руди ван данциг личная жизнь
Содержание
Ранняя жизнь и обучение
Ван Данциг родился в Амстердаме, где его отец, Мерк ван Данциг, работал на авиазаводе Fokker. Его родители придерживались крайне левых взглядов, придерживаясь марксизма, защищая пацифизм и продвигая эсперанто. [2] Ему было шесть лет, когда немецкая армия разбила голландские войска в Битва за Нидерланды в мае 1940 г. и оккупировал страну в начале Великой Отечественной войны. Во время оккупации родины юный Руди был отправлен в приемный дом во Фрисландии, где условия были безопаснее, чем в городе. В течение освобождение Нидерландов в мае 1945 года он встретил Уолтера Кука, молодого солдата в Первая канадская армия, который во многом был ответственен за поражение немецких войск в Голландии. Его дружба и любовная связь с этим солдатом, потерянным для него, когда его внезапно увезли, легли в основу его романа, удостоенного награды. Voor een Verloren Soldaat (Для потерянного солдата), изданный в Нидерландах в 1986 году, а затем снятый на видео и переведенный на английский язык. [3]
Вернувшись в школу в Амстердаме, ван Данциг оказался плохим учеником, не интересовавшимся большей частью своей школьной работы. Когда он забрел в кинотеатр, показывая Красные туфли (1948), фильм-балет Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера, его дальнейший путь был определен. Вдохновленный просмотром фильма несколько раз, он начал брать уроки балета в 16 лет с Анной Сибрандой, а затем с Соня Гаскелл, бывшая танцовщица Ballets Russes, руководившая школой и небольшой классической труппой в городе. В послевоенной Европе не хватало талантливых танцоров-мужчин, поэтому, хотя он и не обладал высокой квалификацией, Гаскелл наняла его в 1954 году в качестве члена своей труппы Ballet Recital. Он был высоким, красивым, очень умным и трудолюбивым, и вскоре он проявил талант к хореографии. В том же году Марта Грэм и ее компания впервые посетила Нидерланды, и ее техника и стиль оказали глубокое влияние на ван Данциг. Осознав новые возможности драматизма и выразительности в танце, он вскоре отправился в Нью-Йорк, чтобы продолжить обучение в ее школе. [4]
Театральная карьера
Ван Данциг был среди танцоров, которые основали Нидерландский театр танца в 1959 году, но в 1960 году он вернулся в труппу Гаскелла, которая тогда называлась Nederlands Ballet. После слияния этой труппы и Амстердамского балета в Het Nationale Ballet (Голландский национальный балет) Ван Данциг занимал ряд важных должностей. Он стал постоянным хореографом в 1961 году, членом художественного совета в 1965 году, содиректором в 1968 году и единственным художественным руководителем в 1971 году. Он оставался на этом посту в течение двух десятилетий, до 1991 года. У него был талант к руководству и увлеченность. глаз на импорт и заказ балетов, которые расширили репертуар труппы и развили танцоров. [5] [6]
Необычное сочетание классического балета и техники современного танца в его хореографии Ван Данцига привлекло внимание публики. Рудольф Нуриев, известная русская танцовщица Лондонского Королевского балета. Он попросил научить его главной роли в Памятник мертвому мальчику, который он в конечном итоге исполнил, получив признание публики в Англии и Соединенных Штатах, доказав, что он является опытным танцором современного искусства, а также классиком. Он и ван Данциг стали крепкой дружбой, [8] и впоследствии он вернулся в Амстердам с заказами на два новых балета, Унесенный легким ветром (1975) и О темном доме (1976). Книга Ван Данцига Вспоминая Нуреева: след кометы с любовью описывает свои двадцать пять лет в качестве друзей и коллег. [9]
В 1991 году ван Данциг покинул Голландский национальный балет, чтобы сосредоточиться на написании и монтаже работ для других трупп. [10] Как хореограф, он пользовался международным спросом, так как монтировал работы для Ballet Rambert, Harkness Ballet, Королевского балета, Королевского датского балета, Американского театра балета и балета Парижской оперы. [11]
Личная жизнь и смерть
Как гомосексуалист с активной политической чувствительностью, ван Данциг остро ощущал нетерпимость своего времени, и это стало главной темой его балетов и произведений. Он разделил свою жизнь и карьеру со своим партнером Тоером ван Шайком (род. 1936), танцором, художником по декорациям и костюмам, а также хореографом Нидерландского национального балета. Он умер в амстердамской больнице от лимфомы и рака груди у мужчин в 2012 году. Ему было 78 лет. [12]
Избранные танцевальные произведения
Избранные произведения
Награды и отличия
Среди наград и почестей, которые ван Данциг получил при жизни, были следующие. [13]
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Обоймина Елена
Книга «Рудольф Нуреев. Я умру полубогом!»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Словно в опровержение слов старого критика Америка неистово рукоплескала Рудольфу и его зрелой партнерше.
Один из рецензентов пытался размышлять: «Одни говорят, будто волосы у него слишком длинные, прыжки слишком шумные, хореография чересчур бесталанная, даже внешность порой весьма раздражает, и заканчивают сокрушенным признанием: «Но он все же великий». Объяснение состоит в том, что у него есть качество, которое невозможно определить, приобрести или с чем-то спутать. Эта козырная карта — гениальность».
Понимали ли это в должной мере на западе? Думается, не до конца. Позволю процитировать уже упомянутого здесь Руди ван Данцига, голландского танцовщика и хореографа: «Игровые фильмы, в которых он снимался — таких было два, — он не смотрел никогда, а видеозаписи балетов, наоборот, очень часто. Я никогда не решался сказать ему, что меня ничуть не интересовали эти записи «Дон Кихота», «Лебединого озера», «Щелкунчика» или «Раймонды» — все балеты от начала до конца! — а он смотрел, как завороженный, комментировал свои собственные па и выглядел очень счастливым.
Я с трудом подавлял зевоту и ждал подходящего момента, чтобы удалиться восвояси. Когда я около двух уходил к себе, Рудольф еще оставался у телевизора, словно прикованный к экрану».
Комментарии, как говорится, излишни.
В тот период Нуреев частенько великодушно повторял:
— Если бы я не нашел Марго, я пропал бы.
Балерина ввела своего молодого партнера в высший свет и, как порой говорят, «буквально бросила к его ногам мир». Конечно, это был в первую очередь творческий союз, но когда сегодня, подчеркивают балетоведы, смотришь записи их танцев и видишь полный обожания взгляд Марго, устремленный на Рудольфа, невольно приходишь к мысли, что их связывало глубокое чувство. Профессиональная операторская камера, поймавшая взгляды этих двоих в репетиционном зале, свидетельствует, что чувство было вполне взаимным. Танцовщик и балерина явно влюблены друг в друга, и они счастливы.
Фредерик Аштон создал для этой пары балет «Маргарита и Арман» по «Даме с камелиями» Дюма-сына на музыку фортепианной Сонаты си минор Ференца Листа. Уже репетиции Марго и Рудольфа привлекли к себе внимание журналистов. Директор по связям с прессой Королевского балета не без юмора поведал об одной из них своему приятелю:
Какой сегодня день — бешенство, истерические драмы. Генеральная началась в 10.30, и с первого же выхода мы поняли, что повеселимся… Он омерзительно обращался с Марго, грубо толкал ее, порвал свою сорочку… и бросил ее в оркестровую яму… Он выдал такую демонстрацию плохих манер, что все мы дрожали от страха и старались не попадаться ему на глаза ввиду состояния террора, в котором он пребывал».
Впрочем, погода на репетиции в одночасье изменилась: «Он изобразил подобие улыбки, ему помогли надеть рубашку, и вдруг гроза остановилась… Его стали фотографировать. Марго была бесстрастной, словно ничего не произошло. Он танцевал волшебно… солнце вернулось!».
Премьера «Маргариты и Армана» прошла с триумфом, в королевской ложе аплодировали королева-мать и принцесса Маргарет. «Я могу представить этот балет без Фонтейн, но считаю невозможным вообразить его без Нуреева», — честно написал один из критиков.
«Балет «Маргарита и Арман» по роману «Дама с камелиями» я считал неуклюжим и слишком душещипательным, — писал в своей книге Руди ван Данциг. — Он был от начала до конца сделан под звездный дуэт Марго с Рудольфом, вся хореография держалась на исполнителях заглавных ролей, а остальные танцевали вокруг них, подобно движущимся декорациям. Критики называли «Маргариту и Армана» величественной любовной трагедией, исполняемой самым выдающимся дуэтом XX века, балетом, в котором в полной мере, как ни в каком другом спектакле, проявляется драматический талант обеих звезд…
Буря оваций, дождь цветов и букетов — это был спектакль о любви между публикой и ее кумирами, новая постановка с довольно бесхитростной хореографией»[34].
«Маргарита и Арман», этот на самом деле достаточно слабый балет, стал самым долгожданным событием сезона 1963 года и породил массу слухов и сплетен на тему: а были ли в жизни Рудольф и Марго любовниками? Ведь они редко разлучались, вместе появляясь на торжественных приемах, в танцевальных клубах и ресторанах.
«Между нами возникло странное влечение друг к другу, которое мы так и не сумели объяснить рационально, — признавалась Фонтейн, — и которое в каком-то смысле напоминало глубочайшую привязанность и любовь, если учитывать, что любовь так многообразна в своих проявлениях. В день премьеры «Маргариты и Армана» Рудольф принес мне маленькое деревце белых камелий — оно было призвано символизировать простоту наших взаимоотношений в окружающем нас ужасном мире».
Друзья Марго с уверенностью утверждают: да, эти двое обожали друг друга и были действительно близки. «Она любила его до самозабвения, и все это знали», — говорят они. Только с Рудольфом Марго Фонтейн почувствовала себя полноценной женщиной. Есть и те, кто рассказывает об их ребенке, потерянном в результате выкидыша. Одна из подруг явилась невольной свидетельницей разговора, когда Марго сообщила об этом Рудольфу. Его отчаянию не было предела… Есть еще одна версия: Марго все-таки родила дочь от Рудольфа, но девочка вскоре умерла.
«Когда мы были на сцене, наши тела, наши руки соединялись в танце так гармонично, что, думаю, ничего подобного уже никогда не будет, — говорил Рудольф. — Она была моим лучшим другом, моим конфидентом, человеком, который желал мне только добра».
И танцовщик с благодарностью возвращал своей партнерше всю нежность, на которую был способен, когда они выступали вместе.
Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн в балете «Маргарита и Арман»
«Как бы отрицательно я ни относился к исполнению Фонтейн первого акта «Жизели» — она не обладала танцевальной скоростью и гибкостью, необходимыми, чтобы зрители забывали об ее возрасте, и к тому же ее героиня слишком напоминала благонравную светскую леди, — во втором акте звезда их дуэта, по всеобщему признанию феноменального, неожиданно разгоралась, — рассказывал Руди ван Данциг. — Работая в паре, Рудольф, казалось, забывал о себе самом, он растворялся в движениях Фонтейн и настолько внимательно следил за каждым нюансом ее танца, что уже одно его желание служить ей заставляло сердца зрителей замирать»[35].
«…Когда они вдвоем на сцене смотрят друг на друга, улыбаются друг другу, плачут, прощают или глядят в лицо смерти, все прочее бледнеет, и кажется, будто во всем мире осталось лишь два человека, — писал в «Нью-Йорк Геральд Трибьюн» Уолтер Терри. — Вчера вечером зрители встали и визжали — именно визжали — полчаса. Перед ними явилось величие, и они это знали».
Остается добавить, что к тому времени Марго вряд ли была счастлива в семейной жизни: ее смуглокожий Тито, как она называла мужа, элегантный и очень общительный человек, не чуждался связей на стороне. Ходили упорные слухи о том, что развод между супругами не за горами. Сам Бог послал Марго в утешение этого юношу, чьей стихией являлся танец!
Одно не вызывает сомнения: отныне отношения с другими людьми Фонтейн строила, принимая во внимание мнение Рудольфа. И если речь заходила о сохранении хороших отношений, то из всех окружающих Марго выбирала именно его.
— Дорогой Ролан, — предупреждала балерина хореографа Ролана Пети, — если вы не сладите с этим прелестным мужиком, в Лондоне вам делать нечего…
«Это был роман двух артистов, и проходил он на глазах у публики, — подтверждал английский критик Клемент Крисп. — Романтика, заключенная во всем этом, берет свое начало в характерах героев. Женщина старше, мужчина моложе. Светская дама и провинциальный мальчик».
Умер знаменитый голландский хореограф Руди ван Данциг
В четверг, 19 января, в своем доме в Амстердаме в возрасте 78 лет умер нидерландский хореограф Руди ван Данциг, один из самых ярких новаторов в современном балете, сообщает OpenSpace со ссылкой на интернет-издание DutchNews.nl.
Руди Ван Данциг родился в 1933 году в Амстердаме. Начал выступать в 1952 году, принимал участие в балетных вечерах Сони Гаскел, свой первый балет «Ночной остров» поставил в 1955 году.
Он был одним из основателей Нидерландского Театра Танца 1959 году в Гааге и художественным руководителем Нидерландского национального балета в Амстердаме с 1967 по 1991 год.
Хореограф сочинил более пятидесяти балетных спектаклей, почти все для Нидерландского национального балета и, как правило, в содружестве с хореографом Хансон ван Маненом и художником по декорациям и костюмам Туром ван Шайком. Ван Данциг часто использовал музыку голландских композиторов, таких как Ян Бойерман, Чюль Мейеринг, Петер Шат и Ситце Смит.
Многие иностранные труппы включали в свой репертуар балеты Ван Данцига. Среди наиболее известных его работ: «Последние пять песен», «Памятник умершему юноше», «Под ногами», «Ничейная земля», «Нагнуться или сломать» и его прочтения классических балетов «Ромео и Джульетта» и «Лебединое озеро».
Его балеты ставились во многих театрах мира: от Лондона, Парижа, Нью-Йорка до Токио, Кейптауна, Торонто, Стокгольма, Будапешта.
Руди Ван Данциг поставил четыре балета для Рудольфа Нуриева: «Канаты времени», «Про темный дом», «Уносимые легким ветром» и «Улисс». Нуриев танцевал также его номер «Памятник умершему юноше».
Руди Ван Данциг был членом жюри балетных конкурсов в Париже, Нью-Йорке и Москве, неоднократно принимал участие в программе Benois de la danse.