руководство астронавт по жизни на земле
Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите
Перейти к аудиокниге
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Кому не интересно узнать, как устроены жилые модули МКС, как в космосе чистят зубы, как едят, спят и ходят в туалет? Чему обучают космонавтов перед полетом и чем руководствуются при наборе команды? Какие навыки необходимы на орбите и почему они полезны в повседневной жизни на Земле? Крис Хэдфилд провел в космосе почти 4000 часов и считается одним из самых опытных и популярных астронавтов в мире. Его знания о космических полетах и умение рассказать о них интересно и увлекательно уникальны. Однако эта книга не только о том, что представляют собой полет в космос и жизнь на орбите.
Это история человека, который мечтал о космосе с девяти лет – и смог реализовать свою мечту, хотя, казалось бы, шансов на это не было никаких. Это настоящий учебник жизни для тех, у кого есть мечта и стремление ее реализовать.
Не важно, насколько ситуация плоха, вы всегда сможете сделать ее еще хуже.
Не важно, насколько ситуация плоха, вы всегда сможете сделать ее еще хуже.
От того, как я проживу каждый свой день, на какие дела я потрачу время, будет зависеть, каким человеком я стану.
От того, как я проживу каждый свой день, на какие дела я потрачу время, будет зависеть, каким человеком я стану.
Квадратный астронавт, круглый люк. В этом вся история моей жизни. Вечное стремление разгадать, как добраться туда, куда я хочу, когда войти через дверь невозможно.
Квадратный астронавт, круглый люк. В этом вся история моей жизни. Вечное стремление разгадать, как добраться туда, куда я хочу, когда войти через дверь невозможно.
С этой книгой читают
Отзывы 39
Тем, кто не собирается в космос
Если вы надеетесь прочесть сборник космических баек – то книга не про это. Конечно, здесь все так или иначе связано с космосом (к осуществлению своей мечты о полете автор шел всю свою жизнь с семи лет), но прежде всего, на мой взгляд, это очень глубокая и в то же время понятная книга по психологии – психологии отношений с окружающими и миром, с близкими людьми, детьми, коллегами и случайными попутчиками, об отношениях с жизнью, в конце концов. Крис Хэдфилд пишет о том, что он понял и осознал в результате долгого пути – и его мысли, выводы очень убедительны, точны и универсальны; они абсолютно точно пригодятся каждому из нас – тем, кто твердо стоит на земле или витает в облаках! Это – книга-помощник, книга-опора, которую я прочла в нужное время.
Если вы надеетесь прочесть сборник космических баек – то книга не про это. Конечно, здесь все так или иначе связано с космосом (к осуществлению своей мечты о полете автор шел всю свою жизнь с семи лет), но прежде всего, на мой взгляд, это очень глубокая и в то же время понятная книга по психологии – психологии отношений с окружающими и миром, с близкими людьми, детьми, коллегами и случайными попутчиками, об отношениях с жизнью, в конце концов. Крис Хэдфилд пишет о том, что он понял и осознал в результате долгого пути – и его мысли, выводы очень убедительны, точны и универсальны; они абсолютно точно пригодятся каждому из нас – тем, кто твердо стоит на земле или витает в облаках! Это – книга-помощник, книга-опора, которую я прочла в нужное время.
Я никогда не интересовался темами, связанными с освоением человеком Космоса. Но все изменилось буквально пару недель назад, когда мы с другом посетили Музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского в Калуге. На экскурсии меня поразил рассказ о сложностях полетов в Космос, о которых никогда по-настоящему не задумывался, и особенно – внештатная ситуация, которая возникла при первом выходе человека в Открытый Космос: когда космонавт Алексей Леонов едва не погиб при возвращении на корабль (об этом снят фильм «Время первых»).
Книга канадского астронавта Хэдфилда привлекла по следующим причинам:
1. Жизненные уроки, которые вынес для себя астронавт и которые могут пригодиться остальным людям в их повседневной жизни;
2. Интересен взгляд со стороны на российских космонавтов и наши космические корабли/ракеты;
3. Описание повседневной жизни на космической станции и различные внештатные ситуации, с которыми приходится сталкиваться космонавтам.
Сразу скажу, кому, на мой взгляд, книгу читать не стоит: людям, которым Космос, ракеты, космонавты и вообще вся эта тематика нисколько не интересны.
Несмотря на то, что основной акцент действительно уделяется «жизненным урокам», Хэдфилд очень подробно рассказывает о различных приборах, аппаратах, самолетах, ракетах и т.д. Не каждому захочется углубляться, например, в устройство Международной космической станции или читать про подготовку летчиков-истребителей и космонавтов.
В остальном книга очень понравилась. Единственный, небольшой, недостаток – некоторая затянутость в отдельных местах и немного сумбурный рассказ (хронология то и дело «пляшет»).
Хочу отдельно выделить приятный и простой слог книги – читать, в принципе, достаточно легко.
Также понравилась жизненная философия астронавта. Ключевая идея – придерживаться «золотой середины» во всем и не бросаться в крайности. Мне близки мысли Хэдфилда о том, что нельзя ради какой-то, пусть даже высокой и большой мечты, ставить на кон свою жизнь, и если цель по каким-то причинам не достигнута, то потом сидеть и заниматься самоедством. Хэдфилд прямо рассуждает о своих мизерных шансах стать космонавтом – ведь он канадец, а Канадское космическое агенство не обладает теми ресурсами, которые есть у НАСА. Да, и в НАСА приоритет отдается своим, американским, астронавтам. Кроме того, ему предстояло пройти первоначальный отбор среди 5,5 тысяч желающих! Но Хэдфилд придерживался следующего образа мыслей: он будет делать все, что в его силах, полноценно готовиться, чтобы стать космонавтом – но если ему не повезет, и он им не станет, то это не будет означать крах всей его жизни. Просто его судьба сложится по-другому, и не факт, что намного хуже.
Через книгу передается этот настрой Хэдфилда, что уже является большим плюсом.
Конспект Что мы узнали из книги «Руководство астронавта по жизни на Земле»
«Воздух» рассказывает о книге Криса Хэдфилда, самого обаятельного астронавта на свете, который рассказывает в ней о мифах профессии, космосе и жизни на Земле.
Астронавт Крис Хэдфилд — первый в истории канадец — командир МКС, ставший звездой интернета благодаря кавер-версии песни Дэвида Боуи «Space Oddity» и снятому прямо на станции клипу, — предстает на страницах своей книги именно таким, каким, вероятно, советская идеологическая машина хотела видеть пионеров, мечтающих стать космонавтами: способным, прилежным, дисциплинированным, скромным, спортивным, ставящим интересы коллектива выше собственных (Хэдфилд называет это «экспедиционной моделью поведения») да еще и примерным семьянином и большим другом России в придачу. Хэдфилд искренне хочет убедить читателя, что летать в космос — круто, но доказывает, что астронавты — это не супергерои (такие со всеми перессорятся в самый ответственный момент), а скромные и прилежные работяги, большая часть жизни которых проходит в напряженных, но незаметных трудах. За свою 21-летнюю карьеру Хэдфилд был в космосе трижды, причем продолжительным был лишь его последний полет. Все остальные годы своей работы он занимался разными, иногда весьма неожиданными вещами на Земле.
Из чего состоит жизнь астронавта
Счастливчики, прошедшие зубодробительный отбор и ставшие астронавтами, не почивают на лаврах, так как попадают в самый низ «космической пирамиды». Даже усердно готовившиеся не знают о своей новой профессии почти ничего, так как ей не учат. Из-за этого чуть ли не основное содержание работы астронавта сводится к постоянному обучению в течение всей карьеры. Человек, которого отправят в космос, должен держать в голове колоссальные объемы информации и быть готовым в критической ситуации извлечь из памяти нужные сведения в течение пары секунд. Стереотип о крутых парнях разрушается: на самом деле астронавты — это вечные студенты-очкарики, которые даже в выходные не вылезают из учебников.
Подробнейшие инструкции по всему на свете
Характерная черта работы космических агентств — гигантское количество подробнейших инструкций, которые касаются самых мелких аспектов полета. Любые действия астронавта, от запуска двигателей до общения с прессой, продумываются, фиксируются и моделируются — постоянные тренировки любых связанных с полетом процессов прямо вытекают из предыдущего пункта. Смысл в том, что в НАСА стараются исключить любую импровизацию: как бы ни развивались события, астронавт должен знать, что предписано делать в такой ситуации, и четко выполнять инструкции. А для этого все их надо знать назубок.
Тренинги по выживанию
Чтобы «непредвиденные обстоятельства» все же не наступили, астронавты помимо досконального изучения работы в космосе регулярно проходят так называемые тренинги по выживанию — высокогорные экспедиции, арктические переходы, глубоководные погружения. Будущих представителей Земли в космосе учат выживанию и командной работе в самых экстремальных условиях, вырабатывая навыки, которые могут пригодиться, если в подробнейших инструкциях все же что-то не будет учтено.
Многозадачность на Земле и в космосе
И все же непосредственная подготовка к запуску составляет далеко не всю работу астронавта. Принцип НАСА состоит в том, что карьеры там идут не по восходящей: проснувшийся медийной звездой после успешного полета астронавт по завершении экспедиции может стать простым инструктором, сотрудником одного из исследовательских отделов или в лучшем случае дублером нового экипажа. Но лет через пять у него снова появится шанс вернуться на стартовую площадку. Хэдфилд за свою карьеру был и инженером, и оператором связи (человек, который непосредственно разговаривает с экипажем МКС с Земли), и представителем НАСА в России. Такая многозадачность лишний раз тренирует навыки командной работы и уберегает от звездной болезни. Что-то подобное происходит и в космосе — однажды Крис одновременно выполнял две важнейшие операции: экстренно помогал открывать люк для выхода своих российских коллег в открытый космос и чинил при этом прохудившийся туалет.
Когда экипаж отправляется на орбиту, другие астронавты назначаются сопровождающими семей тех, кто улетел далеко от Земли. Это значит, что они выполняют, по сути, обязанности персональных помощников жен, детей и других родственников, приехавших попрощаться, — от заказа для них авиабилетов до обеспечения нужной температуры в гостиничных номерах. Время перед стартом, которое астронавт проводит в сосредоточенной подготовке, для его семьи обычно оказывается ужасно суматошным: попробуйте вывезти пару десятков американских родственников в зимний Казахстан. Семейный помощник опекает и помогает в быту семье своего коллеги, пока тот не вернется с орбиты, и однажды, возможно, они поменяются ролями.
Пара клизм перед стартом
Не меньше недели перед запуском астронавты живут в условиях карантина — их охраняют, они не могут ни с кем видеться, а с родными и прессой общаются через толстое стекло. Это делается, чтобы защитить их от любых возможных инфекций. Строгая диета не избавляет космонавтов от нескольких клизм перед стартом, ну а окончательно автор развенчивает образ супергероев сообщением, что в полет они отправляются в памперсах: в течение многих часов у них не будет никакой возможности покинуть свои кресла.
Причуды и традиции Байконура
После того как в 2011 году была завершена американская программа Space Shuttle, единственной возможностью попасть на МКС остались российские «Союзы», отправляющиеся с Байконура. Поездка в Казахстан для североамериканцев и их семей становится особым приключением. Хэдфилд описывает, как отторжение холодной и неприветливой степи сменяется восторгом от хороших условий (комфортнее, чем на мысе Канаверал), вечеринок с ведрами водки и танцами на столах (конечно, для родственников, а не для самих астронавтов), объясняет, что пельмени — это русская разновидность равиоли, шашлык — барбекю, а творог — домашнего сыра, и отмечает многочисленные и странные для американцев традиции: выпить глоток ракетного топлива с конструкторами корабля, посмотреть «Белое солнце пустыни» («русский фильм, главный герой которого чем-то напоминает Лоуренса Аравийского») накануне вылета, не смотреть на корабль в вертикальном положении до дня запуска, присесть на дорожку, встать под благословение священника, получить пинок под зад от высокопоставленного чиновника и помочиться на заднее правое колесо автобуса, подвозящего космонавтов к ракете, — по легенде, так сделал в 1961 году Юрий Гагарин.
МКС состоит из четырех основных модулей — российского, американского, европейского и японского. Полный экипаж станции состоит из 6 человек, иногда там остаются лишь трое — когда одни уже улетели, а сменщики еще не прибыли. Представители разных стран работают в своих отсеках и могут не встречаться пару-тройку дней, хотя, конечно, все трудные задачи решаются сообща, да и свободное время космонавты и астронавты предпочитают проводить вместе. Работа состоит из многочисленных научных экспериментов, многие из которых длятся годами, и постоянного ухода за станцией. Иногда приходится работать в открытом космосе — случается это нечасто, но на подготовку уходит много дней. Каждый экипаж из трех человек проводит на МКС несколько месяцев.
Из-за невесомости любое действие на орбите отличается от земного. Например, на МКС не принимают душ, так как капли неизбежно разлетелись бы во все стороны, а лишь обтираются влажными тряпками. Любое действие с мелкими отходами, включая поход (точнее, полет) в туалет, приходится делать со включенным пылесосом в руке. Стены станции изнутри обиты ворсистой частью липучки, а предметы — крючковатой, чтобы их можно было прикрепить к стене, и это единственный способ удержать что-то на месте. Правда, астронавтам все равно приходится регулярно чистить стены от варенья, которое улетает с тостов, и другого мусора. Так как в невесомости требуется гораздо меньше мышечных усилий, для поддержания формы на МКС есть спортивные тренажеры. Сейчас на станции имеются персональные ноутбуки и быстрый интернет — Хэдфилд выкладывал видео на ютьюбе, смотрел матчи «Торонто Мейпл Ливс» и говорил с родными прямо из космоса. Спят астронавты в спальных мешках, прикрепленных к стене, как бабочки в коконах, но подушки и матрасы не требуются: во сне на МКС люди продолжают точно так же парить в воздухе.
Руководство астронавт по жизни на земле
Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите
Переводчик Дмитрий Лазарев
Редактор Антон Никольский
Руководитель проекта И. Серёгина
Корректоры М. Миловидова, Е. Аксёнова
Компьютерная верстка А. Фоминов
Дизайн обложки О. Сидоренко
Фото астронавта на обложке Hello Lovely/Corbis / All Over Press
Фото Земли и звездного неба на обложке Shutterstock
© Chris Hadfield, 2013
This edition published by arrangement with Little, Brown, and Company, New York, New York, USA. All rights reserved.
© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2015
Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).
Посвящается любимой Хелен.
Мои мечты стали реальностью благодаря твоей вере, поддержке и неоценимой помощи
Фото: Выход Криса Хэдфилда в открытый космос – NASA
Через иллюминаторы космического корабля мимоходом наблюдаешь за чудесами. Каждые 92 минуты – новый рассвет, который похож на слоеный пирог: первый слой оранжевый, потом вклинивается голубой и наконец насыщенный, темно-синий, украшенный звездами. Потаенные узоры нашей планеты отсюда как на ладони: неуклюжие горы, возвышающиеся среди опрятных равнин; зеленые пятна лесов, обрамленные снегами; сверкающие на солнце реки, закручивающиеся и извивающиеся, как серебристые черви; распластавшиеся континенты, окруженные разбросанными по океану островами, словно хрупкими кусочками разбитой яичной скорлупы.
Когда я плавал в невесомости в шлюзовой камере перед первым выходом в открытый космос, я знал, что нахожусь в одном шаге от еще более величественной красоты. Достаточно выплыть наружу, чтобы оказаться посреди грандиозных декораций Вселенной, будучи при этом привязанным к кораблю, который вращается вокруг Земли со скоростью 28 000 км/ч. Об этом моменте я мечтал, ради него трудился почти всю свою жизнь. Но всего в шаге от великого свершения я столкнулся с нелепой проблемой: как сделать последний шаг и выбраться из шлюза? Люк маленький и круглый, а я со всеми своими инструментами, закрепленными ремнями на груди, и огромным ранцем с кислородными баллонами и электроникой на спине – квадратный. Квадратный астронавт, круглый люк.
С тех пор как я стал астронавтом, я представлял себе выход в открытый космос как сцену из кинофильма: звучит торжественная музыка, громкость нарастает, я элегантно отталкиваюсь от корабля и выхожу в черное, как смоль, бесконечное космическое пространство. Но все прошло не слишком романтично. Я был вынужден запастись терпением и неуклюже протискиваться через люк, оставить возвышенные чувства и сосредоточиться на рутине: постараться не ободрать свой скафандр и не запутаться в страховочном фале, чтобы не предстать перед Вселенной стреноженным, словно теленок.
Я робко вытолкнул себя из люка головой вперед, чтобы увидеть мир таким, каким его видели всего несколько десятков человек. За спиной у меня был здоровый ранец с системой двигателей, управляемых джойстиком. Используя эти двигатели, работающие на сжатом азоте, я мог бы вернуться на корабль в случае, если других способов не останется. Верх мастерства в нештатной ситуации.
Квадратный астронавт, круглый люк. В этом история всей моей жизни. Вечное стремление разгадать, как добраться туда, куда я хочу, когда войти через дверь невозможно. На бумаге моя карьера кажется предопределенной: инженер, летчик-истребитель, летчик-испытатель, астронавт. Типичный путь для любого, кто встал на эти профессиональные рельсы – прямые как линейка. Но в жизни все не так, как на бумаге. В жизни случались и резкие повороты, и тупики. Мне не была предначертана судьба астронавта. Астронавтом я должен был сделать себя сам.
Все началось, когда мне было 9 лет. Моя семья проводила лето в нашем коттедже на острове Стаг в Онтарио. Отец работал летчиком гражданской авиации, и из-за частых полетов его почти никогда не было дома. Зато мама всегда была рядом. Всякую свободную от беготни за нами, пятерыми, минуту она проводила в тени высокого дуба за чтением. Мы со старшим братом Дэйвом были настоящими непоседами. По утрам катались на водных лыжах, а днем увиливали от домашней работы и, тайком пробравшись к каноэ, плавали по реке. Телевизора в доме не было, но он был у наших соседей. Поздним вечером 20 июля 1969 г. мы с братом пешком пересекли большое поле, отделявшее нас от соседского дома, и втиснулись в гостиную, в которой уже собрались почти все жители острова. Мы с Дэйвом устроились повыше, на спинке дивана, и, вытянув шеи, чтобы хоть что-то увидеть, уставились в экран. Человек медленно, методично спускался по опоре космического корабля и осторожно ступал на поверхность Луны. Изображение на экране было нечетким, но я хорошо понял, что именно мы увидели: невозможное стало возможным. Комната наполнилась ликованием. Взрослые пожимали друг другу руки, а дети визжали и кричали от радости. Каким-то образом все мы почувствовали, будто сами были с Нилом Армстронгом и вместе меняли мир.
Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите
Перейти к аудиокниге
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Отзывы 39
Тем, кто не собирается в космос
Если вы надеетесь прочесть сборник космических баек – то книга не про это. Конечно, здесь все так или иначе связано с космосом (к осуществлению своей мечты о полете автор шел всю свою жизнь с семи лет), но прежде всего, на мой взгляд, это очень глубокая и в то же время понятная книга по психологии – психологии отношений с окружающими и миром, с близкими людьми, детьми, коллегами и случайными попутчиками, об отношениях с жизнью, в конце концов. Крис Хэдфилд пишет о том, что он понял и осознал в результате долгого пути – и его мысли, выводы очень убедительны, точны и универсальны; они абсолютно точно пригодятся каждому из нас – тем, кто твердо стоит на земле или витает в облаках! Это – книга-помощник, книга-опора, которую я прочла в нужное время.
Если вы надеетесь прочесть сборник космических баек – то книга не про это. Конечно, здесь все так или иначе связано с космосом (к осуществлению своей мечты о полете автор шел всю свою жизнь с семи лет), но прежде всего, на мой взгляд, это очень глубокая и в то же время понятная книга по психологии – психологии отношений с окружающими и миром, с близкими людьми, детьми, коллегами и случайными попутчиками, об отношениях с жизнью, в конце концов. Крис Хэдфилд пишет о том, что он понял и осознал в результате долгого пути – и его мысли, выводы очень убедительны, точны и универсальны; они абсолютно точно пригодятся каждому из нас – тем, кто твердо стоит на земле или витает в облаках! Это – книга-помощник, книга-опора, которую я прочла в нужное время.
Я никогда не интересовался темами, связанными с освоением человеком Космоса. Но все изменилось буквально пару недель назад, когда мы с другом посетили Музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского в Калуге. На экскурсии меня поразил рассказ о сложностях полетов в Космос, о которых никогда по-настоящему не задумывался, и особенно – внештатная ситуация, которая возникла при первом выходе человека в Открытый Космос: когда космонавт Алексей Леонов едва не погиб при возвращении на корабль (об этом снят фильм «Время первых»).
Книга канадского астронавта Хэдфилда привлекла по следующим причинам:
1. Жизненные уроки, которые вынес для себя астронавт и которые могут пригодиться остальным людям в их повседневной жизни;
2. Интересен взгляд со стороны на российских космонавтов и наши космические корабли/ракеты;
3. Описание повседневной жизни на космической станции и различные внештатные ситуации, с которыми приходится сталкиваться космонавтам.
Сразу скажу, кому, на мой взгляд, книгу читать не стоит: людям, которым Космос, ракеты, космонавты и вообще вся эта тематика нисколько не интересны.
Несмотря на то, что основной акцент действительно уделяется «жизненным урокам», Хэдфилд очень подробно рассказывает о различных приборах, аппаратах, самолетах, ракетах и т.д. Не каждому захочется углубляться, например, в устройство Международной космической станции или читать про подготовку летчиков-истребителей и космонавтов.
В остальном книга очень понравилась. Единственный, небольшой, недостаток – некоторая затянутость в отдельных местах и немного сумбурный рассказ (хронология то и дело «пляшет»).
Хочу отдельно выделить приятный и простой слог книги – читать, в принципе, достаточно легко.
Также понравилась жизненная философия астронавта. Ключевая идея – придерживаться «золотой середины» во всем и не бросаться в крайности. Мне близки мысли Хэдфилда о том, что нельзя ради какой-то, пусть даже высокой и большой мечты, ставить на кон свою жизнь, и если цель по каким-то причинам не достигнута, то потом сидеть и заниматься самоедством. Хэдфилд прямо рассуждает о своих мизерных шансах стать космонавтом – ведь он канадец, а Канадское космическое агенство не обладает теми ресурсами, которые есть у НАСА. Да, и в НАСА приоритет отдается своим, американским, астронавтам. Кроме того, ему предстояло пройти первоначальный отбор среди 5,5 тысяч желающих! Но Хэдфилд придерживался следующего образа мыслей: он будет делать все, что в его силах, полноценно готовиться, чтобы стать космонавтом – но если ему не повезет, и он им не станет, то это не будет означать крах всей его жизни. Просто его судьба сложится по-другому, и не факт, что намного хуже.
Через книгу передается этот настрой Хэдфилда, что уже является большим плюсом.