рубинштейн годы жизни психолог
Сергей Рубинштейн
Биография
Сергей Рубинштейн — первый психолог, удостоенный избрания членом-корреспондентом Академии наук СССР. Заслуга Сергея Леонидовича — синтез наук психологии и философии, создание теории деятельности (деятельностного подхода). Его труд «Основы общей психологии» в 1942 году удостоился Сталинской премии.
Детство и юность
Ученый родился в июне 1889 года в Одессе в семье адвоката Леонида (Лазаря) Рубинштейна и его жены Полины. У Сергея было три брата, наибольшую известность из которых получил Николай, написавший учебник «Русская историография».
В молодости глава семьи дружил с Георгием Плехановым, и в доме Рубинштейнов часто собирались одесские интеллигенты. Однако упаднические настроения и разговоры приятелей отца Сергея тяготили. Об этом психолог написал в набросках к автобиографии. Марксизм интересовал юношу не как руководство к действию, а как одна из множества философских систем. К идее экспроприации экспроприаторов отпрыск обеспеченной семьи относился негативно.
В 19 лет Сергей с золотой медалью окончил престижную Ришельевскую гимназию. Однако в Новороссийский (Одесский) университет медалист поступать отказался, поскольку считал, что в этом вузе учатся преимущественно дети нуворишей.
Выбор одаренного юноши пал на Фрайбургский университет. Впрочем, через 2 семестра одессит перевелся в Марбургский университет, основанный в 1527 году Филиппом Великодушным. Вскоре после защиты Сергеем докторской диссертации началась Первая мировая война.
Рубинштейн вернулся в Одессу и начал преподавать в гимназиях черноморского города. В 30 лет при содействии Николая Ланге Сергей Леонидович стал приват-доцентом университета, отвергнутого им в юности. Вуз к 1919 году стал называться Одесским институтом народного образования.
Личная жизнь
Широта души Сергея Леонидовича проявлялась в том, что философов и психологов Льва Выготского, Александра Лурии, Григория Рогинского, взгляды которых Рубинштейн не разделял, он приглашал на лекции и конференции. Друзьями уроженца Одессы были режиссер Сергей Эйзенштейн и физиолог Леон Орбели.
Человеческие качества Рубинштейна в наибольшей степени раскрылись во время блокады Ленинграда. В город на Неве одессит перебрался в 1930 году и сразу возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института имени Александра Герцена. Жил Сергей Леонидович в двухкомнатной квартире на Садовой улице.
Рубинштейн оставался в осажденном городе до марта 1942 года, хотя ученому поступали предложения эвакуироваться раньше. С умирающим от голода аспирантом Лосевым ученый поделился частью блокадного пайка. Начальника охраны института Сергей Леонидович попросил научить его стрельбе, чтобы в случае прорыва обороны Ленинграда убивать гитлеровцев (с юности Рубинштейн имел плохое зрение и на всех фото запечатлен в очках).
Психология
Рубинштейн утверждал, что все стороны человеческой личности проявляются в отношении индивида к труду, в его деятельности, причем превратности судьбы мобилизуют душевные силы человека. Однако только узловые моменты биографии персоны откладывают отпечаток на ее характер. Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Сергей Леонидович положил конец малопродуктивным дебатам о соотношении мысли и поведения.
А вот и первый номер в наступающем году. На обложке изображен Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960), советский.
Анализируя развитие детей, психолог выделил два этапа формирование речи ребенка, на первом из которых малыш хочет понять смысл слов взрослых, а на втором желает донести до них свои желания и идеи. Сергей Леонидович подчеркивал важность деятельного подхода ученика к овладению знаниями, умениями и навыками.
Основные труды Рубинштейна остаются актуальными и в XXI веке. Подтверждение этому — переиздание «Основ общей психологии» издательством «АСТ» в 2020 году.
Смерть
В конце 40-х годов в рамках сталинской борьбы с космополитизмом Рубинштейна обвинили в «преклонении перед иностранщиной», сняли со всех должностей, статьи ученого не печатали. Сергей Леонидович, вопреки безденежью и психологическому давлению, работал над книгой «Бытие и сознание». В 1954 году ученого восстановили в должностях.
Однако гонения не прошли даром для Сергея Леонидовича. В январе 1960 года мужчина скоропостижно скончался. Причина смерти в биографиях Рубинштейна не указывается. Ученый похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
11 января 1960 года на семьдесят первом году жизни скоропостижно скончался Великий Советский философ и психолог Сергей.
Интересный факт: Рубинштейн относился к смерти без страха, свидетельство этому — цитата из книги философа «Человек и мир»:
«Две есть в жизни прекрасные поры — годы юности и завершения жизни. Еще раз смятение чувств. Великий перелом. »
Косвенным подтверждением не сложившейся личной жизни Сергея Леонидовича, отсутствия у мужчины жены и детей является то, что в его могилу через 3 года похоронили прах брата Николая. Имена и годы жизни одесситов, ставших москвичами, высечены на могильном памятнике.
Рубинштейн годы жизни психолог
Инструментарий
Программы обучения
ВЕБИНАР: Профессиональное выгорание – не повод менять работу! Методы самодиагностики и супервизорской помощи for myself
Психологическая коррекция нарушений пищевого поведения (избыточной массы тела)
ВЕБИНАР: «Терапия идентичности». Авторский метод работы с психотравмой
Скоро
III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»
VIII Международная научно-практическая конференция «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика»
Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»
Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»
Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»
VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»
V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»
Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»
Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Доктор педагогических наук. Член-корреспондент Академии наук СССР. Действительный член (академик) АПН РСФСР.
Заведующий сектором психологии Института философии АН СССР.
Член редколлегии журнала «Вопросы психологии».
После окончания Ришельевской гимназии поступил во Фрайбургский университет, но через год перевёлся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 году.
В 1914 г. защитил докторскую диссертацию на тему «К проблеме метода». В 1937 утвержден ВАК в учёной степени доктора педагогических наук (без защиты диссертации) и в учёном звании профессора.
В 1917 году он начал преподавать в одесских гимназиях.
В 1930 г. возглавил вспомогательную кафедру психологии отделения педологии ЛГПИ им. Герцена (Ленинград).
В разные годы преподавал также в ЛИФЛИ, читал курс психологии на кафедре физиологии труда ЛГУ. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики.
В 1939 г. был выдвинут депутатом Ленсовета.
Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г., участвовал в его обороне.
Когда Ленинградский педагогический институт был частично эвакуирован в разные города страны, с марта по октябрь 1942 г. жил и работал в Кисловодске.
В 1945 г. организовал и возглавил сектор психологии Института философии АН СССР.
В 1943 г. был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.
В 1949 г. в ходе кампании по борьбе с космополитизмом освобожден от руководящих должностей заведующего кафедрой психологии МГУ и заведующего сектором психологии Института философии АН СССР, но при этом был оставлен в штате обеих этих организаций.
В 1953 г. участвовал в организации первого послевоенного профильного издания психологов в стране — журнала «Вопросы психологии», входил в первый состав редакционной коллегии.
В 1956 г. возглавил воссозданный заново сектор психологии в Институте философии.
В 1957 г. С.Л. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, но не участвовал по болезни.
В 1959 г. был назначен Президиумом АН СССР организатором крупнейшего Всесоюзного совещания по проблемам соотношения социального и биологического. С. Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии наук СССР.
Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей.
Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930 г.
С.Л. Рубинштейн положил начало крупной научной философско-психологической школы. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии. В 1930-е гг. содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»), создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками.
Последние несколько лет своей жизни посвятил разработке концепции человека. Проблема человека рассматривалась им на личностном, социально-философском уровнях, в психологическом и этическом аспектах. Основной проблемой для Рубинштейна стал в то время вопрос о сохранении этичности, способности к творчеству, индивидуальности личности в условиях, противоречащих ее достоинству, отрицающих ее право на выбор. Центр жизни Рубинштейн видел в конкретном человеке, личности, в ее жизненной борьбе и личностных победах.
Основные публикации:
Награды:
Сергей Леонидович Рубинштейн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Основатель кафедры и отделения психологии факультета философии МГУ, а также сектора психологии Академии наук СССР. Автор фундаментальной книги «Основы общей психологии». Первый советский психолог — лауреат Сталинской премии (1942).
Рубинштейн Сергей Леонидович родился 6 (18) июня 1889 года в Одессе, в семье адвоката. В 1908 году он окончил Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Высшее образование он решил получать в Европе, куда и отправился сразу по окончании гимназии.
Сначала Рубинштейн поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра уехал в Марбург, где продолжил обучение. Он окончил факультет философии Марбургского университета в 1914 году, тогда же вышла его первая крупная статья «К проблеме метода», первая часть которой стала его докторской диссертацией.
Начавшаяся Первая мировая война вынудила С.Л. Рубинштейна вернуться в Одессу, и с 1917 года он работал преподавателем в гимназии. В том же году Сергей Леонидович прочитал доклад «Философская система Когена» в философском обществе при Новороссийском университете.
В апреле 1919 года историко-философский факультет Новороссийского университета избрал Рубинштейна приват-доцентом по кафедре философии, причем произошло это во многом благодаря отзыву, сделанному Н.Н. Ланге. В университете С.Л. Рубинштейн читает психологию, логику, историю философии, а с декабря 1919 года — еще и курс «Введение в философию».
После смерти Ланге С.Л. Рубинштейн подал в конкурсную комиссию Одесского института народного образования заявление на замещение вакантной должности, и в 1921 году он был избран профессором кафедры психологии ИНО. Первая статья, которую выпустил С.Л. Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности». В ней он изложил свои основные положения и принципы, подверг критическому анализу конфликт между объективностью и конструктивностью знания, вытекающий из идеалистических концепций. По мнению автора, объективное бытие включает в себя элемент творческой конструктивности.
В 1922 году Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. По мнению С.Л. Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики. В дальнейшем ученый неоднократно подчеркивал важность этого принципа для педагогической практики.
В течение следующих лет С.Л. Рубинштейн предпринял несколько командировок в Харьков. Во время одной из них он принял участие в съезде научных работников Украины. Занимая с 1925 года должность директора Одесской научной библиотеки, он активно участвовал в развитии библиотечного дела в России. Будучи в командировке в Москве, он готовил доклад к всероссийскому библиографическому съезду. Также ученый принимал участие в съезде библиотекарей в Ленинграде, а в апреле 1927 года — в заседании пленума всеукраинского библиотечного бюро в Киеве.
С середины 1928 года ученый стал внештатным профессором Института народного образования. Этот период был удачным и для его научной деятельности. В Одессе С.Л. Рубинштейн выпустил ряд статей, в том числе «Развитие мышления у подростков».
В 1930 году С.Л. Рубинштейн переехал в Ленинград, где возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института. Работая в Ленинграде, он издал в 1935 году книгу «Педагогика и психология», в которой он изложил свою идею о сотрудничестве учителя с учащимися. По его мнению, в педагогическом процессе все отношения, влияющие на сознание человека и на формирование его личности, принимают специфический характер. При этом в сотрудничестве ученика и учителя важно учитывать, что первый еще не может преобразовывать объективную действительность, создавать новые понятия и знания. Ему пока доступно только усваивание содержания уже сложившегося знания. На качество обучения, по мнению Рубинштейна, влияют не только интеллектуальные данные учеников и постановка обучения, но и отношение учащихся к предмету и преподавателю.
Рубинштейн обращал внимание на то, что отношения педагога к ученикам и учеников к педагогу, которые определяют сущность педагогической ситуации, далеко не равнозначны. На основании всех вышеизложенных положений ученый сделал следующий вывод: педагог должен заботиться об установлении правильных отношений с учащимися, если он ставит перед собой задачу не только передачи знаний, умений и навыков, но еще и формирования личности.
Также Рубинштейн показал в этой книге исследование творческих процессов мышления. По его мнению, основной способ существования психического — это существование в качестве процесса или деятельности. На основании этого он определяет мышление как процесс, составляющий непрерывное взаимодействие субъекта с объектами познания. Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем, выдвигаемых различными сферами жизни — экономикой, юриспруденцией, педагогикой, производством, наукой и т.д. Это происходит, как считал Рубинштейн, потому, что проблемность является неотъемлемой чертой познания. Мышление же, являясь опосредствованным познанием, имеет основу в его проблемности. Эта теория была впоследствии подтверждена ученым экспериментально.
В 1940 году Рубинштейн издал книгу «Основы общей психологии», работа над которой длилась несколько лет. В ней он, в частности, отразил свою теорию личности. Он рассматривал личность как основание связи всех психических процессов, ей принадлежащих и ею управляемых. Кроме того, личность понимается им в совокупности своих отношений с окружающим миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения.
В рамках этой теории вполне естественно возник гуманистический подход Рубинштейна к личности учащегося в педагогике. Однако наметившиеся в государстве тенденции к уравниловке, обезличиванию ярко контрастировали с пропагандируемой ученым заботой о развитии индивидуальности субъекта. Несмотря на это, Сергей Леонидович настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании.
В этом произведении Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, считая его важнейшей составляющей, а также способом выражения отношения личности к миру — переживание. Предметом особо пристального внимания Рубинштейна стала коммуникативная функция сознания, связанная с речью. Он рассматривал 2 онтогенетических этапа развития речи в контексте психологических коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка. На первом этапе такой задачей является стремление ребенка понять взрослых, на втором — стремление быть ими понятым.
До 19 марта 1942 года Рубинштейн оставался в Ленинграде, где руководил подготовкой научных работников, приехавших в ЛГПИ из других городов (Ярославского, Вологодского, Уральского пединститутов), во время Великой Отечественной войны он участвовал в обороне города. В марте ЛГПИ был эвакуирован в разные города, и Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск, но пробыл там недолго. Осенью 1942 года он отправился в Москву, где начал работать в Институте психологии при МГУ.
В 1945 году С.Л. Рубинштейн создал сектор психологии в Институте философии АН СССР и возглавил его. На базе этого сектора была организована первая психологическая лаборатория в Академии наук СССР.
В 1946 году Рубинштейн опубликовал второе доработанное и расширенное издание «Основ общей психологии», которое сыграло роковую роль в его жизни. Психолог был обвинен в космополитизме, недопустимом для советского ученого, в «преклонении перед иностранщиной» и недооценке отечественной науки. В 1948-1949 годах его сняли со всех постов, и последующие за этими событиями пяти лет стали годами осуждения всех его трудов.
Давление критики было огромно. Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над углублением теории деятельностного подхода, написал фундаментальную работу «Бытие и сознание», опубликованную только в 1957 году.
Последние несколько лет своей жизни ученый посвятил разработке концепции человека, изданной после его смерти, в 1973 году, в работе «Человек и мир». Проблема человека рассматривалась им на личностном, социально-философском уровнях, в психологическом и этическом аспектах. Основной проблемой для Рубинштейна стал в то время вопрос о сохранении этичности, способности к творчеству, индивидуальности личности в условиях, противоречащих ее достоинству, отрицающих ее право на выбор. Центр жизни ученый видел в конкретном человеке, личности, в ее жизненной борьбе и личностных победах.
Сергей Леонидович Рубинштейн умер 11 января 1960 года. Его педагогическая концепция стала важным этапом в развитии педагогики и психологии, так же как и его поздние теории человека. Сергей Леонидович Рубинштейн развивал гуманистическую концепцию личности, что в условиях сложившейся в стране идеологии было недопустимо. Его творчество было подвергнуто осуждению, а все его заслуги и теории низложены. Однако это не сломило дух ученого, а лишь наложило своеобразный отпечаток на его творчество.
Сергей Леонидович Рубинштейн
Жизненный путь советского психолога
Родился Сергей Рубинштейн в Одессе, в семье известного адвоката. Его младший брат Николай впоследствии стал известным советским историком. Семья Леонида Рубинштейна была весьма обеспеченной, да ещё и интеллигентной. В доме часто собирались интеллектуалы со всего города, прежде всего врачи и юристы. Казалось бы, в такой обстановке у ребёнка должно развиться доброжелательное отношение к культуре, однако у Сергея эти посиделки вызывали отвращение. Дело было в том, что интеллигенция перед революцией чаще всего проводила время в бесплодных умствованиях, отличалась упадническим настроением.
Учился мальчик в элитной Ришельевской гимназии. Именно там он заинтересовался марксизмом и даже некоторое время посещал подпольный марксистский кружок. Марксизм его привлекал прежде всего новизной, свежестью, призывом к действию и направленностью на изменение мира; в этом он был отличной альтернативой упадническому духу той интеллигенции, которая собиралась в доме.
Получив образование, Сергей Рубинштейн вернулся в Одессу и решил-таки работать в том самом Новороссийском университете, возглавив кафедру психологии. Однако на этот раз он сам не понравился профессорам, поскольку имел «слишком иностранное образование» и аристократические манеры. Тогда он покинул кафедру и стал преподавать философию, психологию и логику в гимназиях.
Интересно, что после революции Рубинштейн всё-таки вернулся в университет и снова стал заведовать кафедрой психологии. Университет в это время был переименован в Одесский институт народного образования.
В двадцатые годы его работа не была особо плодотворной, он даже почти не имел возможности публиковать научные статьи. Однако в этот период была работа «Принцип творческой самодеятельности», в которой он изложил идеи, ставшие впоследствии основой для целого крупного направления – психологии деятельности.
В тридцатые годы Рубинштейн перебрался в Ленинград, где его деятельность была более плодотворной и успешной. В частности, за свою работу «Основы общей психологии» он был удостоен Сталинской премии второй степени.
Известно, что во время ленинградской блокады Рубинштейн проявлял настоящее мужество. Он сам согласился остаться в городе, чтобы продолжать работу в суровых условиях и поддерживать своих коллег. Когда его аспирант Г. Лосев, пребывая на грани жизни и смерти, лежал в госпитале далеко от центра Ленинграда, Рубинштейн, несмотря на физическую слабость, шёл пешком через весь город, чтобы навестить его и поделиться своим скудным пайком.
В 1959 году было принято решение удостоить Сергея Рубинштейна Ленинской премии. Однако до её вручения он так и не дожил – умер в начале 1960 года.
Научные исследования Рубинштейна в области психологии
Уже в своей первой работе 1922 года, посвящённой будущей теории деятельности, Рубинштейн указал, что человек в процессе своей деятельности не только выражает себя, а ещё и создаёт себя. Деятельность формирует сознание и личность. Поэтому наблюдая за деятельностью субъекта, можно понять его внутренний мир и определить, чем этот субъект является. Эти принципы, по мнению Рубинштейна, должны быть положены в основу педагогики.
Рубинштейна даже можно назвать родоначальником теории деятельности, поскольку другие психологи этой темой тогда ещё не занимались. Первое время единственным его сторонником был ленинградский психолог М. Я. Басов, благодаря которому Рубинштейн и был приглашён из Одессы в Ленинград. Московские психологи, разрабатывавшие в то время теорию реакций, отвергли позицию Рубинштейна и не пожелали с ним сотрудничать.
Любопытно, что, разрабатывая свою теорию деятельности, Рубинштейн ссылался… на Гёте, в работах которого впервые был предложен принцип «сначала было дело» (а не «слово», как в христианском вероучении). Гёте, как известно, жил в восемнадцатом веке. Поэтому «новомодная» для начала ХХ века теория деятельности имела глубокие философские корни.
И, разумеется, свою роль сыграл детский опыт – столкновение с праздными умствованиями старой интеллигенции, которые сразу вызвали у будущего психолога неприятие. Рубинштейн сразу ощутил, что если личность не проявляет никакой активной деятельности, то эта личность мертва, и никакие разглагольствования оживить её не способны.
Наблюдать за деятельностью субъекта, чтобы узнать о его психике, предлагали ранее и другие авторы. Так, Генри Ругер ещё в 1910 году наблюдал за испытуемыми, которым было предложено решить механическую головоломку. Вначале было видно, что они пытались её решить наугад; но после того, как у них что-то получалось, они осмысляли свой опыт и делали всё меньше ошибок. Так учёный смог выявить работу интеллекта и наблюдать механизм получения образования.
В русле психологии деятельности Рубинштейн описывал и своё понимание педагогики. Он считал, что ребёнок должен быть не просто объектом воспитательного воздействия, а должен быть его соучастником. В соответствии с этим Рубинштейн предлагал заменить традиционную школьную систему, основанную на запоминании готовых знаний, на более современную, призванную развивать творческий потенциал ученика. Это согласовывалось с позицией многих других психологов того времени, в том числе зарубежных. Так, педагогическая система Дьюи, основанная на похожих принципах, в двадцатые годы активно внедрялась в советскую систему образования, а сам Дьюи посещал СССР.
Научной работе Рубинштейна был чужд политико-идеологический элемент, хотя он и придерживался марксистских взглядов. Он хорошо знал и работы советских психологов, и труды зарубежных, и у всех авторов видел какое-либо зерно истины. Он никоим образом не разделял «советскую» и «западную» науку; такой подход в то время являлся достаточно редким, да и в наше время находятся солидные учёные, которые погрязли в «идеологическом грехе».
Однако свободомыслие Рубинштейна сыграло с ним злую шутку в годы «борьбы с космополитизмом». Сталину в научном сообществе страны нужны были не столько учёные (умных людей он вообще недолюбливал), сколько политики, «патриоты» и сладкоголосые певцы, восхваляющие режим. Рубинштейн стал главной жертвой «борьбы с космополитизмом»: формальным поводом для скандала было то, что в его очередной книге, готовящейся к изданию, зарубежных психологов цитировалось больше, чем советских. Ясно было, что учёному припомнили и его еврейское происхождение.
Но это будет в последние годы жизни тирана. А пока, во время своей наиболее плодотворной деятельности, Рубинштейн создаёт внушительный труд «Основы психологии», который выполнен не в виде строгой академической монографии, а в качестве учебного пособия. Это было новшеством. Рубинштейн впервые предложил читать курс психологии не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах.
Когда в СССР были введены научные звания, Рубинштейн стал первым в стране доктором педагогических наук.
Ещё в ленинградский период своей деятельности Сергей Рубинштейн много общался со своими коллегами. В его квартире собирались видные ленинградские психологи, а также исследователи из Москвы. В частности, Рубинштейна посещали Теплов, Леонтьев, Лурия, Выготский. При этом с Выготским Рубинштейн во многом не соглашался; несмотря на это, учение Выготского он охотно обсуждал. Леонтьев и Теплов, жившие в Москве, стали его единомышленниками и развивали теорию деятельности, основы которой заложил Рубинштейн. Защищать свои работы в московском Институте психологии они не могли, потому что руководство института отвергало «деятельностников» и относилось к ним с неприязнью; поэтому Рубинштейн предложил им защищаться и публиковаться у себя в Ленинграде.