руми джалаладдин стихи о жизни
Стихи о Боге Джалал ад-Дина Руми
Мавлана Джалал ад-Дин Мухаммад Руми (1207-1273), поэт-суфий. Чем он так привлек меня? Наверное, в первую очередь своей искренней верой и бесконечной любовью к Единому Богу, пониманием того, что нет одной-единственной истинной религии: все они ведут к Нему. Когда Руми умер, заупокойные службы проводились в мечетях, синагогах и христианских храмах.
Шамс ад-Дин Табриз, 1502-04
О люди всех эпох и мест, что о себе скажу я вам.
О люди всех эпох и мест, что о себе скажу я вам?
Моя религия – не Крест, не Иудейство, не Ислам.
Я все стихии перерос, я вышел из-под власти звезд,
Юг, север, запад и восток – не для меня, не здесь мой Храм!
Твердь и вода, огонь и дух – к их мощным зовам слух мой глух,
Я тотчас всё, чего достиг, за новую ступень отдам!
Не страшен мне горящий ад, не жажду райских я наград,
Я узы крови развязал – и я не сын тебе, Адам!
Я – вне событий и имен, я превозмог закон времен,
Я в каждом встречном воплощен – и неподвластен я годам!
Во множестве провижу я Одно – Единство Бытия,
И слово Истины живой читаю я не по складам!
Я жажду в мире одного – Возлюбленного своего:
Лишь вечно видеть бы Его – и по Его идти следам!
Шамс! От любви и от вина всегда душа твоя пьяна:
Давай же славу воздадим сим, лучшим на земле, плодам.
О молящиеся! Бога не вмещает небосвод…
О молящиеся! Бога не вмещает небосвод:
Осознайте и поймите – Бог всесильный в вас живет!
Вы – свидетельство о Боге, цель и замысел Творца,
Вы – священного Корана воплощенье и оплот!
Вы – стиха святого буквы, только в целом этот стих
Лицемерный толкователь не осмыслит, не поймет!
В вас – поток бессмертной жизни, ваши души не умрут,
Вы – престол Живого Бога посреди земных красот!
Вы Творца найти хотите, а ведь Он – у вас в душе,
Мысль высокую Аллаха – облик ваш передает!
Чтобы в сердце, как в зерцале, отразился Божий Лик,
С сердца ржавчину сотрите мелких, низменных забот!
Пусть в омытых ваших душах навсегда, как у Руми,
В цветнике любви сердечной образ Друга расцветет.
Он был именно там
Крест испытал я и христиан, до самых глубин дошел.
Тщетно искал. На кресте Его нет. Там я Его не нашел.
В храме индусском я побывал, в пагоде древней искал.
В них я опять не нашел и следа. Вновь не туда попал.
В плато Герата и Кандахар вглядывался в упор.
Нет Его здесь ни в долинах рек, ни на вершинах гор.
Без колебаний путь проложил к пику мифической Каф.
Там на вершине видел гнездо сказочной птицы Анка.
В Мекку добрался, в Каабе искал. Не было там Его.
У Авиценны спросил, но о Нем философ не знал ничего.
В сердце свое обратил я взор. Тут только понял сам:
Места другого нет для Него. Он был именно там.
Я это Ты
Я – пылинка в солнечном луче
И целое солнце.
К пыли я говорю, замри;
Солнцу – двигайся вечно.
Я – утренний туман
И вечерний бриз.
Я – ветер в кронах рощи
И волны у края утёса.
Я – мачта, кормило, киль и кормчий
И риф, о который разбился корабль.
Я – дерево и попугай в его ветвях;
Молчание, мысль и голос;
Вздох музыки через флейту;
Искры кремня и блеск метала;
Две свечи и шальной мотылёк,
Что среди них танцует;
Роза и соловей,
Изнемогающий в благоухании.
Я – ось мирозданья и кольца галактик;
Пытливый ум, стремящийся к небу
И в бездну летящий.
Я – всё сущее и ничто.
Ты, кто знает Джелаледдина,
Ты, единственный,
Скажи, кто я?
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Маша! Нет слов…
Только дрожь от огромности, бесконечности, понимания
…и одновременно… Не знаю, как сказать… При всем приятии и понимании — как трудно все это вместить в себя. Вместить в том объеме бесконечности, которая сквозит в каждом слове…
Вот тебе и богатый язык! Не знаю, смогла ли объяснить свое состояние…
Лена, я знала что тебе понравится! Руми — необыкновенный поэт, необыкновенный человек. Он действительно вне слов, то, что чувствуешь, когда читаешь эти строки, отзывается в тебе самой. И это — выше любого слова.
Еще раз спасибо! Можно я включу Руми в список поэтов-стихотворений? Такое не знать просто непростительно!
Конечно! Просто… думаю, ты поняла, почему я не хотела участвовать в эстафете.
Да, это мы с тобой давно уже оговорили. Я не в обиде. Да, собственно, и не очень умею.
В вопросах выбора я, как профессор Преображенский:
— Вы что не сочувствуете немецким (?) детям?
— Сочувствую!
— Что полтинника жалко?
— Нет.
— Так почему.
— НЕ ХОЧУ!
Умея не хотеть, научившись отказываться (за редким исключением), я очень уважаю чужое «не хочу». Без объяснений)))
Рада, что ты меня поняла 🙂 А стихи действительно удивительные. Я буду рада, если они затронут сердца других.
Маша, меня тронули эти стихи! И миниатюра восточная, очень их люблю.
Мировоззрение Руми мне близко, суфистов уважаю.
Машунь, меня тоже! Помню, когда готовилась к кандидатским экзаменам по философии, у нас было несколько вопросов по суфийской философии. Я была под таким впечатлением! Ничем другим заниматься не могла!
Думаю, что они не могут не тронуть (два не для усиления эффекта). Обязательно включу в список. И, надеюсь, не только в список. В самое ближайшее время. А пока буду собираться на работу. Срочно вызвали. Пропал выходной!((
С другой стороны, что не делается…. Все к 🙂
Сто лет не видела тебя не слышала!
Где пропадала?
Руми джалаладдин стихи о жизни
Тот, кто в тебе нашел счастье — Твой. Все остальные гости…
Это очень тонкое понятие:
все, что вы любите и есть вы.
Всевышний отвечает тремя способами. Говорит « да» и дает, что ты хотел. Говорит « нет» и дает то, что лучше. Говорит « потерпи» и дает самое лучшее.
Попробуйте не сопротивляться изменениям, которые приходят в вашу жизнь.
Вместо этого, пусть жизнь живёт через вас. И не волнуйтесь, что она переворачивается вверх дном. Откуда вы знаете, что жизнь, к которой вы привыкли лучше, чем та, которая настанет
Есть голос, который не использует слов. Слушай.
Самое худшее одиночество — это остаться среди тех, кто не понимает тебя.
Когда беды наваливаются на тебя один за другим, когда они доводят тебя до невыносимого состояния, только не сдавайся! Потому что это точка, где поменяется ход событий.
Я встречал много людей, у которых не было одежды.
Я встречал много одежд, внутри которых не было людей
«Тот, кто в тебе нашел счастье – твой. Все остальные — гости».
Будь либо так близко, чтобы тебя могли удержать, либо далеко,
чтобы тебя могли забыть.
Мир так наполнен, что слова пусты…
То, что ты ищешь, тоже ищет тебя…
Поймешь ли ты, который сыт всегда,
Что иногда с людьми творит нужда?
О набожном воре и садовнике
Бродяга некий, забредя в сады,
На дерево залез и рвал плоды.
Тут садовод с дубинкой прибежал,
Крича: «Слезай! Ты как сюда попал?
Ты кто?» А вор: «Я — раб творца миров —
Пришел вкусить плоды его даров.
Ты не меня, ты бога своего
Бранишь за щедрой скатертью его».
Садовник, живо кликнув батраков,
Сказал: «Видали божьих мы рабов!»
… показать весь текст …
На красоту приятно нам взглянуть,
Но всё ж не красота важна, а суть.
Что красота? Она, увы, мгновенна.
Лишь наша сущность вечна и нетленна.
В жизни, длиною в полвздоха, не планируй ничего, кроме любви.
«Если ты однажды попадёшь в большую беду, не обращайся к Всевышнему со словами: «О Всевышний, у меня большая беда». Скажи беде: «У меня Великий Всевышний».»
У кого большая любовь, у того большое испытание.
Жизнь без Любви не имеет смысла; любовь — Вода Жизни, пей же её и сердцем,
и душой.
Руми джалаладдин стихи о жизни
Любящие не встречаются, они с самого начала друг в друге.
В то время как разум видит только границы, Любовь знает тайные пути…
Боль существует только в сопротивлении,
Радость — только в принятии.
Даже события, наполненные болью,
Становятся радостными,
Когда мы принимаем их с открытым сердцем;
Даже события, наполненные радостью,
Превращаются в болезненные,
Если мы не принимаем их.
Нет такой вещи, как плохой опыт…
Есть просто сопротивление тому, что есть.
Спор Грамматика С Кормчим
Однажды на корабль грамматик сел ученый,
И кормчего спросил сей муж самовлюбленный:
«Читал ты синтаксис?» — «Нет», — кормчий отвечал.
«Полжизни жил ты зря!»-ученый муж сказал.
Обижен тяжело был кормчий тот достойный,
Но только промолчал и вид хранил спокойный.
Тут ветер налетел, как горы, волны взрыл,
И кормчий бледного грамматика спросил:
«Учился плавать ты?» Тот в трепете великом
Сказал: «Нет, о мудрец совета, добрый ликом».
… показать весь текст …
Как бы капля не философствовала,
Море останется морем.
А что до мысли…
От ее игры порой зависят целые миры.
Бог дарует тебе то, что ты жаждешь. Ты станешь тем, к чему направлены твои устремления, ибо « птица летает с помощью крыльев, а верующий летает благодаря своим устремлениям».
Ваше дело — не искать любовь,
а лишь искать и находить барьеры
внутри себя, те самые, что вы воздвигли, чтобы от нее укрыться.
Тишина — язык Бога, все остальное — плохой перевод.
Закрой дверь языка и открой окно любви.
На самом деле, моя душа и твоя душа — одно.
Ты появляешься во мне, я — в тебе.
Мы прячемся друг в друге.
Внутреннюю грязь невозможно смыть водой, а можно лишь слезами.
Всему, что зрим, прообраз есть, основа есть вне нас,
Она бессмертна — а умрет лишь то, что видит глаз.
Не жалуйся, что свет погас, не плачь, что звук затих:
Исчезли вовсе не они, а отраженье их.
А как же мы и наша суть? Едва лишь в мир придем,
По лестнице метаморфоз свершаем свой подъем.
Ты из эфира камнем стал, ты стал травой потом,
Потом животным — тайна тайн в чередованье том!
И вот теперь ты человек, ты знаньем наделен,
Твой облик глина приняла, — о, как непрочен он!
… показать весь текст …
Как-то один глухой человек, узнав, что его сосед тяжело болен, решил, что навестить больного — его священный долг. Но тут же он заколебался, так как понял, что из-за своей глухоты он не сможет услышать тихой речи ослабевшего человека. Однако поразмыслив как следует, он решил, что сможет отделаться стандартными фразами. Например, если он спросит больного: «Как ты себя чувствуешь?», — тот обязательно ответит: «Мне уже немного полегчало», — и тогда мне останется сказать: «Ну и слава Богу!» Потом ем…
… показать весь текст …
Повторять чужие слова не значит еще понять их смысл.
Да поразит возмездие бедой тех, кто за дружбу заплатит враждой.
Дружите с умными, ибо друг дурак порой опаснее, чем умный враг.
Человек похож на текучую воду: как только она замутится, ее дна не увидишь, а дно реки полно жемчугов и кораллов. Осторожно, не мути, он чист и прозрачен. Душа человека похожа на воздух: как только смешается с пылью, она становится завесой неба, мешает лицезреть солнце; но когда пыль исчезнет, воздух станет ясным и прозрачным.
Зашей глаза, пусть сердце станет глазом.
« Там, далеко… Вне Добра и Зла… Есть Земля… Там встречу тебя…» ( Джамал ад-Дин Руми)
Руми джалаладдин стихи о жизни
НАПУГАННЫЙ ГОРОЖАНИН
О ТОМ, КАК ХАЛИФ УВИДЕЛ ЛЕЙЛИ
«Ужель из-за тебя,- халиф сказал,- Меджнун-бедняга разум потерял?
Чем лучше ты других? Смугла, черна. Таких, как ты, страна у нас полна».
Лейли в ответ: «Ты не Меджнун! Молчи!» Познанья свет не всем блеснет в ночи.
Не каждый бодрствующий сознает, Что беспробудный сон его гнетет.
Лишь тот, как цепи, сбросит этот сон, Кто к истине душою устремлен.
Но если смерти страх тебя томит, А в сердце жажда прибыли горит,
То нет в душе твоей ни чистоты, Ни пониманья вечной красоты!
Спит мертвым сном плененный суетой И видимостью ложной и пустой.
СПОР О СЛОНЕ
РАССКАЗ ОБ УКРАДЕННОМ ОСЛЕ
x x x
x x x
РАССКАЗ О САДОВНИКЕ
Садовник увидал, войдя в свой сад,
Что трое незнакомцев в нем сидят.
А был у них троих один порок:
Душа как незавязанный мешок.
Сказал садовник: «Сада властелин
Я иль они? Их трое, я один!
Хитро на этот раз я поступлю,
Сперва их друг от друга отделю.
Как в сторону отправлю одного-
Всю бороду я вырву у него.
Ух, как поодиночке проучу,
Как только их друг с другом разлучу!»
И вот злоумный этот человек
К такой коварной выдумке прибег.
Сказал суфию: «Друг! Возьми скорей
В сторожке коврик для своих друзей!»
Старинный род твой царственно высок,
Ведь предок твой был сам святой пророк!
Гоните прочь его-и у меня
Вы погостите здесь хоть два-три дня.
Поверили они словам его
И спутника прогнали своего.
Настиг суфия беспощадный враг-
Садовник с толстой палкою в руках,
Сказал: «Эй ты,суфий-собака, стой!
Как ты проворно в сад залез чужой!
Или тебя забыть последний стыд
Наставили Джанейд и Баязид?»
До полусмерти палкой он избил
суфия. Голову раскровенил.
Сказал суфий: «Сполна мне этот зверь
Отсыпал. Ваша очередь теперь!
Всегда в долине злачной бытия
К тебе вернется эхом речь твоя!»
x x x
Избив суфия, добрый садовод
Такой с гостями разговор ведет:
«О дорогой сеид, сходи ко мне
В сторожку и скажи моей жене,
Чтобы лепешек белых испекла
И жареного гуся принесла!»
Внук Божьего избранника ушел.
Хозяин же такую речь завел:
Бесспорно это. Но обманщик тот,
Себя он за сеида выдает!
А что его почтеннейшая мать
Проделывала-нам откуда знать?
Любой ублюдок в даши дни свой род
От корня Мухаммадова ведет»
Все, что ни лгал он злобным языком,
То было правдою о нем самом.
Но так садовник льстиво говорил,
Что вовсе гостя он обворожил.
И многомудрый муж, законовед,
«Ты прав!»-сказал хозяину в ответ.
Тогда к сеиду садовод пошел
С дубиною, промолвив: «Эй, осел!
Вот! Иль оставил сам святой пророк
Тебе в наследство гнусный твой порок?
На льва детеныш львиный всем похож!
А ты-то на пророка чем похож?»
И тут дубиною отделал он
Сеида бедного со всех сторон.
Казнил его, как лютый хариджит,
Сразил его, как Шимр и как Езид.
Весь обливаясь кровью, тот лежал
И так в слезах законнику сказал:
«Вот ты один остался, предал нас,
Сам барабаном станешь ты сейчас?
Я в мире не из лучших был людей,
Но лучше все ж, чем этот лиходей!
Себя ты погубил, меня губя,
Плохая вышла мена у тебя!»
Или разрешено твоей фатвой
Влезать без позволенья в сад чужой?
Где, у каких пророков, негодяй,
Нашел ты это право? Отвечай!
В «Посреднике» иль в книге «Океан»
Ты это вычитал? Скажи, болван!»
И, давши волю гневу своему,
Садовник обломал бока ему.
Мучителю сказал несчастный: «Бей!
Ты прав в законной ярости твоей:
Я кару горше заслужил в сто раз,
Как всякий, кто друзей своих предаст!
Да поразит возмездие бедой
Тех, кто за дружбу заплатил враждой».
РАССКАЗ О ВИНОГРАДЕ
Вот как непонимание порой
Способно дружбу подменить враждой,
Как может злобу породить в сердцах
Одно и то ж на разных языках.
Шли вместе турок, перс, араб и грек.
И вот какой-то добрый человек
Приятелям монету подарил
И тем раздор меж ними заварил.
Вот перс тогда другим сказал: «Пойдем
На рынок и ангур приобретем!»
«Врешь, плут,- в сердцах прервал его араб,-
Я не хочу ангур!Хочу эйнаб!»
А турок перебил их: «Что за шум,
Друзья мои? Не лучше ли узюм?»
И так они в решении сошлись,
Но, не поняв друг друга, подрались.
Не знали, называя виноград,
Что об одном и том же говорят.
Невежество в них злобу разожгло,
Ущерб зубам и ребрам нанесло.
О, если б стоязычный с ними был,
Он их одним бы словом помирил.
«На ваши деньги,-он сказал бы им,-
Куплю, что нужно всем вам четверым,
Монету вашу я учетверю
И снова мир меж вами водворю!
Учетверю, хоть и не разделю,
Желаемое полностью куплю!
ДЖУХА И МАЛЬЧИК
Отца какой-то мальчик провожал
На кладбище и горько причитал:
«Куда тебя несут, о мой родной,
Ты скроешься навеки под землей!
Там никогда не светит белый свет,
Там нет ковра да и подстилки нет!
Там не кипит похлебка над огнем,
Ни лампы ночью там, ни хлеба днем!
Там ни двора, ни кровли, ни дверей,
Там ни соседей добрых, ни друзей!
О как же ты несчастен будешь в том
Жилье угрюмом, мрачном и слепом!
Родной! От тесноты и темноты
Там побледнеешь и увянешь ты!»
Все как у нас: ни кровли, ни двора,
ни, хлеба, ни подстилки, ни ковра!».
О ТОМ, КАК ВОР У КРАЛ ЗМЕЮ У ЗАКЛИНАТЕЛЯ
У заклинателя индийских змей
Базарный вор, по глупости своей,
Беднягу заклинатель распознал,
Вздохнул: «Он сам не знал, что воровал
С молитвой к небу обратился я,
чтобы нашлась пропавшая змея.
А ей от яда было тяжело,
Ей, видно, жалить время подошло.
Отвергнута была моя мольба,
От гибели спасла меня судьба».
Так неразумный молится порой
О пользе, что грозит ему бедой.
И сколько в мире гонится людей
За прибылью, что всех потерь лютей!
КРИКИ СТОРОЖА
При караване караульщик был,
Товар людей торговых сторожил.
Вот он уснул. Разбойники пришли,
Все вняли и верблюдов увели.
И прибежали к сторожу, крича,
И бить взялись беднягу сгоряча.
И молвили потом: «Ответ нам дай:
Где наше достоянье, негодяй?»
Сказал: «Явилось множество воров.
Забрали сразу все, не тратя слов. «
«Да ты где был, никчемный человек?
Ты почему злодейство не пресек?»
Сказал: «Их было много, я один.
Любой из них был грозный исполин!»
А те ему: «Так что ты не кричал:
«Вставайте! Грабят!» Почему молчал?»
«Хотел кричать, а воры мне: молчи!
Ножи мне показали и мечи.
Я смолк от страха. Но сейчас опять
Способен я стонать, вопить, кричать.
Я онемел в ту пору, а сейчас
Я целый день могу кричать для вас».
РАССКАЗ О КАЗВИНЦЕ И ЦИРЮЛЬНИКЕ
Накалывать, с вредом для естества,
На теле образ тигра или льва.
Работают же краской и иглой,
Клиента подвергая боли злой.
Но боль ему приходится терпеть,
Чтоб это украшение иметь.
И вот один казвинский человек
С нуждою той к цирюльнику прибег.
Сказал: «На мне искусство обнаружь!
Приятность мне доставь, почтенный муж!»
«А на какое место, ваша честь,
Фигуру льва прикажете навесть?»
«Ставь на плечо,- казвинец отвечал
Чтоб храбрым и решительным я стал,
Чтоб под защитой льва моя спина
В бою и на пиру была сильна!»
Когда ж иглу в плечо ему вонзил
Цирюльник, «богатырь» от боли взвыл:
«О дорогой! Меня терзаешь ты!
Скажи, что там изображаешь ты?»
«Как что?-ему цирюльник отвечал.-
Льва! Ты ведь сам же льва мне заказал
«С какого ж места ты решил начать
Столь яростного льва изображать?»
«С хвоста».- «Брось хвост! Не надобно хвоста!
Что хвост? Тщеславие и суета!
Проклятый хвост затмил мне солнце дня,
Закупорил дыханье у меня!
С чародей искусства, светоч глаз,
Льва без хвоста рисуй на этот раз».
И вновь цирюльник немощную плоть
Взялся без милосердия колоть.
Без жалости, без передышки он
Колол, усердьем к делу вдохновлен.
«Что делаешь ты?»-мученик вскричал.
«Главу и гриву»,- мастер отвечал.
«Не надо гривы мне, повремени!
С другого места рисовать начни!»
Взмолился вновь несчастный простота:
«О дорогой, не надо живота!
Столь яростному льву зачем живот?
Без живота он лучше проживет!»
И долго, долго, мрачен, молчалив,
Стоял цирюльник, палец прикусив.
И, на землю швырнув иглу, сказал;
«Такого льва господь не создавал!
Где, ваша милость, льва видали вы
Без живота, хвоста и головы?
Коль ты не терпишь боли, прочь ступай,
Иди домой,на льва не притязай!»
О друг, умей страдания сносить,
Чтоб сердце светом жизни просветить.
Тем, чья душа от плотских уз вольна,
Покорны звезды, солнце и луна.
Тому, кто похоть в сердце победил,
Покорны тучи и круги светил.
И зноем дня не будет опален
Тот, кто в терпенье гордом закален.
СПАСШИЙСЯ ВОР
Какой-то человек, войдя в свой дом,
Увидел вора, шарящего в нем.
Погнался он за вором, в пот вогнал.
И уж совсем он вора настигал,
Но закричал в ту пору вор другой:
«Эй, не беги, почтеннейший! Постой!
Иди по ним, о добрый человек,
Чтоб не утратить все добро навек».
Подумал тот: «А вдруг ко мне опять
Другой злодей забрался воровать?
Бегущего ловить какой мне прок?
Вернусь-ка я скорей на свой порог.
А вдруг забравшийся ко мне злодей
Жену мою зарежет и детей!
Тот муж,-видать, доброжелатель мой,-
Не зря советует спешить домой».
А вор ответил: «Видишь-три следа?
Вор этот подлый убежал туда!
За ним скорей, почтенный, поспешай,
Чтобы не скрылся зтот негодяй».
А вор ему: «Увидя вора след,
Полезным счел я дать тебе совет».
Я догонял, почти схватил его,
Ты закричал-я упустил его!»
РАССКАЗ О НАПАДЕНИИ ОГУЗОВ
Разбой в степях привольных полюбя,
Огузы налетели,пыль клубя.
В селении добычи не нашли,
И, старцев двух схватив, приволокли.
А старец им: «О сыновья князей!
Что вам за прибыль в гибели моей?
Я беден, гол, убог, какая стать
Вам старика бесцельно убивать?»;
В ответ огузы: «Мы тебя казним,
Чтобы пример твой страшен был другим,
Чтоб сверстник твой, лишась душевных сил
Открыл нам, где он золото зарыл».
А тот, несвязанный, вопил: «Он лжет!
Он в тайнике богатства бережет!»
А связанный сказал: «Ну, если так,
Я думал: я бедняк и он бедняк.
Но если будете предполагать,
Что мы условились пред вами лгать,
Его сперва убейте, чтобы я
Открыл от страха, где казна моя!»
ПОСЕЛЯНИН И ЛЕВ
Однажды, к пахарю забравшись в хлев,
В ночи задрал и съел корову лев
И сам в хлеву улегся отдыхать.
Покинул пахарь тот свою кровать,
И льва нащупала его рука,
Погладил льву он спину и бока.
Льву думалось: «Двуногий сей осел,
Видать, меня своей коровой счел!
Да разве б он посмел при свете дня
Рукой касаться дерзкою меня?
Пузырь бы желчный- лопнул у него
От одного лишь вида моего!»
Ты, мудрый, суть вещей сперва познай,
Обманной внешности не доверяй.
РАССКАЗ ОБ УКРАДЕННОМ БАРАНЕ
Барана горожанин за собой
Тащил с базара,- видно, на убой,
И вдруг в толпе остался налегке
С веревкой перерезанной в руке.
Барана нет. Добычею воров
Овчина стала, и курдюк, и плов.
Тот человек, в пропаже убедясь,
Забегал, бестолково суетясь.
А вор возле колодца, в стороне,
Вопил и причитал: «Ой, горе мне!»
А тот: «Да это целая казна!
Ведь десяти баранов в ней цена.
Я одного барана потерял,
Но Бог взамен верблюда мне послал!»
В колодец он с молитвою полез,
А вор с его одеждою исчез.
О друг, по неизвестному пути
Ты должен осмотрительно идти..
Но жадность заведет в колодец бед
Того, в ком осмотрительности нет.
О ТОМ, КАК СТРАЖНИК ТАЩИЛ
Однажды в полночь страж дозором шел
И под забором пьяного нашел.
Сказал: «Вставай, ты пьян». А тот ему:
«Я сплю и не мешаю никому».
«Что пил ты?»-стражник пьяного спросил.
«Я? Что в кувшине было, то и пил».
«А что там было? Отвечай, свинья».
«Что было? Было то, что выпил я!»
«Так что ты выпил? Толком говори».
«Я? То, что было налито внутри».
Так стражник с пьяным спорил битый час
И в споре, как осел в грязи, увяз.
Велел он пьяному: «Скажи-ка: ох».
А пьяный отвечал ему: «Хо! Хох!
Страж рассердился: «Спору нет конца.
Вставай, пойдем. Не корчи мудреца».
«Прочь убирайся!»-пьяница ему.
А страж: «Ты-пьян, и сядешь ты в тюрьму!»
А пьяный: «Ну когда же ты уйдешь?
И что с меня ты, с голого, сдерешь?
Как шейх, в своей бы лавке я сидел,
Когда б своею лавкою владел!».
О ТОМ, КАК ШАХ ТЕРМЕЗА ПОЛУЧИЛ «МАТ» ОТ ШУТА
Шах в шахматы с шутом своим играл,
«Мат» получил и гневом запылал.
Взяв горсть фигур, шута он по, лбу хвать.
«Вот «шах» тебе! Вот-«мат»! Учись играть!
Сыграли быстро. Шаху снова «мат».
Шут подхватил заплатанный халат,
Под шесть тяжелых, толстых одеял
Забился, притаился и молчал.
«Эй, где ты там?»-шах закричал в сердцах.
А шут ему: «О справедливый шах,
Чтоб перед шахом правду говорить,
Надежно надо голову прикрыть.
ПОСЕЩЕНИЕ ГЛУХИМ БОЛЬНОГО СОСЕДА
«Зазнался ты!-глухому говорят.-
Сосед твой болен много дней подряд!»
Глухой подумал: «Глух я! Как пойму
Болящего? Что я скажу ему?
Нет выхода. Не знаю, как и быть,
Но я его обязан навестить.
Пусть я глухой, но сведущ и неглуп;
Его пойму я по движенью губ.
«И слава богу!-я скажу в ответ.-
Что ел ты?» Молвит: «Кашу иль шербет».
Скажу: «Ешь пищу эту! Польза в ней!
А кто к тебе приходит из врачей?»
Тут он врача мне имя назовет.
Скажу: «Благословляй его приход!
Как за тебя я радуюсь, мой друг!
Сей лекарь уврачует твой недуг».
Так подготовив дома разговор,
Глухой пришел к болящему во двор.
С улыбкой он шагнул к нему в жилье,
Спросил: «Ну, друг, как здравие твое?»
Глухой движенье губ его следил,
По-своему все понял и спросил:
«Что кушал ты?» Больной ответил: «Яд!»
«Полезно это! Ешь побольше, брат!
Ну, расскажи мне о твоих врачах».
«Уйди, мучитель,- Азраил в дверях!»
Глухой воскликнул: «Радуйся, мой друг!
Сей лекарь уврачует твой недуг!»
Ушел глухой и весело сказал:
«Его я добрым словом поддержал.
От умиленья плакал человек:
Он будет благодарен мне весь век».
Вот как обрел душевный мир глухой,
Уверенный, что долг исполнил свой.
РАССКАЗ О ВСАДНИКЕ И СПЯЩЕМ
Однажды всадник по степи скакал
И спящего в пустыне увидал,
Тот всадник отогнать змею хотел,
Хоть торопился он, но не успел.
А так как был он турок с головой,
Он спящего ударил булавой,
Взялся его нещадно избивать.
Тот завопил, проснулся-и бежать,
Пока, битьем безжалостным гоним,
Он не упал под деревом одним.
Там были груды яблоков гнилых.
И всадник крикнул: «Ешь, проклятый, их,
Ешь до сыта». При этом сильно бил,
И тот червивой гнили проглотил
Такое множество, что скоро вспять
Проглоченное начал извергать.
Любой разбойник лютый никого
Не станет мучить без вины его!
Да лучше бы мне прежде умереть.
Чем страшное лицо твое узреть!
Да разрази тебя небесный гром!
Воздай злодею, Боже, поделом!»
А всадник загремел ему: «Вставай!
Беги по этой степи, негодяй!»
Страдалец под ударами бежал,
Пока лицом на камни не упал.
И ниц пред избавителем упал
И со слезами так ему сказал:
«Ты вестник милосердья, Гавриил!
Ты сам Аллах, сошедший с трона сил!
Был мертв ты, но меня ты увидал
И новую мне душу даровал!
Как мать ребенка, ты меня искал!
А я, как мул, от палки убегал.
Блажен идущий бедственной тропой,
Коль по дороге встретится с тобой!»
О ТОМ, КАК СТАРИК ЖАЛОВАЛСЯ ВРАЧУ НА СВОИ БОЛЕЗНИ
СПОР ВЕРБЛЮДА, БЫКА И БАРАНА
СПОР МУСУЛЬМАНИНА С ОГНЕПОКЛОННИКОМ
Огнепоклоннику сказал имам: «Почтенный, вам пора принять Ислам!»
А тот: «Приму, когда захочет Бог, Чтоб истину уразуметь я мог».
«Святой Аллах,- имам прервал его,- Желает избавленья твоего,
Но завладел твоей душой Шайтан: Ты духом тьмы и злобы обуян».
А тот ему: «По слабости моей, Я следую за теми, кто сильней.
С сильнейшим я сражаться не берусь, Без спора победителю сдаюсь.
Когда б Аллах спасти меня хотел, Что ж Он душой моей не завладел?»
РАССКАЗ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОМ ДОЛЖНИКЕ
РАССКАЗ О ТОМ,КАК ШУТ ЖЕНИЛСЯ НА РАСПУТНИЦЕ
РАССКАЗ О ДВУХ МЕШКАХ
ЗОЛОТЫХ ДЕЛ МАСТЕР И ЕГО ВЕСЫ
Раз, к золотому мастеру пришед, Сказал старик: «Весы мне дай, сосед».
Ответил мастер: «Сита нет у нас». А тот: «Не сито! Дай весы на час».
А мастер: «Нет метелки, дорогой». Старик: «Ты что? Смеешься надо мной?
Прошу я: «Дай весы!»-а ты в ответ- То сита нет, а то метелки нет».
А мастер: «Я не глух. Оставь свой крик! Я слышал все, но дряхлый ты старик.
И знаю я, трясущейся рукой Рассыплешь ты песок свой золотой,
И за метелкою ко мне придешь, И золото с землею подметешь,
Придешь опять и скажешь: «Удружи И ситечко на час мне одолжи».
Начало зная, вижу я конец. Иди к соседям с просьбою, отец!
Богатые соседи ссудят вам Весы, метелку, сито. Вассалам!»
РАССКАЗ О ФАКИХЕ В БОЛЬШОЙ ЧАЛМЕ И О ВОРЕ
О НАБОЖНОМ ВОРЕ И САДОВНИКЕ
Бродяга некий, забредя в сады, На дерево залез и рвал плоды.
Тут садовод с дубинкой прибежал, Крича: «Слезай! Ты как сюда попал?
Ты кто?» А вор: «Я-раб творца миров- Пришел вкусить плоды его даров.
Ты не меня, ты Бога своего Бранишь за щедрой скатертью его».
Садовник, живо кликнув батраков, Сказал: «Видали Божьих мы рабов!»
Веревкой вора он велел скрутить Да как взялся его дубинкой бить,
А вор: «Побойся Бога, наконец! Ведь ты убьешь невинного, подлец!»
А садовод несчастного лупил И так при этом вору говорил:
«Дубинкой божьей божьего раба Бьет божий раб? Такая нам судьба.
Ты-Божий, Божья у тебя спина, Дубинка тоже Божья мне дана!»