русские актеры ссср мужчины фото
Как теперь выглядят эти знаменитые советские актёры
Советские фильмы влюбили в себя миллионы людей из разных поколений. Лица героев стали родными, а их реплики разлетелись на цитаты. И все благодаря трудам талантливых режиссеров и сценаристов, и, конечно же, актеров, которых помнят и любят по сей день. Давайте посмотрим на молодых культовых советских актеров в нашей ностальгической фотоподборке.
Екатерина Васильева
Валентина Талызина
Татьяна Кузнецова
Александр Калягин
Валентина Шарыкина
Юрий Назаров
Валентина Теличкина
Известные советские и российские актеры (80 фото)
Лучшие актеры российского кинематогрофа заставляют нас гордиться нашими добрыми и душевными фильмами. В этой подборке собраны лучшие известные советские и российские актеры.
Известный актер Известный российский актер
Фото задумчевого актера
Известный актер в белой кофте
Известный актер в желтой рубашке
Красивый молодой мужчина
Черно-белое фото галантного мужчины Знаменитый актер советских фильмов Владимир Коренев Серьезный взгляд мужчины Старая фотография актера
Известный актер в рубашке и галстуке
Актер в горчичном пиджаке Леонид Быков Знаменитый актер а голубом пиджаке Серьезный взгляд серьезного мужчины Актер известный в России Улыбающийся актер Цветная старая фотография актера Владимир Андреев Андрей Миронов
Известный актер российского современного кино
Улыбающийся актер Старая фотография знаменитого актера Известный актер в строгом костюме Галантный мужчина Известный актер в клетчатой рубашке
Самые-самые красивые мужчины-актеры советского кино 🕔 1 мин.
Наверное, есть дела более неблагодарные, чем составление рейтингов — но сходу так и не придумаешь. На особенно скользкую дорожку ступают составители различных топ-10, топ-20 и тому подобных ТОПов, когда пытаются расставить людей по красоте и ceкcуальности.
В СССР не было дефицита ни в красивых, ни в ceкcуальных актрисах, и такая же ситуация сложилась с советскими актерами-мужчинами, на которых хотели быть похожи большинство парней Союза, а женщины и девушки просто и откровенной влюблялись в Тихонова, Рыбникова или Михалкова.
Самые красивые актеры ССР в этом рейтинге, конечно, могут кому-то не нравиться, вот просто — вообще! Другие возмутятся, что в топ-20 нет их любимых Богатырева, например, или Абдулова, или какого-то другого известного и красивого актера.
Тем не менее, этот рейтинг появился, и, думаем, вам будет интересно его просмотреть. Чтобы хотя бы просто вспомнить красивых мужчин советского кинематографа, которые блистали на экране, вызывая восхищения всей аудитории большой страны.
(Список немного уточнен: в том смысле, что со времени первой публикации поста некоторые актеры, к сожалению, нас покинули…)
Олег Басилашвили (1934 г.р.)
Потомок грузинских царей, Олег Басилашвили, прославился благодаря съемкам в фильмах Эльдара Рязанова, который как-то пообещал снимать актера во всех своих фильмах.
Даже в «Иронии судьбы», где сам Басилашвили не снимается, есть эпизод с ним. Когда Надя поднимает со снега фото Ипполита, которого сыграл Юрий Яковлев, то мы видим на ней фото Басилашвили.
Актер сыграл множество ролей в театре и кино, от бесхарактерного переводчика Бузыкина в фильме Георгия Данелия «Осенний марафон» до Воланда в экранизации романа Булгакова Владимира Бортко.
Николай Рыбников (1930–1990)
Николай Рыбников — свой парень для каждого советского человека. Мало кто знает, но Рыбников обладал редким даром — умел мастерски пародировать чужие голоса.
Когда он учился во ВГИКЕ, в 1951 году, Рыбников залез в шкаф и зачитал голосом Левитана правительственное сообщение о снижении розничных цен. Студенты шутку Рыбникова оценили и встретили апплодисментами, но молодого актера за нее отчислили из института. Правда, потом восстановили.
Лучше всего Рыбникову удавались роли простых парней, рабочих, сталеваров, лесорубов. Такое амплуа принесло ему бешеную популярность среди простых советских женщин. А мужики его просто по-мужски уважали.
Игорь Костолевский (1948 г.р.)
Игоря Костолевского сегодня бы назвали «мажором» — он родился в семье начальника «Экспортлеса». В театре и кино за актером с благородной внешностью, бархатным голосом и хорошими манерами закрепилось амплуа героя-любовника, мелодраматического персонажа.
Однако карьера актера оказалась намного шире этого образа. Популярность Костолевскому принесла роль декабриста Анненкова в картине «Звезда пленительного счастья», роль разведчика в картине «Тегеран-43», множество разноплановых ролей актер сыграл и на театральных подмостках.
Евгений Жариков (1941–2012)
Евгения Жарикова большинство советских зрителей знало по роли милиционера Кондратьева, которую он исполнил в сериале «Рожденная революцией». Одной из первых ролей актера стала роль лейтенанта Гальцева в фильме Андрея Тарковского «Иваново детство», которую он сыграл ещё в годы учебы во ВГИКе. Тогда же он сыграл и роль обаятельного дипломата Вадима в фильме «Три плюс два», который стал одним из лидеров кинопроката.
В отличие от многих советских актеров, Евгений Жариков продолжал успешно сниматься в кино и после перестройки
Никита Михалков (1945 г.р.)
Никиту Михалкова знают все. Первую роль в кино он сыграл в 14 лет, в 18 стал известным, благодаря главной роли в фильме «Я шагаю по Москве». Михалков сыграл множество ролей, как режиссер стал лауреатом «Оскара» за фильм «Утомленные солнцем». Бесчисленные регалии мэтра можно перечислять бесконечно.
Несмотря на то, что Михалкова тоже можно условно отнести к «мажорам», своим привилегированным положением он не пользовался, служил в армии и даже был отчислен из Щукинского училища из-за съемок в кино.
Кахи Кавсадзе (80 лет)
Путь к славе Кахи Кавсадзе был тернист. Его отец, друг Сталина, во время войны попал в концлагерь, после возвращения на родину был репрессирован. Кахи с братом были признаны детьми «врага народа», их мать растила и воспитывала сыновей одна.
Несмотря на тяжелое детство, Кахи был верен своей мечте об актерской карьере. В 1959 году он oкончил Тбилисский театральный институт имени Шота Руставели. Всесоюзную известность ему принесла роль Абдуллы в фильме «Белое солнце пустыни». Роль обаятельного злодея стала ключевой в его актерской карьере. Ещё одной заметной ролью Кавсадзе стал Дон-Кихот в экранизации 1988 года.
Владимир Талашко (1946 г.р.)
Советский актер Владимир Талашко стал актером Донецкого музыкально-драматического театра без специального образования, попал туда буквально с улицы — режиссер театра заметил Талашко в Москве на одном из конкурсов самодеятельности. Родители были против актерской карьеры сына.
Первую серьезную роль в кино — матроса Огнивцева — он сыграл в 1969 году, в картине Николая Мащенко «Комиссары». После этого у Талашко было множество ролей, от старшего лейтенанта Скворцова в блокбастере «В бой идут одни старики» до Неда Ленда в «Капитане Немо».
Михаил Боярский (1949 г.р.)
Михаил Боярский начинал как «король массовки», но умел при этом сделать даже маленькую роль интересной и запоминающейся. В театральный он поступил благодаря музыкальному образованию — родители актера хотели сделать из сына музыканта. В итоге Боярский стал и музыкантом и актером.
Известность ему принесли роли в фильмах «Соломенная шляпка» и «Старший сын», суперзвездой он стал после картины «Собака на сене», а супермегазвездой после роли в «Трех мушкетерах». Образ д’Артаньяна, созданный Боярским, до сих пор считается одним из самых ярких в экранизациях романа Дюма.
Борис Хмельницкий (1940–2008)
В Щукинское училище (после провальной попытки поступить во ВГИК) Борису Хмельницкому удалось поступить благодаря другу семьи Вольфу Мессингу. Борис заикался, и даже уже во время учебы в «Щуке» некоторые экзамены ему разрешали сдавать письменно.
Прославился актер своими ролями в Тетаре на Таганке, где его за доброту и отзывчивость называли Бэмби. Хмельницкий стал известен не только как актер, но и как автор музыки к театральным постановкам и фильмам — музыкальное образование не прошло даром.
После смерти Владимира Высоцкого Борис Хмельницкий стал организатором ежегодных вечеров его памяти, постоянно выступал с концертами. Именно благодаря Хмельницкому, у Петровских ворот Высоцкому был поставлен памятник.
В кино Борис Хмельницкий начал сниматься в 1966 году. Первая его роль — поэт-солдат в фильме Леонида Осыки «Кто вернется — долюбит».
Кроме съемки в отечественных картинах, Борис Хмельницкий сыграл в американском фильме «Бегущий по льду» и в итальянском фильме «Джонатан — друг медведей».
Владимир Коренев (1940 г.р.)
Владимир Коренев стал настоящим ceкc-символом СССР после роли Ихтиандра в фильме «Человек-амфибия». На тот момент актеру был 21 год, но актерскую стезю он выбрал намного раньше — играл в драмкружке, которым руководил актер Русского драматического театра Иван Россомахин. Драмкружок был непростым — его постановки показывали не только на любительской, но и на профессиональной сцене.
После успеха в «Человеке-амфибии» к актеру пришла популярность. В 1961 году он пришёл в труппу Московского драматического театра имени Станиславского, куда его пригласил Михаил Михайлович Яншин, руководивший театром в то время. С тех пор Владимир Коренев — ведущий артист этого театра.
Николай Черкасов (1903–1966)
Николай Черкасов, выдающийся советский актер, стал популярен как актер, сыгравший Александра Невского и Ивана Грозного. Он является единственным актёром, чьё лицо запечатлено на ордене. Сталин лично выбрал и утвердил портрет Черкасова для одной из высших государственных наград — советского ордена Александра Невского.
Во время съёмки фильма «Иван Грозный», после того как был отснят тот или иной кадр и прозвучала команда режиссёра «Стоп!», исполнявшему роль царя Черкасову было очень трудно сразу остановиться и замолчать, и он постоянно какое-то время продолжал играть.
Эйзенштейн пытался уговорить Черкасова не тратить энергию впустую, но не мог. В итоге он смонтировал фильм «Захваты после „стоп“, или Куда идет творческая энергия народного артиста».
Петр Глебов (1915–2000)
Слава пришла к Петру Глебову после роли в экранизации романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Первую свою роль, выходящую за рамки эпизода, он сыграл в небольшом антиалкогольном фильме-плакате «Я ничего не помню».
Свою самую главную роль Петр Глебов получил, можно сказать, случайно — на кастинг его привел приятель, актер Александр Шворин. Сначала Глебов пробовался на другую роль, но его сперва заметил Герасимов, а затем с восторгом одобрил сам Михаил Шолохов.
Сергей Столяров (1911–1969)
Главный сказочный герой советского кино, Сергей Столяров стал всесоюзно известным после выхода картины «Цирк». Актер буквально стал идеалом молодого советского человека. Образ Сергея Столярова был взят за основу при создании скульптуры рабочего в знаменитой композиции Мухиной «Рабочий и колхозница».
Благодаря тому же фильму нашлись после 18 лет неизвестности его мать и брат Роман. Герой «Цирка» Иван Мартынов принёс с экрана в жизнь песню «Широка страна моя родная», ставшую вторым гимном СССР.
У Столярова было героическое амплуа. Как сказочный герой он стал известен и за границей. Фильм Птушко «Садко», в котором Столяров сыграл заглавную роль, совершил своеобразный прорыв в мировой кинематограф. Его успех высоко оценили в Венеции, где ему присвоили приз «Серебряный лев».
Петерис Гаудиньш (1954 г.р.)
Петерис Гаудиньш стал всесоюзно известным после главной роли в фильме «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Этот фильм, открывший целую плеяду артистов, породил в СССР культ рыцарства, а латвийский актер стал мечтой советских девушек.
Олег Стриженов (1929 г.р.)
Олег Стриженов своими яркими ролями заслужил звание одного из самых романтических героев советского кино.
Стриженов стал известен после главных ролей в фильмах «Овод» (1955) и «Сорок первый» (1956). После них он стал очень популярным. Многие критики того времени называли его не иначе как «советским Жераром Филипом». Француз, исполнитель роли Фанфана-Тюльпана, тогда был идолом мирового экрана.
Следующей удачной ролью актера стал Афанасий Никитин в совместном советско-индийском фильме «Хождение за три моря» (1958). Потом последовали запоминающиеся работы актера в фильмах «Капитанская дочка», «Белые ночи», «Оптимистическая трагедия», «Третья молодость».
Николай Олялин (1941–2009)
Николай Олялин дебютировал в кино в роли лётчика-истребителя Николая Болдырева (фильм «Дни лётные», вышедший на экраны в 1966 году). Через год его пригласил режиссёр Юрий Озеров, на одну из ведущих ролей в киноэпопее «Освобождение».
Роль капитана Цветаева принесла Николаю Олялину всесоюзную известность. После выхода картины с Олялиным хотел выпить каждый советский мужчина, а самого актера, не служившего в армии, фронтовики принимали за своего.
Однако Олялин не стал актером одной роли, его талант был многогранен. Артист мог блестяще сыграть и «мирового парня» — простого водителя «БелАЗа» из одноименного фильма, и белогвардейского генерала Врангеля из телесериала «Берега в тумане».
Олег Видов (1943–2017)
Олег Видов — один из самых ярких актеров советского кино. После окончания ВГИКа он начал активно сниматься в кино и получил популярность, как исполнитель ролей благородных красавцев.
С 1967 года по 1969 год Видов снимался в югославско-американо-итальянском фильме «Битва на Неретве», а также в других югославских фильмах. В 1970 году снялся в фильме «Ватерлоо» Сергея Бондарчука.
Он стал одним из немногих советских актеров, у кого сложилась и западная актерская карьера. Видов снимался в европейских фильмах и сериалах, в 1985 году уехал в США. В 1989 году актер женился на Джоан Борстен. Ими была создана фирма «Films by Jove».
Александр Абдулов (1953–2008)
Сниматься в кино Абдулов стал с начала 1970-х. Его дебют состоялся в 1974 году, когда он, будучи ещё студентом, сыграл эпизодическую роль морского пехотинца Козлова в фильме Михаила Пташука «Про Витю, про Машу и морскую пехоту». В общей сложности актер снялся в 112 фильмах.
Всесоюзная популярность пришла к нему после съемок в картине Марка Захарова «Обыкновенное чудо». Абдулов был актером широкого диапазона. Снимался и в комедиях, и в драмах, и в детективах, и в исторических лентах. Их с Ириной Алферовой называли самой красивой парой советского кино.
Василий Лановой (1934 г.р)
Василий Лановой — один из самых ярких советских актеров. Практически каждая его роль становилась событием. Самыми яркими были роли в картинах «Алые паруса», «Офицеры», «Семнадцать мгновений весны», «Дни Турбиных». По опросам журнала «Советский экран» фильм «Офицеры» был назван фильмом года, а Василий Лановой — лучшим актёром 1971 года.
Вячеслав Тихонов (1928–2009)
Вячеслава Тихонова большинство знают как Штирлица, но кроме главной роли в сериале Лиозновой, актер создал ещё множество разноплановых ролей — учителя Мельникова в фильме «Доживем до понедельника», Андрея Болконского в картине «Война и мир» Сергея Бондарчкука. В 1978 году Тихонов даже сыграл в комедийном фильме «По улицам комод водили».
С середины 90-х Вячеслав Тихонов все реже снимался в кино. Одна из последних его работ — слепой ветеран войны Моргулис в драме Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Советские актёры (чтобы люди помнили. )
Но он унижен и забыт,
И заедает сразу быт,
И будут ли ещё снимать,
А деньги где, скажи, достать?
Забыты званья, ордена,
Другие в моде имена,
Но он не мелкий эгоист,
Его величество, артист!»
(© Марк Львовский)
БИОГРАФИИ АКТЕРОВ расположены в алфавитном порядке
ВИДЕО расположено в алфавитном порядке
Советские актёры (чтобы люди помнили. ) запись закреплена
Всеволод Ларионов
11 сентября 1928, Москва — 8 октября 2000
Советский и российский актёр театра и кино.
Народный артист РСФСР (1978)
Показать полностью.
Всеволод Ларионов родился 11 сентября 1928 года в Москве, в семье Дмитрия Васильевича
Ларионова и актрисы Татьяны Алексеевны Фохт — внучатой племянницы А. Б. Фохта
и М. С. Сухотина.
Окончил Театральное училище при Театре им. Ленинского комсомола в 1950 году, после чего был принят в его труппу. Его мать приходилась (по линии Венкстернов) двоюродной племянницей Софье Гиацинтовой, возглавлявшей этот театр.
Сниматься в кино Всеволод Ларионов начал ещё будучи подростком — дебютировал в заглавной роли Дика Сенда в приключенческом фильме «Пятнадцатилетний капитан».
Вмиг став популярным киноактёром, он вскоре появился в картинах «Крейсер «Варяг», «Пржевальский», «Серебристая пыль». Причём, вскоре Ларионов перешёл преимущественно на отрицательные роли.
Однако в конце 1950-х годов актёр исчез с экранов. В этот период он окончил театроведческий факультет ГИТИСа, получив второе высшее образование. В кино Ларионов вернулся в конце 1970-х годов, с блеском сыграл Фёдора Николаевича в «Сибириаде», Ушакова в «Демидовых», судью Белса в «Доме, который построил Свифт», инквизитора в «Осаде Венеции», второго мужа в «Очах чёрных», Крюкова в сериале «Горячев и другие», полковника Гаврилова в «Русской певице». Лучшей работой Всеволода Ларионова признана роль Сергея Дягилева в фильме «Анна Павлова».
Помимо игры в театре и кино, Ларионов озвучивал многочисленные мультфильмы(«38 попугаев» и др.) и фильмы (его голосом говорили Пьер Ришар в фильмах «Игрушка», «Высокий блондин в чёрном ботинке», «Возвращение высокого блондина», Ален Делон в фильме «Зорро», Даниэль Ольбрыхский в фильме Ежи Хоффмана «Потоп» и др.).
Солидную часть своей жизни Всеволод Дмитриевич прожил на «Динамо» в доме 25а по Петровско-Разумовскому проезду. Он никогда не чурался соседей и близких ему людей. Был скромен и сентиментален в отношении людей, которые не были ему родными, но знали его как «дядю Севу».
Будучи народным артистом, Всеволод Дмитриевич всегда добирался на Гостелерадио (где участвовал в программе «С добрым утром!») общественным транспортом, и многие пассажиры автобуса, следующего по маршруту до метро «Динамо», улыбаясь, просили его передать за проезд 5 копеек.
Жена Всеволода Ларионова, актриса «Ленкома» Галина Матвеева, сыграла немало ролей на сцене, но в кино не снималась. «Обыкновенное чудо» Дети Всеволода Дмитриевича и Галины Ивановны – единственная дочь Екатерина. Она не стала продолжательницей семейных театральных традиций, а работала переводчицей, окончив после школы институт иностранных языков.
Ушёл из жизни после тяжёлой болезни (ему был поставлен диагноз «рассеянный склероз») 8 октября 2000 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Советские актёры (чтобы люди помнили. ) запись закреплена
Галина Дёмина
5 декабря 1925, Нижний Новгород —
— 8 октября 2005, Москва
Советская и российская актриса.
Показать полностью.
Народная артистка России (1996).
В детстве с сестрой устраивала домашний театр. Во время Великой Отечественной войны Галина работала в госпитале и делала первые шаги на арене в эстрадно-цирковом училище.
В 1944 году поступила в студию при Горьковском театре драмы имени Горького, а в 1947 году окончив обучение, была принята в труппу театра.
В театре она начинала как травести.
В 1971 году горьковчане приехали на гастроли в Москву, где в спектакле «Моё сердце с тобой» Галину Дёмину в роли Настасьи увидел режиссёр Борис Равенских и пригласил на работу в Малый театр.
Особое место в творчестве актрисы занимали роли в пьесах А. Н. Островского. Последний раз на сцену Малого театра Галина Яковлевна выходила 6 октября 2005 года в роли Анфисы Тихоновны в спектакле «Волки и овцы».
Скончалась 8 октября 2005 года в Москве. Похоронена в Москве на Перепечинском кладбище.
Советские актёры (чтобы люди помнили. ) запись закреплена
В октябре 1991 года на экраны страны вышел фильм «Умирать не страшно»
************************
Трагическая история семьи русских интеллигентов, репрессированной в 1935 году. Ксению, мать малолетних детей, принуждают стать осведомителем. Несмотря на угрозы и откровенные издевательства, она отказывается и, тем самым, выносит себе приговор.
Показать полностью.
Советские актёры (чтобы люди помнили. ) запись закреплена
Родился 8 октября 1951 года в Донецкой области.
Ушел из жизни 25 мая 2014 года.
1980 Неоконченный урок :: Андрей Сергеевич Леонов :: главная роль
1977 Хочу быть министром :: Сережа Вандышев :: главная роль
Советские актёры (чтобы люди помнили. ) запись закреплена
Сергей Кулагин
8 октября 1914 — 15 июня 1981
Советский актёр театра и кино
Заслуженный артист РСФСР (1969).
Показать полностью.
Родился Сергей Кулагин 8 октября 1914 года. О его семье ничего не известно, сам актер никогда не говорил о родителях, но упоминал, что его малая родина – Сибирь.
Именно там прошло детство Кулагина, который в начале 30-х годов приехал покорять Москву и поступил в школу-студию при Центральном театре Красной Армии.
Окончил он ее в 1936 году и настолько впечатлил руководство ЦТКА, что был зачислен в труппу театра. Внешность у Сергея Кулагина была действительно выдающейся – высокий, статный, с благородно вьющимися волосами.
В этом человеке чувствовалась порода, поэтому в театре ему доставались роли аристократов либо чиновников, военных и пиратов.
Бальзаминов и Кутузов, Сильвер из «Острова сокровищ» и Тебако из «Учителя танцев» – Кулагин легко перевоплощался в своих героев и был настолько убедителен, что в течение многих лет неизменно получал главные роли.
Лишь с возрастом, когда выяснилось, что актер страдает сахарным диабетом, в театре постарались уменьшить нагрузку для Кулагина. Но он отстоял свое право выходить на сцену в любимых образах, которые так нравились зрителю.
В кино Сергей Кулагин дебютировал в 1940 году, сыграв военнослужащего в фильме «Любимая девушка». Роль была эпизодической и совершенно невыразительной, однако актер не терял надежды раскрыться на экране.
Последующие попытки работы на съемочной площадке не увенчались особым успехом: в течение многих лет Кулагин получал лишь «проходные» роли, которые нередко даже не указывались в титрах.
Тем не менее, даже нескольких мгновений на экране хватало, чтобы этого человека запомнили зрители.
Так было с фильмом «Берегись автомобиля», где Сергей Кулагин виртуозно перевоплотился в директора пивной, и с фильмом «Легенда о Тиле», в котором толстый монах в исполнении этого актера вызывал у публики гомерический смех.
Всего снялся в 16 фильмах.
В 1966 году он сыграл одного из главных персонажей в фильме «Три толстяка», а в 1969 – купца Грибова в «Сюжете для небольшого рассказа». Кроме этого, актер мастерски исполнил эпизодические роли в одном из выпусков киножурнала «Фитиль» и в телесериале «Следствие ведут знатоки».
Несмотря на очевидный успех, Сергей Кулагин не особо стремился попасть на экраны и часто отказывался от съемок, если в это время был занят в интересных театральных постановках.
Театр он считал единственным настоящим искусством и не хотел менять его на деньги.
Поэтому среди коллег этот актер слыл человеком со странностями, который упускает массу возможностей для самореализации. Мало кто мог поверить, что кинематограф интересовал этого человека гораздо меньше театра.
Сергея Кулагина считали человеком сдержанным и замкнутым, который на публике мог изобразить весельчака или же при необходимости стать душой компании.
О его личной жизни, в которой не было скандалов и сенсаций, знали лишь самые близкие люди. Этот человек почти 40 лет был женат на женщине по имени Лидия, которая не имела никакого отношения к искусству.
С возрастом у актера еще более ухудшилось здоровье, 15 июня 1981 года артиста не стало.
Похоронен на Ваганьковском кладбище (36 уч.).
1979 Следствие ведут Знатоки :: гость
1976 Легенда о Тиле :: толстый монах
1976 Иван Федорович Шпонька и его тетушка (фильм-спектакль) :: Григорий Григорьевич Сторченко
1973 Дон Паскуале (фильм-спектакль) :: Малатеста
1970 Посланники вечности
1969 Сюжет для небольшого рассказа | Lika, le grand amour de Tchekov :: купец Грибов
1966 Три толстяка :: 1-ый толстяк
1966 Берегись автомобиля :: директор пивной
1965 Фитиль (короткометражный)
1961 Укрощение строптивой (фильм-спектакль) :: Грумио
1961 В начале века :: жандарм
1961 Битва в пути :: снабженец
1953 Великий воин Албании Скандербег | Great Warrior Skanderbeg, The | Skënderbeu (СССР, Албания) :: Хасан-бей
1953 Беззаконие (короткометражный) :: сосед Мигуева
1946 Глинка :: сановник
1940 Любимая девушка :: Петр Иванович
Советские актёры (чтобы люди помнили. ) запись закреплена
Советский актёр театра и кино
Показать полностью.
Борис Коковкин родился в Петровск-Порте (с 1921 года – Махачкала). Его родители выходцы из села Рождествено Саратовской губернии. Отец Сергей Яковлевич Коковкин в юношеские годы занимался крестьянством, затем служил в старой русской армии. После демобилизации работал в кооперативных организациях, позднее снова служил в армии. Мать Елизавета Тихоновна Коковкина (в девичестве – Грачёва) занималась домашним хозяйством и воспитанием четверых детей – Антона, Виктора, Бориса и Галины.
Вскоре после рождения Бориса Коковкины переехали во Владикавказ, к месту нового назначения Сергея Яковлевича. Там мальчик пошёл в гимназию, однако проучился в ней недолго. Вскоре после наступления советской власти она была реорганизована в школу-девятилетку № 4, которую Коковкин и окончил в 1928 году. За год до этого он начал принимать участие в качестве статиста в спектаклях Владикавказского городского театра и буквально заболел сценой. В 1929 году Борис Коковкин отправился в Ленинград, где проживал его старший брат Виктор, и поступил на актёрское отделение Ленинградского техникума сценических искусств. Постигал азы актёрской профессии он не только в учебных классах, но и на сцене Большого драматического театра, в котором проходил стажировку. Когда же в 1932 году Коковкин получил диплом драматического артиста, то уехал по распределению в Днепропетровск, в местный городской театр. Там он успел сыграть две роли в пьесах А.Н. Островского – Голутвина в «На всякого мудреца довольно простоты» и Васю в «Талантах и поклонниках», после чего вернулся в Ленинград. Сначала один сезон служил в Театре комедии, затем перешёл в Театр юного зрителя, где познакомился с Борисом Вульфовичем Зоном. Когда в 1935 году Зон создал Новый ТЮЗ и стал его руководителем, Борис Коковкин занял место одного из ведущих артистов этой труппы. Там он сыграл Добчинского в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Аммельбаха в «Продолжение следует» А.Я. Бруштейн, Далецкого в «Музыкантской команде» Д. Дэля, Собаньского в «Борисе Годунове» А.С. Пушкина, В.И. Ленина в «Большевике» Д. Дэля и других. Актёр неоднократно играл в пьесах Е.Л. Шварца, был первым исполнителем роли Короля в «Снежной королеве».
Работая в Новом ТЮЗе, Борис Коковкин обрёл не только творческую удовлетворённость, но и личное счастье. Там он познакомился с актрисой Елизаветой Сергеевной Полозовой (1913–1998), ставшей его женой. В 1938 году в их семье появился первенец Сергей, впоследствии повторивший путь своих родителей. Ну а тогда, спустя три года после его рождения, началась война. Вместе с театром Коковкины отправились в эвакуацию в Новосибирск, перенесли все тяготы военного времени. Борис Сергеевич выступал в составе актёрских фронтовых бригад, своим искусством поддерживал дух бойцов. Там же, в Новосибирске, в 1944 году, у Коковкина и Полозовой родилась дочь Елена. В обновлённом семейном составе они вскоре вернулись в Ленинград, где обнаружили свою довоенную квартиру занятой другими людьми. Коковкиным ничего не оставалось как поселиться в одном из номеров гостиницы «Англетер» и прожить там целых два года до получения новой жилплощади. И если этот вопрос был худо-бедно решён, то к нему неожиданно добавился новый, более существенный. В 1945 году, как гром среди ясного неба, пришло постановление правительства о закрытии Нового ТЮЗа. Вся тюзовская труппа осталась без творческого крова. Большая её часть перешла в состав Ленинградского драматического театра (с 1959 года – имени В.Ф. Комиссаржевской), в том числе Коковкин и Полозова. Не для каждого из них вхождение в новый театральный дом стало удачным. Елизавета Полозова продержалась там всего несколько сезонов, после чего ушла в кукольный театр Ленконцерта. Борис Коковкин, наоборот, быстро вошёл в обойму ведущих актёров труппы, был плотно задействован в репертуаре. Режиссёры ценили его многогранность, способность перевоплотиться в представителя любой эпохи, национальности и социальной принадлежности, поэтому охотно доверяли ему самые разные роли. Коковкиным были сыграны: Карел Кратов («Сто миллионов» В.Н. Собко и Б.А. Балабана), Неджми («Чудак» Н. Хикмета), В.И. Ленин («Светите, звёзды» И.К. Микитенко), Пинегин («Август» А.А. Галича), адвокат Бочковой («Воскресение» по роману Л.Н. Толстого), Кирилл Максимович Зубарев («Дикарка» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва), Лосев («После свадьбы» Д.А. Гранина), Иван Семёнович Воронков («Безупречная репутация» М.И. Смирновой и М.И. Крайндель), Сантос («Дом синьора Антонио» П.К. Магну), Стеннард («Мятеж неизвестных» Г.А. Боровика), Городулин («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского), Бегляр и Герасиме («Если бы небо было зеркалом…» Н.В. Думбадзе и Г. Лордкипанидзе), епископ Кентерберийский («Принц и нищий» М. Твена), Поташов («Метель» Л.М. Леонова), Иосиф Джакели («Не беспокойся, мама. » Н.В. Думбадзе), шериф («Продавец дождя» Н.Р. Нэша) и другие.
Параллельно театральной деятельности с 1949 года Борис Коковкин начал активно сниматься в кино. Играл он преимущественно небольшие характерно-комедийные роли и эпизоды, в которые вносил множество живых красок, был необычайно органичен и достоверен. Первой заметной киноработой актёра стала роль директора завода в фильме Иосифа Хейфица «Большая семья». В исполнении Коковкина руководитель большого предприятия получился мягким, человечным, с хорошим чувством юмора и самоиронией. Вслед за этой ролью последовал шлейф очень ярких и при этом совершенно разных персонажей: профессор Бабушкин в «Запасном игроке», деревенский лодырь и балагур Кочеток в «Крутых Горках», провинциальный мещанин Мокий Петрович в «Невесте», тыловая крыса и спекулянт Чернов в «Летят журавли», директор консерватории Денис Иванович в «Приходите завтра», народный заседатель Владимиров в «Карпухине». Большинство этих фильмов прозвучало в своё время, да и сейчас многие из них не сходят с телеэкранов, поэтому герои Коковкина всегда узнаваемы и любимы зрителем.
В жизни Борис Сергеевич был принципиальным человеком, твёрдо отстаивавшим своё мнение, имевшим индивидуальный взгляд на окружающие вещи и события. Конечно же, многим это не нравилось, особенно режиссёрам, с которыми актёр спорил, если считал их неправыми. Во многом из-за этого он долгие годы оставался на вторых позициях, не получил звания, хотя и состоял в общественных передовиках, был редактором внутренней театральной газеты. К счастью, актёр не страдал амбициями. Его разносторонняя натура позволяла ему реализоваться во многих творческих направлениях. Борис Сергеевич брал уроки у известного поэта Всеволода Александровича Рождественского, прекрасно писал стихи. В Гослитиздате даже был подготовлен сборник его стихотворений, выход которого не состоялся из-за начавшейся войны. Также Коковкин занимался переводами поэтических произведений с других языков, эпизодически публиковался в печати.
В силу возраста и смены поколений артистов Борис Коковкин стал менее востребован. Когда он понял, что особо ему надеяться не на что, решил уйти из театра по собственному желанию. Произошло это в 1974 году. Актёр некоторое время продолжал сниматься в кино, но и там предложений становилось всё меньше. В последний раз Коковкин появился на экране в 1980 году в дипломной работе студента режиссёрской мастерской Иосифа Хейфица Евгения Ставрова «Куст сирени», экранизации рассказа А.И. Куприна. Заключительный отрезок своей жизни Борис Сергеевич заполнял написанием стихов, увлечением фотографией. Скончался Коковкин через месяц после своего семидесятипятилетнего юбилея. Похоронен на Южном кладбище Санкт-Петербурга.
Сын Бориса Коковкина Сергей, как и он, стал артистом. Окончил Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского, курс Б.В. Зона, играл в Театре комедии, Театре имени Моссовета, состоялся как писатель и драматург. Дочь Елена окончила Ленинградский библиотечный институт имени Н.К. Крупской, работала в библиотеке Академии наук.
(По материалам с сайта «Всегда со мною» Алексея Тремасова)