русские актеры старых фильмов
Советские актёры (чтобы люди помнили. )
Но он унижен и забыт,
И заедает сразу быт,
И будут ли ещё снимать,
А деньги где, скажи, достать?
Забыты званья, ордена,
Другие в моде имена,
Но он не мелкий эгоист,
Его величество, артист!»
(© Марк Львовский)
БИОГРАФИИ АКТЕРОВ расположены в алфавитном порядке
ВИДЕО расположено в алфавитном порядке
Советские актёры (чтобы люди помнили. ) запись закреплена
Всеволод Ларионов
11 сентября 1928, Москва — 8 октября 2000
Советский и российский актёр театра и кино.
Народный артист РСФСР (1978)
Показать полностью.
Всеволод Ларионов родился 11 сентября 1928 года в Москве, в семье Дмитрия Васильевича
Ларионова и актрисы Татьяны Алексеевны Фохт — внучатой племянницы А. Б. Фохта
и М. С. Сухотина.
Окончил Театральное училище при Театре им. Ленинского комсомола в 1950 году, после чего был принят в его труппу. Его мать приходилась (по линии Венкстернов) двоюродной племянницей Софье Гиацинтовой, возглавлявшей этот театр.
Сниматься в кино Всеволод Ларионов начал ещё будучи подростком — дебютировал в заглавной роли Дика Сенда в приключенческом фильме «Пятнадцатилетний капитан».
Вмиг став популярным киноактёром, он вскоре появился в картинах «Крейсер «Варяг», «Пржевальский», «Серебристая пыль». Причём, вскоре Ларионов перешёл преимущественно на отрицательные роли.
Однако в конце 1950-х годов актёр исчез с экранов. В этот период он окончил театроведческий факультет ГИТИСа, получив второе высшее образование. В кино Ларионов вернулся в конце 1970-х годов, с блеском сыграл Фёдора Николаевича в «Сибириаде», Ушакова в «Демидовых», судью Белса в «Доме, который построил Свифт», инквизитора в «Осаде Венеции», второго мужа в «Очах чёрных», Крюкова в сериале «Горячев и другие», полковника Гаврилова в «Русской певице». Лучшей работой Всеволода Ларионова признана роль Сергея Дягилева в фильме «Анна Павлова».
Помимо игры в театре и кино, Ларионов озвучивал многочисленные мультфильмы(«38 попугаев» и др.) и фильмы (его голосом говорили Пьер Ришар в фильмах «Игрушка», «Высокий блондин в чёрном ботинке», «Возвращение высокого блондина», Ален Делон в фильме «Зорро», Даниэль Ольбрыхский в фильме Ежи Хоффмана «Потоп» и др.).
Солидную часть своей жизни Всеволод Дмитриевич прожил на «Динамо» в доме 25а по Петровско-Разумовскому проезду. Он никогда не чурался соседей и близких ему людей. Был скромен и сентиментален в отношении людей, которые не были ему родными, но знали его как «дядю Севу».
Будучи народным артистом, Всеволод Дмитриевич всегда добирался на Гостелерадио (где участвовал в программе «С добрым утром!») общественным транспортом, и многие пассажиры автобуса, следующего по маршруту до метро «Динамо», улыбаясь, просили его передать за проезд 5 копеек.
Жена Всеволода Ларионова, актриса «Ленкома» Галина Матвеева, сыграла немало ролей на сцене, но в кино не снималась. «Обыкновенное чудо» Дети Всеволода Дмитриевича и Галины Ивановны – единственная дочь Екатерина. Она не стала продолжательницей семейных театральных традиций, а работала переводчицей, окончив после школы институт иностранных языков.
Ушёл из жизни после тяжёлой болезни (ему был поставлен диагноз «рассеянный склероз») 8 октября 2000 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Советские актёры (чтобы люди помнили. ) запись закреплена
Галина Дёмина
5 декабря 1925, Нижний Новгород —
— 8 октября 2005, Москва
Советская и российская актриса.
Показать полностью.
Народная артистка России (1996).
В детстве с сестрой устраивала домашний театр. Во время Великой Отечественной войны Галина работала в госпитале и делала первые шаги на арене в эстрадно-цирковом училище.
В 1944 году поступила в студию при Горьковском театре драмы имени Горького, а в 1947 году окончив обучение, была принята в труппу театра.
В театре она начинала как травести.
В 1971 году горьковчане приехали на гастроли в Москву, где в спектакле «Моё сердце с тобой» Галину Дёмину в роли Настасьи увидел режиссёр Борис Равенских и пригласил на работу в Малый театр.
Особое место в творчестве актрисы занимали роли в пьесах А. Н. Островского. Последний раз на сцену Малого театра Галина Яковлевна выходила 6 октября 2005 года в роли Анфисы Тихоновны в спектакле «Волки и овцы».
Скончалась 8 октября 2005 года в Москве. Похоронена в Москве на Перепечинском кладбище.
Советские актёры (чтобы люди помнили. ) запись закреплена
В октябре 1991 года на экраны страны вышел фильм «Умирать не страшно»
************************
Трагическая история семьи русских интеллигентов, репрессированной в 1935 году. Ксению, мать малолетних детей, принуждают стать осведомителем. Несмотря на угрозы и откровенные издевательства, она отказывается и, тем самым, выносит себе приговор.
Показать полностью.
Советские актёры (чтобы люди помнили. ) запись закреплена
Родился 8 октября 1951 года в Донецкой области.
Ушел из жизни 25 мая 2014 года.
1980 Неоконченный урок :: Андрей Сергеевич Леонов :: главная роль
1977 Хочу быть министром :: Сережа Вандышев :: главная роль
Советские актёры (чтобы люди помнили. ) запись закреплена
Сергей Кулагин
8 октября 1914 — 15 июня 1981
Советский актёр театра и кино
Заслуженный артист РСФСР (1969).
Показать полностью.
Родился Сергей Кулагин 8 октября 1914 года. О его семье ничего не известно, сам актер никогда не говорил о родителях, но упоминал, что его малая родина – Сибирь.
Именно там прошло детство Кулагина, который в начале 30-х годов приехал покорять Москву и поступил в школу-студию при Центральном театре Красной Армии.
Окончил он ее в 1936 году и настолько впечатлил руководство ЦТКА, что был зачислен в труппу театра. Внешность у Сергея Кулагина была действительно выдающейся – высокий, статный, с благородно вьющимися волосами.
В этом человеке чувствовалась порода, поэтому в театре ему доставались роли аристократов либо чиновников, военных и пиратов.
Бальзаминов и Кутузов, Сильвер из «Острова сокровищ» и Тебако из «Учителя танцев» – Кулагин легко перевоплощался в своих героев и был настолько убедителен, что в течение многих лет неизменно получал главные роли.
Лишь с возрастом, когда выяснилось, что актер страдает сахарным диабетом, в театре постарались уменьшить нагрузку для Кулагина. Но он отстоял свое право выходить на сцену в любимых образах, которые так нравились зрителю.
В кино Сергей Кулагин дебютировал в 1940 году, сыграв военнослужащего в фильме «Любимая девушка». Роль была эпизодической и совершенно невыразительной, однако актер не терял надежды раскрыться на экране.
Последующие попытки работы на съемочной площадке не увенчались особым успехом: в течение многих лет Кулагин получал лишь «проходные» роли, которые нередко даже не указывались в титрах.
Тем не менее, даже нескольких мгновений на экране хватало, чтобы этого человека запомнили зрители.
Так было с фильмом «Берегись автомобиля», где Сергей Кулагин виртуозно перевоплотился в директора пивной, и с фильмом «Легенда о Тиле», в котором толстый монах в исполнении этого актера вызывал у публики гомерический смех.
Всего снялся в 16 фильмах.
В 1966 году он сыграл одного из главных персонажей в фильме «Три толстяка», а в 1969 – купца Грибова в «Сюжете для небольшого рассказа». Кроме этого, актер мастерски исполнил эпизодические роли в одном из выпусков киножурнала «Фитиль» и в телесериале «Следствие ведут знатоки».
Несмотря на очевидный успех, Сергей Кулагин не особо стремился попасть на экраны и часто отказывался от съемок, если в это время был занят в интересных театральных постановках.
Театр он считал единственным настоящим искусством и не хотел менять его на деньги.
Поэтому среди коллег этот актер слыл человеком со странностями, который упускает массу возможностей для самореализации. Мало кто мог поверить, что кинематограф интересовал этого человека гораздо меньше театра.
Сергея Кулагина считали человеком сдержанным и замкнутым, который на публике мог изобразить весельчака или же при необходимости стать душой компании.
О его личной жизни, в которой не было скандалов и сенсаций, знали лишь самые близкие люди. Этот человек почти 40 лет был женат на женщине по имени Лидия, которая не имела никакого отношения к искусству.
С возрастом у актера еще более ухудшилось здоровье, 15 июня 1981 года артиста не стало.
Похоронен на Ваганьковском кладбище (36 уч.).
1979 Следствие ведут Знатоки :: гость
1976 Легенда о Тиле :: толстый монах
1976 Иван Федорович Шпонька и его тетушка (фильм-спектакль) :: Григорий Григорьевич Сторченко
1973 Дон Паскуале (фильм-спектакль) :: Малатеста
1970 Посланники вечности
1969 Сюжет для небольшого рассказа | Lika, le grand amour de Tchekov :: купец Грибов
1966 Три толстяка :: 1-ый толстяк
1966 Берегись автомобиля :: директор пивной
1965 Фитиль (короткометражный)
1961 Укрощение строптивой (фильм-спектакль) :: Грумио
1961 В начале века :: жандарм
1961 Битва в пути :: снабженец
1953 Великий воин Албании Скандербег | Great Warrior Skanderbeg, The | Skënderbeu (СССР, Албания) :: Хасан-бей
1953 Беззаконие (короткометражный) :: сосед Мигуева
1946 Глинка :: сановник
1940 Любимая девушка :: Петр Иванович
Советские актёры (чтобы люди помнили. ) запись закреплена
Советский актёр театра и кино
Показать полностью.
Борис Коковкин родился в Петровск-Порте (с 1921 года – Махачкала). Его родители выходцы из села Рождествено Саратовской губернии. Отец Сергей Яковлевич Коковкин в юношеские годы занимался крестьянством, затем служил в старой русской армии. После демобилизации работал в кооперативных организациях, позднее снова служил в армии. Мать Елизавета Тихоновна Коковкина (в девичестве – Грачёва) занималась домашним хозяйством и воспитанием четверых детей – Антона, Виктора, Бориса и Галины.
Вскоре после рождения Бориса Коковкины переехали во Владикавказ, к месту нового назначения Сергея Яковлевича. Там мальчик пошёл в гимназию, однако проучился в ней недолго. Вскоре после наступления советской власти она была реорганизована в школу-девятилетку № 4, которую Коковкин и окончил в 1928 году. За год до этого он начал принимать участие в качестве статиста в спектаклях Владикавказского городского театра и буквально заболел сценой. В 1929 году Борис Коковкин отправился в Ленинград, где проживал его старший брат Виктор, и поступил на актёрское отделение Ленинградского техникума сценических искусств. Постигал азы актёрской профессии он не только в учебных классах, но и на сцене Большого драматического театра, в котором проходил стажировку. Когда же в 1932 году Коковкин получил диплом драматического артиста, то уехал по распределению в Днепропетровск, в местный городской театр. Там он успел сыграть две роли в пьесах А.Н. Островского – Голутвина в «На всякого мудреца довольно простоты» и Васю в «Талантах и поклонниках», после чего вернулся в Ленинград. Сначала один сезон служил в Театре комедии, затем перешёл в Театр юного зрителя, где познакомился с Борисом Вульфовичем Зоном. Когда в 1935 году Зон создал Новый ТЮЗ и стал его руководителем, Борис Коковкин занял место одного из ведущих артистов этой труппы. Там он сыграл Добчинского в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Аммельбаха в «Продолжение следует» А.Я. Бруштейн, Далецкого в «Музыкантской команде» Д. Дэля, Собаньского в «Борисе Годунове» А.С. Пушкина, В.И. Ленина в «Большевике» Д. Дэля и других. Актёр неоднократно играл в пьесах Е.Л. Шварца, был первым исполнителем роли Короля в «Снежной королеве».
Работая в Новом ТЮЗе, Борис Коковкин обрёл не только творческую удовлетворённость, но и личное счастье. Там он познакомился с актрисой Елизаветой Сергеевной Полозовой (1913–1998), ставшей его женой. В 1938 году в их семье появился первенец Сергей, впоследствии повторивший путь своих родителей. Ну а тогда, спустя три года после его рождения, началась война. Вместе с театром Коковкины отправились в эвакуацию в Новосибирск, перенесли все тяготы военного времени. Борис Сергеевич выступал в составе актёрских фронтовых бригад, своим искусством поддерживал дух бойцов. Там же, в Новосибирске, в 1944 году, у Коковкина и Полозовой родилась дочь Елена. В обновлённом семейном составе они вскоре вернулись в Ленинград, где обнаружили свою довоенную квартиру занятой другими людьми. Коковкиным ничего не оставалось как поселиться в одном из номеров гостиницы «Англетер» и прожить там целых два года до получения новой жилплощади. И если этот вопрос был худо-бедно решён, то к нему неожиданно добавился новый, более существенный. В 1945 году, как гром среди ясного неба, пришло постановление правительства о закрытии Нового ТЮЗа. Вся тюзовская труппа осталась без творческого крова. Большая её часть перешла в состав Ленинградского драматического театра (с 1959 года – имени В.Ф. Комиссаржевской), в том числе Коковкин и Полозова. Не для каждого из них вхождение в новый театральный дом стало удачным. Елизавета Полозова продержалась там всего несколько сезонов, после чего ушла в кукольный театр Ленконцерта. Борис Коковкин, наоборот, быстро вошёл в обойму ведущих актёров труппы, был плотно задействован в репертуаре. Режиссёры ценили его многогранность, способность перевоплотиться в представителя любой эпохи, национальности и социальной принадлежности, поэтому охотно доверяли ему самые разные роли. Коковкиным были сыграны: Карел Кратов («Сто миллионов» В.Н. Собко и Б.А. Балабана), Неджми («Чудак» Н. Хикмета), В.И. Ленин («Светите, звёзды» И.К. Микитенко), Пинегин («Август» А.А. Галича), адвокат Бочковой («Воскресение» по роману Л.Н. Толстого), Кирилл Максимович Зубарев («Дикарка» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва), Лосев («После свадьбы» Д.А. Гранина), Иван Семёнович Воронков («Безупречная репутация» М.И. Смирновой и М.И. Крайндель), Сантос («Дом синьора Антонио» П.К. Магну), Стеннард («Мятеж неизвестных» Г.А. Боровика), Городулин («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского), Бегляр и Герасиме («Если бы небо было зеркалом…» Н.В. Думбадзе и Г. Лордкипанидзе), епископ Кентерберийский («Принц и нищий» М. Твена), Поташов («Метель» Л.М. Леонова), Иосиф Джакели («Не беспокойся, мама. » Н.В. Думбадзе), шериф («Продавец дождя» Н.Р. Нэша) и другие.
Параллельно театральной деятельности с 1949 года Борис Коковкин начал активно сниматься в кино. Играл он преимущественно небольшие характерно-комедийные роли и эпизоды, в которые вносил множество живых красок, был необычайно органичен и достоверен. Первой заметной киноработой актёра стала роль директора завода в фильме Иосифа Хейфица «Большая семья». В исполнении Коковкина руководитель большого предприятия получился мягким, человечным, с хорошим чувством юмора и самоиронией. Вслед за этой ролью последовал шлейф очень ярких и при этом совершенно разных персонажей: профессор Бабушкин в «Запасном игроке», деревенский лодырь и балагур Кочеток в «Крутых Горках», провинциальный мещанин Мокий Петрович в «Невесте», тыловая крыса и спекулянт Чернов в «Летят журавли», директор консерватории Денис Иванович в «Приходите завтра», народный заседатель Владимиров в «Карпухине». Большинство этих фильмов прозвучало в своё время, да и сейчас многие из них не сходят с телеэкранов, поэтому герои Коковкина всегда узнаваемы и любимы зрителем.
В жизни Борис Сергеевич был принципиальным человеком, твёрдо отстаивавшим своё мнение, имевшим индивидуальный взгляд на окружающие вещи и события. Конечно же, многим это не нравилось, особенно режиссёрам, с которыми актёр спорил, если считал их неправыми. Во многом из-за этого он долгие годы оставался на вторых позициях, не получил звания, хотя и состоял в общественных передовиках, был редактором внутренней театральной газеты. К счастью, актёр не страдал амбициями. Его разносторонняя натура позволяла ему реализоваться во многих творческих направлениях. Борис Сергеевич брал уроки у известного поэта Всеволода Александровича Рождественского, прекрасно писал стихи. В Гослитиздате даже был подготовлен сборник его стихотворений, выход которого не состоялся из-за начавшейся войны. Также Коковкин занимался переводами поэтических произведений с других языков, эпизодически публиковался в печати.
В силу возраста и смены поколений артистов Борис Коковкин стал менее востребован. Когда он понял, что особо ему надеяться не на что, решил уйти из театра по собственному желанию. Произошло это в 1974 году. Актёр некоторое время продолжал сниматься в кино, но и там предложений становилось всё меньше. В последний раз Коковкин появился на экране в 1980 году в дипломной работе студента режиссёрской мастерской Иосифа Хейфица Евгения Ставрова «Куст сирени», экранизации рассказа А.И. Куприна. Заключительный отрезок своей жизни Борис Сергеевич заполнял написанием стихов, увлечением фотографией. Скончался Коковкин через месяц после своего семидесятипятилетнего юбилея. Похоронен на Южном кладбище Санкт-Петербурга.
Сын Бориса Коковкина Сергей, как и он, стал артистом. Окончил Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского, курс Б.В. Зона, играл в Театре комедии, Театре имени Моссовета, состоялся как писатель и драматург. Дочь Елена окончила Ленинградский библиотечный институт имени Н.К. Крупской, работала в библиотеке Академии наук.
(По материалам с сайта «Всегда со мною» Алексея Тремасова)