русские крестьяне жизнь быт нравы материалы этнографического бюро князя в н тенишева

Русские крестьяне жизнь быт нравы материалы этнографического бюро князя в н тенишева

Кострома в конце XIX и начале XX веков // Рукописи корреспондентов по Костромской губернии /// Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева

В архивном фонде «Этнографического бюро» В.Н. Тенишева в настоящее время имеется шестьдесят восемь архивных дел, содержащих рукописи корреспондентов по Костромской губернии. Все рукописи являются оригинальными произведениями, это результат длительных наблюдений их авторов за жизнью крестьян той местности, око-торой они писали. Это обусловлено прежде всего тем, что корреспонденты в период сотрудничества с «Этнографическим бюро» жили в описываемых им селах или часто бывали в них, имея там родственные связи. Среди корреспондентов было шесть учителей начальных сельских школ, один крестьянин, один фельдшер, один студент духовной семинарии в Вологде, живший в летнее время в родном селе. Для четырех корреспондентов профессиональную принадлежность точно установить не удалось, но, судя по тексту, они были учителями. Все рукописи подписаны авторами, датированы и имеют точное географическое указание: они поступили в 1897—1899 годах от тринадцати корреспондентов из Буйского, Варнавинского, Ветлужского, Галичского, Макарьевского, Солигаличского и Чухломского уездов. Манера изложения материала у разных авторов также различна. В одних случаях текст представляет собой сухое изложение фактов с включением документов: копий договоров найма, смет на различные работы и т. п., в других— яркое описание, насыщенное диалогами между корреспондентом и крестьянами, рассказами крестьян, описанием случаев из жизни корреспондента. В рассказах, сказках, бывальщинах запеатлена народная лексика и фонетика. Некоторые корреспонденты не только описывали картины народного быта, но и давали свои оценки; они старались определить свое отношение к тому или иному явлению народной жизни, дать характеристику конкретным должностным лицам, им упоминаемым — волостным начальникам, старостам, урядникам, священникам.

«Этнографическое бюро» было создано русским фабрикантом князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым в 1897 г. для массового сбора информации о русском крестьянстве. В это время в Российской империи увеличивалось недовольство крестьян ходом земельной реформы, нарастали революционные настроения рабочих. В.Н. Тенишев опасался, что это может привести к разрушению экономической и политической стабильности существующего строя, сохранить которую можно было, научившись хорошо управлять людьми. По его мнению, выяснить все это можно было в результате массового опроса русского населения страны. Деятельность «Этнографического бюро» была хорошо организована и поставлена на коммерческую основу. Впервые в истории России сотрудники-корреспонденты получали плату за свою работу. На этот проект князем В.Н. Тенишевым было потрачено более 200 тыс. рублей.

Д. Общественные установления, обычаи, законы, регулирующие отношение крестьян к обществу и государственному строю
103. (Препровождение свободного времени в обществе)

У крестьян северо-западной части Буйского уезда весной, летом и осенью кроме воскресных и праздничных дней совершенно нет свободного времени. Зимой же свободными остаются длинные зимние вечера, так как кустарные промыслы мало развиты. Парни и молодые девушки проводят зимние вечера вместе, собираясь в один дом «на беседу». Женатые мужчины вечером собираются к тому, у кого изба побольше да хозяйка поприветливей, одни замужние женщины осуждены на одиночество, впрочем иногда и они, уложивши спать ребятишек, собираются вместе, отдельно от молодежи и от стариков. Стариками называются вес женатые мужчины, хотя многим из них нет и двадцати лет. В собрании стариков время проводится в разговорах, для развлечения курят табак. Курение сильно развито в населении, часто видишь курящим двенадцати лет и его мальчика, иногда грамотный читает в собрании книжку, но чаще слушают рассказы про то, что было при отцах и дедах, находившихся в крепостной зависимости. Рассказы из жизни «за господами» интересуют крестьян. Много из них и таких, которые на себе испытали крепостное право, не все умеют рассказать, да и нет нужды в этом. Иной придет в избу, перекрестится на передний угол, скажет: «Здорово живите» и сядет, и больше никто ничего от нею не услышит во весь вечер. Зато есть мастера доводить до смеха добродушных слушателей. Некоторые играют в карты, чаще в «дурачки» и редко в деньги.

И. Сближение полов. Брак. [Отклонения от законного брака]
389. (Достижение половой зрелости)

Девушки достигают половой зрелости раньше парней, а именно: девушка — лет 15 на 16, а парень — лет 17 на 18. К сожалению, родители приучают только дочерей к половой сдержанности, но не стараются так же влиять и на сыновей; есть даже такие отцы, которые поощряют своих сыновей на разврат, усматривая в этом некоторую доблесть. Впрочем, нельзя требовать правильного взгляда от невежественного человека: он не знает той страшной физиологической и нравственной порчи, которая происходит от половой несдержанности. Мне не раз приходилось убеждаться, что и дочерей предупреждают из боязни только, чтобы не появился в доме лишний рот, кроме того «падшую» дочь трудно выдать замуж. Что касается парней, то мне приходилось слышать в крестьянских семьях такое оправдание поведения парней: «люльки вешать не придется», т. е. парень не может родить. Вследствие такого взгляда «отцов», взгляда, часто открыто высказываемого, редкие из сыновей сохраняют целомудрие до брака; эти немногие счастливцы спасаются обыкновенно от разврата ранним браком. В последнее время чаще стали случаи падения и девушек, что влечет за собою еще два страшные следствия — плодоизгнание и детоубийство с целью уничтожить плоды своего преступления.

390. (Сближение молодежи)

Драки — дело обыкновенное, главной причиной драки является соперничество. Часто парни, приходя гулять в чужую деревню, покупают местным парням и даже мужикам вина. Пьяные парни позволяют себе разные бесчинства в беседах, например, площадную брань. Желая сильно оскорбить и «обесчестить» девушку, парень срывает у ней с головы платок, это служит символическим знаком того, что потерпевшая — любовница сорвавшего платок. Таких буянов иногда удаляют из беседы; это обыкновенно сопровождается страшной дракой.

(Обстоятельства, предшествующие браку)

393. По понятию народному брак есть такой союз, посредством которого мужчина приобретает себе рабу в лице жены. Народ убежден, что в браке огромное участие принимает судьба, это подтверждается следующими пословицами: «Суженый урод будет у ворот», «Суженого конем не объедешь».

394. Главное побуждение при заключении брака есть желание закрепостить даровую работницу, но в последнее время чаще стали совершаться браки по любви. При выборе невесты особенно ценят хорошее здоровье, способность к работе, скромность; кроме того, принимают во внимание, какова родня у невесты. При выборе жениха всего более ценят, если жених — один сын у родителей.

395. Крестьяне большею частью вступают в брак ранее двадцати лет. При выдаче дочерей замуж наблюдается, по возможности, очередь.

396. Родительскому разрешению и благословению при браке придается должное значение. Если нет родителей у вступающих в брак, то их заменяет старший в роду.

397. Случаются и браки убегом или «самокрутки»; такие браки бывают потому, что родители иногда не дают своего согласия. Иногда просто ради экономии жених увозит невесту «самокруткой» с ведома родителей.
Кроме лишения наследства я не знаю иных наказаний за самовольное вступление в брак.

398. Если жених и невеста безродные, то они выбирают «посаженных» отца и мать, каждый для себя, которые их и благословляют; при этом отношения между «посаженными» или «богоданными» родителями и их такими же детьми устанавливаются родственные.

(В архиве РЭМ эта рукопись значится как рукопись Л. П. Травиной, однако по почерку можно утверждать, что она принадлежит перу И.М. Воропонова. — Прим. сост.)

К. Выходящие из ряда обстоятельства

Я хорошо знал самоубийцу. Звали ее Дарьей, лет ей было восемнадцать или девятнадцать, верно не знаю. Выше среднего роста, с живыми карими глазами, с румянцем во всю щеку, с черной блестящей и густой косой, сумной бойкой речью, Дарья производила выгодное для себя впечатление. Глядя на нее, приходилось только сожалеть, что она не могла получить образования, родившись в крестьянской, хотя и не очень бедной семье, впрочем, сельскую школу она посещала в течение двух зим и умела писать для соседей «слезные грамоты» и «с любовью низкие поклоны». Помню, раз догнал я целую толпу крестьян, шедших молиться. Кучер мой Андрей, парень лет двадцати, поравнявшись с толпой, пустил лошадь шагом. Впереди всех шла Дарья степенной и неспешной походкой. Андрей вступил в разговоры и, обращаясь к Дарье, сказал: «Видно, Дарья Федоровна, грехов ты много оченно накопила: кажинной праздник к обедне ходишь?!» «Милого дружка в женихи вымаливаю, Андрей Петрович!» — бойко, не глядя и вполне серьезным тоном отвечала Дарья на эту шутку. «Кого выберешь, всяк не обракует», — продолжал Андрей, только слова его на этот раз звучали шуткой а убеждением «Неровня! Сам знаешь» опять серьезно ответила Дарья и посмотрела мне. В это время раздался звон к началу обедни. Я, боясь опоздать, попросил Андрея ехать быстрее, — он махнул вожжой и мы скоро оставили спутников далеко за собою. На возвратном пути Андрей рассказал мне, что Дарье «по мысли» «лавочник» из села, который ее также любит, «да батька Сергею за женитьбу на Дарье сулит белый падаг в награду». Андрей начал свой рассказ сам, — ему, видимо, доставлял удовольствие разговор о Даше и мне показалось, что он сам влюблен в нее.

С той поры и стал я следить за течением этой обыкновенной житейской драмы. Конца пришлось ждать недолго: прошло одно только лето. Осенью того же года лавочник Сергей был принужден отцом жениться на богатой мещанке из города. Долго Сергей сопротивлялся, сначала хотел уехать в город, но боязнь лишиться наследства пересилила в нем любовь к Даше — и он дал свое согласие, хотя будущая жена и была «лицом корява, а умом тупа». Недолго колебалась Даша. Скоро после свадьбы Сергея нашли ее мертвую в овине: качалась она на поясе, перекинутом через перекладину. От прежней красоты остались одни только волосы. Сколько слез было пролито всей деревней, не говоря уже о родных, над трупом общей любимицы. Андрей же чистосердечно признался мне, что и он был безнадежно влюблен в Дашу и, рассказывая об этом, даже заплакал. Желая выразить свою любовь к почившей, он собственноручно сделал большой сосновый крест на ее могилу, вокруг которой посадил несколько березок и ив. Но у всякого своя драма, — и скоро забыли бедную «убивицу». Андрей утешился в ту же зиму. Только мать часто посещает одинокую могилу в самом далеком западном углу на погосте, подолгу плачет она, упавши на землю, — и нельзя слышать и переносить без боли этих стонов и воплей.

Ж. [Верования. Знания. Язык. Письмо. Искусство]

(Поверья, относящиеся к предсказанию судьбы и к разным событиям жизни. Заговоры) 231.

Во многих крестьянских избах нашей местности есть новейший и полнейший сонник, который часто делается руководителем крестьянина в жизни. Иногда сонник имеется в двух экземплярах — один старый, засаленный, с оборванными на сигарки полями, а другой новенький и чистенький- Крестьяне убеждены, что сны сбываются. Одна старуха рассказывала мне, как муж се через веру в сон погубил свою родную дочь.

— Двадцать пять лет после свадьбы мы со стариком жили душа в душу. Всем были от Господ[а] довольны: и скотинкой, и хлебцем — одного талану нам Бог не дал — детки умирали, а потом и совсем рожать отстала. Много мы горевали, стали Бога просить, и послал он нам утешение: родила я дочку Машу. Росла Маша кроткая да послушная. Муж мой, Макаром звали, научил Машу читать. С большим она усердством обучалась. В праздник Евандель святой прочитает, а когда на слободе — чудную какую книжку. Слушать в нашу избу со всей деревни сходились. Исполнилось ей шестнадцать годков, только вот тут и случилась беда. Посватался к Маше вдовец Сергей Иванов, содержал он у нас в селе кабак. Маше шестнадцать, а ему за шестой десяток. Окромя того на роже ямы, как бороной проехано. Сначала батька Машу не неволил. только вдруг стал мой Макар задумываться: за стол сядет — не перекрестится, а был он набожный. В воскресенье пошел за обедню, а попал в кабак к Сережке пьяному, домой пьян в первый раз во все мое замужество пришел. Сел за стол, спрашивает: «Марья где?» — За водой ушла на речку. «Я, — говорит, — с Ивановым по рукам ударил, быть за ним нашей Марье Макаровне». Не поверила я своим ушам, экое услышавши. — Свет мой белый, Макар Петрович, что ты наделал, али погубить задумал свое дитя родимое? «Мои, — говорит, — слова крепче олова». Принялась я выть, а он меня колотить. пришла и Маша. Объявил ей отец свою волю, уперлась Маша. «Лучше, — говорит, — с камнем в воду, чем за немилого». А характером она в отца была упрямая: «Не быть добру, тятя, коли ты меня выдашь за кабатчика». Не послушал Макар. Сам с утра до ночи хмурый, а свадьбу крутит: за неделю назначил, словно перед смертью торопится. А у Маши и слез нет, только разговаривать совсем перестала. Нечего, гить [говорит], мне больше вам сказывать. Сыграли и свадьбу. Жених-от был радошен, а невеста, как ночь осенняя. Весел мой Макар стал после свадьбы. Недолго Маша прожила в замужестве: на четвертый день утром за водой пошла, да назад-то уж и не вернулася. Дело было весной, речка разлилась, поискали, поискали, да найти не могли. Макар совсем одурел от горя, покаялся он мне, что видел две ночи подряд старца, быд-то от нашей Маши «антихрист» народится, с того самого сна и Машу он поневолил замуж идти, слыхал, вишь, что антихрист от девки родится. А про кабатчика я, говорит, думал, что стерпится — слюбится. Продал Макар в ту весну лошадь и пошел по святым местам, на зиму домой не вернулся. Слышала я потом от добрых людей, что окончил он жисть свою у святых соловецких угодников.

Источник

Русские крестьяне ЖИЗНЬ. БЫТ. НРАВЫ

Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева

Сообщений: 5322
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 2956

Ж. [Верования. Знания. Язык. Письмо. Искусство]

(Поверья, относящиеся к предсказанию судьбы и к разным событиям жизни. Заговоры) 231.

Во многих крестьянских избах нашей местности есть новейший и полнейший сонник, который часто делается руководителем крестьянина в жизни. Иногда сонник имеется в двух экземплярах — один старый, засаленный, с оборванными на сигарки полями, а другой новенький и чистенький- Крестьяне убеждены, что сны сбываются. Одна старуха рассказывала мне, как муж се через веру в сон погубил свою родную дочь.
— Двадцать пять лет после свадьбы мы со стариком жили душа в душу. Всем были от Господ[а] довольны: и скотинкой, и хлебцем — одного талану нам Бог не дал — детки умирали, а потом и совсем рожать отстала. Много мы горевали, стали Бога просить, и послал он нам утешение: родила я дочку Машу. Росла Маша кроткая да послушная. Муж мой, Макаром звали, научил Машу читать. С большим она усердством обучалась. В праздник Евандель святой прочитает, а когда на слободе — чудную какую книжку. Слушать в нашу избу со всей деревни сходились. Исполнилось ей шестнадцать годков, только вот тут и случилась беда. Посватался к Маше вдовец Сергей Иванов, содержал он у нас в селе кабак. Маше шестнадцать, а ему за шестой десяток. Окромя того на роже ямы, как бороной проехано. Сначала батька Машу не неволил. только вдруг стал мой Макар задумываться: за стол сядет — не перекрестится, а был он набожный. В воскресенье пошел за обедню, а попал в кабак к Сережке пьяному, домой пьян в первый раз во все мое замужество пришел. Сел за стол, спрашивает: «Марья где?» — За водой ушла на речку. «Я, — говорит, — с Ивановым по рукам ударил, быть за ним нашей Марье Макаровне». Не поверила я своим ушам, экое услышавши. — Свет мой белый, Макар Петрович, что ты наделал, али погубить задумал свое дитя родимое? «Мои, — говорит, — слова крепче олова». Принялась я выть, а он меня колотить. пришла и Маша. Объявил ей отец свою волю, уперлась Маша. «Лучше, — говорит, — с камнем в воду, чем за немилого». А характером она в отца была упрямая: «Не быть добру, тятя, коли ты меня выдашь за кабатчика». Не послушал Макар. Сам с утра до ночи хмурый, а свадьбу крутит: за неделю назначил, словно перед смертью торопится. А у Маши и слез нет, только разговаривать совсем перестала. Нечего, гить [говорит], мне больше вам сказывать. Сыграли и свадьбу. Жених-от был радошен, а невеста, как ночь осенняя. Весел мой Макар стал после свадьбы. Недолго Маша прожила в замужестве: на четвертый день утром за водой пошла, да назад-то уж и не вернулася. Дело было весной, речка разлилась, поискали, поискали, да найти не могли. Макар совсем одурел от горя, покаялся он мне, что видел две ночи подряд старца, быд-то от нашей Маши «антихрист» народится, с того самого сна и Машу он поневолил замуж идти, слыхал, вишь, что антихрист от девки родится. А про кабатчика я, говорит, думал, что стерпится — слюбится. Продал Макар в ту весну лошадь и пошел по святым местам, на зиму домой не вернулся. Слышала я потом от добрых людей, что окончил он жисть свою у святых соловецких угодников.

Сообщений: 5322
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 2956

И. Сближение полов. Брак. [Отклонения от законного брака]

389. (Достижение половой зрелости)

Девушки достигают половой зрелости раньше парней, а именно: девушка — лет 15 на 16, а парень — лет 17 на 18. К сожалению, родители приучают только дочерей к половой сдержанности, но не стараются так же влиять и на сыновей; есть даже такие отцы, которые поощряют своих сыновей на разврат, усматривая в этом некоторую доблесть. Впрочем, нельзя требовать правильного взгляда от невежественного человека: он не знает той страшной физиологической и нравственной порчи, которая происходит от половой несдержанности. Мне не раз приходилось убеждаться, что и дочерей предупреждают из боязни только, чтобы не появился в доме лишний рот, кроме того «падшую» дочь трудно выдать замуж. Что касается парней, то мне приходилось слышать в крестьянских семьях такое оправдание поведения парней: «люльки вешать не придется», т. е. парень не может родить. Вследствие такого взгляда «отцов», взгляда, часто открыто высказываемого, редкие из сыновей сохраняют целомудрие до брака; эти немногие счастливцы спасаются обыкновенно от разврата ранним браком. В последнее время чаще стали случаи падения и девушек, что влечет за собою еще два страшные следствия — плодоизгнание и детоубийство с целью уничтожить плоды своего преступления.

390. (Сближение молодежи)

Парни и девушки встречаются часто: в будничные дни они встречаются на работе, в праздничные дни
на гулянье, а в осенние и зимние вечера в специальных собраниях молодежи, называемых «беседами».
Из игр в беседе самая употребительная и любимая — «в соседи», так как она дает возможность посидеть рядом
с «предметом» <обыкновенно мужчины сидят все вместе на отдельной скамье). Кроме того, девицы поют
песни; в каждой упоминается имя одного из присутствующих парней; парень, для которого поется песня,
выбирает одну или двух девушек и когда кончат песню, целует их. Для примера привожу песню, в которой,
по-моему, наиболее определенно выражены требования, которым должен удовлетворять деревенский «герой».

Кто в беседах умен, (гуляет разумен)
У нас (имя)-то умен,
Сын (отчество) разумен.
Очень баско (хорошо) ходит, манерно ступает,
Сапог не ломает, чулок не марает.
Сапог-то козловый, а чулок-то шелковый.
По горнице ходит, на сердце любовь наводит.
В зеркало глядится, сам себе дивится:
Экой я хороший, экой я пригожий;
Хорош уродился, наряден нарядился.
Подайте, ребята, коня вороного, седелечко ново,
Узду золотую, плетку шелковую.
Он коня седлает — конь-то с ним играет;
На коня садится — конь-то веселится;
Плеткой машет — конь под ним пляшет;
Дорожкой едет — дороженька стонет,
К речке подъезжает — речка высыхает;
К дому подъезжает — девушка встречает.

В последнее время со стороны крестьянской молодежи заметна попытка ввести в беседах танцы, — кадриль уже введена, но господствует еще пока национальная русская пляска. Парни и девушки участвуют в собрании лет с пятнадцати. Вдовы, замужние и женатые допускаются только в качестве зрителей. В беседу приходят парни верст за десять. Драки — дело обыкновенное, главной причиной драки является соперничество. Часто парни, приходя гулять в чужую деревню, покупают местным парням и даже мужикам вина. Пьяные парни позволяют себе разные бесчинства в беседах, например, площадную брань. Желая сильно оскорбить и «обесчестить» девушку, парень срывает у ней с головы платок, это служит символическим знаком того, что потерпевшая — любовница сорвавшего платок. Таких буянов иногда удаляют из беседы; это обыкновенно сопровождается страшной дракой.

392. Нередко доходит между молодежью до половой связи, связь стараются всячески скрыть, что иногда
удается до первых признаков беременности. К сожалению, виновной считается при этом только девушка,
а парня нисколько не порицают. «Падения» и проституции из-за корыстных целей мне не приходилось
наблюдать.
Девушка, за которой никто не ухаживает, т. е. которой никто не носит «гостинцев», которую никто не выбирает в беседе для поцелуя, находится в пренебрежении у подруг.

(Обстоятельства, предшествующие браку)

393. По понятию народному брак есть такой союз, посредством которого мужчина приобретает себе
рабу в лице жены. Народ убежден, что в браке огромное участие принимает судьба, это подтверждается
следующими пословицами: «Суженый урод будет у ворот», «Суженого конем не объедешь».

394. Главное побуждение при заключении брака есть желание закрепостить даровую работницу, но в последнее
время чаще стали совершаться браки по любви. При выборе невесты особенно ценят хорошее здоровье,
способность к работе, скромность; кроме того, принимают во внимание, какова родня у невесты. При выборе
жениха всего более ценят, если жених — один сын у родителей.

395. Крестьяне большею частью вступают в брак ранее двадцати лет. При выдаче дочерей замуж наблюдается,
по возможности, очередь.

396. Родительскому разрешению и благословению при браке придается должное значение. Если нет родителей
у вступающих в брак, то их заменяет старший в роду.

397. Случаются и браки убегом или «самокрутки»; такие браки бывают потому, что родители иногда не дают
своего согласия. Иногда просто ради экономии жених увозит невесту «самокруткой» с ведома родителей.
Кроме лишения наследства я не знаю иных наказаний за самовольное вступление в брак.

398. Если жених и невеста безродные, то они выбирают «посаженных» отца и мать, каждый для себя,
которые их и благословляют; при этом отношения между «посаженными» или «богоданными» родителями
и их такими же детьми устанавливаются родственные.

(В архиве РЭМ эта рукопись значится как рукопись Л. П. Травиной, однако по почерку можно утверждать,
что она принадлежит перу И.М. Воропонова. — Прим. сост.)

Сообщений: 5322
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 2956

К. Выходящие из ряда обстоятельства

Я хорошо знал самоубийцу. Звали ее Дарьей, лет ей было восемнадцать или девятнадцать, верно не знаю. Выше среднего роста, с живыми карими глазами, с румянцем во всю щеку, с черной блестящей и густой косой, сумной бойкой речью, Дарья производила выгодное для себя впечатление. Глядя на нее, приходилось только сожалеть, что она не могла получить образования, родившись в крестьянской, хотя и не очень бедной семье, впрочем, сельскую школу она посещала в течение двух зим и умела писать для соседей «слезные грамоты» и «с любовью низкие поклоны». Помню, раз догнал я целую толпу крестьян, шедших молиться. Кучер мой Андрей, парень лет двадцати, поравнявшись с толпой, пустил лошадь шагом. Впереди всех шла Дарья степенной и неспешной походкой. Андрей вступил в разговоры и, обращаясь к Дарье, сказал: «Видно, Дарья Федоровна, грехов ты много оченно накопила: кажинной праздник к обедне ходишь?!» «Милого дружка в женихи вымаливаю, Андрей Петрович!» — бойко, не глядя и вполне серьезным тоном отвечала Дарья на эту шутку. «Кого выберешь, всяк не обракует», — продолжал Андрей, только слова его на этот раз звучали шуткой а убеждением «Неровня! Сам знаешь» опять серьезно ответила Дарья и посмотрела мне. В это время раздался звон к началу обедни. Я, боясь опоздать, попросил Андрея ехать быстрее, — он махнул вожжой и мы скоро оставили спутников далеко за собою. На возвратном пути Андрей рассказал мне, что Дарье «по мысли» «лавочник» из села, который ее также любит, «да батька Сергею
за женитьбу на Дарье сулит белый падаг в награду». Андрей начал свой рассказ сам, — ему, видимо, доставлял удовольствие разговор о Даше и мне показалось, что он сам влюблен в нее.
С той поры и стал я следить за течением этой обыкновенной житейской драмы. Конца пришлось ждать недолго: прошло одно только лето. Осенью того же года лавочник Сергей был принужден отцом жениться на богатой мещанке из города. Долго Сергей сопротивлялся, сначала хотел уехать в город, но боязнь лишиться наследства пересилила в нем любовь к Даше — и он дал свое согласие, хотя будущая жена и была «лицом корява, а умом тупа». Недолго колебалась Даша. Скоро после свадьбы Сергея
нашли ее мертвую в овине: качалась она на поясе, перекинутом через перекладину. От прежней красоты
остались одни только волосы. Сколько слез было пролито всей деревней, не говоря уже о родных, над трупом общей любимицы.
Андрей же чистосердечно признался мне, что и он был безнадежно влюблен в Дашу и, рассказывая об этом, даже заплакал. Желая выразить свою любовь к почившей, он собственноручно сделал большой сосновый крест на ее могилу, вокруг которой посадил несколько березок и ив. Но у всякого своя драма, — и скоро забыли бедную «убивицу». Андрей утешился в ту же зиму. Только мать часто посещает одинокую могилу в самом далеком западном углу на погосте, подолгу плачет она, упавши на землю, — и нельзя
слышать и переносить без боли этих стонов и воплей.

Сообщений: 5322
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 2956

Корреспондент Травина Александра Петровна

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *