативе ярославских артистов, особым указом вызвала их в Петербург в 1752 году. В указе говорилось: «Федора Григорьева сына Волкова, он же и Полушкин, c братьями Гаврилом и Григорьем (которыя в Ярославле содержат театр и играют комедии) и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург…» Так Волков и его труппа переехали в столицу, где продолжили свою деятельность.

Вскоре после отъезда Волкова и основной труппы в Петербург Ярославский театр перестал существовать, вероятно, по финансовым причинам. Театры начали появляться в городе по частной инициативе, владельцы постоянно менялись, а к 1882 году театр наконец стал городским. Он был официально признан преемником волковского театра, и в 1900 году именно в Ярославле прошли торжества по случаю 150-летнего юбилея театра. Стоит отметить, что предыдущий, 100-летний юбилей, отмечался еще в Петербурге. Но и тогда же роль самого Федора Волкова в появлении и развитии театральной традиции России всячески подчеркивалась. В частности, знаменитый Михаил Щепкин произнес такие слова: «…Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны!» Никогда не забывали о самой первой «театральной хоромине», созданной купеческим сыном и великим актером.

В 1909 году решили объявить конкурс на лучший проект нового здания театра. Победу в этом конкурсе одержал архитектор Николай Спирин, представив проект под девизом «Танцующие в круге». Здание было построено в 1911 году. В настоящее время театр находится именно в нем, по адресу площадь Волкова, 1. В том же году театру было присвоено имя его создателя Ф.Г. Волкова. В 1918 году театр был муниципализирован.

В советское время театр не потерял прежних позиций, сохранив славу одного из лучших провинциальных театров. В 1960-1970-е годы театр Волкова переживал эпоху расцвета. Тогда его режиссером был народный артист СССР Фирс Ефимович Шишигин. Среди артистов труппы театра были легендарные Александра Чудинова, Лидия Макарова, Клара Незванова, Григорий Белов, Валерий Нельский, Сергей Ромоданов.

В настоящее время театр Волкова ориентирован на современную драматургию и молодую режиссуру. Здесь проходят Волковский театральный фестиваль, молодежный театральный фестиваль «Будущее театральной России», на которых совсем молодые режиссеры и актеры, еще недавно студенты, могут представить свои работы.

Источник

Театр драмы Волкова

Не в каждом городе драматический театр является городской достопримечательностью, а уж тем более общероссийской. Театр драмы им.Ф.Волкова, находящийся в Ярославле на площади Волкова, является практически первым российским театром. Так сказать, началом начал театральной жизни страны.

Основан ярославский театр, в качестве первого русского профессионального и общедоступного, в середине 18 века, на территории кожевенного амбара, сыном купца Федором Волковым. Он сумел зажечь идеей лицедейства своих братьев и друзей, и летом 1750 года (10 июля) постановка пьесы «Эсфирь» (автор Ж.Расин) положила начало существованию русского театра.

Драматический театр им.Ф.Волкова

Федор Волков – основатель русского театра

Ярмарочные представления на картине Б.Кустодиева «Балаганы»

Пребывание в Москве сыграло большую роль в развитии таланта Федора Волкова. Во-первых, он в совершенстве овладел немецким языком, что впоследствии помогло в переводе западных пьес на русский язык. Во-вторых, он познакомился и сам принимал участие в театрализованных спектаклях Славяно-греко-латинской академии, активно ставившихся ее учащимися. В-третьих, время прихода к власти Елизаветы Петровны способствовало развитию искусств во всех его проявлениях.

В 17-летнем возрасте юноша попал в Петербург. Великолепие города, его парадные улицы и дворцы, роскошь храмов и площадей – все было ново и торжественно. В столице Федор видит представление спектакля придворной труппы, что производит на него неизгладимое впечатление. Волков остается в Питере на некоторое время и посвящает это пребывание изучению различных искусств, прежде всего – сценического.

Эпоха расцвета искусств при дворе Елизаветы Петровны

В 19 лет он становится наследником отчима и возвращается в Ярославль, но там решает передать управление делами одному из братьев, а сам собирает группу единомышленников и полностью занимается созданием театра.

Для первого театрализованного представления была выбрана пьеса «Эсфирь», которую Федор сам перевел с немецкого. Также была осуществлена постановка пасторали «Эвмон и Берта». Уже через год (1751 г.) для уникального городского развлечения строится специальное здание, правда деревянное, но на Волжской набережной. Это был уже настоящий общегородской театр, у которого были в наличии костюмы, репертуар, артисты. Артистами этого театра становились молодые увлеченные люди – два брата Федора, парикмахер и секретарские служащие, даже священнослужители. Талантливо играл в постановках первого публичного театра и сам его основатель.

Портрет Ф.Волкова на стене Ярославского драматического театра

Слава о ярославском театральном детище достигла столицы, и уже через год после постройки театрального здания, Волков был вызван в Петербург к Елизавете Петровне. Это было в 1752 году. Федору было 23 года. Ему оставалось жить чуть более 10 лет. Из Ярославля выезжала не просто группа актеров, а полноценный театральный коллектив, со своим разросшимся хозяйством (костюмы, декорации и прочее), сложившимся репертуаром и профессиональной труппой.

Дальнейшая судьба Волкова была полностью посвящена театру. Его труппа играла вначале перед императорским двором и шляхетским корпусом. Затем появился царский Указ о создании Русского театра (1756 г), начавший отсчет создания в стране императорских театров.

Должность первого директора созданного театра занимал А.Сумароков, пьесы которого вошли в театральный репертуар. Позднее эта должность перешла к Волкову, которому ради этого пришлось отказаться от большинства привилегий, от крепостных душ и доли в наследстве.

Театральный спектакль 18 века

Федор сам писал пьесы, участвовал в художественном оформлении спектаклей, писал музыку к постановкам, играл на многих инструментах. Талантам его не было предела. Считается, что Волков имел определенное отношение к возведению на престол Екатерины Второй и к устранению Петра Третьего.

Однако коронация новой императрицы стала губительной для актера. Сильно простудившись на большом московском маскараде в честь прихода Екатерины к власти, Федор Волков скоропостижно умирает. Ему было всего 34 года!

Московский маскарад в честь коронации Екатерины Второй

Местом успокоения его стал Некрополь Златоустовского монастыря. Сегодня нет ни того монастыря, ни могилы Ф.Волкова. В 60-е годы 20 века в Спасо-Андрониковом монастыре появилось памятное надгробие.

Надгробие Ф.Волкова в Спасо-Андрониковом монастыре

История театрального здания

Созданный театр соответствовал своему названию на сто процентов. Он действительно являлся русским, ибо спектакли шли только на родном языке. И по-настоящему общедоступным, ведь на постановки придворных или студенческих театров простые горожане попасть не могли, а в новое развлекательное заведение билеты продавались всем.

Постоянный состав труппы вполне уже можно было считать профессиональным, а как же иначе, ведь актеры существовали исключительно на свою зарплату. У театра был полноценный репертуар, своя костюмерная, отличные декорации. Около 20 подвод перевозили из Ярославля в Санкт-Петербург театральную организацию, возникшую на ярославской земле.

Занавес сцены Ярославского театра

После отъезда волковского коллектива в Петербург, в Ярославле театральной жизни практически больше не было довольно длительное время. Не нашлось ни достойного приемника, ни финансовой составляющей. Хотя отдельные театральные коллективы в городе появлялись. Например, какое-то время существовал театр при Губернаторском Доме (во времена Мельгунова и Голицина). Позднее появился Урусовский театр (при князе Урусове) со специальным зданием около Ильинской площади (ныне Советской).

В начале 19 века специальное помещение для своего театра построил и Петр Паньков, который был не только губернаторским архитектором, построившим Губернаторский Дом на Волжской набережной, но и известным театральным деятелем города.

Знаменская башня и здание театра 19 век

Труппа нового городского театра работала в Ярославле только в зимний период, а на летний переезжала в Рыбинск. Кстати, в Рыбинске театральное здание также было построено Паньковым.

Во второй половине 19 века это театральное здание отойдет к городскому ведомству, и после реконструкций именно оно станет первым Городским Театром (1882 г.).

Здание Первого городского театра

Уже к концу 19 столетия Театр Ярославля станет одним из лучших театров страны, стены которого видели П.Стрепетову, И.Москвина, Л.Собинова, К.Станиславского и многих других прославленных актеров. 150-летняя годовщина Русского Театра (1900 г.) торжественно отмечалась именно в здании ярославского городского театра, считающимся приемником самого первого профессионального театра страны.

В начале 20 века было принято решение о постройке нового театрального здания, что и было осуществлено по проекту архитектора Н.Спирина (1911 г.), победившего в проведенном конкурсном отборе.

Драматический театр Ярославля построен в 1911 году

Фасадное оформление Театра

Вновь построенный и начавший свою деятельность театр был назван именем Ф. Волкова, что было вполне логично и исторически верно. И сегодня именно это здание является основной площадкой театрального Ярославля.

Фасад с вечерней подсветкой

Театр сегодня

В советский период ярославский театральный драматический коллектив был одним из лучших среди нестоличных театров страны. С 2000 года он был повышен в статусе, став федеральным.

Сегодня Драматический Театр им.Ф.Волкова, под художественным руководством Е.Марчелли, также остается одним из ведущих и популярных провинциальных коллективов. Постановки театрального коллектива можно увидеть на Основной (900 мест) и на Камерной сценах (100 мест), на Средней сцене (148 мест) и в арт-кафе.

Основной зал Драматического театра

Действующий репертуар театра состоит почти из 30 пьес. Наравне с классикой, зарубежными и отечественными режиссерами ставятся пьесы современной драматургии.

Сцена из спектакля

Ежегодно в осенний период на театральной сцене выступают театральные коллективы страны, принимающие участие в традиционном известном театральном Волковском фестивале, а весной сцена предоставляется для участников молодежного фестиваля «Будущее театральной России».

Афиша Волковского фестиваля

Постановки сегодняшнего Ярославского Театра Драмы им.Ф.Волкова любят посещать и местные жители, и многочисленные гости города. Театральный коллектив много гастролирует, активно участвует в театральных конкурсах и фестивалях. Его сцена часто предоставляется и для выступлений гастролирующих театральных коллективов.

Источник

История Первого русского театра

русский актер и театральный деятель который основал в ярославле первый национальный театр

Первый русский общедоступный профессиональный театр был основан в 1750 году в Ярославле выдающимся актёром и режиссёром Фёдором Григорьевичем Волковым. Для спектаклей он переоборудовал здание, вмещавшее до 1000 зрителей.

В 1752 году Волков и его труппа были вызваны в Санкт-Петербург. В 1756 году Волков принял участие в создании первого русского государственного театра (ныне – Александринский театр).

Театральное дело в Ярославле продолжили сначала братья Ф.Г. Волкова, а затем домашние театры губернаторов А.П. Мельгунова и М.Н. Голицына. С конца XVIII века до 1818 года в театральную труппу содержит князь Д.М. Урусов. Спектакли даются в арендованном и оборудованном под театр здании.

В 1819 году губернский архитектор П.Я. Паньков по своему проекту и на собственные средства строит в стиле классицизма первое деревянное здание театра на месте снесённого земляного вала. С тех пор все новые театральные здания строились на месте первого театра Панькова.

До 1882 года зданием театра попеременно владели П.Я. Паньков, М.Я. Алексеев и его наследники, В.А. Смирнов, С.А. Черногоров. В 1882 году здание театра было приобретено в собственность города, капитально реконструировано и на конкурсной основе сдавалось антрепренёрам, набиравшим труппы.

В 1907 году пришедшее в ветхость здание было разобрано. При содействии Московского архитектурного общества был проведён всероссийский конкурс проектов, в котором победил проект молодого архитектора Н.А. Спирина. Новое здание театра строилось в 1909-1911 годах и было торжественно открыто в сентябре 1911 года.

В 1918 году здание театра национализировано. Директор и художественный руководитель стали назначаться уполномоченными государственными органами.

В годы Великой Отечественной войны театр не прекращал работу в Ярославле, хотя часть его сотрудников ушли на фронт. Многие артисты выступали на передовой в составе фронтовых бригад.

В 1950 году торжественно отмечено 200-летие Первого русского театра. 11 июня 1950 года «за большие достижения в области развития театрального искусства, в связи с 200-летием со дня основания» театр был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

29 апреля 1966 года «за выдающиеся заслуги в развитии советского театрального искусства» Министерство культуры СССР присвоило Ярославскому ордена Трудового Красного знамени театру им. Ф. Г. Волкова почетное наименование — академического.

В 1970 году театр из подчинения Управления культуры Ярославского облисполкома переходит в ведение Министерства культуры РСФСР.

В 1975 году в связи с 225-летием Волковский театр был награждён орденом Октябрьской революции.

Далее подробно представлена полная история театра с момента его основания до наших дней.

XVIII век: основание Волковым Первого русского театра

Первый русский общедоступный театр ведет свое начало от труппы «охочих комедиантов» во главе с купеческим сыном Фёдором Григорьевичем Волковым.

К 1750 году он создаёт в Ярославле уже не любительский, а профессиональный театр с постоянной труппой, обширным репертуаром и специально оборудованным зданием для представления трагедий и комедий, вмещавшим до 1000 зрителей.

Первые ярославские комедианты, составившие труппу Фёдора Волкова, — служащие Ярославской провинциальной канцелярии Иван Дмитревский, Иван Иконников, Семен Куклин, Яков Попов, посадский Тверицкой слободы Семен Скочков, выходцы из Малороссии (Украины) Яков Шумский и Демьян Галик. В труппу входят также братья Федора Волкова — Григорий и Гавриил.

В репертуар Волковской труппы входили духовные драмы митрополита Димитрия Ростовского, трагедии Расина, Сумарокова, комедии Мольера. Фёдор Волков и его сподвижники-ярославцы составили ядро первого государственного русского профессионального национального общедоступного театра.

1751 году вести о ярославском театре доходят до Петербурга. Сенатский экзекутор граф Игнатьев, находясь в Ярославле по определению Сената для расследования злоупотреблений по винным откупам, в свободное время посещал спектакли Волковской труппы, а по возвращении его восторженные отзывы о ярославском театре доходят до императрицы Елизаветы Петровны. 5 января 1752 года был издан высочайший Указ: «Фёдора Григорьева сына Волкова, он же и Полушкин, c братьями Гаврилом и Григорьем (которыя в Ярославле содержат театр и играют комедии) и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург…»

Высокое профессиональное мастерство, природная одаренность способствовали признанию таланта Волкова, утверждению славы первого актера Российского театра. Значение деяний Волкова огромно. Он отстаивал национальную самобытность русского театра, заложил фундамент школы русской актёрской игры, освещённой светом благородных и гуманистических идеалов. Театр Волкова был театром гражданским, патриотическим, тираноборческим, он отстаивал мотивы вольности, свободы, человеческого достоинства.

Волков создал новые театральные формы, став постановщиком «общенародного зрелища», маскарада «Торжествующая Минерва», устроенного в Москве в честь коронации Екатерины II. Он утвердил сценическое искусство как школу гражданских чувств, связал его с проблемами эпохи. Необычайно важным для дальнейшего развития отечественной сцены было стремление Волкова к демократизации театра и его общедоступности.

русский актер и театральный деятель который основал в ярославле первый национальный театрИван Афанасьевич Дмитревский

Традиции Волкова были развиты в дальнейшем Иваном Дмитревским, соратником Волкова, которому суждено было пройти путь от писчика Ярославской провинциальной канцелярии до академика. Дело Волкова продолжили ученики Дмитревского, великие русские трагики Катерина Семенова и Алексей Яковлев, идущие следом Павел Мочалов и Михаил Щепкин, новые поколения мастеров русского театра.

С отъездом Волкова и его труппы в Петербург на некоторое время театр перестал существовать, но вскоре театральная жизнь в Ярославле возрождается. Театральную деятельность продолжили вернувшиеся в Ярославль братья Волкова — Алексей и Гавриил. Однако уже в 1756 году театральное здание, обустроенное Фёдором Волковым, сгорело в городском пожаре.

В 1777 году ярославским наместником становится Алексей Петрович Мельгунов, покровитель литературы, театра и книгоиздания. Он поощряет возрождение театра, в его доме ставятся любительские спектакли. В 1786 году в ярославском театре Мельгунова дал гастроль Первый актер Русского Императорского театра, сподвижник и преемник Волкова, Иван Афанасьевич Дмитревский. Он сыграл Синава в трагедии Сумарокова «Синав и Трувор».

В дальнейшем театр в своём доме держал Михаил Николаевич Голицын, в 1793 — 1797 гг. ярославский вице-губернатор, а в 1801—1817 гг. — губернатор.

Начало XIX века: труппа князя Урусова

В начале XIX века театр с постоянной труппой содержал в Ярославле князь Дмитрий Михайлович Урусов — представитель многочисленного старинного княжеского рода.

Его дед Василий Алексеевич Урусов (ок. 1690 — 1741) был военным моряком, с декабря 1730 года – контр-адмирал, советник Адмиралтейств-коллегий, заведующий Морской академией и школами. 17 июня 1739 произведен в генерал-поручики и назначен главным командиром Оренбургской комиссии. Заложил г. Оренбург в новом, более удобном месте.

Один из сыновей В.А. Урусова – Сергей Васильевич (1719 — 1789) стал статским советником, а внук — Никита Сергеевич Урусов (ок. 1745 — 1806) в 1786 — 1793 гг. был ярославским вице-губернатором, а в 1793 — 1797 гг. — губернатором.

Младший сын Василия Алексеевича – Пётр Васильевич Урусов (1733 — 1813) дослужился до поста московского губернского прокурора, но гораздо более важно, что именно он стал фактическим основателем московского Большого театра. Историю театра принято вести с 17 (28) марта 1776 года, когда князь Пётр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II «содержать… театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады». Князь начал строительство театра, который — по месту расположения на улице Петровка — был назван Петровским. Увы, строящееся здание театра Урусова сгорело ещё до его открытия, и Пётр Васильевич передал дела своему компаньону, английскому предпринимателю Майклу Меддоксу. Именно под руководством Меддокса по проекту архитектора Христиана Розберга в 1776—1789 годах был построен Большой Петровский театр.

Старший брат Сергея и Петра Васильевичей — Михаил Васильевич Урусов (ок. 1718 — 1795) был подполковником и имел троих сыновей: Дмитрия, Александра и Владимира. Таким образом, губернатор Никита Сергеевич Урусов приходился им двоюродным братом, а московский губернский прокурор Пётр Васильевич Урусов — дядей.

Дмитрий Михайлович Урусов (1758 — 1842), дослужился лишь до майора, жил с семьёй в Ярославле, владел поместьями и крепостными крестьянами. В конце XVIII века он увлёкся искусством Мельпомены и открыл в Ярославле свой публичный театр. Сначала спектакли шли в Доме призрения ближнего, а затем Урусов, как и за полвека до него Волков, стал давать представления в специально оборудованном здании — арендованном доме купца Сорокина, находившемся на берегу Которосли возле церкви Михаила Архангела. Рядом с театром был и «дом актёра», где жили крепостные артисты и продавались билеты.

Это был профессиональный общедоступный театр с постоянной труппой, которая со временем стала пополняться и вольнонаёмными актёрами. В репертуаре театра были спектакли «Лиза, или Следствие гордости и обольщения» В. Фёдорова (на сюжет «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина), «Семейство Старичковых» Ф. Иванова, «Урок дочкам» И. А. Крылова, «Полубарские затеи» А. А. Шаховского, «Бобыль» Плавильщикова, «Говорун» Н. И. Хмельницкого, пьесы Мольера и т. д. Зрители располагались на двух ярусах. Как и в столичных театрах, в театре Урусова были партер, ложи, галерея, парадиз. Билеты стоили от 50 копеек до 15 рублей.

Театр князя Дмитрия Михайловича Урусова работал до 1818 года и был закрыт в связи с тем, что здание пришло в ветхость.

1820 – 1880: развитие театрального дела

Важнейшим этапом в развитии театрального дела в Ярославле стало строительство в 1819 году первого специального театрального здания. Его возвёл на собственные средства и по своему проекту губернский архитектор Пётр Яковлевич Паньков. Здание в стиле классицизма было построено на месте срытого крепостного вала. С тех пор ярославский театр находится на том самом месте которое выбрал для него Паньков.

русский актер и театральный деятель который основал в ярославле первый национальный театрПроект театра архитектора П.Я. Панькова. 1819 год

Паньков был очень востребованным архитектором. По его проектам в губернии были построены десятки зданий, которые и сегодня украшают ярославские города и сёла. Среди его построек наиболее известны возведённые в Ярославле Гостиный двор, церкви Ильинско-Тихоновская и Ярославских чудотворцев, Губернаторский дом. Он украсил колоннадами здания присутственных мест, городской думы и Демидовского лицея. В стиле классицизма было построено им и здание театра.

Владелицей театра была записана супруга Петра Яковлевича — Елизавета Андриановна. Она же занималась и делами труппы.

В Государственном архиве Ярославской области сохранился «Репертуар пиесам для представления на Ярославском публичном театре», датированный 13 октября 1819 года. В нём значатся комедии «Хвастун», «Говорун», «Недоросль», «Бригадир», «Клевета и невинность», «Честное слово», «Сон любви», «Бобыль», «Брюзгливый», «Бедность и благородство души», «Сорока воровка», «Военная тюрьма» и другие – всего 67 названий. Сохранился и ответ из Министерства полиции, куда репертуар был послан на утверждение: «Господину Ярославскому Гражданскому Губернатору. Пьесы, означенные в реестре, доставленном Вашим Превосходительством к Управлявшему Министерством Полиции, могут быть играны на Ярославском театре за исключением одной, под названием «Семейство Старичковых», которая здесь пред сим по усмотрению графа Сергея Козмича Вязмитинова была запрещена».

С 1824 Паньков начал сдавать театр в аренду. Первым арендатором стал В. С. Тихменев. В 1826 здание арендовал богатый помещик Любимского уезда Василий Евграфович Обресков, у которого были собственные крепостные актёры. Потом один год играла труппа Д. М. Урусова. Его сменил в качестве антрепренёра «уволенный с полным пенсионом от дирекции Императорского Московского театра» актёр Лисицын.

После него, как вспоминал много позже Н. И. Иванов (автор «Воспоминаний театрального антрепренёра»), антрепризу в паньковском театре держали Струков и Соколов. И, наконец, последним антрепренёром при Панькове был уже сам Николай Иванович Иванов.

Как выяснила ярославский историк Н. С. Землянская, в 1820-е годы Паньков здание серьёзно перестроил: по найденным ею в архиве документам значится, что к концу 1820-х оно уже было каменным.

Ярославский историк и краевед К.Д. Головщиков в книге «История города Ярославля», вышедшей в 1889 году, писал:

«В течение своего существования, театр ярославский не раз украшался именами и искусством весьма даровитых артистов. В 1832 году, напр., находим в Яросл. Губ. Ведомостях (№ 6) такое объявление: „Уволенный с полным пенсионом от дирекции Императорского московского театра актер Лисицын честь имеет известить, что с дозволения начальства разыгрываются в ярославском публичном театре пиесы, прибывшею с ним труппою Императорского московского театра артистов, а именно: актрис г-ж Кураевой, Петровой и девицы Максимовой, актеров – Бажанова и Слукина, и также из других театров артистов. Спектакли начались с 21 генваря и будут продолжаться до наступления поста“. В 1835 г. на сцене здешнего театра ставились пиесы: – драмы Сорока-воровка, Тридцать лет или жизнь игрока; мелодрамы – Тереза, или женевская сирота; Полночный колокол; комедии – Муж и любовник, Марфа и угар; Соболья шуба; Ябеда; Бенефициант; Недоросль; оперы – Казак стихотворец; Сбитенщик; Русалка; Жидовская корчма; водевили – Дядя напрокат; Стряпчий под столом; Жених мертвец; Филатка и Мирошка и мн. др. в том же роде. Предание сохранило имена и других артистов, кроме поименованных выше из действовавших на здешней сцене; фамилии их – Орлеанский, Громов, Барышев, муж и жена Ленские, Голованова, Арди, две сестры Стрелковы, Горев, Самойлов, Лавров, муж и жена Красовские, три сестры Александровы…».

А в 1840 году здание театра выкупил у Панькова получивший богатое наследство актёр Михаил Яковлевич Алексеев, который в 1841 вновь его перестроил. С незначительными изменениями оно прослужило ещё сорок лет. Алексеев сам руководил работой театра до 1848 года включительно.

русский актер и театральный деятель который основал в ярославле первый национальный театр

Три сезона (1844 — 1847) в Ярославле формировался талант Любови Павловны Косицкой (впоследствии Никулиной-Косицкой). Юная Косицкая, обладавшая привлекательной внешностью, хорошим голосом, быстро стала любимицей ярославской и рыбинской публики. Она играла в трагедиях, комедиях, драмах и водевилях, возбуждая восторг зрителей изяществом исполнения и искренностью чувства. Ей суждено было стать лучшей исполнительницей роли Катерины в «Грозе» А. Н. Островского.

М.Я. Алексеев умер в 1849 году. После его смерти здание театра перешло по наследству его малолетней дочери Фёкле Михайловне, а управляла делами её мать Дарья Алексеева. Она сдавала театр антрепренёру Николаю Ивановичу Иванову. А в 1855 году хозяином ярославского театра стал бывший крепостной музыкант, а потом театральный кассир Василий Андреевич Смирнов, женившийся на Фёкле Алексеевой.

В.А. Смирнов владел театром 25 лет. Современники оставили о нём весьма разноречивые отзывы. Его бранили за излишнюю прижимистость в отношении с актёрами, но при этом отдавали должное его аккуратности: он всегда точно выполнял свои обещания и исправно платил положенное жалование. Критики нередко отмечали бедность и даже убогость декораций и костюмов, но отмечали, что Смирнов предоставлял возможность заявить о себе начинающим артистам.

русский актер и театральный деятель который основал в ярославле первый национальный театр

В середине 1860-х гг. на сцене Рыбинского театра дебютировала еще никому не известная Пелагея Антипьевна Стрепетова. Два сезона — в 1865 — 1866 годах, актриса прослужила в антрепризе Смирнова на сцене Ярославского театра.

Большим событием в жизни Ярославля стали гастроли великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина. Он приезжал в Ярославль дважды: весной 1856-го и в мае 1858 года. Первый приезд Щепкина в Ярославль совпал с празднованием 100-летия Александринского театра в Петербурге. На торжественном обеде, устроенном в честь актера губернским предводителем дворянства, Щепкин призвал поставить памятник основателю Русского театра Федору Григорьевичу Волкову.

В1880 году Смирнов продал театр ярославскому купцу 1-й гильдии Сергею Арефьевичу Черногорову. Вскоре после того, как Черногоров вступил во владение театром, выяснилось, что здание не соответствует требованиям пожарной безопасности. Городская дума потребовала от Черногорова провести серьёзную реконструкцию помещения, в том числе – устроить несгораемые лестницы. Но Черногоров предпочёл продать здание театра городской управе даже дешевле цены, какую уплатил при его покупке, – за 15 тысяч рублей.

1882 – 1917: Ярославский городской театр

в 1882 году театр перешёл, говоря современным языком, в муниципальную собственность. Учитывая его состояние, город, как новый владелец, тем же летом начал серьёзную реконструкцию. Фактически на основе старого объёма было выстроено новое здание. Предполагается, что автором проекта мог быть молодой талантливый архитектор Николай Иванович Поздеев. Однако документальных подтверждений этого не найдено. Поздеев действительно участвовал в реконструкции, но реализовывал он при этом собственный проект или чей-то ещё, доподлинно неизвестно.

В ходе реконструкции по парадному и боковым фасадам были сделаны пристройки, придавшие театру совершенно другой вид: у публики создавалось полное ощущение, что в городе появилось новое здание. Изменилась и планировка зрительного зала. После реконструкции в нем стало 677 мест: в партере – 195, в ложах – 215, на галереях – 267.

русский актер и театральный деятель который основал в ярославле первый национальный театр

15 сентября 1882 года новый сезон открылся практически в новом здании. Вот как его описывала газета «Ярославские губернские ведомо­сти»: «После капитальных переделок зрительный зал принял чрезвы­чайно благообразный вид. Балконы лож украшены лепными работами, большая люстра помещена под самым потолком, не мешая верхним ло­жам и галерее нисколько. С помощью матовых стёкол свет этой люстры сделался весьма мягким и нисколько не режущим глаз. Передний занавес представляет целые ряды колоннад с арками, в средине которых на пье­дестале изображён в римской тоге с маской в руке наш знаменитый осно­ватель русского театра Волков. Художнику было угодно окружить его ка­кими-то белыми статуями, но это излишество фигур скорее портит кар­тину, чем украшает её».

Первый сезон в перестроенном здании играла труппа г-жи Данило­вич. Далее антрепренёрами Ярославского театра становились: Георгий Иосифович Деркач-Любимов (сезон 1884/1885), Модест Михайлович Зызыкин (1885/1886), М. Г. Лебедева (1886/1887).

В 1887—1889 годах антрепризу держал Н. А. Борисовский. Он включал в репертуар пьесы Фонвизина, Островского, Сухово-Кобылина, Тургенева, Мольера, Шекспира и других серьёзных авторов. Пьесу А. П. Чехов «Иванов» при Борисовском поставили в Ярославле даже раньше, чем в Петербурге. Он же впервые высказал предложение организовать сбор средств на установку в городе памятника Ф. Г. Волкову и сделал первый взнос.

После Борисовского театр арендовали Александр Павлович Набалов (1889/1890), барон Василий Германович фон Тюмен (1890/1893), Константин Никола­евич Незлобин (1893/1894), Зинаида Александровна Малиновская (1894/1897), Алексей Михайлович Каралли-Торцов (1897/1900). В 1900 г. труппу возглавил Михаил Егорович Дарский (Псаров), в будущем актер и режиссер Александринского театра.

В конце века на сцене Ярославского городского театра играли не­мало талантливых артистов: И. М. Шувалов, Н. И. Собольщиков-Самарин, М. И. Каширин, А. М. Звез­дич, Е. Ф. Красовская, А. А. Рассказов.

В Ярославском театре неприметным статистом начинал свой сценический путь юный ярославец Леонид Витальевич Собинов, будущий великий русский певец. А 9 августа 1898 года в родном городе состоялся первый концерт Собинова, тенора Императорских театров, уже завоевавшего славу.

В сезоне 1896 — 1897 годов в Ярославле начал свою сценическую деятельность Иван Михайлович Москвин. Здесь пришла к нему первая слава, здесь его талант получил признание публики и поддержку. В первом сезоне Московского Художественного театра, в 1898 году, Москвину доверят роль царя Федора Иоанновича.

Сезон 1899 — 1900 годов был ознаменован подготовкой к юбилею и празднованием 150-летия российского национального театра. На юбилейные Волковские торжества в 1900 году были приглашены лучшие силы императорских — Петербургского и Московского Малого — театров. Торжества в Ярославле в честь рождения Первого русского театра стали праздником всей России.

В 1906 году выяснилось, что здание театра пришло в аварийное состояние. Поначалу городские власти, решив построить новое здание, поручили составление проекта и сметы городскому архитектору Александру Никифорову. Порученную работу он выполнил, и его проект даже был утверждён городской Думой. Но общественность Ярославля раскритиковала проект Никифорова и его в конце концов отклонили.

Между тем, старое здание летом 1907 года было разобрано, а строительство нового не начиналось.

В 1909 году наконец был объявлен всероссийский конкурс на лучший проект здания нового городского театра. Дума постановила построить новый театр вместимостью не менее 1000 зрителей. Жюри конкурса возглавил председатель Московского архитектурного общества Ф. Шехтель. Всего на конкурс поступило 66 проектов. А первая премия была присуждена 27-летнему студенту Московского училища живописи, ваяния и зодчества Н. А. Спирину (1882 — 1938).

русский актер и театральный деятель который основал в ярославле первый национальный театр

Здание по проекту Спирина и под его наблюдением построили всего за полтора года – фантастически короткий срок! На фасаде театра и боковых стенах — скульптурные композиции, на портике — скульптурная группа, в центре которой – покровитель искусств Аполлон-кифаред, слева — муза трагедии Мельпомена, справа — муза комедии Талия (или, по другой версии, муза лирической поэзии Евтерпа). Боковые скульптурные горельефы (метопы) посвящены мотивам античной трагедии.

Зрительный зал украшен живописным фризом «Торжество Диониса» работы известного художника «серебряного века» Николая Верхотурова и его помощницы Веры Сакен. Исполнителем живописных работ был ярославский художник Алексей Корнилов.

28 сентября 1911 года новое здание театра было торжественно открыто при огромном стечении народа. На открытии была зачитана приветственная телеграмма от К. С. Станиславского: «Примите сердечную благодарность за приглашение и память… Искренне желаю, чтобы на родине основателя русского театра зародилось и расцвело симпатичное молодое дело. Примите поздравления и передайте участникам дела. Станиславский».

Решением городской Думы новому театру было присвоено имя Фёдора Григорьевича Волкова.

Два года (1914 — 1916) в театре держал антрепризу молодой, но уже известный в России режиссер И. А. Ростовцев, собравший очень сильную труппу, привлекший зрителей талантливыми постановками «Мещан» М. Горького, «Чайки» А. П. Чехова, вниманием к русской классической драматургии.

Театр имени Волкова в 1920 – 1930-е годы

В первые годы советской власти Ярославский театр получает название «Советский имени Волкова театр».

В 20 — 30-е годы настоящими энтузиастами и собирателями театрального дела в Ярославле, создателями крепкого и сильного актерского коллектива становятся художественные руководители Б. Е. Бертельс, И. А. Ростовцев, Д. М. Манский, художники А. И. Ипполитов, Н. Н. Медовщиков.

Во второй половине 30-х годов труппа Волковского театра объединяется в замечательный, строгий и стройный ансамбль мастеров сцены, на многие десятилетия определивших творческое лицо театра. Это С. Ромоданов, А. Чудинова, А. Магницкая, В. Соколов, С. Комиссаров, В. Политимский, Г. Свободин. Репертуар 30-х годов представлен русской классикой, прежде всего драматургией Островского («Гроза», «Бесприданница», «Без вины виноватые», «Последняя жертва»), где в ролях Катерины, Ларисы Огудаловой, Кручининой, Юлии Тугиной блистательно раскрывается поэтико-трагическое дарование Александры Чудиновой. Сильнее становится способность театра к глубокому, философскому и психологическому раскрытию «кризисного» человека советского времени. Дыхание времени врывалось на сцену в «Хлебе» В. Киршона и «Далеком» А. Афиногенова, «Платоне Кречете» А. Корнейчука и «Моем друге» Н. Погодина.

В спектаклях «Три сестры» А. П. Чехова, «Анна Каренина» (по Л. Н. Толстому), «Ромео и Джульетта» В.Шекспира, «Нора» Г. Ибсена, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера волковцы утверждают стремление к театру глубоко психологическому.

Первыми на провинциальной сцене ярославцы поставили «Петра I» А.Н. Толстого. Спектакль рождался в тесном содружестве с автором пьесы. На премьере спектакля 19 мая 1939 года присутствовал Алексей Николаевич Толстой, отметивший превосходное исполнение центральных ролей С. Ромодановым и А. Чудиновой. Московские гастроли в 1939 году принесли коллективу заслуженное признание и славу.

Театр в годы Великой Отечественной войны

В первые недели Великой Отечественной войны многие ра­ботники театра добровольно ушли в ряды Красной Армии. Сре­ди них: директор театра П. П. Левашов, художественный руко­водитель Д. М. Манский, артисты В. К. Мосягин, В. К. Викторов, Д. Г. Аборкин, С. П. Тихонов, В. П. Митрофанов, С. П. Аверичева, М. М. Рыпневская, монтировщик декораций К. С. Лисицын (после Победы в театр он вернулся Героем Советского Союза) и другие.

В театре были сформированы фронтовые бригады для обслуживания во­инских частей. Их творческая деятельность отмечалась при­казами и грамотами командного состава фронта, одна из фронто­вых бригад театра была награждена гвардейским значком.

Всего за период Великой Отечественной войны артистами было подготовлено 277 спектаклей и концертов на передовой; проведено более 80 консультаций в воинских частях и госпиталях в помощь красноармейской художественной само­деятельности; дано 922 концерта в гарнизонах и частях Ярослав­ской области; организовано 711 читок в госпиталях.

русский актер и театральный деятель который основал в ярославле первый национальный театр

Отличниками военно-шефской работы театра им. Волкова являлись А. Д. Чудинова, Г. С. Свободин, К. В. Волкова, П. И. Прошин, В. А. Викторов, Ю. П. Егоров, И. А. Лосев, Е. А. Черво, И. А. Луговой, В. И. Соколов, В. А. Бобренко и другие.

В 1942 г. художественную часть театра возглавил заслужен­ный деятель искусств И. А. Ростовцев, директором стал В. П. Топтыгин. Этот период в истории ярославского театра известен как один из самых успеш­ных.

За четыре военных сезона Волковский театр поставил 31 премьеру (полный список премьер см. здесь). Наибольшее внимание зрителей привлекли спектакли «Парень из нашего города» и «Русские люди» К. М. Симонова; «Фронт» А. Е. Корнейчука; «Старик» М. Горького; «Нашествие» Л. М. Леонова. Всего за годы войны театр сыграл около тысячи спектаклей, которые посмотрели более миллиона зрителей.

русский актер и театральный деятель который основал в ярославле первый национальный театр

В годы войны в труппе Волковского театра служили артисты Г. С. Свободин, А. Д. Чудинова, С. Д. Ромоданов, А. В. Магницкая, Л. В. Мосолова, П. П. Гайдебуров, Н. М. Север, М. А. Беляева, И. П. Бросевич, О. Д. Иванова, В. Е. Соколов, А. А. Быков, В. И. Исаев, Е. П. Карташова, С. М. Комиссаров, К. И. Житенева, П. Г. Лимонов, В. Т. Политимский и другие.

Спектакли ставили Д. М. Манский, С. М. Оршанский, А. Ф. Лундин, Г. Н. Каганов, Г. С. Свободин, С. Д. Ромоданов, В. А. Орлов, П. П. Гайдебуров, К. А. Ведерников, С. М. Комиссаров, П. Л. Монастырский, Е. Т. Асеев; оформляли художники Н. Л. Стернин, А. И. Ипполитов, Н. Н. Медовщиков, А. Г. Новиков, М. П. Пирогов, В. Н. Векентьева.

Весной 1943 года Комитет по делам искусств при СНК РСФСР и Всероссий­ское театральное общество организовали в г. Москве для пред­ставителей печати, театральной общественности и командного состава Московского гарнизона показ спектаклей театра. 21−24 мая 1943 г. в зале Центрального Дома Красной Армии волковцы сыграли спектакли «Старик» М. Горького; «Фронт» А. Е. Корнейчука; «Генерал Брусилов» И. Л. Сельвинского.

По итогам смотра приказом Управления по делам искусств при СНК РСФСР от 26 мая 1943 г. была объ­явлена благодарность художественному руководителю театра И. А. Ростовцеву и директору театра В. П. Топтыгину. Критикой особо была отмечена работа исполнителей: народного артиста РСФСР П. П. Гайдебурова, О. Д. Ивановой, заслуженной артистки РСФСР А. Д. Чудиновой, А. А. Быкова в спектакле «Старик»; П. П. Гайдебурова, С. М. Комиссарова, заслуженного артиста УССР Г. С. Свободина, Н. М. Шмитгофа, С. Д. Ромоданова, Я. П. Старова, В. Т. Политимского в спектакле «Генерал Брусилов» и их оформление художником А. И. Ипполитовым.

Во время весенне-полевых и убороч­ных работ для тружеников села было дано 59 спектаклей.

Коллектив театра организовывал сбор средств в Фонд обороны, на строительство военно-воздушной эскадрильи «Советский артист», на специальный самолет «Театр имени Волкова», на подарки бойцам Красной Ар­мии.

В 1943 г. при театре была сформирована учебная студия, ру­ководителем которой назначен режиссер В. А. Орлов (впоследст­вии его сменил артист театра С. М. Комисса­ров).

Первый состав студийцев составлял 11 человек, в т. ч. 5 девушек и 6 юношей. С будущими актерами проводились тео­ретические занятия по технике речи, русской литературе, исто­рии западно-европейского театра, танцу, музыкальной грамоте. Практическими занятиями для студийцев являлось участие в спектаклях театра — в массовых сценах.

Студия выпускала актеров драматического театра. Срок обу­чения был 3-х годичный. (В 1962 г. на базе театральной студии было создано Ярославское театральное училище, ныне — Яро­славский государственный театральный институт).

В годы войны на сцене театра гастролировали: лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады А. И. Райкин, артисты Ленинградского государственного театра эстрады (1941); артисты Ленинградско­го театра оперетты, оркестр и джаз-ансамбль Московского военно­го округа, артисты Ленинградского государственного ордена Ле­нина академического оперного театра им. С. М. Кирова С.И.Ми­гай и М. Б. Хмара, Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски Союза ССР под руководством народного артиста СССР, профессора А. В. Александрова (1942); артисты Москов­ской государственной филармонии: солистка О. Раммих, скрипач М. Карпиловский, артистка эстрады Л. Буянова; железнодорож­ный джаз-оркестр под руководством композитора Д. Я. Покрасса (1943); лауреат Всесоюзного и международного конкурсов скри­пач Д. Ф. Ойстрах, лауреат Всесоюзного и международного кон­курсов пианист Л. Н. Оборин, коллектив Ивановского театра му­зыкальной комедии (1944).

В военное время изменился статус театра: в соответствии с постановлением СНК РСФСР от 6 июля 1944 г. Ярославский областной театр им. Ф. Г. Волкова был переведен в число республиканских.

1950 – 1980-е годы: в поисках радости

В 1950 году было торжественно отмечено 200-летие Первого русского театра. 11 июня 1950 года «за большие достижения в области развития театрального искусства, в связи с 200-летием со дня основания» театр был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

Начиная с 50-х годов театр вступает в пору подлинного расцвета. Лучшие мастера сцены — народные артисты СССР и РСФСР, лауреаты Государственных премий Григорий Белов, Валерий Нельский, Сергей Ромоданов, Александра Чудинова, Клара Незванова — несут в своем творчестве немалый заряд старой русской классической театральной культуры. Спектакли Волковского театра отмечены единством и цельностью почерка.

В конце 40-х годов в театр приходит новый художественный руководитель Петр Васильев — художник яркого, мощного и темпераментного дарования, особенно сказавшегося в постановке горьковских пьес «Егор Булычов и другие», «Сомов и другие».

В середине 50-х годов труппа театра пополняется выпускниками столичных театральных вузов. Любимцами публики в Ярославле быстро становятся молодые актеры Тамара Никольская и Феликс Мокеев (Лариса и Карандышев в «Бесприданнице», Нина Заречная и Треплев в «Чайке», Лиза и Паншин в «Дворянском гнезде»), Наталия Терентьева, Сергей Тихонов, Феликс Раздьяконов, Игорь Баранов, Лев Дубов, Юрий Караев.

Разнообразная и щедрая актерская палитра позволяет режиссеру Тихону Кондрашеву создать спектакли «Царь Федор Иоаннович», «Чайка», «Дворянское гнездо», «Бесприданница».

русский актер и театральный деятель который основал в ярославле первый национальный театр

С 1960 года по 1978 год руководство театром осуществлял народный артист СССР, лауреат Государственных премий Фирс Шишигин. С его именем связан значительный этап истории Волковской сцены.

В разные годы (1960, 1963, 1975), стремясь увековечить образ Фёдора Волкова, театр обращается к созданию спектакля о первом русском актере. Автором всех сценических версий был актер-волковец, драматург Николай Михайлович Север. В 1960 году на сцене возникает романтическая драма (режиссер Р. Вартапетов). Затем в 1963 году Ф. Шишигин ставит мощное народное действо, включая в него русские игрища, отрывки из драмы «Царь Максимилиан», эпизоды из трагедий Сумарокова «Хорев», «Синав и Трувор», маскарада «Торжествующая Минерва».

В начале 60-х годов на Волковской сцене работает энергичный, пленяющий своими спектаклями режиссер Виктор Давыдов. Рядом со старейшинами Волковской сцены — Г. Беловым, В. Нельским, А. Чудиновой, Г. Свободиным, К. Незвановой, С. Ромодановым наиболее ярко проявляются талант и дарования мастеров Волковской сцены новой генерации — Николая Кузьмина, Юрия Караева, Владимира Солопова, Наталии Терентьевой, Сергея Тихонова, Феликса Раздьяконова.

29 апреля 1966 года «за выдающиеся заслуги в развитии советского театрального искусства» Министерство культуры СССР присвоило Ярославскому ордена Трудового Красного знамени театру им. Ф. Г. Волкова почетное наименование — академического.

До 1970 года театр находился в подчинении Управления культуры Ярославского облисполкома. В 1970 годы он был передан в ведение Министерства культуры РСФСР.

В 1975 году в связи с 225-летием Волковский театр был награждён орденом Октябрьской революции.

На рубеже 70 — 80-х годов традиции русской сценической школы продолжены возглавившим театр Владимиром Кузьминым. Остросовременно и психологически насыщенно решены «Варвары» и «Фальшивая монета» М. Горького. Романтической окрылённостью и взволнованным лиризмом отмечена «Соловьиная ночь» В. Ежова, эпической широтой покоряло «Материнское поле» Ч. Айтматова.

Одна из наиболее заметных постановок 80-х годов — спектакль «Дело» по пьесе А. В. Сухово-Кобылина (литературная редакция Виктора Розова, постановка Сергея Розова). «Дело» на Волковской сцене — спектакль о том, как совесть человеческая мало-помалу начинает сдаваться, уступать. Человек строгого долга, мечты, Муромский — В. Нельский становится человеком, ослушавшимся собственного голоса.

С 1983 года по 1987 год театром руководит режиссер Глеб Дроздов. Впервые руководитель театра столь открыто декларирует установку на отказ от прежних традиций, оправдывая это необходимостью освобождения от «академизма» и консервативных способов сценического существования. Впервые столь резко театр отрывается от своих истоков, от корней, от сердцевины. Дроздов отстаивает театр зрелища и представления, угадывая наступающую стихию рынка и коммерциализации зрелищных предприятий.

1990-е годы: рубеж тысячелетий

В начале 90-х годов театр возглавил режиссер Владимир Воронцов, предугадавший и отразивший в своем творчестве ритмы катастрофического времени. К его несомненным удачам следует отнести остропсихологическую постановку «Профессора Сторицына» Л. Андреева, зрелищно-площадную «Корсиканку» И. Губача, поэтическую исповедальность «Вьё карре» Т. Уильямса.

Труппа театра в 1990-е годы представляла собой ансамбль, в котором гармонично сочетались опыт старейших мастеров — народных артистов России Николая Кузьмина, Наталии Терентьевой, Владимира Солопова, Феликса Раздьяконова — и молодых актеров. Все ярче заявляли о себе «третье» поколение волковцев, воспитанников Волковского театра (все они окончили Ярославское театральное училище при театре имени Ф. Г. Волкова, а впоследствии и Ярославский театральный институт) — В. Сергеев, Т. Иванова, Т. Исаева, Г. Крылова, И. Чельцова. Актерскими удачами отмечены образы, созданные актерами В. Асташиным, С. Куценко, В. Романовым. Уверенно «держали» репертуар выпускники 80-х годов — Т. Гладенко, И. Сидорова, М. Зенкина, В. Балашов, В. Кириллов, Т. Малькова, Н. Кудымов, Е. Мундум, И. Сидоренко, А. Зубков.

С 1996 года главным режиссером театра становится Владимир Боголепов, вдумчивый художник, в прошлом учившийся у знаменитых волковских «стариков», чтящий исторические традиции и художественные завоевания театра. Театр берет курс на русскую и мировую классическую драматургию.

В репертуаре театра на рубеже веков — «Фома» Ф. М. Достоевского, «Кавказский роман» (по «Казакам» и «Хаджи-Мурату» Л. Н. Толстого), «Платонов» А. П. Чехова, «Без вины виноватые», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, «Ревизор» Н. В. Гоголя. Мировая классика была представлена «Гамлетом» В.Шекспира, «Декамероном» Дж. Боккаччо, «Венецианскими близнецами» К. Гольдони, спектаклем «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана.

В это время постановки спектаклей осуществляли мастера режиссуры России, ближнего и дальнего зарубежья Борис Голубовский, Станислав Таюшев, Александр Кузин, художественный руководитель Пражского Национального театра Иван Раймонт (Чехия), главный режиссер Минского театра имени М. Горького Борис Луценко (Белоруссия), Владимир Красовский. В составе творческих групп работали известные художники Дмитрий Мохов (Белоруссия), Анатолий Шубин, Елена Сенатова, Иозеф Циллер (Словакия), композиторы Александр Чевский и Юрий Прялкин.

Театр осуществил значительные гастрольные поездки в России и зарубежье. С 1995 по 1998 год: Киев, Минск, Рига, Нальчик, Новороссийск, Краснодар.

В 1997 году со спектаклем «Детоубийца» Ф. Горенштейна театр был приглашен в Прагу, на сцену Национального театра «Народны дивадло». В мае — июне 1998 года при поддержке Российских центров культуры театр провел гастрольную поездку со спектаклями «Фома» Достоевского и «Платонов» Чехова по городам Европы — Париж, Прага, Будапешт, Братислава, Берлин. Гастроли имели большой художественный резонанс и способствовали установлению новых творческих связей театра. В 1999 году состоялись новые гастроли театра по Северной Европе — театр представил свое искусство в Финляндии, Дании и Норвегии.

С 17 по 24 мая 2000 года в Ярославле состоялся первый Международный Волковский фестиваль, девизом которого стали слова Михаила Щепкина «Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны…» В нём приняли участие оба МХАТа, Малый театр, Александринка, БДТ имени Товстоногова, академические театры из Нижнего Новгорода, Минска и Твери.

251-й сезон открылся 25 октября 2000 года премьерой «Короля Лира» в постановке Ивана Раймонта с Феликсом Раздьяконовым в главной роли. 19 декабря состоялось долгожданное открытие камерной сцены театра. Первым спектаклем на камерной сцене стали «Рождественские грёзы» с Наталией Терентьевой в главной роли. Этому спектаклю Владимира Боголепова была суждена долгая и счастливая жизнь: он шёл десять сезонов и был сыгран почти 150 раз.

Театр имени Ф. Волкова в XXI веке

252-й сезон в сентябре 2001 года волковцы открывали гастролями в Москве. На сцене Малого театра были показаны спектакли «Король Лир», «Ревизор», «На всякого мудреца довольно простоты», «Корсиканка». В эти же дни Малый театр провёл полноценные гастроли в Ярославле. 8 сентября театр отпраздновал 75-летний юбилей народной артистки России Наталии Ивановны Терентьевой. В этот день она играла на сцене Малого театра – в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты».

16 октября открылся второй Международный Волковский фестиваль. На сцене театра были вручены первые три премии имени Фёдора Волкова, установленные Правительством России. С 2001 года Волковские премии ежегодно вручаются трём лауреатам. После закрытия фестиваля волковцы уехали в Киев, где в рамках фестиваля «Вечера Достоевского в Киеве» показали спектакль «Фома» по повести «Село Степанчиково и его обитатели» с Владимиром Солоповым в главной роли.

В 252-м сезоне на большой сцене были сыграны премьеры спектаклей «Игрок» по роману Ф.М.Достоевского и «Спириты» по пьесе Л.Н.Толстого «Плоды просвещения». Оба спектакля стали удачами театра, они были отмечены яркими актёрскими работами.

В мае 2002-го театр уехал на очередные зарубежные гастроли в Хельсинки, Копенгаген и Берлин: волковцы показали Европе «Корсиканку» и «Ревизора». В 2003-м и 2006-м театр гастролировал в Египте и Японии со спектаклем «Ревизор». В 2005-м гастроли волковцев прошли в Дании и Аргентине, где был показан поставленный к 60-летию Победы Валерием Кирилловым спектакль-концерт «В лесу прифронтовом».

В конце 2005 года на состоявшейся в Москве пресс-конференции было объявлено решение жюри национальной театральной премии «Золотая маска» присудить премию в номинации «За честь и достоинство» актрисе Волковского театра, народной артистке России Наталии Ивановне Терентьевой. Вручение премии прошло 17 апреля 2006 года на сцене Большого театра.

А затем театр потрясли две трагедии: 24 апреля 2006 года умер главный режиссёр Владимир Боголепов, а 19 сентября 2007 – директор Валерий Сергеев. Более года коллектив работал без директора и целых два сезона – без главного режиссёра.

Только в сентябре 2008 года Министерство культуры РФ назначило нового директора театра. Им стал Борис Михайлович Мездрич.

10 февраля состоялась первая «взрослая премьера» при новом директоре: спектакль по пьесе Александра Володина «С любимыми не расставайтесь» поставил известный актёр и режиссёр, заслуженный артист России Сергей Пускепалис.

В конце апреля Волковский театр совместно с Ярославским государственным театральным институтом организовали в Ярославле первый фестиваль «Будущее театральной России» (БТР), ставший преемником проводившихся на рубеже веков Фестивалей театральных школ России. В первом фестивале БТР приняли участие 23 вуза и театра, показавшие 26 спектаклей.

8 июня 2009 года в Волковском театре прошла премьера спектакля «Горе от ума», закрывавшая 259-й сезон. Спектакль был показан дважды – 8 и 9 июня. Попасть на премьеру смогли лишь немногие счастливчики, остальным приходилось ждать до осени. Между тем, слухи о том, что происходит на сцене, мгновенно разлетелись по городу. Одни превозносили спектакль до небес как некое откровение, каких на волковской сцене ещё не бывало. Другие столь же убеждённо бранили его, находя множество цитат и даже заимствований из знаменитых авангардных спектаклей 20-30-х годов. Неискушённая публика с трудом подбирала слова, чтобы рассказать об увиденном тем, кто не был на премьере. Восторженные оценки в адрес Мездрича и режиссёра спектакля Игоря Селина из Петербурга перемежались чуть ли не проклятиями. Успех, что называется, был полный.

В конце июня труппа ушла в отпуск. А перед уходом коллективу был представлен новый главный режиссёр – Сергей Пускепалис.

В начале сентября волковцы представили спектакль «С любимыми не расставайтесь» на одном из самых престижных театральных фестивалей – всероссийском фестивале «Реальный театр», который ежегодно проходит в Екатеринбурге и признан третьим по значимости в России после столичной «Золотой маски» и питерского «Балтийского дома».

Осенью вышел первый, сдвоенный номер журнала «Театральный круг». Он издавался театром около пяти лет.

Следующий сезон был отмечен премьерами спектаклей «Прекрасный мир» («Проделка Великого Мертвиарха») по пьесе Мишеля де Гельдерода в режиссуре Владимира Петрова; «Сильва» Имре Кальмана, который профессор ЯГТИ Александр Кузин выпустил со своим курсом на большой сцене Волковского; «Кармен» по новелле Проспера Мериме в постановке Тимофея Кулябина; «Екатерина Ивановна» по Леониду Андрееву в постановке Евгения Марчелли; «Три сестры» А.П. Чехова в постановке Сергея Пускепалиса.

8 декабря на пресс-конференции, состоявшейся в Москве в Центре имени Мейерхольда, были объявлены номинанты на национальную театральную премию «Золотая маска» 2009 года. Спектакль академического театра драмы имени Волкова «Горе от ума» в постановке режиссёра Игоря Селина был назван номинантом на «Маску» сразу в пяти номинациях! Режиссёр Игорь Селин, художник Александр Орлов, художник по свету Глеб Фильштинский и актёр, исполнитель главной роли Чацкого – Алексей Кузьмин представлены в номинациях: «Лучшая работа режиссёра», «Лучшая работа художника в драматическом театре», «Лучшая работа художника по свету в драматическом театре», «Лучшая мужская роль». Спектакль в целом претендовал на звание лауреата в номинации «Лучший спектакль в драме/Большая форма». Волковский театр оказался в числе трёх нестоличных театров России, включённых в шорт-лист «Золотой маски».

5 апреля 2010 года в рамках фестиваля спектаклей – номинантов на «Золотую маску» волковцы показали «Горе от ума» в Москве на сцене театра имени Моссовета. К сожалению, сцена этого театра по размерам меньше волковской, поэтому московская публика не смогла увидеть спектакль во всём блеске. «Маску» в этот раз получить не удалось, но уже само включение театра в число номинантов стало признанием творческих достижений, которых театр добился в столь короткое время.

Между тем, в феврале 2011 года Министерство культуры предложило Борису Мездричу вновь возглавить Новосибирский театр оперы и балета, который остался без руководителя. Практически сразу о своём уходе с поста главного режиссёра заявил Сергей Пускепалис. Через пять дней Министерство культуры поручило возглавить театр режиссёру Евгению Марчелли – сначала в ранге директора, а позднее – художественного руководителя.

Уже в новом качестве Евгений Марчелли завершал репетиции спектакля «Зойкина квартира» – премьера состоялась 25 марта, накануне Международного дня театра. Главную роль в этом спектакле сыграла переехавшая в Ярославль из Петербурга Анастасия Светлова. А 15 апреля на церемонии вручения премии «Золотая маска», которая прошла в Москве в здании Гостиного двора на Красной площади, Анастасии Светловой была вручена главная театральная награда России – «за предельность сценического существования и глубину воплощения образа» в спектакле Евгения Марчелли «Екатерина Ивановна». Спектакль был выдвинут на «Золотую маску» в четырёх номинациях: «Лучший спектакль», «Лучший режиссёр» – Евгений Марчелли, «Лучшая женская роль» – Анастасия Светлова, «Лучшая мужская роль» – Владимир Майзингер.

В начале июля 2019 года Евгений Жозефович Марчелли оставил пост художественного руководителя театра. По итогам конкурса, проведённого Министерством культуры РФ совместно с Союзом театральных деятелей России, художественным руководителем Российского государственного академического театра драмы имени Ф.Г. Волкова 16 августа был назначен заслуженный артист России Сергей Витауто Пускепалис.

Следите за новостями

Розыгрыши билетов, закулисье, интервью, эксклюзивные материалы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *