руководитель театра содружество актеров таганки
Театры на Таганке получили общее руководство после почти 30 лет раскола
Пресс-служба депкульта Москвы сообщила о назначении директором театра Ирины Апексимовой. Таким образом, Апексимова будет руководить двумя театрами: «Содружеством актеров Таганки» и Театром на Таганке.
Как рассказала Апексимова, консолидация управления двумя театрами, которые задумывались создателем Таганки Юрием Любимовым как одно целое, позволит обеспечить более эффективное управление. «Таганка создавалась как единый театральный комплекс с двумя сценами. Но в силу известных причин театр оказался разделен. Тем не менее все эти годы он оставался единым объектом с общими коммуникациями и универсальными имущественными проблемами. Теперь есть возможность обеспечить эффективное управление этим единым театральным комплексом со всеми его техническими и административными сложностями», — поделилась словами Ирины Апексимовой пресс-служба Театра на Таганке.
Новый директор «Содружества» считает преждевременным вопрос о дальнейших планах, т.к. театральный сезон в разгаре, репертуар обоих театров утвержден на месяцы вперед.
Вопрос о судьбе «Содружества актеров Таганки» остро встал в начале сезона после смерти худрука театра Николая Губенко. Основатель и руководитель «Содружества актеров Таганки» умер 16 августа, и с тех пор место художественного руководителя остается свободным.
Актриса Ирина Апексимова была назначена директором Театра на Таганке в марте 2015 года. До этого занимала должность директора Театра Романа Виктюка в течение трех лет. В обоих театрах при директоре Апексимовой были проведены масштабные ремонтные работы.
Строительство здания, которое заняло впоследствии «Содружество», началось в 1972 году и должно было стать новой сценой Театра на Таганке. Однако в 1992 году после острого конфликта внутри труппы Таганка разделилась на Театр на Таганке под руководством Юрия Любимова и «Содружество актеров Таганки» во главе с Николаем Губенко. После многочисленных судов по разделению площадок Театр на Таганке остался в старом здании 1911 года, а «Содружество» расположилось в новом здании красного кирпича.
Преемник Николая Губенко воспитывал сирот
Вопреки упорным слухам, что кресло худрука театра «Содружество актеров Таганки» вместо скончавшегося недавно Николая Губенко займет какой-нибудь неугодный труппе ставленник Департамента культуры Правительства Москвы, чиновники решили не нарушать последнюю волю знаменитого актера и режиссера. И назначили временным исполняющим обязанности руководителя театра актера, драматурга и поэта Владимира Завикторина. Первое интервью в этом статусе 55-летний Владимир Владимирович дал «Экспресс газете».
— Сколько лет вы служите в театре «Содружество актеров Таганки»?
— Пришел сюда, будучи студентом Щепкинского училища. Мой дед работал актером в Театре на Таганке после войны, в 1946 году.
— А кем вы работали, кроме артиста?
— Много кем. В театральный поступил только в 26. До этого окончил педагогическое училище и работал учителем физкультуры в школе, а затем воспитателем в интернате для детей-сирот в Кузьминках. Когда интернат расформировали, занялся книжным бизнесом и был коммерческим директором Международной книжной выставки на ВДНХ. А потом все бросил и подался в артисты. Из-за этого на меня так обиделась мама, что несколько лет со мной не разговаривала. Но после фильма «Бригада», где я снялся в эпизоде, все соседи и знакомые стали говорить ей, что видели меня в кино. И что им понравилось, как играю. Сердце мамы растаяло, и она мне позвонила. Кстати, с исполнителем главной роли в «Бригаде» Сережей Безруковым я еще озвучивал программу «Куклы». Мне достались Зюганов и генерал Лебедь.
— Возможно, Николай Губенко, выросший в детдоме, назвал вас преемником, потому что вы работали с сиротами.
— Николаю Николаевичу и никому другому я не рассказывал об этом. Это очень тяжелый труд, который выворачивает душу. Воспитанники по сей день общаются со мной.
— У вас есть жена, дети?
— Да. Супруга работает помощником гендиректора в компании по строительству атомных станций. От первого брака у меня сын, от второго брака тоже. Старший работает учителем физкультуры, как и я в молодости.
— Уверена, и ваша труппа будет в хорошей спортивной форме!
— Есть ли у вас рабочий кабинет?
Добрая сказка или трагедия для актеров: чем обернется воссоединение Театра на Таганке 30 лет спустя
В 1992-м Таганка разделилась надвое. Теперь Ирина Апексимова возглавила объединение двух частей. Что ждет новый театр и его артистов?
У этого театра очень сложная и нервная история: Таганку часто штормило, она была не раз на грани запрета, там были скандалы и штиль, уходы и возвращения, деспотизм и бунты. В 1992-м Таганка разделилась надвое. Любимовская осталась в старом здании, а «Содружество актеров Таганки» во главе с Николаем Губенко после судебных дележей переехало в соседнее здание из красного кирпича.
Николай Губенко умер в прошлом августе, и департамент культуры Москвы решил снова объединить Таганку – актриса Ирина Апексимова, назначенная в 2015-м директором Театра на Таганке, теперь директор и «Содружества».
Не все смотрят оптимистично на это воссоединение.
Ирина Апексимова родилась 13 января 1966 года в Волгограде. Была артисткой балета, закончила Школу-студию МХАТ (курс Олега Табакова). Почти десять лет работала в МХТ имени Чехова, создала актерское агентство и продюсерский центр. Сыграла около 90 ролей в театре и кино. С 2012 по 2015 год – директор Театра Романа Виктюка. В 2015-м возглавила Театр на Таганке.
Театр на Таганке был основан в 1946 году. В 1964 году его художественным руководителем стал Юрий Любимов, который с перерывами возглавлял его до 2011 года. Театр «Содружество актеров Таганки» был основан в 1993 году актерами, ушедшими из труппы Любимова. Театры находятся в соседних зданиях.
Ирина Апексимова
– Знаете, можно объединять или не объединять, это дело десятое, но это давно другой театр, с другой эстетикой, – сказала «Собеседнику» Алла Демидова, легенда театра. – Надо было бы его назвать Театр имени Высоцкого или скорее Любимова, который основал Таганку и стал ее изгнанником. Ну а само объединение – почему нет? Театр «Содружество. » и так практически не существовал.
Сама Ирина Апексимова, признавшись, что назначение стало для нее неожиданностью, уверена, что «не нужно разбирать конфликты, которых уже нет, и разделять театр новыми стенами, которые давно неактуальны. » Ирина Викторовна считает, что объединение позволит ей эффективно управлять театром, хотя, признаться, никто еще не упрекнул Апексимову, выпустившую за пять ее таганковских лет 24 премьеры, в неэффективности. Она не склонна к пышным обещаниям, но уверенна. Планы намечены, репертуар обоих театров утвержден на месяцы вперед, спектакли идут, режиссеров будут приглашать. Вопрос – что будет с актерами «Содружества», популярность которого была примерно на уровне Театра имени Гоголя, пока не пришел Серебренников и не сделал из него «Гоголь-центр».
Апексимова раньше никогда не ходила на спектакли «Содружества», но в новом качестве уже побывала на двух. «Никто не побил», – смеется. Знакомство с труппой соседей еще впереди, и кадровых решений, видимо, не избежать. Пока же среди актеров Губенко повисла психологическая пауза.
– Ничего еще не знаю, – сказал нам ведущий актер «Содружества» Александр Резалин. – Объединили – хорошо, разделились – наверное, в свое время так было нужно, хотя и было довольно болезненно. Сейчас я лично репетирую то, что репетировал, играю то, что играл. Вся текущая работа идет – что еще нужно актеру?
Ирина Апексимова, считая, что театр должен не потакать зрителям, а развивать их и удивлять, к наследию относится очень выборочно. Считает, что нельзя кормить публику консервами 30-летней давности. Но исключение есть – «Добрый человек из Сезуана», первый спектакль Театра на Таганке, до сих пор там идет.
Вениамин Смехов: Это похоже на сказку. Но.
Своим мнением о воссоединении двух таганских театров с «Собеседником» поделился легендарный актер Таганки Вениамин Смехов:
Вениамин Смехов
– Когда Любимов со спектаклем «Добрый человек из Сезуана» – а это было прекрасное театральное изделие – пришел в Театр драмы и комедии, будущую «Таганку», то 90% театральных людей даже не представляли, что из этого может выйти. И про каждое происшествие в театре можно то же самое сказать. Я имел честь работать в Театре на Таганке и до Любимова, и при Любимове, и когда Любимов ушел, закрыл за собою дверь, а Валерий Золотухин полтора года героически сохранял театр (иначе бы Таганку реорганизовали), а поэтому могу сообщить вам по личному опыту: о будущем любого театра говорить в уверенном тоне грешно. На наших глазах театры рушились, воссоздавались и делились. Уход Ефремова из «Современника», потом раздел МХАТа или история Фокина с Театром Ермоловой. О последствиях таких перемен можно говорить с уверенностью лишь в прошедшем времени. Поэтому разговор о запланированном слиянии двух соседних театров на Таганской площади сегодня – «штрихпунктир». Это не случается в одну секунду.
В желании воссоединить Таганку нынче есть что-то похожее на добрую сказку, поскольку этому предшествовал распад и страшная пропасть между Любимовым и его любимым учеником Николаем Губенко. Там было много плохого. Этот период совпал с трудностями девяностых годов. Но сегодня уже надо закрыть ту страницу. Она ушла в прошлое. Того легендарного театра уже нет. На Таганке идет другая жизнь. Во главе театра Ирина Викторовна Апексимова – весьма достойный творческий человек, и она уже показала силу своего административного дара, которым, кстати, гениальный Юрий Любимов с его взрывным характером не обладал в полной мере.
Юрий Любимов
Но сегодня Таганка – это «директорский театр», и, наверное, это совсем неплохо для здоровья нового объединения. Я доверяю Ирине Апексимовой. У нее блестящее образование Школы-студии МХАТ (она выпускница курса О. Табакова) и серьезный опыт собственной жизни, достаточно трудной, но вполне успешной. Она умеет быть победителем. Она помогала Виктюку, чего, к сожалению, покойный Роман недооценил – но это можно объяснить сложностями, которые часто случаются между художественным руководителем и директором.
Впрочем – увы! – объединение может быть чревато неприятностями для многих актеров, что бывает при реорганизации театра. В советское время государство обязано было трудоустроить всех оставшихся «за бортом», а сегодня, когда рассыпаются театры, без работы остаются многие актеры. Я помню, как выкручивались актеры в 1990-е годы. Я видел, как на Таганке одна хорошая актриса торговала в фойе мороженым, а в одном питерском театре исполнитель главной роли долго не мог выучить текст, потому что по ночам работал таксистом. Я ставил спектакль «Голый король» в Чикаго, в одном из молодых американских театров, и видел, как живут тамошние актеры, о которых мы в СССР говорили: «Ну да, они же хорошо зарабатывают». А они ни фига не зарабатывали. Они, имея высококлассное образование, днем подрабатывали в детских садах и на заправочных станциях, чтобы обеспечить себе возможность по вечерам полубесплатно заниматься любимым делом. Нынешнее состояние театрального дела в России идет к тому, что и наших актеров ожидает похожая ситуация.
Я хочу верить, что если за воссоединение Таганки берется Ирина Апексимова со своей командой, то это будет достойное событие, а с приглашением хороших режиссеров для хороших премьер оно обернется хорошим Новым Театром. Но это не отменяет моего сострадания к тем коллегам, которые лишатся места работы и куска хлеба. Понимаю, что в наше коммерчески ориентированное время у театра не хватит денег содержать актеров в таком количестве, как сейчас. Поэтому предстоит трудная история. Но я надеюсь, что Ирина Апексимова придумает план воссоединения и на карте Москвы появится приличный театр, достойно обновляющий биографию легендарного Театра на Таганке.
Материал вышел в издании «Собеседник» №07-2021 под заголовком «30 лет спустя».
Перов Данила Юрьевич
Заслуженный артист России.
Д. Ю. Перов родился в 1968 г. в Москве.
В 1985-86-м годах занимался в театральной студии при Филевском Народном театре.
В 1986 году поступил в Школу-студию при МХАТ СССР (курс А. А. Калягина).
В 1987-89 годах Д.Ю.Перов служил в армии (команда актеров-военнослужащих ЦАТСА под руководством А.А.Двойникова).
В 1992 году закончил Школу-студию МХАТ (мастерская И. М. Тарханова).
С 1992 по1994 гг. работал в театре «МодернЪ» под руководством С. А. Враговой.
В 1994 году Д.Ю.Перов был принят в труппу театра «Содружество актеров Таганки» под руководством Н. Н. Губенко.
В 2011 г. закончил ТИ им. Б. Щукина («Щука») по специальности «Режиссер драмы» (курс Л. Е. Хейфеца).
С 2011 года руководил Московским театром-студией «Профили» (бывший Филевский Народный театр). За спектакль «Женитьба» по Н.В.Гоголю удостоен приза «За лучшую режиссуру» (международный фестиваль «Взмах Крыла», 2017 год).
Роли в театре «Содружество актеров Таганки»:
« Афган » (постановка Н.Н.Губенко) – Саша Старцев;
« Белые столбы » (постановка Н.Н.Губенко) – Провинциал;
«День Победы» (постановка Н.Н.Губенко);
« Арена жизни » (постановка Н.Н.Губенко) – Доктор;
« Обыкновенное чудо » (постановка Н.Старковой) – Волшебник;
« Нечистая сила » (постановка Н.Н.Губенко) – Автор;
« Любовь до потери памяти » (постановка В.Завикторина) – Михаил;
Роли в театре «Модернъ»:
2013 – «Королева бандитов»;
2012 – «Лина» (короткометражный);
2012 – «Кто, если не я?»;
2011 – «Чужие крылья»;
2010 – «Для начинающих любить. »;
2010 – «Дежурный ангел»;
2009 – «Спецкор отдела расследований»;
2009 – «Висяки-2 | Отдел контрольных преступлений»;
2007 – «Большая игра»;
2007 – «Агентство «Алиби»;
2005 – «Охота на асфальте»;
2005 – «Клоунов не убивают»;
2005 – «Жизнь – поле для охоты»;
2003 – «Зачем тебе алиби?»;
2003 – «Всегда говори «всегда»;
2002 – «Кодекс чести-1»;
2001 – «Женская логика – 1»;
2000 – «Дом для богатых»;
1998 – «Крутые менты»;
1985 – «Чужой звонок»;
1984 – «Солнце в кармане»;
1982 – «Инспектор ГАИ»;
1981 – «Через Босфор и Дарданеллы» (короткометражный);
1981 – «Хочу, чтоб он пришел»;
1979 – «Ватага «Семь ветров» (фильм-спектакль);
1977 – «Марка страны Гонделупы»;
1976 – «Поле перейти»;
1973 – «Письмо из юности»;
1969 – «День и вся жизнь».
2004 – «Незнайка и Баррабасс» (анимационный).
Озвучивание художественных фильмов, мультфильмов и телесериалов.
«Волшебные рукавички» (2010 год), «Книга дедушки Мороза» (2011 год) (поставлены на факультете искусств МГУ и в Московском театре-студии «Профили»), «Любовь по-советски» (антреприза).
Губенко Николай Николаевич
Народный артист РСФСР. Лауреат Государственных премий. Основатель театра.
Н.Н.Губенко родился в 1941 году в Одессе.
В 1961 году дебютировал в фильме «Застава Ильича».
Исполнение Н.Н.Губенко главной роли в дипломном спектакле Зигфрида Кюна «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть» во ВГИКе стало московской театральной сенсацией 1964-го года.
В 1964 — 1968 гг. и в 1980—1983 гг. Н.Н.Губенко — актер театра на Таганке. Роли: Летчик в спектакле «Добрый человек из Сезуана», Печорин в спектакле «Герой нашего времени», Пугачев в спектакле «Пугачев», Керенский в спектакле «Десять дней, которые потрясли мир», Годунов в спектакле «Борис Годунов» и др.
В 1987—1989 гг. — главный режиссер театра на Таганке.
В 1989—1992 гг. — Министр культуры СССР.
Снимался в фильмах: «Мне двадцать лет» (1964), «Когда улетают аисты» (1965), «Пядь земли» (1964), «Пока фронт в обороне» (1964), «Последний жулик» (1966), «Мальчик и девочка» (1966), «Пароль не нужен» (1967), «Первый курьер» (1967), «Начало неведомого века» (1967), «Дворянское гнездо» (1969), «Золотые ворота» (1969), «Директор» (1970), «Пришел солдат с фронта» (1971), «Если хочешь быть счастливым…» (1974), «Они сражались за Родину» (1975), «Прошу слова» (1975), «Подранки» (1977).
Как кинорежиссер снял шесть художественных фильмов: «Пришел солдат с фронта» (1971), «Если хочешь быть счастливым» (1974), «Подранки» (1977), «Из жизни отдыхающих» (1980), «…И жизнь, и слезы, и любовь» (1983), «Запретная зона» (1988).
Автор пяти сценариев к своим фильмам.
Лауреат Государственной премии РСФСР (1973) и ряда других премий за режиссуру и актерские работы в театре и кино. Режиссерские работы Н.Н.Губенко были отмечены отечественными и международными наградами. Фильмы «Подранки», «…И жизнь, и слезы, и любовь» удостоены призов на международных кинофестивалях в Чикаго, Брюсселе, Тегеране, Рио-де-Жанейро, а картина «…И жизнь, и слезы, и любовь» — еще и приза католической церкви.
Н.Н.Губенко – создатель и бессменный руководитель театра «Содружество актеров Таганки» (с 1993 года).
В театре «Содружество актеров Таганки» поставил спектакли:
«День Победы» (композиция Н.Н.Губенко по стихам и песням военных лет, премьера – 7 мая 1995 г.);
«Иванов» (по пьесе А. П. Чехова, премьера – 19 июля 1997 г.),
«Очень простая история» (по пьесе М. Ладо, премьера – 21 февраля 2002 г.),
«Четыре тоста за Победу» (композиция Н.Н.Губенко по стихам и песням военных лет, премьера – 9 апреля 2005 г.),
«Нечистая сила» (инсценировка Н.Н.Губенко по роману Валентина Пикуля, премьера – 16 декабря 2017 г.).
В первом спектакле театра – «Чайка» в постановке Сергея Соловьева (премьера – 5 февраля 1994 г.) – Н.Н.Губенко исполнил роль Тригорина.