руководитель березки светлова биография фото
Правда и ложь о знаменитом танцевальном ансамбле «Берёзка»: 7 исторических несоответствий в сериале
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Смещение времени
События сериала разворачиваются в 1980-е годы, но руководит коллективом его создатель, Надежда Сергеевна Надеждина. На самом деле известный хореограф скончалась в 1979 году и передала управление «Берёзкой» ведущей солистке и своей первой помощнице Мире Михайловне Кольцовой.
Мира Кольцова отмечала: актёры играли очень хорошо, но множество нестыковок всерьёз испортили впечатление тем, кто работал или работает в ансамбле. По мнению Миры Михайловны, создатели, безусловно, имеют право на авторский вымысел, но слишком мало оказалось в нём исторической достоверности, хотя анонсирован был сериал, как приуроченный к юбилею «Берёзки».
Дети и детище Надежды Надеждиной
По сюжету, у руководителя коллектива Надежды Надеждиной есть сын, который в какой-то момент покидает Советский Союз и отправляется на постоянное место жительства в США. На самом деле у Надежды Сергеевны никогда не было наследников, её детищем, гордостью и предметом неустанных забот всегда была «Берёзка».
Кроме того, Мира Михайловна Кольцова утверждает: за всю 70-летнюю историю ансамбля «Берёзка» в коллективе не было ни одного человека, которого в соответствии со временем, когда это происходило, могли бы назвать предателем. Ни один танцор не остался за границей после гастролей, никто не занимался незаконными валютными операциями или шпионажем. Мира Михайловна сама попала в «Берёзку» 17-летней девочкой, сразу после окончания хореографического училища. На протяжении 25 лет она была ведущей солисткой, а после ухода Надежды Надеждиной возглавила прославленный коллектив.
Контрабанда
В сериале присутствует момент, когда одна из главных героинь попадается на контрабанде. На самом деле подобных проблем у «Берёзки» никогда не было. Поэтому Мира Кольцова очень остро отреагировала на подобные несоответствия и в некотором роде сочла их даже оскорбительными.
Отношение к сценическим костюмам
Члены коллектива всегда очень трепетно относились к сценическим костюмам и даже не позволяли себе в них присесть перед выступлением, дабы на платье не появилось ни единой лишней складочки. Поэтому представить себе ситуацию, когда солистка берёт костюм, чтобы появиться в нём на вечеринке, просто невозможно. И уж точно, никто не стал бы трапезничать в уникальном сценическом наряде.
Стать солисткой
Одна из главных героинь сериала становится солисткой, начав службу в коллективе с должности уборщицы. Но на самом деле с момента основания Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка» сюда принимали людей с хорошей подготовкой, настоящих профессионалов, выпускников хореографических училищ. Только первые 16 девушек, исполнившие танец «Во поле берёзка стояла» пришли в ансамбль из самодеятельности.
Сама же Надежда Сергеевна Надеждина была балериной Большого театра и танцевала ведущие партии в «Лебедином озере», «Дон Кихоте», «Баядерке» и других постановках. А во время подбора танцоров руководствовалась не только высокими профессиональными качествами кандидатов, но ещё и обращала внимание на «огонёк в глазах», который бы помог зрителю увидеть русскую душу.
Нездоровое соперничество
Ксения Журавлёва, сыгравшая в сериале роль педагога по танцам, проработала в «Берёзке» почти 30 лет. По её мнению, среди солисток всегда отсутствовала нездоровая конкуренция. Девушки не строили интриги друг против друга и, тем более, не могли подсыпать в туфли битое стекло или создавать ситуации, когда «соперница» могла бы получить травму. Эта выдумка сценаристов очень сильно портит репутацию хореографического ансамбля. В «Берёзке» не было такого соперничества, потому что каждая из солисток работала в своём амплуа, у девушек просто не было причин для злой зависти.
Кстати, касается это и показанного в сериале соперничества между «Берёзкой» и ансамблем Игоря Моисеева (в фильме это ансамбль Евсеева). В реальной жизни артисты двух коллективов дружили между собой, они учились в одних учебных заведениях, создавали семьи и, в общем-то, занимались одни делом.
Общая атмосфера
Все, кто имеет отношение к ансамблю «Берёзка» сегодня, сходятся во мнении: в погоне за сюжетом создатели сериала просто «пренебрегли» главным достоянием коллектива, который на протяжении 70 лет называли лицом огромной страны. Надежда Сергеевна в своё время создала уникальный ансамбль.
Его отличал не только профессионализм, особенная хореография, но и уникальная атмосфера, царившая в коллективе. Её бережно сохраняют и сегодня, когда создателя «Берёзки» давно уже нет в живых. Здесь и сегодня царят добрые и по-настоящему семейные отношения.
Игорь Моисеев, легендарный балетмейстер и основатель известного ансамбля, не конкурировал с «Берёзкой». У каждого коллектива была своя специфика и свой стиль. Кстати, и личное счастье руководителей двух ансамблей было очень разным. Игорь Моисеев уже отпраздновал 35-летие, когда познакомился с 16-летней Ириной Чагадаевой. Но до начала их большого чувства должно было пройти ещё три с лишним десятилетия. Много лет спустя Игорь Моисеев скажет о том, что всё серьёзное в его жизни началось с момента женитьбы на его Ируше…
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Сериал «Березка» — это надругательство над ансамблем, которому исполнилось 70 лет!»
Известный балетмейстер Мира Кольцова — о себе и легендарном коллективе.
Известный балетмейстер Мира Кольцова — о себе и легендарном коллективе
В Республиканском дворце культуры 24 октября дал концерт всемирно известный ансамбль «Березка», основанный 70 лет назад хореографом Надеждой Надеждиной. Поклонниками коллектива были президент США Джон Кеннеди, председатель КНР Мао Цзэдун, премьер-министр Индии Индира Ганди… Сегодняшний балетмейстер Мира Кольцова выразила свое мнение о сериале «Березка» на телеканале «Россия», рассказала об отношении Надеждиной к беременности танцовщиц и роли советского кинорежиссера Сергея Герасимова в своей жизни. Вопросы задавала Ирина Васнецова.
«С»: В передаче «Прямой эфир» бывшая солистка ансамбля Нина Ухина рассказала, что Надежда Надеждина являлась строгим руководителем, советовала артисткам не спешить обзаводиться детьми. Так ли было на самом деле?
— Да. Она являлась своеобразным человеком, не приветствовала появление детей. Во время беременности я попала в трудное положение. Уйти в декрет оказалось непросто, возник конфликт. Сначала Надеждина восклицала, что мой живот сильно заметен, а на поздних сроках беременности отрицала его наличие. После родов быстренько вернулась на работу. Тогда я уже получила известность после съемок в фильме «Девичья весна». Эта история стала интересной для СМИ. Несмотря на все недоразумения, я счастлива, что удалось поработать с Надеждой Сергеевной. Великая женщина! Создала синтез классического и народного танца, который неповторим. Я 40 лет представляю ее искусство и сохраняю традиции. Говорят, мне это удается.
«С»: На телеканале «Россия» завершился сериал «Березка». Что в нем правда, а что вымысел?
— Это выдумка от начала и до конца. Сюжет перевернули с ног на голову. К сожалению, меня не ознакомили со сценарием и не допустили до съемок. Хотя очень сильно просила. Я бы не возмущалась, если бы сериал назвали «Ромашкой», «Сиренью», «Розой», да как угодно! Почему именно «Березка»? Почему в титрах не указали, что история не соответствует действительности? У меня язык не поворачивается назвать всю ту гадость художественным вымыслом. Это надругательство над ансамблем, которому в этом году исполнится 70 лет.
«С»: С какими чувствами смотрели фильм?
— С негативными. Во время показа мне позвонило много возмущенных знакомых. Надеждина никогда не имела детей, а по сюжету у нее сын. Второй раз она вышла замуж за потрясающего музыканта Георгия Орвида, а не за непонятного американца. Я презираю человека, который все это придумал. Посмотрите фильм «Девичья весна», где я играю главную роль. Вот там показан настоящий дух «Березки».
«С»: Как работа в ансамбле повлияла на судьбы артисток?
— По-разному. Одни обрели семью, другие развелись. Выйдя на пенсию, каждая нашла себе новое занятие. Но все они с теплотой воспоминают годы, проведенные в «Березке».
«С»: Танцоры раньше уходят на пенсию?
— Да. Наш стаж обычно не превышает 20 лет. Если человек танцует с 18 лет, то в 38 лет считается «танцевальным пенсионером».
«С»: Почему покинула ансамбль Екатерина Мучкаева, мама известной певицы Полины Гагариной?
— Вышла замуж. Могу отметить, что она была хорошей солисткой. Мы жили в соседних подъездах. Ее дочь — чудесная девушка, грациозная, талантливая. Однажды спросила маленькую Полю — не желает ли заняться балетом? Она ответила: «Мира Михайловна, у меня голос обнаружили!» (Улыбается — «С».)
«С»: Как вы относитесь к тому, что современная молодежь тянется к попсе, отдаляясь от серьезной музыки?
— Правда? Я такой тенденции не заметила. Постоянно хожу на концерты симфонической музыки и вижу много молодежи. Она приходит и на наши концерты. Нельзя осуждать всю современную эстраду. Мы с вами только что говорили о Полине Гагариной.
«С»: Поклонниками «Березки» были президент США Джон Кеннеди, председатель КНР Мао Цзэдун, премьер-министр Индии Индира Ганди и многие другие.
— Конечно. В том числе и сын великого северокорейского вождя Ким Чен Ир, вдова президента Филиппин Имельда Маркос, дипломат Андрей Карлов…
«С»: Встречались с ними лично?
— Да, с теми, кого застала при жизни. Например, с Джоном Кеннеди.
«С»: Какой подарок вы преподнесли руководителю КНДР Ким Чен Иру в 2007 году?
— Уже не помню. Обычно ему дарили кукол в русском народном костюме, матрешек. Он был интересным собеседником. Всегда давал мудрые советы. Ким Чен Ир обожал «Березку». Многократно смотрел фильм «Девичья весна».
«С»: Что самое главное для артиста?
— Эмоции зрителей. Одна моя знакомая пришла на концерт с фотоаппаратом, а затем сказала: «Мира Михайловна, я не снимала танцы, а фотографировала глаза людей. Они жили на сцене». Это дорогого стоит. Поэтому участники ансамбля тщательно прорабатывают каждый жест…
«С»: Кто-то взял с вас пример?
— «Березка» повлияла на создание многих зарубежных коллективов, в том числе на появление узбекского ансамбля «Бахор».
«С»: Почему многие танцевальные коллективы на отечественной эстраде не могут добиться такого же успеха?
— Во-первых, их не так много. Во-вторых, все зависит от педагогов. Некоторые учат неграмотно. Из-за неправильных тренировок у ребенка может быть искривление позвоночника. Я периодически даю мастер-классы, чтобы показать правильную технику движений. Кроме того, артист должен быть эмоциональным. Это можно развить хорошей музыкой. Только не той, которую крутят по «Муз ТВ». Посоветую слушать Шуберта и ознакомиться с песней «Мой миленький дружок».
«С»: Ваш сын Филипп Кольцов вырос на этих произведениях?
— Да, и стал композитором. Написал музыку для ансамбля Российской армии им. Александрова, хора им. Пятницкого и «Березки». У нас его композиция звучит в танце «Реченька», «Колокольцы», «Радуга».
«С»: Что самое главное в танце?
— Выражение души. Чтобы хорошо станцевать — нужно чувствовать и понимать музыку. Большая ответственность возлагается на балетмейстера. Он составляет номер от начала до конца. Придумывает образ, движения, мелодию. Если талантлив, то выступление получится великолепным. В противном случае это выглядит так: услышали песню и пошли плясать, кто «камаринскую», а кто вальс.
«С»: Вы сейчас обучаете танцам детей. Каким должен быть педагог?
— Положительным. Все обращают внимание на его одежду, манеры, знания. Он должен постоянно самосовершенствоваться.
«С»: Правда ли что в вас был влюблен режиссер Сергей Герасимов и просил уйти из ансамбля в кинематограф?
— О его чувствах не знаю. А вот то, что Герасимов предлагал поступить сразу на четвертый курс Всероссийского института кинематографии и прочил блестящую карьеру, — это факт. Но зачем? Я окончила хореографическое училище и Государственный институт театрального искусства им. Луначарского, где преподавали настоящие мастера своего дела.
«С»: Видно, что вы обожаете музыку.
— О, да. С детства тянулась к ней. Мама воспитывала меня одна. Жили бедненько. На последние деньги покупала книги с нотами. Мечтала стать дирижером. Тогда в школах детей из неполных семей кормили со скидкой, а в училище выдавали бесплатные балетные туфли.
«С»: Вы не только балетмейстер, но и актриса. Какой был ваш самый первый спектакль?
— Опера «Садко». На тот момент я была еще студенткой. Помню, как на меня надели маску рыбы! (Смеется — «С».) Большой театр часто приглашал начинающих артистов играть мышей, крыс и другие второстепенные роли.
«С»: С чем у вас ассоциируется Саранск?
— Ни с чем. Это город, который является столицей Мордовии.
«С»: В вашем ансамбле были артисты из Мордовии?
— Да. Помню, как в коллектив устраивалась молодая пара. Лихо танцевали. Я тогда только делала первые шаги в качестве ассистента Надеждиной.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Город Вальядолид, расположенный на северо-западе Испании, в месте слияния рек Писуэгра и Эсг.
1. Мостов в Берлине больше, чем в Венеции ⠀Венеция — всем известный город к.
Сегодня рассказ о прекрасном камне, о котором писал Шекспир в своей бессмертной трагедии сло.
—Музыка
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
«Березка»: как все было на самом деле
На канале «Россия 1» на прошлой неделе закончился сериал «Березка», посвященный истории одноименного танцевального коллектива, который еще в советское время считался достоянием страны. В чем уникальность ансамбля и как ему удается оставаться на плаву уже 70 лет?
Словно лебеди плывут
«Березка» — это чуть ли не первое советское шоу, от которого мир был без ума. С уникальной хореографией, талантливыми артистами и, главное, четкой концепцией, в основе которой — синтез народного танца и классической школы. Блестящая программа позволяла артистам ансамбля гастролировать (США, Канада, Япония, Европа, Египет, Ливия, страны Латинской Америки), несмотря на железный занавес и холодную войну.
Грамотный маркетинг сделал свое дело. Выступления «Березки» подавались как «фольклор на экспорт», своеобразный русский мюзикл со стереотипными атрибутами России, востребованными на Западе: кокошники, красные сарафаны в пол, балалайки и, разумеется, медведи (правда, ненастоящие — всего лишь переодетые артисты).
Легенда гласит, что на создание невиданного сценографического элемента — плывущего танца Надеждину подтолкнула старинная литография.
На ней она увидела хоровод, где девушки держали в руках веточки березы. Надеждина набрала 16 девушек из самодеятельного коллектива в городе Калинине и привезла их в Москву выступить в театре «Эрмитаж». Это было очень крутое шоу с участием звезд первой величины — в нем принимали участие родители Андрея Миронова актеры Александр Менакер и Мария Миронова, Леонид Утесов и Клавдия Шульженко. Группа Надеждиной выплыла на сцену в красных сарафанах, желтых платочках и с зелеными веточками березы в руках.
Хоровод «Березка»
Выступление коллектива, пока еще не оформленного как «Березка», произвело фурор. Надеждину пригласили в Минкультуры и предложили создать ансамбль, который воспроизводил бы на сцене танцы «Лебедушка», «Цепочка», «Березка», «Сударушка». В том же 1948 году ансамбль поехал на фестиваль в Будапешт. Началось его триумфальное шествие по странам мира.
Вот как выглядела охота на медведя во время исполнения танца «Сибирская сюита». «Березка» образца 1970 года.
— Мой папа Порошин Михаил Иванович десять лет пел в ансамбле «Березка», — вспоминает актриса Мария Порошина, сыгравшая в «Березке» маму одной из героинь. — Между танцами были мини-спектакли. В них папа пел песню в русском костюме, а потом на сцену выходил «медведь», и они вместе плясали.
Тот же танец в одноименном сериале
Когда несколько десятков девушек водили особый хоровод, который тоже называется «березка», зал стонал от восторга. Ноги танцовщиц были скрыты подолами сарафанов, двигались они быстро, но плавно — возникало ощущение, что они плывут по сцене.
Придумала этот русский театр Надежда Сергеевна Надеждина (Бруштейн). Она родилась в Вильнюсе (ее мать — известная писательница Александра Бруштейн), окончила балетную школу в Петрограде, в 17 лет поступила в труппу Большого театра. А в 23 начала ставить собственные номера. Во время войны Надеждина стала балетмейстером в выездных агитбригадах, выезжала на фронт.
После войны возглавила Мосэстраду. «Березку» она создала в 1948 году — с женским, затем и мужским составом, а потом и с оркестром народных инструментов.
Опасные гастроли, кризис 1990-х и возрождение
В Австралии в 1977 году перед концертом их встретили пикетчики с плакатами «Долой русских!», швыряли самодельные «бомбочки». А вечером на концерте им аплодировали стоя. Их танцы сближали людей. За что Надеждина и получила золотую медаль Мира им. Жолио-Кюри.
Надежды Надеждиной не стало в 1979 году. Нынешний руководитель ансамбля Мира Кольцова — в прошлом сама солистка «Березки». Она была первой помощницей Надеждиной при жизни и приняла управление из ее рук. В этом году Мира Михайловна отметит 80-летие.
Несмотря на мировую известность, в 1990-е «Березка» осталась без крыши над головой. Ансамбль попросили с постоянной базы на территории Петровского монастыря. Порядка 20 лет коллектив скитался, репетировал на съемных площадках: на ледяном полу в ДК «Серп и Молот», в зале на Волгоградском проспекте. Множество уникальных костюмов потерялось.
Нынешнее помещение в Леонтьевском переулке «Березка» получила от Владимира Путина: президент увидел выступление ансамбля аж в Китае, в дни проведения саммита ШОС.
Мира Кольцова расшифровывает феномен «Березки» как «максимум впечатления при минимальном жесте». Особый стиль коллектива — недосказанность и загадка. Танцы «Березки» символизируют благородство, торжество духа и чистоту помыслов. Внутренняя культура, хорошие манеры и вкус культивируются и взращиваются внутри коллектива до сих пор.
Что не так в сериале «Березка»?
Сериал «Березка», по словам его создателей, снимали при помощи и участии руководителей и артистов ансамбля. Однако солистка «Березки» Ксения Журавлева рассказала АиФ.ru, что в реальной жизни все происходило не совсем так, как показано на экране. .
Из уборщиц — в солистки?
Действие в сериале разворачивается в 1980-е годы. Варя (Любовь Константинова) учится в ПТУ и пытается самостоятельно научиться танцевать. У нее есть мечта — попасть в знаменитый ансамбль «Березка», и она ежедневно тренируется, чтобы соответствовать строгим стандартам. Но ее поездка на пробы заканчивается провалом, Варя устраивается в ансамбль уборщицей и получает комнату в общежитии, где живут другие амбициозные девушки — москвичка Лена (Ольга Бобкова) и Эдита (Алена Коломина) из Эстонии. Они с легкостью попали в основной состав, а сейчас взяли над Верой шефство — учат её танцам и жизни в столице. Вечерние тренировки не одобряет строгая руководитель «Березки» Надежда Светлова (Лидия Вележева), но она видит желание Вари танцевать и не может не помочь талантливой провинциалке.
В сериале снимались известные актеры Михаил Ефремов и Лидия Вележева
«В самой „Березке“ такое, наверное, могло случиться только в самом начале, когда ансамбль создавался, а основная часть артистов не были профессионалами, — рассказывает Ксения Журавлева. — Они действительно все пришли из самодеятельности. Потом, когда коллектив стал академическим, в него брали только тех, кто получил специальное образование. История Золушки хороша для сюжета, но в жизни все гораздо прозаичнее».
«Естественно, нужно профессиональное образование, но иногда есть требования и более специфические — рост, внешность. И, наверное, должен быть внутренний свет, какой-то огонек, который поможет раскрыть на сцене русскую душу. Из героинь сериала у меня, пожалуй, сомнения только насчет Вари — она единственная, кто не обладает профессиональным образованием. Ее играет обаятельная актриса, но, мне кажется, сейчас достаточно профессиональных училищ, чтобы можно было ввести это требование при отборе», — рассказывает Журавлева.
Решительный худрук
«Я не застала Надежду Сергеевну Надеждину, но мне кажется, что Лидии Вележевой (в сериале ее героиню зовут Надежда Светлова — фото ниже) удался этот образ — она была решительной, талантливой, ей приходилось отвечать не только за себя, но и за целый коллектив», — говорит Журавлева.
Сериал начинается со сложных времен для ансамбля «Березка» и для ее художественного руководителя: былые покровители в верхах ушли на пенсию, а с новыми чиновниками еще предстоит выстроить отношения. Сценаристы пошли на сознательный анахронизм — Надеждина скончалась в 1979 году, передав созданный ею коллектив своему первому помощнику Мире Михайловне Кольцовой (она руководит ансамблем до сих пор).
В сериале несколько любовных историй. Одна из них между солисткой ансамбля Леной Фомичевой (Ольга Бобкова) и волителем Володей Рыбниковым (Михаил Пшеничный)
Фактически история «Березки» непрерывна — за 70 лет было лишь два худрука; такая преемственность поколений может, как вредить, так и помогать. Журавлева считает, что такая ситуация скорее на пользу, чем во вред:
«Конечно, меняются люди, меняются времена, отношение ко всему происходящему в мире. Но есть каноны, на которых „Березка“ была создана, они проверены годами, всегда будут нравиться зрителям, и ничто с ними, наверное, не сравнится. То же самое происходит, например, в Большом театре, театре имени Станиславского и Немировича-Данченко — у них есть классические постановки, которые будут в их репертуаре всегда. Но и художественный руководитель, и каждый исполнитель привносят что-то свое даже в те номера, которые поставлены пятьдесят лет назад, так что нет опасности, что какой-то номер „запылится“».
Друзья-соперники
К моменту образования «Березки» направление народных танцев в СССР уже было, можно сказать, развитым. В 1937 году Игорь Моисеев — солист и балетмейстер Большого театра — создал первый в мире ансамбль народного танца, который занимался танцевальным фольклором народов мира. В сериале два коллектива (по факту в 80-е их было уже больше) показаны как непримиримые соперники в борьбе за внимание партийного и культурного начальства и за возможность отправиться на гастроли за границу.
Актер Дмитрий Щербина в роли Бориса Евсеева (прототип Игоря Моисеева)
«Явного противостояния между нашими ансамблями нет и никогда не было. Наверное, когда речь заходила о зарубежных гастролях, что-то подобное и могло возникать, — рассказывает Журавлева. — А вот артисты между собой всегда дружили, они вместе учились в одних и тех же учебных заведениях, занимались одним делом и работали на благо страны. Бывает даже так, что муж работает в одном коллективе, а жена в другом».
В принципе, «Березка» советского времени вполне могла примерить к себе знаменитую строчку из песни Юрия Визбора «А также в области балета мы впереди планеты всей». Ансамбль тогда был настоящим послом страны, узнаваемым, как сейчас говорят, брендом.
Режиссер-постановщик сериала о знаменитом танцевальном коллективе — Александр Баранов ( автор фильмов «Громовы», «Екатерина», «День дурака»), а сценаристом выступил Василий Павлов («Дневник мамы первоклассника», «Проще пареной репы», «Патент», «Закрытая школа», «Буду жить).
По мнению Ксении Журавлевой, авторам сериала удалось показать хорошие образцы последних семи десятилетий истории нашей страны, которая вся в коллективе ансамбля также вся была прожита со всеми радостями и невзгодами.